Кощунство это простыми словами что

КОЩУНСТВО

Видео на тему: КОЩУНСТВО

кощунство ср. 1) Оскорбление религиозной святыни, религиозного чувства. 2) Поругание, оскорбление чего-л. дорогого, глубоко чтимого, достойного уважения.

Кощунство — определяется Уложением о наказаниях (ст. 182, изд. 1885 г.) как «язвительные насмешки, доказывающие явное неуважение к правилам или обрядам церкви православной, или вообще христианства». Таким образом объектом К. могут быть только правила и обряды церковные, но никак не самая вера и учения ее, могущие служить объектом лишь богохуления. По аналогии, впрочем, практика подводит под К. и слова, имеющие вид богохуления, если они произнесены без умысла оскорбить святыню и в частном доме, так как ст. 180, уменьшая наказание за богохуление, совершенное единственно по неразумию, невежеству или пьянству, упоминает только о «публичном месте», умалчивая о частном доме (решение уголовного кассационного департамента сената 1871 г., № 805). По замечанию Н. А. Неклюдова, «под именем язвительных насмешек следует разуметь или просто глумление, или различные бесстыдные выходки; К. мыслимо не только словом, но и деянием, например если кто-нибудь вместо восковой свечи поставит сальную». Из иностранных законодательств общегерманский кодекс для наказуемости оскорбления святыни требует «поношения» ее (beschimpft, но не ve r spottet; в проекте Кодекса были оба выражения, но осталось только первое). Поэтому следует заключить, что К., в том смысле, как оно понимается нашим Уложением о наказаниях, в Германии не наказуемо. Хотя 182 ст. Уложения о наказаниях и умалчивает о том, когда наказуемо К., тем не менее практика для наказуемости К. требует наличности тех же условий, как и для наказуемости богохуления, т. е. чтобы оно было совершено публично или при свидетелях. Наказание — тюремное заключение на время от 4 до 8 месяцев, а если деяние совершено без намерения произвести соблазн и оказать неуважение к вере, а лишь по неразумию, невежеству или пьянству, то арест на время от 3 недель до 3 месяцев. А. Я.

КОЩУ́НСТВО, а, м. Слав.Нейтр.1. Насмешка, издевка, шутовство. Не ко всякому отв ѣ щати подобает, инои бо овогда в р ѣ ч входит на кощунство. Апофегм. 55. За молодыми смотри прил ѣ жно .., указывай им, чтобы они, сидя, приказные д ѣ ла д ѣ лали, а не кощунство бы такое творили. Псш. Завещ. 175. Фиглярство, скоморошество, см ѣ хотворство, кощунство. Ад. I 634.

2. Оскорбление религиозной святыни. Но да не возмнят н ѣ цыи, яко кощунства единаго ради начертах словеса сия : измлада не навычен есть сему, и не являюся николи же гр ѣ ху сему причастен. Жив. 165. <>К. на что. [Палицын:] Ввел откупы, мыты, разврат, ко пьянству страсть; Позволил грабежи, кощунство на святыню. Држ. Соч. IV 256.

Источник

Значение слова «кощунство»

Кощунство это простыми словами что. Смотреть фото Кощунство это простыми словами что. Смотреть картинку Кощунство это простыми словами что. Картинка про Кощунство это простыми словами что. Фото Кощунство это простыми словами что

1. Оскорбление религиозной святыни.

2. Оскорбительное отношение к тому, что глубоко чтится, что свято и дорого кому-л. Кощунством считал он даже в мыслях своих осквернение образа Наташи, героини и женщины одновременно. Первенцев, Кочубей.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

КОЩУ’НСТВО, а, мн. нет, ср. (церк. и книжн.). Действие по глаг. кощунствовать.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

кощу́нство

1. оскорбление религиозной святыни ◆ Но главное в том, что кроме кражи совершено было бессмысленное, глумительное кощунство: за разбитым стеклом иконы нашли, говорят, утром живую мышь. Ф. М. Достоевский, «Бесы», 1872 г. ◆ Шаман в это время продолжал бить в бубен; губы его двигались, шепча молитвы или заклинания, но из них не вылетало ни одного звука ― говорить громко на берегу священного озера считалось кощунством. В. А. Обручев, «Земля Санникова», 1924 г. (цитата из НКРЯ)

