Коучинг что это простыми словами
Коучинг — что это такое, базовые инструменты и типовая модель коуч-сессии
Коллеги, всем привет!
В наши дни, наверное, каждый хоть раз слышал слова «коучинг» или «коуч» (а те, кто работает в ИТ, может быть, слышали эти слова чаще, чем хотели бы:)). Но как ни странно, далеко не каждый знает, что на самом должно стоять за этими словами. Поэтому в сегодняшней статье хотелось бы раскрыть две темы:
Дать представление о том, что такое коучинг в классическом понимании этого термина.
Рассмотреть несколько простых коучинговых инструментов, которые любой может использовать в жизни и в работе без какой-либо специальной подготовки.
Начнем с определения коучинга. Зачастую этот термин ассоциируется с чем-то, что идеально описывает следующий мем:
Такое представление о коучинге возникло, мягко скажем, не на пустом месте, но тем не менее оно далеко от классического определения.
Международная федерация коучинга, ICF, определяет коучинг как процесс партнерства, стимулирующий работу мысли и креативность клиента, в котором клиент с помощью коуча максимально раскрывает свой личный и профессиональный потенциал.
Честно скажу, когда первый раз увидел это определение, то мысли были примерно такие:
Но на самом деле, все не так плохо, и если раскрыть эти общие слова чуть подробнее, то в них появляется смысл:
Коуч отвечает за то, чтоб помочь клиенту найти наиболее подходящий способ решения его запроса. При этом коуч помогает клиенту осознать свои зоны роста и найти самому способы продвижения в этих зонах.
Клиент отвечает за то, чтоб активно и самостоятельно (пусть и с помощью коуча) находить решения своих задач и реализовывать их на практике.
Здесь ключевой момент в том, что коуч ничего не предлагает, не советует и ничему не учит, он помогает клиенту объективно увидеть ситуацию и самому выбрать наиболее правильное для него решение.
Тут может возникнуть вопрос «А если коуч не дает советы, то зачем он вообще нужен»?
Если в двух словах, то логика в том, что есть ситуации, где опыт других не особо применим, т.к. то, что помогает одному, может быть бесполезно для другого. И здесь уже важнее найти индивидуальное решение, которое поможет конкретному человеку в конкретной ситуации.
Примечание. В ICF для выдачи советов есть менторинг и наставничество (тут снова хочется вспомнить про картинку выше:)).
У такой модели взаимоотношения между клинетом и коучем есть свои ограничения и область применения, рассмотрим их подробнее:
1. Со стороны клиента:
У клиента должен быть запрос, который он готов прорабатывать в коучинговом формате. Если у клиента нет запроса, и он ничего не хочет решать – коучинг становится бессмысленным.
Клиент готов брать ответственность за себя, свое будущее и свои решения. Как ни странно, но не все на это готовы.
Клиент компетентен в той сфере, где лежит запрос. Например, если клиент – СЕО, и хочет определить для себя будущее своей компании, то он компетентен, т.к. знает и компанию, и бизнес, и рынок. Тогда подобный запрос можно разбирать в коучинговом формате. Если клиент – мастер маникюра с запросом из серии «хочу поднять +500K на Forex-е», скорее всего, это запрос не для коучинга. Ну или для специфического коуча:)
2. Со стороны коуча:
Коуч не дает советов.
Коуч честен с клиентом, но при этом не оценивает действия клиента. Коуч должен быть «зеркалом» для клиента. Если клиенту не нравится то, что он видит – это не вина зеркала.
Коуч искренне хочет помочь клиенту найти лучшее решение для клиента.
Коуч осознает границы своих возможностей и компетенций.
3. Нет смысла применять коучинг для шаблонных операций, где существуют готовые решения и лучшие практики.
Грубо говоря, если надо обучить кассиров тому, как быстрее пробивать товары на кассе, или автомехаников тому, как менять масло на ТО, то для этого не нужен классический коучинг. Коучинг применим там, где нет типового и стандартного решения, которое можно взять и использовать в готовом виде.
Теперь, когда коротко определили основные принципы и ограничения коучинга, рассмотрим базовые инструменты.
Инструмент 1 (открытые вопросы).
Т.к. коуч не дает советов, и клиент должен самостоятельно найти решение своего запроса, то задача коуча в первую очередь состоит в том, чтоб помочь клиенту посмотреть на его запрос под разными углами и объективно увидеть ситуацию в целом. Сделать это можно только с помощью правильных вопросов.
Вопросы бывают двух типов: открытые и закрытые.
Закрытый вопрос – вопрос, формулировка которого подразумевает только ограниченное множество ответов, например:
Ты будешь кофе с молоком или без?
Тебе удобно запланировать встречу в 14 или в 15ч?
Мы будем тестировать этот функционал или сразу выведем на прод?
Такие вопросы хороши для манипуляции, т.к. создают иллюзию выбора, но они не стимулируют появление новых идей.
Открытый вопрос не ограничивает ответ клиента и дает ему свободно высказаться. Обычно, это вопросы, которые начинаются с вопросительного слова «Что», «Как», «Когда», «Почему», «Насколько» и т.п. Вот как можно было бы переформулировать закрытые вопросы из примера выше в открытые:
Что бы ты хотел выпить?
Какое время встречи для тебя наиболее удобно?
Насколько было бы полезно проверить этот функционал перед выводом в прод?
Еще примеры открытых вопросов:
Насколько ты удовлетворен качеством своей работы?
Что бы ты посоветовал поменять в процессе тестирования?
Как ты относишься к тому, что мы не можем выпустить релиз с первой попытки?
Отвечая на открытый вопрос, клиент высказывает свое мнение и лучше осознает ситуацию, свои потребности, цели и т.п. Поэтому основной инструмент в работе коуча – открытые вопросы.
Инструмент 2 («А что еще?»)
Очень часто, когда мы сталкиваемся с каким-то вопросом или задачей, первый вариант решения приходит очень быстро, почти не думая. Например, «Что мы можем сделать, чтоб выполнить задачу вовремя? – Сократить объем задачи/увеличить ресурсы/сэкономить на качестве» и т.д. и т.п.
Такие решения находятся быстро потому, что мы используем наш опыт и уже готовые «шаблоны» решений.
Эти «шаблонны» могут оказаться вполне эффективными и полезными, и тогда все ок, никаких проблем.
Но есть вопросы, где типовые решения не работают, и как раз такие вопросы чаще всего и попадают к коучу.
В этой ситуации надо помочь клиенту выйти за рамки привычных ограничений, и самый простой способ – задать собеседнику вопрос «А что еще можно сделать»? и желательно не один раз, а как минимум три. Звучит банально, но работает.
Наверняка, многие замечали, что подобные вопросы часто задают ведущие различных тренингов. Цель – именно в том, чтоб вытянуть из аудитории нешаблонные ответы.
Если не верите – попробуйте провести эксперимент. Когда будете искать решение какой-то задачи, не останавливайтесь на первом же ответе, а задайте себе или собеседнику несколько раз вопрос «А что еще можно сделать?». Скорее всего, начиная с третьего вопроса ответы будут гораздо креативнее:)
Инструмент 3 («сдвигающие» вопросы).
«Представь себе, что ты уже успешно провел переговоры о повышении ЗП, какие аргументы ты привел на этих переговорах?».
«Представь, что мы уже оптимизировали процесс вывода релиза, что мы сделали в первую очередь, чтоб подготовить план оптимизации?».
«Представь, что ты уже сдал сертификационный экзамен, где ты смог найти информацию, которая помогла в подготовке?/кто смог помочь тебе в подготовке?».
Можно немного модифицировать этот метод и предлагать собеседнику представить не то, что он сам уже решил проблему, а представить другого человека, который столкнулся с такой же проблемой, но уже решил ее. Например:
«Представь себе человека, которому нужно было бы расставить приоритеты между этими задачами, на основании каких критериев он бы мог это сделать?».
«Представь себе успешного трейдера, который удачно сформировал портфель акций. Что могло помочь ему в выборе?».
«Если бы ты смотрел на вопрос глазами успешного маркетолога, с чего бы ты в первую очередь начал компанию?»
Инструмент может показаться странным – «Если я знаю ответ, то я найду его и без сдвигающих вопросов, а если не знаю, то могу хоть 100 раз представить себя кем-то, и ничего не поможет».
