Kpm фарфор made in poland
Kpm фарфор made in poland
KPM фарфор – главный соперник Мейсена
Производство фарфора на Королевской мануфактуре (КРМ) в Берлине началось в 1763 году. На клейме предприятия, как свидетельство высочайшего качества, изображён гербовый скипетр прусских монархов. В настоящее время он дополнен аббревиатурой КРМ и наносится методом штамповки, синей краской под глазурь. Почти вся продукция мануфактуры производится вручную, с применением уникальных исторических технологий. Особенно популярны вазы, сервизы и пласты с изысканной художественной росписью, а также скульптурные фигурки в стиле рококо.
История
В 1751 году берлинский торговец шерстью Вильгельм Каспар Вегели обратился к прусскому королю Фридриху II (Великому) с просьбой о покровительстве. Он хотел изготавливать фарфор, не уступающий мейсенскому. Вегели ждал от короля – большого ценителя тонкостенной керамики, особых привилегий: освобождения от пошлин на импорт сырья и защиты от всех видов конкуренции. Кроме того, он просил выделить под производство комендантский дом на Фридрихштрассе – в самом аристократическом районе Берлина.
Фридрих II не только согласился на эти условия, но и добавил ещё одну привилегию – засекретил рецепт фарфора, добытый протеже. Никто не должен был знать точный состав сырья. Даже таможенникам, при перевозке каолиновой массы через границу, не разрешалось досматривать бочки Вегели. А работники мануфактуры давали присягу о неразглашении тонкостей производственного процесса. Этот шаг короля не был спонтанным актом щедрости – просто эксклюзивный фарфор стоил дороже.
Вегели много сил вкладывал в развитие мануфактуры. Приглашённый им скульптор Эрнст Генрих Рейхард создал ряд моделей в духе рококо – этот стиль был любимым у Фридриха II. Пышные композиции с аллегориями, путти или галантными сценками из жизни высшего общества, ничем не уступали мейсенским. Рейхард также усовершенствовал рецепт фарфоровой массы, что позволило получать более тонкие и прочные изделия. Вместе с ним работали два живописца: Исаак Клаус и Фридрих Рот.
Тяготы Семилетней войны
В 1756 году Фридрих II напал на Саксонию, обвинив её в поддержке антипрусской коалиции. В числе других городов, он захватил Мейсен, установив контроль над фарфоровой мануфактурой и её складами в Дрездене и Лейпциге. Заставив саксонцев работать на себя, прусский король потерял интерес к собственному производству. Кроме того, он по заниженной цене продал запасы со складов Генриху Карлу фон Шиммельману – крупному поставщику провианта для армии. Это привело к общему удешевлению фарфора.
Напрасно Вигели напоминал о королевских привилегиях и даже посетил Мейсенскую мануфактуру, в надежде узнать секреты конкурентов. Фридрих Великий, с одной стороны увлечённый саксонским «белым золотом», а с другой вынужденный тратить почти все средства на армию, отказался поддержать берлинца. А поскольку процветание мануфактуры Вигели зависело от королевской милости, оно оказалось недолгим. В 1957 году предприятие обанкротилось. Владелец передал оставшиеся фонды и право собственности крупному финансисту и мануфактурщику Иоганну Эрнсту Гоцковскому.
Вторая попытка
Уроженец Польши, Гоцковский в 14 лет переехал в Берлин, где успешно обучался торговле и вскоре создал свою империю на продаже зерна, дорогих тканей, а также предметов роскоши и искусства. Собрание картин Гоцковского положило начало коллекции Эрмитажа. Однако наибольшее влияние предприниматель оказал на послевоенную Пруссию. С Фридрихом Великим Гоцковский сблизился на почве масонства – оба они состояли в одной ложе. Король советовался с торговцем по многим экономическим вопросам, в частности, поручил заняться производством шёлка, чтобы опередить на европейском рынке Францию.
В 1761 году Гоцковский взялся за возрождение берлинской фарфоровой мануфактуры. Пользуясь подчинённым положением Саксонии, он пригласил двух мейсенских мастеров – скульптора Фридриха Элиаса Майера и художника Карла Вильгельма Бёме. Они разрабатывали образцы изделий. Должность главного модельмейстера и арканиста предприятия Гоцковский оставил за Рейхардом. Кроме того, он выстроил для мануфактуры новое здание, рядом со своим домом на Лейпцигерштрассе 4. По этому адресу – в нескольких шагах от Потсдамской площади и Бундесрата Германии, производство находится и сегодня.
