Косплей модель что это
Чем современный косплей отличается от старого доброго маскарада, и Почему он так популярен
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
История косплея
Как любая уважающая себя субкультура, косплей имеет и собственную историю. Изобретателями «игры костюмов» считают поклонников научной фантастики. В начале XX века этот жанр переживал свой расцвет: мир ожидал от науки настоящих чудес, и они действительно случились. Но еще задолго до первого полета в космос и изобретения компьютера люди бредили новыми технологиями и пытались приблизиться к счастливому техногенному будущему, предсказать его и описать. 30-50-е года прошлого века называют теперь «Золотым веком научной фантастики».
На одном из первых съездов любителей фантастики в Нью-Йорке, в 1939-м году, произошел случай, положивший начало новому фанатскому движению. Писатель Форрест Акерман появился перед единомышленниками в необычном костюме футуристического вида. По всей видимости, он изображал человека будущего. Идея понравилась, и в следующем году уже несколько любителей этого жанра приехали на встречу в костюмах. В 1956-м желающих принарядиться стало так много, что между ними впервые провели конкурс.
Первые косплееры, еще не зная, что через пару десятков лет их будут так называть, изображали героев научно-фантастических комиксов, фильмов и литературных произведений. Популярными персонажами тогда были пришельцы, космонавты и безумные, но гениальные ученые. Фанаты нового движения начали объединяться в тематические группы, общаться и делиться опытом.
В конце 1970-х свет увидели «Звездные войны». Мир фанатов научной фантастики вздрогнул. Теперь на конкурсах костюмов самыми популярными персонажами стали звездные рыцари и принцессы. Примерно в эти же годы в США впервые провели фестиваль Comic-Con, и мероприятие сразу же стало массовым.
Откуда такое странное название
Запад-Восток
Зародившись в США, новая субкультура достаточно быстро дошла до Японии. Именно здесь косплей приобрел тот вид, в котором мы его знаем сейчас: на смену героям фантастики пришли персонажи из фэнтези. Источником вдохновения теперь чаще всего служат комиксы, фильмы и видеоигры. Вернувшись в таком, обновленном варианте, а Америку, косплей стал восприниматься как японское изобретение.
Интересно, что сегодня направления «костюмированной игры» на западе и на востоке отличаются, но касается это не столько самих костюмов, сколько внутренних отношений косплееров. Японское движение, как считают знатоки, более требовательно и жестко. В стране восходящего солнца были случаи, когда человека травили за то, что он оскорбил любимого персонажа несоответствующей фигурой или некрасивым лицом.
В США же основы политкорректности настолько привычны, что обращать внимание на цвет кожи или комплекцию косплеера считается недопустимым. Каждый имеет право почувствовать себя феей, независимо от веса и возраста. Американские косплееры любят посоревноваться в своем искусстве, но при этом остаются очень дружелюбными друг к другу.
Дебет с кредитом
В начале движения косплееры соревновались не столько в актерстве, сколько в умении создать красивый и достоверный костюм из подручных материалов (есть у нас одна подходящая пословица, из чего можно смастерить конфетку). Сегодня, кстати, такой подход не теряет актуальности, однако не для всех. Есть прослойка «профессиональных» косплееров, с которыми работают целые бригады: швеи, костюмеры, гримеры и фотографы. Разумеется, стоит все это недешево, а результатом могут служить раскрученные аккаунты в соцсетях и продажа фотографий.
Впрочем, многие истинные фанаты этого движения считают, что экономическая подоплека только вредит движению в целом, ведь в погоне за конъюнктурой многие начинают делать ставку на то, что точно «проглотит» публика – эротичность нарядов и скандальность образа. Для настоящих же любителей косплея важен только сам образ. Они вкладывают в каждый костюм частичку своей души и делают это не для денег, а с целью перевоплотиться в любимого героя и слиться с ним, хотя бы и в виде игры.