2. оскорбительное отношение к тому, что глубоко чтится, глумление над тем, что дорого, свято для кого-либо ◆ Раньше в нем слитно жили века, кузнец ковал железо в театре Марцелла и забивал гвоздь в вековой камень, не догадываясь о своем кощунстве; кошки плодились на Форуме Траяна, прохожий шагал по земле, наросшей на остатках храма. М. А. Осоргин, «Времена», 1942 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Я вскипел, обиделся, это показалось мне кощунством, и не только в таком сочетании слов, но вообще кощунство называть кого бы то ни было Ильичем кроме единственного человека на земле! А. И. Солженицын, «Архипелаг ГУЛаг», 1958-1973 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Мейерхольд раздвинул рамки «Ревизора». В этом ли кощунство? Ведь различные театральные инсценировки романов Толстого или Достоевского считаются благородным делом, хотя они сужают рамки произведений… И. Г. Эренбург, «Люди, годы, жизнь», Книга 2, 1960-1965 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Кощунство это простыми словами что. Смотреть фото Кощунство это простыми словами что. Смотреть картинку Кощунство это простыми словами что. Картинка про Кощунство это простыми словами что. Фото Кощунство это простыми словами чтоПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: брезент — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Что такое кощунство: значение слова, синонимы

Человеку важно знать и понимать значение слов, особенно тех, что часто используются в речи. В противном случае он может употреблять то или иное слово в неправильном контексте. Это может испортить его репутацию (окружающие будут считать его глупым), а иногда даже навлечь беду.

Слово «кощунство» довольно расхожее, однако далеко не все грамотно его толкуют. А потому не могут подобрать к нему синонимы и ответить, что же оно означает.

Данная статья подробно ответит, что такое кощунство. И объяснит, оскорбляет ли оно чувства верующих.

Значение слова «кощунство»

Для правильной трактовки данного значения обратимся к словарям. Можно использовать материал, предложенный Владимиром Ивановичем Далем, но разумнее изучить толкование слова «кощунство» в более современных словарях.

Согласно определению, представленному известным русским лингвистом Татьяной Федоровной Ефремовой, значение слова «кощунство» таково: оскорбление, осквернение, поругание чего-либо значимого и дорогого, достойного уважения и чтимого людьми.

Также это слово имеет отношение и к религии. В этом случае оно обозначает оскорбление религиозной святыни и, соответственно, чувств верующих.

Кощунство это простыми словами что. Смотреть фото Кощунство это простыми словами что. Смотреть картинку Кощунство это простыми словами что. Картинка про Кощунство это простыми словами что. Фото Кощунство это простыми словами что

Синонимы слова

Русский язык очень богатый, а потому к большинству слов можно подобрать синонимы. Нередко именно они понятнее объясняют трактовку, значение слова (кощунство, например).

Однако такие родственные, схожие слова можно подобрать не ко всем словам, но для существительного, исследуемого в данной статье, это сделать довольно просто. Достаточно лишь обратиться к вышеописанному толкованию слова. Тогда вы увидите, что синонимы к «кощунству» будут следующими:

И упоминаемые ранее:

Помимо этого, «кощунство» нередко заменяют словосочетаниями:

Некоторые люди причисляют к синонимам «кощунство» такие слова, как «богохульство» и «святотатство». Поскольку последнее вызывает еще больше недоумений, чем «кощунство», рассмотрим его подробнее.

Кощунство и святотатство: разница

Кощунство это простыми словами что. Смотреть фото Кощунство это простыми словами что. Смотреть картинку Кощунство это простыми словами что. Картинка про Кощунство это простыми словами что. Фото Кощунство это простыми словами что

Первоначальное толкование слова «святотатство» — любое имущественное преступление. Но после семнадцатого века оно приобрело более конкретное значение, став преступлением против религии.

Сейчас слово «святотатство» является родственным таким терминам, как «богохульство» (непочтительное отношение к Богу и всему, что с ним связано, у христиан, иудеев и мусульман приравнивается к греху) и «кощунство» (что такое, описано выше). Оно подразумевает корыстное преступление, направленное на святыню, чаще всего принадлежащую церкви.

Таким образом, синонимом данного слова считается словосочетание «похищение святыни». Это преступление, цель которого нажива или оскорбление чувств верующих, преследуется по закону.

Святотатство, богохульство, кощунство — синонимы?

Слова, указанные в заголовке, не являются синонимами, потому как не равнозначны, то есть не подразумевают одно и то же. Поэтому ни в коем случае не путайте их и не заменяйте в любой ситуации одно другим — это неправильно.

Хотя святотатство, богохульство и кощунство дополняют друг друга, это все же разные понятия. И если вы хотите показаться образованным человеком, никогда не путайте их.

Кощунство это простыми словами что. Смотреть фото Кощунство это простыми словами что. Смотреть картинку Кощунство это простыми словами что. Картинка про Кощунство это простыми словами что. Фото Кощунство это простыми словами что

Антоним слова «кощунство»

Понять более конкретно и доступно, каково значение слова «кощунство», также поможет словарь антонимов, который предоставляет не родственные слова к изучаемому, а, наоборот, противоположные по смыслу.

О нем вы легко догадаетесь и сами, ведь если «кощунство» — всяческое глумление над святыней, что оскорбляет религиозные чувства, то антонимом данного слова является существительное «почтение». Которое подразумевает уважение к святыням, а, следовательно, и к чувствам верующих.

Кощунство как нарушение прав гражданина, закрепленных Конституцией

Что такое кощунство с точки зрения Конституции? Для того чтобы в этом разобраться, необходимо выяснить, что представляет собой это слово в рамках закона.

Конституция — документ, закрепляющий право каждого человека на самоопределение. На основании него, Россия — страна, позволяющая гражданину самостоятельно определяться с верой и своим жизненным путем.

Однако, вместе с тем высший документ о свободе налагает на людей и обязанность чтить и соблюдать права друг друга. Но в силу непонимания или незнания, что представляет собой вера других людей или та, которая наиболее распространена в нашей стране, некоторые граждане нарушают чужую свободу, тем самым оскорбляя религиозные чувства верующих и вызывая порицание и неодобрение всего общества.

Кощунство это простыми словами что. Смотреть фото Кощунство это простыми словами что. Смотреть картинку Кощунство это простыми словами что. Картинка про Кощунство это простыми словами что. Фото Кощунство это простыми словами что

Что подразумевает кощунство в религии

О том, что такое кощунство (оскорбление религии), сказано достаточно. Но возникает вопрос: как проявляется кощунство? А также какие действия (или бездействие) подходят под этот термин?

Кощунство в храмах или на его территории проявляется в виде:

колкостей по отношению к святыням;

насмешек над ритуалами, обрядами, выполняемыми церковью и ее служителями;

язвительных и оскорбительных высказываний о вере и ее ценностях;

негативных слов, действий против священника или прихожан;

разрушения икон, крестов и других ценных для религии и ее верующих предметов;

надругательство над могилами на территории церкви.

Таким образом, религиозным кощунством считаются любые высказывания и действия негативного характера, направленные против веры, церкви, священника и верующих.

Кощунство это простыми словами что. Смотреть фото Кощунство это простыми словами что. Смотреть картинку Кощунство это простыми словами что. Картинка про Кощунство это простыми словами что. Фото Кощунство это простыми словами что

Однако это вовсе не значит, что человек, являющийся атеистом или сторонником иной веры, должен идти против себя и отзываться о вере, которую не поддерживает, положительным образом и вступать в ряды ее верующих.

Михаил Александрович Бакунин, русский мыслитель и революционер, так сказал однажды: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». То есть каждый человек волен делать все, что ему заблагорассудится, при этом не причиняя вреда ни обществу в целом, ни его гражданам.

Источник

Кощунство

Многие великие истины были сначала кощунством.

Кощунствуя над словом Божьим, ты гневишь

достойнейших и Высшего Благодетеля живых.

Если культура в невежестве, люди начинают просто надевать

религиозные атрибуты и занимаются кощунством, глупостью

занимаются. А сами считают из себя верующих людей.

Кощунство как качество личности – склонность к поруганию, глумлению, надругательству, оскорблению чего-либо дорогого, глубоко чтимого, достойного уважения; оскорблять религиозное чувство верующих насмешками над Богом, святыми писаниями.

Кощунство — это глумление над святыней. Священник Вячеслав Романов рассказывает, что при царе Давиде был такой случай. Перевозили священники израильские Ковчег Завета Божия на колеснице из одного города в другой. Некто Оза, опасаясь, чтобы Ковчег Господень не упал с колесницы, вздумал поддержать его, как обыкновенную вещь, но лишь только без благоговения коснулся его рукой, как пал мертвым.

Так Господь требует почтения ко всякой святыне! Благоговейный страх, смиренное, молитвенное расположение сердца — вот чем должна быть занята душа при мысли о всем, что свято, что близко к Богу, что освящено Его благодатью. Близки к Богу святые Божии угодники: как же можно шутить или смеяться над ними? Не оскорбление ли это будет Самому Богу? Позволишь ли ты смеяться над близким тебе человеком — отцом, матерью, дорогим твоим другом или благодетелем? Нет; ты, человек, не понесешь этой шутки, оскорбительной для чести близких тебе людей: можно ли думать, что Господь ни во что поставит кощунственные речи о святых Его угодниках? Ты обидишься, если кто-то будет осмеивать портрет твой или близких твоих? Как же дерзнешь ты шутить или смеяться над святыми иконами? Ты оскорбишься, если кто-нибудь станет читать твое письмо, искажая его смысл, обращая твои слова в смехотворство? Как же ты решаешься обращать в шутку святые словеса Божии, начертанные во Священном Писании, прилагать их к беседе, где не подобает, возбуждать ими смех, как будто это — не словеса Божии, а шутки и кривлянье балаганного скомороха. Удержи, брате, язык твой от грешного слова кощунного! Убойся Бога: «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6; 7), и не допустит, чтобы ты безнаказанно позволял себе ради греховной потехи (не говорю уже — ради прямой хулы) смеяться над всем, что требует от нас благоговейного себе почтения и поклонения!

Кощунство — это ядовито-насмешливое конкурентное поведение на территории оппонента. Бог к насмешкам и оскорблениям в свой адрес относится с безразличием. У Него интересная позиция на этот счет: «Не беспокойтесь о тех, кто ненавидит и хулит Меня. Они придут ко Мне. Когда человек думает обо мне со злобой или ненавистью, он всё равно очищается». Бог не нужны адвокаты. Он ценит, когда человек о нем думает, пусть даже с ненавистью. Вспоминая Бога, он невольно очищает своё сознание. Если грязный человек станет под душ, и будет просто стоять, он всё равно немного очистится, несмотря на то, что не пользовался мылом и мочалкой. Бог нетерпим, когда оскорбляют святую личность, святые писания.

Коммунистические идеологи хорошо понимали, что, несмотря на мощь собственного учения, им будет непросто справиться с верой людей в Бога. Большевики вскрывали мощи святых, чтобы показать, что это просто «гнилые кости». Взрывали, жгли христианские церкви, в алтарях делали туалеты, в самих храмах – клубы и танцплощадки. Это было кощунство, осуществляемое посредством недобросовестной конкуренции. В свою очередь большевики создавали собственные святыни, культы, покушение на которые рассматривалось как кощунство. Любой гражданин России знает, что кощунственно совершать какие-то непотребные действия в отношении вечного огня, могилы неизвестного солдата, мавзолея Ленина, могилы вождей у кремлевской стены, скульптуры Родины-матери в Сталинграде.

«Советским попом» называли революционера Ярославского Емельяна Михайловича. Его книга «Библия для верующих и неверующих» стала кощунством над религиозным чувством людей. Именно «организатору безбожного движения» принадлежит ставшая знаменитой в СССР максима: «Борьба против религии — борьба за социализм». Был редактором журналов «Безбожник», «Безбожный крокодил», «Безбожник у станка», под его руководством издавалось множество антирелигиозных брошюр, плакатов и открыток.

Ну, не кощунство ли, когда одна из карикатур «Безбожника» изображала, как Бог вдувает Адаму душу через клистирную трубку. Одновременно главный атеистический журнал печатал статьи большевистских лидеров, дававшие ориентиры для деятельности местных партийных и советских структур, такие как «…выселение богов из храмов и перевод в подвалы, злостных — в концлагеря». В конце 1920-х годов Ярославский выступал за запрет на исполнение церковной музыки, в том числе Чайковского, Рахманинова, Моцарта, Баха, Генделя и других композиторов. «В данный момент, — писал Ярославский, — церковная музыка, хоть бы и в лучших её произведениях, имеет актуально-реакционное значение… дним из убежищ, одним из прикрытий для крестьянина, который не хочет в колхоз… остается религиозная организация с гигантским аппаратом, полторамиллионным активом попов, раввинов, мулл, благовестников, проповедников всякого рода, монахов и монашек, шаманов и колдунов и т. п. В активе этом состоит вся махровая контрреволюция, ещё не попавшая в Соловки, ещё притаившаяся в складках огромного тела СССР, паразитирующая на этом теле».

Читатель, наверняка, хочет увидеть исторический пример кощунства. Александр Бушков рассказывает: «Николай II был бездарностью поразительной. Временами на ум приходят и более жесткие эпитеты. Вот, например, узнаешь подлинные причины знаменитого покушения на него в Японии, когда его величество, будучи еще цесаревичем, путешествовал для расширения кругозора. Я много лет не мог доискаться ответа на несложный, в общем-то, вопрос: с какой это стати японский полицейский (следовательно, человек не случайный, а отобранный для серьезной службы с истинно японским тщанием) вдруг ни с того ни с сего попытался рубануть знатного иностранного гостя саблей по голове? Меж Россией и Японией в те времена еще не существовало ни малейших трений. Японцы – народ гостеприимный и уравновешенный… Сумасшедший он был, что ли? Солнцем голову напекло или белая горячка подстерегла?

Так вот – ничего подобного. Только в этом году удалось наконец-то докопаться до истинных причин, о которых почему-то умалчивали даже в советские времена, когда, казалось бы, сам бог велел… Хотите знать, что там случилось? Да просто-напросто цесаревич Николай и его спутник принц Георг Греческий, изрядно поддавши, забрели в синтоистский храм и там, идиотски хихикая, начали колотить тросточками по священным для синтоистов храмовым колоколам. Пошли разговоры, люди возмутились, вот полицейский и не выдержал…

Вряд ли стоит его винить. Попробуйте представить, какую бы реакцию вызвало в том же году в России поведение двух иностранцев, которые, забредя пьяненькими в православный храм, начали бы с гоготом стучать тростями по лампадам… Могли бы и на месте затоптать, опоздай полиция вмешаться».

Священник Вячеслав Романов приводит такой пример кощунства: «Вот рассказ одного почтенного старца, простеца, о самом себе, о том, как строго наказал его Господь за кощунственное глумление над святым пророком Божиим Илией.

«На грешной душе моей лежит, как тяжелый камень, смертный грех. Оттого я и не ем рыбу, не ем и молоко и мясо, и ничего скоромного шестой десяток уже в рот не беру; не в похвальбу будь это сказано: не пью я ни вина, ни пива. Смолоду было со мной сатанинское наваждение, такое ужасное, что добрым людям и рассказать страшно. Тогда я и ел, и пил, и вина-то напивался, бывало, до бесчувствия и безобразия. Что уж мне теперь, старому человеку, таиться? Раскаюсь я перед миром всем крещеным. От людей ведь утаишь, а от Бога не утаишь: Он все видит, милосердый наш Батюшка, и до поры до времени терпит нас, окаянных грешников, — тут старик рукавом кафтана отер слезы, катившиеся по бледному, изнуренному лицу, и продолжал.

— Молодого-то меня уму-разуму наставлять было некому: полугодовалым остался я от кормильцев моих — от отца с матерью. Говорят, в одни суточки прибрал их Бог. Дай-то, Господи, их душенькам Царство Небесное, рай пресветлый; упокой их, Господи, помилуй их, Христос Небесный. После них я и остался один-одинешенек, как перст на свете, но недаром поговорка говорится: «Свет не без добрых людей». В нашей деревне жил мужик, кузнец, дядя Максим. Мужик он был зажиточный, а детей у него живых не было: были детки, да скоро умирали. Дядя Максим и взял меня к себе в дом, и воспитал, воскормил меня у себя вместо своего родного детища. Дядя Максим был добрый и умный мужик; всему обучил меня: и крестьянству, и кузнечному мастерству, да только та беда, что водочку очень любил, не сторожил и меня, баловал да потворствовал. Прости его, Господи! Может быть, из-за него вот я теперь наказан Господом и сижу без ног шестой десяток. У нас в деревне, у деревенского старосты был сын, мне одногодок, по имени Павел. С этим Павлом все мы и водились, и чего-чего с ним не проказили! Бывало, в праздник или в воскресенье Христово мы с ним к обедне не пойдем, а уж вместо обедни наше было дело — сходить в кабак, напиться, поплясать, побраниться, поссориться, подраться. За это и наказал же нас Господь Бог!

Деревня наша вся каждый год празднует летом Илию пророка; на праздник в нашу деревню собирается народ и из других деревень. Так было и на этот раз. Пошли у нас игры, песни, пляски, разные хороводы. Денек-то выпал для праздника угодника Божия такой светлый, да теплый. К вечеру солнышко закрылось, нашла туча темная-претемная, так что в деревне ничего не стало видно, а молния-то так и сверкает, а гром-то так и гремит. Все крестятся да говорят: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф. » От страха разбежались все, кто куда мог: кто в избу, кто на двор, кто под навес. На улице остались только мы двое: я да Павлушка. Он на балалайке играл, а я вприсядку подплясывал, да приговаривал: «Илья пророк… Илья пророк…». И другие такие слова я говорил, что и пересказывать не следует. Пляшем это мы, а старики, стоя на дворах, кричат нам: «Мирошка, Павлушка! Что вы? С ума, что ль, сошли? Побойтесь вы Господа Бога, нехристи вы, что ли? Перестаньте, уймитесь. Вот вас Илья-то пророк накажет!» А я дразню стариков, пляшу да приговариваю: «Не боюсь, тебя, Илья пророк, Илья пророк. » Вдруг сверкнула молния, и меня как будто кто со всего размаха ударил поленом по ногам. Я свалился с ног, как сноп, и не помню, как взяли меня и оттащили домой. Павлушке оторвало обе руки по локоть; он на улице и умер, а я-то вот с той поры на всю жизнь и остался калекой. Ах, Боже мой, как вспомню, что со мной тогда было, так сердце кровью обливается. Поделом Господь наказал меня, нечестивца. Шесть недель я лежал, как пласт, в постели: не мог пошевелить ни ногой, ни рукой; и перекреститься не мог, а ел и пил только то, что добрые люди в рот положат».

Источник

Что такое Кощунство – Значение слов Кощунство, Кощуннить

Кощунство это простыми словами что. Смотреть фото Кощунство это простыми словами что. Смотреть картинку Кощунство это простыми словами что. Картинка про Кощунство это простыми словами что. Фото Кощунство это простыми словами что

Кощюны (кощюнствовать) – на старый лад пишется именно так, а не через букву «у». За последние несколько столетий не только историю русского народа переписывали множество раз, зачастую приглашённые иноземные «учёные» мужи, – но изменяли русский язык, искажая истинный смысл слов его.

Тот же подход представителей иноземной религии проявлялся в равной степени по отношению и к мифологическим образам древних русских сказок, былин, преданий.

С течением времени на народное сознание наложился тот отпечаток, что специфическим образом проявил себя в трудах людей, изучавших русскую Традицию:

Подобные столкновения происходят и ныне, правда, пока на уровне межрелигиозных и философских дискуссий.

Заглянем для начала в Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля:

«КОЩУНИТЬ или кощунствовать, насмехаться над священными предметами, отзываться об них с презреньем, бранно, пошло; поругать, сквернить, осквернять, суесловить, буесловить. Кощунство ср. действ. это. Кощунство противоположно изуверству, но еще хуже его; осквернение или поруганье. Кощунный, к сему относящ. Кощун, кощунник м. кощунья, кощунница ж. кто кощунит; кощунский, — ничий, им свойственный. Кощун, у Рейфа, с персидского; у Шимкевич. его нет; думаю, что слово это в связи с кость, касть, костить, кащей, пакость, пакощи, осквернение, скверна.

ЗАКОЩУНСТВОВАТЬ, начать кощунствовать, — ся. забыться кощунствуя, превзойти всякую меру».

Вот так, ни много, ни мало – «Кощунство противоположно изуверству, но еще хуже его». По меньшей мере, вызывает сомнение, чтобы славяне, почитавшие Богов и Предков своих, заранее и специальным образом стали выдумывать столь изощрённое словцо для «осквернения или поругания, насмешки над священными предметами», как о том пишет В. Даль.

Очевидно, что в своём словаре Даль передавал самый поздний смысл и значение слов кощюна, кощюнствовать. В подобной ситуации возникает вопрос: насколько нужно отвергать традиции и культуру своих прапредков, чтобы подобным образом усилить негативное эмоциональное воздействие на читателя словаря «живого великорусского» языка? Ответ один: настолько, насколько это выгодно заинтересованным лицам в поругании древнего исконного мировоззрения славян – политические интриги и жажда власти над умами людскими ещё в стародавние времена являлись характерным отличительным признаком «ловцов душ человечьих».

Что же на самом деле означает слово кощюна? Озвучим результаты изысканий об истинном значении этого слова:

Древнерусский язык хорошо подчеркивал эту роль мифа, который наши далекие предки обозначали словом кощюна.

Кощюна-миф органически связывался с волшебством, и после насильственного крещения Руси проповедники новой веры категорически запрещали своей пастве даже слушать родные сказания: «Ни чаров внемли, ни кощюньных вълшеб». Семантически это обозначение мифа в нашем языке родственно словам кош – «жребий, судьба» и кощьное – потусторонний мир, где находились языческие боги. Таким образом, по представлениям наших далеких предков, навечно отразившимся в их языке, исполняемая кощюна соединяла жизнь человека не только с иным, потусторонним миром, но и с его судьбой.

Выдающийся отечественный ученый В.Я. Пропп писал об этом уникальном явлении духовной жизни:

Исследовавший миф совершенно с других позиции и абсолютно другими методами известный швейцарский психолог К.Г. Юнг пришел практически к аналогичному выводу, отметив при этом страшную опасность утраты народом своего собственного мифа:

С принятием христианства духовенство на Руси, как и в большинстве других стран, сделало все, чтобы уничтожить народную память, разорвать эту священную связь, и данный корень в их устах приобрел иное, прямо противоположное значение кощюнства, т. е. святотатства. На самом деле, как мы видим, святотатство по отношению к душе своего народа совершали именно ретивые проповедники новой веры».

Есть и несколько иные, но созвучные версии относительно перевода слова кощюны.

Важнейшим родом деятельности волхвов была передача по наследству многообразного обрядного фольклора, истоки которого шли из далеких глубин первобытности. Благодаря бережному сохранению традиций отголоски словесного творчества сохранились в России до 19 в., до своей встречи с этнографами. Переводы с греческого позволяют нам определить, как переводились на русский язык некоторые слова, например «кощюны», «басни».

Кощюны и басни – близкие понятия, но не тождественные: «Инии гудуть (играют на смычковых инструментах), инии бають ему и кощюнять». Баять, рассказывают басни, вероятно, относится к разным видам устной словесности, и это действие подвергается гораздо меньшим нападкам церковников, чем кощюны, от которых произошло современное слово «кощунствовать», т.е. надругаться над святыней. В баснях, очевидно, больше светского, бытового (но не эпического), а в кощюнах больше языческого, мифологического, того, что казалось особенно «кощунственным» и отцам церкви 4 – 7 вв., и русскому духовенству 11 – 14 вв.

Кощюны-мифы четко противопоставляются правдивым историческим повествованиям. Церковные писатели того времени считали, что следует «в кощюн место преславных делес повести сказывати», т.е. предпочитали эпос мифам. Были сказители мифов – кощюнники, к которым народ стекался, не смотря на запрещения.

Кощюны исполнялись во время тризны по умершему. Исполнялись они, якобы, «тщеславия ради», т.е. особым поминальным пирогом считался тот, над которым пелись какие-то мифологические сказания.

Ключом для проникновения в полузабытый мир древнеславянской мифологии может послужить широко распространенный и устойчивый образ Кощея Бессмертного, в самом имени которого содержится указание на мифологическую архаику «кощюн» и на связь с инфернальной сущностью «кощьного», потустороннего царства. Волшебная восточнославянская сказка долгое время именовалась исследователями мифологической, пока украинский этнограф Н.Ф. Сумцов не высказал серьезных сомнений в возможности научного познания славянской мифологии: «Границы мифологии висят в воздухе; ничего прочного и устойчивого здесь никогда не было и ныне, при современном состоянии фольклора мифология не имеет определенного содержания».

Итак, мы рассмотрели трактовку слов кощюны, кощюнить в качестве своеобразного синонима слова «миф» и всего, что с этим связано. Однако, помимо мифологического аспекта и «современного состояния фольклора», о которых повествует Н.Ф. Сумцов, у славян практически каждое слово-обозначение или имя, название имело и сугубо практический, бытовой смысл. В идеальном сочетании мифологического и реального в повседневной жизни славян как раз и заключалась истинно Природная сила наших Предков. Почему данный наиважнейший аспект – взаимодействие и сочетание мифа, жизни и быта – совершенно упущен из виду или попросту игнорируется некоторыми исследователями, остаётся загадкой. Как можно не заметить того, что постоянно пребывает у всех на виду, но всего лишь прикрыто тонким наносным слоем так называемой «цивилизации» в результате разрушительной деятельности этих самых «цивилизаторов»!

Неудивительно, что даже самые честные и дотошные исследователи за время своих поисков смогли увидеть лишь часть такого богатейшего наследия наших Предков. Главная задача в восстановлении, сохранении и преумножении народной культуры заключается в том, чтобы раскрыть как можно более полно духовную взаимосвязь русского народа с его исконными традициями.

Вот мы и подошли ещё к одной важной составляющей нашего духовного наследия, а именно – к бытовой стороне использования слов, имён и названий.

Что означает корень «кощ» («кош») в слове кощюна? В старину так называлась плетенка, связка, шнурок или веревочка, налобная повязка. Имя одной из основных Богинь славянского пантеона Макошь – Мать-пряха. Богиня, которая прядет нить жизни для всего мира. А две ее дочери Доля и Недоля вяжут на той нити различные узелки, кому на счастье, кому на неудачу. И даже боги подчиняются тем узелкам на нити жизни.

«Что же за узлы на нитях? Вот тут находим самое интересное. Вспомните присказку: «узелок на память» – обычай завязать край платка, чтобы, взглянув на него, вспомнить о чём-то важном. Милый обычай, скажете Вы. Ничуть не бывало. Это отголоски того времени, когда письменности еще не было, но информация для запоминания уже была. При мене, торговле, договорах необходимы были некие «верительные знаки». Поэтому, например, плелся шнурок, на котором вязались различные (известными только определенному племени способами) узлы. Количество узлов было равно количеству племен, участвовавших в договоре. Своеобразная «авторская подпись». Сей шнурок хранился у доверенного лица, вождя, волхва и т.д. А чтобы не забыть содержание договора, «кош» оборачивался и носился на лбу (голове).

Система узелковых знаков совершенствовалась и превратилась в одну из разновидностей письменности. Наиболее сохранившийся вариант, нам известен, как письменность перуанских индейцев «Кипу».

Итак, кош — плетенка с информацией, которой подвязывали косы и хранили избранные особы. Отношение к сим особам было весьма и весьма табуированным. Общаться с ними мог только ограниченный круг людей. Причинение вреда им, каралось максимальным наказанием: смертью или изгнанием из племени. При ведении военных действий, такие люди были неприкосновенны, по тем же причинам.

В словенских языках еще сохранились слова с корнем «кош» – в смысле плетенка: кошелек, кошелка, кошара – плетеная загородка для скота. Вспомните кошевой невод или кошевого атамана (т.е. Главного в некоей группе, связанной определёнными обязательствами).

Глагол «коштуватi» означает плести. Кстати, наветы и слухи называются другой калькой слова «Кош» – сплетни.

При крещении Руси, первым делом необходимо было лишить народ его собственной истории.

В таком случае становятся легко объяснимыми гонения новой официальной церкви на хранителей древних знаний и традиций, искажение языка наших прапредков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *