Кошка в древнем египте символ чего
Кошка — магический символ Египта
Египетские амулеты вызывают особый интерес людей. Выбор оберегов огромен, среди них отдельного внимания заслуживают фигурки кошек. Египетская кошка – талисман особенный. Узнаем, почему его считают самым подходящим оберегом для дома.
Богиня Бастет
Любовь и красоту, плодородие и благополучие олицетворяла в Древнем Египте богиня Бастет (богиня-кошка). Также она считалась матерью всех кошек. Известно, что эти животные особо почитались в древнем государстве и почитаются до сих пор.
В мифах она предстает то ласковой и грациозной, то мстительной и коварной. Действительно, эти качества присущи пушистым питомцам.
Изображают божество по-разному. Иногда это женщина с кошачьей головой, а иногда – кошка черного цвета.
Встречаются фигурки, символизирующие Бастет с львиной головой. По поводу этого также находятся объяснения в египетском эпосе. Отцом божественной женщины считали могущественного Ра. Когда он состарился, то утратил влияние. Подданные восстали против бога. Ра обратился за помощью к дочке. Та приняла облик свирепого льва, спустилась на землю и обрушила праведный гнев на людей.
Изображение божества всегда богато украшали. Использовали золото, драгоценные камни, серебро.
В руках богиня Бастет могла держать скипетр и систр или корзинку с котятами.
Принадлежности имели разное значение:
Известно, что египтянки стали подводить глаза так ярко, чтобы походить на покровительницу всех женщин – Бастет.
В каждом доме стояла своя фигурка Бастет в зависимости от того, что хотели получить хозяева. В Египте, в некоторых местностях, до сих пор организуют празднования в честь Бастет. Торжество проходит в середине апреля. В этот день жители выходят к берегам Нила и опускают в воды лодку со статуей богини. День проходит весело, под песни и танцы.
Повсеместное поклонение прекратилось только в 4 веке нашей эры. Тогда к власти пришли римляне. Начались гонения на пушистых мурлык и массовое истребление.
Священные кошки Египта — значение символа
Культ богини Бастет связан с развитием земледелия. Египтяне научились выращивать злаки. Нашествие грызунов могло испортить весь урожай и навлечь голод. Как следствие, кошкам стало уделяться особенное внимание. О питомцах заботились, ухаживали за ними. Люди считали, что их жизнь зависит от благополучия животных.
Отметим, что не каждый человек мог позволить себе иметь в доме кота. Это было преимуществом обеспеченных слоев населения. Чтобы хоть как-то обезопасить себя люди, которые не могли содержать животных, устанавливали в доме статуэтки кошек.
Бастет олицетворяла также плодородие и благополучие. Женщины стали просить божество счастливого материнства, семейного благополучия, красоты и здоровья.
Так как от кошек зависело благополучие государства, сытая жизнь в достатке, то и фигурки стали символизировать то же самое, что и сами животные.
Значение магических статуэток египетских кошек было разным:
Фигурки и символы кошек в древних эпосах
Во всех древних сказаниях кошка отождествляется с мистическим существом. Не только в Египте кошки обожествлялись и считались священными.
В Китае богиню Ли Шо изображали в виде этого животного. Ее просили о плодородии.
В Японии сильнейшим талисманом считают фигурку кошки с поднятой лапкой. В государстве считают, что эти животные хранят жизнь человека. Такое утверждение связано со сказанием об императоре, проходящем мимо храма. Животное в этот момент приподняло лапку, словно приглашая повелителя войти внутрь. Император зашел в храм, а в то место, где он стоял, ударила молния. Так, животное спасло государя. Японцы до сих пор дарят друг другу статуэтки кошек в знак пожелания долгих лет жизни.
А вот в Греции и Риме представители кошачьих были олицетворением зла. Коты сопровождали темных, злых божеств, в частности богиню Гекату.
В Европе поначалу эти ласковые питомцы также символизировали добро. Всё изменилось в эпоху средневековья. Возможно, роль здесь сыграло то, что усилилось влияние христианства. Церковь посчитала поклонение кошкам язычеством и отнеслась к ним негативно. Считалось, что в тело животного вселяется душа ведьм и таким образом приходит к людям, чтобы принести вред. В этот период много котов истребили напрасно. Особенно, пострадали представители черного и белого окраса.
Что символизирует в доме статуэтка кошки
Кошки в Древнем Египте считались священными. Именно там стали ставить фигурки животных в доме. Традиция сохранилась и сейчас. Статуэтки котят и котов разных окрасов можно увидеть во многих домах. Считается, что они приносят умиротворение, спокойствие, защищают от сглаза.
Положение лапок и атрибуты имеют важное значение:
Куда поставить статуэтку кошки
Кошачьи повадки знакомы всем. Эти непоседливые проныры стремятся залезть куда повыше, чтобы наблюдать за окружающими. Они сами выбирают хозяина, отличаются непокорным характером и самолюбием.
Поэтому, если в качестве оберега выбрана фигурка кошки, установите ее повыше. Так, она будет оглядывать сверху территорию и охранять владельца.
С высоты талисману будет легче разглядеть недоброго человека и предотвратить воздействие злых чар.
Для этого подойдут верхние полки стеллажей, шкафа. Если куплен магнитик, прикрепите его к дверце холодильника на самом высоком месте.
Поставьте фигурку рядом с рабочим столом или на кухне, где собирается вся семья за трапезой. Но не прячьте статуэтку за другими, более крупными фигурами. Кошки не любят соседства.
Не задвигайте фигурку в укромное место – иначе кошечка обидится, она не потерпит пренебрежительного отношения.
Пусть она всегда находится в поле вашего зрения и не выпускает из вида хозяина. Тогда домочадцев ждет благополучие во всех начинаниях.
Как выбрать фигурку кошки
Значение магического талисмана кошки в Древнем Египте и в других странах стало известно. Куда поставить оберег тоже выяснили. Немаловажную роль играет правильное приобретение амулета.
Рекомендуется ориентироваться на собственные ощущения. Интуиция не подведет. Это то же самое, что и с украшениями. С тем, которое подходит, не хочется расставаться. Поэтому доверяйте себе. Если чувствуете, что это ваша фигурка, она кажется родной и близкой – смело приобретайте. С такой вещью не захочется расставаться, вряд ли после покупки человек забудет о ней.
Уход за талисманом
Помните, что представители кошачьих ценят заботу. Ухаживайте за фигуркой, протирайте от пыли. Рекомендуется рассказывать кошечке о тревогах и печалях, она поможет справиться с невзгодами.
Забывать об обереге нельзя. Если планируется длительная поездка, попросите мурку защитить, помочь в дороге и делах. Объясните, с чем связан отъезд и попросите прощения, что не можете ее взять с собой.
Некоторые люди берут с собой статуэтку. Делать этого не стоит. Кошки плохо переносят смену обстановки. Им дорог дом. Поэтому оставлять жилище без оберега не стоит. Будьте уверены талисман станет надежной защитой.
Кошачий культ: Почему Древний Египет превозносил мир кошачих?
Они живут рядом с нами уже более 10 тысяч лет и до сих пор остаются самыми таинственными и загадочными существами.
На протяжении веков к семейству кошачьих относились по-разному. Им приписывали сверхъестественные и мистические свойства, которые часто пугали и отталкивали суеверных граждан, доходя порой до кровопролития.
Но в истории было время, которое кошки, если бы могли говорить, смело бы назвали золотым — в прямом и переносном смысле.
Речь идет, конечно же, о Древнем Египте, где грациозных животных буквально обожествляли. Их увековечивали на папирусе и плитах гробниц. На эти цели не жалели никаких средств и драгоценных металлов.
Образ кошки был тесно связан с понятиями добра, любви, плодородия, материнства и защитной силы. Молодые египтянки носили амулеты с изображениями кошек и молились, чтобы боги послали им столько же детей, сколько котят изображено на их амулетах.
Богиня домашнего очага
Недалеко от дельты Нила в городе Бубастис находился религиозный центр богини-кошки Бастет. Она была дочерью верховных богов Осириса и Изиды и занимала особое место в египетской мифологии.
Богиню домашнего очага, олицетворявшую солнечный и лунный свет, часто изображали как женщину с кошачьей головой.
Дети носили амулеты с изображением Бастет, чтобы богиня защищала их от болезней и укусов скорпионов. В отдельных случаях, им даже делали татуировки с изображением кошки.
Но Бастет была не единственной богиней в кошачьем обличье. В древнеегипетской Книге мертвых можно встретить изображение Великого Мату – светлого кота, спасающего людей от змея Апопа, олицетворяющего хаос и зло.
Мумификация
Древнеегипетские кошки напоминали современных представительниц абиссинской породы. Они были среднего размера, худощавыми, рыжеватого окраса. Сегодня мы знаем об этом благодаря кошачьим мумиям, которых нашли археологи.