Получив второй шанс, берлинская мануфактура стала быстро развиваться. Чему немало способствовал Майер – лучший ученик модельмейстера Мейсена, Иоганна Кендлера. Мануфактура приобрела высокий статус не только в Пруссии, но и за её пределами. Фридрих II лично курировал производство, давал рекомендации относительно декора, стиля и цветовой гаммы. По его инициативе на сервизах появился «фирменный» оттенок «Вleu Мourant», дословно – «умирающий синий», который был популярен при прусском дворе. В целом, мануфактура ориентировалась на вкусы высшей знати, а её продукция украшала залы дворцов, создавая особый, уникальный колорит. По примеру других европейских правителей, Фридрих использовал эксклюзивный фарфор и для дипломатических подарков.
В настоящее время продукция КРМ, периода Вигели и Гоцковского встречается крайне редко и ценится выше всего. Её легко узнать по буквам «W» и «G» на клеймах. Несмотря на популярность раннего КРМ, приобретать его нужно с осторожностью – антикварный рынок наводнён фальсификатом.
Под патронатом короля
19 сентября 1763 года Фридрих II выкупил фарфоровую мануфактуру за 225 000 прусских рейхсталеров. Это была крупная сумма, поддержавшая и ценимого королём финансиста, и молодое предприятие. Под монаршим патронатом начался расцвет производства. Предприятие получило статус Королевской фарфоровой мануфактуры и клеймо со скипетром курфюста Бранденбургского – основателя независимой Пруссии.
У 146 сотрудников КРМ появился фиксированный рабочий день, обязательное медицинское страхование и пенсия. Фабрика перестала использовать детский труд, а семьям работников, погибших на производстве, назначили материальную помощь. Параллельно с улучшением социальных условий, усилилась и техническая мощность КРМ, оптимизировался трудовой процесс. Доход работников намного превысил средние показатели по отрасли. Это положительно сказалось на качестве продукции, которое неуклонно росло.
Рококо
Рокайльные мотивы встречаются у многих фарфоровых заводов Германии и КРМ не стал исключением. Фридрих II особенно любил этот манерный, нарочито декоративный стиль, несмотря на личную неприязнь к его создательнице – мадам де Помпадур. С 1763 по 1786 год, практически до своей смерти, прусский король оставался самым крупным и как он говорил, «лучшим покупателем» подопечного предприятия. Его коллекция включала 21 сервиз от КРМ. Каждый создавался под конкретный интерьер, что учитывалось при выборе тематики и цветового решения. Например, золочёный рельеф кофейного сервиза Neuzierat гармонировал с лепниной на потолке Нового дворца в Потсдаме. Обеденные ансамбли включали до 500 наименований посуды и обязательные скульптурные композиции для центра стола.
В настоящее время, кроме Neuzierat, выпускается ещё три сервиза эпохи Фридриха Великого. Это:
В 1784 году парадная полихромная роспись Neuzierat была заменена уточённым флористическим рисунком бледно-голубого оттенка «Вleu Мourant». Сервиз предназначался для личных покоев короля, выдержанных в той же гамме. Современным предприятием выпускаются не только оба цветовых варианта, но и альтернативная – чисто белая разновидность.
Классицизм
В 1786 году царственный покровитель КРМ умер, оставив руководство на своего племянника – Фридриха Вильгельма II. Новый владелец, следуя духу времени, отказался от пышного рококо в пользу утончённого и строгого ампира. Сотрудничество с выдающимся архитектором Карлом Шинкелем, а также скульпторами Иоганном Шадовым и Кристианом Раухом, позволило предприятию выйти на недосягаемо высокий уровень. Фарфор КРМ был признан одним из лучших в Германии, особенно в сфере художественной росписи. Мастера в совершенстве овладели сложной техникой «ведута» – детальным изображением городских пейзажей.
Наиболее выдающимся представителем этого жанра был художник Карл Даниэль Фрейданк. С 13 лет он обучался в школе при Королевской фарфоровой мануфактуре, а затем некоторое время работал в живописном цехе. Его пейзажи отличались тончайшей прорисовкой и великолепным колоритом. С 1832 года Фрейданк писал маслом образцы и шаблоны для копирования. Он создал множество эскизов общественных зданий в Берлине и Потсдаме, а также красивейших замков Силезии и Рейнской провинции. Картины при помощи эпископического проекционного аппарата переносились на вазы, декоративные тарелки или пласты, а затем копировались живописцами по фарфору. Роспись в технике «ведута» по историческим образцам до сих пор практикуется на КРМ.