Глядя на оживших героев аниме, как будто погружаешься в Яркий мир кавайных иллюстраций
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
История косплея
Идея написать о косплее была у меня уже давно. Изначально я хотел написать о нём в рамках истории игровой индустрии, но в итоге ограничился парочкой абзацев и таким же количеством картинок. Тогда это не получалось органично и исчерпывающе вписать в основной текст, так что я решил разобраться с вопросом в рамках отдельной статьи.
Считается, что слово «косплей» было придумано японским журналистом Такахаши в 1983 году, а сама субкультура переодевания в персонажей фильмов и комиксов якобы возникла тоже в Японии в конце 1970-х. Однако американский исследователь Рон Миллер доказывает, что косплей оформился в США уже в 1960-е – в жанре Sci-Fi. А самый первый «косплей», в современном смысле слова, датируется 1939 годом. На первой же World Science Fiction Convention некий Forrest J. Ackerman нарядился в футуристичный костюм. Именно это породило волну подражаний в будущем. Уже к 1956 году традиция пока безымянного «косплея» относительно устоялась и всё тот же Forrest J. Ackerman в отчёте «Fantastic Universe» отмечал: «Монстры, Мутанты, учёные, космонавты, пришельцы, и прочие твари сегодня правят балом». Он так же отмечал, что Ольга Лэй – жена писателя Вилли Лэя выиграла в номинации «Лучший костюм» и была первым высокопрофессиональным костюмером.
Первый костюм в 1939
Для США 1960-е годы — очень знаковый период. Именно тогда всеобщее образование достигло своего наивысшего качества. Обширные знания которые закладывались в головы молодёжи ещё в школе стимулировало её к самовыражению и демонстрации своего взгляда на мир. Появлялось множество субкультур и общественных движений (одни Хиппи чего стоят). Не удивительно что простое увлечение комиксами и фанастическими фильмами в переросло плотную фанатскую среду. Это совпало со стремительным ростом уровня жизни и соответственно уровня потребления.
В 1970 году в US Grant Hotel в San Diego прошёл первый Comic-Con. Всё было скромно – набралось чуть больше 300 посетителей, а костюмированных и вовсе почти не было. К 1974 году было уже около 1000 посетителей. А число косплееров немного подросло до, примерно, 10% от всех посетителей. Перенесённый в отель El Cortez, Comic-Con 1979 принял уже 6000 человек.
К 1983 году в его рамках объединялись все крупные издатели комиксов, организовывались «Арт-центры». В 1991 он опять переехал, но уже в San Diego Convention Center и принял уже 15.000 человек. Название сменили на соответствующее сути Comic-Con International. Тогда же появилось их фирменное лого с «глазом». В течении 1990-х в раскрутке Comic-Con принял деятельное участие Голливуд. Это сильно сказывалось на направлении косплея. Если в 1980-е это были комиксы, то в 1990-е — кино. Именно ориентация на кино сделало своё дело. В конференции принимал участие сам Фрэнсис Форд Коппола и многие другие. К 2007 году посещаемость выросла до 125.000.
Как я уже говорил, человеком, который придумал и ввел в обиход это слово, называют журналиста Нобуюки Такахаши. Слово kosupure впервые появилось в статье, которую Такахаши написал в 1983 году для июньского выпуска My Anime. Однако другие ресурсы, собирающие сведения о знаменитостях, содержат информацию о том, что Такахаши начал использовать его в 1984 году, вернувшись с лос-анджелесского Всемирного конвента научной фантастики, и вслед за ним это слово подхватили сразу несколько японских журналов.
В то же самое время игры стали общенациональным феноменом. Японцы смогли привнести частичку себя в новые проекты как отдельных компаний, так и маленьких команд, не говоря уже о таких гигантах как Nintendo. Уже к второй половине 1980-х оформилось такое явление как «японская игровая индустрия». Игры того времени образовывали культурный микс из специалистов приходивших со всех ветвей медиа. Одних программистов было теперь недостаточно, и в индустрию начали подтягиваться авторы манги, создатели аниме и другие. Происходило небывалое ранее сближение и взаимодействие медиа, а значит и фанаты объединялись под одной крышей.
