Кошка на раскаленной крыше о чем
Кошка на раскалённой крыше \ Cat On A Hot Tin Roof (1958) – режиссёр Ричард Брукс
Пересмотрела фильм «Кошка на раскалённой крыше» по пьесе Теннесси Уильямса – по-прежнему впечатляет. Он не только ничего не растерял за полвека, но ещё и приобрёл, так время внесло свои коррективы в одну из самых табуированных тем недавнего прошлого. Элизабет Тейлор и Пол Ньюман не зря получили статус мега звёзд после премьеры (и статуэтки Оскара), даже сегодня очевидно, как далеки эти яркие звёзды от нынешних жалких имитаторов.
Фильм «Кошка на раскалённой крыше» 1958 г. рассказывает об одном дне большого семейства Поллитт, где есть два брата, Брик (Ньюман) и Купер, оба женаты. Купер (Джек Карсон) пытается не мытьем так катаньем вытеснить никчемного Брика из любимчиков богатого отца. Его жена бесконечно рожает, чтобы заставить Большого Па, свёкра, думать только внуках.
Кажется, что это не составит труда, потому что Брику наплевать на все интриги за спиной. Он ударился в глубокое пьянство и даже умудрился сломать лодыжку, прыгая через барьеры на местном стадионе.
Брик женат на красавице Мэгги (Тейлор), и она любимица Большого Па – даже старички понимают толк в красоте и потенциале.
Этого самого потенциала, нерастраченной любви и страсти, у Мэгги хватит на двоих. Брик к этому потенциалу давно охладел – все его мысли-помыслы об ушедшем друге.
Только Мэгги не зря носит кличку «Кошка», она готова к длительной осаде своего мужа ради того, чтобы обеспечить безбедную жизнь для обоих. Пусть её гонят и бьют, она снова ластится к тому, кого любит.
Битва между всеми членами семьи происходит на жутком фоне – все узнают, что Большому Па отмерено жизни с гулькин нос, анализы подтвердили последнюю стадию смертельной болезни, и ему срочно надо разрешить все семейные конфликты, умерить пыл притязания у одного сына и разрешить свои подозрения относительно ориентации другого.
Все столкновения между родственниками захватывают, но самый главный дуэт, Брик и Мэгги, держат буквально за горло.
Иногда невозможно дышать, так и ждёшь, что они поубивают друг друга.
Брик, погружённый в виски и реминисценции, приехал к отцу по просьбе жены, но вечер превращается в такую античную трагедию, что не будь он инвалидом, он давно бы бросил всех своих родственников и сбежал.
Тейлор излучает настоящий магнетизм, доминируя в каждой сцене, даже если стоит отвернувшись. На её лице в миг отображается вся палитра чувств обиженной, отверженной, виноватой, но не сломленной женщины. Она не позволит обвести себя вокруг пальца, даже если это её последний вечер среди этих людей.
Элизабет Тейлор начала сниматься в «Кошке на раскалённой крыше» спустя три недели после гибели своего мужа Майка Тодда в авиакатастрофе того самого самолёта, каким тоже собиралась лететь.
Этот факт придаёт всем её монологам какой-то мистицизм – она уцелела, чтобы выбить себе место под солнцем, чтобы вернуть мужа и его любовь.
Две трети фильма Пол Ньюман только и делает, что пьёт и предаётся мрачным размышлениям. Зато в третьей части картины он, наконец, приходит в себя. Боль, которую на него обрушивает Мэгги и отец, выдёргивает его из фатальных мыслей, заставляя пройти через реальный катарсис.
Ньюман, актёр несколько отстранённого и холодного темперамента, в роли Брика бушует как вулкан.
Несомненно, хорош Берл Айвз («К востоку от рая») в роли Большого Па, тот, из-за которого всем пришлось сбросить маски и начать говорить правду. Прежде всего, правду пришлось говорить самому патриарху, возможно, в первый и последний раз в своей жизни.
Чем это пахнет в комнате? Ты заметил, Брик? Ты заметил, какой омерзительный запах у лжи? Нет ничего сильнее, чем запах вранья. Ты сразу его заметишь – он пахнет смертью
Надо признаться, что если не знать некоторых аспектов пьесы, то гомосексуальный подтекст может запутать.
