Корпоративное жилье что это
«Компания снимет квартиру для сотрудников»
Сдать квартиру фирме, которая разместит там сотрудников, – неплохой вариант. Но это точно не стоит делать по объявлению на подъезде. О том, как компании снимают элитное жилье для своих сотрудников, рассказывает директор департамента городской недвижимости Blackwood Иван Бородин.
Как компании ищут жилье для сотрудников?
Как правило, квартиры для своих сотрудников компании выбирают через агентства недвижимости, так как компаниям нужно официально оформить отношения с юридическим лицом. И, конечно, заказчик не подает никаких объявлений в газеты или на популярные интернет-площадки. Выбор происходит из представленных на рынке предложений.
Если речь о крупных компаниях, международных концернах или о посольствах, то им важны опыт, имя и репутация агентства недвижимости. Зачастую агентства выбирают на тендерной основе.
Кто ищет?
Ищут и подбирают квартиры или апартаменты для корпоративных нужд, как правило, отдел кадров или другой административный департамент. При этом ответственные за данный вопрос люди не только ищут подходящее агентство, но и занимаются размещением, трансфером сотрудников и прочими организационными моментами.
Коротко о документах
При корпоративной аренде заключают два договора. Первый – договор оказания услуг. Его подписывают компания-заказчик и агентство недвижимости. Второй – договор аренды. Его подписывают компания и собственник квартиры. Если компания иностранная, оба договора составляют на двух языках.
Какие преимущества в такой аренде для собственника?
Все просто. Собственник, решая сдавать квартиру, обращается в агентство недвижимости и оговаривает, что предпочитает корпоративных арендаторов. Обычно с компаниями имеют дело те хозяева жилья, кому важна юридическая и налоговая чистота сделки, своевременные платежи. Кроме того, корпоративные арендаторы больше заботятся о сохранности имущества, и это долгосрочные договоренности: средний срок корпоративных договоров аренды – три года. Любопытно, что довольно часто таким арендаторам нужна временная регистрация, и, поскольку все официально, арендодатели всегда идут навстречу в этом вопросе.
Чего ждут корпоративные арендаторы от квартиры?
Например, чаще всего экспаты из стран Востока (Ближнего, Среднего, Дальнего) арендуют трехкомнатные квартиры. Это хорошо для элитной аренды, поскольку на квартиры с тремя комнатами, например, на элитном рынке Москвы приходится больше трети предложений. Их предпочтения – это квартиры в новостройках с раздельными зонами кухни и спальни, отдельными комнатами и санузлом для обслуживающего персонала.
У сотрудников дипломатических представительств есть еще одно дополнительное требование – наличие в квартире большого зала для приемов, где можно разместить от 30 до 70 человек.
Большим преимуществом будет и близость квартиры к международным школам, поскольку многие иностранные арендаторы приезжают в Россию вместе с семьями. Но встречаются и особенные запросы: так, для некоторых экспатов из Азии важно, чтобы квартира была обустроена согласно принципам фэн-шуй.
Какой диапазон по ценам в корпоративной аренде?
В Москве компании выделяют на съем элитной квартиры в Москве в среднем 150 тысяч рублей в месяц для менеджеров среднего звена и от 300 тысяч рублей для топ-менеджеров.
При этом доля корпоративных квартиросъемщиков среди всех арендаторов элитной недвижимости не превышает 5-7%.
Что такое кондоминиум: плюсы, минусы и как оформить
Термин «кондоминиум» чаще употребляют, когда говорят о зарубежной недвижимости. В России это слово стало использоваться относительно недавно, и обычные владельцы недвижимости зачастую не понимают, что оно означает.
Вместе с экспертами разбираемся, что именно понимается под словом «кондоминимум».
Кондоминиум — это форма собственности на жилой комплекс, единый комплекс недвижимости, который включает земельный участок, расположенное на нем жилье и другие объекты недвижимого имущества. При этом помещения, которые предназначены для жилых и других целей, находятся в собственности отдельных лиц. Понятие «кондоминиум» может охватывать не только один дом, но и целый комплекс строений.
Как появились кондоминиумы
В Великобритании первые объединения собственников жилья образовались в XIX веке. Именно с момента их организации начались преобразования в жилищной сфере. В 1836 году был принят закон о строительных обществах, который открывал правовую сферу для отношений по организации и деятельности объединений, занимающихся строительством и обслуживанием жилых помещений.
«Но есть и более ранний пример: в Римской империи был принят закон, который позволял гражданину владеть одним помещением в городском жилом доме, предназначенном для нескольких семей», — уточняет руководитель юридической практики компании «Интерцессия» Кирилл Стус.
Что входит в объекты кондоминиума:
Кондоминиум в России
В России кондоминиум определяется как совокупность земельного участка, зданий, ограждающих конструкций и инженерных коммуникаций многоквартирного жилого дома. Однако в 2005 году в законодательство были внесены поправки, которые исключили понятие «кондоминиум» из законов. Сегодня вместо него используется термин ТСЖ (товарищество собственников жилья).
«Товарищество собственников жилья — это форма объединения домовладельцев (собственников жилых и нежилых помещений в доме) для совместного управления, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения комплексом недвижимого имущества. Многоквартирный дом может получить статус кондоминиума (ТСЖ) только по решению собственников жилья в данном помещении. Необходимо уточнить, что кондоминиум в зарубежных странах и ТСЖ в России — это немного разные понятия. В виде кондоминиума в зарубежных странах часто встречаются отели, гостиницы», — говорит руководитель юридической практики компании «Интерцессия» Кирилл Стус.
По словам руководителя практики недвижимости и строительства юридической фирмы «Авелан» Вероники Величко, самым важным элементом общего имущества является земельный участок. Но часто бывает, что он не сформирован. В этом случае земля до своего формирования принадлежит городу, но у собственников квартир есть исключительное право пользования земельным участком и право требовать у местных властей определения его границ.
«После формирования земельного участка он переходит в общую долевую собственность владельцев помещений в многоквартирном доме. До этого момента город является, по сути, только номинальным собственником и никакие распорядительные функции в отношении земельного участка под домом реализовать не может. Также администрация города не вправе отказать по каким-либо причинам в формировании земельного участка. Оформить землю под домом может любой собственник. Важно учитывать, что в общую долевую собственность земельный участок переходит, если здание является многоквартирным домом, то есть жилым», — разъясняет Вероника Величко.
Какие основные функции выполняет кондоминиум:
Как зарегистрировать кондоминиум (ТСЖ) — главные шаги
Государственная регистрация товарищества собственников жилья (кондоминиума) осуществляется в соответствии с законодательством (ст. 136 Жилищного кодекса).
Первый шаг — проведение опроса среди жильцов и получение их согласия на оформление. При согласии большинства жильцов старшим по дому или инициатором переоформления готовятся коллективное заявление и устав. Затем на общем собрании выбирают управляющий состав из собственников жилого дома или комплекса домов.
Второй шаг — проведение собрания для утверждения устава и голосование за предложенных кандидатов правления кондоминиума. О дне проведения собрания жильцов предупреждают за две недели.
Третий шаг — подача всех документов и протоколов на официальную регистрацию кондоминиума в налоговой инспекции.
Четвертый шаг — получение регистрационного свидетельства через месяц.
Пятый шаг — открытие председателем кондоминиума счета для ежемесячного сбора денег, которые необходимы для содержания и ремонта жилого комплекса.
«При государственной регистрации товарищества собственников жилья представляются протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества и об утверждении его устава, и устав товарищества. Также предоставляются сведения о лицах, проголосовавших на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме за создание товарищества собственников жилья, о принадлежащих этим лицам долях в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме», — говорит руководитель юридической практики компании «Интерцессия» Кирилл Стус.