Отчасти логично, но практика показывает, что почему-то, когда мы смотрим на вопрос со стороны, нам легче сломать «шаблон». Если все равно не верится – попробуйте несколько раз, результат скорее всего вас удивит:)
Инструмент 4 (шкала).
Этот инструмент помогает объективно оценить текущую ситуацию относительно тех изменений, которые мы хотели бы получить, и определить шаги, которые нужно сделать для реализации изменений. Суть инструмента простая:
1. У нас есть шкала от 1 до 10, где 1 – это наименее приемлемый вариант, 10 – состояние, которое максимально реализует запрос клиента.
2. Предлагаем клиенту описать состояние, соответствующее 1 и 10 на этой шкале. Например:
Если запрос из серии «хочу улучшить качество своей жизни», то предлагаем ответить на вопрос, какое качество жизни соответствует 1 (самое плохое) и какое качество жизни соответствует 10 (тот идеал, который хочет получить клиент).
Если запрос из серии «хочу создать команду мечты», то просим описать, что какое команда на 1 по шкале, и что такое команда на 10.
И т.д. Иногда можно попросить дополнительно описать клиента состояние, которое соответствует середине шкалы – 5ке (так будет проще сделать следующий шаг).
3. Просим клиента определить его текущее состояние на этой шкале, например, «как бы ты оценил свой текущий уровень жизни?», «как бы ты оценил свою текущую команду».
4. Далее просим клиента описать состояния, которое отличается на 1 и на 2 деления от его текущего состояния по шкале. Например, если клиент свое текущее состояние оценил на 6, то просим описать его, что появляется в состоянии, которое он оценил бы на 7 и на 8, и явно проговорить, чем состояние на 7 и на 8 отличаются от состояния на 6.
5. После этого задаем вопрос, что нужно поменять, чтоб изменить его состояние на 1 и на 2 пункта по шкале – «что нужно изменить, чтоб ты оценил свою команду на 7, а не на 6».
6. После этого определяем план действий, который необходим для реализации изменений.
Шаблон коуч-сессии.
Для того, чтоб коуч сессия была эффективна и полезна для клиента, она должна быть структурирована (т.е. коуч не просто так задает вопросы в произвольном порядке, а делает это в рамках структуры). Правильно выстроенная структура сессии помогает клиенту быстрее осознать и проанализировать свой запрос.
Один из самых простых, но эффективных вариантов структуры коуч-сессии – модель GROW (Goals-Reality-Opportunity-Will).
Goals – определяем с собеседником (клиентом) цель запроса – что он хочет для себя решить, как это повлияет на его жизнь, почему это важно для него. Критерии «хорошей» цели:
Экологична – положительно влияет на клиента и его окружение (в противном случае достижение цели может привести клиента к разочарованию).
Соответствует критериям SMART – мы должны понимать, что и когда мы хотим сделать, и как поймем, что мы ее достигли. Например, цели вида «Хочу стать успешным» сформулирована не по SMART, и для нее нужно определить критерии успешности, в какие сроки мы хотим этого достичь, как поймем, что мы получили желаемое и т.д. и т.п.
Reality – совместно с собеседником проясняем текущую ситуацию, узнаем ее описание As-Is. Уточняем, как текущая ситуация влияет на собеседника в конкретный момент и на его жизнь в целом, почему это его не устраивает, к каким последствиям приводит и т.д. и т.п.
Will – помогаем собеседнику детально описать ближайшие шаги, которые нужно сделать, чтоб реализовать выбранные ранее варианты. Желательно для каждого шага определить сроки и критерии выполнения.
Вот собственно и все, о чем сегодня хотелось бы рассказать. В завершение еще раз отмечу, что все, что описал в этой статье, это про классический коучинг, и в реальной жизни его используют далеко не все, кто называют себя коучами:)
Более того, многие коучи и советы дают, и рекомендации, и рассказывают про лучшие практики, и даже навязывают свое мнение там, где, на их взгляд, это может быть полезно клиенту:). Но даже при таком подходе они зачастую опираются на те базовые знания и инструменты, о которых я рассказал выше. Надеюсь, эти инструменты будут полезны и вам.
Коучинг что это простыми словами
Давайте сразу определимся каким должен быть ответ на вопрос что.
Что такое коучинг простыми словами – 5 важных фактов
Давайте сразу определимся каким должен быть ответ на вопрос что такое коучинг простыми словами. Правильный ответ – это не просто консультация. Когда я выбирал для себя обучение коучингу, то тоже так считал, и думал что знаю на что это, в действительности, похоже.
Но на практике все получилось немного сложнее, чем я ожидал. Вернее даже не сложнее, а совершенно по-другому. Теперь я точно знаю, что такое коучинг, чем он отличается от консультации, наставничества, консалтинга и тренинга.
Поэтому здесь мы с вами разберемся во всех современных инструментах, которые служат одной цели, но больше фактов приведем именно для коучинга. Так что вопросов у вас по данной тематике больше не будет. И я постараюсь все сделать как можно более человеческим языком. Потому что…
Возможно вы уже сами выбрали школу коучинга и решаете для себя быть или не быть? Тогда эта статья поможет вам определиться: для вас это занятие или нет. Ну и в конце статьи как обычно секретные секреты.
В качестве преамбулы дадим несколько стандартных определений и терминов, чтобы вы смогли получить больше пользы от чтения.
Что же это такое коучинг и что значит слово коуч?
В общем и целом коучинг – это некий процесс, в ходе которого людям или группе людей помогают действовать более эффективно для достижения своих целей. При этом люди должны использовать именно те навыки и способности, которые у них получаются лучше всего и наиболее продуктивно.
На практике коучинг – это определенный период времени, за который и раскрываются все эти навыки и способности у человека. Как правило профессиональные коучи – это те люди, которые проводят коучинги и называют такие промежутки времени коуч сессиями.
Главное, что я уже знаю на данном этапе своего обучения в коуч-школе, это то, что коучинг это не сам процесс достижения результатов, нужных для человека или коллектива. Это именно выявление внутреннего потенциала человека.
Кстати, пока я писал эти строки, вспомнил, что уже завтра у меня очередной модуль обучения. О том, как именно проходит процесс обучения в хорошем варианте, вы прочтете чуть ниже.
Еще одна важная деталь. Методология коучинга нацелена на достижение результата, а не решение проблематики. Зачастую люди в коуч сессии приходят именно со своими проблемами, а не с четко сформулированной целью. И задача хорошего коуча выявить цель и те результаты, к которым стремится другой человек. Кстати, тех людей, которые приходят с определенным запросом, называют коучИ (ударение на последнем слоге).
Но в русскоязычном пространстве “коучируемых” людей так не принято называть, потому что это больше похоже на множественное число от коуч). Поэтому давайте договоримся что таких людей я буду называть клиентами.
Так вот, самое главное, что нужно добиться коучу во время сессии – это удержание ответственности именно на клиенте.
Но что означает само слово коуч? Походит оно от английского слова couch и означает ничто иное как тележка, фургон или вагон, в котором перемещается человек из пункта А в пункт Б. И если задуматься, то в действительности коуч – это некая платформа, которая перемещает человека во времени и пространстве, но управляет этой платформой сам человек.
Коучинг не то, чем он кажется
Когда я сам пытался найти разницу между коучингом и другими видами услуг в бизнес консультировании самыми простыми словами, то сталкивался с такой мыслью, что и сами коучи не знают разницы между тем же коучингом и тренингом. Начитавшись статей таких “специалистов”, я выбрал для своей первой сертификации именно коучинг.
Но это оказалось совершенно не тем, что я ожидал. Я поначалу подумывал дать задний ход и только привычка доводить все дела до конца, даже если на горизонте виднеется не самый лучший результат, уберегла меня от такого решения.
А все потому, что многие “гуру” думают, что коучинг – это когда тренер работает с клиентом один на один, а тренинг, это когда клиентов много, и коуч работает сразу с группой людей. Это крайне неверная трактовка и смешение понятий. По-хорошему стоило бы написать отдельный материал для того, чтобы разобраться что же такое тренинг. Но сегодня только про коучинг.
Так вот, друзья. Коучинг бывает как индивидуальный, так и групповой. И если вы выбрали себе коуча для решения своих задач, то просто спросите его, в чем отличие между тренингом и групповым коучингом. Если вы получите четкий ответ, который я опишу чуть ниже, то поздравляю: вы выбрали хорошего специалиста.
