Косоворотка что это такое в старину

Русская косоворотка: чем она отличается от украинской вышиванки

Косоворотка что это такое в старину. Смотреть фото Косоворотка что это такое в старину. Смотреть картинку Косоворотка что это такое в старину. Картинка про Косоворотка что это такое в старину. Фото Косоворотка что это такое в старину

Рубахи косоворотка и вышиванка относятся к национальной одежде, которую носили все слои общества на протяжении нескольких веков. Несмотря на внешнее сходство, они имеют кардинальные различия и каждому элементу придается разное значение.

Что такое русская косоворотка?

Косоворотка – это мужская рубаха с косым воротом, то есть разрез с застежкой у нее сбоку, а не посередине, как у большинства обычных рубашек. По версии академика Д.С. Лихачева, такой покрой был придуман специально, чтобы во время работы не выпадал нательный крестик.

Первые изображения рубахи с такой застежкой относятся к XV веку. Носили их как в качестве повседневных рубах, так и нижнего солдатского белья. В зависимости от богатства отделки косоворотки делились на «рабочие» и «праздничные». На людях их надевали навыпуск с поясом.

Кто победнее, носил простые полотняные косоворотки, кто побогаче – из шелка или атласа. Иногда рубахи расшивали по рукавам, подолу и вороту. В присутственных местах поверх косоворотки часто надевали жилет.

История вышиванок

Вышиванкой в принципе можно назвать любую рубаху с вышивкой. Но только на Украине, пожалуй, такая рубашка превратилась в национальный символ.

Когда именно появились вышиванки, сказать сложно. Само искусство вышивки у славян уходит корнями еще в первобытные времена, что подтверждают археологические раскопки.

На Украине вышиванки изготавливали из самодельного полотна, которое ткали на станке. Носили их как мужчины, так и женщины. На рубеже XIX и XX веков украинцы начали носить вышиванки в сочетании с европейской одеждой. Пик моды на вышитые рубашки в советских республиках пришелся на 20-30-е годы. В УССР их надевали по торжественным случаям и простые граждане, и партийные руководители. Вторая волна популярности вышиванок возникла во второй половине 50-х – начале 60-х годов. Это связывают с правлением Никиты Хрущева, который питал слабость к украинской национальной одежде и часто появлялся в вышитых рубашках на публике. Его примеру стали следовать и другие должностные лица.

После отстранения Хрущева от власти популярность вышиванок постепенно сошла на нет. В основном их использовали как элемент украинского национального наряда в музыкальном и театральном искусстве. Мода на вышитые рубашки вернулась к украинцам в эпоху перестройки. После Оранжевой революции носить вышиванки стали некоторые чиновники и депутаты. Сейчас людей в вышиванках часто можно встретить на митингах и демонстрациях, их надевают на свадьбы и различные молодежные мероприятия.

Национальные особенности

Русские рубахи как часть национального костюма (а чаще всего вышивкой на Руси украшали именно косоворотки) отличаются более богатыми узорами – вдоль ворота можно увидеть широкие полосы геометрического орнамента, а на рукавах – роскошные декоративные элементы.

Вышиванка распространена и в Беларуси. В отличие от украинской, белорусскую вышиванку отличает более строгий орнамент, чаще всего геометрический. Основные цвета – красный, черный, темно-синий.

Так что различия между русской косовороткой и украинской или белорусской вышиванкой довольно существенные. Специалисты способны по виду рубахи практически безошибочно определить, в каком регионе та была изготовлена.

Источник

«Русская косоворотка»: как она появилась на самом деле

Косоворотка что это такое в старину. Смотреть фото Косоворотка что это такое в старину. Смотреть картинку Косоворотка что это такое в старину. Картинка про Косоворотка что это такое в старину. Фото Косоворотка что это такое в старину

Ее называют исконно русской одеждой, старообрядцы носят, подчеркивая связь с русской стариной, а все экспортные фолк-коллективы не выходят на сцену ни в чем другом. Но настолько ли косоворотка исконно русская?

Косой vs прямой

Исследователи так и не сошлись во мнении, в том числе и у нас в редакции, как и почему эта разновидность рубахи вошла в обиход у наших предков. Есть довольно сильная версия, но по порядку.

Косой ворот значит «неравнобежный с тем направлением, о котором идет речь», по Далю, то есть со срединным направлением разреза для сорочки, более древней формы русской рубахи, которую скорее всего и можно назвать исконной.

Собственно, и кроили сорочку по «серединному» принципу: домотканое полотно складывали пополам и делали надрез для надевания. Затем к уже получившимся переду и спинке добавляли рукава и ластовицы (подмышечные вставки).

Что могло заставить отказаться от этого простого и естественного пути, продиктованного природой и физиологией (разрез соответствовал линии шеи), в пользу косого ворота? Как раз на этот вопрос нет четкого ответа. Версий, зачем, собственно, косоворотка, а не «прямоворотка», несколько. Есть знаменитая версия академика Лихачева, который объяснял подобный выбор разреза тем, чтобы во время работы наружу не выпадал нательный крест. Гипотеза красивая, но совершенно ничем не подтверждаемая.

Другие версии

Тут мы сталкиваемся с противоречием. Одежда, напоминающая косоворотку, у тюркских народов была известна еще задолго до того времени. Возможно, этим и объясняется появление более ранних свидетельств ее существования на Руси, например в XII веке в Новгороде. Торговые и другие контакты с иноземцами оказывали достаточно сильное влияние на костюм русских, поэтому в летописях XIIи XIIIвеков даже есть упоминания о том, что среди них уже встречалось иногда немецкое короткополое платье.

Для изменения подхода к крою требовались серьезные основания. И они появились одновременно с нашествием Орды. Именно тогда разрез рубахи стал делаться слева, как у татар, у которых запах всегда был на левую сторону.

Тут как раз и становится объяснение Зеленина на свое место, ведь именно кочевым, степным народам требовалась одежда, защищающая их от ветра при верховой езде. Ученый, впрочем, не считает наличие подобных вырезов для воротников у татар достаточным основанием, чтобы связать появление косоворотки с их культурой.

Обрусение косоворотки

Свидетельств однозначного преобладания косого воротника над серединным вплоть до XVIIвека нет, рубахи шили и с левосторонним разрезом, и с обычным. О чем можно говорить точно, так это о том, что окончательно вытеснила косоворотка свою древнюю, восточнославянскую конкурентку-рубаху только в XIXвеке, став частью традиционного праздничного наряда.

Вероятнее всего это связано с кавказскими и русско-турецкими войнами XIX века – в то время косоворотки были в тех местах в обиходе. Трендсеттером здесь, как часто бывает, выступила униформа.

Вероятно, из соображений удобства при реформе военной униформы 1880-ых годов косоворотки вошли в обмундирование солдат.

Соответственно, началось массовое фабричное производство таких рубах. Их стали шить из самых разных тканей, а разнообразие вышивок и украшений обеспечило народную любовь. Первый парень на деревне, а скорее даже на посаде, который и был законодателем моды, обязательно выступал в свет в косоворотке, картузе и с гармонью. Кстати, откуда пришли на Русь эти два последних якобы исконных атрибута мы еще посмотрим.

Источник

Чем русская косоворотка отличается от украинской, в чём её магическое значение и другие факты о народной рубахе

Косоворотка что это такое в старину. Смотреть фото Косоворотка что это такое в старину. Смотреть картинку Косоворотка что это такое в старину. Картинка про Косоворотка что это такое в старину. Фото Косоворотка что это такое в старину

Почему у русской народной рубахи бывает косой ворот и зачем так много швов? Что такое подоплека и как она связана с тяжелым трудом в полях? Каким особым значением наделялась у наших предков отцовская венчальная рубаха? А самое главное – ушла ли навеки из нашего гардероба косоворотка с вышивкой, сшитая из домотканого холста или… иногда она возвращается? Все это – в нашей статье о тайной жизни традиционной мужской рубахи.

Полики, подоплека и косой ворот – из чего состоит русская рубаха?

Косоворотка что это такое в старину. Смотреть фото Косоворотка что это такое в старину. Смотреть картинку Косоворотка что это такое в старину. Картинка про Косоворотка что это такое в старину. Фото Косоворотка что это такое в старину

Женский костюм разных регионов и субэтносов России может различаться – подчас настолько, что, кажется, речь идет об одежде далеких друг от друга народов! А вот мужской костюм отличался меньшим разнообразием. Основой его была рубаха, и почти всегда – одного и того же кроя, мало зависящего от географического положения и почти не изменившегося с течением времени, пока на смену традиционной рубахе не пришли современные виды нательной одежды. Крой этот был продиктован особенностями домашнего производства ткани и образом жизни русского крестьянства.

Косоворотка что это такое в старину. Смотреть фото Косоворотка что это такое в старину. Смотреть картинку Косоворотка что это такое в старину. Картинка про Косоворотка что это такое в старину. Фото Косоворотка что это такое в старину

Прямое полотнище домотканого холста с вырезом на шее, согнутое пополам, еще два таких – по бокам, иногда – такие же неокрашенные или, наоборот, кумачовые или пестрядные клинья, расширяющие рубаху книзу.

Поскольку полотна были узкими, а для тяжелого физического труда неэластичная облегающая одежда – крайне неудачный выбор, приходилось идти на разные конструктивные ухищрения.

В плечах в некоторых регионах рубаха расширялась еще поликами – прямыми или трапециевидными полосками ткани. Между боковыми частями рубахи и рукавами вставлялись ластовицы, благодаря которым рубаха становилась удобнее, просторнее и… долговечнее. Ластовицы портились в первую очередь от пота и истирания, поэтому их легко выпарывали и заменяли. Ту же роль играла… подоплека. Да-да, это слово означает не только скрытую причину какого-либо события, но и полоску ткани, вшитую на самых «потливых» местах – на шее и спине.

Косоворотка что это такое в старину. Смотреть фото Косоворотка что это такое в старину. Смотреть картинку Косоворотка что это такое в старину. Картинка про Косоворотка что это такое в старину. Фото Косоворотка что это такое в старину

В узорах вышивки и других видов отделки рубах многие ищут след тайных знаний или хотя бы космогонических мифов древних славянских и финноугорских племен. Так или иначе, орнаменты мужских рубах в различных регионах России несколько различаются, но определенно играют «магическую» роль, защищая «уязвимые» места, через которые к человеку может подобраться нечистая сила. Праздничные рубахи, разумеется, украшались особенно богато, особенно по подолу – и носились навыпуск с тканым поясом.

Почему застежка слева?

Косоворотка что это такое в старину. Смотреть фото Косоворотка что это такое в старину. Смотреть картинку Косоворотка что это такое в старину. Картинка про Косоворотка что это такое в старину. Фото Косоворотка что это такое в старину

Самый распространенный тип русской рубахи – косоворотка. Расположение застежки слева на шее было продиктовано именно спецификой кроя – вшиванием боковых частей. Правда, есть и другие версии – например, по мнению Д.С. Лихачева, боковое расположение застежки позволяло надежнее сохранить шейный крестик, он не выпадал и не мешал во время работы. Подобный крой лучше защищал от ветра – например, у теплой верхней одежды застежка также часто боковая.

Косоворотка что это такое в старину. Смотреть фото Косоворотка что это такое в старину. Смотреть картинку Косоворотка что это такое в старину. Картинка про Косоворотка что это такое в старину. Фото Косоворотка что это такое в старину

И, возможно, это расположение ворота перешло в «мирную» одежду из конструкции древних кольчуг. Со временем косоворотка приобрела и узорчатый воротник-стойку.

