Коррекция экспозиции что это
Когда следует пользоваться экспокоррекцией
Для чего нужна экспокоррекция вообще?
Важно еще понимать как работает автоматика фотокамеры в сочетании со встроенным в нее экспонометром. Но эту тему мы поднимем позже.
Настройка ручной экспокоррекции
Мы подошли вплотную к вопросу коррекции экспозиции.
В отличие от ситуаций, когда у вас получился плохой кадр из-за неправильной настройки фотоаппарата, экспокоррекция нужна именно для таких ситуаций, когда вы со своей стороны сделали все верно, но камера все-равно выдает плохую картинку. Например, вы включил режим с приоритетом диафрагмы для того, чтобы снять портрет, поставили нужное значение, но из-за яркого контрового солнечного света камера «захлебнулась» его количеством и решила с лихвой компенсировать его очень короткой выдержкой. Такой короткой, что вместо модели получился один силуэт. Для таких случаев и пригодится экспокоррекция:
Если кадр слишком темный из-за яркого освещения сцены, вам следует ввести коррекцию eV +1..+2, в зависимости от интенсивности света. Можно использовать промежуточные дробные значения eV для более точной настройки экспокоррекции.
И не забудьте обязательно выключить экспокоррекцию (установить eV 0) после съемки, потому что она может испортить вам следующий кадр уже при съемки другого сюжета.
Смотрите также:
Вы можете найти нужную вам информацию в разделе ФотоКто «Блоги» или «Форум».
Что такое экспокоррекция?
Автор: Fimpuls.ru · Опубликовано 18.08.2014 · Обновлено 25.09.2018
Съёмка зимой. Выдержка t=1250 сек, чувствительность ISO 200, диафрагма f/5.0, компенсация экспозиции +1.0 EV.
Фотоаппараты тоже ошибаются. Если мы полностью доверяем мозгам фотоаппарата, то не всегда получаем правильную экспозицию кадра. Снимок иногда получается слишком ярким или слишком тёмным. Давайте немного поэксперементируем. Возьмём лист офисной бумаги и чёрный офисный портфель, в котором я ношу большие свадебные книги на встречи с клиентами.
Чтобы не отвлекаться на цвет, я переведу все снимки в чёрно-белый вариант. Сначала снимем лист бумаги в режиме фотоаппарата приоритет диафрагмы. Это автоматический режим фотоаппарата, при котором мы сами выставляем чувствительность и диафрагму, а фотоаппарат выставляет такую выдержку, при которой по его мнению экспозиция снимка будет правильной. Вот тут-то и засада. Посмотрите на снимок ниже.
Фотография листа бумаги без коррекции
Бумага из белой превратилась в серую. Автоматика фотоаппарата сильно ошиблась.
Теперь сфотографируем чёрный портфель. Он у меня уже бывалый, поэтому хорошо видны царапины.
Фотография портфеля без коррекции экспозиции
И тут ошибка экспозиции. Вместо чёрного портфеля имеем серый снимок.
Почему в этих обоих случаях мы получили такую сильную ошибку в экспозиции? Бумага стала темнее, чем на самом деле, а портфель светлее, чем на самом деле. Даже их гистограммы похожи. Дело в том, что для фотоаппарата весь мир выглядит среднесерым по яркости. Он думает, что все предметы серые и отражают свет одинаково.
Давайте теперь положим рядом портфель и лист бумаги и сделаем снимок.
Совместный снимок листа бумаги и портфеля без коррекции экспозиции
Как видим, здесь бумага получилась более светлой, а портфель гораздо темнее. На этом снимке бумага и портфель поделили снимок на две равные части. Программное обеспечение фотоаппарата смешало светлую часть снимка и тёмную часть и выставило некоторую среднюю экспозицию. На первом снимке у нас была выдержка 0.6 секунды, на втором 13 секунд, а на совместном 2 секунды. Поэтому ошибки экспозиции не произошло.
Как же нам избегать ошибки экспозиции если в кадре только тёмный предмет или только светлый предмет? Производители фотоаппаратов дают нам возможность самим корректировать экспозицию, исправляя ошибки фотоаппарата. Такая функция называется компенсация экспозиции или коррекция экспозиции. Мне более привычен термин экспокоррекция. Все термины равнозначны.
Давайте воспользуемся этой функцией. Найдите на экране вашего фотоаппарата шкалу, похожую на ту, что видна на изображении ниже. На профессиональных моделях шкала обычно выводится на отдельном верхнем чёрно-белом экранчике. На любительских моделях она выводится на заднем цветном экранчике (верхний экранчик отсутствует).
Шкала слева внизу. Экспокоррекции нет. Указатель стоит на нуле.
Органами управления фотоаппарата можно либо увеличить яркость изображения (экспокоррекция в плюс), либо уменьшать яркость изображения (экспокоррекция в минус).
Компенсация экспозиции равна +2 ступени
На моём фотоаппарате можно поправлять экспозицию, выставленную автоматикой фотоаппарата, в диапазоне от -2 ступени до +2 ступени (Ступень экспозиции). Шаг изменения экспозиции зависит от настроек вашего фотоаппарата. Я предпочитаю 1/3 ступени. Некоторые используют 1/2 ступени.
Изменить шаг коррекции можно в меню фотоаппарата Пользовательские настройки камеры. Для Canon EOS 5D Mark II нужно выбрать вкладку, называемую C.Fn I: Экспозиция. Там же выбрать пользовательскую функцию под номером 1 Шаг изменения экспозиции. И диском на фотоаппарате выбрать шаг изменения 1/3 или 1/2. Подтвердить изменения следует нажатием кнопки SET.
Таким образом, в случае съёмки светлых предметов следует сдвигать экспозицию в плюс. На снимке ниже установлена компенсация в +2 ступени экспозиции. Когда бумага выглядела серой выдержка составляла 0.6 секунды, а когда ввели компенсацию, выдержка составила 2.5 секунды. Напомню, что увеличение на одну ступень соответствует увеличению количеству света в 2 раза. Следовательно увеличение экспозиции на 2 ступени соответствует увеличению количества света в 4 раза (0.6 х 4 = 2.5 секунды).
Снимок листа бумаги с компенсацией в +2 ступени экспозиции
А при съёмке тёмных предметов, компенсацию экспозиции следует сдвигать в минус. При сером снимке выдержка была 13 секунд, а при введении компенсации в -2 ступени выдержка составила 3.2 секунды (13/4 = 3.2 секунды).
Если вдруг компенсации экспозиции не хватает, например, портфель всё ещё недостаточно чёрный или бумага недостаточно белая, то можно экспозицию установить вручную, перейдя в режим фотоаппарата Manual. Тогда можно сдвигать экспозицию на любое количество ступеней.
Какой параметр съёмки будет сдвигаться, зависит от того, какой режим съёмки на фотоаппарате вы используете. При приоритете диафрагмы будет сдвигаться выдержка, при приоритете выдержки будет сдвигаться диафрагменное число.
Кстати, если на вашем фотоаппарате есть режимы съёмки Снег или Пляж, то это не что иное, как компенсация экспозиции около +1.5 ступени. Потому что и снег и песок на пляже являются хорошими отражателями. И если такую компенсацию не произвести, то снимки опять же станут серыми. В профессиональных камерах таких режимов съёмки нет, поскольку подразумевается, что фотограф сам знает ограничения своего фотоаппарата и знает, когда следует вводить экспокоррекцию.
Удачи в работе и творчестве!
Что такое экспокоррекция
Давайте поговорим о том, что такое экспокоррекция и когда можно использовать компенсацию экспозиции.
Можно задаться вопросом, почему возникает желание что-то изменить, если фотокамера уже и так определяет правильный уровень экспозиции.
Зачем нужна экспокоррекция
Первая причина заключается в том, что экспонометр вашей камеры может быть «одурачен» некоторыми условиями, с которыми вы сталкиваетесь.
Он работает, глядя на тона в его собственном представлении, и затем усредняя их. Производители определили, что большинство сцен будет иметь средний серый оттенок, часто называемый 18% серого.
Поэтому, если тона в вашем кадре темнее, чем этот средний серый оттенок, экспонометр покажет, что недостаточно света для правильной экспозиции, и поэтому он считает, что ваше изображение будет темным.
И наоборот, если тона в кадре светлее среднего серого, экспонометр покажет, что для правильной экспозиции слишком много света, и он считает, что ваша фотография будет слишком светлой.
Но не все так просто. Некоторые сцены должны быть ярче среднего серого. Классический пример — фотография на фоне снега.
Измеритель вашей камеры будет предполагать, что вся эта белая снежная сцена должна быть серым, и поэтому будет выбирать настройки экспозиции, которые недоэкспонируют изображение. Очевидно, вы этого не хотите.
Другим примером является ночная фотография, где темнота сцены должна приводить к темным тонам на вашей фотографии. Измеритель камеры не распознает это, и предложит вам сделать изображение ярче. Использование экспокоррекции позволит взять этот момент под контроль и установить правильную экспозицию.
Другая причина, по которой вы можете использовать экспокоррекцию, заключается в том, что вам просто не нравится правильная экспозиция. Вы можете захотеть затемнить сцену, чтобы добавить настроение или драму.
Либо есть желание сделать вещи ярче. В конечном счете, фотография — это художественное начинание и оно очень субъективно. Поэтому экспокоррекция дает вам возможность экспериментировать. Экспокоррекция работает в режимах фотокамеры, отличных от ручного.
Как работает экспокоррекция
В большинстве случаев ваша камера будет иметь маленькую кнопку с +/-. Это кнопка, которую вы нажимаете, чтобы изменить экспокоррекцию. Удерживая кнопку, поверните главный диск вашей камеры вправо или влево.
Под главным диском я имею в виду диск в правом верхнем углу камеры, обычно рядом с кнопкой спуска затвора. Это изменит компенсацию экспозиции. Поворот регулятора в одну сторону уменьшает экспозицию, а в другую увеличивает ее.
Если у вас более дорогая зеркальная камера, то она будет иметь второй диск или колесо на задней панели камеры. Эти камеры обычно не имеют кнопки +/-, но этот второй диск будет использоваться для изменения настроек экспокоррекции.
Его преимущество состоит в том, что вы можете просто повернуть диск большим пальцем правой руки, без необходимости нажимать какие-либо кнопки.
Экспокоррекция в разных режимах камеры
Так что же на самом деле осуществляет экспокоррекция? Вы уже знаете, что она меняет экспозицию. Но как это происходит? Меняется диафрагма или выдержка? Или оба параметра?
Это зависит от того, в каком режиме вы используете свою камеру. Давайте рассмотрим что происходит в каждом из режимов фотокамеры.
Режим приоритета диафрагмы
В этом режиме экспокоррекция меняет выдержку. Здесь вы устанавливаете значение диафрагмы, а камера в свою очередь устанавливает соответствующую выдержку.
Если вы меняете диафрагму, то ваша камера просто устанавливает другую соответствующую выдержку и уровень экспозиции не меняется.
Экспокоррекция дает вам возможность изменять выдержку и общую величину экспозиции, оставаясь на той же диафрагме, которую вы изначально установили.
Приоритет выдержки
В режиме приоритета выдержки экспокоррекция меняет размер диафрагмы. Это обратный режим приоритета диафрагмы.
Слева пример обозначения у Nikon справа у Canon
Вы устанавливаете выдержку, а камера устанавливает соответствующую диафрагму. Экспокоррекция меняет экспозицию, позволяя вам изменять размер диафрагмы.
Программный режим
В режиме P на диске выбора режима, экспокоррекция изменяет выдержку. По крайней мере так было в фотокамерах, которые я тестировал.
Как включается программный режим
Как насчет ручного и автоматического режимов? У них нет экспокоррекции. В ручном режиме камера не устанавливает значение экспозиции для вас. Здесь вы устанавливаете все самостоятельно.
Всякий раз, когда вы меняете диафрагму или выдержку, вы меняете значение экспозиции. В автоматическом режиме экспокоррекция отсутствует, поскольку вы не можете контролировать экспозицию. Здесь камера все делает за вас. Это одна из причин не пользоваться этим режимом.
Брекетинг экспозиции
Рассказывая про экспокоррекцию есть желание затронуть тему, которая также может оказаться полезной. Это брекетинг экспозиции. Данная функция работает следующим образом. Вы настраиваете свою камеру так, чтобы делать несколько снимков подряд.
Первый кадр при нормальной экспозиции, следующий недодержанный и последний переэкспонированный. Если у вас Canon, то это может выглядеть примерно так: недоэкспонированный > нормальный> переэкспонированный.
Когда вы включаете брекетинг (в меню вашей камеры) вам предлагается установить величину недоэкспонирования и передержки кадра. Камера будет делать от трех до пяти снимков в быстрой последовательности, в зависимости от вашей камеры.
В некотором смысле это похоже на экспокоррекцию. Потому что вы выбираете степень недоэкспонирования или передержки будущего кадра.
Зачем это делать и кому нужны такие сложности? Брекетинг применяется, когда на изображении наблюдается широкий разброс по яркости. На постобработке, вы можете вытянуть детали из самых ярких областей недоэкспонированного кадра и самых темных областей переэкспонированного изображения.
Кроме того, при обработке изображений с высоким динамическим диапазоном, у вас должно быть несколько изображений для работы. Брекетинг также можно использовать для подстраховки при фотосъемке важных кадров.
Заключение
Все желают полностью контролировать процесс фотосъемки, но не все хотят работать в ручном режиме. При работе в режимах подобных режиму приоритета диафрагмы, камера предлагает множество преимуществ, главным из которых является удобство. Добавив сюда экспокоррекцию, можно получить удобство для других режимов, наряду с ручным управлением.
Если вы ранее не применяли экспокоррекцию, попробуйте. Если вы уже знаете что такое экспокоррекция, поделитесь в комментариях собственным опытом и советами.
Экспозиция. Поправка экспозиции.
Экспозиция – это количество света, нужное для создания фотографии. Ничего сложного.
Экпозиция. Поправка экспозиции
Экспозиция дозируется основными средствами:
В основном, в цифровой фотографии принято говорить, что экспозиция зависит только от выдержки, диафрагмы и ISO, но на самом деле все, кто так говорят, опускают работу вспышки.
Экспозиция меряется в единицах экспозиции E.V. (Exposure Value).
Экспозиция снимка без изменения +-0
Важно: если зафиксировать значение ISO и мощность вспышки (как, например на старых пленочных камерах), то останется возможность изменять только выдержку затвора фотоаппарата и диафрагму объектива. В таком случае, выдержку и диафрагму называют экспопарой. Они пара, потому, что при изменении одной, другая подстраивается под вторую. Эту подстройку как раз осуществляет камера.
Самое важное: изменяя один из параметров основной четверки, нужно изменить и один из трех остальных для сохранения текущей экспозиции. Так, изменяя выдержку, нужно будет либо изменить значение диафрагмы, либо значения ISO для сохранения текущего значения экспозиции.
Экспозиция сдвинута на 1.33 ступени влево, так как на снимке много темных участков
За правильную экспозицию в камере отвечает экспонометр. Экспонометр – это специальный датчик в камере, который делает замер количества света, “поглощаемое” объективом, и рассчитывает “правильные” параметры выдержки, диафрагмы и значения ISO, а иногда и мощности вспышки для создания “правильной” экспозиции.
Под правильной экспозицией обычно подразумевают сбалансированное заполнение снимка светлыми и темными участками, обычно, экспонометр пробует сделать “правильную” гистограмму. Вообще, как экспономерт это делает, очень сложно объяснить на пальцах.
Экспозиция сдвинута на 1.33 ступени влево, хотя, по идеи здесь нужно было сдвигать вправо. Это специфика самой камеры.
Замер экспозиции в автоматических режимах
В автоматических режимах, фактически во всех режимах кроме P,A,S,M камера полностью сама определяет параметры выдержки, диафрагмы и ISO. Если включена вспышка, то еще и рассчитывается мощность для вспышки. В зависимости от режима съемки высчитываются приоритеты того или иного параметра в экспозиции.
без поправки экспозиции
Поправка экспозиции
Обычно камера (фотоаппарат) имеет возможность сдвинуть общую экспозицию снимка влево или вправо по гистограмме (либо добавить количества света, либо уменьшить количество света). За это отвечает специальная кнопка, которую очень легко найти, она имеет обозначение “+-“. Например, на камерах Nikon, поправку “+-” можно использовать только в творческих режимах P,A,S,M, во всех других режимах поправка будет недоступна.
Поправка экспозиции с выключенной вспышкой и выключеным авто ISO:
1. В режиме A (приоритет диафрагмы) – при использовании “+-” камера будет изменять выдержку затвора для компенсации экспозиции
2. В режиме S (приоритет выдержки) – при исопльзовании “+-” камера будет изменять диафрагму для компенсации экспозиции
3. В режиме M (ручной режим) – камера не будет реагировать на поправку “+-” если выключена функция АВТО ISO. Если же функция АВТО ISO включена, то камера будет изменять значение ISO.
4. В режиме P (программный режим) – камера может изменять и выдержку и диафрагму
Если же вспышка включена, то компенсация происходит и с изменением мощности вспышки и других параметров. Особенно, при включенной вспышке (в режиме автоматической мощности вспышки TTL) сильно чувствуется поправка “+-” при ручном режиме M.
С некоторыми задачами экспонометр камеры справляется хорошо. И поправку не нужно использовать
Поправка мощности вспышки
Еще одним усложнением при работе с “+-” является отдельная функция поправки мощности вспышки. Эта функция имеет пиктограмму такую же как и “+-“, но еще добавляется значок молнии. Эта функция непосредственно влияет на поправку мощности вспышки. Изменяется точно так же, на определенное количество E.V. Очень сложно рассчитывать одновременно поправку мощности вспышки и экспозиции. Например, если включена обычная поправка экспозиции “+-” c значением +0.3EV и “молния +-” с значением +0.7EV, то общая экспозиция будет иметь сдвиг +1EV.
Съемка в сложных условиях тумана требует поправку экспозиции
А если накрутить все три значения поправок экспозиции: вспышки в меню камеры, внешней вспышки и общей экспозиции, то черт ногу сломает рассчитывать конечный результат.
Сильная поправка экспозиции в лево (в сторону теней), чтобы придать снимку нужный эффект силуэта.
Зачем нужна поправка экспозиции
Поправка нужна для создания нужной фотографу экспозиции снимка. Камера всегда пробует сделать что-то среднее, которое совсем не годится для создания нужного эффекта на фотографии. Потому, фотограф делает поправку и получает либо чуть более светлый снимок, либо, чуть темный.
Не удобней ли вместо поправки экспозиции использовать ручной режим?
Нет, не удобней, когда идет активная съемка, то лучше всего работать в полуавтомате P,A,S и выполнять поправку, нежели наугад делать снимки. Как показывает мой опыт, полностью ручной режим хорош только для неспешных сцен, фотоэкспериментов, студийной съемки. Если снимать в полуавтомате P,A,S, то обычно камера делает более-менее нормальную экспозицию, которую легко дотянуть, снимая в RAW.
Зачем вообще в ручном режиме М поправка экспозиции?
Сильная поправка экспозиции влево для того, чтобы спасти фактуру кожи от пересвета, частый прием при съемке людей
Когда нужно использовать поправку экспозиции?
На самом деле, именно фотограф решает, когда и зачем нужно ему выполнять поправку экспозиции. Есть общие рекомендации:
Но, каждая современная цифрозеркальная камера имеет свой собственный экспозамер, который замеряет по своим критериям. Нужно привыкнуть именно к своей камере, знать точно, в каких сценах камера сделает “пересвет” или “недосвет”. Приведу фактический пример: моя простенькая камера Nikon D80 имеет плохое свойство сдвигать экспозицию в светлые тона, тем самым делать переэкспонирование сцены.
Личный опыт
Я частенько использую поправку экспозиции. В основном, не больше +-2 e.v. Все современные цзк имеют такую функцию, и это очень удобно и практично. Я не даю советов по настройке экспозиции, так как каждый сам должен решить, как именно подчеркнуть с помощью экспозиции нужную атмосферу в фотографии.
Иногда и со вспышкой камера нормально отрабатывает экспозицию
Ничего не понятно и сложно
Если не знаете как, лучше поправлять экспозицию, попробуйте воспользоваться брекетингом эскозиции. А еще проще – снимайте в RAW и корректируйте экспозицию в RAW конверторе, таком как Adobe Camera Raw, Adobe Lightroom и родных программах для камеры. Из RAW можно практически без потери качества баловаться поправкой экспозиции на +-2 E.V.
Свет фонаря с поправкой экспозиции
Вывод:
Поправка экспозиции помогает достичь нужного эффекта в фотографии и просто подкорректировать автоматику замера экспозиции в камере. Поправка экспозиции – это творческий элемент, который всегда нужно подбирать индивидуально при каждом снимке. Если есть вопросы по поводу поправки экспозиции, задавайте в комментариях, так как тема достаточно сложная. Советую ознакомится со смежной темой – методы замера экспозиции.
Помощь проекту. Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.