Теперь еще немного заблуждений. Бытует мнение, что коучинг можно условно разделить на 2 подвида: фристайл и процессный.
Фристайл, свободный стиль – это такой вид коучинга, при котором клиент заранее покупает у коуча несколько часов сессий под самые разные задачи и план действий по решению этих задач создается в ходе работы.
Следовательно, процессный – это когда у клиента есть видение своего будущего и своих целей, а коуч, на основе полученных данных, выстраивает пошаговый план реализации таких перспектив с помощью алгоритмов и процессов.
Если вы хотите найти себе хорошего специалиста или же стать таковым, то оба этих утверждения должны стать для вас табу. Ни один, уважающий себя и своего клиента, специалист не будет работать в свободном стиле, так как есть определенные правила проведения сессии. Также ни один коуч не будет выстраивать для клиента какие либо дальнейшие действия.
Потому что коучинг – это когда клиент все делает сам. А главная задача коуча – не выходить ни на шаг из позиции коуча во время прохождения сессии. Теперь понимаете в чем суть? Клиент через свое осознание проблемы делает сам то, что ему нужно.
Коуч вместо клиента ничего не делает, потому что у него совершенно другая задача. Чтобы немного приблизиться к пониманию кто такой коуч, посмотрите сериал “Миллиарды”. Там очень наглядно показана работа такого специалиста в компании, которая зарабатывает на перепродаже активов.
Факт №1: Коучинг это не обучение других людей
Если вы уже смотрели хотя бы одну серию сериала “Миллиарды”, то должны были обратить свое внимание на то, что клиент коуча делает все сам: находит проблему, выстраивает цель и составляет план действий.
Поэтому коучинг – это никак не обучение других людей. Предполагается что люди, которые проходят сессию, достаточно компетентны в том чтобы решить все поставленные задачи, а также имеют для этого все ресурсы. Как физические, так и мыслительные.
Самое важное то, что в коучинге нужно именно продуктивное изменение мышления, а не получение каких либо новых знаний. При этом особую важность занимает правильная постановка цели.
Может показаться, что коучинг очень сильно ориентирован на проблематику ситуации, но, все-таки, главная фокусировка именно на достижении результата. При этом, хороший специалист должен подтолкнуть клиента к глубокой проработке текущей ситуации. Но не с позиции решения проблем, которые есть сейчас, а с позиции нахождения ресурсов для постановки и достижения целей.
Еще раз повторюсь, что задача коучинга – не обучение, а развитие новых навыков стратегического мышления и действий в будущем. Проблемы и конфликты, которые были в прошлом, коучингом не решаются.
Коуч сессия – это о том, что ждет клиента в будущем, а не о том, что было в его прошлом. Если же вы хотите, чтобы коуч научил вас чему-то новому – тогда вам нужен другой специалист. Если вы хотите решить свои текущие проблемы, то коуч сессия вам точно не поможет.
Я искренне удивляюсь, почему в интернете кишит стая коучей, но никто из них не может объяснить простому человеку чем они могут быть ему полезны. В ответ обычно получаем кучу “матерных” слов типа: фасилитация, трансформация, медитация, медиация и так далее.
Даже я не обошелся без терминологии и упомянул о “позиции” коуча.
Факт №2: Позиция коуча не позиция ментора
Это действительно то, о чем молчат многие специалисты, а зря. Потому что, по моему мнению, без понимания этого факта невозможно объяснить по-человечески что такое коучинг.
Так вот, друзья мои. Есть такое понятие, как позиция коуча. Любое отклонение от этой позиции, а уж тем более вживание в роль ментора (наставника) – грубая ошибка со стороны специалиста. Коуч не обучает и не дает советы. Следовательно, он не может быть ментором.
Вот несколько ошибок, которые ведут к потере позиции коуча:
Именно строгое соблюдение позиции коуча – залог проведения успешной коуч сессии, которая может помочь клиенту развить новые навыки и построить успешную стратегию для достижения нужных результатов.
Все чаще и чаще коучинг стали применять именно в развитии профессиональных навыков. При этом настолько часто, что у некоторых людей выработался стереотип, что коучинг это почти то же, что и консалтинг.
Факт №3: Коучинг это не консалтинг
В широком понимании – консалтинг это что-то, что связанно исключительно с бизнесом. Но следует помнить о том, что консалтинг – это обычные консультации, переименованные на западный манер с целью переупаковки и маркетинговой выгоды.
Поскольку коучинг все чаще и чаще связан именно с бизнес процессами, то грань между ним и консалтингом считается стертой. Но это не совсем так.
Тема консалтинга – тема для более глубокой проработки и заслуживает отдельной статьи. Для более четкого понимания разницы между консалтингом и коучингом внесем некоторые пояснения. Существует три вида консалтинга:
Чтобы понять, что коучинг – это совершенно другое, можно провести сравнение коуча с тренером по бегу:
Это классический пример для понимания коучинга – коуч выступает в виде спортивного тренера. В моем понимании такое сравнение не совсем корректно, но, для прояснения в чем разница между консалтингом и традиционным коучингом, вполне приемлемо.
Самое главное, что консультирование людей следует отнести к виду деятельности, в котором так или иначе идет обучение. А мы с Вами уже договорились, что коучинг – это не то, чем он кажется.
Кроме того, коучинг, в отличии от консалтинга, предполагает наблюдение и сопровождение клиента до результата, чтобы убедиться в действительности ли клиент осуществил все запланированные шаги и добился результата.
Факт №4: Коучинг действительно работает
Доводилось читать, что коучинг совершенно не работает, и поэтому единственным шансом зарабатывать хоть какие-то деньги на этом виде деятельности является…. Обучение других коуч-специалистов.
Здесь предполагается, что вся эта песочница – ничто иное как обычный МЛМ или сетевой бизнес. А другие “продвинутые гуру” нарекают организации, которые занимаются выдачей сертификатов для коучей, не иначе как финансовыми пирамидами.
Если это было бы правдой, то единственной целью этих организаций была бы критическая масса таких коучей, которые обучали бы других коучей. Но сертификаты, после прохождения обучения, получают далеко не все. И это вам следует учитывать, в том случае, если вы вдруг решились пройти дорогостоящее обучение.
Но вернемся к эффективности коучинга. Давайте вспомним о том, что весь процесс коуч-сессии построен на позиции коуча, единственной задачей которого является применение поведенческих моделей на практике. Коуч, если он действительно хороший специалист, выступает в роли некоего облачного диска, на котором хранятся все эти модели. И обязанность коуча – просто провести клиента по всем этапам той или иной модели, в зависимости от изначального запроса клиента.
Тогда в чем главный смысл? В чем секрет всего этого явления, если коуч просто наблюдает, а клиент все делает сам? Я сейчас попробую это объяснить самым простым языком).
Весь секрет – это полное осознание клиента проблематики и желания добиться результатов в будущем. Помните, как у врачей-психологов? Там та же история: они говорят, что только осознание проблемы клиентом – верная дорога к излечению.
Кстати, именно поэтому коучинг никак не связан с терапией. С некоторыми проблемами (например алкоголизм, наркомания) коучинг не работает. Потому что уровень осознанности таких людей перекрывает физиологическая зависимость.
Коуч, с помощью своих инструментов, должен добиться такого уровня осознанности у другого человека, чтобы он не только сам увидел все возможные пути решения поставленных задач на будущее, но и нашел скрытые ресурсы для достижения этих результатов. А еще, самое главное, чтобы претворил их в жизнь.
При этом, коуч должен дать понять клиенту, что ответственность полностью лежит исключительно на клиенте, а не на том, что были применены какие-то не те инструменты в планировании, методологии или еще в чем-то. Полная ответственность клиента – залог успешного внедрения результатов коуч-сессии.
Вот каких результатов может добиться коуч от своего клиента:
И еще к вопросу об эффективности коучинга. Сами подумайте: если бы это не работало, то стали бы крупные корпорации в тех же США вливать в это миллиардные бюджеты? Очевидно, что нет.
Ладно, скажете вы, помогать людям и получать за это хорошие деньги – это круто. Но поскольку все так хорошо, то где же ложка дегтя к этой бочке меда?
Факт №5: Главная проблема всех коучей
И вот она: большинство коучей категорически не умеют зарабатывать деньги! Причем как “сертифицированные”, так и “самоучки” по книжкам. И когда я пишу эти строки, я вполне серьезен.