Косоворотка что это такое в старину. Смотреть фото Косоворотка что это такое в старину. Смотреть картинку Косоворотка что это такое в старину. Картинка про Косоворотка что это такое в старину. Фото Косоворотка что это такое в старину

Обычно считается, что именно косым воротом русская рубаха отличается от украинской и белорусской, но в действительности это разделение не так строго и однозначно, основную роль играет разница в орнаментации.

Отцовская рубаха как семейная ценность

Косоворотка что это такое в старину. Смотреть фото Косоворотка что это такое в старину. Смотреть картинку Косоворотка что это такое в старину. Картинка про Косоворотка что это такое в старину. Фото Косоворотка что это такое в старину

Исследователи сегодня описывают множество семейных традиций, связанных с рубахами. Например, в работе «Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы» Ф.С. Капица указывает, что на первые пеленки новорожденного шла тщательно выстиранная, но непременно поношенная отцовская рубаха – чтобы дитя охранялось от всех зол отцовской силой и любовью. И в этом действительно что-то есть – многие из нас любят в тишине домашнего уюта облачиться в старый свитер или рубашку близкого человека!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

История возникновения косоворотки

Символом народного одеяния у русских мужчин традиционно считалась косоворотка. По историческим свидетельствам, первые письменные упоминания косоворотки датируются серединой XII века и связаны с городом Суздалем – очагом русской государственности Северо-Восточной Руси. Этот период нашей истории связан с именем Святого Благоверного князя Андрея Боголюбского (1111 – 1174), властителя Владимиро-Суздальской Руси, первого Российского Самодержца, при котором политический и экономический центр Древней Руси переместился с Юга-Запада на Северо-Восток. «Первым великороссом Руси» именовал великого князя В.О. Ключевский.

Не удивительно, что именно во время правления Андрея Боголюбского в землях, которые в последствии сформировали остов Великороссии, косоворотка начала свое победное шествие с тем, чтобы уже в новое время ( XVII — XIX вв.) стать исключительно русской народной рубашкой.

Косоворотки получили свое название из-за особенностей ворота: разрез на рубахе был не спереди, как принято на современных рубашках, а сбоку, обычно слева. Интересно, что косоворотка могла иметь воротник (ворот) и не иметь его.

Существуют несколько гипотез, почему русские сместили классический прямой разрез на левую сторону:

1. предположение академика Дмитрия Лихачева, сводившийся к тому, что косой ворот позволял надежно спрятать цепочку и нательный крест: он не выпадал из рубахи.

2. знаменитый русский этнограф Дмитрий Зеленин полагал, что такой сложный крой позволял защитить человека от холода и ветра, потому что в рубаху ледяному воздуху было сложнее задуть.

3. ряд исследователей придерживаются мнения, что косой ворот – это все же дань военной традиции. Именно на левую сторону застегивалась кольчуга, поскольку так было проще защитить шею от удара (левая сторона тела прикрывалась щитом). Если бы запах был на иной стороне, то при ударе саблей или мечом в разрез было легко попасть – и тогда все, голова с плеч! Кстати, именно по этой же причине позже стали застегиваться ватные доспехи – на левую сторону, как у косоворотки.

Мужские косоворотки

Конечно, традиционно слово «косоворотка» употребляется по отношению к мужской рубахе. Традиционно шили ее из конопляного полотна, но затем добавились еще несколько основных материалов:

• шелк – для парадных, праздничных косовороток или нижних рубах знатных мужчин.

Рубашку носили постоянно; простолюдины – как верхнюю одежду, знать – как нижнее белье. Косоворотка обязательно носилась навыпуск и подпоясывалась кушаком, который иногда украшали кистями (для праздничных нарядов).

Рубашки могли иметь разное назначение и носились по определенным случаям:

покосница – праздничная рубаха, которую мужчины и женщины надевали на первый день покоса, то есть жатвы;

свадебная рубаха – обычно, она носилась как праздничная и часто передавалась по наследству, бережно хранилась;

повседневная рубаха и т. д.

Ткани для косовороток могли быть неокрашенными (для повседневных рубашек) или красились мастерами. Самой нарядной считалась красная косоворотка, которую часто носили женихи. На праздники тоже старались надевать косоворотку именно красного цвета.

Косоворотки обязательно красиво украшались вышивкой, которая имела обережное значение. Считалось, что определенные символы помогут отвести беду от владельца рубашки. Например, почти всегда вышивались ромбы – символ солнца на Руси. Часто на мужских косоворотках вышивали барвинок – это символ жизни, которая никогда не увянет. Нередко в качестве орнамента использовался виноград – символ плодородия.

Сегодня косоворотку продолжают носить не только участники творческих певческих и танцевальных коллективов. Последователи древнего благочестия – старообрядцы как в России, так и за ее пределами, до сих пор носят кафтан и косоворотку на богослужения, подчеркивая аутентичность русского костюма.

Женские косоворотки

Женские косоворотки чаще всего назывались просто рубашками или рубахами. Это была основа женского костюма. Рубашки имели длину до пола; дома дозволялось ходить в одной только косоворотке, если, конечно, в избе не было гостей. Знатные женщины носили «горничные» домашние косоворотки из нежного шелка.

Поверх рубахи надевался сарафан (в северной культуре) или понева (на юге Руси). Рубашки у замужней и незамужней девушки отличались. Вообще рубахи шились для самых разных случаев:

повседневная рубашка – она была до пола и имела простой прямой крой; обычно, ее именовали «станом»;

жатвенная рубашка – миряне носили ее на первый день жатвы; наряд считался праздничным;

похоронные – траурные рубахи;

свадебные – самые счастливые и красивые рубахи, которые бережно хранились и часто передавались по наследству;

рубашки для ворожбы и других мистических обрядов – такая одежда называлась порукавкой и имела очень длинные рукава с прорезями, благодаря которым можно было их завязать или закрепить наручами; работать в такой одежде было невозможно, и поэтому возникло выражение «работать спустя рукава»;

убивальница – очень интересный вид рубашек для невест; последнюю неделю перед свадьбой девушка носила такой наряд и «убивалась» по девичьей жизни, которую она оставит после того, как выйдет замуж.

Интересно! Почти все женские косоворотки украшались вышивкой, причем даже с принятием христианства вышивали традиционные языческие символы – растительные узоры, ромбы, изображения коней, языческих божеств и их символик. Единственный вид рубахи у женщин, которая ничем не украшалась – это вдовья рубашка. Даже траурные похоронные наряды были красиво вышиты нитками.

Детские косоворотки

Детские косоворотки ничем не отличались от взрослых рубах, кроме размера. Причем существовало несколько интересных традиций при их шитье:

Одеждой ребенка всегда была только рубашка, и больше ничего.

Первая пеленка для новорожденного младенца, то есть его первая одежда, была ношеная косоворотка отца (для мальчика) или матери (для девочки). Считалось, что это оберегает ребенка от сглаза и порчи. По этой же причине абсолютно все детские рубашки были красиво вышиты – на ткани были обережные символы, например, орнаментальное изображение богини-Берегини.

Крой рубашек у девочек и мальчиков не отличался до достижения ими возрастов жениха или невесты, тогда одежда становилась такой же, как у

После «обряда инициации» (то есть после признания подростка женихом или невестой) девочки и мальчики получали другую одежду. Девочки – юбку-поневу, мальчики – порты.

Детские косоворотки назывались рубашонками. Считалось, что это слово произошло от слова «руб», которое обозначало «отрез ткани». От этого же слова возникло и известное нам сегодня слово «рубаха» или «рубашка».

Ребенок получал косоворотку из новой ткани (новины) только после того, как ему исполнялось 3 года. До этого возраста считалось, что ребенок слишком слаб, и только мощная сила отца или матери, заключенная в ткани от их рубашек, позволяет защитить малыша от злых сил, от болезней.

Источник

Косоворотка: почему она была популярна на Руси

Косоворотка что это такое в старину. Смотреть фото Косоворотка что это такое в старину. Смотреть картинку Косоворотка что это такое в старину. Картинка про Косоворотка что это такое в старину. Фото Косоворотка что это такое в старину

Ее называют исконно русской одеждой, старообрядцы носят, подчеркивая связь с русской стариной, а все экспортные фолк-коллективы не выходят на сцену ни в чем другом. Но настолько ли косоворотка исконно русская?

Косой vs прямой

По Далю, косой ворот значит «неравнобежный с тем направлением, о котором идет речь», то есть со срединным направлением разреза для сорочки более древней формы русской рубахи, которую, скорее всего, и можно назвать исконной.

Собственно, и кроили сорочку по «серединному» принципу: домотканое полотно складывали пополам и делали надрез для надевания. Затем к уже получившимся переду и спинке добавляли рукава и ластовицы (подмышечные вставки).

Что могло заставить отказаться от этого простого и естественного пути, продиктованного природой и физиологией (разрез соответствовал линии шеи), в пользу косого ворота? Как раз на этот вопрос нет четкого ответа. Версий, зачем, собственно, косоворотка, а не «прямоворотка», несколько. Есть знаменитая версия академика Лихачева, который объяснял подобный выбор разреза тем, чтобы во время работы наружу не выпадал нательный крест. Гипотеза красивая, но совершенно ничем не подтверждаемая.

Другие версии

Тут мы сталкиваемся с противоречием. Одежда, напоминающая косоворотку, у тюркских народов была известна еще задолго до того времени. Возможно, этим и объясняется появление более ранних свидетельств ее существования на Руси, например в XII веке в Новгороде. Торговые и другие контакты с иноземцами оказывали достаточно сильное влияние на костюм русских, поэтому в летописях XIIи XIIIвеков даже есть упоминания о том, что среди них уже встречалось иногда немецкое короткополое платье.

Для изменения подхода к крою требовались серьезные основания. И они появились одновременно с нашествием Орды. Именно тогда разрез рубахи стал делаться слева, как у татар, у которых запах всегда был на левую сторону.

Тут как раз и становится объяснение Зеленина на свое место, ведь именно кочевым, степным народам требовалась одежда, защищающая их от ветра при верховой езде. Ученый, впрочем, не считает наличие подобных вырезов для воротников у татар достаточным основанием, чтобы связать появление косоворотки с их культурой.

Обрусение косоворотки

Свидетельств однозначного преобладания косого воротника над серединным вплоть до XVII века нет, рубахи шили и с левосторонним разрезом, и с обычным. О чем можно говорить точно, так это о том, что окончательно вытеснила косоворотка свою древнюю, восточнославянскую конкурентку-рубаху только в XIXвеке, став частью традиционного праздничного наряда.

Вероятнее всего это связано с кавказскими и русско-турецкими войнами XIX века – в то время косоворотки были в тех местах в обиходе. Трендсеттером здесь, как часто бывает, выступила униформа.

Вероятно, из соображений удобства при реформе военной униформы 1880-ых годов косоворотки вошли в обмундирование солдат.

Соответственно, началось массовое фабричное производство таких рубах. Их стали шить из самых разных тканей, а разнообразие вышивок и украшений обеспечило народную любовь. Первый парень на деревне, а скорее даже на посаде, который и был законодателем моды, обязательно выступал в свет в косоворотке, картузе и с гармонью. Кстати, откуда пришли на Русь эти два последних якобы исконных атрибута мы еще посмотрим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *