Кошерная посуда что это
После прохождения гиюра я должна буду откошеровать всю свою посуду. Как это сделать?
Здравствуйте. У меня такая ситуация: я принимаю гиюр и на данный момент соблюдаю кашрут. После прохождения я должна буду кошеровать всю свою посуду. Что, например, делать с пластиковой, которая не кошеруется, я не смогу ей уже больше пользоваться? Можно ли откошеровать эмалированную кастрюлю с пластиковой ручкой? Что делать в таком случае с плитой и электрическими приборами? Спасибо!
Отвечает рав Моше Сытин
Прежде всего хочу Вас поздравить с Вашим решением соблюдать кашрут. Кашрут — один из столпов еврейской жизни, и начинается он прежде всего с нашей кухни. Надеюсь, что наш ответ поможет Вам сделать это быстро, легко и экономно.
Рассмотрим посуду и другое оборудование, которое мы встречаем на кухне, и определим, как это все кошеровать:
Крышку кастрюли также кошеруют, окуная в кипяток.
Эмалированные кастрюли можно кошеровать так же, как алюминиевые (Мишна Брура 451, Шаар а-Циюн 191, Кицур илхот басар бэ-халав 11:5, «Кашрут» 3:49, Рав Йеуда Чезнер, Шаарэй Торат а-Байт, стр. 80).
Пластиковая лопатка, которой пользуются для жарки на сковороде, не кашеруется, поэтому придется купить новую.
Теперь подробнее рассмотрим порядок кошерования.
· Прежде, чем приступить к кошерованию посуды, необходимо ее хорошенько вымыть и не использовать в течение суток.
· Ручки кастрюли снимать нужно не всегда, только если в щель между ручкой и кастрюлей набились остатки пищи, которые невозможно вычистить зубочисткой. Если даже после того, как сняли ручки, есть места, которые невозможно прочистить, их можно прожечь огнем — сжечь набившиеся туда остатки еды.
· Во время окунания посуды вода в кастрюле должна кипеть. Как правило, после окунания посуды вода в кастрюле на время перестает кипеть, поэтому надо немного подождать, не доставать кошеруемый предмет, пока кипение не возобновится.
· После того, как предмет достали из кипящей кастрюли, надо его сразу обдать холодной водой.
· Кошеровать посуду можно по частям, например, если Вы кошеруете, скажем, половник или другой предмет, который не помещается в кастрюлю полностью, можно сначала погрузить в кипяток одну его часть, затем обдать ее холодной водой, потом перевернуть этот предмет и проделать то же самое со второй его частью.
· После кошерования — очищения от впитавшейся запрещенной пищи — посуду нужно окунуть в микве. Подробнее о законах окунания посуды см. здесь.
После этого Ваша посуда становится пригодной для кошерного использования, и Вы можете решить какой она будет — мясной, молочной, или парве (нейтральной).
Кошерование посуды
Посуда, в которой произошла смесь мясного и молочного или в которой готовили некошерную еду, запрещена к использованию и подлежит кошерованию.
• Кошеровать можно только металлическую, стеклянную и деревянную посуду. Способ кошерования зависит от вида контакта продукта и посуды, времени, наличия острых приправ и вида материала посуды.
• Если контакт был в холодном виде, без острых приправ и короткое время, то посуду кошеруют тщательным мытьем или погружением в кипяток на короткое время.
• Если в посуде варилась или находилась более суток некошерная еда, или пища имела острые ингредиенты (перец, горчицу), то посуду кошеруют погружением в кипяток.
• Если продукты в посуде жарились (сковородка, гриль и т. д.), то ее кошеруют прокаливанием на огне.
• Посуда перед кошерованием должна быть тщательно очищена от остатков еды и ржавчины.
• Посуда с трещинами, заклепками и т. д., что не позволяет ее тщательно очистить, кошерованию не подлежит.
• Стеклянная посуда, которая в кипятке может лопнуть, кошеруется погружением в воду (трижды по 24 часа).
В соответствии с принципом «из чистого происходит чистое, из нечистого – нечистое» следует обращать особое внимание на некоторые продукты, получаемые в результате переработки вторичных продуктов. В особенности это относится к тем продуктам, что привозятся в Израиль из-за границы: часто их делают из молока или жиров нечистых животных – например желатин. Есть страны, в которых принято выпекать хлеб, смазывая форму свиным салом; есть сорта сыра, при производстве которых используют вещество, полученное из организма нечистого животного, а есть и такие, которые специально закладываются в кишки нечистых животных для того, чтобы придать им особый вкус; есть сорта шоколада, в состав которых входит молоко нечистых животных; при изготовлении некоторых видов мороженого, кондитерских изделий, конфет и жевательной резинки используются некашерные ингредиенты. В любом сомнительном случае следует спросить местного раввина: можно ли есть данный продукт или нет.
В Израиле импортеры обязаны указывать на упаковке продукта имя экспортера и составные части продукта. Во всех раввинатах Израиля, в отделах наблюдения за кашрутом есть списки предприятий пищевой промышленности, имеющих теудат кашрут – документ, свидетельствующий о кашерности их изделий.
Здесь уместно заметить, что каждый раз, когда вы входите в мясной магазин, в ресторан или в гостиницу, следует проверять, есть ли у них теудат кашрут, полученный от раввината, а если есть – не истек ли срок действия этого документа и чья подпись стоит под ним. В этих вопросах следует проявлять осторожность, и давайте относиться к вопросам кашрута по крайней мере так же серьезно, как к вопросам денежным.
Несмотря на то что существует множество доводов в пользу законов о кашруте, сам еврейский закон рассматривает эти заповеди как «хок» – заповедь, не имеющую логического объяснения, а исполняемую исключительно в знак подчинения воле Бога. Объяснения же, которые есть в иудейской литературе, призваны лишь показать, что для человека хорошо следовать воле Творца даже тогда, когда он не видит в этом явного смысла.
Великий знаток Торы и кодификатор Галахи раби Моше бен Маймон (Рамбам), бывший также одним из наиболее выдающихся врачей своего поколения, попытался дать логическое объяснение законам кашрута на медицинской основе. Он исходит из принципа, что все, что Тора запрещает евреям есть, вредит здоровью, а все, что Тора разрешает, не может повредить. При этом должно соблюдаться условие, что количество пищи и время ее приема строго определены. Рамбам, например, утверждает, что отсутствие чешуи на рыбе (что является признаком некашерной рыбы) – это лишь чисто внешний признак, позволяющий людям увидеть, что данная рыба непригодна в пищу. Только Всевышний, знающий все свойства Своих творений, знает, что этот вид рыбы вредит здоровью человека, и потому дал ей такой яркий признак, а рыбам, пригодным в пищу человеку, дал чешую. Рамбам доказывает, что признаки чистоты или нечистоты всех животных суть внешние признаки, созданные для нас, не знающих истинных свойств различных видов пищи. Тора, предписывая соблюдать кашрут, дает нам надежный ключ для распознавания того, что полезно, а что вредно. Следует отметить, что современная медицина признает, что в основах системы Рамбама есть очень много верного с медицинской точки зрения, и использует его подход.
Однако многие авторитеты Торы, также обладавшие большими познаниями в медицине, – и среди них раби Моше бен Нахман – не согласны с Рамбамом. (Среди их аргументов был и такой: ведь неевреи спокойно едят большинство тех видов пищи, которые запрещены евреям, – можно ли сказать, что это действительно вредит их здоровью?) Моше бен Нахман считает, что пища, запрещенная Торой, наносит ущерб отнюдь не здоровью нашего тела, но здоровью души. Он обращает внимание на то, что большинство птиц, запрещенных нам в пищу, – хищные птицы (орел, сокол, ястреб), а те птицы, которые нам разрешены (куры, голуби, гуси, лебеди), напротив, обладают мирным, спокойным нравом и не питаются мясом. По мнению Рамбана, мясо хищных птиц оказывает влияние на характер человека, употребляющего его в пищу, и сообщает ему те характерные отрицательные качества, которыми отличаются эти птицы.
С этой точки зрения становится понятен многократно повторяемый Торой запрет употреблять в пищу кровь: употребление в пищу крови вырабатывает в человеке привычку к жестокости, развивает в нем качества разрушителя и убийцы. Тора говорит: «Кровь – это душа», и душе наносится вред употреблением в пищу крови.
И наконец, следует отметить, что многие мыслители, однако, объясняют законы кашрута не с точки зрения того, причиняет ли запрещенная пища вред душе или телу, а как средство против ассимиляции народа Израиля среди прочих народов, как средство сохранения его исключительности и индивидуальности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 37 ЗАКОНЫ ОКУНАНИЯ ПОСУДЫ
Глава 37 ЗАКОНЫ ОКУНАНИЯ ПОСУДЫ 1. Если человек покупает у нееврея посуду, предназначенную для трапезы, даже если это совсем новая посуда, то, если эта посуда сделана из металла или стекла, запрещено использовать ее каким бы то ни было образом, даже для холодных продуктов,
Глава 47 ЗАКОНЫ ОБЫЧНОГО НЕЕВРЕЙСКОГО ВИНА И КОШЕРОВАНИЯ ПОСУДЫ ПОСЛЕ НЕГО
Глава 47 ЗАКОНЫ ОБЫЧНОГО НЕЕВРЕЙСКОГО ВИНА И КОШЕРОВАНИЯ ПОСУДЫ ПОСЛЕ НЕГО 1. Обычное нееврейское вино в наше время, а также наше вино, до которого дотронулся нееврей, по некоторым мнениям, запрещено только для питья, но не для использования. И поэтому можно еврею взыскать
Глава 37 Окунание посуды в миквэ
Глава 37 Окунание посуды в миквэ 1. Изготовленную неевреями металлическую или стеклянную посуду, в которой готовят пищу на огне, нельзя использовать до тех пор, пока ее не окунут в воду родника или миквэ. Делают это для того, чтобы посуда приобрела святость еврейского
Глава 106 Кашерование посуды
Глава 106 Кашерование посуды 1. Если посуду использовали в течение всего года для приготовления пищи, в которую входит хамец, перед Песахом ее кашеруют. Но не всякая посуда поддается кашерованию. К видам посуды, не поддающейся кашерованию, относятся следующие.а) Глиняная,
Глава 1348: Еда с посуды, украшенной серебром.
Глава 1348: Еда с посуды, украшенной серебром. 1813 (5426). Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не носите (одежду из) шёлка и дибаджа[3156], не пейте из золотых и серебряных сосудов и не
Молитва об освящении оскверненной посуды
Молитва об освящении оскверненной посуды Господи Боже наш, едине святе, освяти сосуд сей освятительным Твоим наитием, и очисти и, еже быта в службу рабов Твоих нескверну: и даждь нам всегда во святыни молитися во святых Твоих церквах, яко да Тобою всегда храними, славу и
Кошерная посуда что это
Ты — то, что ты ешь
Запреты и секреты еврейской кухни
Ольга Цынская
Религиозный еврей никогда не станет есть осетрину или черную икру и не положит на одну полку холодильника мясо и молоко. Что такое кошерная еда, зачем в Израиле свиней кормят апельсинами, где попробовать самые вкусные сыры и гранатовое вино, а также аутентичные рецепты форшмака и хумуса — в материале РИА Новости.
Национальная еврейская кухня — одна из наиболее древних.
Кулинарные рецепты тысячелетиями передавали из поколения в поколение. В какой бы стране ни оказались ортодоксальные представители этого народа, они выбирают пищу в соответствии с законами кашрута.
Эти правила исполняют, чтобы соблюдать заповеди Торы.
Считается, что некошерная пища отрицательно влияет на духовный уровень человека. Например, с мясом хищных животных передается агрессия. И в этом есть пересечение с высказыванием Гиппократа: «Ты — то, что ты ешь».
Шеф-повар кафе Еврейского музея и центра толерантности Александр Марон:
«В кашруте есть и список запрещенных продуктов, и конкретные рекомендации к способам приготовления разрешенных».
Один из главных принципов — разделение мяса и молока, а также продуктов, в которых они содержатся. Их нельзя вместе готовить и хранить, посуда обязательно должна быть разной.
Если вы съели мясо, то молоко можете выпить не менее чем через шесть часов. Есть продукты «парве», которые сочетаются и с молоком, и с мясом. Это вегетарианские блюда, а также рыба и яйца.
Нельзя есть любые морепродукты (креветки, моллюсков и так далее) и рыбу без чешуи и плавников.
Разрешается мясо животных, которые питаются травой, являются жвачными и при этом имеют парные копыта. Например, свинья и верблюд — парнокопытные, но не жвачные. Чтобы мясо было кошерным, животное должно быть забито гуманным способом, без боли и страданий, а мясо — особым образом обескровлено.
Соблюдающие кашрут едят только одомашненную птицу: курицу, утку, гуся, индейку.
Однако перепелки и голуби тоже признаются кошерными. Но, как и в случае с мясом, кошерной считается только та птица, которая забита гуманным способом. И таких нюансов очень много, поэтому, чтобы не запутаться в сложных правилах, самое простое — покупать продукты, маркированные знаком кашрута, или посещать рестораны и кафе с сертификатом кошерности.
Из кошерных продуктов можно приготовить самые разные блюда: от японских суши и китайской лапши до шашлыков, гамбургеров и пиццы.
Но, пожалуй, стоит обратить внимание на традиционные еврейские рецепты, которые сейчас особенно популярны в мире благодаря увлечению здоровым питанием и вегетарианством. Это хумус, фалафель, шакшука, мезе, форшмак.
В еврейской традиционной кухне есть два главных кулинарных направления — сефардское и ашкеназское.
Сефарды — выходцы из стран Ближнего Востока и Средиземноморья, а ашкеназы — евреи Европы. В сефардской кухне много специй и приправ, морской рыбы, оливкового масла и бобовых.
Вода, огонь и кастрюля
Вода, огонь и кастрюля
Сама планировка еврейской кухни должна быть изначально такой, чтобы и хозяйка, и все члены семьи без труда могли соблюдать заповедь о разделении мясного и молочного.
Соответственно, вся посуда в еврейском доме разделяется обычно на три комплекта:
– посуда (то есть тарелки, вилки, ножи, ложки, чашки, кастрюли, сковородки и т. д.), которая предназначена для приготовления и подачи на стол только мясной пищи и называемая соответственно «мясной»;
– «молочная» посуда, то есть посуда, используемая для приготовления, подачи на стол исключительно молочной пищи;
– посуда, относящаяся к категории «парве», то есть для блюд, которые не являются ни мясными, ни молочными и в равной степени могут быть поданы, как с теми, так и с другими.
Понятно, что желательно, чтобы для каждого комплекта посуды на кухне был свой шкафчик, а чтобы любой, даже самый маленький член семьи с легкостью отличил мясную тарелку от молочной, то принято помечать всю посуду несмываемой краской. Скажем, на мясные тарелки, кастрюли и прочую «мясную» утварь можно нанести красное пятнышко, а на все, что связано с молоком, – синие. В некоторых еврейских семьях принято метить только молочную посуду, но какого-либо жесткого правила, как нужно осуществлять такие метки, нет, и потому каждая семья решает этот вопрос по-своему. Например, на кухне автора этой книги все мясные тарелки относятся к одному набору посуды и имеют зеленую каемку, а молочные – к другому, и каемка у них, соответственно, желтая, да и узор на ней несколько другой. Так что тут, как говорится, не перепутаешь. Что касается тарелок из стекла, то мы используем их для пищи «парве» или… впрочем, нет, об этом чуть позже.
То же самое со столовыми приборами. Все вилки, ложки и ножи для молочной посуды у нас с цветными пластиковыми ручками, для пищи «парве» – с деревянными, а мясное мы едим со столовыми приборами, сделанными из нержавейки без всяких «архитектурных излишеств».
А вот с кастрюлями и сковородками лично у меня, признаюсь, часто происходит полный конфуз. Не успеет жена купить новую кастрюлю для молочной пищи, проделать с ней все те операции, которые нужно проделать и до рассказа о которых мы еще дойдем, не успеет она пометить эту кастрюлю как «молочную» и еще раз (как особо сообразительного!) предупредить меня об этом, как на меня почему-то нападает кулинарный зуд.
Движимый этим зудом, я направляюсь на кухню, начинаю тушить мясо и только тут спохватываюсь, что делают это в «молочной» кастрюле. Хорошо, если в совершенно новой – ведь тогда приготовленное мной мясо можно будет съесть, а с кастрюли соскрести метку и торжественно перевести ее в ранг «мясной». Но если меня, не дай Бог, угораздило начать готовить мясо в той кастрюле, где жена уже хотя бы раз варила ленивые вареники, то пиши пропало: все мясо нужно однозначно выкидывать, причем как можно скорее, да и кастрюлю тоже, вероятнее всего, придется отправить на мусорную свалку. О том, что при этом в мой адрес говорит жена, я писать не буду, так как лексика и психология еврейского семейного скандала – это тема совсем другой книги. А пока запомните, что если вы вдруг решите соблюдать кашрут, то с кастрюлями и сковородками нужно быть крайне осторожными.
Но, оказывается, мало приобрести в магазине отдельную посуду для мясного, молочного и «парве».
Окунание посуды в микву прежде, чем ее начнут использовать в еврейском доме, – это одна из важнейших заповедей кашрута. Без этого посуду использовать нельзя, так как она считается некошерной, точнее, неосвященной. И будет считаться таковой, даже если ее используют исключительно для кошерной пищи, в соответствии со всеми остальными заповедями иудаизма, до тех пор, пока над ней не будет совершен сакральный, имеющий глубочайший мистический смысл обряд окунания в микву.
Причем неважно, купил ли еврей у какого-нибудь нееврея подержанный, видавший виды комплект посуды или речь идет о новеньком сервизе в фабричной упаковке, – в любом случае еврей должен отправиться с этой посудой в микву, которую, впрочем, могут в спокойное время года заменить воды реки или моря. И лишь в случае, если точно известно, что данная посуда сделана руками еврея (пусть даже и совершенно нерелигиозного) окунание ее в микву можно не производить.
Перед окунанием Галаха[31] требует удостовериться, что посуда чиста и на ней нет никакой грязи или ржавчины.
Само окунание посуды в микву – «твила» – производится предельно просто. Еврей или еврейка, которым нужно совершить эту процедуру (они обязательно должны быть совершеннолетними; детям, то есть мальчикам до 13 лет и девочкам до 12 лет, производить окунание не доверяют) громко произносят благословение:
«Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и заповедовавший нам окунание посуды».
Сразу после этого нужно опустить посуду в микву, так как еврейская традиция требует, чтобы любое благословение произносилось перед самым исполнением той заповеди, о которой в нем говорится. При этом обычно для данной процедуры используется специальная металлическая сетка, так как «твила» считается осуществленной только в том случае, если погружаемый в микву сосуд весь целиком, с ручками, если таковые у него есть, оказался в воде. Если же специальной сетки нет, то окунающий может окунуть его, держа за ручку, но перед этим должен окунуть в микву ту свою руку, которой он будет держать сосуд. Если окунаются сосуды с узким горлом, то их следует держать в микве до тех пор, пока они не наполнятся водой изнутри.
Погружению в микву, как уже было сказано, подлежит только металлическая и стеклянная посуда, и только такой посуде в случае, если она вдруг по тем или иным причинам превратилась из кошерной в некошерную, можно вернуть статус кошерной. Деревянная и простая глиняная посуда окунанию в микву не подлежат, а фарфоровую или глазированную глиняную посуду еврейское религиозное законодательство требует погружать в микву без благословения.
Ну и, само собой, окунание посуды в микву запрещено проводить в субботы и праздники – в дни, которые Пятикнижие объявляет «днями покоя».
При этом следует помнить, что окунание в микву лишь освящает посуду, но отнюдь не делает некошерную посуду кошерной.
То есть если, скажем, кто-то из членов семьи по ошибке сварил сосиски в «молочной» кастрюле или вам в наследство от дяди, который самых честных правил, но плевать всю жизнь хотел на еврейские традиции и обожал поросенка с гречневой кашей, достались в наследство вилки, ложки и т. п., то для того, чтобы их можно было использовать в традиционном еврейском доме, их следует откошеровать, то есть превратить из «трефных» в кошерные. Причем, что любопытно, если в микву следует окунать только металлическую и стеклянную посуду, то кошеровать можно лишь посуду из дерева или металла – глиняная или стеклянная посуда, перестав быть кошерной, уже не может быть возвращена в такое состояние, и еврею остается ее либо выбросить, либо подарить знакомому нееврею, чтобы добро даром не пропадало.
Если окунание в микву – действие сугубо сакральное, основанное на еврейской вере во всеочищающую силу воды, то кошерование – процесс, в котором мистика тесно связана с полностью физической задачей максимально очистить посуду от любых, самых микроскопических остатков оказавшихся как на ее поверхности, так и в ее порах пищи. Словом, сделать все, чтобы она в смысле чистоты ни в чем не уступала новой.
За свою многотысячелетнюю историю евреи разработали два пути достижения этой цели и, соответственно, два способа кошерования посуды.
Первый, так называемая «хагаля», заключается в погружении ставшей «трефной» посуды в кипящую воду, а второй – «либин» – в нагревании такой посуды до красного каления в самом что ни на есть буквальном смысле этого слова.
Выбор одного из этих способов для того или иного конкретного случая во многом зависит от того, каким именно образом кошерная посуда вдруг стала «трефной». Обычно молочные столовые принадлежности или молочные горшки, которые случайно использовали для мясной пищи (и наоборот), кошеруют методом кипячения. А вот сковородки и кастрюли, как правило, прокаливают.
В любом случае прежде, чем приступить к кошерованию посуды, ее следует самым тщательным образом вымыть. Затем перед кошерованием этой посудой запрещено пользоваться для каких-либо целей в течение как минимум одних суток.
При кошеровании посуды кипячением вода нагревается в чистом и как можно более объемистом котле до кипения. Идеальным считается вариант, когда объем котла в 60 раз превосходит объем окунаемой в нем посуды. Следует заметить, что соотношение 1:60 имеет в иудаизме сакральный характер (например, сон приравнивается к 1/60 смерти), и мы еще не раз вернемся к этому соотношению в других главах книги.
Пока же отметим, что выполнение этого требования, увы, редко достижимо, а потому считается достаточным, если кошеруемая посуда целиком погружается в котел с кипящей водой. Обычно для этой цели используется специальная сеточка или корзина, в которую кладутся предназначенные для кошерования предметы и которая затем опускается в воду. Однако перегружать эту корзину ни в коем случае нельзя – ведь во время погружения предметы не должны касаться друг друга. Поэтому у еврейской хозяйки или у специалиста по кошерованию обычно всегда имеются большие щипцы или просто длинная палка, с помощью которых они отодвигают друг от друга помещенные в кипяток изделия.
Если опущенная в воду посуда поддерживается щипцами, то следует помнить место ее захвата после первого погружения и повторить процедуру, чтобы кипящая вода попала во все места посуды. После погружения следует ополоснуть кошеруемую утварь в холодной воде.
Хотя внешне все вышеописанное выглядит вроде бы просто, в реальной жизни это далеко не так.
Начнем с того, что котел, в котором кошеруют (или, если смотреть на все происходящее глазами далекого от религии человека, попросту кипятят) мясную посуду, уже не может быть использован для кошерования молочной посуды, и наоборот – ведь в воду войдет вкус пищи погруженной в нее посуды! Кроме того, так как погружение холодной посуды мгновенно снижает температуру кипящей воды, то после погружения следует немного подождать, чтобы вода снова закипела. Однако некоторые еврейские хозяйки еще в недавнем прошлом, начав кипятить воду в котле, одновременно раскаляли на огне кирпич и бросали его в этот котел сразу же после того, как опускали в него нуждающуюся в кошеровании посуду, – в результате вода мгновенно снова начинала кипеть…
Кошерная посуда, как уже было сказано, расставляется по шкафам: мясная – в «мясной» шкаф, а «молочная» – в «молочный». Впрочем, если у еврея, как и у автора этой книги, попросту нет большой кухни с множеством шкафов, то можно поставить «мясные» и «молочные» тарелки, а также тарелки «парве» в три разных ряда, а столовые приборы разложить, соответственно, по трем разным ящикам.
И уже сделав это, можно продолжить нашу экскурсию по еврейской кухне…
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Почему вода в глубоководном озере кажется голубой, а чистая вода из крана – бесцветной?
Почему вода в глубоководном озере кажется голубой, а чистая вода из крана – бесцветной? Солнечный свет, который мы иногда называем белым, содержит в себе все длины волн оптического диапазона – так называемые спектральные цвета – от инфракрасного до ультрафиолетового.
Почему вода гасит огонь?
Почему вода гасит огонь? На столь простой вопрос не всегда умеют правильно ответить, поэтому постараемся объяснить, в чем тут дело.Во-первых, прикасаясь к горящему предмету, вода превращается в пар, отнимая при этом много теплоты у горящего тела; чтобы превратить
Почему вода гасит огонь?
Почему вода гасит огонь? На столь простой вопрос не всегда могут правильно ответить, поэтому постараемся объяснить, в чем тут дело. Во-первых, прикасаясь к горящему предмету, вода превращается в пар, отнимая при этом много теплоты у горящего тела; чтобы превратить крутой
5. Огонь и вода подсказывают
5. Огонь и вода подсказывают Немало бедствий приносили людям огонь и вода, поэтому и к этим стихиям в древности относились с большим почтением. Стареомантией называют все способы гадания по четырём стихиям: земле, воздуху, огню и воде.Все гадания, связанные с огнём,
Огонь
Огонь В народных представлениях огонь воспринимался как стихия, наделенная двойственной символикой. С одной стороны, с огнем связывались свет и тепло, важные для жизни человека, подобно тому как для роста и жизни растений были необходимы свет и тепло солнца. И в связи с
Огонь
Огонь Без огня невозможно было бы не только развитие человечества, проблематичным было бы само его существование. Стихия, дающая тепло и свет, снизошла с неба, чтобы разделить свою власть над человеческим родом лишь с другой, столь же могучей стихией — водою.Но, составляя
ОГОНЬ
ОГОНЬ Когда в 1992 году Александр Ионов «Леший» стал сочинять песни, он и не мог предположить, во что это всё превратится… Его поэтический стиль складывался под влиянием А. Башлачёва, Р. Не-умоева и Клюева Первоначально «Огонь» существовал как акустический дуэт — «Леший»
Земля, воздух, вода и огонь
Земля, воздух, вода и огонь Игра направлена на развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.Играющие сидят по кругу. Заранее договоритесь с ними, что, если вы скажите слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» –
Огонь, вода и медные трубы
Огонь, вода и медные трубы Огонь и вода всегда были обычнейшими причинами несчастных случаев. Задолго до того, как человек принес в свою пещеру огонь, лесные пожары были страшным бедствием для всего живого. Да и сейчас остаются — об этом напомнило жаркое лето 2010 года.
Антонов есть огонь, но нет того закону, / Чтобы огонь всегда принадлежал Антону
Антонов есть огонь, но нет того закону, / Чтобы огонь всегда принадлежал Антону Из басни «Помещик и трава» Козьмы Пруткова.Иносказательно: далеко не все, что хочется, можно
Огонь, вода и… самое трудное, медные трубы
Огонь, вода и… самое трудное, медные трубы Может быть, это и не стоило бы начинающим… но ведь не зря говорится – береги честь смолоду? Давайте проскочим через эти нелегкие будни, когда пишете, конечно же, замечательные книги, а всякое тупье отказывает в доступе к большим
Почему вода в глубоководном озере кажется голубой, а чистая вода из крана – бесцветной?
Почему вода в глубоководном озере кажется голубой, а чистая вода из крана – бесцветной? Солнечный свет, который мы иногда называем белым, содержит в себе все длины волн оптического диапазона – так называемые спектральные цвета – от инфракрасного до ультрафиолетового.