Как управляется кондоминиум
Управление кондоминиумом проходит посредством общих собраний. На них жильцы определяют:
Плюсы и минусы кондоминиума
Плюсы:
Минусы:
Как работают кондоминиумы в других странах
В США кондоминиумы расположены и в центральных мегаполисах, и в отдаленных районах. Данный вид недвижимости относят не только к многоэтажным домам.
«В Таиланде, Европе и США кондо, как там называют кондоминиумы, часто используются в качестве апарт-отелей. Классический кондо-отель похож на обычный гостиничный комплекс, нередко он даже получает пять звезд. Однако принадлежит он не только управляющей компании, но и отдельным частным лицам», — говорит руководитель юридической практики компании «Интерцессия» Кирилл Стус.
Корпоративное жилье что это
(в ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 07.02.2006 N 231р, от 02.08.2006 N 1600р, от 10.12.2007 N 2311р,от 03.12.2010 N 2495р, от 18.01.2016 N 57р, от 21.11.2016 N 2345р, от 07.09.2018 N 1993/р, от 01.03.2019 N 374/р)
I. Общие положения
1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с Концепцией жилищной политики ОАО «РЖД» на 2005-2007 годы и на период до 2020 года (далее – Концепция), определяют порядок предоставления корпоративной поддержки работникам ОАО «РЖД» при приобретении (строительстве) жилых помещений в собственность и их учета для предоставления такой поддержки (далее – учет).
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 18.01.2016 N 57р)
2. Настоящие Правила распространяются на работников ОАО «РЖД», которые ранее (в том числе во время работы в организациях федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО «РЖД») не использовали право на льготное финансирование (кредитование) приобретения (строительства) жилого помещения в собственность, в том числе право на получение беспроцентных и льготных займов (кредитов, ссуд), приобретение жилого помещения в кредит с рассрочкой платежа и на иные формы содействия работникам при приобретении (строительстве) жилого помещения, предусмотренные Концепцией, за исключением работников, принятых на работу в ОАО «РЖД» на условиях срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством сохраняется место работы.
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 07.09.2018 N 1993/р)
II. Порядок учета работников ОАО «РЖД» для предоставления корпоративной поддержки
3. Основанием для постановки на учет является нуждаемость работников ОАО «РЖД» в улучшении жилищных условий, которая определяется в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и учетной нормой площади жилого помещения на каждого члена семьи, устанавливаемой органом местного самоуправления (далее – норматив).
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 03.12.2010 N 2495р)
К членам семьи работника относятся его супруг/супруга, нерсовершеннолетние дети, а также совершеннолетние дети, не имеющие собственной семьи и зарегистрированные в одном жилом помещении.
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 07.09.2018 N 1993/р)
Работники ОАО «РЖД» и/или члены их семей, совершившие действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, не подлежат постановке на учет для оказания корпоративной поддержки в течение пяти лет с момента ухудшения их жилищных условий.
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 07.09.2018 N 1993/р)
Ухудшения жилищных условий могут быть вызваны следующими действиями работников:
а) изменение порядка пользования жилыми помещениями;
б) обмен жилого помещения;
в) невыполнение условий договора социального найма, безвозмездного пользования жилым помещением, купли-продажи с рассрочкой платежа, повлекшее выселение работников в судебном порядке;
г) изменение состава семьи в результате вселения иных лиц не являющихся членами семьи, расторжения брака;
д) определение долей, выдел доли или изменение долей собственниками жилых помещений;
е) отчуждение имеющегося в собственности работника и членов его семьи жилого помещения либо его доли.
Решением жилищной комиссии ОАО «РЖД» могут быть признаны и другие действия работника, приведшие к ухудшению жилищных условий.
