Кракелюры что это декоративный эффект
Мастер-класс Материалы и инструменты Кракелюр Кракелюры Инструкция для начинающих Краска
Одношаговый лак фирмы Таир. Всегда растрескается! Он наносится между контрастными красками, растрескивая верхний слой. Наносится грунт, потом краска-лак-краска, потом можно наклеить салфетку, рисовую карту, что угодно и только потом финишный лак, закрепляющий работу. Будьте осторожны, некоторые лаки не дружат с кракелюрными и норовят тоже растрескаться или вообще скукожиться и отпасть. Рекомендую нанести кракелюрный лак на пробном предмете и попробовать покрыть финишным лаком, чтобы посмотреть, присутствует ли у них симбиоз.))
Примеры моих работ с одношаговым кракелюрным лаком. Первый слой золотой, второй коричневый. Кстати сказать, вся краска с металликой НЕ подлежит использованию для второго слоя, она НЕ растрескивается. Использовать можно только в качестве первого слоя.
Вот два слоя второго лака. Трещины по 5 мм получаются. Затирала сухим пигментом золотым. Если пигмент прилип не на трещины, я беру влажный ватный диск и осторожно подтираю. Сразу всё хорошо убирается, пока не засохло.
Тут пигмент серебряный.
Лак Идеа. На белых работах нежелателен, так как желтит. После того, как затёрли, надо подставить работу под не сильную струю воды и смыть второй слой лака. Пальцами не касаться, так как сотрёте сам кракелюр, не беспокойтесь, вода сама смоет всё что надо. Мне нравится.
Кракелюр красивый получается.
Такие тонкие изломанные трещины. Затирала восковым карандашом.
Лаки Идиго. На водной основе, поэтому не имеет запаха. Сетка получается красивая, тоже можно делать толще или тоньше трещины. Очень хорош на белых и голубых поверхностях, не желтит. На банке и вид трещин показан и инструкция по применению.
Этот графин сделан с двумя видами кракелюра. Внизу одношаговый, а вверху двухшаговый, Идиго.
Ещё Идиго. Затирала масляными красками.
Шеллак и Гуммиарабик. Очень изысканный и тонкий кракелюр, очень дорогие баночки. Желтит немного.
Чем толще второй слой, тем реже трещины.
Нитяные кракелюры фирмы Хобби. На водной основе. Кракелюр действительно получается очень тоненький.
Вот так получается на досочке.
Это фацетный лак. На крышке нарисовано, что получится. Есть разных цветов. Наносится на загрунтованную и окрашенную в контрастный цвет поверхность. Это так сказать и краска и лак в одном. На вид как паста. Наносить мастихином как написано в инструкции. Тоже, чем толще слой, тем больше трещины.
Теперь о том, чем надо затирать. Затирают только двухшаговый кракелюр, надеюсь, это понятно. Кракелюр можно затирать сухим пигментом. Цвета в основном с металликой. Когда я не могу подобрать цвет, я беру старые тени и затираю ими.
Восковые мелки. Я пользовалась один раз, мне не очень понравилось, поэтому оставляю без комментариев.
Масляные краски. В наборе нет металлики, но можно затирать и ими. Я пальцем втираю в кракелюр, потом протираю сухой тряпочкой. Нравится. Можно использовать, если кракелюр слегка пересушен и пигмент не прилипает.
Успехов вам, мастера и ученики декупажа.
Спасибо большое Верочка. Тоже думаю заняться кракелюром,утащила в копилку,буду читать и тренироваться.Благо не надо искать по всему интернету,все на месте.
Спасибо, Валентина за добрые слова! Я надеюсь, смогу помочь. И обязательно почитайте Елену Островскую, я на основе этих записей училась, всё понятно и доходчиво написано и показано.
спасибочки! пригодится!очень нужная информация!
И Вам спасибо, Светлана!
Верочка, большое спасибо за подробный разбор полетов. Очень нужная публикация!
Да, Ирина, люди много спрашивают, поэтому и решила сделать такую памятку.
.
Спасибо Вам огромное. Я пока еще не решилась даже пробовать что то с кракелюром. Боюсь.Вы так доступно все описали.Что можно рисковать
Да ничего страшного и нет! Надо только себе решить, какой вид трещин больше нравится и купить его. А там придётся пробовать, деваться уже некуда будет.)))
