Косящатые окна что такое
Косящатое окно
Смотреть что такое «Косящатое окно» в других словарях:
косящатое окно — кос ящатое окн о … Русский орфографический словарь
Окно — У этого термина существуют и другие значения, см. Окно (значения). Окно вид снаружи Окно (окóнный проём) или витраж специально задуманная в конструкции здания архитектурная деталь строительства: проём в стене, служащий … Википедия
ОКНО — ср. окошко, оконко, оконце, окошечко, ·умалит. оконишко, окнишко; оконище, окнище; проем в стене для свету; в мазанках и лачугах, это иногда простая дыра, затыкаемая по зимам почти вовсе; в сиб. на кавк. и пр. окно затягивают брюшиной, у нас,… … Толковый словарь Даля
Красное окно — Косящатое окно. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь
КОСИТЬ — КОСИТЬ, ся, см. коса и косой. Косить что (см. также коса), перекашивать, искашивать, уклонять от прямого положения, делать косым. Режь прямее, косишь! Нехорошо косить лицо, корчить. Его косит, сводит, корчить. Он косит, косится, рознит глазами.… … Толковый словарь Даля
КОСИТЬ — КОСИТЬ, ся, см. коса и косой. Косить что (см. также коса), перекашивать, искашивать, уклонять от прямого положения, делать косым. Режь прямее, косишь! Нехорошо косить лицо, корчить. Его косит, сводит, корчить. Он косит, косится, рознит глазами.… … Толковый словарь Даля
кося́щатый — ая, ое. устар. и народно поэт. Имеющий косяки, с косяками (об окне). Молится царь и кладет земные поклоны. Смотрят на него звезды в окно косящатое. А. К. Толстой, Князь Серебряный. У косящатого окошечка стояли Хованский и Иван Михайлович… … Малый академический словарь
КОЛОДА — жен. лежачее толстое дерево, бревно или немалый и толстый отрубок, срубленое голомя, лежачее дерево в лесу. Пень да колода. | Вещь, сделанная из колоды, толстый брус; | большое корыто грубой обделки, для месива и пойла: водопойная колода; |… … Толковый словарь Даля
Волоковое окно в деревянном доме
19 мая 2020
окно, волоковое окно, окно в доме
Из внутренней части конструкцию, как правило, закрывают с помощью задвижки сделанной из тёса. Традиционно в русской избе окна делались исключительно волковыми и напоминали щель меж брёвнами расположенную горизонтально. Бывало и такое, что конструкцию декорировали резным узором. В центральной части задвижки выполняли маленькое отверстие, похожее на глазок в двери современного дома. В XIX в. такие окна делали, чаще всего, в клетях, чуланах, подвалах, на скотных дворах, а главную роль в них играл не столько свет, сколько для проникновение свежего воздуха в пространство помещения. В XX веке волоковые окна стали стеклиться.
Волоковые окна в домах держались достаточно много времени. Даже в XVII в. в боярских просторных домах, царских дворцах жилые подклети имели волоковые окна. В деревенской местности такие окна использовались вплоть до середины XIX в., вместе со своими соседями с косящатыми окнами.
Косящатые окна — окна с косяками и оконницами, появились в домах, предположительно, в XIII в. Изначально те вырубали в княжеских и боярских домах и у знатных горожан. Косящатые окна делали и как в помещениях, предназначенных для лета, так и в тех, в которых проводили зиму, в тех, что могли отапливаться. В ячейки оконниц вставлялось стекло,слюда, бычий пузырь, брюховица, т. е. пленка,снятая с брюшины животного, рыбий пузырь.Освещение от таких окон было слабым, поэтому в солнечные дни люди были вынуждены использовать искусственное освещение. Увидеть что-то через такое окно было затруднительно. Также можно сказать и об оконном стекле, делавшемся мутно-зеленого цвета, сильно толстым, еле прозрачным. Даже через слюду в дом поступало значительно больше света. Но, всё же, стекло было очень ценно, в частности цветное, оно использовалось для оконных витражей. А русским князьям и боярам нравились витражные стекла ярких цветов, строивших солнечные иллюзии в красивой горнице.
Волоковое окно, освещавшее помещение сверху, стало необязательным в избах с косящатым окном и пропало с фронтонов средневековых домов. Затем оно вернулось, правда уже как чердачное, слуховое окно, тогда когда в домах стали делать потолки.
«Очи» русской избы: окна и их обрамление
Продолжая тему старинного деревянного дома («Русская изба: как что называлось» и «Русская изба: как что называлось. Продолжение»), нельзя упустить из виду такой интересный элемент оформления, как наличники, ставни и другие детали обрамления окна.
Томск, 19-й век
Привычные нам крупные окна со стеклами появились в России сравнительно поздно, уже в 17…18 веке, и даже тогда были доступны только состоятельным людям. Ранее в богатых домах использовалась слюда – так называемые «слюдяные окончины», гораздо реже небольшие мутноватые стекла в частых свинцовых переплетах.
Старинное слюдяное окно
Неплохо видна «прозрачность» слюды. Для освещения подходит, а вот рассмотреть что-то через такое окошко сложновато
Волоковое окно с решеткой
В жилищах попроще довольствовались относительно прозрачных бычьим пузырем или пузырем крупных рыб, промасленной тканью. Но даже при этом размеры окон были, мягко говоря, небольшими. Первые варианты вообще прорубались по размеру одного-двух бревен сруба, и использовались не столько для освещения, сколько для выхода дыма и проветривания.
Конструкция волокового окна
Что интересно: заслонки (подъемные, передвижные по горизонтали, съемные) обычно были изнутри жилья – что вполне логично.
Слуховые окна заслонок не имели, были открыты постоянно, применялись для проветривания чердаков и нежилых помещений.
Поскольку полностью перекрыть оконный проем одним куском слюды или пузыря было нельзя, использовалась составная конструкция – так называемое «косящатое окно».
Простое косящатое окно с одной ставней
Ставня составная, с поперечным крепежом и коваными петлями
С появлением относительно больших «световых» окон их стали называть «красными». Как многие знают, в русском языке «красный» и «красивый» почти синонимы 😊 Соответственно, «красные» окна украшали в гораздо большей степени, чем волоковые и слуховые. Резные наличники, «очелья», подоконники, ставни – это еще не полный список функционально-декоративных элементов.
Ставни, заменившие заслонки волоковых окон, защищали непрочный «стеклозаменитель» от повреждений при сильной непогоде или длительном отсутствии хозяев. Иногда ставни и не закрывались, но присутствовали часто.
О наличниках и очельях говорилось уже очень много. Не вдаваясь в тонкости классификации определенной конструкции, узоров и техники резьбы по разным регионам страны и разному времени, обратим внимание на следующее:
Варианты обрамления
То же, но немного иначе
· наличники были частью комплекта по обрамлению, резьба или роспись на них всегда сочеталась с украшениями ставен, подоконной доски и навершия (оно же «очелье» и иногда еще «кокошник»);
· больших окон не делали, крупные изделия составляли из двух-трех более узких косящатых окон. Наличники и подоконные доски, очелья в этом случае были общие, обрамляющие группу как рама. Разделялись отдельные элементы резными вертикальными вставками разной ширины;
А здесь общая подоконная доска, точнее «подзоры», и отдельные «очелья»
· если окна располагались отдельно, а не группой, в старых постройках их старались делать три окна на фасаде (по некоторым источникам – в честь Святой Троицы, но возможно, просто из принципа «необходимо и достаточно»). Расстояния между окнами выбирались так, чтобы ставни в полностью открытом виде либо только соприкасались, либо находились на некотором расстоянии друг от друга;
· помимо резных элементов, использовали точеные детали – простейшие токарные станки были известны довольно давно;
· ставни должны были иметь высокую прочность, и при этом не изгибаться под действием влаги и солнца (как часто случается с цельной доской). Поэтому их обычно делали филенчатыми;
Простые филенчатые ставни
Тоже филенчатые, но уже с резьбой
Иногда вместо ставен делали ряд вертикальных одинаковых резных элементов
· как и положено приличным «глазам» избы, «красные» окна старались подкрашивать – часто в красный же цвет. На старых постройках, разумеется, первоначальный цвет давно не виден, но по анализу древесины можно определить примерный состав красителя.
Напоследок напоминаем: это не последний материал на тему старинной русской архитектуры! Следите за публикациями канала!
Косящатые окна что такое
Окна и наличники
В качестве материала для окон использовалось стекло, которое до1635 г. привозилось из-за границы. Наиболее распространенным материалом была слюда. Для основной массы крестьянства заполнителем окон были материалы добытые в своем хозяйстве: бычий пузырь, рыбий паюс, тонкие липовые пластинки, холст и лен. Подобные заменители стекла можно было встретить в отдельных селениях еще в конце XIX в.
Непрочность материала и малые формы определили форму оконного проема, так называемого волокового окна.
Волоковое окно прорезалось между двумя горизонтальными рядами бревен, его ширина была в полтора раза больше его высоты. С внутренней стороны окна прикрепляли бруски с желобом для движения волоковой доски. Подобные окна были распространены в избах русского крестьянства до начал XVII в. Однако и во второй половине XIX в. они встречаются в избах на территории Севера, Поволжья, Урала.
Волоковое окно. По М.В. Красовскому
Многие из них имеют уже увеличенные размеры и остекленные рамы. В Поволжье такие окна украшались резными наличниками со ставнями и без них.
Наличники волоковых окон в избах Поволжья
Незначительный свет проникавший в избу через волоковые окна, требовал рационального их расположения. Обычно на фасад выходило три волоковых окна. Одно из боковых окон было расположено на против устья печи, второе напротив стола в красном углу. Центральное было приподнято относительно боковых на один венец, оно предназначалось для освещения основного объема избы.
Шестистенок с волоковыми окнами
Именно центральное окно стали в первую очередь заменять косяшатым или красным окном, проем которого был близок к квадрату.
Красное и волоковые окна
Косящатое окно представляет собой проем в стене, укрепленный двумя боковыми брусьями (косяками). Верху брусья связывались поперечным брусом (притолкой), вниз упирались в бревно сруба.
Другой вид окна – колодчатое, такое окно состояло из четырех связанных между собой брусков.
В жилых помещениях проем окна всегда оставался прямолинейным. Первые попытки обработать поверхность стены у окна заключались в небольшой срезки (затески) части бревен. Это позволяло сократить толщину стены у оконного поема, тем самым расширить угол попадания света в помещение и сильнее выявить окно на фасаде здания.
Заполнение оконного проема стеклом или слюдой вызвало необходимость создание рамочной конструкции. Первоначально рамы были глухими, потом одну часть рамы, по принципу волоковых окон стали делать подвижной, а ко второй половине XIX в. стали повсеместно применять двухстворчатую распашную раму. Применение распашной двухстворчатой рамы дали возможность увеличения оконного проема вверх. Оконный проем приобрел прямоугольную форму. Тяжелые косяки и колоды стали заменять легкими оконными коробками. Места стыка коробки и бревенчатой стены прикрывали накладными досками – наличниками.
Наличники рамных окон крестьянских построек можно разбить на пять групп:
Наличник с очельем
Ко второй группе относятся наличники охватывающие оконный проем с четырех сторон. Очелье имело раскрепованный фронтон с прямолинейными или криволинейными элементами.
Наличник с раскрепованным фронтоном
Наличник классического образца
К четвертой группе относятся наличники с резным орнаментом под карнизом на очелье и нижней подоконной доски. Внизу боковые доски завершаются висящими капельками, очень часто на наличниках установлены филенчатые ставни.
Наличник с рельефной резьбой
Иногда ставни богато декорируют рельефной резьбой, часто ставни играют просто роль декора и просто крепятся к стене дома. Такие наличники характерны для народного зодчества Поволжья второй половины XIX в. Глубокая рельефная резьба, свободные узоры растительного орнамента сменяют здесь сухарики, каблучки и другие элементы классицизма. Очелье наличника украшают сюжетные композиции с изображениями цветов и листьев, винограда, фантастических зверей и птиц.
Наличник с декоративными ставнями
К пятой группе относятся наличники, композиция и форма которых не соответствует установившейся системой оформления оконных проемов.
Это например наличник овальной формы, или наличники украшенные изображениями рогов барана или быка.
Наличники необычных форм
Большое внимание приволжские плотники уделяли декоративному убранству наличников слуховых окон. Композиции этих наличников бесконечно богаты и разнообразны – от небольшого полукруглого отверстия с веерообразно расходящимися лучами из прямоугольных планок до крупного двух или трех – частного проема с витыми колонками, которые поддерживают резной фронтон.
Наличники слуховых окон
Декоративному оформлению наличников всегда уделялось большое внимание. Окна это глаза дома и выглядеть они должны подобающе. В разных регионах оформление и конструкции наличников были различными. Где – то декор был скуп и лаконичен, где – то наоборот чересчур витиеватый, но те и другие притягиваю взгляд, несут в себе частичку ушедших традиции, былой культуры и времени.
Крыльца
Крыльца крестьянских домов можно условно разделить на пять групп:
Крыльцо на ряже, это открытое крыльцо в основании которого лежит рубленый сруб-ряж, на нем установлены столбы несущие крышу крыльца.
Крыльцо на одном столбе, это открытое крыльцо, стенки верхней площадки которого забраны тесом. Поддерживающая часть площадки состояла из нескольких обтесанных балок, уложенных в глубокую проушину столба-основы и связанных со стеной дома.
Крыльца на столбах
Крыльца на двух столбах, два столба держат входную площадку и навес.
В крыльца на четырех столбах, два столба поддерживали крышу и верхнею площадку, два других столба поддерживали крышу над нижними площадками.
Низкое крыльцо – это невысока площадка с несколькими ступенями, открытая или закрытая крышей которая опирается на столбы или кронштейны.
Кровля над крыльцом делалась двухскатной с фронтоном над крыльцом или односкатной с уклоном от стены.
Крыльца-балконы, это крыльца, объединенные с выступающими над ними балконами, служившими навесом над входом в дом. Были распространены в двухэтажных домах в сельских домах Карелии и городском деревянном зодчестве.
Крыльцо-балкон, д. Чурилово, Каргапольский район, конец XIX в.
Кровля
По своему типу кровли в народном зодчестве делились на односкатные, двускатные, трехскатные и четырехскатные, по бревенчатой или стропильной конструкции
(подробную информацию о конструкции кровли смотрите в разделе строительные приемы).
Односкатные кровли возводились на небольших хозяйственных постройках: банях, амбарах, пристройках к дому, над балконами, крыльцами и галереями, при устройстве навесов во дворе или у стен избы (прикрой у изб Новгородской области).
Наиболее характерной для жилого зодчества северных поселений является двухскатная тесовая кровля на бревенчатых несущих фронтонах. Врубленные во фронтоны слеги держат верхние концы куриц, сделанные из еловых стволов с часть корневища, имеющего форму крюка. На крюках курицы лежат водотечные желоба – потоки, которые поддерживают два слоя досок.
Курицы в северных селениях
Верхние концы досок прижимаются к коньковой слеге тяжелым бревном – охлупнем. Охлупень крепится к коньковой слеге деревянными стержнями – стамиками. Для лучшей гидроизоляции между двумя слоями досок прокладывается слой берестяной коры – скалы. Концы куриц и охлупня обрабатывались в виде голов птиц и коня, что придавало живописный силуэт всей постройки.
Коньки в северных селениях
Для упрочнения фронтона иногда делают дополнительные поперечные стенки, пространство между ними образуют светелки, которые использовались в летнее время для жилья. На выпусках бревен устраивали балкончики обычно декоративные, они являлись одним из главных элементов украшения дома.
Торцы слег прикрывались резными досками причелинами или подзорами, место их стыка на вершине фронтона прикрывала ветреница. Подзор состоял обычно из двух- трех досок украшенных прорезной резьбой в виде полукругов, треугольников, городкового орнамента и различных отверстий.
Причелина и полотенце
На скате крыши возвышался дымник – деревянный короб для отвода дыма в курных избах. В дымнике для создания тяги проделывали сквозные отверстия, что придавало ему значительную декоративность.
Дымники в северных селениях
1. Маковецкий И.В. Архитектура русского народного жилища: Север и Верхнее Поволжье.- М.: Изд-во АН СССР,1962.-338с.:- ил.
Волоковое окна
Волоковое окно представляет собой небольшое смотровое окно, которое вырублено в двух, уложенных один над другим бревнах деревянного сруба.
Первоначально в избах окна были именно волоковыми. Окна имели вид горизонтальной щели небольших размеров, иногда украшенной резьбой. Изнутри волоковое окно заволакивается, т.е.закрывается посредством тесовой задвижки, изготовленной из доски. Иногда задвижка изготавливалась из рыбьего пузыря. По центру задвижки располагалось небольшое отверстие – «гляделка».
Позже появились красные либо косящатые окна – окна с рамой, которая была обрамлена косяками (стойками, расположенными по бокам дверного либо оконного проема). Косящатые окна обладали высотой не меньше трех диаметров бревен в срубе. Эти окна были гораздо сложнее волоковых, его также тщательнее украшали.
Окна также могли быть затянуты кожей. В избах победнее, для сохранения тепла, отверстия были маленькими. В домах более зажиточных окна снаружи закрывались железными ставнями, в сами же окна вставляли вместо стекол куски слюды (при помощи шнурков). Посредством кусков слюды могли быть созданы разнообразные орнаменты. Так, если вставляли кусочки четырехугольной формы, окна были образчатыми, а вот если вставляли репейки – то репьястыми. Репейками называли металлические розетки с звездчатым краем либо округлыми лепестками, которые закрепляли в месте пересечения полос решетки. Зачастую слюду расписывали красками, рисовали травы, птиц, зверей, цветы и т.д.
До того момента, как в России появились фабрики по производству стекла, его ввозили из-за границы. В связи с этим ранее, чем в Москве, стекло стали использовать в Новгороде. При этом в основном использовали цветные стекла, как на то время было модно в Европе.
Окна и проемы в те времена могли называться по-разному:
— Верхнее окно – это горизонтальный узкий проем, предназначенный для выхода дыма. Этот проем делали в верхнем участке стены избы.
— Верхник – это отверстие, сделанное в потолке избы. Оно также предназначалось для отвода из курной избы дыма, который вначале шел на чердак, а затем из-под кровли на улицу.
— Дыхло – окно волоковое.
— Окно дымное – это небольшое, горизонтально расположенное окно, предназначенное для вывода дыма из печи.
— Дымволок – это отверстие, расположенное вверху стены избы, предназначалось для выхода дыма. Труба дымовая дощатая.
— Боров – это дымовой лежачий канал, расположенный на чердаке.
— Дымник – это отверстие, расположенное в стене либо в потолке курной избы, предназначалось для выхода дыма из печи.