(В ред. Распоряжений ОАО «РЖД» от 07.02.2006 N 231р, от 02.08.2006 N 1600р)
Молодой специалист, направленный на работу в другую местность, ставится на учет при отсутствии жилого помещения у него и членов его семьи в населенном пункте по месту его работы. При этом корпоративная поддержка при приобретении молодым специалистом жилого помещения в собственность оказывается на расчетную сумму, составляющую разницу между расчетной стоимостью жилого помещения по новому месту жительства и рыночной стоимостью жилого помещения (либо доли жилого помещения), принадлежащего его семье на праве собственности, или (и) рыночной стоимостью жилого помещения, предоставленного его семье для проживания в соответствии с договором социального найма по прежнему месту жительства. Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из норматива площади приобретаемого жилого помещения, установленного в ОАО «РЖД», и стоимости 1 кв. метра, определенной Минстроем России.
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 18.01.2016 N 57р)
3(1). Работники ОАО «РЖД» ставятся на учет по нормативам места постоянной регистрации, а расчет размера корпоративной поддержки осуществляется по параметрам, установленным применительно к нормативам места постоянной регистрации.
Для молодых специалистов, направленных на работу в другую местность, а также для приглашенных и перемещенных специалистов расчет размера корпоративной поддержки осуществляется по параметрам, установленным применительно к нормативам населенного пункта, в котором находится специалист или в котором он постоянно зарегистрирован, в соответствии с условиями трудового договора.
(Пункт 3(1) введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 10.12.2007 N 2311р)
3(2). Работники ОАО «РЖД», не состоящие на учете на улучшение жилищных условий по социальному найму до 1 марта 2005 г., принимаются на учет при наличии оснований и непрерывного стажа работы в ОАО «РЖД», включая работу в органах федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО «РЖД», не менее 3 лет и не менее 3 месяцев работы в занимаемой должности (в случае перевода работника к другому работодателю в ОАО «РЖД» стаж не считается прерванным). Молодые специалисты принимаются на учет при наличии оснований с даты подачи заявления независимо от стажа работы.
(в ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 01.03.2019 N 374/р)
Молодые специалисты, направленные на работу в аппарат управления ОАО «РЖД» или органы управления филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД», принимаются на учет при наличии оснований на условиях, устанавливаемых Центральной жилищной комиссией ОАО «РЖД».
Требование о наличии 3-летнего непрерывного стажа работы в ОАО «РЖД» не распространяется на следующих лиц:
(в ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 01.03.2019 N 374/р)
(абзац введен Распоряжения ОАО «РЖД» от 01.03.2019 N 374/р)
(абзац введен Распоряжения ОАО «РЖД» от 01.03.2019 N 374/р)
Время военной или альтернативной гражданской службы не включается в стаж, необходимый для постановки работников ОАО «РЖД» на учет для предоставления корпоративной поддержки, но не прерывается.
(Пункт 3(2) добавлен Распоряжением ОАО «РЖД» от 18.01.2016 N 57р)
С 1 января 2011 г. на учет ставятся работники ОАО «РЖД», профессии и должности которых включены в перечень дефицитных и востребованных профессий и должностей работников ОАО «РЖД», формируемый Департаментом управления персоналом по согласованию с Департаментом социального развития.
(П.4 дан в ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 03.12.2010 N 2495р)
4(1). Из общих учетных списков на предоставление корпоративной поддержки при приобретении (строительстве) жилых помещений в собственность выделяются списки молодых работников (в возрасте до 30 лет), в том числе молодых специалистов, и списки работников, привлекаемых для работы в населенных пунктах с дефицитом трудовых ресурсов (зоне БАМа, северных регионах железных дорог и др.), без исключения указанных категорий работников из общих учетных списков.
Перечень указанных населенных пунктов определяется руководителями филиалов ОАО «РЖД» по согласованию с Департаментом управления персоналом и Департаментом экономической конъюнктуры и стратегического развития.
(Пункт 4(1) введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 10.12.2007 N 2311р)
5. Для постановки на учет работник подает заявление с приложением соответствующих документов по форме согласно приложению N 1.
