Корымдык у казахов что такое
Сүйінші, көрімдік, шашу (суйинши, коримдик)
Казахи всегда считались гостеприимным, добрым и дружелюбным народом. Никогда не жалели ближнему всё что есть, и всегда готовы были подать руку помощи нуждающимся. В принципе, у казахов есть много разновидностей дани, которые даются за хорошую весть, за радостное событие. И у каждого из них есть свои принципы и условия выполнения. Среди них широко распространены и исполняются по сей день, такие как: «сүйінші, көрімдік беру, шашу шашу». Какой из них предлагается, при каких обстоятельствах, и по каким причинам. Давайте остановимся на каждом из них.
«Сүйінші сұрау» (просить подарок за радостную весть).
«Сүйінші» признак хорошей вести. Мы часто видим, слышим в книгах, в старых фильмах, как герои торопясь, пытаются донести сообщение радостной вести. И даже в наше время, для того, чтобы рассказать что-либо радостное, для начала просят «сүйінші». К примеру: рождение малыша, приезд дальних родственников, различные награды, поднятие на высокую должность и т.д. Человек, который первым доносит хорошую весть, вслух кричит «Сүйінші!», тем самым донося, предшествующую радость. Для того чтобы скорее услышать весть, хозяин дома говорит «давай, говори, проси что хочешь». За «сүйінші» предлагаются деньги или же любая вещь, которую просят. А в древности если же хозяин не мог дать того, чего просит, то просящий «сүйінші» мог забрать любую понравившуюся вещь, и это не считалось воровством. Это поверье сформированное, для того, чтобы разделить вместе радость.
«Көрімдік беру» ( вознаграждение, подарок за радость). Это еще одна из особенных традиций казахского народа. Это подарок родных, близких, друзей и знакомых на новоселье, рождение ребёнка, покупку важной вещи, мебели, одежду. Возможно и вы сами, либо встречали в повседневной жизни, как как-то показывая диплом об окончании высшего учебного заведения собирает коримдик. Это никак не должно принести вам чувство неловкости или же стыда. В этом нет ничего плохого. Напротив это одна из самых красивых традиций нашего народа. Это причина показать настоящую, неподдельную радость. Это улучшает отношения между родственниками и отражает прозрачность души и щедрости.
«Шашу». Это знак радости, который дошёл до нас еще с давних времён и всё еще сохранившийся и выполняющийся по сей день. Этот ритуал характерен только для казахского народа. Его используют во многих случаях: когда в дом приводят невестку, жениха, приход сватов, при рождении малыша, при приезде дальних родственников, при разрезании пут, обрезании и во многих радостных событиях. Все гости ставшие свидетелями этого события, собирают шашу несмотря на свой возраст, начиная от маленьких детей, заканчивая престарелыми дедушками. Это поверье, чтобы их тоже настигла радость. В шашу можно класть разные сладости и вкусности, такие как: конфеты, сахарки, леденцы, изюм, курт и серебряные монеты. Шашу разбрасывают женщины в возрасте. Кроме того, при приезде гостей издалека, тоже привозят с собой шашу. Но его не раскидывают как обычное шашу. Это считалось расточительством. Таким образом, шашу разбрасывалось лишь раз. А шашу, которое привозили родные и близкие считалось признаком добрых намерений и хороших пожеланий. Это относится к шашу, которое не разбрасывают.
Таким образом, даже если у этих традиций разный порядок выполнения, все они основаны на радостной вести. Сообщение радости, умение его разделить, верить, что и тебя настигнет удача. Пусть у вас в жизни будет очень много счастливых моментов, которые подарят вам улыбку на лице, и не забывайте делиться этим с ближними и конечно, спросить «сүйінші!»
Корымдык у казахов что такое
Наверняка наши читатели подустали от новостей про коронавирус, статистику заболеваний и нарушениях режима ЧП. Корреспонденты «МГ» решили отойти от этой темы и предложить вам почитать о традициях, которые дошли до современного Казахстана. Заодно предлагаем нашим читателям рассказать о тех традициях и обычаях, которые помнят и чтят они. Звоните и пишите на наш номер WhatsApp +77768633636 и делитесь своими историями. А мы пока расскажем о том, что такое сүйінші, байгазы и көрімдік.
