Космогония что это кратко
Значение слова «космогония»
[От греч. κόσμος — вселенная и γονή — рождение]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Изучение космогонических процессов является одной из главных задач астрофизики. Поскольку все небесные тела возникают и развиваются, идеи об их эволюции тесно связаны с представлениями о природе этих тел вообще. В современной космогонии широко используется методология физики и химии. Современная научная космогония опирается на астрофизику и изучает образование Вселенной, включая появление и развитие астрономических объектов.
КОСМОГО’НИЯ, и, ж. [греч. kosmogonia — происхождение мира] (книжн.). Учение или верование о происхождении мира. Древнегреческая к. Гезиода.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
космого́ния
1. учение о происхождении или о сотворении Вселенной ◆ Сифиане ничего не объясняют, исходя из факта изначальной борьбы между Светом и Тьмою, нераздельными и неслиянными и считая целью теогонии и космогонии окончательное их разделение. Л.П. Карсавин, «Глубины сатанинские», 1992 г.
2. раздел астрономии, изучающий возникновение и развитие космических тел и их систем (звёзд, звёздных скоплений, галактик и т. п.)
3. учебный предмет, содержащий теоретические основы данного раздела астрономии
4. разг. учебник, излагающий содержание данного учебного предмета
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: добудиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Космогония
Изучение космогонических процессов является одной из главных задач астрофизики. Поскольку все небесные тела возникают и развиваются, идеи об их эволюции тесно связаны с представлениями о природе этих тел вообще. В современной космогонии широко используется методология физики и химии.
Содержание
Космогония и космология
Космологией является изучение структуры и изменений в современной Вселенной, в то время как научные области космогонии касаются вопроса происхождения Вселенной. Наблюдения нашей нынешней Вселенной, возможно, не только позволит дать предсказания на будущее, но они также предоставляют ключ к событиям, которые происходили давно, когда … космос только зарождался. Так работа по космологии базируется на астрофизике текущих наблюдений и построение моделей эволюции — космогонии не дублирует, а дополняет астрофизику.
Cosmology is the study of the structure and changes in the present universe, while the scientific field of cosmogony is concerned with the origin of the universe. Observations about our present universe may not only allow predictions to be made about the future, but they also provide clues to events that happened long ago when…the cosmos began. So—the work of cosmologists and cosmogonists overlaps.
— Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) [3]
Космогонию можно отличить от космологии, задача которой заключается в изучении Вселенной в целом на протяжении всего её существования. Существует некоторая неопределённость между этими двумя терминами, например, космологический аргумент из теологии о существовании Бога является обращением к космогонии, а не к космологическим идеям. На практике существует научное различие между космологическими и космогоническими идеями. Физическая космология — это наука, которая пытается объяснить все наблюдения, имеющие отношение к развитию и характеристике Вселенной в целом. Вопросы же о том, почему Вселенная ведёт себя таким образом, считаются экстра-научными, [3] хотя и основываются, в том числе, на экстраполяции различных научных теорий на непроверенные или косвенно подтверждённые гипотезы, а также философские или религиозные идеи.
Космогонические гипотезы
Космогонические гипотезы имеют целью объяснить однообразие движения и состава небесных тел. Они исходят из понятия о первоначальном состоянии материи, заполняющей всё пространство, которой присущи известные свойства, вызывающие все дальнейшие эволюции.
Теория стационарной Вселенной
В космологии теория стационарной Вселенной — модель, разработанная в 1948 году Фредом Хойлом, Томасом Голдом, Германном Бонди и прочими в качестве альтернативы теории Большого взрыва. Согласно этой модели, по мере расширения Вселенной между разлетающимися галактиками постоянно создаётся новая материя. Таким образом космологический принцип соблюдается. Модель имела довольно большую поддержку среди космологов в 50-е и 60-е годы, но открытие реликтового излучения резко уменьшило количество её сторонников в конце 60-х годов. Сейчас сторонников у данной теории практически нет.