В 1790 году для герцога Курляндии Петера фон Бирона был изготовлен обеденный сервиз из 87 предметов. Его главным украшением стал рельефный бордюр с позолотой, выдержанный в античном духе. Позднее, в честь первого владельца, сервиз переименовали в «Курляндский». Автор дизайна – художник по фарфору Иоганн Карл Фридрих Ризе, вдохновлялся традиционным английским столовым серебром. «Курляндский» сервиз приобрёл популярность и стал тиражироваться сразу после создания. Фридрих Вильгельм II преподнёс ещё один комплект с уникальной росписью яркими полевыми цветами дяде – принцу Генриху Прусскому. А к 250-летию КРМ появились ещё две версии дизайна: в чёрном цвете, с отводкой 24-каратным золотом или в белом – с бисквитными декоративными вставками.
Клейма
Берлинский фарфор – извечный соперник Мейсена в борьбе за отраслевое лидерство. Коллекционеры высоко ценят оба бренда, но у славы есть и обратная сторона. Производители чаще других становятся мишенью фальсификаторов. Подделки наводнили рынок уже в XIX веке, когда небольшие мастерские расписывали «бельё», отбракованное КРМ.
Чтобы защититься от мошенников, предприятие время от времени вносит изменения в товарный знак. Это значительно упрощает атрибуцию фарфора КРМ по годам. Основное клеймо наносится кобальтом после первого утильного обжига. Его наличие подтверждает высокое качество продукции и её соответствие техническим стандартам. Затем изделия ещё раз глазуруют и обжигают, после чего краситель спекается с покрытием. Фарфор второго сорта отмечают специальной зашлифованной линией на скипетре. Верхний глазурный слой при этом может отсутствовать. Предметы декора из бисквита маркируют до утильного обжига.
Что нужно знать коллекционеру:
Сервиз столовый KPM + сервиз кофейный KPM
Cтоловый сервиз KPM, датируется 1946 г. Превосходное состояние! + кофейный сервиз KPM 1946 г. Можно приобрести раздельно. Столовый сервиз 40 т.р. Кофейный 15 т.р. Цена за оба 45 т.р.
Немного истории:
Первая фабрика в городе Вальденбург была основана С. С. Рауш в 1820 году. Второй завод открыл предприниматель Трауготт Хайн в 1829 году. У этих двух фабрик была очень интересная судьба. В 1831 г. эти фабрики перешли в собственность Карла Франца Кристера, который владел месторождением каолина близ города Мейсен в Саксонии, который он использовал как источник сырья, а кварц поставляли из карьера в Schreiberhau.
С самого начала он в точности копировал элементы стиля и базовое клеймо Королевской фарфоровой мануфактуры (KPM) в Берлине.
Качество его фарфора было на высочайшем уровне, поэтому он успешно экспортировался для клиентов по всей Европе и Северной Америке в 1849 г. Со временем его бизнес стал довольно известным и дальнейшее признание было достигнуто благодаря медали которой наградили его изделия на exhibitiona во Вроцлаве (1852) и Париже (1867). Карл Кристер умер в том же году в возрасте 65 лет.
Следует отметить, что в то время, как он умер, бизнес превратился в одну из крупнейших фирм возглавляемой одним человеком. наследники успешно развивали его бизнес и 1913 г. на его фабриках было занято около 800 рабочих. В 1920 г. собственники реорганизовали компанию в акционерное общество. В 1921 г. компания стала частью Розенталь фарфор. Но старое название сохранилось.
В 1945 г. советские войска заняли г. Вальденбург и он перешел в состав Польши.
Производства фарфора с клеймом KPM made in Poland осуществлялось в 1946 г. Позднее, применялись разные клейма, в том числе «отель фабрика порцелани кшиштоф».
Вот такой вот фарфор. Не просто превосходного качества и в отличнейшем состоянии, но и с историей!
Отличный подарок, который будет «ко двору» в любом доме!
Все товары бренда KPM
Изысканное убранство стола – большая гордость известной мануфактуры KPM. Король Пруссии Фредерик II контролировал всю работу мануфактуры, и в 1763 году его именем была названа небольшая фабрика, которую он приобрел в Берлине, и она стала называться Konigliche Porzellan – Manufaktur (Королевская Фарфоровая Мануфактура). Этот факт также стал отражаться и в торговой марке KPM – синем королевском скипетре. Именно с тех самых пор скипетр и стал символом безупречного качества и отличной красоты фарфора.
Именно поэтому фарфор компании KPM задает стандарты для стиля многих эпох. На сегодня фарфор этой компании сочетает в себе эстетичную форму и тонкую художественность. Эти качества придают каждому изделию особую привлекательность. За всю историю производства, на творениях были нанесены сюжеты, связанные с историей Берлина, также некоторые сервизы и названы именем города.
Частью дизайнерской компании данного производства является сочетание новейших технологий производства и история ремесленников. Ярким примером этого служит коллекция ваз или же Берлинского сервиза. Эти два известных творения сочетания трудов мастерской искусства и дизайнера Энцо Мали.
Сервизы Urania, Urbino и Hallesche заслуживают особого внимания, так как обладают вечной и элегантной формой. Эти сервизы – современные и вечные.
Сервиз Urbino использует в основе сферическую форму, созданную Трюдом Петри специально для КРМ в 1930-1932 годах. И этот простой интерес со временем перерос в функциональность. К примеру, если перевернуть крышку супницы, то она становится вазой. На протяжении многих лет этот дизайн выигрывает много призов и актуален в наше время.
Для празднования годовщины компании Трюд Петри и Зигмунд Шуте создали сервиз под названием «Arcadia». Выгравированный рельеф иллюстрирует историю земли Аркадии.
Искусство отражает современный мир, так как происходят поиски новых идей и тематик. Каждая эра изделий компании отражает свою историю. Со временем знаменитые художники и скульпторы стали создавать фарфор в Германии.
225-я годовщина фирмы запомнилась открытием нового вида рисунка Naturelle, нежнейшие оттенки миртового цвета в современном аспекте отлично сливаются с многовековыми рельефами формы. Rocaille – королевский фарфоровый сервиз, который украшает столы многих резиденций.
Мануфактура КРМ создает также шедевры и ручной работы. Каждый предмет расписывается вручную и неоспоримо является произведением искусства. Поэтому визитной картой компании является великолепная ручная роспись.
Компания внесла свой значимый вклад в историю современного фарфора, благодаря прекрасному сочетанию художественного мастера и современных технологий. Фарфор КРМ является синонимом современного классицизма.
На сегодня, фарфор компании КРМ является излюбленным подарком, который сопровождает президента и мэра при проведении официальных приемов и мероприятий. Столы в посольствах Германии декорированы именно таким фарфором. Но иметь фарфор КРМ не только преимущество богачей, также на столах у многих семей присутствуют такие предметы интерьера.
Фарфор КРМ
User’s Awards
Прикрепленные изображения
User’s Awards
Прикрепленные изображения
User’s Awards
Прикрепленные изображения
User’s Awards
Прикрепленные изображения
User’s Awards
QUOTE (Stobaksov @ Apr 26 2008, 09:53 PM) |
Иногда марка смывается даже горячей водой. |
User’s Awards
User’s Awards
Для того, что-бы это понять, не обязательно быть «гончаром». Достаточно быть коллекционером.
. Терракота – разновидность грубой керамики. Она известна с эпохи неолита, т.е. более 5 тыс. лет до н.э. Слово терракота итальянское. Его дословный перевод означает обожженная земля. Терракота выпускается промышленностью в виде неглазурованных однотонных керамических изделий с пористым черепком красного, коричневого или кремового цветов. Цветовой оттенок терракоты в значительной степени зависит от условий обжига. Ее водопоглощение от 8 до 10%. Глины для производства терракоты распространены довольно широко. В современном строительстве терракота используется в виде архитектурно-декоративных изделий и применяется для художественной отделки интерьеров, оформления садов и парков в виде вставок, розеток, барельефов, плиток для стен и садовых дорожек, камней для оград и штакета для клумб.
При обжиге глины в атмосфере углеводородов, образующихся, например, при сжигании смолистых корней хвойных деревьев, можно получить керамические изделия серебристо-черных тонов. Этот цвет обусловлен графитом, образующимся при каталитическом разложении углеводородов на поверхности раскаленной глины. Данным приемом исстари пользовались украинские кустари-гончары, изготавливая свою известную черную неглазурованную керамическую посуду.
Дренажные трубы
Дренажные трубы применяют при мелиоративных работах в сельском хозяйстве, при осушении торфяных болот, а также при осушении местности под зданиями и сооружениями.
Их изготавливают из кирпичных глин, не содержащих гальки. Их пористость может достигать 20%. Дренажные трубы чаще всего делают гладкими, неглазурованными, без раструбов для укладки впритык. Иногда выпускают глазурованные трубы с отверстиями для воды и фланцами. Эти трубы более прочные и менее размокают в сырых грунтах.