Понятия «көрімдік», «байғазы» и «сүйінші» часто упоминаются в разговорной речи казахов. Для многих эти три понятия не отличаются друг от друга и подразумевают одно и то же. 26-летний житель Уральска Мурат Аскербек говорит, что для него это денежные подарки за что-то хорошее.
Обычаи и традиции для казахского народа всегда служили примером поведения и эталоном учтивости и воспитания.
Многие обычаи и традиции дошли и до наших дней. Современные казахи трепетно относятся к ним. Особенно в последние несколько лет народ пытается возродить их. Популярностью начали пользоваться национальная одежда и посуда с орнаментами, музыка, элементы интерьера и не только.
Сүйінші, пожалуй, один из самых приятных обычаев. Человеку, сообщившему добрую весть, полагалось щедрое вознаграждение. Хозяин дома должен был одарить его хорошим подарком, или же сказать «Говори и проси все, что захочешь», тем самым показывая свою открытую и широкую душу.
Традиция просить сүйінші дошла и до наших дней. Благой вестью и тогда и сейчас считалось рождение ребенка и победа на поединках.
Көрімдік и байғазы. В чем различие?
По словам этнографов, сүйінші, көрімдік и байғазы ни в коем случае нельзя путать, они являются тремя разными обычаями.
Что говорят учёные?
В современном Казахстане размер көрімдік зависит от региона. Так, если в южных регионах с гостей за показ невесты можно собрать приличную сумму, то на западе этим похвастаться вряд ли смогут.
Что касается байғазы, то это денежный или вещественный дар за обновку или определенные достижения. Чаще всего «байғазы» дают детям за грамоту, медаль, новые права или обновку. Изначально байғазы давали с целью поднятия настроения детям и поощрения. Это своеобразная похвала, выраженная в материальном виде. Нет ничего постыдного в том, чтобы просить байғазы.
Мы дорожим каждым нашим подписчиком и читателем, поэтому, пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с рекомендациями при комментировании.
7 традиций казахов, которые не перестают удивлять иностранцев
Понять и принять казахские обычаи очень трудно, если даже однажды побывать в Казахстане.
У представителей других национальностей и гостей из-за рубежа просто в голове не укладывается как можно пить такое огромное количество чая и употреблять в пищу конину – это величественное животное. А еще делать деньги из воздуха, сообщив хорошую новость.
Итак, начнем по порядку.
1. Чайная традиция
Казалось бы, эта традиция должна родиться в стране, которая имеет огромное количество чайных плантаций, ну куда деваться местному населению, не пропадать же урожаю? К примеру Китай считается одним из мировых лидеров по производству чая, так что с ними все понятно. Но, казахи, не имея ни одного чайного поля просто литрами пьют горячий бодрящий напиток, причем в любое время суток. Чайная церемония применима в любой «непонятной ситуации», заехал к казаху забрать какую-либо вещь по пути, тут же поступает предложение «шай ішпедік пе?», пришел навестить старого знакомого, опять «пьем чай». Отчасти это и является некой лептой в гостеприимстве дружного казахского народа.
Но больше всего удивляет гостей из-за зарубежья, что чай умудряются пить, добавляя в него молоко, сахар, сметану, соль, тары, талқан. И да, пьют его не из полулитровых стаканов, а из «кесе», чай должен быть с «правильным» коричневатым цветом. А еще в знак уважения к гостю, чай наливают буквально на пару тройку глотков, налить молочный напиток дополна, означает неуважение.
2. Употребление конины
Иностранцы за головы хватаются, когда казахи с большим аппетитом едят конину – это величественное животное. У казахов все просто, можно покататься на лошади, а потом ее съесть. Как тут не испугаться? Но в Казахстане конина считается легкоусвояемым и полезным продуктом питания. Одно из традиционных блюд «бешбармак», которое готовят уважаемым гостям, подается именно с кониной и қазы.
3. Шашу
Это очень удивительная традиция. Да, да! Всевозможные сладости, конфеты, печенья кидают прямо в лицо. В общем это называется «шашу». Осыпают гостей монетами и сладостями при значимых событиях, таких как, когда роженицу выписываю из роддома, когда приезжают на сватовство, когда режут путы ребенку или же просто отмечают 40 дней со дня рождения малыша. Такой обряд символизирует достаток, сладкую жизнь, изобилие и удачу. Примечательно то, что, если конфеты не удалось поймать, их нужно собрать и унести с собой, по поверьям ты уносишь с собой «изобилие». Эту традицию очень любят дети, а осыпанием занимаются женщины.
4. Бет сипау
Тут многим иностранцам вовсе не понятно зачем казахи поглаживаю лицо, после «бата»- благословения. Казахский народ очень щедрый на хорошие пожелания и поэтому слова благословения могут звучать очень часто за дастраханом по любому случаю: закончился учебный год у ребенка, зовут гостей, готовят угощения и перед началом трапезы произносят «бата». Принято добрые пожелания произносить взрослым. Во время напутствий присутствующие должны складывать ладони в виде чаши, во время пожеланий как-бы чаша наполняется благодатью, а далее по окончанию «бата» руками проводят по лицу, то есть согласно поверьям, человек впитывает в себя все сказанное. Также нельзя покидать застолье, не дав «бата» за приготовленное угощенье.
5. Сүйінші
Если казахи дают вознаграждение за хорошую новость, не стоит отказываться, на это и существует такая традиция, как сүйінші (дают тем, кто несет хорошую весть). Так казахи выражают благодарность за радостную весть. Традиция актуальна по сей день, если вы узнали первыми, что родился ребенок, то смело можете рассказывать эту новость близким и просить сүйінші. К слову, иностранцы это вовсе не могут понять, ведь так можно неплохо «зарабатывать». И да, настоящие казахи щедры к услышанному, дают деньги не скупясь.
6. Көрімдік
Эта еще одна традиция, когда казахи умудряются делать деньги из воздуха. Көрімдік считается денежным подарком. Если ты впервые увидел у своего друга новое авто – дай ему көрімдік. Шустрые казахи умудряются брать деньги даже за полученный диплом, выигранное соревнование и даже за новое красивое платье. Если вы намерены разорить иностранца, то сначала можете спросить у него «сүйінші» за хорошую новость «окончил вуз с отличием», а потом и «көрімдік» за показанный красный диплом.
7. Сарқыт
До сих пор ни один иностранец не поймет, для чего после шумного застолья, свадьбы или юбилея гостям дают с собой угощение – сарқыт. И да, никто не церемонится, все складывается в один пакет, если там будут лежать нарезанные фрукты, конфеты, бауырсаки и даже мясо. Кстати не бывает казаха, который откажется от угощения – ведь на следующий день не придется готовить.
Вековые традиции казахской свадьбы, нужно ли это, или это пережиток прошлого?
И вот наступил тот самый возраст когда мне желают хорошего мужа, чаще чем спрашивают как дела! Наткнулась на интересную статью о казахских свадебных традициях, так как для меня это наиболее актуальный вопрос заинтересовалась. Вот подробный перечень всего что касается казахской свадьбы:
Женитьба сына всегда волновала родителей. Будущую невесту высматривали раньше, чем сын достигнет совершеннолетия. Искали подходящую семью хороших, знатных, уважаемых людей. Если узнавали, что в роду девушки были больные от плохой наследственности, то ее не сватали. К людям достоянным, на их взгляд, специально ездили поговорить о будущем своих детей, выражая желание стать сватами.
Родственные отношения у казахов учитывались в основном до седьмого колена. Об этом свидетельствует древний обычай, запрещающий браки между мужчинами и женщинами своего рода. По правилам бракосочетания, женщина не должна быть старше мужчины больше, чем на 8 лет, а мужчина – старше женщины на 25 лет. На неравный брак разрешение не дается.