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Космогония» в других словарях:
космогония — космогония … Орфографический словарь-справочник
КОСМОГОНИЯ — (греч.). Учение о сотворении мира. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОСМОГОНИЯ греч. kosmogenia, от kosmos, вселенная, и gignomai, рождаю. Теория о происхождении мира. Объяснение 25000 иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка
космогония — и, ж. cosmogonie f., нем. Kosmogonie <лат. cosmogonia <гр. Наука о происхождении вселенной, в частности солнечной системы. Сл. 18. Космогония, познание Системы вселенной. Корифей 1 210. Космогония разсуждает о истинном состоянии света во… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КОСМОГОНИЯ — (от космос и. гония; греческое kosmogonia), раздел астрономии, изучающий происхождение и развитие космических тел и их систем (планет и Солнечной системы в целом, звезд, галактик и т.д.). Наиболее развита космогония Солнечной системы (планетная… … Современная энциклопедия
КОСМОГОНИЯ — КОСМОГОНИЯ, космогонии, жен. (греч. kosmogonia происхождение мира) (книжн.). Учение или верование о происхождении мира. Древнегреческая космогония Гезиода. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
КОСМОГОНИЯ — КОСМОГОНИЯ, и, жен. (спец.). Учение о происхождении космических тел и их систем. К. Солнечной системы. | прил. космогонический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
космогония — сущ., кол во синонимов: 1 • астрономия (17) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
КОСМОГОНИЯ — (греч. kosmogonia), раздел астрономии, изучающий происхождение и развитие космических тел и их систем. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 … Экологический словарь
Космогония
Полезное
Смотреть что такое «Космогония» в других словарях:
космогония — космогония … Орфографический словарь-справочник
КОСМОГОНИЯ — (греч.). Учение о сотворении мира. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОСМОГОНИЯ греч. kosmogenia, от kosmos, вселенная, и gignomai, рождаю. Теория о происхождении мира. Объяснение 25000 иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка
космогония — и, ж. cosmogonie f., нем. Kosmogonie <лат. cosmogonia <гр. Наука о происхождении вселенной, в частности солнечной системы. Сл. 18. Космогония, познание Системы вселенной. Корифей 1 210. Космогония разсуждает о истинном состоянии света во… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КОСМОГОНИЯ — (от космос и. гония; греческое kosmogonia), раздел астрономии, изучающий происхождение и развитие космических тел и их систем (планет и Солнечной системы в целом, звезд, галактик и т.д.). Наиболее развита космогония Солнечной системы (планетная… … Современная энциклопедия
КОСМОГОНИЯ — КОСМОГОНИЯ, космогонии, жен. (греч. kosmogonia происхождение мира) (книжн.). Учение или верование о происхождении мира. Древнегреческая космогония Гезиода. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
КОСМОГОНИЯ — КОСМОГОНИЯ, и, жен. (спец.). Учение о происхождении космических тел и их систем. К. Солнечной системы. | прил. космогонический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
космогония — сущ., кол во синонимов: 1 • астрономия (17) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
КОСМОГОНИЯ — (греч. kosmogonia), раздел астрономии, изучающий происхождение и развитие космических тел и их систем. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 … Экологический словарь
Космогония
Резюме
Постоянства в воображаемых образцах западных людей
Быть или ничего
Первобытный хаос
Борьба и жертва
Космическое яйцо
Дерево
Во многих мифах играет роль дерево ( древо жизни ) или божественное, магическое или священное растение (которое можно найти вместе с деревом запретного плода из Эдемского сада в Библии). С ними иногда ассоциируется радуга (проход или мост между небом и землей или между двумя точками большого леса в Амазонии).
Например, первобытный гигантский бамбук, открытый клювом легендарной птицы Сариманок в космогонии филиппинского фольклора, от которого произошли Малакас и Маганда, первый мужчина и первая женщина.
Другой
Многие животные (рыбы, змеи, птицы, львы и т. Д.) Играют важную роль в мифах континентов, на которых они присутствуют.
Классические этапы создания мира
Общее большинство мифов состоит в том, что они не предполагают существования нетварной, неизменной и вечной Вселенной; они предлагают этапы и возможные варианты будущего мира :
Вселенная появляется, живет, исчезает, но уступает место той же вселенной с теми же сущностями и бесконечностью. Это логично, если мы примем создание из виртуальностей пустоты (хаоса) упорядочения между собой (порядка).
Некоторые космогонические мифы
Древнеегипетская космогония
Космогония варьируется в зависимости от региона, и боги-покровители часто играют самые важные роли.
Месопотамская космогония
Древняя греко-римская космогония
Гайя, Хронос и Уран
Индуистская космогония
Время рассматривается циклически; следовательно, существует цикл созидания и разрушения. Когда Брахма просыпается и открывает глаза, создается вселенная и все, что в ней содержится, когда он засыпает, все разрушается. Вишну защищает вселенную. Шива разрушает его и, следовательно, приводит к его возрождению. Таким образом, Вселенная переживает серию рождений и разрушений.
Творческий цикл традиционно представлен с участием трех богов Тримурти следующим образом: пока Вишну спит, лежа на змее Ананта (бесконечность), сам плывя в океане бессознательного, из его пупка выходит лотос, в котором стоит Брахма. Во время сна Вишну мечтает о мире, каким он его знал, и из своих сновидческих воспоминаний Брахма рождает новый мир, обязательно менее чистый, чем предыдущий (отсюда и теория веков). Это Шива своим космическим танцем оживляет вселенную, задуманную мыслью, и в конце цикла разрушает ее.
Авраамическая космогония
Сотворение вселенной
В первый день Бог сотворил свет словом ( «Да будет свет, и стал свет» ).
Во второй «день», первую эпоху, Он отделил небо и море, образовав таким образом небосвод ( raqui’a на иврите) и планеты из первоначального света.
Рассматриваемые шесть дней делятся на три фазы по два дня: «Скажи:« Неужели вы отрицаете (существование) Того, Кто сотворил Землю за два дня, и ставите Ему равных? Таков Господь земли. Вселенная, § именно Он установил горы над ней, благословил ее и выделил ее пищевые ресурсы в течение четырех дней равной продолжительности (это ответ) тем, кто не задает вопросов. § Затем он повернулся к небу, которое тогда было задымлено, и сказал: он и на Землю: «Придите оба волей-неволей». Оба сказали: «Мы пришли добровольно». Он постановил сделать их семью небесами за два дня и открыл каждому небу его функцию ».