Полезная информация, спасибо!)) А как Вы относитесь к кракелюрам в виде спрея?)) В магазинах большой выбор, только решиться пока не могу) Спасибо)
Спасибо за комментарий, Таня!
И Вам спасибо! Пользуйтесь на здоровье!
Анна Якимова (Терентьева)
Спасибо, Анна! Я фацетный покрывала алкидным, мне показалось, что акриловый тоже потрескается. А расход зависит от объёма покрытой поверхности, обычно им стараются не очень большие места покрывать.) Я толщину делала около 1,5-2 мм.
Спасибо большое за информацию, очень пригодилась.
Все тайны одношагового кракелюра
Поверхности.
Пористые поверхности.
Стекло и глазурованная керамика.
Перед тем, как делать одношаговый кракелюр на стекле- его необходимо тщательно помыть и обезжирить- протереть спиртом.
После этого наносим на стекло грунт. Не стоит наносить акриловый грунт на стекло, если вы хотите в дальнейшем использовать это изделие в быту. Так как грунт может легко сойти пленкой вместе со всем декором.
Лучше использовать специальный грунт для стекла. Такой грунт выпускает фирма Maimeri. В банке этот грунт мутновато-белый, при высыхании становится абсолютно прозрачным. Наносить этот грунт следует в один слой плоской синтетической кистью. Кисть после использования моем в воде.
Также, вместо специального грунта стекло можно покрыть клеем-лаком для декупажа фирмы Viva decor. В ассортименте есть матовый и глянцевый клей. Этот клей-лак универсальный, подходит для техники декупаж как на пористых поверхностях, так и на стекле.
Металл.
Для металлических поверхностей существует специальный грунт, который продается в строительных магазинах.
Наносит обычный акриловый грунт на металл не стоит, потому что, как и в случае со стеклом, он может сойти пленкой.
Старые поверхности.
Если у вас возникло желание обновить старую мебель, покрытую лаком, то здесь придется набраться терпения и запастись свободным временем, т.к. это процесс не быстрый.
Перед тем, как грунтовать старую лакированную поверхность ее нужно очистить от старого лака.
Если слой лака небольшой, то можно убрать его при помощи грубой наждачной бумаги. Если же это старая добротная советская лакировка, то в этом случае нужна тяжелая артиллерия- специальные средства на основе растворителя, которые продаются в строительных магазинах или же промышленный строительный фен(обычный не поможет).
Какой бы способ вы не выбрали- специальное средства для очистки от старого лака или спец.фен- нужно быть готовым к сильным малоприятным запахам растворителя. Поэтому лучше всего убирать старый лак с мебели в хорошо проветриваемом помещении, на лестничной клетке или на улице.
Для работы нам понадобится:
— декорируемый предмет
— грунт
— акриловая краска (цвет фона+цвет трещин)
— одношаговый кракелюрный лак
— кисть плоская синтетика
— спонж
— акриловый лак
— стаканчик с водой
— салфетки для вытирания кистей
Порядок работы:
Одношаговые кракелюрные лаки всех фирм на водной основе (кисть после работы отмываем в воде).
4. После полного высыхания краски, при желании, можно приступать к дополнительному декору поверхности: сделать декупаж, нанести акриловую краску или структурную пасту через трафарет, сделать рисунок контурной краской и многое-многое другое.
5. В завершении, для защиты работы от влаги и царапин покрываем ее финишным акриловым лаком (глянцевым, сатиновым или матовым). Лак наносим плоской синтетической кистью.
Кракелюрный лак для стен: плюсы и минусы
Уникальная декоративная штукатурка придаёт стенам эффект растрескивания. Применение этого покрытия отличается техникой нанесения раствора. Он создает удивительный узор. Достичь декоративного эффекта можно, если использовать специальный штукатурный состав. Его накладывают на основание по специальной технологии. Есть несколько видов раствора, каждый из них имеет особенности и преимущества.
Актуальность отделки стен
Этим средством можно сделать декор интерьера необычным. Техника окрашивания основана на создании яркого узора из тонких трещин, что внешне напоминает состарившуюся, потрескавшуюся поверхность. Спросом пользуется винтажный, венецианский стиль, из-за чего искусственное состаривание часто используется в интерьерах. Добиться результата можно, если взять качественный лак, который наносят между двумя слоями краски разных оттенков.