«Кыз айттыру» служит своеобразной основой крепкой и примерной семьи.
Но не всегда молодым людям разрешалось выбирать себе пару. Это могли делать лишь дети влиятельных людей или прославленных жигиты.
Сватовство
Сватовство. Издревле существующая, незабытая, обязательная традиция казахского народа.
Отец юноши с близкими родственниками едут (иногда и без отца юноши) сватать девушку. Процесс сватовства был довольно непростым и интересным. Приезд сватов носит название «куда тусер».
Отец девушки, извещенный заранее о приезде сватов, приглашает своих родных и близких. Сватов торжественно принимают. После того, как отец дает «добро», обе стороны преподносят друг другу презенты, полагающиеся по традиции: куда аттанар, куда тарту, ат байлар, куйрык-бауыр и т.д. самого главного представителя сватов называют «бас куда» (бас – главный), отцов жениха и невесты – бауыздау куда, т.е. самыми близкими.
Бас куда (главный сват) по традиции опекает девушку и после свадьбы. Она будет звать его «агаеке» (дядя), а он будет обязан всегда заботиться о ней. Будучи невесткой, она всю жизнь почитает его.
Окончательный договор между сватами. Получив согласие стать сватом, отец жениха едет в аул девушки и окончательно обговаривает срок свадьбы, количество калыма, каде-жора (подарок). Эта часть сватовства называется «бата аяк», а в некоторых местах – «сырга тагар» или «баталасу». Есть два вида бата.
Кесимди бата – окончательное решение – конкретно назначают дату проведения свадьбы, объем затрат, количество скота.
Кесимсиз бата – точное количество скота объем затрат не обсуждается, а определяются позднее, с учетом обстоятельств и времени.
Как было отмечено, традиций и обычаев, касающихся сватовства, очень много. Во время увеселений встречается порой интересный обычай, называемый «куда тартар» (букв. Теребить сватов). Заключается он в том, что аульные женщины (среди них могут быть и молодые парни) устраивают различные проделки над сватами. Когда сваты после угощения наслаждаются беседой, женщины вбегают и требуют «куда тартар», бросаются на сватов и начинает проделывать с ними разные каверзы: сажают задом наперед на быка и возят по аулу или же укладывают на большой ковер и, ухватившись за края, подбрасывают вверх, бывает и так: ноги свата связывают арканом, другой конец аркана забрасывают через шанырак, и поднимают свата вверх ногами, и при этом теребят; или же его одежду незаметно пришивают к кошме, и, когда сват встает, кошма тянется за ним; тащат обливать водой или же наряжают в женское платье. Сваты должны откупаться от женщин небольшими подарками, но в свою очередь могут позволять себе разные вольности по отношению к женщинам. Сваты не должны обижаться. Таким образом свадебный обряд превращается в веселое и удивительное представление, в своего рода театр, где на суд зрителей выставляются изобретательность и изворотливость как одной, так и другой стороны, которым вскоре волею судеб предстоит стать родственниками.
Калым. После официальной части сватовства, по обычаю казахов, сторона жениха должна была уплатить «калын мал», который выплачивается в основном скотом. Его размеры зависели от достатка и состояния сватающихся. Если среди бедных сватов калым ограничивался 5-6 головами скота, то между крупными баями он составлял от 200-500 до тысячи лошадей.
Помимо этого, учитывался скот для угощения на свадьбе, дары за молоко матери невесты (сут акы), усопшим и живым (оли-тири), «каде» со стороны жениха и множество других даров по обычаю. В годы советской власти как могли чернили эти традиции и обычаи, говоря, что девушек меняют на скот. А ведь приданое (жасау) девушки обычно не уступало по своим размерам калыму.
В процедуре уплаты калыма есть свои нерушимые правила. Одна лошадь вручается конюхам, что называется «курыкбау», один баран отдается чабану – «косакбау». При благословении также вручается скот – «келин тили» (язык невестки). «Келин тили» платиться за здоровье дочери по поверью, если «келин тили» не сделать, то будущая сноха может потерять дар речи.
Калым за сестру невесту. Если невеста, не успев выйти замуж, преждевременно умирает, а калым выплачен (обычно его выплачивают заранее), жених может взять в жены сестру умершей. Если жених устраивал тайные свидания (урын бару), а сестры у покойной нет, то половина уплаченного калыма возвращается. Если же он ходил к невесте на свидания, а после ее смерти женится на ее сестре (балдыз), то жених обязан уплатить за дополнительный калым, называемый «балдыз калын». Если жених не навещал невесту, то «балдыз калын» не платится.
Прибывшие сваты и свахи не должны ложиться спать, пока не отведают угощения, приготовленного к их приезду. Если кто-то из прибывших, не выдержав, засыпает, то одежду уснувшего свата тут же пришивают к подушке, к одеялу, ковру, кошме и т.п., за что заснувший должен уплатить штраф (айып). Сваты проходят все испытания на выдержку.
В наше время «калын мал» не платится, но обычай давать «киит» и прочие традиции сватовства сохранились.
После договора о свадьбе сватам со стороны жениха во главе со сведущим человеком отправляют по традициям подарок «оли-тири». Это символ признательности не только живым. После этого подарка жених может тайком навещать невесту (урын келу).
До «кынаменде» жених не имеет права посещать дом или аул просватанной девушки. В противном случае братья девушки за нарушение этой традиции наказывали жениха. Традиции и обычаи всегда требуют соблюдения приличия и установленного порядка.
Если уговор сватов нарушается после «урын», это имеет очень серьезные последствия. Если жених без причины отказывается от девушки, то уплаченный калым не возвращается, и он еще платит штраф. Если же договор нарушается со стороны невесты, то калым полностью возвращается и также платится штраф.
Свадьба
Нескольк о слов о «саукеле». «Саукеле» является не только головным убором невесты, но и произведением искусства. Его расшивают рубинами, жемчугом, кораллами или другими драгоценными камнями, которые подчеркивают его богатство. Шьют «саукеле» из дорогого бархата или велюра, вышивают мелким бисером, отделывают бахромой, орнаменты составляют из различных мелких золотых и серебряных монет и фигурных пластинок. Верх «саукеле» неизменно венчает «укы» (пушистый пучок из перьев филина). Края украшают мехом норки, собыля или лисицы. Красота такого убора пленяет взор, является украшением невесты и демонстрирует состоятельность сватов.
Куйеу киими – одежда жениха. Жених, отправляющийся за невестой, обязательно должен одеться особенно нарядно, чтобы встречающие женщины и девушки могли безошибочно его определить. По обычаю одежда жениха отличается от одежды жигитов, сопровождающих его. На головной убор «борик» он прикрепляет «укы» (перья филина), сапоги одевает на высоких каблуках, на плечи накидывает красный чапан. Жених надвигает «борик» на глаза и ведет себя очень скромно, всем своим видом показывая почтительность, а в противном случае ему придется платить штраф, или его поднимут на смех. Оказавшись в таком виде среди женщин, жених терпеливо переносит их насмешки и колкости. Конь жениха превращается в объект забавы для детей – они вдоволь могут на нем покататься. Это традиция аула.
Скот для свадьбы. Жених, приезжая за невестой, приводит «той малы», то есть скот для свадьбы. Его режут для пира на этой свадьбе. В зависимости от состоятельности сваты приводят на «той малы» несколько лошадей, коров или баранов. А также привозят дорогие ткани, вещи, фрукты, сахар, чай и т.п. авторитет зятя в будущем может зависеть от количества и качества подарков «той малы». Если они не соответствуют богатству и положению семьи жениха, то «кыздын женгелери» (жены старших братьев девушки) могут высказывать едкие упреки колкости по этому поводу.
Подарок отцу девушки. В числе свадебных обрядов жених преподносит за хорошее воспитание девушки своей теще (ене) «сут акы», а отцу девушки – положенный «жигит туйе». Этим подарком может быть дорогая одежда, верблюд, лошадь, конская сбруя и т.д. затем тесть (ата) благословляет своего зятя.
Кыз тынасу – прощальный визит. Девушка перед замужеством в сопровождении (жены старшего брата) женге обходит своих родственников и близких, чтобы попрощаться. Родственники и близкие оказывают ей почести, одаривают на память, напутствуют, желая счастья и радости. Это одна из древних народных традиций и один из примеров воспитания этики.
Сваты в количестве 5-7 человек (нечетное число), а то и больше приезжают за девушкой. Среди них «бас куда» (главный сват), «кудалар» (сваты) и друг жениха (здесь как советник, очевидец). В северных и центральных областях Казахстана за девушкой едут только мужчины. Сваты обычно прибывают вечером. С момента их прибытия начинатеся той: игры, песни, танцы; дарятся положенные по традициям «каде» (подарки). В этот день близкие родственники девушки официально приглашают сватов в гости.
Девушку по обычаю отправляют вместе со сватами рано утром, с восходом солнца. Ведь восход солнца – символ нового дня, новой жизни. Перед отъездом девушка песней прощается (коштасу жары) с провожающими ее родственниками. Молодежь поет «жар-жар», «аушадияр». Сватам вручается положенный по обычаю «куда аттандырар» (куда – сват, аттандырар – отправлять, провожать).
По шариату (мусульманские законы), если невеста беременна, обряд бракосочетания откладывается, и проводится только после рождения ребенка. Этот обряд не проводится также, между молодыми людьми, имеющими родство в одном из семи поколений, т.к. казахи до седьмого колена считаются родственниками.
Не грусти, красавица, жизнь прекрасна, погляди. Не вздыхай и не плачь, счастья желаем всласть. Не скучай по отцу – будет свекор у тебя.
Разве свекор, жар-жар, заменит мне отца? Как не плакать, жар-жар, ухожу ведь навсегда… и т.д.
«Аушадияр» посвящается молодой чете, которая переступает порог новой жизни. «Аушадияр» несет в себе добрые советы, примеры воспитания в национальных традициях. К примеру:
Аушадияр – скажем раз,
Нечестивец не радует нас.
Уважающего предков,
Ждет почет потомков.
Аушадияр – скажем два,
У возлюбленных воля своя,
У красавицы такой
Стройный стан, коса длинной…
Аушадияр – четыре,
Молодежь красива в паре,
Быть им верным данной клятве.
Ау-жар
Благодаря обилию песен прощальный вечер девушки превращался в удивительное представление. Всегда грустно расставаться с родным домом и переступать порог чужого дома. На проводах невесты свой нажитый опыт в виде назидания выражали в стихах «ау-жар». Ведь слезы девушки не от горя, а от грусти при расставании с родным аулом и близкими.
Ей сочувствуют девушки и жигиты ее аула. После обрядовых песен «жар-жар» они исполняют «ау-жар» в виде айтыса, где желают молодым счастья, радости, взаимного понимания, благ семейной жизни. Слова и мотив «ау-жар» звучат шутливо и игриво:
Разве ты опоясалась бы цепью, ау-жар-ау,
Если бы твой отец
Не привел бы твою мать, ау-жар-ау?
Разве тебе эту радость видать, ау-жар-ау?
И хочу я тебе
Большой любви пожелать, ау-жар-ау?
Так называется приданое девушки. Казахи уделяли большое внимание подготовке приданого. Красивые ювелирные украшения, ковры, текеметы (узорные кошмы), «саукеле» (головной убор невесты), дорогая одежда, вещи, посуда обязательно входили в «жасау». Состоятельные родители специально готовили «ак отау» (белую юрту) для дочери. Жасау нередко превышало по стоимости «калын мал». Девушка забирала все, что пожелает.
Проезжающую свадебную процессию молодежь, женщины имели право задержать и разрешали ей ехать дальше лишь после получения «каде» (положенный подарок по обычаю). Когда мать девушки вручает «каде», получившие подарок благословляют процессию, и она продолжает путь в аул жениха.
Шанырак туйе – повозка для передвижения невесты с ее свитой в аул жениха. В «шанырак туйе» могут садиться мать, сестры, женге невесты. Случайные попутчики или другие люди обычно не садятся, так как над ними потом будут насмехаться. С незапамятных времен во время переезда на первого верблюда водружали шанырак – символ нового дома.
Беташар – обряд открывания лица невесты (показа невесты родственникам жениха и гостям) обязательно сопровождается традиционной песней-жыр. В юрту отца жениха, где собираются гости, приводят невесту в свадебном наряде. По обе стороны невесты, взяв ее под руки, стоят учтивые, благовоспитанные снохи. В «беташар» входит знакомство невесты с родственниками мужа, их добрые советы и пожелания на будущее в семейной жизни. Певец-импровизатор, характеризуя в стихах почтенных родственников, призывает невесту поклониться каждому; в ответ на это близкие родственники мужа дают «коримдик» (подарок «за погляд»). «Беташар» заканчивается наставлениями, пожеланиями, советами.
Бие кысырамыс
Жолдык (обряд). В первую брачную ночь жена старшего брата (женге) готовит постель для молодоженов, в шутливой форме дает советы для первой брачной ночи и желает счастья молодым. Такую миссию поручают примерной, уважаемой, воспитанной, многодетной снохе. Очень важно, чтобы у молодоженов эта ночь была незабываемой. Выполнив свои обязанности, сноха с нетерпением ждет, когда проснутся молодые, чтобы попросить у них подарок. Жених должен отблагодарить сноху сполна и встретить первое утро совместной жизни с улыбкой. «Жолдык» особый обряд, поэтому и подарок для женге должен быть ценным.
Создание нового очага. У казахского народа есть понятие «отау котеру», что означает женитьбу, создание новой семьи. По обычаю родители как для сына, так и для дочери, готовят дом. В приданое девушки «жасау» входит юрта – «отау». Новый дом должен принести счастье молодой семье, поэтому юрту украшали, старались, чтобы в ней было уютно. В этом принимали участие родные и близкие, родственники со стороны матери (нагашы), соседи. Аулчане принимают активное участие в интересном и обязательном обряде «отау котеру». Шанырак (купол юрты) поднимают, обвязав бакан (шест) белой тканью. Шанырак поручают поднимать уважаемому человеку. Первым входят в отау почитаемые женщины, вливают масло в огонь очага, порог и косяки двери обмазывают маслом. Накрывается первый дастархан с богатым угощением. Входящие в отау осыпают все вокруг «шашу», высказывают свои пожелания молодым. Родные и близкие приносят «коримдик» за отау, дарят скот, ценные подарки.
Знакомство невесты с родственниками мужа. После свадьбы родственники мужа и соседи по очереди приглашают невестку к себе в гости для знакомства и сближения, чтобы она быстрее адаптировалась на новом месте. Невестка на такое приглашение идет не с пустыми руками. В этом случае по обычаю полагается «илу» (от глагола – «вешать»). Свекровь должна определить размеры подарка в соответствии со своим положением и возможностями. При знакомстве хозяева испытывают молодую невестку (характер, манеры поведения) насколько она воспитана и учтива. Об этом должны помнить все девушки, так как этот обычай существует и в наше время.
Илу (букв. вешать). Когда молодую невестку приглашают для знакомства родственники мужа, она по традиции в знак признательности дарит им ковер, украшения или отрез на платье, прислушиваясь к советам свекрови. Невестка поклонившись, проходит в дом и у порога вешает принесенный «илу». Зять тоже оставляет «илу» в доме родственников своей жены.
И так остается открытым вопрос: нужно ли все это? или все же пережиток прошлого? далее тему раскрою в следующем посте!