Смерть кошки была настоящей трагедией для любой египетской семьи. Траур по умершему животному длился около 70 дней, а члены семьи в это время брили головы и брови в знак утраты.
Умерших животных оборачивали льняной тканью, умащивали благовонными маслами и бальзамировали. Чтобы домашние любимицы «хорошо себя чувствовали» в загробном мире, к ним в могилу клали игрушки, с которыми те любили играть при жизни.
Мумия помещалась в известняковый или деревянный саркофаг, иногда украшенный золотом, если животное обитало в доме богача.
Страсти по кошачьим
Культ кошки однажды сыграл с египтянами злую шутку. Персидский царь Камбиз II, зная о священном статусе животного, использовал запрещенный прием при осады пограничного города Пелузия в 525 году до н. э.
Армия персов, по рассказам греческих историков, не могла захватить укрепленный город, и пошла на хитрость. Камбиз велел каждому солдату нести кошку в качестве живого щита.
Фараон Псамметих III не мог отдать приказ атаковать, ведь от копий и стрел могли пострадать невинные кошки. Египтяне сдались без боя, а персидский царь Камбиз основал 27-ю династию, завоевав Египет.
Товарно-кошачьи отношения
На берегах Нила кошек приручили за тысячу лет до распространения в других странах. Египтяне сами всячески препятствовали тому, чтобы кошек вывозили, ведь это значило, что животных отняли у фараона — за это преступление грозила смертная казнь.
Зная о ценности египетских кошек, финикийские торговцы, рискуя жизнью, похищали и продавали животных в другие страны. Египетские путешественники, зная об этой нечистоплотности в товарных делах, покупали и выкрадывали кошек, если видели их в чужих краях.
Но настолько влиятельный и заразительный культ кошек не мог слишком долго оставаться в стороне. Статуэтки, амулеты и музыкальные инструменты с изображением кошек были найдены в Тулузе (Франция), а на территории Великобритании археологи обнаружили массовые захоронения кошек.
Около 1500 года до н.э. домашние кошки на торговых судах были завезены в Индию, Бирму и Китай, но кошка оставалась редким зверем вплоть до начала нашего тысячелетия.
Материалы по теме
А вот ещё:
Случаи «непорочного» зачатия среди животных
Непорочное зачатие — это непрофессиональный термин для обозначения партеногенеза. Так называется процесс, при котором женщина может развить эмбрион без помощи семенной жидкости. Ученые обнаружили способность к партеногенезу у рептилий, земноводных, рыб и птиц.
Концепция непорочного зачатия может показаться мифической историей из древнего фольклора, но она и правда свойственна некоторым животным.
Обычно, когда мы говорим о деторождении, мы в первую очередь думаем о половом размножении. Это очевидно, так как это наиболее распространенная форма размножения как у животных, так и у растений. С другой стороны, бактерии могут плодиться и по-другому. Они подвергаются делению с образованием дочерних клеток через бинарное деление.
Однако есть ещё один метод как полового, так и бесполого размножения — «непорочное зачатие». Первое и единственное упоминание о нём у человека в литературе — это рождение Иисуса Христа. Концепция непорочного зачатия может показаться мифической историей из древнего фольклора, но она и правда свойственна некоторым представителям фауны. За прошедшие годы у животных наблюдались единичные случаи непорочного рождения.
Партеногенез — это особая форма бесполого размножения. При нем деление неполовых клеток (или, говоря научным языком, митоз соматических клеток) родителя производит новую особь. С другой стороны, партеногенез требует образования яйцеклеток. Так что, в каком-то смысле это неполная форма полового размножения.
Иногда гермафродитизм можно спутать с партеногенезом. Гермафродиты — это организмы, у которых есть как мужские, так и женские половые органы. Некоторые гермафродиты способны к самооплодотворению. Однако, в отличие от партеногенеза, самооплодотворение происходит за счёт слияния мужских и женских гамет.
Причина, по которой у некоторых животных проявляется способность к партеногенезу, не обязательно заключается в отсутствии самца. Недавно проведённое исследование обнаружило партеногенез у самок калифорнийского кондора — а ведь у них был доступ к самцам вида!
Партеногенез — довольно редкое явление у птиц. Чаще всего оно наблюдается у домашних индеек и кур, отделённых от самцов. Однако в этом случае самки кондора имели доступ к фертильным самцам кондоров, но при этом они демонстрировали способность к партеногенетическому воспроизводству.
