Косвенные падежи в русском языке что это 4 класс
Косвенные падежи – что это такое, как их быстро запомнить и перестать путать
Все падежи кроме именительного.
Косвенные падежи – это все падежи кроме именительного. Именительный отвечает на вопросы «кто?», «что?». Соответственно, если ваше слово отвечает на другие вопросы, – оно находится в косвенном падеже.
5 косвенных падежей – как их запомнить и не путать
Запомнить порядок падежей можно с помощью вот этой запоминалочки.
Иван родил девчонку, велел тащить пеленку.
Иван – это именительный падеж, он «прямой», а после него идут пять косвенных: родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
Запомнить вопросы косвенных падежей помогают вспомогательные слова. Смотрите:
Все вспомогательные слова согласуются с названиями падежей. Проблема только с родительным – запомните, что у него вспомогательное слово «нет».
Как не путать винительный падеж с именительным
Надо подставлять «корову». Если у коровы будет окончание «у» – это винительный падеж. Если «а» – именительный. Примеры:
Потому что это существительное первого склонения. В первом склонении путаницы не возникает, потому что есть окончание: У меня есть коровА – Я купил коровУ.
А во втором и третьем склонении окончания либо нет, либо оно не меняется: Я купил телефон, Змея любит тепло, Кот поймал мышь. Вот мы и подставляем слово первого склонения, чтобы не ошибиться.
Про предложный падеж
Он так называется, потому что всегда употребляется с предлогами. Нельзя поставить слово в предложный падеж без предлога.
Надеюсь, статья была вам полезна. Пишите вопросы, если есть.
P. S. Вот мое видео о том, как легко и быстро запоминать падежи.
Косвенные падежи
Всего получено оценок: 187.
Всего получено оценок: 187.
В данной статье, предназначенной для учащихся 4 класса, рассмотрим, что такое косвенный падеж, какими они бывают, какие они имеют вопросы и предлоги, а также приведем конкретные примеры.
Определение
Косвенные падежи – это все падежи, кроме именительного.
Косвенные падежи противопоставляются именительному падежу, который является начальной формой имени существительного.
К косвенными падежам причисляют родительный, дательный, винительный, творительный, предложный падежи.
Каждый из косвенных падежей имеет систему своих вопросов, вспомогательных слов и предлогов.
Существительные, находящиеся в косвенных падежах, в предложении выступают в роли второстепенных членов предложения: определения, дополнения или обстоятельства.
Падежные вопросы
Укажем вопросы косвенных падежей в русском языке с помощью следующей таблицы, в которой также отражены конкретные примеры.
Косвенный падеж
Вопросы
Примеры
нет собаки, нет вазы
рад брату, рад погоде
вижу друга, вижу парк
любуюсь актрисой, любуюсь природой
(предлог) ком? (предлог) чем?
говорю о сестре, говорю о школе
Предлоги
Большинство косвенных падежей может употребляться с предлогами и без них.
Предложный падеж всегда используется только с предлогами.
Перечислим предлоги, с которыми употребляется имя существительное в косвенных падежах:
Что мы узнали?
Косвенные падежи – это все падежи, кроме именительного: родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Каждый из косвенных падежей имеет систему своих вопросов (родительный – кого? чего?; дательный – кому? чему?; винительный – кого? что?; творительный – кем? чем?; предложный – (предлог) ком? (предлог) чем?), вспомогательных слов и предлогов. Все падежи, кроме предложного, могут употребляться с предлогами или без них; предложный падеж всегда употребляется с предлогами. Существительные, находящиеся в косвенных падежах, в предложении выступают в роли второстепенных членов предложения: определения, дополнения или обстоятельства.
Косвенный падеж имен существительных
Косвенный падеж имен существительных — это непрямой падеж, отвечающий на один из вопросов: кого? чего? кому? чему?, кого? что? и пр.
Узнаем, что такое косвенный падеж имен существительных в русском языке. Приведем примеры слов в форме косвенных падежей.
Значение слова «косвенный»
Интересующее нас слово имеет лексическое значение «не непосредственный», «не прямой», «побочный».
В связи с этим значением это прилагательное употребляется в сочетании с существительными:
В грамматике русского языка это слово является частью следующих лингвистических терминов:
Что такое косвенный падеж в русском языке?
Именительный падеж — начальная форма существительного
Что такое косвенный падеж существительного, рассмотрим, начав с того, что в грамматике русского языка существует шесть падежей.
Первый из них, который начинает склонение существительных (изменение по падежам и числам) называется именительным. В его названии четко прослеживается семантическая связь со словом «имя». Существительное в форме именительного падежа обозначает имя предмета, которое оно называет, например:
Как видим, существительное в форме именительного падежа прямо и непосредственно обозначает одушевленный или неодушевленный предмет.
Одушевленный предмет отвечает на вопрос кто?
Неодушевленный предмет отвечает на вопрос что?
Отметим, что некоторые существительные не имеют формы единственного числа. Их начальной формой является именительный падеж множественного числа:
На целые дни (что?) море исчезало за пеленой дождя (К. Паустовский).
Сделаем вывод, что именительный падеж, называя предмет и обозначая главное действующее лицо в предложении, является прямым.
Косвенные падежи
Остальные пять падежей существительных называются косвенными. Они прямо не обозначают предмет, а опосредственно, то есть оформляют его в иную грамматическую форму.
Перечислим косвенные падежи и вопросы, которые задаются к существительным:
Косвенные падежи существительных употребляются без предлогов и с предлогами, например:
Падежи в русском языке
Что такое падежи в русском языке
Падеж — это форма образования и функция слова. Падеж дает слову определенную синтаксическую роль в предложении.
Еще говорят, что падеж — это склонение слов, частей речи, которое характеризуется изменением их окончаний. Сейчас узнаем, какие бывают падежи в русском языке.
6 падежей русского языка:
Именительный падеж определяет начальную форму слова. Остальные пять падежей называются косвенными.
У каждого падежа есть вспомогательное слово — оно помогает определить, на какие вопросы отвечает конкретный падеж.
Повторим еще раз. У каждого падежа есть свои вопросы — они зависят от части речи и грамматических признаков.
Таблица падежей русского языка с вопросами
Прилагательные, причастия, порядковые числительные
какой? какая? какое? какие?
какого? какой? какого? каких?
какому? какой? какому? каким?
какого? (одуш) какой? (неодуш) какую? какое? каких? (одуш) какие? (неодуш)
скольких? (одуш) сколько? (неодуш)
каким? какой? каким? какими?
о каком? о какой? о каком? о каких?
Как правильно определить падеж:
гости пришли — (кто?) гости (Им. п.);
бояться темноты — бояться (чего?) темноты (Р. п.);
сказал сестре — сказал (кому?) сестре (Д. п.);
обнял маму — обнял (кого?) маму (В. п.);
наслаждаюсь закатом — наслаждаюсь (чем?) закатом (Тв. п.);
рассказываю о школе — рассказываю (о чем?) о школе (Пр. п.).
Теперь мы знаем названия падежей в русском языке и на какие вопросы они отвечают. Дальше нас ждут окончания!
От чего зависят падежные окончания:
от категории числа: окончания единственного числа отличаются от окончаний множественного числа;
от категории склонения: окончания прилагательных и причастий зависят от категории рода.
Падежные окончания имен существительных отличаются от падежных окончаний прилагательных и причастий. Чтобы не запутаться, сделали еще одну табличку.
Падежные окончания существительных, прилагательных и наречий
Падеж
Падежные окончания
Имена прилагательные, причастия
ой, ий, ый, ая, яя, ое, ее
нулевое, ы, и, а, я, ей
ой, ий, ый, ую, юю, ое, ее, ого, его, ой, ей
Чтобы лучше усвоить материал, рассмотрим каждый падеж отдельно.
Именительный падеж
Именительный падеж в русском языке — это единственный прямой падеж существительных, который противопоставляется другим падежам по значению и синтаксическим функциям.
Именительный падеж выражает самостоятельное, независимое положение существительного в словосочетании или предложении. Форма именительного падежа единственного числа существительных является начальной формой существительных в русском языке.
Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы: Кто? Что?
Примеры существительных в именительном падеже:
закончился (что?) шампунь.
Чтобы определить именительный падеж, нужно поставить к существительному падежные вопросы и выделить в слове падежное окончание.
В таблице ниже собрали возможные окончания существительных в именительном падеже для разных склонений.
В русском языке именительный падеж в речи может быть зависимым или независимым.
Независимый именительный падеж может может быть:
Вода остыла. Пирог упал.
Главным членом односоставного номинативного предложения.
Вечер. Улица. Фонарь.
Маша, напиши стих. Дети, закройте дверь.
Зависимый именительный падеж может быть в роли:
Именной части составного именного сказуемого.
Приложения в значении добавочного сообщения.
Ученый Виктор Меркурьев прочел доклад.
Родительный падеж
Родительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает значение предмета, а также субъектные или объектные отношения.
Существительные в родительном падеже сочетаются с предлогами «без», «от», «до», «около», «из», «с», «у», «возле», «подле» и отвечают на вопросы: Кого? Чего?
Примеры существительных в родительном падеже:
чтение (чего?) романа.
В следующей таблице собрали возможные окончания существительных в родительном падеже для разных склонений.
торта;
шарфа;
возраста;
хлебца;
договора.
Значение родительного падежа в русском языке зависит от контекста конкретного слова в словосочетании и предложении:
Субъектное значение: приезд гостей, нет идей.
Объектное значение: просить помощи, презентация фильма.
Определительное значение — может обозначать принадлежность, определение либо количество, меру предмета (совет учителя, пакет молока).
Какую роль в предложении может занимать существительное в родительном падеже:
Дополнение (Он устал от работы).
Несогласованное определение (Ей подарили букет цветов).
Обстоятельство (Сестра вернулась из путешествия).
Дательный падеж
Дательный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает в речи определительное, субъектное, объектное и объектно-обстоятельственное значения.
Дательный падеж может быть:
поименным (употребляться при существительных);
приглагольным (употребляться при глаголах).
Слова в дательном падеже сочетаются с предлогами «к», «по» и отвечают на вопросы: Кому? Чему?
Примеры существительных в дательном падеже:
позвонить (кому?) маме;
приблизиться (к чему?) к цели.
В таблице ниже собрали возможные окончания существительных разных склонений в дательном падеже.
Существительные в дательном падеже могут выражать такие значения:
Субъектное — употребляется в безличных оборотах: студенту не думается, девочке грустно.
Объектное — употребляется в значении адресата или косвенного объекта: отдать другу, поручить курьеру.
Объектно-обстоятельственное: шагать по дороге, подойти к развилке.
Определительное: памятник Пушкину, цена словам.
Винительный падеж
Винительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает объектное, субъектное или обстоятельственное значения.
Винительный падеж сочетается с предлогами «в», «за», «на», «про», «через» и отвечает на вопросы: Кого? Что?
Примеры существительных в винительном падеже:
переписать (что?) диплом;
слушать (что?) музыку;
Слова в винительном падеже имеют особые падежные формы, которые отличаются у одушевленных и неодушевленных существительных, как видно в этой таблице:
Существительные в винительном падеже могут выражать разные значения:
Субъектное: машину трясет, мужчину укачивает.
Объектное: приготовить пирожки, посоветовать книгу.
Обстоятельственное: ждать целый месяц, встречаться каждый день.
В предложениях существительные в винительном падеже могут быть дополнением и обстоятельством.
Творительный падеж
Творительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное значения.
Творительный падеж можно использовать в приглагольной или приименной позиции, отвечает на вопросы: Кем? Чем?
Примеры существительных в творительном падеже:
горжусь (чем?) победой;
наслаждаться (чем?) спектаклем;
быть (кем?) режиссером.
В таблице ниже собрали возможные окончания существительных в творительном падеже.
В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:
Субъектное: гвоздь забили молотком, доклад выполнен учеником.
Объектное: восхищаться танцем, обладать навыками.
Определительное: чистка щеткой, она была неумехой.
Обстоятельственное: чертить карандашом, работать ночами, создавать командой.
Существительные в творительном падеже можно употреблять в качестве прямого дополнения или с предлогами. К существительным в творительном падеже подходят предлоги: за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между.
Примеры существительных в творительном падеже с предлогами:
гулять под (под чем?) зонтом;
конфликт между (между кем?) братьями;
говорить с (с кем?) другом.
Предложный падеж
Предложный падеж в русском языке — косвенный падеж, который употребляется в речи с предлогами «на», «в», «о», «об», «обо», «при».
Существительные в предложном падеже отвечают на вопросы: О ком? О чем? и имеют объектное, определительное и обстоятельственное значения.
Примеры имен существительных в предложном падеже:
говорить о (о чем?) планетах;
сидеть на (на чем?) стуле;
ехать в (в чем?) трамвае.
У существительных в предложном падеже множественного числа одинаковые окончания, независимо от их склонения.
Особенности изменения существительных всех склонений в предложном падеже показали в таблице.
Какие значения может выражать предложный падеж в словосочетаниях:
Объектное: объявить о новостях, книга о приключениях.
Определительное: небо в облаках, поле в цветах.
Обстоятельственное: отдыхать в санатории, ужинать при свечах.
Определение понятия
Грамматика языка — это целостная система, которая развивалась веками и развивается до сих пор. Традиционно она представлена морфологией — изучением частей речи, и синтаксисом — исследованием фраз, предложений и их структур.
Падеж — это категория слова, которая указывает на его синтаксическую роль в предложении и помогает связать отдельные слова в одно предложение. В то же время такие значения могут связывать отдельные слова в предложении. Имеющиеся случаи часто можно назвать как функциями слова в предложении, так и связанными формами. Синтаксис рассматривает фразы и предложения с точки зрения их смысла, структуры, функций, совместимости компонентов и т. д.
Есть грамматические категории таблицы, которые выполняют две функции в языке:
Традиционный метод определения, почему падежи называются косвенными — это способ вопросов, который используется для определения значения.
Основные особенности падежей значат различающиеся в грамматических описаниях слова, основаны на обобщении различных типов субъектов и различных типов определяющих и значимых отношений. Однако в каждом из случаев есть своя специфика, позволяющая определить косвенный случай и отличить их от других случаев не только набором окончаний, но и языковым поведением.
Грамматический компонент
Категория падежа — это случай грамматического инфлективного значения, обозначающий различные отношения (существительное, местоимение и числительное, глагол) к другим словам (объектам, явлениям, действиям, состояниям, карточкам и т. д. ), плюс независимую позицию (номинативную) как часть фразы и предложения. Основным средством, позволяющим поставить выражение и определить значение, является выявление окончания, выражающего формальные признаки с учётом предлога.
Нужно понять сложность описания категории, которая связана с тем, что нет единой основы, на которой можно было бы построить классификацию. В существующих описаниях прецедентных систем несколько разных признаков обычно используются для характеристики косвенных падежей.
Структурные окончания словосочетаний не являются словарной характеристикой, а подчёркиваются и используются как неопределённая часть предложения — они появляются в процессе конструирования предложения как синтаксической структуры и её подструктур (отдельных синтаксических).
Позиционные формы имеют те же смысловые и синтаксические свойства вида, что и простые падежные формы.
Они могут нести употребление значения:
Есть разные способы связать слова. Чтобы предложения были последовательными и понятными, независимые части речи принимают необходимую форму. Например: «мы, радость, делаем, это, команда» или «мы с радостью делаем это в команде». В первом случае может употребляться и писаться набор слов, которые не связаны друг с другом и поэтому составляют бессмысленное перечисление, во второй части речь изменилась, идея изложена чётко, способствовала пониманию.
В языках, у которых не имеется падежей, есть альтернативы. Они показывают на значимость установленных слов. В частности, они указывают порядок в предложении, применение предлогов. Именительный представляется самостоятельным в русском языке, потому что он не выражает взаимоотношения между словами. Все другие случаи именуются косвенными, и с помощью них выражается взаимосвязанность между словами в установленной фразе либо предложении.
Косвенные падежи в русском языке выражают синтаксическую зависимость одного слова от иного. Эта группа осуществляет большую функцию и демонстрирует положение, сообщает, является ли оно главным либо зависимым. Это эпизоды, что демонстрируют зависимое положение одного сочетания слов от иного. Нужно знать, как определить косвенный падеж. Прямой падеж — слова именительного склонения, которые отвечают на вопросы «кто?» и «что?». Прочие именуются непрямыми и предполагают отклонения от прямой правильной формы фразы.
Традиционно значения формируются вопросами, что задаются. Это так называемые предметные вопросы косвенных падежей. Этот способ является самым простым, однако в то же время имеет ряд минусов. Один из них является то, что он не поможет разграничить отдельные формы слов, которые имеют похожие вопросы.
Системы установления дополнения имеют различные стили, однако в русской системе только прилагательные, числительные, существительные и местоимения могут меняться. Формы склонения проявляются изменёнными словами.
Синтаксическая роль второго косвенного падежа может быть установлена как среднее между предназначением основы и смыслом каждого вторичного члена предложения. Однако подобные установки были утеряны, и взамен второго падежа начали применяться предикативные существительные и прилагательные.
Косвенные значения
То или иное значение падежа непосредственно связано с синтаксическим предназначением. К примеру, номинативная форма предмета, как правило, осуществляет чёткую функцию. Косвенные падежи с субъективной ценностью часто бывают добавлением в предложении, определением, обстоятельством.
Падежи имеют несколько значений, что зависят от семантики слова, которые они контролируют. Их роль выражает отношение фразы, что меняется по взаимоотношению к другим действиям, объектам либо атрибутам. Это может быть сформулировано в разных формах слов, что меняются совместно с другими существительными (неизменяемыми).
Например: вспомните праздник, с удовольствием приобрели шубу. Только лишь в именительном падеже проявляется роль взаимоотношения предмета к сделанному им воздействию либо к состоянию, определяющему объект, к примеру: ребёнок сообщает; барышня не сидит на месте. Значимость предмета выражает отношение к воздействию: написание послания, чувство к брату.
Определяющим условием является отношение, если единственный предмет принадлежит другому и определяет его в основе характеристики либо воздействия: тетрадь в ряд, сумка дочке. Детальные значения выражают отношение к характеристикам цели, причинам и местам: выход на море, дом в деревне. Все эпизоды могут иметь несколько непрямых значений.
В русском языке бывает, что в существительных могут быть изменённые виды окончаний. Существительные во множественном числе в родительном падеже могут иметь различные окончания в зависимости от значения в именительном падеже. Отдельные существительные, присущие к среднему роду, могут иметь нулевое окончание и альтернативное, к примеру: прозрачный дом, яблоки.
Чтобы быть грамотным человеком, необходимо понимать, что такое косвенные падежи. Именно необходимость грамотности привела к зарождению правил. Осведомлённости без знания не может быть. В устной форме человек, как правило, применяет фразы, не задумываясь, инстинктивно меняя значения их в предложениях. Однако при написании многие допускают погрешности в окончаниях. Следовательно, если человек желает быть образованным и целиком развитым, умение грамотно составлять и говорить должно быть неотъемлемым. В каждом случае необходимо грамотно составлять предложения и слова, уметь говорить.