Если американцы изобрели косплей, то японцы сыграли решающую роль в его популяризации.
Так, исследователь косплея и фотограф Рон Миллер считает, что данная субкультура возникла в США в 1960-е. И японцы (в том числе выше упомянутый Нобуюки Такахаши, часто бывавший в Америке на хайтек-форумах) просто скопировали её.
В 1990-е годы данный субкультурный феномен начал приобретать популярность за пределами Японии в первую очередь в США среди всех слоёв населения. Не в последнюю очередь из-за того они весь послевоенный период экономически и политически были неотделимы друг от друга, культурное взаимопроникновение также было неизбежно. Со временем значение слова «косплей» расширилось и стало подразумевать переодевание в другие костюмы. Например, в Китае субкультура косплей вобрала в себя как костюмы традиционных персонажей китайской драмы и пекинской оперы, так и костюмы киногероев, не имеющих никакого отношения к японской научной фантастике (из таких фильмов, как «Матрица», «Властелин колец», «Гарри Поттер»).
Как в США так и в Японии косплееров объединяли тематические мероприятия. Сначала они чётко делились на любителей и нанятых компаниями профессионалами. Всё таки они были украшением, а не главными героями. San Diego Comic Con, Dragon Con, Anime Revolution, E3 – лишь самые известные из них и только в США. Всего их десятки и отличаются они как количеством посетителей, так и тематикой.
В 1999 в Токио открылось первое косплей-кафе. В Том же году их стало ещё больше и несколько открылось в Осаке. В 2003 году появился Dengeki Layers — первый журнал, полностью посвящённый данной теме. Тогда же в Японии был проведён первый World Cosplay Summit.
В Японии косплейная тема неразрывно связана с таким термином как “kawaii” (означающее «милый», «прелестный», «хорошенький», «славный», «маленький») и японской культурой. В Японии всегда были очень популярны костюмы в Стиле «Кимоно». Мероприятия подобные современному косплею проводились ещё в начале 17 века в течении августа. Женщины переодевались в различные костюмы народных героев и вымышленных персонажей, устраивая на улице импровизированные представления. Конечно, подобные мероприятия можно найти в культуре любой страны и народа. Взять хотя бы знаменитые на весь мир Венецианские маскарады. Но, Япония одна из немногих стран с таким уровнем преемственности традиций.
Как и во всём остальном мире, подобные мероприятия помогали найти друзей по интересам. Последние 30 лет в Японии такими местами были Comiket (Comic Market) который проходит дважды в год в Tokyo Big Sight. Сам Comiket существует с 1973 года и является крупнейший рынок манги, музыки, коллекционных фигурок и прочего. Разумеется такое мероприятие привлекает косплееров со всей страны. По всей стране проходят и более узкоспециализированные мероприятия. Крупнейшим игровым съездом остаётся Tokyo Game Show и являясь мероприятием международным привлекает косплееров уже со всего мира.
Начинающие косплееры, правда, работают себе в убыток и сами оплачивают фотосессии, чтобы выложив в интернет привлечь внимание к своей, пока скромной, персоне. В среднем это стоит около 3.000 йен. Например, у Uni Studio такса за костюм и одно фото составляет 3.100 йен., ну или можно купить или арендовать костюм по дешёвке для первого раза.
Решающий для своего успеха скачок косплей совершил на исходе 1990-х — в начале 2000-х. Благодарить за это стоит распространение интернета и появление большинства современных социальных сервисов. Тогда же прошёл бум мобильных телефонов и смартфонов. Хотя сначала влияние интернета на умы молодёжи уступало телевидению по которому безостановочно крутили такие популярные японские франчайзы как Dragonball Z, Sailor Moon, and the Mobile Suit Gundam side-series Gundam Wing. Именно они и некоторые другие сформировали современное гик-сообщество, а American Cosplay Paradise и Cosplay.com сделали всё возможное для облегчения консолидации этого самого сообщества.
Ветеран косплеерного труда Carrie Wink-Troy вместе со своей подругой косплеершой Carolann Voltarel уже в 2002 году организовали производство костюмов. «Когда я была в художественной школе я встретила друга, которая была помешана на Sailor Moon и увлекалась косплеем. И тогда я подумала: «Эй, а это должно быть весело». Конечно, особых навыков шитья тогда у Wink-Troy не было, и свой первый костюм она заказала на eBay для её первой выставки в Виргинии — Katsucon. Там она встретила и других фанатов аниме и влилась в косплеерную тусовку. Тогда-то она на всё это и подсела.
Как только косплеер прибывает на съезд он заинтересован в организации фото-сессий и участии в конкурсах и борьбе за приз «Косплеер №1». Фотосесии вообще на начальном этапе основной источник популярности и заработка.
Завсегдатай выставок и успешный косплеер Брук Делитт говорит: «Косплей это повод собраться с друзьями пообщаться на общие темы и почувствовать себя частью узкой группы лиц». Так когда-то было. Сейчас же это скорее бизнес. Организаторы напирают на сексуальность нарядов и скандальность. Но вот в чём фокус. Настоящую популярность приобретают именно искрение фанаты как комикс-индустрии, игровой индустрии в целом так и косплея. Что бы стать чем-то большим парочки фотографии среди сотен других нужно разбираться в том, что косплеишь и о чём говоришь. Нельзя войти в это сообщество и обзавестись толпой фанатов не вкладывая душу.
Пара слов о Jessica Nigri, как о среднестатистическом типаже современного косплера.
Её популярность началась в 2009 на San Diego Comic-Con с костюма «sexy Pikachu», который, по факту, всего лишь Playboy версия Покемонов.
Игра в высшей лиге в последнее время становится всё проще и проще (хвала интернету). Обладая навыками шитья и фантазией достаточно пошить костюм и выложить фотосет в сеть (желательно на специализированный сайт или в рамках конкурса) остальную работу сделают пользователи: репостя, ставя лайки и голосуя за любимую кандидатуру.
Для многих это увлечение знакомое с детства, а после популяризации видеоигр и прочего появилась возможность направить свою энергию в конструктивное русло.
Являясь одной из самых популярных коспелеерш, на боевом счету Джессики Нигри десятки костюмов, в которых она посещает более 20 конвенций и выставок ежегодно. Кроме того она зарабатывает на продаже постеров, фотографий с автографами, съёмках в рекламе и эксклюзивных фотосесиях для тематических журналов.
Самое сложное в косплее (вот уж внезапность) – создание костюма. На некоторые могут уходить многие месяцы. Например у Alyson Tabbitha только на доспех Лайтнинг ушло больше месяца. Ведь одно дело сделать костюм и совсем другое надеть его, и так что бы он оставался удобным. В среднем, на работу в мастерской уходит около трёх рабочих недель в месяц.
Для многих, косплей — это возможность снова стать ребёнком и просто подурачится, для других это гораздо серьёзнее. Они не просто переодеваются, а стараются вжиться в роль как настоящие актёры, становятся с персонажем одним целым.
Австрийский фотограф Клаус Пихлер сделал фотосессию «Только мы вдвоём», в которой косплейщики снялись в своих костюмах у себя дома. По словам Пихлера, косплейщики объясняли ему, что переодевание – это их альтерэго, «вторая кожа».
Любовь к косплею у многих начиналась по разному. Кто-то увлекался этим с детства, а кто-то уже в сознательном возрасте решил создать костюм любимого героя не найдя его в продаже или не удовлетворившись его качеством. А бывает ещё проще, можно просто прийти на выставку и оглядевшись мгновенно найти себе новое хобби.
Современные коспелееры ничем не отличаются от профессиональных моделей. Они так же заключают контракты с такими компаниями как Sideshow Collectibles.
