Коррекционный класс в общеобразовательной школе что это такое
Что такое коррекционная школа
Коррекционная школа — это образовательная организация, где обучают ребятишек с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с патологией речи, нарушениями интеллекта или задержкой в развитии. Учебную программу таких заведений разрабатывают с учетом особенностей деток, чтобы они усваивали новые знания эффективно, в комфортном для себя темпе.
Чем отличается от обычной
Основное отличие коррекционной школы от обычной в том, что здесь учитывают особенности физического и интеллектуального развития ребенка.
Виды коррекционных школ
Государство коррекционные школы относит к образовательным учреждениям, где создают условия для получения образования деткам с ограниченными возможностями здоровья. В понятие «ограниченные возможности здоровья» попадает и школа для умственно отсталых детей, и для глухих, слепых, с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Какие бывают по форме обучения:
В зависимости от патологии ребенка, его направляют в образовательное учреждение определенного вида. Всего есть 8 видов коррекционных школ:
Как обучают детей в разных видах школ
В зависимости от вида школы, формируется педсостав, учебная программа, контролируется наполняемость класса.
Как обучают в школе 1 вида
Дети в школе 1 вида воспринимают все через зрение и осязание. Им трудно определять свойства, причины и следствия. Их мыслительные процессы основаны на образах и действиях, а не на речи. В обучении задействуют специальную акустическую аппаратуру, сурдоаппаратуру. С учителем и между собой дети общаются жестами и мимикой. В класс набирают не больше 6 человек.
Как обучают в школе 2 вида
Слабослышащие дети сохраняют остаточный слух, они накапливают словарный запас. Степень их развития зависит от того, как рано они потеряли способность хорошо слышать. Основной упор в обучении — научить детей зрительному восприятию, чтобы они умели читать по губам и научились читать самостоятельно книги. В классе обучаются не больше 6 человек.
Школа 3 и 4 видов
Незрячие и ослепшие ребятишки, дети с косоглазием, амблиопией воспринимают мир вокруг себя через слух и осязание. Обучение направлено на развитие полисенсорного опыта, чтобы опираться не только на слух и тактильные ощущения, развивать речь. Внимание у таких деток неустойчивое, учеба направлена на развитие концентрированности и памяти. В классы для слепых набирают в группу не больше 8 человек, в классы для слабовидящих и поздноослепших — до 12 человек.
5 вид
А вот что такое школа 5 вида — это образовательное учреждение, где занимаются дети с тяжелой патологией речи (немые, с недоразвитой речью, с нарушением произношения отдельных звуков, с такими патологиями: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия). Ребятишек обучают через развитие моторики, гимнастику, ритмику, музыку. Учителя стремятся развить у детей стойкий интерес к обучению, что формирует в дальнейшем адекватную самооценку. В класс берут не больше 12 человек.
Как обучают в школе 6 вида
Здесь обучаются дети с врожденными или приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, с ДЦП, с параличами, парезами и парпарезами. У ребятишек отстает в развитии формирование понятий, абстракций. В учебе организуют оздоровительный двигательный режим, посильную трудовую деятельность комбинируют с обучением, чтобы снижать вялость, переключать внимание и дать детям ощутить свою значимость. В классе обучаются не больше 10 человек.
7 вид
Специальная коррекционная школа 7 вида создана для обучения детей с задержкой развития. У таких детей есть возможность развивать интеллект, но у них снижены темпы психических процессов, они быстро устают, обычное обучение дается им нелегко.
Обучение в такой школе рекомендовано ребятишкам с поврежденным психическим развитием, искаженным развитием, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, реактивным расстройством привязанности детского возраста.
В учебе стараются создать атмосферу доброжелательности, спокойствия, следят за частой сменой активности и пассивности, учитывают быструю утомляемость деток. В классах с задержкой психического развития обучаются не больше 12 человек в одном классе.
Как обучают в школе 8 типа
Специальная школа 8 вида, что это такое — это образование, адаптированное для детей с глубоким недоразвитием познавательных процессов. Детей учат говорить, писать, считать, читать. Основной упор делают на обучение трудом, выпускникам помогают трудоустроиться.
Максимальная наполняемость класса по закону:
Кто принимает решение о переводе ребенка в коррекционную школу
Решение о переводе принимают родители. Попасть в такое заведение получится только после прохождения ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). Комиссию ребенок проходит только с письменного согласия родителей (законных представителей).
На комиссии специалисты комплексно диагностируют ребенка и дают рекомендации: стоит ему обучаться в обычной школе или перевестись в коррекционную. На комиссию направляют администрация школы (по просьбе учителя, завуча) или родители. После прохождения комиссии родителям дают рекомендации, каких врачей посетить, у кого наблюдаться, стоит ли позаниматься с логопедом или психологом.
Не стоит отмахиваться от ПМПК и рекомендаций врачей из страха, что на ребенке поставят клеймо «дурачка». Самый пугающий для родителей 8 вид обучения в школе, что это — это квалифицированная помощь, возможность не мучить детей с ограниченными возможностями стандартной учебной программой. Особые ребятишки требуют особого подхода, внимания, комфортной среды.
Перед принятием решения взвешивают все факторы: состояние ребенка, отзывы о коррекционке и учителях, которые там преподают, рекомендации комиссии. Родителям стоит лично оценить атмосферу учебного заведения, посмотреть, как учителя общаются с детьми, как дети общаются друг с другом. Это поможет определиться, есть ли смысл переводиться в коррекционную школу, понять, где условия комфортнее и полезнее для дальнейшего развития и обучения ребенка.
Коррекционные школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают
Детский сад плюс начальная школа
Существуют так называемые начальные школы-детские сады компенсирующего вида, где малыши, имеющие особенности в развитии, сначала просто находятся в саду и социально адаптируются в обществе других малышей, а потом пребывание в садике плавно переходит к обучению в начальной школе. Потом, в зависимости о того, как ребенок справляется с программой, он поступает в 1-й или сразу во 2-й класс коррекционной школы.
Особенности в развитии слишком разные
Особенностей в развитии так много и они такие непохожие, что «особые дети» подчас не вписываются в «трафарет» того или иного диагноза. И главная проблема их обучения состоит как раз в том, что все ребятишки абсолютно разные и непохожие, и каждый – со своими странностями и проблемами здоровья. И все же специалисты установили основные проблемы в развитии или диагнозы, которые обозначаются такими аббревиатурами:
ДЦП – детский церебральный паралич;
ЗПР – задержка психического развития;
ЗРР – задержка речевого развития;
ММД – минимальная мозговая дисфункция;
ОДА – опорно-двигательный аппарат;
ОНР – общее недоразвитие речи;
РДА – ранний детский аутизм;
СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья.
Как видите, из всего вышеперечисленного здесь разве что ДЦП, ММД и проблемы с опорно-двигательным аппаратом являются конкретными медицинскими диагнозами. В остальном же названия детских особенностей, странностей и проблем весьма и весьма условны. Что значит «общее недоразвитие речи»? И чем оно отличается от «задержки речевого развития»? И это «задержка» относительно чего – относительно какого возраста и уровня интеллекта? Что касается «раннего детского аутизма», то этот диагноз ставят настолько непохожим в поведенческих проявлениях детям, что, похоже, наши отечественные специалисты сами не сходятся во взглядах на аутизм, поскольку еще недостаточно хорошо изучили это заболевание. А уж «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» сегодня ставят едва ли не каждому второму непоседливому ребенку! Поэтому, прежде чем согласиться с тем, что вашему чаду припишут тот или иной диагноз, покажите его не одному, а как минимум десятку специалистов и добейтесь от них внятных аргументов и четких медицинских показаний, по которым ребенку будет присвоен диагноз. Такой диагноз как слепота или глухота очевиден. А вот когда шаловливому ребенку, доставляющему воспитателям и учителям больше хлопот, чем остальные дети, спешат присвоить «диагноз», лишь бы избавиться от него, переведя в детский сад или школу для «детей с особенностями», то тут за свое чадо можно и побороться. Ведь приклеенный с детства ярлык может основательно подпортить ребенку жизнь.
Специальные (коррекционные) школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают?
В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I вида обучаются дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие. В школах II вида учатся глухонемые дети. Школы III-IV вида предназначены для слепых и слабовидящих детей. Школы V вида принимают в свои стены учеников с нарушениями речи, в частности заикающихся детей. Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент – дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами. Школы VII вида для детей с СДВГ и ЗПР. Школы VII вида занимаются коррекция дислексии у детей. Алексия – это отсутствие речи и полная неспособность к усвоению речи, а дислексия – это частичное специфическое расстройство овладения чтением, обусловленное нарушением высших психических функций. И, наконец, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений – научить детей читать, считать и писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Путь к высшему образованию для них закрыт, по окончании школы они получаю лишь справку о том, что прослушали программу десятилетки.
Коррекционная школа: стремиться в нее или ее избегать?