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 21.11.2016 N 2345р)
6. При необходимости у работника ОАО «РЖД» могут запрашиваться дополнительные сведения и документы.
7. На основании решения уполномоченного лица с учетом мнения соответствующей жилищной комиссии осуществляется постановка работников ОАО «РЖД» на учет.
Сведения о работниках ОАО «РЖД», которые принимаются на учет, вносятся в книгу учета, заполняемую по форме согласно приложению N 3, и информационную программу, разработанную в соответствии с Методикой ведения учета работников ОАО «РЖД» для предоставления корпоративной поддержки при приобретении (строительстве) ими жилых помещений в собственность, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 1 февраля 2013 г. N 246р.
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 18.01.2016 N 57р)
8. На каждого работника ОАО «РЖД», поставленного на учет, формируется учетное дело, в котором должны содержаться все представляемые в соответствии с настоящими Правилами документы, подтверждающие основания для постановки на учет, и выписка из соответствующего решения уполномоченного лица.
В течение месяца после постановки на учет, о принятом решении работник ОАО «РЖД» получает от уполномоченного лица письменное уведомление.
По запросу жилищной комиссии работник ОАО «РЖД» подтверждает обоснованность нахождения его на учете путем предоставления в жилищную комиссию соответствующих документов.
(Абзац добавлен Распоряжением ОАО «РЖД» от 18.01.2016 N 57р)
9. Если работник ОАО «РЖД» переводится на работу в другой филиал или другое структурное подразделение ОАО «РЖД», документы учетного дела по его заявлению могут быть высланы на новое место работы.
Жилищная комиссия рассматривает документы работника ОАО «РЖД» и принимает решение о восстановлении либо об отказе в восстановлении работника на учете для предоставления корпоративной поддержки при возобновлении трудовых отношений с ОАО «РЖД» путем перевода работника по основаниям, предусмотренным пунктом 5 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, из организации, с которой он ранее состоял в трудовых отношениях, в связи со структурными преобразованиями в ОАО «РЖД».
(Абзац добавлен Распоряжением ОАО «РЖД» от 07.09.2018 N 1993/р)
10. Перемещенные руководители и специалисты ОАО «РЖД» имеют право остаться на учете по прежнему месту работы либо встать на учет по новому месту работы с даты постановки на учет со снятием их с учета по прежнему месту работы.
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 07.09.2018 N 1993/р)
III. Порядок предоставления корпоративной поддержки при приобретении (строительстве) жилого помещения
11. Корпоративная поддержка предоставляется в порядке очередности приобретения (строительства) жилого помещения.
Очередность для предоставления корпоративной поддержки работникам ОАО «РЖД», состоявшим в очереди на улучшение жилищных условий по социальному найму до 1 марта 2005 г., устанавливается исходя из срока нахождения в этой очереди.
12. Пункт исключен Распоряжением ОАО «РЖД» от 18.01.2016 N 57р.
13. Приглашенным и перемещенным руководителям и специалистам ОАО «РЖД», работникам отдаленных линейных станций корпоративная поддержка при приобретении (строительстве) жилого помещения при наличии оснований может предоставляться во внеочередном порядке, на основании решения уполномоченного лица с учетом мнения соответствующей жилищной комиссии и в соответствии с заключенным трудовым договором.
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 18.01.2016 N 57р)
Мнение соответствующей жилищной комиссии по вопросу предоставления корпоративной поддержки для приобретения жилых помещений в собственность приглашенным и перемещенным работникам аппарата управления ОАО «РЖД» и органов управления филиалов ОАО «РЖД» (кроме железных дорог) не требуется.
(Абзац добавлен Распоряжением ОАО «РЖД» от 18.01.2016 N 57р)
Обязанность работодателя о внеочередном предоставлении корпоративной поддержки для приобретения жилого помещения в собственность предусматривается в трудовом договоре с приглашенными и перемещенными руководителями и специалистами аппарата управления ОАО «РЖД» и органов управления филиалов ОАО «РЖД» по согласованию с Департаментом управления персоналом и Департаментом социального развития.
