Костница что это такое
Костница в Чехии, Кутна Гора: впечатления, как добраться
В этой заметке я хочу поделиться информацией и впечатлениями о так называемой «Костнице» в чешском городе Кутна Гора.
Что такое Костница?
Костницами называют места или помещения для открытого хранения человеческих скелетов. Также для обозначения таких мест распространено название «оссуарий». Хранение костей подобным образом практиковали (и практикуют в некоторых случаях сейчас) католики, православные и иудеи.
Католики в основном использовали оссуарии для экономии пространства на кладбищах.
Костница в Кутна Горе – это один из самых известных католических оссуариев. Другие известные костницы находятся в Риме, Эворе (Португалия), Гальштате (Австрия) и катакомбах Парижа.
История Костницы в Кутна Горе
В 1142 году богатый дворянин Мирослав Марквартиц основал монастырь ордена Цистерианцев в районе нынешнего чешского города Кутна Гора. Сам город тогда еще не существовал — его основали примерно в 1200-1250.
В 1278 один из аббатов этого монастыря вернулся туда из Палестины и привез с собой землю с Голгофы – места распятия Иисуса Христа. Эту землю он рассыпал на кладбище у монастыря, что позволило считать это место святым. Укоренилось мнение, что похороненные здесь тела начинают разлагаться только на третий день после похорон. Многие хотели быть захороненными именно здесь.
Кстати, небольшое кладбище рядом с Костницей есть и по сей день:
Только в одном 1318 году во время эпидемии чумы на кладбище захоронили около 30 000 человек. Его площадь тогда составляла 3,5 гектара.
В 1400 году у монастыря была достроена и освящена Часовня Всех Святых. В ее крипте в дальнейшем и разместили Костницу.
Захоронения на кладбище продолжались. Особенно много здесь похоронили в 1421 и 1424.
25/04/1421 гуситы, воевавшие с католиками, захватили Монастырь в Кутна Горе и казнили около 500 его монахов. Их, как и многих других, погибших во время гуситских войн, похоронили на этом кладбище.
При новых захоронениях и реконструкциях кладбища кости некоторых из ранее погребенных доставали из земли и складировали в нижнем помещении Часовни Всех Святых. Со временем там скопилось довольно большое количество останков.
В 1511 один из местных монахов создает из костей шесть пирамид.
Монастырь закрыли в 1784, а позднее земля вокруг него стала принадлежать графу Шварценбергу.
В 1870 потомки Шварценберга наняли резчика по дереву Франтишка Ринта для приведения в порядок Часовни Всех Святых и упорядочивания хранившихся там костей. Именно Ринт и четыре члена его семьи создали современный интерьер Костницы. На фото справа «подпись» Ринта в Костнице:
Также Ринт выложил у северо-западной пирамиды в Костнице герб своих заказчиков – Шварценбергов:
Один из предков Шварценбергов прославился победой над турками в Венгрии в 1658 году. В честь этого австрийский император разрешил Шварценбергам включить в свой герб голову турка, которому выклевывает глаза ворон. Вы можете видеть этот сюжет в правом нижнем углу герба на фото.
Считается, что в Костнице в Кутна Горе собраны кости примерно 40 000 людей. Однако мне визуально показалось, что эта цифра завышена.
Полный альбом с фото из Костницы оригинального качества в группе 33ways в ВК
Местоположение Костницы
Костница находится в Седлеце – пригороде чешского города Кутна Гора.
Костница на карте (обозначена, как Часовня Всех Святых):
Как добраться из Праги до Кутна Горы?
Расстояние от Праги до Кутна Горы – всего около 90 км. Поэтому однодневные поездки в Кутна Гору — популярный вариант экскурсии для туристов, посещающих Прагу.
Во время путешествия, включившего в себя посещение Костницы, мы не брали в аренду автомобиль. Поэтому в Кутна Гору из Праги добирались на поезде.
Мы уезжали с главного вокзала Праги (станция метро — Hlavní nádraží). Кстати, вокзал местами довольно красив. Стоит уделить дополнительное время для его осмотра!
На главном вокзале Праги:
Билеты можно купить как непосредственно на вокзале, так и на официальном сайте местной железной дороги. Я покупал на сайте. Помимо чешского, на сайте можно выбрать английский или немецкий языки.
Важный момент – при проверке в поезде билетов, купленных через сайт, может потребоваться предъявить банковскую карту, которой вы их оплатили!
При покупке на сайте есть возможность выбрать конкретные места, и я настоятельно рекомендую этой возможностью воспользоваться! Когда мы ехали из Кутна Горы обратно в Прагу, поезд был забит, свободных сидячих мест не было. Вот тут-то нам и пригодилась эта фишка. Я показал людям, сидящим на наших местах, что у нас есть на них права. Хоть и с недовольством, но места нам освободили☺. Проходив целый день по Кутна Горе пешком, меньше всего хотелось простоять в поезде на ногах целый час.
Билеты при старте с главного вокзала нужно брать от Praha hl.n. В качестве станции прибытия можно выбрать либо главный вокзал Кутна Горы — Kutná Hora hl.n., либо станцию в Седлеце — Kutná Hora-Sedlec. Какой из этих вариантов предпочесть?
Я взял билеты до главного вокзала Кутна Горы. Дело в том, что, взяв билеты до Седлеце, вам придется сделать пересадку – прямых поездов из Праги до Седлеце нет.
Расстояние от Седлеце до Костницы – 500 м, от главного вокзала Кутна Горы до Костницы – 1,2 км. Взяв билеты до Седлеце, cэкономите 10 минут пешим ходом, но на пересадках, в зависимости от расписания, можете потратить куда больше времени. Билеты на оба варианта стоят примерно одинаково – около 115 крон в одну сторону, 215 крон туда-обратно.
Как добраться до Костницы от главного вокзала Кутна Горы
С вокзала нужно выйти на улицу Новодворска и идти по ней (налево) минут 10-15. Костница будет с правой стороны, нужно будет повернуть на переулок Zamecka.
Не торопитесь сразу поворачивать на Костницу. По пути на Новодворской вы наверняка почуете острый табачный запах (именно табака, а не его дыма). Причина в том, что с левой стороны улицы, немного не доходя до Костницы, находится фабрика Philip Morris (производитель Marlboro, Parliament и так далее). С улицы фабрику невозможно не заметить. При фабрике есть бесплатный Музей Табака, стоит потратить 10-15 минут на его посещение.
Музей табака примыкает в Церкви Вознесения Божьей Матери. В притвор этого храма можно войти бесплатно, вид оттуда открывается вот такой:
Чтобы пройти дальше, нужно платить, мы этого делать не стали – скромный интерьер не очень нас впечатлил.
Церковь восстановлена в 18 веке на месте Цистерианского Монастыря, о котором я упоминал в истории Костницы. Относится к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО. Безусловно, в Кутна Горе есть и более интересные храмы, но находясь рядом с Костницей, в эту церковь конечно стоит зайти заодно. Тем более, что между храмом и Костницей есть прямая историческая связь. Времени на посещение храма потребуется минимум.
Для тех, кто бережет свои ноги, есть вариант доехать от вокзала Кутна Горы до Костницы на автобусе. 8-местные автомобили с надписью Tourist Bus едут прямо до входа в Костницу, проезд стоит 35 крон.
Билеты, режим работы Костницы
Вход в Костницу платный, билеты стоят 90 крон для взрослых и 60 для детей. За разрешение на фотосъемку нужно доплатить 30 крон.
На входе в Костницу выдают информационные материалы в том числе на русском языке.
В небольшом помещении экскурсии с гидами идут одна за одной, так что можно послушать экскурсовода, если есть время.
Время работы 08:00-23:00.
На посещение Костницы потребуется максимум 20-30 минут. Также можно заодно зайти в часовню над ней.
Впечатления
Во многих отзывах пишут, что Костница – жуткое место. «Место страданий», «останки надо похоронить по христианскому обычаю», «тягостное впечатление» и прочее… Не соглашусь с этим мнением.
Что касается «жути» — возможно для особо впечатлительных это и так. Однако с учетом того, что довольное небольшое помещение Костницы кишит туристами, говорить о каком-то страхе несерьезно… Словом «жуть» тут я могу охарактеризовать только количество туристов. Кстати, ни на одном лице у окружавших меня в Костнице я не увидел признаков страха и ужаса.
«Похоронить по христианскому обычаю» — это наверно слова от незнания. Оссуарии вполне в рамках этих обычаев. Во многих христианских храмах мощи святых выставлены на обозрение. Другой вопрос, что в случае с мощами это сделано с целью почитания, а в Костнице – больше, как «туристический аттракцион», что, наверное, не совсем этично. Но, если для вас это не этично, то зачем вы туда идете и поддерживаете этот аттракцион рублем (кроной), а потом пишите свои «высокоморальные» отзывы? Попахивает фарисейством…
При оформлении Костницы части скелетов использовали довольно креативно, местами даже игриво. Речь, например, о гербе Шварценбергов и «подписи» мастера. Возможно, эта «игривость» дает основания говорить, что с останками обошлись недостаточно почтительно. Восприятие зависит от того, как человек воспитан. Я тут придерживаюсь принципа «в чужой монастырь со своим уставом не лезут». Мы не можем знать, как такой «креатив» воспринимался чехами конца 19 века. В конце концов, когда-то рабство и крепостное право тоже считалось за норму… Задача Костницы, как музея, показать все, как было, не добавляя и не убавляя. С этой задачей она вполне справляется.
В информационном листке, который выдают на входе в Костницу, есть слова: «Если человеческие останки такие жалкие и убогие, то значит нужно приложить много усилий, чтобы оставить о себе память в сердцах потомков». Ну и конечно, распространенная в оссуариях фраза: «Кто сейчас вы – были и мы, кто сейчас мы – будете и вы». Нельзя не согласиться…
Костница в Кутна Горе – уникальное место. Я считаю его однозначно стоит посетить и составить о нем собственное мнение. Если вам не хочется заморачиваться на самостоятельную организацию поездки в Кутна Гору, то можно просто забронировать экскурсию туда из Праги в проверенном агентстве:
Что еще посмотреть в Кутна Гора
Ехать из Праги в Кутна Гору только ради Костницы едва ли стоит. Тем более, в городе есть достаточно интересных туристических объектов, чтобы составить программу на целый день.
Среди них номер 1 – это грандиозный Собор Святой Варвары. На меня он произвел впечатление гораздо сильнее, чем Костница.
Также стоит обратить внимание на:
Я перечислил только те места, где планировали побывать мы. План мы выполнили, за исключением Чумной Колонны. Конечно, в городе есть и другие достопримечательности, помимо этого списка.
Общее впечатление от Кутна Горы осталось приятное. Интересные места и существенно меньше народа, чем в Праге. Кто был в Праге, понимает, что один из ее главных недостатков – толпы туристов. В этом смысле Кутна Гора выигрывает. Исключение по уединенности в Кутна Горе – только Костница, но там тесно просто потому, что несколько десятков туристов оказываются одновременно вместе в небольшом помещении. В остальных местах города перенасыщенности туристами я не ощутил.
Однодневную поездку из Праги в Кутна Гору однозначно рекомендую.
Христианские оссуарии (костницы) – это храмы сатанизма и поклонения мёртвым
Христианские оссуарии (костницы)
Интерьер можно сделать из любого материала. Как вам, к примеру, интерьер, выполненный из человеческих костей? И не где-нибудь в пещере людоеда, а в христианском храме. Оссуа́рий (лат. ossuarium, от лат. os (родительный падеж ossis) – «кость») – ящик, урна, колодец, место или же здание для хранения скелетированных останков. В русском языке существует синоним этого слова – ко́стница.
Выкапывание костей из земли и дальнейшая демонстрация их в специальных помещениях (костницах, или кимитириях) – не глумление и не поругание предков. Это нормальный христианский аскетизм греческой (восточной) традиции.
На Афоне спустя некоторое время после погребения умершего его эксгумировали и перезахоранивали останки так, чтобы иметь к ним прямой доступ. Кстати, на черепах зачастую писали имя владельца. Интересно, что у греков нетленное тело считалось признаком неправедной жизни или недостойного поведения после смерти.
Кроме Афона костницы есть в Киевских пещерах на Украине, в Муромском Спасо-Преображенском монастыре в России, в Болгарской Каварне (1981 года!). Там части скелетов не элемент дизайна, а, если можно так выразиться, интерьерная особенность. Самый большой оссуарий в мире находится в катакомбах Парижа, в которых складированы останки более 6 миллионов человек.
Самые яркие примеры именно дизайнерского употребления этого специфического материала – знаменитая костница, расположенная в трех километрах от центра чешского городка Кутна Гора в Седлице, основанная в начале XVI века и принявшая современную форму в 1870 году, и часовня в португальском городе Эвора, датированная XVII веком.
Capela dos Ossos
Capela dos Ossos (букв. «Часовня костей») – один из самых известных памятников в Эворе, Португалия. Это небольшая часовня, расположенная рядом с входом в церковь Святого Франциска. Часовня получила свое название потому, что её внутренние стены покрыты и украшены человеческими черепами и костями.
Capela dos Ossos была построена в XVI веке францисканским монахом, который в духе Контрреформации, свойственном той эпохе, хотел подтолкнуть своих братьев к созерцанию и донести до них мысль о том, что земная жизнь – лишь временное явление. Это наглядно показано в знаменитой надписи при входе в часовню: «Nós ossos que aqui estamos pelos vossos esperamos» («Мы, кости, которые находятся здесь, ждём вас.»).
Мрачная часовня состоит из трёх пролетов 18,7 метров длиной и 11 метров шириной. Свет проникает через три небольших отверстия слева. Её стены и восемь столбов оформлены тщательно упорядоченными «узорами» костей и черепов, скреплённых цементом. Потолок сделан из белого кирпича и расписан фресками на тему смерти. Количество скелетов монахов приблизительно равно 5000 – исходя из кладбищ, которые были расположены в нескольких десятках церквей рядом. Некоторые из этих черепов сегодня исписаны граффити. Два высушенных трупа, один из которых труп ребёнка, свисают с цепей. На крыше часовни написана фраза «Melior est die mortis die nativitatis» («Лучше день смерти, чем день рождения»).
Kostnice v Sedlci
Костехранилище в Седлеце (чеш. Kostnice v Sedlci, Кладбищенский костёл Всех Святых с костехранилищем) – готическая часовня в Седлеце, предместье чешского города Кутна-Гора, отделанная человеческими черепами и костями. На украшение часовни ушло около 40 000 человеческих скелетов.
В 1278 году Генрих, аббат цистерцианского монастыря в Седлеце, пригороде Кутна-Горы, был послан чешским королём Отакаром II в Святую землю. Обратно он привёз немного земли с Голгофы и рассыпал её по кладбищу аббатства. Весть об этом распространилась, и кладбище стало популярным местом захоронения среди жителей Центральной Европы. Многие тысячи людей желали быть похороненными на этом кладбище. Средневековые войны и эпидемии, в частности эпидемия Чёрной смерти в середине XIV века и гуситские войны в начале XV века, пополняли кладбище, которое в результате сильно разрослось.
Около 1400 года в центре кладбища был построен готический собор с усыпальницей. Усыпальница должна была служить складом костей, извлечённых из могил, поскольку места на кладбище не хватало. Освободившееся место могло быть использовано для новых погребений или для строительства. Согласно легенде, после 1511 года работу по извлечению скелетов из могил и складированию их в усыпальнице выполнял полуслепой монах цистерцианского ордена.
В 1703–1710 гг. собор был перестроен: добавлен новый вход, чтобы поддерживать наклонившуюся наружу стену, и верхний ярус перестроен в стиле барокко.
В 1784 году император распорядился закрыть монастырь. Часовню и монастырские земли купила семья Шварценбергов.
В 1870 году Шварценберги наняли резчика по дереву Франтишека Ринта (František Rint) для того, чтобы он привёл в порядок груду сложенных костей. Результаты его труда говорят сами за себя. По четырём углам собора расположены огромные колоколообразные груды костей. С середины нефа свисает огромный костяной канделябр, содержащий по меньшей мере один экземпляр каждой из человеческих костей, и украшенный гирляндами черепов. Среди других произведений искусства можно отметить алтарные дароносицы, расположенные по бокам алтаря, а также большой фамильный герб Шварценбергов и подпись мастера Ринта, также из костей.
Santa Maria della Concezione dei Cappuccini
Небольшая церковь капуцинов Санта-Мария-делла-Кончеционе (Santa Maria della Concezione dei Cappuccini) расположена на виа Венето в Риме, неподалеку от палаццо Барберини и фонтана Тритона. Построена по проекту Антонио Казони в 1626-31 гг. Украшена полотнами кисти Гвидо Рени (Михаил Архангел), Караваджо (святой Франсиск), Пьетро да Кортоны и Доменикино. Церковь имеет несколько приделов с мощами католических святых.
Послепостройки церкви со старого кладбища ордена капуцинов, раполагавшегося в районе фонтана Треви были перенесены кости, захороненных там монахов и помещены в крипту церкви. Постепенно из них былы выполнены декоративные украшения всех шести помещений крипты. В общей сложности в крипте собраны кости четырёх тысяч монахов, умерших в период с 1528 по 1870 гг. В пятом зале крипты размещён скелет принцессы Барберини, племянницы папы Сикста V, умершей в детском возрасте. Оформление крипты в духе барокко послужило прообразом костехранилища в Седлеце.
The Skull Cathedral of Otranto
Этот собор находится в Италии, в городе Отранто. В нем хранятся черепа 800 католических мучеников, которые отказались принять ислам после захвата города турками в 1480 году и были обезглавлены на холме Минервы.
Катакомбы Парижа
Катакомбы Парижа – сеть извилистых подземных туннелей и пещер искусственного типа под Парижем. Общая протяжённость по разным данным – от 187 до 300 километров. С конца XVIII века катакомбы служат местом покоя останкам почти шести миллионов человек.
Большинство каменных разработок Парижа находилось на левом берегу Сены, но в X столетии население перемещается на правый берег, недалеко от старого города периода Меровингов. Поначалу добычу камня вели открытым способом, но к концу X века его запасов стало не хватать.
Первые подземные разработки известняка находились под территорией современного Люксембургского сада, когда Людовик XI пожертвовал землю замка Воверт для вырубки известняка. Новые шахты начинают открываться всё дальше и дальше от центра города – это районы нынешней больницы Валь-де-Грас, улиц Гобелен, Сен-Жак, Вожирар, Сен-Жермен-де-Пре. В 1259 году монахи близлежащего монастыря приспособили пещеры под винные подвалы и продолжили подземные разработки.
Расширение жилой части Парижа в эпоху Ренессанса и позже – при Людовике XIV – привело к тому, что к XV веку земли над каменоломнями оказались уже в черте города, а значительная часть жилых районов фактически «повисла» над пропастью.
В апреле 1777 года король Людовик XVI издал указ о создании Генеральной инспекции каменоломен, которая существует и поныне. За более чем 200-летний период работниками этой инспекции проведена колоссальная работа по созданию укрепительных конструкций, способных задержать или даже полностью предотвратить постепенное разрушение подземелья. Проблема укрепления вызывающих опасение участков подземной сети решается одним, не требующим значительных финансирований способом – всё подземное пространство заполняется бетоном. В результате бетонирования исчезли такие памятники истории как гипсовые каменоломни на севере Парижа. И все же бетонирование является временной мерой, потому что подземные воды Сены рано или поздно найдут выход в других местах.
По сложившейся христианской традиции усопших старались хоронить на прилегающей к церкви земле. В начале периода Средневековья католическая церковь всячески поощряла захоронения возле церквей, получая немалые прибыли за отпевание умерших и за места на кладбище. Поэтому христианские кладбища располагались в центре населённых пунктов не только в Париже, но и по всей Европе.
В 1780-м году стена, отделявшая кладбище Невинных от домов на соседней улице Рю де ля Лянжри, обрушилась. Подвалы близлежащих домов наполнились останками умерших и огромным количеством грязи и нечистот. Кладбище закрыли окончательно и хоронить в Париже запретили. В продолжение 15 месяцев каждую ночь конвои в чёрном вывозили кости, чтобы затем продезинфицировать, обработать и уложить в заброшенные карьеры Томб-Исуар на глубине 17,5 метра. Позже было решено очистить ещё 17 кладбищ и 300 культовых мест города.
Костницы на Афоне
Хранение костей в специальных помещениях – давняя традиция погребения на горе Афон. Вот как описывает посещение подобного места русский писатель Борис Зайцев, побывавший на Афоне в 20-е годы XX века:
Гробница Андреевского скита – довольно большая комната нижнего этажа, светлая и пустынная. Шкаф, в нём пять человеческих черепов. На каждом указано имя, число, год. Это игумены. Затем, на полках другие черепа (около семисот) рядовых монахов, тоже с пометами. И, наконец, самое, показалось мне, грозное: правильными штабелями, как погонные сажени валежника, сложены у стены, чуть не до потолка, мелкие кости (рук и ног). Сделано все это тщательно, с той глубокой серьёзностью, какая присуща культу смерти. Вот, представилось, только особого старичка «смертиотекаря» не достает здесь, чтобы составлять каталоги, биографии, выдавать справки. А литература присутствует. На стене висит соответственное произведение: «Помни всякий брат, Что мы были, как вы, И вы будете, как мы».
Борис Зайцев в своей книге отмечает, что в афонской похоронной традиции, помимо экономии места, в хранение скелетированных останков вкладывается сакральный смысл – если усопший был монах праведной жизни, то за три года его тело должно разложиться. Если нет – то братия снова закапывает останки и усиленно молится за покойного.
Мироточивые главы в Киево-Печерской лавре
Ки́ево-Пече́рская Ла́вра (укр. Ки́єво-Пече́рська Ла́вра) – один из первых по времени основания монастырей в Киевской Руси. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча. Сооснователем Печерского монастыря стал один из первых учеников Антония – Феодосий. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет»), художника Алипия.
C 1592 по 1688 был ставропигией Константинопольского Патриарха; с 1688 года монастырь получил статус лавры и стал «ставропигионом царским и патриаршим Московским»; в 1786 году лавра была подчинена киевскому митрополиту, который стал её священноархимандритом.
В Ближних и Дальних пещерах Лавры покоятся нетленные мощи угодников Божьих, также в Лавре есть и захоронения мирян (например, могила Петра Аркадьевича Столыпина).
В настоящее время нижняя Лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), а верхняя Лавра – в ведении Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.
Мироточивые главы – древняя и чтимая святыня лаврских пещер, о которой повествует Печерский Патерик: «Они, будучи сухи и не покрыты кожей, источают из себя сверхъестественным образом елей, или миро, и миро не простое, но имеющее дарование исцеления недугов каждого, кто с верой приходит и помазывается тем миром… Эти главы, вопреки естества источающие не простое миро, но исцеляющее, показывают святость и благодать, действующую в угодниках Божиих…».
В советское время, когда монастырь был закрыт, святые главы прекратили мироточить. Сотрудники атеистического музея обвинили «служителей культа» в фальсификации этого чуда. В 1988 году, когда монастырь был открыт, мироточение возобновилось.
Архиепископ Херсонский и Таврический Ионафан, бывший в то время наместником Лавры, так рассказывает об этом чуде: «Прибегает ко мне послушник из пещер. Плачет: «Отец Наместник, виноват, не досмотрел!» – «Что такое?» – «Да, вот, – объясняет, – убирал в пещерке с главами и не доглядел, как в один из сосудов попала вода!» Я сразу каким-то чутьем догадался, что дело тут не в воде. «Пошли», – говорю. Захожу в пещерку, открываю стеклянный сосуд. А из него в лицо – невыразимый букет благоухания. Смотрю, а глава, уже не белая, а темно-коричневого колера, как бы плавает в кристально прозрачном масле. Миро! Открываю еще два сосуда, уже металлических, а там благоухающей жидкости с ладонь в каждой. Я узнал миро, хотя не видел ни разу. Сердце забилось. Господи! Ты явил нам знак Своей небесной милости! Мощи ожили! Проснулись! Матерь Божия! Ты – наша Игумения. Это Ты являешь Свой покров Твоей обители! Велел позвать старого монаха, жившего в Лавре до закрытия, ныне уже покойного архимандрита Игоря (Воронкова). Тот понюхал. Посмотрел на меня. На глазах слезы. Это, говорит, миро!»
Ужас! Церковь на 40000 человеческих костях 1870 год
Capela dos Ossos – Evora, Portugal
Святые мощи – загубленные Души
Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…