Кран и манипулятор в чем разница
Автокран или манипулятор — что выбрать?
При вызове установки часто возникает этот непраздный вопрос. Манипуляторы за последние 5 лет уверенно заняли нишу рынка и при вызове стоит знать, чем он отличается от автокрана.
Чем отличается
Автокран – это подъемная установка на колесах со встроенной кабиной водителя, предназначенная для перемещения тяжелых грузов. Также он используется при малоэтажном строительстве, монтаже рекламных конструкций и в энергетике. Но аренда автокрана и грузовика вылетает в копеечку, поэтому для перемещения небольших грузов весом 4-5 тонн это нерентабельно.
Манипулятор – это подъемный механизм-стрела, который поворачивается на 360 градусов, а на конце имеет «руку» для захвата. Он устанавливается на автомобильные шасси, на грузовик или полуприцеп. Также бывают манипуляторы на железнодорожных платформах, небольших речных судах и стационарные – на специально оборудованных площадках.
Максимальная грузоподъемность КМУ – 10 тонн. Для перемещения более тяжелых грузов лучше использовать автокран.
Стрела легко вращается вокруг своей оси, захватывает груз, поднимает и перемещает его на борт, поэтому с ним удобно работать в ограниченном пространстве с затрудненным подъездом к площадке.
Также манипуляторы часто используются для эвакуации автомобилей после ДТП – они без проблем достают пострадавшие авто из кюветов, оврагов и болот, с узких улиц и тесных дворов.
Автокран или манипулятор?
На первый взгляд, у манипулятора гораздо больше преимуществ перед его старшим братом:
Мобильность и улучшенная маневренность: манипулятор может работать там, где автокран пройдет по габаритам.
Возможность установки дополнительного оборудования, если это необходимо,
Более низкая цена по сравнению с арендой автокрана,
Универсальность: используется как при строительстве, как для эвакуации машин, так и для перевозки грузов,
Грузоподъемность до 10 тонн – чаще всего этого более чем достаточно,
Водителю не нужны специальные навыки управления.
Манипуляторы получили широкое распространение в нашей стране несколько лет назад, поэтому сейчас спрос на них часто превышает предложение. КМУ тяжелых серий встречаются редко из-за их дороговизны и отсутствия у российских производителей шасси необходимой грузоподъемности. Если необходимо переместить тяжелый груз, то лучше заказать для этого привычный автокран и грузовой автомобиль для перевозки с бортовой погрузкой.
Что лучше выбрать: кран манипулятор или автокран?
Вызывая спецтехнику на строительный объект, данный вопрос поднимается неоднократно у многих заказчиков.
У обоих транспортных средств присутствует наличие стрелы, подвижность и схожий функционал в такелажных работах. Кран манипулятор, в отличие от автокрана обладает как специализированным, так и одновременно универсальным характером выполнения задач.
Здесь необходимо понимать, при каких ситуациях данная спецтехника будет актуальна.
Разберемся в функционале автокрана и манипулятора, их отличиях и выявим, когда каждое транспортное средство будет предпочтительнее заказывать.
Сферы применения.
Кран манипулятор.
Является грузовым автомобилем с крано-манипуляторной установкой (КМУ). Благодаря тому, что одна единица техники оборудована бортом и манипулятором, может грузить, перевозить и разгружать самостоятельно грузы.
В свою очередь, они делятся по грузоподъемности на:
Вылет стрелы тяжелого манипулятора может достигать в длину до 30 метров. Функционал автоманипулятора позволяет производить перемещение легких и средних категорий грузов на различные расстояния.
Принцип действия крана манипулятора универсален.
Для понимания: например, вам необходимо единовременно перевести на дачный участок или небольшой строительный объект стройматериалы, весом 8 тонн. Манипулятор приедет на пункт забора груза, самостоятельно загрузит его и перевезет на место доставки, с последующей выгрузкой и установкой в нужное место. При необходимости, на пункте выгрузки поднимет груз или оборудование на высоту 4-6 этажа.
Манипулятор, имея универсальность задействован в:
Автокран.
Представляет собой, как и КМУ подъемный механизм со стрелой на базе колесного дорожного шасси или вездехода, с большей грузоподъемностью и без борта для транспортировки грузов.
Транспорт оборудован кабиной оператора, для управления подъемным механизмом в любых погодных условиях и может перемещаться для выполнения работ самостоятельно на объекты.
Вылет стрелы от основания крана до захвата груза может составлять до 100 метров.
Данная спецтехника обладает большой грузоподъемностью крана, позволяя за раз поднимать грузы до 1200 тонн, за счет применения противовеса в конструкции крана.
Является неотъемлемой единицей в такелажных работах с тяжеловесным оборудованием и большими объемами грузов.
Основной недочет в том, что автокран, в отличие от манипулятора из за отсутствия борта и возможности перемещать самостоятельно грузы, подходит только для разгрузки/выгрузки материалов непосредственно на объектах.
Алгоритм работы у автокрана цикличен: например в строительстве, где необходимо производить каждый раз единовременно погрузочно-разгрузочные работы различной продукции.
В данном случае, автокран производит строповку груза, подъем на высоту, перемещение в нужное место на ограниченной территории, спуск и последующую расстроповку. После выполненного цикла работ, возвращается в исходное положение.
Благодаря большой грузовой подъемности стрелы, автокран подходит для:
Когда заказывать кран манипулятор или автокран?
Учитывая разный принцип функциональности, заказывать спецсредства необходимо исходя из масштабов предстоящих работ, особенности площадки и последующего алгоритма действий.
Автокран актуален для механизации погрузо-разгрузочных, складских работ и производственных процессов на ограниченной территории. Заказ данной спецтехники предполагает обработку объемов груза до нескольких сотен тонн в сутки. Спецтехника относится к промышленному назначению.
Манипулятор заказывать необходимо, когда нужно произвести комплексные работы по перемещению, загрузке/разгрузке грузов, монтажу оборудования или конструкций, общим весом до 20 тонн. Такой вариант позволит разово решить весь цикл необходимых задач. Автоманипулятор рассчитан на бытовое и промышленное использование для работы с легкими и средними категориями грузов.
Кран и манипулятор в чем разница
Строительную отрасль сегодня можно назвать одной из самых механизированных. Это направление требует значительных трудозатрат, и применяемая техника позволяет значительно повысить эффективность производства.
В чем отличия автокрана и крана-манипулятора?
Широкое применение легкой погрузочно-разгрузочной техники объясняется ее высокой мобильностью. Но всегда следует учитывать и конструктивные особенности, которые нередко вносят свои коррективы:
— Автокран устанавливается на шасси автомобиля и оснащается поворотной консольной стрелой. Малый или средний кран имеет большую востребованность, поскольку, в отличие от тяжелых видов, унифицирован со значительной частью автотранспорта и не требует для своего обслуживания специализированной монтажной базы. Тем более, что нецелесообразно использовать в стесненных условиях технику, грузоподъемность которой достигает сотен тон, для работы с грузами в 5-6 тон. Однако, погрузочные работы, выполняемые автокраном, всегда связаны с использованием грузового транспорта.
— Манипулятор же является удачным сочетанием двух видов техники, поскольку представляет собой грузовик, оснащенный краном. Он вполне успешно применяется в малоэтажном и дорожном строительстве, используется коммунальными службами для выполнения различных ремонтных работ.
Преимущества кранов-манипуляторов
Манипуляторы имеют ограниченную грузоподъемность, но в ограниченном пространстве это – очень хорошая замена самоходному стреловому крану. К тому же, возможность самостоятельно выполнять погрузку материалов и транспортировать их позволяет сократить количество персонала, используемой техники до одной единицы, а также устранить простои машин в ожидании погрузки либо разгрузки.
Подобная грузоподъемная техника может оснащаться дистанционным управлением, но в основном рычаги управления размещаются по бокам машины либо на верху платформы.
Автокран и кран манипулятор: сходства и различия
Этот вопрос не раз обсуждался в нашем блоге, но иногда полезно вспомнить «матчасть», особенно сейчас, когда предстоит формировать план закупок подобной спецтехники на следующий год, планируя усилить свои производственные ресурсы.
Спецтехника разная – конечный результат одинаков
Казалось бы, конструктивные особенности, ключевые технические характеристики и функционал почти одинаковы, как у автомобильного крана традиционной конструкции, так и у крано-манипуляторной установки:
Конструкция манипуляторов со стрелами Z-образной конструкции (как у торговой марки PM, например) выглядит не так как стрела автомобильной крановой установки.
Опять же, приобретая новый кран-манипулятор, вы определяетесь с моделью, выделяя такие технические характеристики, как:
Обратите внимание, что в своем большинстве выбор крана и манипулятора вы делаете по одним и тем же техническим характеристикам, только в случае покупки автомобильного крана в первую очередь выясняют грузоподъемность установки на минимальном вылете, тогда как крано-манипуляторные установки ранжируются по значению максимального грузового момента. В нашем блоге роль грузового момента как основной технической характеристики любой крано-манипуляторной установки подробно описана в ранее опубликованных материалах, например, здесь.
В выборе крано-манипуляторных установок важен такой параметр, как количество секций. Как правило, у каждого завода-изготовителя автоманипуляторов модельный ряд поделен на серии, внутри которых есть несколько модификаций с возрастающим числом секций в стреле. При этом, внутри серии, в модификациях с разным количеством секций грузовой момент, макс. и мин. грузоподъемности/вылеты имеют достаточно узкие диапазоны расхождения значений.
Более наглядно это прослеживается при изучении основных характеристик, к примеру, серии крано-манипуляторных установок PM 8 Classic (Италия).
В этой модели есть 4 модификации с количеством секций от 1 до 4. Ниже в таблице вы можете видеть диапазоны значений грузового момента, грузоподъемности, вылетов в зависимости от модификации КМУ внутри серии.
Модель
Max грузовой момент
Грузоподъемность на max вылете
Max грузоподъемность на min вылет
Отличие крана манипулятора от автокрана
Традиционные «краны малого класса» широко известны, их модификации различны в зависимости от грузоподъемности и функционала. Это краны с базой на автомобильном шасси и с поворотной консольной стрелой. Причем средние и малые автокраны гораздо чаще бывают востребованы, чем их тяжелые собратья. Но любой автокран для выполнения комплекса работ неизбежно требует привлечения грузовика.
Манипулятор работает за двоих!
И в этом его главное отличие. Любая сфера применения (дорожные или ремонтно-монтажные работы, строительство, доставка материалов и пр.) только выигрывает от использования универсальной спецтехники – крана на колесах! Таковы особенности манипулятора, совмещающего роль погрузчика и грузовика. Основные выигрышные стороны манипулятора можно очертить в нескольких обоснованиях:
· объединений функций двух авто-средств в одном;
· маневренность – там, где неуклюжему крану сложно развернуться из-за габаритов, кран-манипулятор легко займет удобную позицию;
· экономия на количестве персонала – работает один оператор-водитель вместо двух;
· исключение простоев из-за ожидания подхода грузового транспорта.
Как главные отличия автокрана и манипулятора работают на деле
Манипулятор один справится с погрузкой, доставкой и выгрузкой перевозимого материала. Машина оперативно прибывает в пункт загрузки объектов, так же быстро сама загружается и отправляется в пункт доставки. Никаких стыковок с другой техникой и бригадами грузчиков не нужно. Экономия времени и финансов налицо! С манипулятором и дело спорится, и рубль экономится!