Майолика
Майолика близка по свойствам и качеству к терракоте, только в отличие от последней покрыта глазурью. Глазурь придает изделию влагонепроницаемость, предохраняет от загрязнений, улучшает внешний вид, повышает прочность. Для грубых керамических изделий, к числу которых относится и майолика, доступной и дешевой является соляная глазурь. Для ее нанесения на поверхность изделия в топку раскаленной печи (1040. 1180°C) вводят каменную соль (NaCl) и водяной пар. При этой операции в окислительной атмосфере цвет изделия будет коричнево-желтым, а в восстановительной – серым. Изделия, покрытые соляной глазурью, имеют неровную поверхность, что снижает качество изделий. При соляном глазуровании происходит гидролиз хлорида натрия и хорошие глазури имеют состав от Na2O·0,5Al2O3·2,8SiO2 до Na2O·Al2O3·5,5SiO2.
Полноценная глазурь – прозрачное бесцветное или окрашенное стекловидное покрытие, хорошо растекающееся при нанесении на черепок. Глазурь обеспечивает изделию гладкость поверхности и декоративный эффект. Прочности сцепления глазури с черепком способствует оксид кальция CaО. Он приводит к образованию промежуточного слоя, воспринимающего и гасящего напряжения, возникающие между глазурью и черепком при быстрой смене температур вследствие различных коэффициентов температурного расширения. Поэтому в майоликовых массах для производства печных кафелей (для которых неизбежны частые температурные перепады) содержание CaО доходит до 37. 38%.
Высказываются предположения, что слово «майолика» происходит от острова Мальорки в Средиземном море – главного центра по экспорту испано-мавританской керамики в Италию. Майолика широко применялась уже в 2. 1 тысячелетии до н.э. в Ассиро-Вавилонии, затем в Средней Азии, позднее в Испании и Италии. В X. XII вв. в Киевской Руси майолику использовали для облицовки стен, настилки полов, обрамления оконных и дверных проемов в церковных и дворцовых зданиях. В наше время она широко применяется для отделки интерьеров общественных и промышленных зданий. Со временем на поверхности майолики появляется сетка волосяных трещин, что свидетельствует о большом различии коэффициентов температурного расширения глазури и черепка.
Терракотовые и майоликовые изделия часто имеют сложную конфигурацию. Для ее придания изделия отливают в гипсовых формах или штампуют на прессах в металлических пресс-формах.
Фаянс
До изобретения фарфора фаянс был самым ценным керамическим материалом. От фарфора он отличается гораздо большим содержанием глины (до 85%) и характеризуется гораздо более высокой пористостью, водопоглощением (до 20%), а также меньшей, по сравнению с фарфором, механической прочностью. Температура обжига фаянса значительно ниже (вплоть до 950°C), чем температура обжига фарфора. В зависимости от качества глины цвет фаянса изменяется от белого до кремового. По причине высокой пористости фаянсы всегда покрывают глазурью. Поэтому некоторые виды майолики приближаются к фаянсу. Глазурь может быть прозрачной, цветной или глушоной. Введением в состав фаянсовой массы шамота – алюмосиликатного материала, содержащего 30. 45% оксида алюминия Al2O3 и 54. 70% диоксида кремния SiO2, получают шамотированный фаянс, который обладает повышенной термостойкостью и устойчивостью к ударам. Из такого фаянса изготавливают ванны, раковины и другие санитарно-технические изделия.
Название «фаянс» произошло от города Фаэнца (Северная Италия), в окрестностях которого в XIV. XV вв. было широко развито керамическое ремесленничество. В третьей четверти XVI в., вследствие восхищения китайским фарфором, который ввозился в Италию через Венецию, в Фаэнца налаживается и интенсивно развивается производство белой майолики. Однако нужно иметь в виду, что в это время в Европе майоликовые изделия называли фаянсовыми.
Фаянс, производившийся в Европе, характеризовался непросвечиваемостью. Персидский фаянс, производство которого прошло длительную эпоху подъема и расцвета (с X по XVII вв. н.э.), имел хорошо просвечивающий черепок. Он готовился из массы, богатой кварцем, с небольшими добавками остекленной после обжига глины. На всех старинных фаянсовых изделиях на глазури имеется сетка мелких трещин. (Специалисты называют сетку этих трещин – цеком. На фарфоровых глазурях цек встречается гораздо реже.) Для коллекционеров и ценителей керамики сетка трещин служит признаком возраста изделия. Причиной разрыва глазури и образования трещин является склонность фаянса к обратимому поглощению влаги и набуханию, вследствие чего объем черепка увеличивается в пределах 0,016. 0,086%.
Фарфор
Фарфор – самая благородная керамика. Это материал, состоящий из каолина, глины, кварца и полевого шпата. Его характерные признаки: белый цвет, отсутствие пористости, высокая прочность, термическая и химическая стойкость. Для хозяйственного фарфора ценится просвечиваемость.
Прикрепленные изображения
User’s Awards
QUOTE (Stobaksov @ Apr 26 2008, 09:53 PM) |
Иногда марка смывается даже горячей водой. |
User’s Awards
QUOTE (sch @ May 3 2008, 08:32 PM) |
А это что за KPM на квадратной, салатнице чтоли? |
User’s Awards
QUOTE (sch @ May 3 2008, 08:32 PM) |
А это что за KPM на квадратной, салатнице чтоли? |
User’s Awards
Для того, что-бы это понять, не обязательно быть «гончаром». Достаточно быть коллекционером.
. Терракота – разновидность грубой керамики. Она известна с эпохи неолита, т.е. более 5 тыс. лет до н.э. Слово терракота итальянское. Его дословный перевод означает обожженная земля. Терракота выпускается промышленностью в виде неглазурованных однотонных керамических изделий с пористым черепком красного, коричневого или кремового цветов. Цветовой оттенок терракоты в значительной степени зависит от условий обжига. Ее водопоглощение от 8 до 10%. Глины для производства терракоты распространены довольно широко. В современном строительстве терракота используется в виде архитектурно-декоративных изделий и применяется для художественной отделки интерьеров, оформления садов и парков в виде вставок, розеток, барельефов, плиток для стен и садовых дорожек, камней для оград и штакета для клумб.
При обжиге глины в атмосфере углеводородов, образующихся, например, при сжигании смолистых корней хвойных деревьев, можно получить керамические изделия серебристо-черных тонов. Этот цвет обусловлен графитом, образующимся при каталитическом разложении углеводородов на поверхности раскаленной глины. Данным приемом исстари пользовались украинские кустари-гончары, изготавливая свою известную черную неглазурованную керамическую посуду.
Дренажные трубы
Дренажные трубы применяют при мелиоративных работах в сельском хозяйстве, при осушении торфяных болот, а также при осушении местности под зданиями и сооружениями.
Их изготавливают из кирпичных глин, не содержащих гальки. Их пористость может достигать 20%. Дренажные трубы чаще всего делают гладкими, неглазурованными, без раструбов для укладки впритык. Иногда выпускают глазурованные трубы с отверстиями для воды и фланцами. Эти трубы более прочные и менее размокают в сырых грунтах.
Майолика
Майолика близка по свойствам и качеству к терракоте, только в отличие от последней покрыта глазурью. Глазурь придает изделию влагонепроницаемость, предохраняет от загрязнений, улучшает внешний вид, повышает прочность. Для грубых керамических изделий, к числу которых относится и майолика, доступной и дешевой является соляная глазурь. Для ее нанесения на поверхность изделия в топку раскаленной печи (1040. 1180°C) вводят каменную соль (NaCl) и водяной пар. При этой операции в окислительной атмосфере цвет изделия будет коричнево-желтым, а в восстановительной – серым. Изделия, покрытые соляной глазурью, имеют неровную поверхность, что снижает качество изделий. При соляном глазуровании происходит гидролиз хлорида натрия и хорошие глазури имеют состав от Na2O·0,5Al2O3·2,8SiO2 до Na2O·Al2O3·5,5SiO2.
Полноценная глазурь – прозрачное бесцветное или окрашенное стекловидное покрытие, хорошо растекающееся при нанесении на черепок. Глазурь обеспечивает изделию гладкость поверхности и декоративный эффект. Прочности сцепления глазури с черепком способствует оксид кальция CaО. Он приводит к образованию промежуточного слоя, воспринимающего и гасящего напряжения, возникающие между глазурью и черепком при быстрой смене температур вследствие различных коэффициентов температурного расширения. Поэтому в майоликовых массах для производства печных кафелей (для которых неизбежны частые температурные перепады) содержание CaО доходит до 37. 38%.
Высказываются предположения, что слово «майолика» происходит от острова Мальорки в Средиземном море – главного центра по экспорту испано-мавританской керамики в Италию. Майолика широко применялась уже в 2. 1 тысячелетии до н.э. в Ассиро-Вавилонии, затем в Средней Азии, позднее в Испании и Италии. В X. XII вв. в Киевской Руси майолику использовали для облицовки стен, настилки полов, обрамления оконных и дверных проемов в церковных и дворцовых зданиях. В наше время она широко применяется для отделки интерьеров общественных и промышленных зданий. Со временем на поверхности майолики появляется сетка волосяных трещин, что свидетельствует о большом различии коэффициентов температурного расширения глазури и черепка.
Терракотовые и майоликовые изделия часто имеют сложную конфигурацию. Для ее придания изделия отливают в гипсовых формах или штампуют на прессах в металлических пресс-формах.
Фаянс
До изобретения фарфора фаянс был самым ценным керамическим материалом. От фарфора он отличается гораздо большим содержанием глины (до 85%) и характеризуется гораздо более высокой пористостью, водопоглощением (до 20%), а также меньшей, по сравнению с фарфором, механической прочностью. Температура обжига фаянса значительно ниже (вплоть до 950°C), чем температура обжига фарфора. В зависимости от качества глины цвет фаянса изменяется от белого до кремового. По причине высокой пористости фаянсы всегда покрывают глазурью. Поэтому некоторые виды майолики приближаются к фаянсу. Глазурь может быть прозрачной, цветной или глушоной. Введением в состав фаянсовой массы шамота – алюмосиликатного материала, содержащего 30. 45% оксида алюминия Al2O3 и 54. 70% диоксида кремния SiO2, получают шамотированный фаянс, который обладает повышенной термостойкостью и устойчивостью к ударам. Из такого фаянса изготавливают ванны, раковины и другие санитарно-технические изделия.
Название «фаянс» произошло от города Фаэнца (Северная Италия), в окрестностях которого в XIV. XV вв. было широко развито керамическое ремесленничество. В третьей четверти XVI в., вследствие восхищения китайским фарфором, который ввозился в Италию через Венецию, в Фаэнца налаживается и интенсивно развивается производство белой майолики. Однако нужно иметь в виду, что в это время в Европе майоликовые изделия называли фаянсовыми.
Фаянс, производившийся в Европе, характеризовался непросвечиваемостью. Персидский фаянс, производство которого прошло длительную эпоху подъема и расцвета (с X по XVII вв. н.э.), имел хорошо просвечивающий черепок. Он готовился из массы, богатой кварцем, с небольшими добавками остекленной после обжига глины. На всех старинных фаянсовых изделиях на глазури имеется сетка мелких трещин. (Специалисты называют сетку этих трещин – цеком. На фарфоровых глазурях цек встречается гораздо реже.) Для коллекционеров и ценителей керамики сетка трещин служит признаком возраста изделия. Причиной разрыва глазури и образования трещин является склонность фаянса к обратимому поглощению влаги и набуханию, вследствие чего объем черепка увеличивается в пределах 0,016. 0,086%.
Фарфор
Фарфоровая мануфактура «Каролина» (Польша)
На гербе и флаге небольшого польского городка Явожина-Слёнска (Jaworzyna Śląska) размещены два символа, которые позволили этому населённому пункту превратиться в город: эмблема железной дороги и стилизованная фарфоровая ваза. Когда-то этот пункт и вовсе не имел названия, но на пути железнодорожной линии из Бреслау (ныне Вроцлав) во Фрайбург потребовалось обозначить станцию. Кто-то, обратившись к истории, вспомнил, что Фридриху Великому, остановившемуся здесь на привал во время Семилетней войны, где-то неподалёку наладили палатку. Недолго думая, этому месту дали имя «Königszelt» («Королевская палатка»). Роль железной дороги, отражённая в местной геральдике, теперь разъяснилась. А что же ваза?
Немецкий период
В 1860 году сюда приехал Трауготт Зильбер – предприниматель, специализирующийся на строительстве. Заметив неподалёку богатые залежи глины и угля, Зильбер открывает здесь фирму «Silber & Comp.». Под «компаньонами» в названии фигурируют Август Раппсильбер и Карл Хакманн. Эта компания основывает фарфоровую мануфактуру. Три гибких ума придумывают хитрый ход. Пока на других фабриках фарфор расписывают вручную, здесь решили делать узор штампом. Предложенные узоры «Zwiebelmuster» («Луковый узор»), «Strohblume» («Соломенный цветок») и «Indisch Blau» («Индийская лазурь») отлично смотрелись на посуде, которую быстро раскупали. Отсутствие затрат на художников существенно увеличивало прибыль. Видя успех фабрики, сторонние инвесторы охотно вкладывали средства в её развитие. Фарфор высокого класса показывали на Вроцлавской промышленной выставке (1870 г.), а жюри Всемирной выставки в Вене (1873 г.) удостоило привезённые предметы дипломом. В 1872 году частичка «Comp.» обратилась к Зильберу с выгодным предложением о выкупе бизнеса, которое было принято, и фирма стала именоваться «Heckmann & Rappsilber». Возглавив фирму, Раппсильбер и Хакманн продолжили выпуск завоевавшего признание ассортимента, но перенесли офис из Кенигсцельта в Берлин. Вскоре Хакманн, получив существенное вознаграждение, тоже покинул фирму, а Раппсильбер прекрасно справлялся управлением «Porzellanfabrik August Rappsilber OHG» один, пока не решил уйти на покой. Возможность покупки фарфоровой фабрики привлекла мощную инвестиционную компанию Strupp-Konzern в лице её руководителя доктора Густава Штруппа.
С 1886 года в жизни мануфактуры начинается новый этап. Теперь это «Porzellanfabrik Königszelt AG» (название зарегистрировано 22 января 1887 года). Центр принятия решений переносится из столицы обратно в Кенигсцельт. Инвесторы, впрочем, больше интересовались не ассортиментом фарфора, а размещением акций для биржи и повышением их котировок. На счастье фабрики, ей заинтересовался Лоренц Хутшенройтер, которому в 1905 году удалось приобрести контрольный пакет «Porzellanfabrik Königszelt AG». Его средства немедленно влились в модернизацию мануфактуры, что существенно повысило её производительность.
История фарфоровой мануфактуры Karolina
Послевоенный раздел Германии отдал Силезию Польше. И тут же из Кенигсцельта, переименованного в Явожину-Слёнску, началось выдавливание немецкого населения, а на мануфактуре в основном работали немцы. Коллективу поступило предложение уехать в Баварию на завод фирмы «Porzellanfabrik Bareuther & Co» (г. Вальдзассен). Вместе со специалистами уехали и секреты фирмы, поэтому вскоре в Баварии начали делать то же оформление «Indisch Blau», под которое был создан бренд «Königszelt Bayern» («Königszelt Bavaria»).
Соусник, декорированный цветочной деколью «Роза», фарфор, деколь, золочение (1960-1990 гг.)
С 1951 года национализированная мануфактура именуется «Zakłady Porcelany Stołowej ‘Jaworzyna’ Śląska» («Завод столового фарфора Явожина Силезская») и управляется польским руководством. Со второй половины 1950-х гг. объект народного хозяйства признан важным, в связи с чем последовали модернизация и расширение мануфактуры. Имя «Каролина», использующееся и по сей день, появляется в названии фирмы в 1954 году. Так начинается новейшая история «Zakłady Porcelany Stołowej ‘Karolina’ Spółka». За пять лет мануфактура избавилась от устаревших угольных печей, перейдя на газ. Сюда завезли электрические туннельные печи для обжига надглазурных украшений. На этом работа не остановилась, так как ещё пять лет потребовалось для доведения автоматизации до совершенства. Теперь формование осуществлялось механически, а узор наносился трафаретной печатью. 1970-е гг. отметились вводом в эксплуатацию формовочных линий для чайной и столовой посуды, что позволило в 1980-е значительно поднять качество, конкурируя с западными фирмами.
Кофейные пары «Мадонна», фарфор, деколь, золочение (1970-1990 гг.)
После отмены социализма мануфактуру в 1993 году приватизировал сам трудовой коллектив. Произошёл редкий случай, когда в результате приватизации предприятие не сбавило объём, а увеличило темп выпуска, постоянно внедряя новые технологии и продолжая удешевлять производство. Закуплена новая печь для подглазурного декорирования. Освоен выпуск посуды для микроволновых печей, не страдающей при мытье в посудомоечной машине. Сейчас «Каролина» не только продолжает выпуск посуды, но и предлагает желающим закупить организацию производства фарфоровой посуды с нуля, так как здесь накоплен огромный опыт.
Ныне «ZPS KAROLINA» предлагает около 1350 наименований фарфоровых изделий, состоящих из 60 гладких, рельефных, фестончатых, круглых, квадратных, прямоугольных и овальных форм. Изделия декорированного или недекорированного фарфора формируются в сервизы или наборы. Кроме того, ZPS KAROLINA является единственным польским производителем кремового фарфора, относящегося к тонкостенному костяному фарфору (в его состав кроме базовых элементов входит костяная зола). Продукция «Каролины» неоднократно завоевывала престижные европейские награды.