Стены с имитацией состаривания будут уместны в стиле кантри и классике. Такой техникой можно видоизменять потолок, двери, окна. Такой ремонт выполнить сможет даже новичок.
Важно! Двухкомпонентный лак требует аккуратности и терпения, сохнет он долго. Но если стена достаточно ровная, то ее можно покрыть однокомпонентным средством.
Преимущества и недостатки
Декоративная штукатурка на основе кракелюра имеет положительные и отрицательные характеристики. Это должен понимать тот, кто решил использовать его в своем доме. Преимущества:
Нельзя забывать о недостатках, которые тоже влияют на итоговое качество ремонта:
Декорирование поверхностей своими руками
Если соблюдать рекомендации специалистов, выполнить необходимые ремонтные работы можно своими силами, сохранив приличную сумму семейного бюджета. Для этого необходимо подготовить инструменты и расходные материалы:
Затирку и саму краску необходимо выбирать контрастных оттенков, чтобы узор выделялся, был ярким. Трещины могут иметь разную форму. Если лак наносить кистью, рисунок будет параллельным и глубоким. Для работы нужна плоская кисть с синтетической щетиной. Если без губки не обойтись, то она должна быть подходящего размера, чтобы было удобно пользоваться. Чтобы узор был разнообразным, мазки можно наносить в разных направлениях.
Стильный вариант
Лак выпускают двух видов:
Из видеоролика можно узнать, как делается декоративная покраска с аккуратными трещинами:
Подготовка основания
Многофункциональный кракелюр – финишное покрытие, которое можно наносить только на обработанную стену. Для хорошего результата требуется придерживаться следующей схемы:
Особенности применения лака на практике
Для работы может понадобиться валик, кисть, узкий и широкий металлический шпатель. Стену окрашивают акриловой краской в два слоя. Этот цвет будет виден в трещинах.
Важно! В качестве основы выбирают светлые оттенки. Часто дизайнеры используют перламутровый и золотой цвет. Сильного резонанса в оттенке основы и финишного покрытия лучше избегать. Иначе трещины будут смотреться не естественно.
Мастеру предстоит нанести первый слой кракелюра, дать ему высохнуть в течение 4 часов. Если раствор разравнивают по поверхности горизонтально или вертикально, трещины будут постепенно проявляться в таком порядке. Поэтому лучше делать разнонаправленные мазки, чтобы результат был гармоничным. Производители указывают время высыхания раствора. Чтобы не ждать, можно ускорить процесс строительным феном.
Нанесение средства валиком
Стену нужно обработать водоэмульсионной краской. В штукатурку добавить колер, чтобы на финальном этапе не пришлось ее обрабатывать. После стену обдувают феном, на ее поверхности проявляются трещины. Для полного высыхания покрытия должно пройти минимум 24 часа. Мастеру нужно помнить, чем толще слой декоративной штукатурки, тем глубже трещины. После высыхания поверхности можно использовать воск, что подчеркнёт выразительность. Можно применить эмаль.
Аккуратно обрабатывать стыки, чтобы избежать подтеков и наслоений. Полное растрескивание покрытия займет 24—30 часов, потом стены обрабатывают защитным составом. Губкой наносят декоративный лак на окрашенные поверхности. Ещё можно использовать натуральный воск. Он придаст финишному слою дополнительную привлекательность.
Если основой была структурная штукатурка, ее ошкуривают наждачной бумагой по всей площади. Затем щеткой выметают пыль из щелей. Во время шлифовки нельзя сильно надавливать на стены. Защитный лак распределяют по поверхности, излишки растирают по прожилкам, убирают губкой. Средство прозрачное, с серебристым, перламутровым или золотистым эффектом.
Базовый набор мастера
Нанесение двухкомпонентного лака
Принцип работы с этим средством отличается трудоемкостью, но затраченные силы себя оправдывают, результат получается отличным. Саму стену окрашивают в выбранный цвет, после, на сухую стену наносят универсальный лак. Через несколько часов процедуру повторяют. Затем обработать стену финишной штукатуркой либо краской.