Этот сложный вопрос решать вам. Как мы знаем, и ДЦП имеет столь разные и непохожие формы – от глубокой умственной отсталости, при которой врачи выносят вердикт: «необучаем» – до совершенно сохранного интеллекта. У ребенка с ДЦП может страдать опорно-двигательная система и при этом быть совершенно светлой и умной голова!
Учитывая все индивидуальные особенности ребенка, прежде чем выбрать ему школу, сто раз посоветуйтесь с врачами, дефектологами, логопедами, психиатрами и родителями особых детей, у которых больше опыта в силу того, что их дети старше.
Скажем, обязательно ли ребенку с сильным заиканием находиться в среде таких же как он? Пойдет ли ему такое окружение на пользу? Не лучше ли пойти по пути инклюзивного образования, когда дети с диагнозами погружаются в среду здоровых сверстников? Ведь в одном случае коррекционная школа может помочь, а в другом… навредить. Ведь каждый случай настолько индивидуален! Вспомните первые кадры фильма Тарковского «Зеркало». «Я могу говорить!» – произносит подросток после сеанса гипноза, навсегда освобождаясь от угнетавшего его долгие годы сильного заикания. Гениальный режиссер таким образом показывает нам: в жизни случаются чудеса. И тот, на ком педагоги и медики ставили крест, порой может удивить мир незаурядным талантом или как минимум стать социально адаптированным членом общества. Никаким не особым, а обычным человеком.
Посетите школу лично!
Судить о способностях вашего ребенка будут прежде всего врачи. Они-то и направят его на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Посоветуйтесь с членами комиссии, какая школа вашего округа лучше других подойдет вашему ребенку, позволит раскрыться его способностям, скорректировать его проблемы и недостатки. Обратитесь в окружной ресурсный центр по развитию инклюзивного образования: может, там помогут советом? Для начала обзвоните по телефону имеющиеся в вашем округе школы. Пообщайтесь на форумах с родителями детей, которые уже учатся. Довольны ли они образованием и отношением учителей? А лучше, конечно, лично познакомиться с директором школы, учителями и обязательно – с будущими одноклассниками! Вы должны знать, в каком окружении будет находиться ваш ребенок. Можно зайти на сайты школ, но там вы получите лишь минимум формальных сведений: в интернете можно изобразить красивую картинку, но будет ли она соответствовать действительности? Истинное представление о школе даст только ее посещение. Переступив порог здания, вы сразу поймете, есть ли здесь чистота, порядок, дисциплина, а главное – трепетное отношение педагогов к особым детям. Все это вы почувствуете прямо при входе!
Надомное обучение – как вариант
Некоторым детям врачи предлагают надомное обучение. Но этот вариант годится опять же не для всех. Некоторые психологи вообще категорически против надомного обучения, потому что для детей с особенностями в развитии нет ничего ужаснее изоляции от общества. А надомное обучение – это и есть изоляция от сверстников. Тогда как общение с ними может благотворно сказаться на умственном и эмоциональном развитии ребенка. Даже в обычных школах педагоги говорят о великой силе коллектива!
Обратите внимание на то, что школ, например, VIII вида в каждом округе существует несколько, и даже есть выбор, а вот школы для слепых или глухих детей есть не в каждом округе. Что ж, придется далеко ездить, возить или… снимать квартиру там, где есть нужная вашему ребенку школа. Многие иногородние приезжают в Москву исключительно ради обучения и реабилитации своих особых детей, потому что в провинции коррекционное образование по большому счету попросту отсутствует. Так вот приезжим безразлично, в каком округе снимать жилье, поэтому сначала они находят подходящую для ребенка школу, а потом уже снимают квартиру поблизости. Может быть также поступить и вам в интересах собственного ребенка?
Согласно Конституции РФ все равны
Знайте, что согласно Конституции РФ и закону об образовании каждый имеет право на обучение, независимо от диагноза. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (статьи 7 и 43 Конституции РФ). Положения Конституции РФ разъясняются в Федеральном законе от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», в соответствии с п.3 ст.2 которого одним из принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования, а также адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.
Просят предъявить справку из психиатрического диспансера? Не имеют права!