Другие же «косплееры» — просто модели. Вчера они могли сниматься для Maxim или Playboy, а сегодня их наняли на пару дней для очередного Comic-Con. Таким костюмы шьются заранее и всё что нужно это погулять по выставке оговоренное время. Хотя это вовсе не исключает искреннего фанатского счастья у моделей от возможности примерить костюм любимого героя, но часто обходятся и без этого.
Косплей расцвёл во всём мире особенно ярко с приходом XXI века и интернета. Уверен, многие понимают, что пошив аутентичного костюма дело затратное и исключительно трудоёмкое. Многих материалов может просто не быть под рукой и даже во всём городе. Ещё лет 20-30 назад приходилось выкручиваться с подручными средствами и достойный результат получался лишь у единиц. Теперь же всё чего не хватает можно заказать в интернете, да и технологии шагнули далеко вперёд став к тому же доступнее среднестатистическому фанату.
В Японии и США косплей к началу XXI века успел стать частью национальной культуры и обыденной жизни. Так, например, косплееры частые гости на презентациях видеоигр, на различных национальных и детских праздниках, на кинофестивалях и различных событиях, в основном посвященных аниме.
Первые косплееры появились в России в 1999 году. Тогда же появилась первая тематическая статья в журнале «Великий Дракон» — № 45. Через два года, в сентябре 2001 открылся первый русскоязычный сайт, изначально на нем были представлены фотографии зарубежного косплея, а чуть позже стали появляться первые творения российских отаку. Следующей качественной ступенью развития косплея в России стал аниме-фестиваль в Воронеже весной 2002 года, где костюмы впервые демонстрировались с отыгрышем на сцене, и была проведена первая крупная фотосессия. Тогда же стало ясно, что и у нас можно делать яркий и качественный косплей. Затем последовали Манифест 2002, Аниматрица и множество тематических вечеринок. Сейчас можно назвать как минимум три мероприятия, к которым российские косплееры готовятся особенно тщательно: «Манифест» в Питере (осень), «Аниматрица» в Москве (зима) и «Аниме-фестиваль» в Воронеже (весна).
С другой стороны, косплей-показ, проведенный 28 апреля 2002 года в рамках Третьего всероссийского фестиваля японской анимации в Воронеже под руководством Ирины Лапшиной из клуба «R.An.Ma», был весьма успешным и, несомненно, вдохновил многих начинающих и продолжающих косплееров. В частности, было продемонстрировано, что и в провинциальных городах можно создавать не менее эффектные костюмы, чем в Москве и Санкт-Петербурге.
Косплей — явление на 100% интернациональное и во всех странах развивалось по одному принципу, встречая на пути своего развития одни и те же сложности и преодолевали их. Говоря об американских и японских косплеерах¸ то же самое можно сказать о России. Конечно, с учётом некоторых культурных различий. Так что дальше я приведу цитаты из интервью наших косплееров и это можно смело экстраполировать на мировую ситуацию.
Анна Молева — официальное лицо Элизабет в BioShock Infinite, а также победительница конкурса «Мисс Геймер-2012».
На вопрос о развитии косплея в России она сказала, что «Да, и это особенно заметно на примере «Игромира». Выставка очень выросла в плане костюмов — они просто потрясающие. Иногда смотришь на наряды коллег и думаешь: «Боже мой, как они это сделали, сколько денег и сил вложили?!» Организаторы постарались при отборе и оставили самых лучших кандидатов».
«Предложения [о сотрудничестве, работе с известными командами] и вправду поступают, в основном от западных студий. Пока, правда, не знаю, во что это выльется, но посмотрим. Может, хобби наконец-таки начнет приносить относительно постоянный доход. Но косплей в любом случае останется занятием для души. Съездить куда-нибудь, провести фотосессию — это, конечно, здорово, но на полноценную работу не тянет. Тем более что я уже выхожу из того возраста, когда этим можно активно заниматься. Другие приоритеты появляются в жизни. Скоро буду закругляться. Ну а пока — последние штрихи».
«На самом деле, бессмысленность и беспощадность нашего брата [речь, если что о российском косплей-сообществе] давно стала пережитком прошлого и на сегодняшний день многие наши команды занимают верхние строчки мировых костопов с теми или иными работами. Некоторые уже даже превратили косплей (ну, почти косплей) в основной источник дохода, что для России вообще нонсенс. На самом деле, немного печально, что соотечественники сравнивают наш косплей и зарубежный, даже не представляя на сколько тут этим заниматься сложнее».
«Главное — море фана. Подобные мероприятия всегда требуют много сил, но взамен ты получаешь опыт в самых разных аспектах, жизненный тонус и приятные воспоминания о проделанной работе, вне зависимости от всех трудностей и результатов».
«Я встретила очень много знакомых [речь об ИгроМире 2013], а это, собственно, как раз то, ради чего мы, косплееры, и собираемся, — пообщаться, похвастаться костюмами, по фотографироваться с людьми».
Русский Росомаха – Илья Артёмов на московском Comic Con
«Вообще, я танцор, даже в большей степени — постановщик. У меня есть своя студия танцев. Косплей, танцы и актерская игра для меня взаимосвязанные вещи — через все это можно проявлять свои творческие способности. Помимо Росомахи я косплею Ван Хельсинга, потому что это еще одно воплощение Джекмана… У нас есть танцевальные спектакли разной продолжительности, от 8 до 40 минут. Их мини-версии мы с большим успехом показываем на фестивалях. С Росомахой же я все время езжу на фестивали вроде «Игромира», вот и в этом году пойду. Буду там в свободном передвижении: ходить в своем костюме, радовать посетителей, общаться и фоткаться».
«Мне 35, и косплею я не так долго. Сперва близкие это не совсем понимали. Думали, дурачусь. Потом появилась небольшая армия поклонников. Я думал это дело оставить: ну, мне уже столько лет, не надо заниматься такой ерундой. А люди стали говорить: «Продолжай! Нам это нравится». И я превратил косплей в свою основную работу. Меня приглашают сниматься в рекламе: бывает, в образе Росомахи, но чаще нет».
«Я научился неплохо играть на камеру — так мне говорят, себя судить не буду. Для некоторых роликов нужно было проходить серьезные кастинги, по 500–600 человек на роль. Например, в рекламе «Сбербанка» я играю их важного клиента. Мне все это так нравится, что я всерьез задумался об актерской карьере: если уж идти по стопам Хью Джекмана, то до конца».
В завершение можно сказать, что косплей постоянно развивается, но если на Западе это скорее касается технического исполнения костюмов, то у нас остаются ещё и серьёзные организационные проблемы, которые организаторы стараются искоренить.
В 2014 году объединённое мероприятие «ИгроМир»/Comic Con Russia посетили 157 тысяч человек, а это на уровне США 2008-2009 годов (в 2014 году Comic-Con в США посетило полмиллиона человек. Также стоит учитывать, что население России в 2 раза меньше населения США. Общая аудитория подобных мероприятий оценивается в 180.000.000 человек). Да и масштабы выставки у нас пока гораздо скромнее, но уже в 2015 году организаторы обещают удвоить масштаб выставки а посещаемость ожидают в районе 160-170 тысяч человек. Я не открою никакой тайны если скажу, что популярность Comic-Con и ИгроМира напрямую влияет на потенциал развития коспплея в России.
Если что, главные косплееры Лары Крофт у нас Таня Крофт и Алёна Март. Важно то, что популярность западной культуры выходит на более высокий уровень. И всё пришедшее из за океана не торопятся канонизировать. Ведь ещё Эйнштейн говорил, что »Мир понятие не колличественное, а качественное».
UPD: Друже Alex Mahor добавил много интересного: «С каждым годом, посещая наши конвенты, поражаюсь разношерстности костюмов и их проработке. У нас вон буквально недавно в Питере прошёл «Старкон 2015», и номинацию «лучшего костюма» урвали ребята из Киева, с Инквизитором из Warhammer 40,000, на реализацию которого ушло 14(!) месяцев. Браво, просто.)»