Косточка в свинине муфтия что значит
Муфтий прокомментировал скандал с этикеткой «халяль» на свинине
Несколько дней назад компания «Челны-Мясо» наклеила на свою мясную продукцию из свинины рекламный стикер с надписью «халяль».
(Казань, 22 июня, «Татар-информ»). Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин прокомментировал инцидент с этикеткой «Халяль» на свинине на своей странице в Instagram.
«Это настоящее преступление над чувствами верующих, которое бросает тень сомнения на всю халяль индустрию», – отметил муфтий.
Далее он рассказал, что одним из главных принципов производства халяль продукции является фактор доверия, которое зарабатывается долго и скрупулезно.
Такие скандалы отрицательно сказываются на развитии халяль сектора экономики и мусульманского бизнеса в целом, заявил он.
Несколько дней назад компания «Челны-Мясо» наклеила на свою мясную продукцию из свинины рекламный стикер с надписью «халяль».
Также муфтий поблагодарил комитет по стандарту «Халяль» Духовного управления мусульман РТ за работу по предотвращению таких случаев нарушения и за принципиальную и жесткую позицию в данном вопросе.
«Благодаря такой щепетильной работе, мусульмане Татарстана, видя логотип комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ, уверены, что на товаре не только написано халяль, а продукция действительно является халяльной», – поблагодарил он ведомство.
Кроме того, Камиль хазрат Самигуллин отметил быструю реакцию общественности на факт того, что «Челны-Мясо», без ведома комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ, наклеила на свою мясную продукцию стикер с надписью «халяль».
«Это яркое свидетельство того, что люди переживают за свою религию», — подытожил Камиль хазрат.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Феномен Хаски. Искусство ради искусства с выходом за рамки
Типичный русский рэп – это парни с окраин, которым надо выговориться «за жизнь», обозначить социальные проблемы, близкие им, в силу возможностей разбросать понты и, наконец, повыть о преодолении пубертата или, наоборот, – о вечном обломовском и маниловском сидении в этом возрасте. Ещё хорошо бы при этом иметь грязное звучание, как будто целая толпа записывает куплеты на допотопный диктофон в зассанном подъезде.
Что выходит за рамки такой конструкции, приобретает иной вес и иные символические расценки.
Если исполнитель начинает петь о любви и собирать девочковую аудиторию, это путь условного Басты – путь всенародного признания, концертных туров по всей стране и зарабатывания денег. Если рэпер решается быть клоуном у пидорасов (как писал Виктор Пелевин), это выбор условного Тимати (если говорить о старой школе) или условного Моргенштерна (если говорить о молодых) – выбор весёлых песен-погремушек и дебиловатых клипов, с которыми можно монетизировать своё творчество в интернет-пространстве. Если музыкант играет «честные песни» (в кавычках и без), пытается быть совестью нации и говорить о сложных вещах «на сложных щах», это тяжкая и одновременно невесомая доля условного Noize MC: иные слушатели капризничают и кидают бесконечные претензии, но и в такой парадигме можно развернуться.
Это путь, собственно, и Хаски. Как он выработал его? Какие нюансы нужно учитывать при прослушивании его песен? Об этом и поговорим.
Бурятский русский рэп
Говорят, за Байкалом лучше не светить хлебалом. Хаски выводит слушателя из панельки за пределы привычных пейзажей спальных районов в метафизику – где «музыка сломанных глаз, музыка жёлтого снега, музыка чёрного пьянства, музыка нашего детства, музыка про нас», а ещё «молитва, только с бритвою во рту».
Если другие рэперы с рабочих окраин и спальных районов поют о том, что не они такие, а жизнь такая; то Хаски разворачивает целую галерею таких лирических персонажей. Он просто масштабней. Есенин написал, мол, большое видится на расстоянии. Русская сказка говорила чуть по-другому: высоко сижу, далеко гляжу. А Хаски глубоко погружается в русскую хтонь и вылавливает в ней образы для своих песен.
«Я читаю для тех, кто ходит по рукам или по этапам…» – это же есенинское: «Я читаю стихи проституткам и с бандюгами жарю спирт…»
Однако многие люди, преимущественно из старшего поколения, не готовы принять подобную музыку и даже шире – песенную культуру.
На YouTube есть передача Максима Галкина «Музыкалити». Да, человек из аналогового телевизора пытается что-то делать на современной медиаплатформе. Смотрится это, конечно, смешно. Он приглашает старых и новых поп-звёзд и деятелей шоу-бизнеса, и они вместе слушают то, что заходит молодёжи. В одном из выпусков «Иванушки International» и HammAli & Navai (кто это? что это за чудовища?) пытались воспринять «Люцифера» Хаски: естественно, ничего из этого не получилось. HammAli & Navai оскорбились за муфтия («упоминание религии неприемлемо в музыке»), а «Иванушки» тупо ничего не поняли.
Этот трек лежал на флешке в мешковине рюкзака
И в мешанине мусора, но нашёлся и забрызгал,
Как открытый перелом посередине бытия,
Нечаянный, как косточка в свинине муфтия…
Когда же Галкин дал послушать трек безымянной девятнадцатилетней девушке, взятой с улицы, и той «Люцифер» понравился, Андрей Григорьев-Аполлонов выкрикнул: «Ты прикалываешься, овца?!»
В этом, кстати, есть удивительный парадокс: поп-звёзды, поющие для миллионов, не уважают своих слушателей, потому что «пипл всё схавает» и потому что «любит наш народ всякое говно» (все же помнят эпизод с Киркоровым и журналисткой в розовой кофточке?), а такие ребята, как Хаски, поющие для себя да для друзей, способных их понять, никогда себе ничего подобного не позволяют.
Если и случаются резкие высказывания и эпатаж, то находятся они внутри художественного текста, где возможен «Тост за классовый холокост» и Бог, выступающий «как гонзо-журналист».
Может быть, родной для Хаски город – Улан-Удэ – помогает в понимании молодых людей, провинции (не только среднерусской, но и сибирской и дальневосточной) и России в целом?
Шаманизм
«Как вы лично относитесь к проблеме шаманизма в отдельных районах Севера?» – вопрошал шукшинский Глеб Капустин из рассказа «Срезал». Я лично очень положительно отношусь, особенно когда это такой шаманизм, как у Хаски. Бог его знает, как точно он это делает. Трудно описать рационально, но я попробую.
Для многих музыкантов ещё одним инструментом, помимо прочих, является их собственный голос. Хаски – не оперный певец, а рэпер. И тем не менее, все модуляции использует на полную катушку. Там, где иные жонглируют нарративами, сменяют маски лирических героев, Хаски затрачивает минимум энергии. Он погружает в транс с помощью трёх вещей: музыка, голос, текст песни.
Если я пишу про голос, имею в виду не просто речитатив и флоу (или что-то там ещё рэперы обзывают работой с голосом и речью), а само голосовое сопровождение бита и музыки, когда Хаски со товарищи гавкает слово «хаски» или постоянно повторяет в полубессознательном режиме:
Я не хочу быть красивым, я не хочу быть богатым,
Я хочу быть автоматом, стреляющим в лица…
– это срабатывает и действует магически. Разделяешь ты посыл лирический героя песни или нет, но начинаешь подпевать. Получается эффект, который обычно есть у настоящей поэзии: мелодия текста переформатирует читающего. Так и у Хаски – мелодия и текст переформатируют слушающего и подпевающего. А такой левоэсеровский посыл, что хоть сейчас выходи на чёрную машину с мигалкой и кидай в неё гранату, идёт просто бонусом. И, скорей всего, игровым. Скорей всего…
Один литературный критик из старшего поколения говорил, что на него такая музыка не действует ровным счётом никак. Он понимает, что Хаски – это феномен, но не воспринимает. Говорит: слуховой аппарат так настроен (в смысле – уши, а не то, о чём вы подумали); и родители его до этого не воспринимали рок-н-ролл, а дедушки и бабушки – авторскую песню и т. д. На старшие поколения, то есть, Хаски не действует или действует не так сильно, как на молодых.
Я преподаю в лицее Высшей школы экономики. Работаю со старшеклассниками. Дети сейчас пишут исследовательские работы (это что-то типа вузовских курсовых). Морально готовятся пять следующих лет погружаться в науку. И для того, чтобы они делали это смело и самостоятельно, мы, преподаватели, даём им абсолютную свободу в выборе темы. Многие обращаются к русскому рэпу: Oxxxymiron, Баста, Каста и, конечно, Хаски. Но самые интересные и по-настоящему творческие работы получаются именно по Хаски.
Выход за пределы рэпа
Мы живём в такое время, когда профессионал в одной области, как правило, теряется на фоне других профессионалов, которые состоялись сразу в нескольких областях. Сегодня необходимо быть человеком-оркестром.
Хаски пытается не только шаманить, но и писать запоминающиеся тексты, устраивать перформансы и подавать своё творчество нестандартно.
Начнём с текстов – с пары примеров. В треке «Смотрящий» он поёт:
Маленький и тёплый, будто кала коробок.
Я везу в своей груди, как собачье молоко,
Проповедь для девочек и мальчиков в трико.
А в треке «Панелька» появляется такой образ:
То есть он намеренно смешивает низкое и высокое: «Я возвращаюсь в твой чумазый городок» – это аллюзия на Осипа Мандельштама с его «Я вернулся в свой город, знакомый до слёз…», только Хаски ещё выдаёт неожиданный поворот: этот город «маленький и тёплый, будто кала коробок». И на таких приёмах построено большое количество его текстов.
Или его трек «Аферист» с припевом:
Сколько нужно бабок, чтоб ты замолчал?
Сколько нужно бухла, чтоб ты сдох?
Это же вариация на есенинского «Чёрного человека». Только у поэта идёт разговор с самим собой, а у рэпера – с «безобразным косматым лицом, проступившим на стене гостиничного номера», в котором, конечно, тоже узнаётся сам исполнитель.
То есть Хаски часто обращается к классической культуре даже не по-постмодернистски (потому что постмодернизм предполагает определённую долю иронии по отношении к интертексту), а метамодернистски (когда интертекст волей-неволей становится частью личного высказывания говорящего).
Но не только с классической культурой работает Хаски. Он не боится экспериментов и ищет новое звучание (как было с мощными треками «Животворящий флоу», «Убить рэпера» и «Человек в интернете», где надрывалась электрогитара) и новое видение окружающего мира. А тут помогают понять его перформансы и видеоклипы.
В 2011 году Хаски выпустил клип «Седьмое октября» прямо ко дню рождения гаранта конституции. Рэпера не видно, есть только его рот, который поёт о величии страны и пире на весь мир, который закончится только в тот момент, когда закончится нефть. Получилось злободневно, умно, но быстро устарело. После 2014 года большая часть высказываемых претензий не то что сошла на нет, а стала орудием в руках совсем затрапезных «политиков» и представителей диванных войск. Сегодня солидаризоваться с этим просто не получается. Но на тот момент – это было круто.
Следом пошли уже «классические» (ибо узнаваемые) – «Ай», «Черным-черно», «Пуля-дура» и «Панелька» – те треки и клипы, с которыми Хаски останется с нами надолго, если не навсегда. Там те же необычные образы, построенные на смешении высокого и низкого или просто на запоминающейся катахрезе («[Лицом] стол забычкую…», «Вокруг бессмысленные [люди с пониженной социальной ответственностью] обоих полов…» и пр.), там же уже настоящие эксперименты. Например, в клипе «Панелька» рэпер читает свой текст, а внизу идут как будто субтитры, чтобы разобрать его читку, но на самом деле – это ещё один текст, расходящийся с основным и снова приходящий к нему.
Следующий заметный трек – «Поэма о Родине» – с него начались проблемы у рэпера: отмены концертов по всей стране, задержания, резкие выступления музыканта, предъявленные обвинения в мелком хулиганстве и обещания прокуратуры провести лингвистическую экспертизу его текстов. Дело в том, что в строчках:
Что пахло, как мумия, забытая в Мавзолее,
В одном из интервью 2018 года Хаски признаётся, что в первую очередь «пытается создать некий акт искусства», ибо просто писать песни – не имеет никакого смысла. Нужен выход за рамки культурно-общественного компромисса: именно там начинается что-то настоящее и живое. Отсюда и повешение с прощанием в 2018 году, и полугодом ранее – удаление готового альбома «Евангелие от собаки», и случаи пения с машин в Краснодаре. Это не хулиганство, не попытки привлечь к себе внимание, а собственно – художественный акт.
Отсюда и телесный, личный, нагруженный всем предыдущим опытом альбом «Хошхоног» (2020). В переводе с бурятского это странное слово означает национальное блюдо, делающееся из варёной прямой кишки барана или лошади. Видимо, рэпер предлагает так воспринимать ту метамодернистскую мешанину песен, которую он возвёл в концентрат.
Небо розовым пластилином,
И чтоб рыжее, как Моторола,
Солнце небу живот вспороло,
И в получившемся харакири
Вот он – Арсен «Моторола» Павлов, который продирается сквозь палимпсест текста и подмигивает хищным оком – это символ, собственно, концептуального устройства творчества Хаски.
На последний альбом откликнулся Слава КПСС (он же Гнойный и Соня Мармеладова), известный в первую очередь тем, что умеет на уровне забитого малолетнего интернет-юзера опускать своих оппонентов в баттлах и диссах. Чуть более минуты он читает текст под Wu-Tang Clan и сокрушается на следующие темы: Хаски – большой поэт (это, конечно, не так и сам Хаски об этом знает), «даже «Дискотека Авария» выдавала более осмысленные тексты» (в том числе и более осмысленные, чем тексты самого Славы КПСС), как-то пытается «замазать» именами Захара Прилепина, Владимира Путина и Владимира Соловьёва. Получается тупенько и скучненько. Что называется, обнять и плакать.
Но это также очень показательно. Человек, состоявшийся в микромире рэп-баттлов, пытается отодвинуть в сторону человека, преуспевшего сразу по нескольким направлениям. Помните, с чего мы начинали? Сегодня необходимо быть человеком-оркестром. И Хаски с этой задачей справляется.
Не удивлюсь, если он в ближайшее время проявит себя ещё (и ещё раз) как журналист, кинодокументалист, художник-акционист, а то и выпустит сборник лирики. С него станется. Но это опять-таки будет в рамках выхода за пределы собственных возможностей и за пределы, которые ему очерчивает общество. И чем больше будет давление вокруг, тем искусней будет действовать Хаски.
«Это из ряда вон!»: «халяльная свинина» из Челнов может спровоцировать международный скандал
Из-за ошибки производство в автограде пришлось приостановить
ООО «Челны-мясо» выпустило продукт-оксюморон: свинину с надписью «халяль». В комитете по стандарту «Халяль» ДУМ РТ подчеркивают, что маркировки, свидетельствующей о том, что это разрешенный для мусульман продукт, на нем не было — только информация на этикетке. Которая, тем не менее, не соответствует действительности уже по одной той причине, что халяльной свинины не бывает. На время разбирательства на предприятии уже остановили производство, тем не менее авторитет Татарстана в мусульманском мире теперь может быть существенно подорван. Подробности казуса, грозящего вылиться в международный скандал, — в материале «Реального времени».
Внешние и внутренние проверки
На днях в челнинские и казанские магазины завезли весьма необычный товар — продукт из свинины, на упаковке которого было указано: «халяль». Производителем его выступило ООО «Челны-мясо» (Тукаевский район Татарстана). Предприятие уже давно работает с халяльными товарами, на сайте компании даже представлен целый раздел, посвященный им, — всего 16 наименований (никакой свинины там, разумеется, нет). По данным системы «СПАРК-Интерфакс», ООО «Челны-мясо» зарегистрировано в 2003 году, возглавляет его Фандус Хафизов. Основной вид деятельности предприятия — производство соленого, вареного, запеченного, копченого, вяленого и прочего мяса. В 2016 году выручка компании составила 672,8 млн рублей, чистая прибыль — 3,27 млн рублей. Хафизов, кроме того, руководит СПСК «Безнен авылым» и мясоперерабатывающим ООО «МПО», оба эти предприятия также расположены в Тукаевском районе. Владельцем ООО «Челны-мясо» с 2010 года является сам Фандус Хафизов, до этого он был совладельцем компании (в почти равных долях — 51% и 49%) с Руфией Зариповой.
— На предприятии идут внешние и внутренние проверки, — пояснил нам сотрудник ООО «Челны-мясо», не пожелавший представляться. От любых других комментариев он отказался, пообещав, что руководство компании в ближайшее время свяжется с корреспондентом. На момент подготовки материала оперативный комментарий от ООО «Челны-мясо» не поступил.
Отметим, что Хафизов — довольно крупный мясной производитель, даже по меркам Набережных Челнов. В автограде у него при этом репутация с некоторым оттенком скандальности — по причине довольно агрессивной «магазинной» экспансии. Жители города и общественники периодически выступали против планов размещения торговых точек Хафизова (например, в сквере им. 70-летия Победы).
Хафизов — довольно крупный мясной производитель, даже по меркам Набережных Челнов. Фото chelny-biz.ru
— Фандус Хафизов — достаточно непубличный человек, — характеризует владельца мясокомбината один из собеседников «Реального времени», пожелавший остаться неназванным. — Он очень болезненно реагирует на такие ситуации. Боится ругаться с властью. У «Челны-мяса» было в городе несколько скандалов со строительством магазинов, против которых протестовали жители. В итоге он проиграл два объекта, ему пришлось отказаться от планов. К конфликту тогда подключалась Гурьева (Татьяна Гурьева, экс-депутат горсовета, пламенный коммунист, ныне — лидер «Коммунистов России» в Набережных Челнах, — прим. ред.).
Как написал сегодня один из телеграм-каналов, муфтий РТ Камиль Самигуллин уже требует созыва внеочередного съезда халяль-производителей по этому поводу, однако наши источники в ДУМ РТ эту информацию опровергли.
Это ошибка, человеческий фактор
— Это первый из ряда вон выходящий случай, у нас никогда ничего такого не было. До этого как-то в халяль-продукции «Царицыно» (мясокомбинат в Москве, — прим. ред.) находили ДНК свиньи, но в Татарстане никаких подобных нарушений не было. Хоть здесь и не было маркировки, но была надпись «халяль», что уже послужило поводом для разбирательств, — прокомментировал ситуацию «Реальному времени» председатель комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ Марат Низамов.
Комитет «на всякий случай» уже остановил на предприятии все халяльное производство и отозвал свидетельство на выпуск подобной продукции. Всю небольшую партию «разрешенной» свинины уже изъяли из магазинов. В каком объеме — Низамов затруднился ответить.
Случившееся он называет исключительно ошибкой, спровоцированной человеческим фактором.
— Продукцию только выпустили, и она сразу попала на прилавки. Это новый продукт, — комментирует председатель комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ. — Этикетки производят в отдельном цеху, там нет наших сотрудников. Наши специалисты контролируют выпуск продукции, там все нормально, нарушений нет. Этикетка с надписью «халяль» — просто ошибка, никакого злого умысла здесь нет. Сейчас разбираемся в причинах, скорее всего, уже сегодня-завтра они уже будут известны.
Низамов не исключил, что выпуск халяльной продукции на ООО «Челны-мясо» придется даже полностью запретить. Фото dumrt.ru
По его словам, руководитель предприятия понесет ответственность. Какую именно — покажут результаты проверки. Сотрудники предприятия также несут дисциплинарную ответственность, не исключено, что их могут и уволить (по всей видимости, решением уже самого директора — за «халатность»).
Низамов не исключил, что выпуск халяльной продукции на ООО «Челны-мясо» придется даже полностью запретить, но в то же время подчеркнул, что только проверка покажет окончательно, кто и в какой степени виноват.
— Мы работали с ними примерно пять лет, у них качественная продукция, — сообщил Низамов. — Это исключительно человеческий фактор. Бывают моменты.
Мусульманский мир будет наблюдать, как мы справились
А вот советник премьер-министра РТ Линар Якупов, долгое время на посту руководителя АИР РТ отвечавший за сотрудничество Татарстана с исламским миром, гораздо более резок в оценках.
— Это либо незнание, ошибка, либо попытка нанести реальный урон. Это не есть хорошо. Обязательно нужно публично разобраться, чтобы ни у кого не возникало вопросов, — уверен эксперт.
Что касается реакции мусульманского мира на такую оплошность, то здесь Якупов был уже не так категоричен.
— Здесь, как и везде, вопрос в том, как мы на это отреагируем: какие решения будем принимать, как проблема будет решена. Должно быть высказано четкое общественное порицание. Мусульманский мир будет наблюдать, действительно ли мы разрешили этот вопрос или нет. Зависит, конечно, и от того, как СМИ раскрутят эту тему. Но в первую очередь нужно думать о своих потребителях, — считает экс-руководитель АИР.
Айнур Арсланов: «Не считаю, что имидж Татарстана как-то пострадает от этой ошибки производителя мяса. И не думаю, что слово «халяль» будет дискредитировано». Фото Тимура Рахматуллина
Айнур Арсланов, первый заместитель председателя ДУМ Республики Башкортостан, также прокомментировал ситуацию для «Реального времени»:
— Пока я работаю в муфтияте, подобных вещей в Башкирии не было — чтобы на свинине ставили знак «халяль». Единственный на моей памяти был случай, когда мясо после забоя держали в посуде, в которой ранее хранились нехаляльные продукты. Эта новость меня удивила. Печально, что это происходит. Насколько я знаю, муфтият Татарстана и его подразделения (в том числе комитет «Халяль») работают четко, как часы. Татарстан стоит в авангарде российских мусульман. И Казань для нас всегда была примером — как должно работать Духовное управление, как развиваются мусульмане, функционируют медресе, изучаются науки. И неспроста в республике открылась Болгарская исламская академия. Вместе с тем не считаю, что имидж Татарстана как-то пострадает от этой ошибки производителя мяса. И не думаю, что слово «халяль» будет дискредитировано. В сознании многих людей «халяль» и «татарское» являются тождественными: где татары, там еда халяльная. Примерно то же самое можно сказать о турках, арабах, узбеках, таджиках, казахах и башкирах. Я сам учился в Татарстане и знаю, как татарский народ щепетильно относится к вопросам халяля, религии. Для меня «татарское» — это как «мусульманское».
Свинина дешевле — в этом и соблазн
Отметим, что это не первый подобный случай в Татарстане. В 2011 году активисты в рамках акции «Проверь свой халяльный магазин» осуществили проверку колбасных изделий. В одном из магазинов Казани, торгующих халяльной продукцией, они приобрели несколько видов колбас Елабужского мясокомбината. С помощью тестов они обнаружили, что в вареной говяжьей колбасе присутствует свинина. Позже это присутствие было подтверждено в лаборатории НИИ мясной промышленности им. Горбатова Россельхозакадемии.
В 2013 году разразился скандал, связанный с продукцией московского мясокомбината «Царицыно». Тогда телекомпания ОКО выпустила сюжет в программе «Среда обитания» о наличии свинины в халяльной продукции мясокомбината — для восстановления репутации предприятия пришлось подключать тяжелую артиллерию в лице Совета муфтиев России и московский Международный центр сертификации и стандартизации «Халяль».
В конце 2016 года в ряде российских СМИ распространилась информация о том, что в одном из гипермаркетов «Ашан» в Татарстане продают свинину под маркой «халяль». Фото Антона Журавлева
А в 2014 году пресс-служба Агентства Республики Казахстан по защите прав потребителей сообщила об обнаружении свинины в халяльной продукции местного производителя.
Случаи попадания свинины в продукты под маркой «халяль» обусловлены тем, что свинина, как правило, дешевле говядины.