Почему они не говорят об этом прямо? Почему ходят вокруг да около? Брик отказывается спать с женой, потому что гей? А как же у них всё было раньше? Почему она продолжает за него цепляться?
Режиссёр не мог говорить об этом открыто в 1958 году.
Причём, Теннесси Уильямс, будучи сам геем, гораздо яснее выразил свои мысли в пьесе. Мэгги не только принуждает Брика говорить об этом, но и надеется на его ответные чувства. Эта сильная женщина начинает день с мужем, который её не хочет, и у которого нет шансов на получение части наследства. После смертельных схваток на всех фронтах сразу, она понимает, что по-прежнему желанна, а Брик остаётся в завещании отца.
Очарование побежденных
анализ героев пьесы Теннесси Уильямса
«Кошка на раскаленной крыше»
Она сражается с призраком Скиппера – лучшего друга Брика, зная, что по большому счету ей не одолеть его, но, испробовав все средства, Мэгги в глобальном смысле сдалась и согласна на все, лишь бы только удержать мужа. Это ли не Поражение для безумно любящей женщины с вулканическим темпераментом и яростным собственническим инстинктом? Но она способна его признавать, смотреть прямо в лицо неприглядной истине – муж ее никогда не любил. Он испытывал только физическое влечение. Ему нужно было ее тело – и то, не до такой степени, чтобы он не мог им пренебречь.
Все иные эмоции, чувства и ощущения для Брика были связаны со Скиппером.
Платоническая, совершенно искренняя любовь Брика для Скиппера оказалась трагедией, потому что он разделить ее на условиях Брика был не способен, желая большего – и физической близости тоже.
Жизнь Брика могла бы быть гармоничной, если бы Мэгги и Скиппер играли нужные ему роли. Идеальное равновесие духа и тела – страсть к Мэгги и любовь к Скипперу. Так ему представлялось в мечтах, но жизнь опрокинула эту идиллию. Брик – слабый, он правды не вынес. Точно так же, как и его друг Скиппер, который боялся признаться даже себе в своих чувствах, и, желая доказать Мэгги, что ее подозрения ошибочны, попытался вступить с ней в связь. Эта неудача сломила его, а Брик после самоубийства Скиппера погрузился в беспросветный омут депрессии, отрешившись от окружающего мира, душа его съежилась, спряталась, как насекомое. А чувство вины за все происшедшее взяла на себя Мэгги. Нелюбимая и уже нежеланная, ненавистная.
Мэгги борется не столько за себя, сколько за Брика, возможно, даже неосознанно. Поэтому героиня пьесы – именно она, а не он, всеобщий любимец. Она терпит одно поражение за другим, теряет все больше и больше, но упорно цепляется не за остатки чувства к ней мужа, а за призрак его самого, еще не ушедший в могилу, хоть как-то на что-то еще реагирующий. В ней давно убито уже всякое самолюбие и самомнение, но она с этим живет. Ребенок – возможность пробудить Брика к жизни. В доме, в котором он вырос. И где умирает глава семьи, Большой Па. Но Брик дошел уже до той стадии отупения и очерствения, что и это его не особенно трогает.
В семье очень сложные отношения – отец Брика не любит женщин, хотя физически его отнюдь не влечет к мужчинам. Он, как и сын, воспринимает лишь женское тело, но душой тянется только к существам своего пола. Брик унаследовал эту черту, а его брат Гупер – нет, и все члены семьи, включая мать, совершенно к Гуперу равнодушны. Такое впечатление, что в восприятии женщин, подобных Мэгги и Большой Ма, истинная мужественность выражается в презрении к ним. Гупер – вполне заурядный человек, который может не вызывать особого восхищения. Но такая ярко выраженная неприязнь уже, на мой взгляд, неестественна. Но усредненные типажи и не привлекали внимания автора – у него самые выразительные герои это люди с обостренными инстинктами, доведенными до крайности некоторыми проявлениями.
Но Уильямс явно сочувствует Большой Ма. Когда она узнает о болезни мужа, автор даже слишком открыто демонстрирует свое отношение к происходящим событиям в комментариях:
«Большая Ма (с ужасом приподнимаясь): А что? Разве? Разве я чего-то не знаю? (В этих нескольких словах, в этом испуганном, едва слышном вопросе Большая Ма переживает всю свою сорокапятилетнюю жизнь с Большим Па, свою огромную, на удивление чистосердечную и безоговорочную преданность ему.
Должно было быть в нем что-то, роднящее с Бриком, который возбуждал любовь просто потому, что сам не настолько отдавался любви, чтобы потерять свою очаровательную отстраненность. И также как у Брика, это сочеталось с мужественной красотой. Весь облик Большой Мамы приобретает какое-то особое достоинство в этот момент. Она даже не кажется грузной и старой.)
Может ли быть очарование побежденного у человека, который (не физически, нравственно) никогда не сражался? Брик – вообще не боец.
СОДЕРЖАНИЕ
Сюжет
Мэгги, решительная и красивая, избежала детства в бедности, чтобы выйти замуж за богатого Поллитта, но оказывается неудовлетворенной. В семье известно, что Брик долгое время не спал с Мэгги, что ухудшило их брак. Брик, стареющий футбольный герой, приводит ее в бешенство, игнорируя попытки своего брата Гупера получить контроль над семейным состоянием. Безразличие Брика и его пьянство обострились с самоубийством его друга Скипера. Мэгги опасается, что недомогание Брика приведет к тому, что Гупер и его жена Мэй унаследуют поместье Большого Папочки.
Брик объясняет Большому Папе, что Мэгги ревновала к тесной дружбе между Бриком и Шкипером, и она считала, что в ней есть романтическая подоплека. Он утверждает, что Скиппер уложил Мэгги в постель, чтобы доказать, что она не права. Брик считает, что, когда Скиппер не смог завершить акт, его самоанализ о своей сексуальности и его дружбе с Бриком заставили его «сломаться». Брик рассказывает, что Скиппер незадолго до самоубийства признался Брику в своих чувствах, но Брик отверг его.
Испытывая отвращение к лживости семьи, Брик говорит Большому Папе, что отчет из клиники о его состоянии был сфальсифицирован ради него. Большой Папа выбегает из комнаты, заставляя группу, собравшуюся на галерее, плыть внутрь. Мэгги, Брик, Мэй, Гупер и Док Боуг (семейный врач) решают рассказать Большой Маме правду о его болезни, и она опустошена новостями. Гупер и Мэй начинают обсуждать раздел поместья Поллиттов. Биг Мама защищает своего мужа от предложений Гупера и Мэй.
Большой Папочка снова появляется и сообщает о своих планах мирно умереть. Пытаясь получить наследство Брика, Мэгги говорит ему, что беременна. Гупер и Мэй знают, что это ложь, но Большая Мама и Большой Папочка считают, что у Мэгги «есть жизнь». Когда они снова остаются одни, Мэгги запирает ликер и обещает Брику, что она «сделает ложь правдой».
Ложь и неправда
В некоторых случаях персонажи отказываются верить определенным утверждениям, заставляя их думать, что они ложь. Повторяющейся фразой является фраза: «Разве это не было бы забавно, если бы это было правдой?», Сказанная Большим Папой и Бриком после того, как Большая Мама и Мэгги (соответственно) заявили о своей любви. Заявления персонажей о чувствах больше не являются ясной правдой или ложью; вместо этого они становятся более подверженными определенности или неопределенности. Эта фраза является последней строкой пьесы, первоначально написанной Уильямсом, и снова в версии 1974 года.
Лицом к лицу со смертью
Способы, которыми люди справляются со смертью, также находятся в центре внимания этой пьесы, равно как и тщетность и нигилизм, с которыми некоторые сталкиваются, когда сталкиваются с неминуемой смертностью. Подобные идеи можно найти в произведении Дилана Томаса « Не уходи в эту спокойную ночь », который Уильямс взял и добавил в качестве эпиграфа к своей версии 1974 года. Эти строки уместны, поскольку Томас написал стихотворение своему умирающему отцу.
Кроме того, в одном из своих многочисленных набросков, в сноске к действиям Большого Папочки в третьем акте, Уильямс считает « Кот на раскаленной жестяной крыше » «пьесой, в которой говорится только одно положительное слово о« Судьбе человека »: она все еще в нем. его способность не визжать, как свинья, но держать рот крепко. «
Сценические постановки
Оригинальное производство
В Лондоне пьеса была поставлена Питером Холлом и открылась в Театре комедии 30 января 1958 года. Ким Стэнли играла роль Мэгги, с Полом Мэсси в роли Брика и Лео МакКерном в роли Большого папочки.
Возрождения
Возрождение Бродвея 2013 года показало Киран Хиндс в роли Большого Папочки, Дебру Монк в роли Биг Мамы, Бенджамина Уокера в роли Брика, Джорджа Портеуса в роли Сонни и Скарлетт Йоханссон в роли Мэгги.
Известные броски
Персонаж | Оригинальный бродвейский состав (1955) | Оригинальный состав West End (1958) | Бродвейское возрождение 1974 года | Бродвейское возрождение, 1990 год | Бродвейское возрождение (2003) Cast | Бродвейское возрождение (2008) Cast | Бродвейское возрождение, 2013 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Маргарет | Барбара Бел Геддес | Ким Стэнли | Элизабет Эшли | Кэтлин Тернер | Эшли Джадд | Аника Нони Роуз | Скарлетт Йоханссон |
Кирпич | Бен Газзара Джек Лорд | Пол Мэсси | Кейр Даллеа | Дэниел Хью Келли | Джейсон Патрик | Терренс Ховард | Бенджамин Уокер |
Большой папа | Берл Айвз | Лео МакКерн | Фред Гвинн | Чарльз Дёрнинг | Нед Битти | Джеймс Эрл Джонс | Чиран Хайндс |
Большая мама | Милдред Даннок | Пчела Даффелл | Кейт Рид | Полли Холлидей | Марго Мартиндейл | Филисия Рашад | Дебра Монк |
Гупер | Пэт Хингл | Алан Тилверн | Чарльз Зиберт | Кевин О’Рурк | Майкл Мастро | Джанкарло Эспозито | Майкл Парк |
Мэй | Мадлен Шервуд | Дафна Андерсон | Джоан Папе | Дебра Джо Рупп | Эми Хон | Лиза Арринделл Андерсон | Эмили Бергл |
Доктор Боуг | Р.Г. Армстронг | Лонс Марашаль | Уильям Ларсен | Джером Демпси | Эдвин С. Оуэнс | Граф Стовалл | Брайан Редди |
Преподобный Тукер | Фред Стюарт | Роджер Винтон | Вайман Пендлтон | Несбитт Блейсделл | Патрик Коллинз | Лу Майерс | Вин Найт |
Трикси | Дженис Данн | Ванесса Халлидей | Эрин Торпи | Памела Джейн Хеннинг | Марисса Чисолм | Шарлотта Роуз Мази | |
Сынок | Сет Эдвардс | Билли Л. Салливан | Закари Росс | Скай Жасмин Аллен-Макбин | Джордж Портеус | ||
Лейси | Максвелл Гланвилл | Дон Джонсон | Марсиал Ховард | Элвин Кейт | Кларк Джексон | Лэнс Робертс | |
Дикси | Полин Хан | Жасмин Боуэн | Кэти Рич | Эми Гросс | Изабелла Мехиэль | Небесный Говард | Виктория Ли |
Брайти | Брауни МакГи | Рон Брайс | Старла Бенфорд | Уилл Коббс | |||
Бастер | Дэррил Ричард | Брайан Ваттс | Сет Джером Уокер | Чарльз Сакстон | Ной Унгер | ||
Дейзи | Ева Вон Смит | Таня Бирл | |||||
Полли | Сюзи Буффар | Мюрэнн Фелан | Лорел Григгс | ||||
Небольшой | Сонни Терри | Марк Хит | |||||
Суки | Муса Уильямс | Соната | Сараллен | Эдвина Льюис | Марья Хармон | Шерен Сноу |
Адаптации
Болливудский фильм 2016 года « Капур и сыновья» также черпал вдохновение в этой пьесе.
Кошка на раскаленной крыше
Кошка на раскаленной крыше
Кошка на раскалённой жестяной крыше | |
Cat on a Hot Tin Roof | |
Жанр | |
---|---|
«Кошка на раскалённой крыше» — фильм Ричарда Брукса, снятый в 1958 году, экранизания одноимённой пьесы Теннесси Уильямса. Просматривать рекомендуется детям от 13 лет и совместно с родителями.
Содержание
Сюжет
Брик Поллит, в прошлом известный игрок в американский футбол, вынужден был покинуть спорт из-за нелепой травмы. Брик коротает время в беспробудном пьянстве. Он и его жена Мэгги приглашены на 65-летний юбилей отца Брика — Харви Поллита, которого все называют Большой Папа.
В ролях
Награды
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Кошка на раскаленной крыше» в других словарях:
Кошка на раскаленной крыше (фильм) — Кошка на раскалённой жестяной крыше Cat on a Hot Tin Roof Жанр драма Режиссёр Ричард Брукс В главных ролях Пол Нь … Википедия
Кошка на раскаленной жестяной крыше — Кошка на раскалённой жестяной крыше Cat on a Hot Tin Roof Жанр драма Режиссёр Ричард Брукс В главных ролях Пол Нь … Википедия
Кошка на раскаленной жестяной крыше (фильм) — Кошка на раскалённой жестяной крыше Cat on a Hot Tin Roof Жанр драма Режиссёр Ричард Брукс В главных ролях Пол Нь … Википедия
Кошка на раскалённой крыше — Кошка на раскаленной крыше: Кошка на раскалённой крыше (пьеса) (англ. Cat on a Hot Tin Roof) пьеса Теннесси Уильямса. Кошка на раскалённой крыше (фильм) фильм США 1958 года. Кошка на раскалённой крыше (телеспектакль) … … Википедия
Мартиндейл, Марго — Марго Мартиндейл Margo Martindale В 2011 году. Дата рождения: 18 июля 1951(1951 07 18) (61 год) … Википедия
Теннесси Уильямс — (Tennessee Williams, настоящее имя Томас Ланье Уильямс III, Thomas Lanier Williams III) родился 26 марта 1911 г. в городе Коламбус (штат Миссисипи, США) в семье коммивояжера Корнелиуса Уильямса и Эдвины Уильямс (Дейкинс). Помимо Теннесси в семье… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Джигарханян, Армен Борисович — Армен Джигарханян Արմեն Ջիգարխանյան Имя при рождении … Википедия
БРУКС Ричард — БРУКС (Brooks) Ричард (р. 18 мая 1912 11 марта 1992), американский режиссер, сценарист и писатель. Родился в Филадельфии, окончил Темплский университет. Работал спортивным обозревателем, был диктором и комментатором на ТВ, а также писал сценарии… … Энциклопедия кино
НЬЮМЕН Пол — НЬЮМЕН (Newman) Пол (р. 26 января 1925), американский актер и режиссер. Во второй половине 40 х годов учился в нью йоркской школе драматического искусства и работал вместе с Ли Страсбергом и Элиа Казаном, исповедовавшими взгляды художников… … Энциклопедия кино
Лоренс Оливье — Лоуренс Оливье Laurence Kerr Olivier, Baron Olivier Дата рождения: 22 мая 1907(19070522) Место рожд … Википедия
Кошка на раскаленной крыше
Театр Маяковского. Основная и Малая сцены
Р ежиссер Андрей Гончаров принадлежит к числу первооткрывателей драматургии Теннесси Уильямса: он поставил в Театре им. Маяковского в 1970 году спектакль «Трамвай «Желание». Прошло 11 лет, и он снова вернулся к драматургии американского автора, поставив в 1981 году пьесу «Кошка на раскаленной крыше».
Первой исполнительницей роли Маргарет, той самой кошки, стала Татьяна Доронина, а потом на эту роль была введена Алла Балтер.
Андрея Гончарова всегда привлекали открытые конфликты, объемные характеры, режиссер тяготел к укрупнению индивидуальности на сцене, предпочитая ярко выраженные чувства, прямой темперамент, поэтому и труппа Андрея Гончарова состояла из мощных актерских индивидуальностей. Достаточно сказать, что, помимо Татьяны Дорониной, в спектакле «Кошка на раскаленной крыше» играл Армен Джигарханян (Большой Па), Татьяна Карпова (Большая Ма), Светлана Немоляева (Мэй), Эммануил Виторган (Гупер).
Можно сказать, что Гончарову был ближе подход Голливуда к пьесе Теннесси Уильямса. Влияние, например Антона Чехова на творчество Уильямса, о котором много написано, которое явилось для Анатолия Эфроса, когда последний ставил «Лето и дым», важным для атмосферы его спектакля, для Андрея Гончарова не представлялось необходимым.
Не потаенные внутренние мотивы поведения героев, а открытая и явная непримиримость выплескивалась наружу в постановке Театра им. Маяковского. Здесь никто и ничего не скрывал. Бездетная Маргарет ненавидела плодовитую Мэй, родившую мужу пять детей и ожидающую шестого. Мэй платила ей тем же. Их стычки случались по ходу пьесы прилюдно, и обе не без удовольствия наносили в спектакле ядовитые удары друг другу. Большой Па не утруждал себя скрывать свое отношение к членам семьи, любя своего младшего сына Брика, впавшего в депрессию, пристрастившегося к виски, бросившего карьеру спортивного комментатора. Па явно не благоволил к своему старшему сыну Гуперу с женой Мэй.
Прилюдно, без деликатности, Большая Ма пеняет Маргарет, что та бездетна, а ее сын пьет, поскольку Мэгги нехороша с мужем в постели. Все знают, что они с Бриком спят раздельно. Да и сама Мэгги ничего не скрывает, она умеет отражать удары, она же кошка на раскаленной крыше и умеет, как говорит Брик, приземляться на четыре лапы, с какой бы высоты ни упала.
Когда же все-таки они сообщают Ма о том, что отец умрет, то у Гупера наряду с объявлением разрывающей сердце матери правды, припасено соглашение о наследстве, аккуратно спрятанное в папку. Он норовит его достать, но Большая Ма кричит, чтобы пришел Брик и выбивает из рук Гупера папку с бумагами. Листы разлетаются, Гупер суетливо собирает их. Мечтающий о миллионах отца старший сын ведет себя, как мелкий лавочник.
Другая не менее важная линия сюжета пьесы — судьба Брика, его отношения с женой, попытка сблизиться с обеспокоенным состоянием сына отцом. Брик опустошен, он то и дело если и говорит, то о том, что ждет щелчка, который наступает после потребления виски. Накануне дня рождения отца он, будучи пьяным, сломал ногу. Брик не хочет ни с кем и ни о чем говорить. Мэгги старается навязчиво и настойчиво разбудить чувственность мужа, который поначалу равнодушен, потом раздражен, а потом и вовсе готов разбить о голову жены ведро для льда. Попытка Мэгги подстеречь Брика после душа и затащить в постель не удается. В спектакле это явлено с прямой откровенностью. Она, подобно кошке, трущейся о косяк, в сексуальной истоме прижалась к полупрозрачной двери, через которую видно, что Брик принимает душ. Мэгги всеми доступными и малодоступными средствами пытается вернуть мужа в реальную жизнь. Она любит Брика, и хотя и говорит о том, что их будущее тревожно, поскольку они бездетны, и наследство может обойти их стороной, но Мэгги сначала нужно вернуть любовь Брика, а потом родить, в отличие от Мэй с Гупером, поставивших деторождение на поток.
Отец также хочет достучаться до сына и предпринимает попытку честного разговора с Бриком. Грубый южанин, который не скупится на смачные и жесткие эпитеты относительно всей родни, человек, повидавший в жизни немало, он искренне хочет понять своего сына и помочь ему. Брик же не верит в возможность искреннего диалога. Ему не нужна плантация отца, ему плевать на наследство. Большой Па, полагающий, что будет жить, полон радужных сил, но именно Брик сообщит отцу, что тот смертельно болен. Отец хотел правды — и получил ее.
Гончаров, между тем, вел спектакль к открытому финалу. В тот момент, когда семейство Гупер атакует мать соглашением, когда они не считаются с чувствами Большой Ма, когда алчность вкупе с тревогой за наследство превращает их в безжалостных монстров, они наносят публичное оскорбление и Ма, и Мэгги.
Всю эту ссору Маргарет переносит с редким достоинством. Она молчит, как и Брик. Оба они не участвуют в дележе. Мэгги спокойным и ровным голосом объявит, что она ждет ребенка, и Брик не обнаружит ее лжи, потому что пресечь эту недостойную склоку, защитить достоинство жены, поддержать мать и умирающего отца можно только тем, что род Брика продолжится.
В спектакле Андрея Гончарова остается надежда на возвращение в жизнь любимого сына Большого Па, мужа, без которого не может жить Маргарет.