Учёные обнаружили двух самок калифорнийских кондоров, которые дали потомство без мужской генетической ДНК. Все генетические маркеры у новорожденной птички были унаследованы только от матери.
А был и обратный случай. Например, желтобрюхая водяная змея родила потомство в неволе, несмотря на то, что не контактировала с самцом того же вида в течение восьми лет. Её тело могло решить взять дело в свои «руки» и воспроизвести детёнышей путём партеногенеза.
Хотя детеныш змеи не выжил, этот случай опроверг существующую теорию такого рождения в неволе. Она заключалась в том, что самки животных могли воспроизводить потомство путём партеногенеза, несмотря на то, что находились вдали от самцов, лишь благодаря своей способности накапливать сперму. Однако в этом случае водяная змея была изолирована слишком долго, чтобы иметь возможность хранить семенную жидкость.
alyona_x
Действительность существует как зеркало.
КОШКА: в МИФОЛОГИИ ЕГИПТА
Первые иероглифы, которые были использованы для обозначения слова «кот» и «кошка», относятся к пятой и шестой династиям египетских фараонов (около 2300 года до н.э.). Сегодня они расшифрованы как «минт» и «миу».
Но их подлинной богиней стала львиноголовая Бастет.
Египтяне считали кошку священным животным богини Бастет, олицетворяющей радость, веселье, здоровье и жизнелюбие. Вот что пишет об отношении египтян к культу кошки известный философ Е.П.Блаватская (1831-1891) в книге «Эволюция символизма»: «Они подметили тот простой факт, что кошка видит в темноте и что ее зрачки становятся совершенно круглыми и особенно светящимися ночью. Луна была созерцательницей в ночных небесах, и кошка была ее эквивалентом на земле. И от сюда следовало, что солнце, взиравшее вниз в преисподнюю во время ночи, могла тоже называться кошкою, как оно и было, ибо оно тоже видело во тьме.
Исследование мумий из кошачьих гробниц в Бубастите, Сиуте и Бени-Хассане показали, что кошки Среднего Царства подверглись селекции (искусственному отбору): скелет, зубы и пигментация шерсти уже значительно отличались от таковых у первородной степной кошки.
Для того чтобы заботится о благосостоянии кошек, обитающих в храме, была организована каста жрецов. Слуги Бастет занимали высшие государственные посты. Жрец, обвиненный в неприемлемом обращении со священными кошками, сурово наказывался. Великие историки античности Геродот и Диодор в своих трудах писали, как ежегодно, семь раз в год, сто тысяч жрецов собирались в Бубастисе на большое поминовение божественной кошки.
Египтяне считали, что одна кошка может принести им за 7 лет 28 котят. Даже если не упоминать о ее «святости», плодовитая кошка обладала высокой материальной ценностью. Она была символом зажиточности египтянина. Ее вывоз из страны был категорически запрещен.
Культ кошки в Древнем Египте. Богиня Бастет.
Культ кошки в Древнем Египте. Богиня Бастет.
«О чудесная кошка, дарованная навеки.»
Надпись на обелиске в Небре, Древний Египет.
Египтяне на протяжении всей истории своего существования к животным относились с трепетным благоговением, почитая некоторых из них, как святыни. Кошки в древнем Египте в иерархии таких святынь занимали первые места.
Нигде кошка не почитается так, как в Египте. Сложный метафорический смысл, которым мировая мифология наделила образ этого красивого умного животного, египтяне свели к позитивным, приятным для человеческого сознания понятиям – таким, как добро, домашний очаг, веселье, любовь, материнство, плодородие, защитные силы.
В Древнем Египте существовал весьма значительный культ богини – кошки Бастет (Баст), считавшейся также олицетворением солнечного и лунного света. Богиню изображали как деву с кошачьей головой или в виде львицы. Бастет считалась дочерью Осириса и Изиды.
Этой богине посвящались молитвы: «Она может даровать жизнь и силу, всё здоровье и радость сердца» или «Я кошка, мать жизни». В её честь кошкам поклонялись, их мумифицировали, рядом клали мышь, чтобы кошкам было чем развлечься и питаться в загробном мире.
Статуя богини Бастет (Баст) в храме Бубастиса
Великие историки античности Геродот и Диодор в своих трудах писали, как ежегодно, семь раз в год, с то тысяч жрецов собирались в храме в Бубастисе на большое поминовение
божественной кошки. Во время ежегодных весенних празднеств статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила. Там же разводили этих священных животных и именно там сохранилось большое количество мумий кошек.
Баст (Бастет)
Богиня-кошка. Богиня солнца, радости и веселья. Олицетворяла тепло. Считалась всевидящей и занимала место стража при боге солнца Ра. Воплощала женские и материнские качества: изящество, красоту и ласку.
Т ак олицетворялась египтянами богиня плодородия.
Бастет (Баст), как правило, на изображениях была облачена в одеяние зеленого цвета. Традиционно связывалась с солнцем, плодородием и благополучными родами у женщин. Богиню плодородия египтяне возвели в ранг общенационального божества.
Баст была богиней огня, Луны, деторождения, плодородия, удовольствия, благожелательности, веселья, сексуальных обрядов, музыки, танца, защиты от болезней и злых духов, интуиции, врачевания, брака и всех животных (особенно кошек).
Баст имеет два воплощения — женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная).
Согласно другим источникам в Египте кошка была связана и с Баст, и с Пашт (Луной). Пашт была темным аспектом Баст, Госпожой Востока, матерью всех кошек, женой бога Птаха. Хотя она считалась воплощением живительной энергии и нежного тепла Солнца, через своих священных кошек она была связана и с Луной.
Баст также была покровительницей детей и охранительницей урожая. В домах хранились ее статуэтки, отгонявшие злых духов.
Генеалогия : Дочь и жена бога солнца Ra, жена Птаха, мать Махеса и Хенсу.
Иконография: Изображалась в виде женщины с головой кошки.
Атрибут: Музыкальный интрумент систр.
Священными кошками самой Баст были кошки черной масти; изображение черной кошки помещали на своих домах египетские врачи, как символ своей профессии. Изображение кошки украшало систрум и, иногда, зеркало Хатор. Это животное представляло Луну.
Эта кошка олицетворяла божественность, недоступную простому смертному. Даже верховного бога солнца Ра называли «великим котом». Влияние освещения на размеры кошачьего зрачка ассоциировалось у древних египтян с движением солнечного бога на колеснице по небесным рекам. И горящие в темноте кошачьи глаза, согласно верованиям египтян, излучают дневной свет — свет огненной колесницы.
Первые иероглифы, которые были использованы для обозначения слова «кот» и «кошка», относятся к пятой и шестой династиям египетских фараонов (около 2300 года до н.э.). Сегодня они расшифрованы как «минт» и «миу». Транскрипция иероглифов «miw» для мужского рода и «miwt» для женского (в русском языке присутствует схожая ономатопея в глаголе «мяукать»).
До нас дошли многочисленные рисунки и статуэтки, изображающие кошек. Восходящее солнце олицетворял жук скарабей, обязательно присутствовавший на груди у животных.
В гелиополисском святилище символом верховного бога была статуя кошки гигантских размеров, зрачки которой изменялись в зависимости от направления солнечных лучей. Статуя, выпускающая водную струю каждый час, служила и для определения времени. По легенде статуя кошки изображала животное, которое погибло в схватке со злым змеем Апопом.
Предположительно, одомашнивание кошки произошло в Египте в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где Египтяне хранили свою провизию (прежде всего — пшеницу), жизненно важную для этого сельскохозяйственного народа.
Охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как чума). Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.
Но подлинной богиней кошек стала львиноголовая Бастет.Египтяне считали кошку священным животным богини Бастет, олицетворяющей радость, веселье, здоровье и жизнелюбие. Вот что пишет об отношении египтян к культу кошки известный философ Е.П.Блаватская (1831-1891) в книге «Эволюция символизма»: «Они подметили тот простой факт, что кошка видит в темноте и что ее зрачки становятся совершенно круглыми и особенно светящимися ночью.
Египтяне со всех частей царства приносили в дар богине символы преданности в форме маленьких кошачьих фигурок из керамики и бронзы. Бронзовые статуэтки кошек отличаются тончайшей моделировкой поверхности.
Мягкие контуры подчёркивают пластичность тела, изящный силуэт. Мастерски переданы естественность и грациозность зверя.
Сделанные с любовью, эти статуэтки изысканны и в то же время они сдержанно отстранёны, даже строги. как бы напоминая всем, что Бастет — это милостивая ипостась грозной львиноголовой богини Сохмет, дочери бога солнца Ра, поддерживающей Маат — вселенскую гармонию — и карающей тех, кто нарушает ее.
Фигурки кошек, как правило, богато украшались египтянами. У статуэток из Эрмитажа ожерелья на шее, скарабеи на темени и глаза инкрустированы золотом.
Исследование мумий из кошачьих гробниц в Бубастите, Сиуте и Бени-Хассане показали, что кошки Среднего Царства подверглись селекции (искусственному отбору): скелет, зубы и пигментация шерсти уже значительно отличались от таковых у первородной степной кошки.
Египетские кошки обожествлялись. Для них строились роскошные храмы, их тела мумифицировали, к ним устремлялись тысячи паломников со всех концов страны.
Египетские кошки испокон веков были окружены мисти- ческим ореолом. Глаза их считались окнами в другой мир, и, благодаря их переменчивости, животные нередко сравнивались с Солнцем.
Египетские жрецы находили много аналогий между природой кошки и солнца. Прежде всего – это глаза Кошки.
Солнце поднимается, зрачки глаз кошки становятся меньше. Солнце клонится к вечеру, глаза кошки расширяются.
Когда Солнце скрылось, кошка смотрит на мир широкими зрачками, круглыми и светящимися. Глаза кошки – два уменьшенных солнца. Глаза кошки – волшебные окна в другие миры, в которых можно увидеть очень много.
Кошки – это гости мира мертвых в нашем, проявленном мире.
Считается, что в дом, где живут кошки, никогда не ступит нога вампира или другой темной сущности. Дело в том, что кошки видят их.
Нередко можно заметить «странности» поведения кошки, когда она вдруг замирает и пристально смотрит в какую-то точку. Так она общается с невидимым для нас миром.
В Бубастисе, главном центре культа Баст в Нижнем Египте, священные кошки жили во дворе храма. Ухаживать за ними считалось особой честью, это право передавалось от сына к отцу.
Для того чтобы заботится о благосостоянии кошек, обитающих в храме, была организована каста жрецов. Слуги Бастет занимали высшие государственные посты. Жрец, обвиненный в неприемлемом обращении со священными кошками, сурово наказывался.
За кошками внимательно наблюдали жрецы, стараясь не пропустить малейшего поданного ими знака. послания богини Баст, чтобы потом истолковать это сообщение.
Верующий, добивающийся помощи богини или желающий дать обет, обривал часть головы своего ребенка и относил настриг в храм. Волосы клали на чашу весов и уравновешивали серебром. Затем верующий дарил это серебро смотрителю священных кошек, который отрезал от рыб, служивших им кормом, соответствующую порцию и отдавал кошкам.
В семьях простых египтян кошек также почитали священными, их окружали заботой и вниманием.
Египтяне любили своих домашних кошек, которые изображались лежащими на коленях у хозяина или под его сиденьем. Плутарх описывает, как тщательно занимались египтяне разведением кошек, подбирая подходящие по характеру пары.
Священных кошек кормили молоком с хлебом, для них специально разводили в резервуарах рыбу, не имеющую чешуи. Сурово карался тот, кто покушался на жизнь кошек. Кошка охранялась законом и осмелившемуся поднять на нее руку, грозила смертная казнь.
Кошек называли «добрыми духами жилища». Этим грациозным животным люди повсюду уступали дорогу. Кошки в Египте первыми выносились из домов при пожарах, причём владельцы спасали их, нередко рискуя при этом собственной жизнью.
Если кошка умирала, то ее похороны проходили с большими почестями.
После смерти кошек погребали по ритуалу, напоминающему погребение человека: хозяева кошки и их родня в знак траура выбривали себе брови, а тело кошки бальзамировалось. Египтяне верили, что душа хозяйки дома после смерти переселяется в кошку.
Тело умершей кошки обворачивали льняной тканью, умащивали травами и мумифицировали, используя бальзам. Чтобы кошки не голодали в загробной жизни, вместе с ними в саркофаг уклады вались мумифицированные мыши и землеройки.
Кошки богачей заворачивались в цветное льняное полотно с замысловатыми узорами. На ее морду накладывалась маска с ушами, изготовленными из стеблей пальмовых листьев. Мумия помещалась в деревянный или плетенный из соломы ящик, иногда украшавшийся золотом, хрусталем или обсидианом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых гробах.
Самыми почитаемыми кошками были те, которые жили в храмах. Их похороны были иногда такими помпезными и дорогими, что для того их оплаты с населения взимались специальные пошлины.
Саркофаг с мумией и помещали в одном из бесчисленных некрополей, специально предназначенных для кошек и выстроенных вдоль берегов Нила. Траур длился семьдесят дней — время всей мумификации. Иногда кошка сопровождает своего хозяина в загробную жизнь под видом статуэтки (или высеченного рисунка на гробах). Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, драгоценностях и посуде, равно как и на рисунках (под местом женщины, как защитный символ).
При раскопках в городе Бени-Хасана археологи обнаружили целое кошачье кладбище, на котором упокоилось сто восемьдесят тысяч кошек.
Однако, большое количество обнаруженных мумий кошек может также объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем быка).
Почитание кошки не заканчивалось на уровне семьи. Оно было всенародным. Государственные законы охраняли кошек как могли.
Например, строго- настрого было запрещено вывозить кошек за пределы страны. Наверное, египтяне хотели быть монополистами в области разведения кошек. 🙂 Однако запретный плод всегда сладок. И чем строже были законы, тем больше охотников находилось вывезти кошку из Египта. Для финикийцев это даже стало делом чести. Благодаря из желаю выбесить египтян кошки вскоре распространились по всему Средиземноморью.
Египтяне считали, что одна кошка может принести им за 7 лет 28 котят. Даже если не упоминать о ее «святости», плодовитая кошка обладала высокой материальной ценностью. Она была символом зажиточности египтянина.
Некоторые ученые утверждают, что еще до эпохи расцвета культуры Древнего Египта, существовала цивилизация, научные и технологические достижения которой превосходили даже современный уровень.
Однако, после того, как природные катаклизмы стерли с лица земли великую цивилизацию, от нее остались лишь легенды, мифы и предрассудки.
Возможно, многих, как и меня, интересует вопрос происхождения кошек. Откуда они пришли? Где их родина? Ответ на этот вопрос может быть здесь в наших воспоминаниях о прошлом.
В лодке видны две фигуры в белом, они стоят рядом: зрелый мужчина, высокий, подтянутый. Одной рукой он держится за высокий нос лодки, положив вторую руку на плечо своего сына, совсем еще мальчика. Они медленно приближаются к великолепному городу.
Кругом продают статуэтки кошек, а в храме обитает множество кошек. Для того, чтобы заботиться об их благосостоянии, организована почти военизированная каста жрецов. Слуги Баст занимают государственные посты.
В обязанности жрецов входят исцеление, отправление культов, мумификация умерших кошек. Жрецами могли быть как мужчины, так и женщины.
Сам фараон присутствовал на церемониях в честь богини-кошки. Древнегреческий историк Геродот в V в. до н.э. посетил храм в Бубастисе, о котором он написал: «Нет храма настолько приятного для глаз, как этот в Бубатисе».
Культ кошек был настолько велик, что продолжался более 2 тысяч лет и был отменен только в 390 г. н.э. Каждый город Древнего Египта имел свой тотем, т.е. божество-охранителя.
Кошка имела несколько городов, где она почиталась превыше других богов. Да простят меня любители собак, но хотя собака и была одним из любимых животных египтян, ее никогда не считали божеством.
Древние египтяне, тибетцы, таитяне и др. народы прошлого, обладавшие мудростью и знанием, хорошо осознавали этот факт.
Любой, кто захочет заглянуть в историю Древнего Египта, сразу заметит особое внимание к животным из семейства кошачьих.
Египтяне смотрели на кошку не только как на любимое существо, а как на представительницу божества. И поэтому относились к ней с уважением и почтением.
. ..тогда то, что они от нее получали, имело иное качество, несло в себе больше чистоты и света, она становилась для них передатчиком божественных энергий.
П ри этом эти богини рассматривались в качестве хранителей местности, собственности, а резные статуэтки имели глубокое символическое значение. Греки называли эти скульптурные изображения «сфинксами». Именно так называли бессмертную кошку, появившуюся в 1966 году в штате Онтарио, в Канаде, за ее сходство с древнеегипетскими статуэтками и теми кошками, которые в те далекие времена «охраняли» пирамиды и фараонов.
Кошка, ассоциировавшаяся с женственностью и тайной, стала для египтян излюбленной обитательницей храмов и домов.
Кошка была так популярна у египтян, что среди населений побережья Нила были широко распространены теофорные имена, в которые включалось имя богини Бастет, например Падибаст – «Тот, кого дала Бастет», Ташенубаст – «Дочь Бастет», Нахтбастетру – «Сильна Бастет против них», Анхбастет – «Да живет Бастет».
Древнейшие изображения кошки в религиозном контексте (амулеты из кости или фаянса) были найдены в некрополе Бадари и датируются концом Древнего царства. Их ношение на теле обеспечивало постоянную защиту от любых опасностей.
На протяжении всей истории Египта фараонов кошка никогда не исчерпала своего символического образа защитника, порой также связанного с целительством.
Кошка в этих случаях изображается с некоторыми львиными чертами, что явно говорит о ее грозной роли и о том, что как мирная обитательница дома и всеобщая любимица уживалась в облике богини Бастет с яростной львиноголовой покровительницей царя, чье имя которой впервые было упомянуто на каменном сосуде из Саккары, сохранившем имя царя II династии Хетепсехмуи. Символическая связь между кошкой и ее грозным собратом – львом присутствует, спустя века, на ложных дверях в фиванских гробницах вельмож XVIII династии Кенамона и Аменемхета Сурера, которые охраняют симметрично изображенные над дверным «проемом» в иной мир кошки, стражи рубежа двух пространств. Эту роль в египетском искусстве чаще занимали именно львы или же гибридные существа с львиным телом – сфинксы.
Созвучие между словесным обозначением кошки (миит) и именем Маат – богини истины, возможно, привело к тому, что в ряде поздних бронзовых статуэток священных кошек изображение богини становится частью ожерелья животного, а ее священное перо – символом, по форме которого стилизовали тонкую шерсть внутри кошачьих ушей.
Связь между кошкой и львицей – двумя аспектами грозной и предсказуемой природы женского божества – всячески подчеркивалась.
Так, одна из статуэток изображает львиноголовую Сехмет сидящей на престоле и поставившей ноги на простертые фигуры пленных иноземцев, в то время как кошка Бастет уселась на их ноги. Детородные функции Бастет, часто окруженной котятами, и ее сексуальная сила были теми ключами, посредством которых богиня становилась умиротворенной и ласковой матерью царя, защитницей заблудившихся в ночи и, в целом, «обратной» стороной Сехмет, вторя словам знаменитого «Поучения Анхшешонка»:
«Когда мужчина пахнет миррой, жена перед ним – словно кошка. Когда мужчина в страдании – жена перед ним подобна львице».
Тот же Анхшешонк, вероятно, намекая на то, что характер кошки непредсказуем и ее трансформация в Сехмет очень быстра, напоминает:
«Не смейся над кошкой».
Существовавший в Египте культ кошек коснулся и других стран. Так, следы его влияния можно обнаружить в Галлии, в частности в Тулузе, где были найдены амулеты, статуэтки, музыкальные инструменты — систры — с изображением кошек (местные археологиче¬ские находки датируются скорее всего I в. до н.э.), и в Великобритании: в Бадбери, Гассед-же, Олл-Сейнтсе и Дэнбери археологи раскопали массовые захоронения кошек.
Египетские художники изобразили сотни кошек на плитах гробниц и папирусе. Они ваяли их из бронзы, золота, камня и дерева, делали из глины, вырезали из слоновой кости. Молодые египтянки носили амулеты с изображениями кошек, которые назывались «утчат» и являлись символом плодородия. Девушки молили богов об исполнении желания иметь столько детей, сколько котят изображено на их амулете.
Кошка — удивительное создание. Нет животного с более сложным характером и столь противоречивой и богатой историей. Сначала ей поклонялись как божеству, потом видели в ней слугу дьявола, а сейчас она снова идол.
По численности кошка вскоре станет самым популярным домашним животным на Земле.
Даже самая ленивая домашняя кошка — прирожденный охотник. «Я — кошка, которая гуляет сама по себе». Этими словами Киплинг обессмертил присущий кошке дух независимости. Пусть она живет в нашем доме, принимает наш образ жизни, но приручить себя позволила лишь на своих условиях. Да и была ли домашняя кошка по-настоящему приручена?
Египетская мау (мао) считается старейшей в природе естественной породой. Она имеет полное право считаться прямым потомком первых одомашненных кошек древнего Египта.
В Египте человека и кошку связывают давние узы. Ее почитали как богиню еще до того, как она стала домашней. Более тысячелетия она была национальным божеством. Поклонение кошкам уходит корнями в эпоху еще более далекую, чем времена сфинксов с их человеческой головой и туловищем льва.