В приказе Департамента образования города Москвы от 28.01.2004 г. № 30 «О порядке приема детей в первые классы общеобразовательных учреждений в городе Москве» прямо запрещается директорам школ проведение вступительных экзаменов или конкурсных испытаний. Максимум того, что они могут, это провести собеседование или психологическое тестирование для выбора программы обучения и формирования классов. Итак, для зачисления ребенка в первый класс Вы должны представить в общеобразовательное учреждение заявление о приеме, свидетельство о рождении, медицинскую карту по форме 0-26/У-2000, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.07.2000 № 241, справку о регистрации ребенка (форма № 9). У родителей есть право не сообщать диагноз ребенка при приеме его в образовательное учреждение (ст. 5 закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. N 3185-I), а администрация школы не имеет права получать эту информацию ни от кого, кроме родителя (законного представителя) ребенка.
И если вы считаете, что права вашего ребенка ущемляют, приписывая ему ложный диагноз (ведь неугодных во все времена упрятывали в психиатрические клиники), смело вступайте в борьбу! Закон на вашей стороне. Помните, кроме вас защитить права вашего ребенка некому.
Коррекционный класс в общеобразовательной школе что это такое
Сейчас появился очень модный формат постов в соцсетях (в основном в твиттере) – тред, когда информация подаётся короткими частями, по пунктам. Эту статью я написала именно в таком формате.
1. Вы никогда не встречали и не встретите столько вежливых детей сразу нигде, кроме коррекционной школы. Здесь вас практически на каждом шагу будут встречать искренние «здравствуйте!» и «проходите, пожалуйста!».
2. Большинство учеников коррекционной школы – вполне адекватные дети, мало чем отличающиеся от учеников обычных школ.
3. Но в обычной школе учиться они не могут, т.к. не в силах справиться с той образовательной программой даже на «троечку».
4. В коррекционной школе учатся дети с умственной отсталостью.
5. УО (умственная отсталость) и ЗПР (задержка психического развития) – вещи совершенно разные.
6. ЗПР при активной работе преодолевается (проходит) к концу 4 класса, и дальше ребёнок способен учиться с теми же успехами, как у всех.
7. Умственная отсталость – это стойкое состояние на всю жизнь.
8. Тем не менее, дети с умственной отсталостью тоже развиваются и многие, вырастая, способны жить не хуже других – с работой, семьёй, детьми.
10. Дети с лёгкой умственной отсталостью внешне практически ничем не отличаются от остальных, и «что-то не то» можно заподозрить, только когда заговоришь с ними на интеллектуальные темы.
11. Большинство учеников коррекционных школ – именно такие.
12. Детей с умеренной умственной отсталостью легко отличить и при простом разговоре на бытовые темы, а часто и просто по поведению. Ну, не такие они, как все. Их намного меньше.
13. У детей с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, что называется, «всё на лице написано». Их с обычными детьми точно не спутаешь.И да, их очень мало. К счастью, конечно.
14. Такие дети, как правило, учатся на дому, потому что среди них много неходячих, несидячих, слабовидящих, слабослышащих и с другими сопутствующими нарушениями развития разной степени тяжести.
15. Забавный факт: при ссорах среди учеников коррекционных школ часто можно услышать, как они говорят друг другу: «Ты что, дебил?» Это грустно и смешно, и так и есть.А педагоги, работающие со слабослышащими детьми, рассказывают, что те, сердясь на сверстника, спрашивают его: «Ты что, глухой?»
16. У детей с умственной отсталостью, как правило, проблемы не только с мышлением, но и с самоконтролем, вниманием, речью, памятью, восприятием, и часто – с поведением и общением с окружающими.
17. Среди учеников коррекционных школ мальчиков примерно в 3 раза больше, чем девочек.
18. В коррекционной школе всё как в обычной: и линейки, и праздники, и уроки, и кружки, и первый, и последний звонок, и экзамен по окончании школы, и выпускной вечер, и документ об образовании.
19. Только документ об образовании – особого образца. Свидетельство, а не аттестат.
20. В коррекционной школе тоже бывают отличники. Потому что образовательная программа составлена с учётом возможностей и особенностей учеников.
21. Т.е. в неё включены лишь те требования и знания, с которыми ученики точно смогут справиться. Как правило, это уровень 5-6 класса обычной школы к концу 9 класса коррекционной.
22. А вот двоечников в этой школе не бывает и быть не может. Второгодников – тоже.Потому что если ребёнок не справляется с программой, значит, она ему просто не подходит, и тогда для него составляется другая, попроще, соответствующая его возможностям.
23. Например, если ребёнку не под силу научиться писать под диктовку, то его учат просто списывать текст, и отметку ставят за то, насколько качественно он его списал. Совсем плохо – 2, очень хорошо – 5.
24. Некоторые дети с умеренной умственной отсталостью к концу 9 класса могут научиться только списывать, при этом зачастую и не понимая смысла. И если они будут делать это без ошибок, то в свидетельстве об окончании школы у них по предмету «письмо» может быть даже пятёрка.
25. Потому что большего, того, что им не под силу, для них программа не предусматривает. Так же и с другими учебными предметами.
26. В коррекционной школе не изучаются такие учебные предметы, как: алгебра, геометрия (только математика вместо них), физика, химия, иностранный язык, черчение, информатика.
27. Зато музыка и ритмика – аж до конца 9 класса. И обязательно есть профильные предметы – например, швейное дело, или цветоводство, или штукатурно-малярное дело, или овощеводство и животноводство…
28. После школы дети могут учиться дальше: во многих училищах и даже колледжах есть группы для выпускников коррекционных школ. Учат на швей, поваров, штукатуров-маляров, каменщиков-печников, механиков и трактористов…
29. А потом – диплом как у всех, работа как у всех, и зачастую никто даже не вспомнит, какую школу ребёнок закончил.
30. С вузом, конечно, ничего не светит: попросту не поступить (уровень знаний 5-6 класса, помните?) Да и в этом ли счастье?
31. А вот выпускникам с умеренной и более серьёзной умственной отсталостью, к сожалению, профессию не получить. По окончании школы им дают инвалидность, пожизненно.
32. Ну, и учиться дальше, даже в самом простом училище, они не смогут (см п. 21-25), даже если у них в свидетельстве в основном 4 и 5. И, соответственно, работать тоже. Потому что серьёзные проблемы как со здоровьем, так и с самоконтролем.
33. Выпускникам коррекционной школы чаще всего «не светят» ни армия, ни водительские права. Потому что почти все они на учёте у психиатра (не как «психи», а как люди с умственной отсталостью).
34. Хотя бывают и исключения. В школе, в которой я работала, был ученик, который не просто потом в армии служил, да ещё и в «горячей точке», но и был представлен к награде за совершение подвига. Посмертно, к сожалению.
35. Есть выпускники, впоследствии благополучно получившие водительские права (правда, любительские, не профессиональные) и гордо рассекающие на собственном автомобиле.
37. Как и в обычной школе, в коррекционной дети разные: есть адекватные и неуправляемые, послушные и не очень, старательные и «шаляй-валяйцы», добрячки и агрессивные, ответственные перфекционисты и разгильдяи и прогульщики.
38. Много детей с очень странными странностями. Есть такие, которые ни за что и слова не вымолвят при учителе ни на уроке, ни на перемене, все задания выполняют только письменно, вплоть до стихов наизусть (не читают, а пишут на листочке).
39. Один мальчик с учительницей только через свою маму общался: учитель спрашивал, он отвечал шёпотом маме, мама вслух повторяла.
40. Зато с родными и с друзьями – ну просто рот не закрывается! И просто диву даёшься: это ж какое самообладание надо иметь, чтобы ни разу не проговориться и не ответить вслух!
41. Причём со звукопроизношением у них всё в порядке, так что это не комплексы по поводу неправильной речи. Избирательный мутизм называется такое нарушение.
42. Была у нас девочка, и среди прочих странностей у неё была такая: она многократно без связи с ситуацией повторяла какое-нибудь слово или фразу. Кроме того, требовала, чтобы те, кто рядом с ней, тоже их повторяли. К примеру, замкнуло её на фразе «не розовый», и вот она её без конца долдонит: «Не розовый! Не розовый!» И, требовательно заглядывая в лицо тому, кто возле неё находится: «Не розовый! Говори: не розовый!»
43. Некоторые дети в начальных классах путаются в употреблении личных местоимений (я, ты, вы, он, она) и речевых конструкций с ними.
44. Курьёзный случай: ученик 2 класса поднимает руку на уроке и говорит учительнице: «Светлана Александровна хочет в туалет». Она ему отвечает: «Ваня, Светлана Александровна не хочет, а ты – иди!»
45. У детей в этой школе бывают большие трудности в понимании времени: час, минута, месяц, год, время по часам, возраст.
46. По этому поводу тоже есть смешная история. У меня был день рождения (на то время 43-й по счёту), и один из учеников 5 класса, увидев меня на переменке, решил поздравить, а потом спрашивает: «А сколько Вам исполнилось? 85, да?» Выгляжу я, если что, заметно моложе своих лет…
47. Как ни страшно об этом говорить, но от появления в семье ребёнка с умственной отсталостью не застрахован никто. Совсем никто.
48. Да, большая часть учеников коррекционной школы из семей, в которых у мамы или у папы (а часто – у обоих) тоже умственная отсталость. Т.е. наследственный фактор – налицо.
49. Ещё значительная часть детей – из семей алкоголиков, наркоманов и других асоциальных личностей, которые своими детьми практически не занимаются ни до их рождения, ни после.
50. Но почти в каждом классе есть ученик из хорошей семьи, с нормальной наследственностью, часто с очень образованными родителями. И совершенно непонятно, почему вдруг на этом ребёнке природа решила «отдохнуть».
51. А вообще, причин, способных вызвать нарушения интеллекта у детей, очень много. Тяжёлое течение беременности у мамы, её хронические и острые заболевания в этот период,сложные роды, болезни ребёнка в первый год жизни, различные инфекции (токсоплазмоз, цитомегаловирус и пр.), хромосомные аномалии, эпилепсия и много чего ещё.
52. То есть умственная отсталость у ребёнка – это ни в коем случае не каприз его, не блажь и не придурь. Он в этом не виноват.
53. Одна мама, когда узнала, что у её 8-летней дочери умственная отсталость, на вопрос педагогов «Что Вы собираетесь делать теперь?», ответила так: «Сейчас домой придём, отлуплю её как следует, да и всё!»
54. Пришлось ей объяснять, что девочка не нарочно такая, а причина в том, что родилась она, туго обвитая пуповиной за шею. Т.е. у неё внутриутробно была асфиксия (удушье), поэтому значительная часть нервных клеток головного мозга погибла. А как известно, нервные клетки не восстанавливаются(((
55. Собственно, и мама, если она специально не вредила будущему ребёнку, тоже ни в чём не виновата. Просто так случилось, так бывает… К большому сожалению…
56. А вот когда в медицинской карте ребёнка читаешь диагноз при рождении «хроническая внутриутробная никотиновая и алкогольная (либо наркотическая) интоксикация», то не винить маму в проблемах её сына или дочери очень сложно…Т.е. ребёнок ещё только родился, а уже и курильщик, и алкоголик (или наркоман).Попробуйте отгадать, в какой школе он будет учиться?
57. Врачи детские неврологи и психиатры говорят, что за последние 3-4 года резко возросло количество детей с разными нарушениями в развитии. А связывают это с принятым несколько лет назад решением выхаживать недоношенных детей с весом от 500 грамм.
58. Вы представьте: ребёнок в 500 грамм – это как булка хлеба, по размеру чуть больше ладони… Это в норме на 23 неделе беременности, т.е. меньше половины! Какая у него степень сформированности даже только самых важных жизненных функций, не говоря уж про высшие?Подозреваю, что многие из них потом станут учениками коррекционных школ…
59. И очень сложный вопрос: что гуманнее – всё же выхаживать таких сильно недоношенных детишек или нет?
60. А может, вообще не стоит стараться во что бы то ни стало сохранить уже изначально проблемную беременность, ибо в этом случае большая опасность, что и ребёнок будет проблемным как в плане физического, так и в плане психического здоровья? Кажется, этот вопрос не менее труден, чем предыдущий…
61. Необучаемых детей нет. И коррекционная школа обучает всех, в том числе и тех, кого, казалось бы, обучить невозможно (см. п. 9-14).
62. Вопрос только в том, чему именно и как обучать. Кто-то способен освоить решение задачи в 4 действия, а кому-то доступно лишь научиться держать ложку и относительно правильно ею пользоваться.
63. Одни дети могут освоить умение за 3-4 раза, другим для этого нужно несколько недель и даже месяцев постоянных повторений.
64. Многие родители боятся переводить своего ребёнка в коррекционную школу: мол, ему там плохо будет. Можно подумать, в обычной ему зашибись как хорошо…
65. На самом деле за 8 лет работы я ни разу не видела ребёнка, который бы, попав в коррекционную школу после общеобразовательной, чувствовал бы себя обиженным, униженным, оскорблённым или ещё как угодно плохо.
66. Наоборот, все они раскрываются, как бутончики, и постепенно становятся увереннее, спокойнее, открытее, раскрепощённее, а многие начинают просто блистать своими способностями и талантами. Ну и что, что не в учёбе? Ну, не всем же быть академиками!
67. Например, Кристина пришла к нам из 2 класса обычной школы, на уроках в которой никогда не отвечала (если вызывали, то молча стояла или начинала плакать), читала, писала и считала на 2. Учительница называла её «волчонком» и никак не могла (или не хотела) найти к ней подход.
68. Через месяц учёбы в коррекционной школе хвасталась бывшим одноклассницам, что у неё теперь в дневнике и тетрадках только 4 и 5, а через несколько месяцев уже выступала на школьных праздниках.
69. Кирилл пришёл к нам в первом классе. На предварительном обследовании на ПМПК он почти всё время плакал и отказывался выполнять задания, потому что они казались ему трудными и он боялся не справиться.
70. Через несколько дней учёбы в коррекционной школе он с удовольствием занимался на уроках и всем улыбался. Проходя мимо нашего кабинета, каждый раз открывал дверь и громко здоровался. Бывало, что и по несколько раз за день.
71. А вот Наташа пришла в нашу школу уже в 7 классе. В своей школе была замкнутой и тревожной, а у нас почти сразу нашла подружек и стала звездой школьных концертов. Школу закончила на 4 и 5, в областном центре поступила в техникум, училась и работала, закончила, а сейчас уже и замуж вышла.
72. Это, конечно, не все. Можно ещё долго рассказывать про «энерджайзера» Настю, которая ни минуты не сидела на месте, и про Диму, который сам с собой разговаривал, и про второго Диму, который ни с кем не разговаривал и ни на кого не смотрел…
73. А ещё про хохотушку Дашу, про серьёзную Олю, про Алёшу, который классно лепил динозавров. Про каждого. Во всех открылось что-то такое, что помогло – нет, не стать как все, но влиться в окружающий социум – да.
74. Когда в школу пришёл Алёша, он попал уже в 5 класс, т.е. в сложившийся детский коллектив. Внешне он был очень… своеобразен, так скажем, по характеру скромный, и классный руководитель боялась, что дети могут его не принять.
75. Но она, поговорив с его мамой, узнала, что Алёша очень любит лепить динозавров, и они у него замечательно получаются. Тогда она решила устроить персональную выставку его работ.
76. Одноклассники с восхищением рассматривали его творения и с интересом отнеслись к нему самому. Вскоре у Алёши появились друзья в классе, он успешно учился и с удовольствием ходил в школу.
77. Почти половинувсего учебного времени в коррекционной школе занимает трудовое обучение и социально-бытовая ориентировка.
78. Мальчиков учат работать с инструментами – молотком, пилой, топором, отвёрткой и другими; штукатурно-малярному делу – замазать, покрасить, побелить; и выполнять простую мужскую работу – чистить снег зимой, вскапывать грядки весной…
79. Девочек обучают готовить, шить простые вещи, вязать и вышивать, ухаживать за растениями, содержать в порядке дом и вещи (стирать, гладить, убирать, пылесосить и мыть), а также основам ухода за младенцем.
80. Обычные дети с нормальным интеллектом всему этому обучаются в ходе наблюдений за делами родителей и участия в них, т.к. им достаточно 2-3 повторений действия, чтобы выполнять его достаточно правильно.
81. Ученикам коррекционной школы требуется повторять одно и то же много-много раз, подробно проговаривать то, что они делают. К примеру, просто накрывать на стол они учатся в течение нескольких уроков.
82. К тому же, часто в своей семье научиться этому они просто не в состоянии по нескольким причинам: потому что родители ни к каким делам их не привлекают (типа они бедненькие, слабенькие, их и так жалко); потому что у них не хватает терпения и умений, чтобы научить – ведь объяснять, показывать и повторять нужно десятки раз.
83. Либо, что тоже очень часто – родители и сами практически никогда ничего по дому не делают плюс дома просто нет таких вещей, с помощью которых ребёнок смог бы хотя бы попробовать выполнить какое-то дело.
84. Скажем, девочка никогда не научится гладить бельё, если дома не только нет утюга, а и в принципе нечего даже стирать – постельное бельё отсутствует как таковое, а запачкавшаяся одежда просто выбрасывается, т.к. семья привыкла, что другие люди всегда отдадут им ставшие ненужными вещи.
85. Коллега рассказывала: приехала она, как классный руководитель, домой к одному из учеников, зашла в дом, а там – полный кавардак, мебели самый минимум и она вся обшарпанная; ни штор, ни постельного белья нет в принципе, пол такой грязный, что его не видно под слоем притоптанного мусора и земли, но у одной из стен заметно, что не хватает нескольких досок – скорее всего, они пошли на разжигание печи. И в довершение всего посреди комнаты собака решила… гм, как бы поприличнее выразиться… сходить в туалет.
86. Тем, у кого дома хотя бы относительный порядок, представить это трудно, а у кого почти всегда чистота – просто невозможно. Вот и пятилетние дочки моей коллеги, когда она делилась дома своими впечатлениями с семьёй и дошла до того, что делала собачка, с изумлением спросили её: «Что, прямо на палас. »Но скорее всего, в семье того ученика палас не то что в глаза никогда не видели, но даже и слова такого не слыхивали…
87. Безусловно, это – крайности, и их не так уж много даже среди семей учеников коррекционных школ. Но бывает, бывает…(((Так что уроки – для некоторых учеников иногда единственная возможность чему-то научиться.
88. Ещё есть уроки социально-бытовой ориентировки. На них ребят учат тем важным вещам, которые понадобятся им при самостоятельной жизни: начиная от состава своей семьи и имён-отчеств родителей и до умения написать заявление о приёме на работу.
89. Если подробнее, то это: обустройство жилища (мебель, посуда и прочие вещи); где можно купить продукты, одежду и т.д.; как обменять некачественный или неподошедшийпо размеру товар; где купить лекарства; как поехать в другой город на автобусе или поезде, как и где платить за коммунальные услуги; как заварить чай; чем можно мыть посуду; как записаться к врачу на приём; как пользоваться микроволновкой, стиральной машиной и другими бытовыми приборами; о разных профессиях и прочее, прочее…
90. Может показаться, что всё это – проще простого и зачем тратить учебное время, но, повторюсь, ученикам коррекционной школы зачастую негде больше этому научиться и не у кого спросить (или бесполезно спрашивать).Учатся они всему этому на практике – идут с учителем в магазин, аптеку, едут на вокзал, пишут заявление на листе бумаги и т.д.
91. По окончании 9 классов все обучающиеся сдают один выпускной экзамен по трудовому обучению. Это, конечно, совсем не похоже на ЕГЭ или ОГЭ, но тоже требует серьёзной подготовки.
92. Экзамен проводится по билетам, с вопросами к которым дети знакомятся заранее – за полгода, чтобы успеть всё выучить (как раньше в обычной школе было).
93. Экзамен принимает экзаменационная комиссия: учитель по предмету, директор школы и завуч. Всё как положено.
94. В каждом билете 2 вопроса – один теоретический (нужно рассказать), второй – практический (нужно сделать).
95. Примеры теоретических вопросов: рассказать про виды посуды; про типы тканей; про моющие средства и т.п. (для девочек); виды столярных инструментов; свойства древесины (для мальчиков).
96. Примеры практических заданий: сервировать стол на 4 человек; погладить мужскую сорочку; запеленать «ребёнка» (куклу); вымыть окно (девочки). Изготовить ручку для молотка; выпилить контур разделочной доски (мальчики).
97. Для получения отметки «отлично» нужно не только качественно выполнить задание, но и рассказать, что, как, почему и в каком порядке нужно делать.
98. Экзамен сдают даже те дети, которые учатся на дому по самой простейшей индивидуальной программе.
99. Только, естественно, у них экзаменационные задания куда проще и охватывают лишь те знания и умения, которые им доступны.
100. Учился на дому один мальчик с тяжёлой умственной отсталостью, который за всё время смог научиться лишь манипулировать предметами: брать их в руки, держать, стучать, причём назначение большинства этих предметов он, конечно, практически не понимал.Для него экзамен заключался только в том, чтобы попить из кружки, воспользоваться ложкой. Он с этим худо-бедно справился – следовательно, экзамен сдал.
101. Я нигде не видела более терпеливых и творческих педагогов, чем в коррекционной школе. Ну, разве что только в ясельных группах детского сада. Я считаю, им всем памятники при жизни ставить надо.
103. Была у нас Настя – победительница российских соревнований по лёгкой атлетике. И Коля – победитель соревнований в лыжных гонках и по теннису.
104. Настя за свои спортивные достижения и за успехи в учёбе даже ездила в Москву на Кремлёвскую ёлку.
105. После окончания школы, по статистике, около 70 % детей продолжают обучение в профтехучилищах (а некоторые – в техникумах) и получают профессию.
106. Много случаев, когда девочки – выпускницы коррекционной школы – очень удачно выходят замуж (к примеру, за помощников машиниста).
107. Бывает, что и мальчики находят неплохую пару из «обычных» девушек.
108. Так что коррекционная школа – не приговор, не конец света, а также, как и обычная – старт в жизни.
Педагог-психолог Елена Михайловна Белоусова
Если у вас есть вопрос к нам, вы можете его задать, заполнив форму ниже. Ваш вопрос никто не увидит, кроме нас, а ответ мы пришлём вам на почту.