Декорированная поверхность сохнет в течение суток, с применением фена, трещины будут более рельефными и глубокими. Затирку выполнять после высыхания верхнего слоя. Для этого подойдет масляная краска темных оттенков, золотой порошок, цветная сухая пастель. Мягкой губкой втирают средство в трещины. Излишки убирают ветошью, пропитанной растительным маслом. Готовую поверхность протирают сухой тряпкой и наносят защитный лак.
Отделка больших помещений
Декоративная поверхность может быть гладкой или рельефной. Можно нанести фактурную краску. Техника индивидуальна, но есть сходные моменты:
Правила ухода
Чтобы декоративное покрытие долго служило, нужно учесть несколько простых советов: поверхность нельзя обильно смачивать водой, для очистки запрещено использовать абразивные средства, химические соединения. Влажную уборку выполнять не чаще двух раз в неделю мягкой ветошью и мыльным раствором.
Стильный декор для кафе
Важно! Кракелюр – хрупкое покрытие, которое может пострадать от удара или во время перестановки мебели. Основание может треснуть в неположенном месте, что приведет к отслоению большого фрагмента. Восстановить прежний вид сможет только специалист.
Кракелюр выглядит эффектно, придает комнате особую атмосферу. Если правильно нанести лак и обеспечить уход, такое покрытие прослужит долго.
Заключение
В продаже есть оригинальные фактурные штукатурки, позволяющие создать эффект трещин. Но процесс трудоемкий, нужно иметь необходимые инструменты. Без навыков добиться результата будет проблематично. Лучше обратиться к специалистам, которые имеют необходимый опыт.
Больше интересной и познавательной информации по теме представлено в видеоролике:
Что такое кракелюр и чем он отличается от цека
Термины «Кракле» или «Кракелюры» знакомы каждому опытному керамисту, однако у начинающих мастеров возникает множество вопросов относительно их толкования. Значение слова «Кракелюр» приводится к любом словаре, тем более, что можно детально рассмотреть этимологию слова и на основе полученных данных сформулировать определение.
К сожалению, от этого количество вопросов едва ли уменьшится. Здесь нужна консультация керамиста со стажем или, как минимум, полноценная статья, раскрывающая всю сущность вышеуказанного понятия, от его значения, до методов получения.
Первая проблема возникает, когда читатель пытается сопоставить толкование терминов «Кракелюр» и «Цек». Действительно, их определения схожи по смыслу. Но главный парадокс заключается в том, что начинающий мастер не понимает, является ли кракелюр дефектом, возникшим по причине нарушения технологии обжига керамики, или это один из способов декорирования изделия. Постараемся внести ясность и ответить на поставленные вопросы.
Общее значение термина
Кракелюром или кракелюрами называются трещины, появившиеся на лаке или на краске. Обычно причина их возникновения – действие времени. Такие трещины можно наблюдать на старой керамике или на древних картинах. Еще одна причина растрескивания слоя лака или краски заключается в несоблюдении условия хранения или в резком перепаде температур. Кракелюр наблюдается локально или покрывает всю поверхность. Если говорить о живописи, то встречаются глубокие трещины, проходящие через все слои краски. Но иногда растрескивается только верхний слой. В керамике наблюдается нечто подобное.
В русский лексикон слово «Кракелюр» пришло из французского языка (craquelure), однако у него английские корни. Термин произошел от глагола to crackle — «трескаться».
Кракелюры известны мастерам еще с древности. Но в средневековье растрескивание воспринималось исключительно как дефект поверхности, поэтому создавались такие лаки, которые бы сохраняли целостность поверхности с течением длительного времени. Время показало, что полностью избежать трещин просто невозможно.
По картине, которую дают кракелюры, эксперты определяют возраст глиняного изделия, а также место, где оно было изготовлено. Искусствоведы разработали целый ряд критериев для оценки трещин. Особую роль играют форма, размер, направление и толщина.
Художники, чтобы избавиться от кракелюра, укрепляют красочный слой. Полотна хранятся в строго определенных условиях (температура и влажность). Но кракелюр может быть создан и искусственно. Особенно это популярно при изготовлении керамики. Техника создания искусственных трещин зародилась еще в Китае примерно в 1170-х годах. В Европе же мода на кракелирование появилась только в 18 веке. Во Франции изобрели специальный лак, который наносился между слоями краски, после чего наблюдалось растрескивание.
Цек или кракелюр
Цек или цека в словаре керамиста означает волосяные трещины, появляющиеся на лакированной поверхности керамики. Причиной образования цека является несоответствие коэффициентов теплового расширения материалов черепка и глазури. Уже при остывании после обжига на поверхности изделия могут образовываться мелкие трещинки. С цеком можно бороться, причем опытные керамисты знают немало способов не только предотвратить появление трещин, но и избавиться от уже образовавшихся.
Несмотря на схожесть определений, керамисты все-таки различают понятия цека и кракле.
По мнению некоторых специалистов цек от кракелюра отличается более крупным рисунком и длинными трещинами, которые внешне смотрятся далеко не привлекательно. Кракле – мелкие и равномерные трещинки.
Есть еще один важный момент, в котором содержится отличие двух понятий. Если цек является браком, то использовать керамические сосуды в качестве посуды нельзя. В глубоких трещинах может застревать еда, что приведет к развитию бактерий. Керамика, покрытая кракелюром, может использоваться в качестве посуды, если трещины заплавлены. В них втирается красящий пигмент, а сверху они заливаются глазурью и обжигаются.
Как получить кракелюр
Существует несколько теорий, объясняющих появление кракелюра. По одной из таких теорий «рубашка» обожженного изделия, то есть его глазурь, «тесновата» для черепка. Можно привести аналогию на примере человек, которому мала рубаха. Подобно тому, как одежда рвется, растрескивается и слой глазури. Обычно это наблюдается на стадии остывания после глазурного или надглазурного (декоративного) обжига. Время появления трещин предсказать нельзя. С одинаковой вероятностью они могут проявиться как через год, так и через сто лет. Таким образом, кракелюры на керамике вовсе не означают, что изделие отличается «почтенным» возрастом.
Фаянс и майолика почти всегда с течением времени покрываются кракле. Особенно растрескиванию подвержены изделия, которые испытывают постоянные вибрации и перепады температур. Например, частое мытье горячей водой может спровоцировать появление кракелюр. Искусственные трещины на фарфоре получить сложно, зато брак в виде цека образуется достаточно часто. Стоит лишь увеличить скорость охлаждения изделия после глазурного обжига, как сразу получится неравномерное изменение температуры на поверхности и в глубине черепка.
В классической теории считается, что подобный дефект наблюдается при несоответствии коэффициентов температурного расширения глазури и черепка. В результате разной усадки глазурь испытывает механические напряжения, приводящие к разрывам слоя. Но есть и другая версия, которая может служить руководством для получения искусственного кракле. Суть этой версии сводится к тому, что дело не в показателях КТР. В двухэтапной схеме обжига фаянса утильный обжиг проводится при высокой температуре. В этот период глина дает максимальную усадку, и размеры черепка после утильного обжига практически не изменяются. Во время же глазурного обжига глазурь претерпевает огневую усадку. Этим и объясняется тот факт, что «рубашка» становится «маленькой».
Сетку кракелюра называют «очарованием глубокой старости», подчеркивая своеобразную красоту искусственного дефекта. Сегодня мастеру нет необходимости нарушать технологию обжиг, так как есть специальные глазури, которые после термообработки дают мелкий кракелюр. Преимущество таких глазурей заключается в том, Что трещинка образуется только в верхнем слое, в то время как черепок остается цельным и влагонепроницаемым.
Снежное кракле
Внешний вид кракелюров зависит от состава глазурей. Каждой глазури, с помощью которой можно получить мелкие трещинки, керамисты дали свое название. «Снежное кракле» — это одна из таких глазурей. Техника нанесения глазури позволяет получать трещины не только в плоскости поверхности, но и в перпендикулярной плоскости. Достигается такой эффект за счет формирования достаточно толстого слоя. Ячейки кракелюра представляют собой правильные шестиугольники, поэтому глазурь еще называют «панцирем черепахи».
Для получения объемной картины необходимо наносить несколько слоев глазурей, каждый из которых должен подлежать обжигу. Чтобы управлять рисунком или размером трещин, необходимо иметь определенные познания относительно коэффициентов теплового расширения материалов и их совместимости. В составе глазури присутствуют такие элементы, как оксид натрия и оксид магния. Они имеют разный КТР, поэтому дозированием составляющих можно регулировать суммарный коэффициент.
Глазурь «Снежное кракле» наносится слоем толщиной до 6 мм. Псле обжига трещины зачастую не наблюдаются. Необходимо выждать несколько дней для формирования устойчивой картины. Так как разрывы глазури не заплавляются, такие изделия не рекомендуется применять по назначению, то есть, они выполняют исключительно декоративную функцию. Многие начинающие мастера ограничиваются глазурованием поверхности только с одной стороны.
В подавляющем большинстве случаев это приведет к возникновению больших напряжений и, как следствие, к разрушению черепка. На кромках изделия слой глазури после обжига становится более тонким. В результате стекания массы от кромки к середине черепка темный цвет глинистого материала начинает просматриваться сквозь глазурь. В том случае, когда на кромки не наносится дополнительного слоя, темную кайму называют эффектом «фиолетовые губы». Специфика кракле такова, что на вогнутых поверхностях более отчетливо видны рельефные трещины, поэтому наружную поверхность покрывают обычной глазурью, а внутреннюю – глазурью «Снежное кракле».
Глазурь ETSP-03 кракле
Глазури серии EТSP относятся к прозрачным цветным материалам, с помощью которых можно получать поверхности, украшенные кракелюрами. Они поставляются в порошковой форме и разводятся водой. Основная особенность глазурей заключается в том, что они не содержат свинца. Консистенция конечного раствора зависит от пористости черепка, а также от способа глазурования. Рекомендуется сначала провести тестирование на пробном изделии, причем развести порошок с водой в соотношении 1 к 0,8 соответственно.
При получении раствора в воду добавляется порошок небольшими порциями. Маточный раствор должен быть похож на густую сметану, а затем в него добавляется нужное количество воды. Следует помнить, что чем выше пористость черепка, тем более жидким должен быть раствор. При глазуровании методом распыления в глазурь необходимо добавить большее количество воды. Обжигается глазурь EТSP при температуре 980 – 1080 градусов.
Наносить глазурь необходимо на утиль. Предварительно подготавливается поверхность: она очищается от пыли и грязи. Присутствие мельчайших частиц приведет к возникновению дефекта стекловидного покрытия. Глазурь можно наносить кистью, причем форма ее значения не имеет. Главное – чтобы воск был мягким. Количество слоев глазури зависит от толщины покрытия, которую нужно получить. Растрескиваться после обжига будет наружный слой. При использовании многослойной технологии необходимо дожидаться высыхания каждого слоя.
Кракелюр на двухслойной глазури
При отсутствии специальных глазурей кракле можно получить на обычных поливах, используя двухслойную технологию. Суть метода заключается в том, что два слоя глазури последовательно наносятся друг на друга. Первый слой покрывает утильный черепок и обжигается. В глазурь второго слоя добавляется пластичная глина или гидрат глинозема для увеличения усадки. Усадка верхнего слоя происходит уже в процессе сушки. Если кракле не наблюдается, то трещины обязательно появятся после обжига, так как глазурь начнет уменьшаться в объеме, что приведет к образованию разрывов. Единственный минус этой технологии – энергозатратность. Необходимо провести два обжига, если не учитывать утильный обжиг.
С технической точки зрения образования кракелюров объясняется тем, что верхний слой глазури предварительно подготавливают. Для увеличения усадки в глазурную суспензию вводят древесную золу. Чтобы измельчить ее, рекомендуется просеять через сито №008. Доля золы должна составлять около 1% от общей массы глазури. Слои также отличаются и по способу нанесения. Если первый слой наносится поливом или окунанием, то второй необходимо наносить путем напыления. Подробный алгоритм приготовления суспензии и глазурования выглядит следующим образом:
В результате деформации верхнего слоя, глазурь разрывается. Образуются трещины, сквозь которые просвечивается белый слой. При желании можно применить ту же технологию, но глазури поменять местами. Тогда на белом фоне будут образовываться черные кракелюры.
Для того, чтобы превратить дефект керамики в настоящее искусство, необходим определенный опыт. Керамисты научились не только контролировать усадку материалов, но и задавать направление механических напряжений, от которого зависит направление трещин. «Высшим пилотажем» считается получение сетки не из хаотичных трещин, а из мелких полос, создающих ячею правильной формы и одинакового размера.