Кроме того, Коран утверждает: «Воистину, Мы сотворили небеса и землю и то, что существует между ними, за шесть дней, не испытывая ни малейшей усталости. «
Сотворение человека по Библии
Сотворение человека по Корану
«Конечно, в сотворении неба и земли, в чередовании ночи и дня, на корабле, который плывет по морю, нагруженному вещами, полезными для людей, в воде, которую Аллах ниспосылает с неба, которой Он дает жизнь на землю, когда она мертва и разносит там зверей всех видов, при изменении ветров и в покорных облаках между небом и землей, во всем этом есть знамения для людей, которые рассуждают . «
Сура 23, стихи 12-13 говорит о сотворении Адама следующим образом:
«Мы, конечно, создали человека из экстракта глины, а затем сделали из него каплю спермы в надежном хранилище. Затем мы сделали сперму адгезией; и адгезия Мы создали эмбрион; затем из этого зародыша Мы создали кости и облекли кости плотью. Потом Мы превратили это в совершенно другое творение. Слава Богу, лучшему из творцов! «
Космогония австралийских аборигенов
Тьюкурпа интерпретирует каждое место и каждый элемент ландшафта в символических терминах, он смешивает прошлое (то есть историю его создания) с настоящим и его значением. Большая часть этой информации является секретной и не должна раскрываться неаборигенам, «пиранипам».
Скандинавская космогония
Космогония догонов
Космогония Бамбара
Космогонические гипотезы
Владимир Николаевич Ильин
Космогонические теории и гипотезы находятся в теснейшей связи с общими естественнонаучными представлениями современной им эпохи. Влияют на них в сильной степени также и натурфилософские взгляды соответствующих авторов и школ. Религиозные убеждения (положительные или атеистические) тайно или явно тоже оказывают на них влияние, иногда в сильной степени.
Начиная с середины XVIII века и вплоть до наших дней наблюдается необычайное обилие построений этого рода. Однако, в этой массе положительных знаний, а также научной и полунаучной фантастики, наблюдается несколько довольно устойчивых направлений, которые и облегчают задачу классификации космогонических гипотез. Первый тип этого рода построений исходит из идеи первоначальной туманности; к ним относятся теории Канта, Лапласа, Брауна, Файя (Faye), Лигонде, Си (See), Джинса (Jeans) и др. Второй тип исходит из скоплений метеоритных масс, темных и холодных вначале, а потом раскаляющихся; к ним относятся теории Локайра (Lockyr), Оливера Лоджа, Генри Дарвина, Честера (Schuster). Третий тип смешанный, в него входят теории туманностей, метеоритов и ряд других соображений; тип этот наклонен вообще к синкретизму; сюда относятся теории Цендера, Аррениуса, аббата Море (Moreux), Мультона (Moulton), Чемберлена и др. Совершенно особняком стоит недавно появившаяся и вызвавшая как ожесточенную критику, так и восторженное признание, во всяком случае чрезвычайно оригинальная “Ледяная космогония” (Glacialkosmogonic) венского инженера Ганса Гербигера (Hans Hoerbiger), к которому примыкают Фаут (Fauth) и Фишер. Теория эта тесно связывает космогонию с геологией и даст в этом отношении очень стройную картину органической связи земли с Космосом. Нет надобности принимать ее целиком со всеми ее подчас странными особенностями, но отдельные ее моменты имеют огромную ценность. С теорией Гербигера мы будем иметь дело главным образом в проблеме так называемого мирового потопа.
Начнем с космогонии Канта. Она появилась в 1755 году и озаглавлена “Общая естественнонаучная история и теория неба” (Allgemeine Theorie und Naturgeschichte des Himmels). В свое время эта теория была большим приобретением; ныне же в ней не осталось камня на камне и она имеет лишь исторический интерес. Однако, в популярных представлениях полуобразованных безбожников и “просветителей”, донашивающих моды XVIII века, она продолжает господствовать, с забвением, впрочем, как имени самого автора, так и содержания развиваемой им теории.
Теория Канта подводит итоги трудам Коперника, Кеплера и Ньютона в области космогонии и является, собственно говоря, их космогоническим приложениям. Согласно Канту, в начале существовала одна общая туманность, из которой и возникла солнечная система. Пределами этой системы теория Канта и ограничивается. Туманная масса, свободно висящая в пространстве и подчиняющаяся взаимному притяжению своих частиц, принимает форму шара. Все возрастающее притяжение частиц этой газообразной материи приводит к постепенному ее смущению. Сгущение возрастает по направлению к центру. По причине сжатия и возникающих при этом боковых движений и трений, вся масса приходит во вращение. Внутри вращающегося шара, отдельные сгущения образуют планеты и спутников вокруг планет. Гипотеза Канта была усовершенствована Лапласом в 1796 году. Лаплас внес в нее в соответствии с открытиями того времени настолько большие изменения, что говорить о Канто-Лапласовской теории (как это зачастую практикуется во всевозможной популярщине), просто не приходится. Предположение Канта, что первоначальная газовая масса от сжатия должна была прийти во вращение, не имеет ни математических, ни физических оснований. Ничего не говорит Кант и о первоначальной температуре массы. Предположение, что число спутников, начиная от внутренних планет должно возрастать, верно только до Сатурна включительно, ибо у Урана и Нептуна, открытых после Канта, число спутников уменьшается. Совершенно противоречит теории Канта то, что Феба, спутник Сатурна, вращается в направлении, противоположном остальным восьми спутникам, а спутники Урана и Нептуна движутся не в плоскости эклиптики, но приблизительно под прямым углом к ней; равно и то, что сами планеты Уран и Нептун вращаются вокруг своей оси в направлении обратном сравнительно с другими планетами. Затем, если вычислять согласно Канту общую массу планет и солнца, то получится, что масса планет составляет 1 ⁄ 17 массы солнца, а действительности же она составляет 1 ⁄ 650.
В противоположность Канту Лаплас в “Exposilion du sysliunc du mondo”, предполагает первичную массу в раскаленном состоянии и уже имеющую вращательное движение объяснение того и другого им не дано. Охлаждение и сжатие вызывали ускорение вращения и наступил такой момент, когда центробежная сила, превысив тяготение, оторвала на экзаторе кольцо; это кольцо, разорвавшись и свернувшись, образовало планету. Так же образовались и спутники. Здесь мы имеем аналогию с известным опытом Плато. У Канта с Лапласом, при всем их различии, есть общие основания. Так вот эти общие основания и огромное большинство деталей не выдерживают критики. Гениальный математик Гаусс назвал теорию Лапласа фантастикой и имел на это веские основания. Математически рассуждая, нельзя никак допустить образование колец. Это показал Гольцмюллер1. И если предположить, что такое кольцо могло образоваться самостоятельно, то оно немедленно упало бы на солнце. Кроме того, если принять во внимание оборот газового шара в 164 года (современная скорость Нептуна), то на основании теории Лапласа мы получим для Урана 67 лет, для Юпитера 5 лет и для солнца 0,0014 дней. В действительности же мы наблюдаем 84 года для Урана, 12 лет для Юпитера и 25 дней для солнца. Что касается движения спутников Сатурна, Урана и Нептуна, а равно и обратного вращения двух последних планет, то эти явления так же мало согласуются с теорией Лапласа, как и с теорией Канта.
Дальнейшие видоизменения теорий Канта и Лапласа дал иезуит Браун. Он принял во внимание критические возражения против обеих теорий и его гипотеза представляет интересные детали. Важно, что первоначальная газовая масса, из которой он исходит, как Кант и Лаплас, является у него основным материалом не только солнечной системы, но и вообще всей вселенной. Исходным моментом для Брауна является нарушение первоначального равновесия, причины которого он, в конце концов не объясняет2. Это нарушение вызвало сгущение, которое вместе с возвышением температуры привели к образованию солнц (т. е. звезд). Эти звездные массы подверглись действию силы взаимного притяжения и трению газовой массы, они сталкивались по разным направлениям и получили вследствие этого вращение неодинаковое в разных местах, что мы и наблюдаем на примере солнца. Взрывы дали начало спиральным движениям. Планеты и их движение возникли подобным же образом. Однако, попытки дать строго математические объяснения движений спутников Урана и Нептуна, так же, как и спутника Сатурна, уже упомянутой Фебы, не увенчались успехом.
Фай3 отправляется от спиральной холодной туманности; так же как Лаплас, он приходит к образованию колец, а из них планет. Во многих местах он говорит о необходимости вмешательства Высшей Силы. Анри Пуанкарэ4, критикуя гипотезу Фая, указывает на эфемерность и неустойчивость колец. К этому он присоединяет еще важное замечание: точные исследования приводят к тому, что первоначально движение всех планет было обратное и лишь действие приливов, согласно указанию Г. Дарвина, превратило их в прямое.
Основной задачей теории Лигонде5, появившейся в 1897 году, было объяснение все той же роковой для астрономов и астро-физиков причины вращения первоначальной газовой массы. Так же как Браун, он предполагает столкновение отдельных масс в этом хаосе по разным направлениям. Эти столкновения, по его мнению, должны привести к развитию теплоты и к дифференциации первоначально однородной массы. Небольшие отклонения от первоначального прямого направления должны были привести, в конце концов, к вращению. Вращение это преобразовало мировую массу в чечевицеобразный диск. Диск разделился на кольца, из которых получились планеты. Анри Пуанкарэ6 указывает, что исходные положения Лигонде должны были бы привести к форме сильно сжатого сфероида без особенно заметного сгущения в центре. Теория вероятности дает мало оснований для вывода вращательного движения всей массы из отдельных толчков.
Но наиболее убийственное общее возражение против всех теорий, опирающихся на первоначальную туманность, приводит Лемке7. Оно связано со вторым правилом термодинамики. Лемке показывает, что конечная масса, находящаяся в бесконечном пространстве, может лишь тогда прийти в равновесие, когда ее давление и плотность равны нулю. Другими словами, это также значит, что находящаяся в равновесии начальная мировая масса должна занимать бесконечно большой объем в математическом смысле слова. Если доводить это рассуждение до его логического завершения, то придется признать, что в равновесии можно мыслить лишь пустое пространство или, вернее, эфир. Единственным выходом из этого затруднения будет признание, во первых, конечности пространства и, во вторых, признание, что возникающие изменения в абсолютно уравновешенном эфире, приводящие к возникновению первоматерии, являются и первыми нарушителями равновесия, без чего невозможно мало-мальски удовлетворительное построение космогонии вышеприведенных типов.
Все это побудило некоторых исследователей избрать иные предпосылки для своих теорий.
Английский астро-физик Локайр (Norman Lockyer) выставил в 1890 году так называемую “метеоритную гипотезу”8. Согласно этой гипотезы вселенная произошла из гигантской, некогда заполнявшей пространство, метеоритной массы. Совершенно естественно спросить, откуда взялись столь сложные часто по своему химическому составу метеориты? Объяснить это Локайр не пытается. Нельзя понимать теорию Локайра в грубом смысле, как объясняющую происхождение небесных тел путем простого скопления метеоритов, вроде наблюдаемых, например, нами каменных конгломератов. Происхождение звезды он представляет себе таким образом: сначала холодное скопление холодных метеоритов, холодная метеоритная туманность, элементы которой находятся в постоянном столкновении. Эти столкновения вызывают выделение более легких газов водорода и гелия, дающих характерный спектр блестящих линий на темном фоне. Столкновения умножаются, температура возрастает, и все приходит в раскаленное состояние. Спектр при этом изменяется, появляется сплошной спектр с темными линиями вследствие того, что часть материи улетучилась и является поглотителем. В результате газообразная, горячая звезда, элементы которой находятся в диссоциированном (разъединенном, не способном на химические соединения) состоянии. Равным образом полагает Локайр, что метеоритное облако, проходящее через туманность, также раскаляется и дает начало звезде. Первоначально раскаленная, раскаленная в высшей степени (голубая) звезда, путем охлаждения проходит все три стадии белую, желтую и красную. Большую роль отводит Локайр внутренним процессам в звездах. Так, напр., он объясняет образование новой звезды посредством прорыва затвердевших оболочек. Пятна на солнце он объясняет началом охлаждения (другие авторы, например, патер Секки, полагают, что пятна на солнце наоборот, перегретые, гипертермические области, переставшие посылать светлые лучи). Теория Локайра представляет очень ценный вывод из спектральных наблюдений, каковые и были основной специальностью этого ученого. Он дает теорию туманностей простых, спиральных, звезд двойных и переменных, но происхождением планет не занимается. С точки зрения его метода это очень добросовестно. Как правильно замечает проф. Иоганнес Рим, у него, собственно, не космогония, а лишь часть космогонии9. Теория Честера (Schuster) появившаяся в 1903 году10, есть видоизменение теории Локайра. Честер пытается показать, как столкновение метеоритов приводит к образованию газовой водородно-гелиевой) звезды и как последняя превращается в так называемую “металлическую звезду” ( — по причине большого числа металлических линий в ее спектре — ). К этим звездам относится и наше солнце. Существенным отличием теории Честера является то, что он отрицает диссоциацию элементов и полагает, что спектр звезды изменяется в зависимости от появления тех или иных элементов на ее поверхности.
Как применить метеоритную гипотезу Локайра и Честера к образованию планет? В сущности говоря, как это предполагает Иоганнес Рим, земля и прочие планеты могли образоваться через взаимонагромождение холодных метеоритов, что могло произвести значительное нагревание, заметные следы которого мы видим и поныне. Однако, земля могла быть также и давно охлаждена и нагрета лишь на поверхности разными последующими космическими факторами11. Любопытный вариант метеоритной гипотезы дает Оливер Лодж12. Небольшие небесные тела, образовавшиеся из метеоритов, не способные удерживать на своей поверхности необходимое количество атмосферы и поэтому не могут быть обитаемы. Возросшие до необходимой величины, они удерживают атмосферу и могут быть обитаемы. Наконец, если метеоритный аггрегат достигнет необходимой величины, равняющейся, например, по объему миллиону земель, то в нем возникают совершенно новые свойства (количество перешло в качество!). В нем аккумулируется радиоактивность, он самонагревается, раскаляется и начинает испускать лучи, необходимые для жизни на “средних” небесных телах (планетах). Посредством своей силы тяготения такая звезда втягивает в свою орбиту меньшие тела и дает начало солнечно-планетной системе. Несмотря на свою некоторую фантастичность, эта гипотеза не лишена некоторого правдоподобия и стройности.
Гипотезы Мультона и Чемберлэна родственны метеоритным гипотезам Локайра, Честера и Лоджа, с одной стороны, а с другой примыкают до некоторой степени к гипотезам Цендера и Аррениуса.
Космогония Аррениуса15 очень похожа в основных чертах на только что разобранную космогонию Цендера. К невыгоде для своей теории, он полагает, что прямое столкновение звезд вовсе не редкий случай!! Такое столкновение или вхождение темной звезды в туманность, приводит к возникновению новой системы. Вследствие вращения обеих столкнувшихся звезд, материя распределяется в той же плоскости, в какой одна звезда натолкнулась на другую, почему и возникает спиральная туманность. Вытолкнутые массы охлаждаются, в то время как центр сохраняет высокую температуру. Центральная часть превращается в солнце, а вытолкнутые части в планеты, вращающиеся в той же плоскости.
Обе теории Цендера и Аррениуса, хотя и содержат элементы, могущие быть принятыми во внимание при построении космогонии, но исходят из таких предпосылок, которые надо признать совершенно ложными. Вероятность первой предпосылки центрального или близкого к нему столкновения светил, фактически равна нулю; не говоря уже о том, что трение в эфире есть чистейшее предположение. Равным образом сила тяготения при таких степенях разрежение и при таких расстояниях, не только претерпевает существеннию метаморфозу16, но, по всей вероятности, вовсе перестает действовать, заменяясь другими феноменами.
Существенное усовершенствование в теорию спиральных туманностей вносит Си17 и Нельке18.
Си полагает в своей теории (1911 г.), что вращающаяся туманность получается, если две туманности проходят в достаточной степени близко одна около другой, тогда получается одна общая туманность своеобразной, искривленной на подобие латинского s формы. В других случаях, это соединение туманностей дает общую кольцеобразную туманность. Нельке вносит в объяснение происхождения подобного рода туманностей новую силу давление лучеиспускания. Возможно, что эта сила не только действует, как антогонист силы тяготения, но что последняя в космических процессах, подобных этому, вовсе не действует, заменяясь давлением лучеиспускания и ему подобным энергиям. Во всяком случай, давление личеиспускания вполне может быть принято для объяснения формы спиральны образных и даже кольцеобразных туманностей. Впрочем, все здесь сказанное касается, главным образом, туманности и неподвижных звезд.
Совершенно в стороне от разобранных теорий стоит космогония Ганса Гербигера19. Раньше она называлась “ледяной космогонией” (Glacialkosmogonie), теперь она получила наименование “учения о мировом льде” (Welteislehre).
В основе этого учения лежит факт повсеместного нахождения в мире воды (в виде льда). Гербигер доказывает, что большинство небесных тел, а равно и земные метеорологические явления перистые облака, тропические дожди, град, гроза, даже зодиакальный свет являются обнаружением мирового льда. Внутренние планеты состоят из минералов, на них находится мало воды (это касается и земли), так мало, что вода давно была бы потреблена физико-химическими процессами, если бы она все вновь и вновь и вновь не поступала из мирового пространства. Легкие внешние планеты должны целиком состоять из воды, равно как и луна и Марс. Мировые пространства содержат массы ледяных метеоритов; они падают в большом количестве на солнце и на планеты. Взрывы, погрузившихся в солнце ледяных метеоритных масс выбрасывают водород в виде так называемых протуберанцев. На достаточном расстоянии от солнца водород вновь соединяется с кислородом, а образовавшаяся вода немедленно замерзает, и на солнце падает постоянно ледяной ливень (Regengüssen). Дальнейший ход космогонических идей Гербигера в значительной степени аналогичен ряду косогонических представлений вышеразобранных авторов. Так Гербигер полагает, что вследствие трения планет и спутников в эфире, они постепенно сокращают свои орбиты и, в конце концов, должны упасть на центральное тело. Фишер, последователь Гербигера, очень картинно передает в своей космогонии, как земля имела и будет иметь ряд спутников, которые силой тяготения втягивались в земную орбиту. Земля, таким образом, имела безлунные и лунные периоды своего существования. Вхождение современного спутника в орбиту земли привело к потопу и ледяному периоду так как, по мнению автора этой идеи, луна была раньше значительно больших размеров и очень большая часть находившегося на ней льда и ряда других веществ попал на землю в период втягивания этого спутника, который раньше вращался самостоятельно. Фишер, следуя идеям Гербигера, полагает, что будущим спутником земли станет Марс. Все это должно, разумеется, сопровождаться все-истребляющими катастрофами. Эта теория дает своеобразную и очень страшную картину чередующихся творений и разрушений на самой земле в тесной зависимости от космических причин, сводимых, главным образом, на мировой лед. Возникновение новых солнц теория Гербигера также склонна приписывать столкновению уже охладившихся и ставших ледяными телами звезд. Льдом объясняет теория Гербигера так назыв. зодиакальный свет и даже млечный путь, который, по мнению этого автора, сравнительно недалеко отстоит от солнечной системы. Небесная механика этой теории частью напоминает, как мы уже сказали Цендера, частью Локайра. Оригинальная часть учения именно теория мирового льда, основана на том, что удельный вес внешних планет близок к 1, а также на распространенности водорода в мировых пространствах.
Уничтожающую критику Гербигера дал Нельке20. Он показал, что тот приток льда, на котором основывается Гербигер должен был бы замедлять движение земли на 7 с пол. суток в тысячелетие. Земля, таким образом, должна была бы давно остановиться, что нисколько не соответствует действительности.
Хотя невероятность теории Гербигера в целом более чем очевидна, частичная ценность гипотез, выставленных этим несомненно блестяще талантливым автором не подлежит сомнению. Вероятность “мирового льда” должна быть признана значительной и не считаться с возможностью участия этого фактора как в жизни звезд, так и планет в частности земли было бы научно неосторожно. Огромную ценность имеет также одна из основных идей Гербигера, состоящая в утверждении тесной связи творения и разрушения “бытия” и “Апокалипсиса”. Гигантские извержения, потопы, ледяные периоды, наконец, большой потоп и последовавший за этим большой ледяной период, исчезновение целых материков все это факты, ныне не подлежащие сомнению и вполне согласующиеся с катастрофальной теорией автора “Мирового льда”.
Все приведенные космогонические гипотезы, по всей вероятности, содержат долю истины каждая. Однако, есть ряд основных вопросов и загадок строения нашего космоса, по отношению к которым не только приведенные гипотезы безнадежны, но есть много оснований полагать, что для того типа ума, который свойственен современному человеку, такие задачи абсолютно не под силу.
Прежде всего сюда относится так наз. “задача о трех телах”. Дело в том, что, по законам Кеплера и Ньютона, возможно точное вычисление силы и скорости только в отношении к двум взаимно притягивающимся телам. Если сюда привходит третье тело — напр., к связанной тяготением пары солнце-земля присоединяется спутник земли луна, то общее и точное решение этой задачи становится невозможным. Возможно приближенное решение такой задачи, практически достаточное для сравнительно больших сроков вперед и назад. Однако, вполне в математическую форму проблема трех тел не укладывается. А, между тем, мы знаем, что как солнечная система состоит из большого числа тел, так и в мировом пространстве сплошь и рядом попадаются группа не только двойных и тройных звезд, но и такие, число которых доходит до семи. Здесь так называемая точная наука бессильна21. Другая задача, ставящая непреодолимый, по-видимому, предел вполне точному постижению Вселенной, есть проблема всемирного тяготения. Его скорость настолько превосходит все до сих пор известные скорости, в том числе и скорость света, что приходится говорить о его мгновенном распространении, что совершенно непонятно по отношению к материальной реальности, которая ведь перестает существовать, уже достигнув скорости света (300 тыс. км. в секунду). Эйнштейн сделал героическую попытку “обойти” проблему тяготения: одно из основных утверждений его то, что вообще тяготения не существует, и все феномены, им до сих пор объяснявшиеся суть проявления свойств пространства; например, криволинейное движение планеты вокруг солнца на определенном расстоянии есть результат искривленности пространственного плана. Так называемые “поля тяготения” являются лишь, таким образом, выражением геометрических свойств пространства и физико-механика здесь ставится в зависимость от геометрии. Однако, это все же лишь гипотеза, вернее, постулат, из которого выводится стройная математическая последовательность, но который сам недоказуем и подлежит лишь приятию или отвержению, на подобие знаменитой одиннадцатой аксиомы Эвклида. Кроме того, в самой математической картине так называемого “закона тяготения” замечается одно загадочное обстоятельство, делающее этот закон приблизительным22. Как известно, закон квадратной пропорции распространенный Кулоном (Coulomb) на электромагнитные явления гласит: сила, с которой два тела взаимопритягиваются, равна произведению их масс, деленному на квадрат расстояния . Сюда привходит еще и специальный множитель, так называемая константа К
. Выяснилось, на основании исследования движения Меркурия, что показатель 2 должен быть взят с некоторой десятичной дробью. Мало того, подобно многим другим законам природы, постоянная числовая характеристика (в данном случае 2 с дробью) имеет, по-видимому, значение лишь в данных пределах (например, в границах солнечной системы, включая и кометы). При значительных удалениях показатель 2 с дробью увеличивается и при достаточном удалении выражение К
(формула тяготения) может оказаться равным нулю или бесконечно приблизиться к нему. Во всяком случае, вряд ли есть основание думать, что сила тяготения связывает солнечную систему с ближайшими неподвижными звездами, не говоря уже о более отдаленных. Так что, например, сила, связывающая группу из 400 звезд, к которой принадлежит и наше солнце, равно как и сила, влекущая наше солнце к известной точке в пространстве (между созвездиями Лиры и Геркулеса), точно так и сила, связывающая сложные группы звезд, должна быть отнесена к разряду пока нам недоступных факторов космологии и космогонии. Фактор этот во всяком случае не ньютоновское тяготение.
Движение мировых звездных потоков, описанное Джинсом, и другими учеными имеет вид формальной упорядоченности и странности, но сила действующая при этом наверное не есть сила ньютоновского тяготения. Скорее можно предположить, что здесь действуют силы двигающие световые фотоны, по волнам эфира. Силы эти типа интенсивного (внутриположного), а не экстенсивного (внеположного) характера. Оживает ставший мертвым благодаря материалистическому истолкованию принцип инерции. Современная картина строения вещества и Вселенной, все более и более возвращается к тому пониманию инерции, которое мы видим у гениальна го Эйлера: инерция есть внутренняя сила тела. Материалистический принцип линейной причиной зависимости именно по отношению к “закону инерции” (формулированному Ньютоном так же, как и “закон тяготения”) впадал в безнадежное противоречие с самим собою: получалось так, что данное тело, по прекращении действии причины продолжало двигаться беспричинно. Это было так странно, что, по верному замечанию проф. В. В. Зеньковского, “уже у создателей принципа инерции, инерция понималась, как сила присущая материи, как истинная причина, в силу которой тело пребывает в своем состоянии” (“Проблема психической причинности”, Киев, 1914, стр. 35). Но этим нарушалась материалистическая экстенсивная линейная причинная зависимость и заменялась монадологической интенсивной действенностью. Подобному же преображению подвергся и закон тяготения в формулировке Кулона, ибо в нем произведение масс заменено произведением зарядов. А ныне известно, что экстенсивность массы есть функция интенсивности зарядов. Т. е., что формулировка Кулона, где даны заряды онтологически первичнее формулировки Ньютона, где даны массы. Но есть фактор первичный по отношению к обеим формулировкам и из которого, как нам кажется, исходит и принцип энерции. Этим фактором является само внутреннее состояние тела, его внутренняя живая, софийкая, онтологическая глубина. При такой точке зрения прежнее понимание инерции, как косности, вытекавшее из мертвецко-материалистической клеветы на мир, из диавольского противософийного духа — заменяется прямо противоположным: инерция есть активность тела, в которой синтетически соединены внутриположное, временное (интенсивное) действие и внеположная (экстенсивная) пространственная форма, образ, эйдос этого действия. Он является перед нами в виде звездных потоков, “стройных хоров светил”.
Закон “тяготения” формулирован Ньютоном и впоследствии расширен и приложен Кулоном к другим сферам физического бытия. Однако, три знаменитых закона Кеплера, вывод из которых представляет будто бы закон тяготения — имеют над последним решительное и подавляющее преимущество. Оно заключается в том, что в трех законах Кеплера синтезированы: геометрия (1‑й закон); форогенная (т. е. пространствообразующая) механика (2‑й закон; и связь времени и пространства, т. е. связь геометрии и физико-механики (3‑й закон). Ибо само бытие материальных тел, друг для друга зависит от их пространственно-временных соотношений. Рассмотрим это вкратце. Если тела находятся в бесконечно-большом расстоянии друг от друга, то их притяжение бесконечно мало, скорость сближения бесконечна мала и сближение произойдет через бесконечно большое время. Бесконечному пространству соответствует бесконечное время. Это равносильно их отсутствию и небытию тел друг для друга. Начало времени и притяжения наступает лишь тогда, когда тела начинают существовать друг для друга, т. е. когда наступает реальное протяжение и притяжение. Но это возможно лишь по той причине, что они движутся “по инерции”, т. е. у них есть внутреннее состояние, посредством которых они возникают друг для друга. Теория относительности учит нас тому, что тело, достаточно удаленное от реальных полей тяготения, образуемых другими телами, выявляют свое движение через возникновение внутренних состояний, обнаруживаемых статически. Когда тела через свое внутреннее состояние сблизятся настолько, что для них начинает существовать внешнее время, внешнее пространство, тогда и сами они начинают существовать друг для друга. И когда они столкнутся, то нулю пространства соответствует здесь нуль времени и нуль притяжения (превращающийся в молекулярное отталкивание — т. е. свою диалектическую противоположность. Диалектика, свершив свой цикл, сделала бесконечность равной нулю. Крайности сошлись, и обнаружилось, что реальное бытие друг для друга, реальное время и реальное пространство укоренены в вечной истине неслиянного и нераздельного многоединства.
Эту истину, где синтетически слиты законы Кеплера, Ньютона Кулона, законы инерции и принцип относительности, эту великую истину являют “хоры стройные светил”, звездные потоки, движимые “внутреннем состоянием”. Но этот же принцип открывает нам и в высшем бытии духа в бытии соборном.
А между тем, образ Вселенной, к которой принадлежит наша солнечная система, складывается в определенную и очень стройную картину, случайность которой можно утверждать лишь с явным намерением отвергнуть ее разумность. Ссылка же на так называемые вечные “законы природы” здесь уже потому ничего не дает, что сами они нуждаются в объяснении и, кроме того, подвержены непрерывным изменениям, находясь, так сказать, с текучем состоянии. Их стабильность есть лишь иллюзия, вызываемая лишь эфемерностью срока человеческой жизни, да и жизни самого человечества. Наука ведь, если принять во внимание даже египетские, халдейские и арийско-индусские древности, явление более чем молодое.
Примечания:
1 Holtzmüller “Elementare kosmische Betrachtungen über das Sonnensystem”. Leipzig, 1906.
2 Braun “über Kosmogonie”, 1895.
3 Faye “Sur Torigine du monde” последнее изд. 1907.
4 H. Роіnсаré “Hypotlieses cosmogoniques”.
5 du Ligondés “Formation mécanique du Systeme du monde”. Paris 1897.
6 H. Роіnсаré “Hypoteses cosmogcniques”. 1913.
7 I. Riem. “Weltenwerden”, c. 27.
8 Lockyer “The meteorrs Hypotesis” London. 1890.
9 Riem. “Weltenwerden”, c. 31.
10 Schuster “The Evolution of Solars” в “Astrophysical Journal” за 1903, cм. Guibеrt et Chinchole “Les Origines” Paris 1929 стр. 46–47. Критика y H. Роіnсаré в “Hypotheses cosmogoniques”.
11 Riem, “Weltenwerden”, c. 32.
12 Sir Oliver Lodge, нем. перевод “Leben und Materie” Berlin, 1908.
13 Zehnder “Die Mechanik des Weltalls”. Freiburg 1897.
14 Эксцентрицитетом называется расстояние между фокусами эллипсиса. Чем больше эксцентрицитет, тем более “вытянут” эллипсис. Различные эксцентрицитеты у небесных тел приводят к сближению и пересечению их орбит, а это влечет рано или поздно столкновение тел.
15 Arrhenius “Lehrbuch der kosmischen Physik”, 1903.
16 cм. Fricke “Eine neue und einfache Deutung der Schwerkraft”. 1919.
17 I. See “Researches on the Evolution of the Stellar Systems”, Paris 1819.
18 Noelkе «Das Problem der Entwicklung unseres Planetensystems», 1919.
19 Ледяная космогония изложена y Фаута (Fauth) в “Hoerbigors Glazialkosmogonie 1913, y Фохта (Voigt) “Eis ein Weltenbausloff”, 1920; и отчасти y Ганса Фишера (Fischer) в “Weltenwenden” 1928.
20 Noelke, op. сit.
21 v. Rrunn “Bcwerkungen zum Dreikoerperproblem” в “Schriften der naturforschenden Gesellschaft in Danzig” Band XV, 3 и 4 Heft, Danzig, 1922.
22 Fricke, op. cit.
В.Н. Ильин “Шесть дней творения”. – 1930 г.