Есть у меня одна знакомая, которая прошла обучение в достаточно серьезной школе, получила более-менее вменяемый сертификат, но вот то, что она делает дальше – для меня загадка.
Какие-то непонятные прямые трансляции в Facebook на тему успешного успеха или как достичь недостижимого. Какая-то непонятная по тематике группа “Записки практикующего коуча”, по сто лайков от друзей и тех, кто просто пришел посмотреть на красивую и эффектную девушку.
За этим фоном, составленным из фоток путешествий, мероприятий для предпринимателей и прочей атрибутики успеха, я отчетливо вижу коммерческую несостоятельность.
Тут дело скорее в неумении монетизировать себя с точки зрения маркетинговой упаковки. Таких коучей в том же Facebook очень много. Все они говорят на одни и те же обобщенные темы без конкретики, но очереди из клиентов почему то не видно.
Так вот, если вы именно такой коуч, то знайте, что вам не хватает упаковки ваших навыков в простой и понятный результат для клиента. Иметь инструментарий для решения проблем – не означает хорошо продавать.
Поэтому, если хотите лично мое мнение, то блок маркетинга это первое, что должен пройти на обучении будущий коуч. А начать можно с простого. Например с бесплатного мини курса по привлечению первых клиентов на консультации и в коучинг. Вот ссылка.
Важно также понимать, что данная проблема касается как тех, кто устроился на работу в крупную корпорацию или среднюю фирму, так и тех, кто работает на свободных хлебах фрилансерами. И в том, и в том случае вам нужно прокачать навык презентации ваших результатов, которые вы можете обещать клиенту.
Уделите несколько минут для ознакомления с материалами по ссылке. Они вам точно помогут в монетизации ваших знаний. Даже если вы только начинаете свой путь как коуч.
Когда я начинал свое обучение коучингу, то четко понимал, где и как я буду эти знания применять и на чем именно зарабатывать. Если бы я составлял программы для сертификаций, то уже на первом этапе там обязательно была бы тема монетизации.
Что делать, если вы решили стать коучем?
Сразу говорю, что в данном пункте не буду никого рекламировать. Единственная задача этого раздела – это дать понимание того, с чем придется лично вам столкнуться, если вы все-таки решились пополнить армию коучей.
Для начала, вам нужно определиться со школой. Их, на самом деле, немного. Поищите в поисковиках те школы, которые дают признанные зарубежом сертификаты. Да, обучение в таких школах будет вам стоить больших финансовых вложений, нежели в локальных или же частных, но будьте уверены – затраты окупятся, если вы будете прислушиваться ко всем советам из этой статьи.
Далее, смотрим чтобы в программе обучения было как можно больше модулей и как можно больше моделей для изучения. Это очень важно для того, чтобы у вас не осталось пробелов в обучении данной специализации на ранних этапах.
Самое важное – это выбор основного ведущего. Каждый набранный поток учеников ведет основной ведущий. Обязательно посмотрите как он проводит свое обучение.
Для этого нужно просто ознакомиться с несколькими видео в сети. Если у вас основной ведущий не вызывает отторжения – смело принимайте решение в его пользу.
Учитывайте, что обучение идет около полугода. И ваш привычный уклад жизни однозначно изменится. Во-первых потому, что раз в месяц у вас не будет выходных, так как на них идет основная практика в виде модулей. Во-вторых, вам еще предстоят встречи со своими будущими коллегами для отработки навыков. И некоторые такие встречи должны быть строго зафиксированы документально – так что все серьезно и просто прийти и послушать не получится.
И последнее: будьте готовы к тому, что вам придется делать много новых и некомфортных для вас вещей. Но если вы решитесь и пройдете обучение до конца, то вы будете совершенно другим человеком, нацеленным на другой образ и уровень жизни.
Кстати, коучи и будущие коучи, а где вы ищите или будете искать людей для своих консультаций? Вот эта ссылка вам поможет в получении потока клиентов на ваши коуч сессии.
Пожалуй, если я буду развивать эту тему, то это уже не будет о том, что такое коучинг простыми словами. Поэтому, на сегодня у меня все. Поделитесь данной статьей со своими друзьями. А вдруг она поможет им принять решение: быть или не быть?