(Абзац добавлен Распоряжением ОАО «РЖД» от 18.01.2016 N 57р)
14. При переводе приглашенного, перемещенного руководителя или специалиста на новое место работы в филиал ОАО «РЖД» и переезде его в связи с этим на новое место жительства ему может быть оказана корпоративная поддержка для приобретения жилого помещения в собственность на расчетную сумму, составляющую разницу между расчетной стоимостью жилого помещения по новому месту жительства и рыночной стоимостью жилого помещения (либо доли жилого помещения), принадлежащего его семье на праве собственности, или (и) рыночной стоимостью жилого помещения, предоставленного его семье для проживания в соответствии с договором социального найма по прежнему месту жительства на момент назначения на должность. Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из нормы предоставления жилого помещения по новому месту жительства, установленной органом местного самоуправления, и стоимости 1 кв. метра, установленной Минстроем России. При определении расчетной суммы учитывается рыночная стоимость всех жилых помещений или долей жилых помещений, принадлежащих на праве собственности членам семьи перемещенного, приглашенного работника.
(Абзац дан в ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 21.11.2016 N 2345р)
14(1) Работникам, проживающим в технологическом жилье, корпоративная поддержка предоставляется при наличии оснований во внеочередном порядке по истечении 10-летнего срока их проживания в ЖФК при условии освобождения занимаемого ими жилого помещения в установленный нормативными документами срок.
(Абзац добавлен Распоряжением ОАО «РЖД» от 21.11.2016 N 2345р)
15. Финансовые средства на корпоративную поддержку при приобретении (строительстве) жилого помещения распределяются Департаментом корпоративных финансов совместно с Департаментом социального развития по каждой из форм улучшения жилищных условий, предусмотренных Концепцией, в объеме финансовых средств, выделенных на эти цели из бюджета ОАО «РЖД».
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 18.01.2016 N 57р)
16. Для получения корпоративной поддержки работник ОАО «РЖД» подтверждает намерение приобрести (построить) жилое помещение в собственность с предоставлением обновленных документов по форме согласно приложению N 1 на дату предоставления корпоративной поддержки.
17. Предоставление корпоративной поддержки при приобретении (строительстве) жилого помещения может быть приостановлено в случае выявления обстоятельств, которые могут повлиять на принятые решения о предоставлении корпоративной поддержки.
17(1) Работники, профессии или должности которых определяются Центральной жилищной комиссией ОАО «РЖД», прекратившие трудовые отношения с ОАО «РЖД» согласно пункту 3 части первой статьи 77 или пунктам 5-11 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, обязаны в соответствии с заключенным с ними соглашением возместить ОАО «РЖД» средства, потраченные ОАО «РЖД» на субсидирование части затрат на уплату процентов, начисленных по договорам ипотечного кредита, заключенным с 1 января 2017 г.
(Абзац добавлен Распоряжением ОАО «РЖД» от 21.11.2016 N 2345р)
IV. Порядок снятия с учета работников ОАО «РЖД»
18. Уполномоченное лицо с учетом мнения соответствующей жилищной комиссии может снять с учета работников ОАО «РЖД» в случае:
(Абзац введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 03.12.2010 N 2495р)
(Абзац добавлен Распоряжением ОАО «РЖД» от 18.01.2016 N 57р)
(Абзац добавлен Распоряжением ОАО «РЖД» от 18.01.2016 N 57р)
19. Уполномоченное лицо в месячный срок извещает в письменной форме работника ОАО «РЖД» о снятии с учета (с указанием причин).
Приложение N 1. Форма заявления работника ОАО «РЖД» о принятии на учет для предоставления корпоративной поддержки при приобретении (строительстве) жилого помещения
Приложение N 3. Книга учета работников ОАО «РЖД», принятых на учет для предоставления корпоративной поддержки при приобретении (строительстве) жилого помещения