Кран или задвижка в чем разница
Разница между задвижкой и краном
В числе самых распространенных запорных устройств — задвижки и краны. В чем заключается специфика тех и других?
Что представляет собой задвижка?
Под задвижкой принято понимать запорный механизм на трубопроводе, который предполагает перекрытие потока жидкости или газа посредством перегородки. Она может передвигаться поперек трубы вверх-вниз или влево-вправо. Задвижка во многих случаях также позволяет регулировать интенсивность потока жидкости или газа. Например, если перегородка задвижки сдвинута наполовину — интенсивность потока снижается на 50 %. По мере ее передвижения выше или левее (либо ниже или правее — в зависимости от ее изначального положения) интенсивность потока может увеличиваться или уменьшаться.
Перегородка на задвижке чаще всего изготавливается в виде диска, иногда — клина или же листа. Бывают задвижки, в которых перегородка состоит из одного элемента, но в ряде случаев она представлена несколькими деталями. Например, если их две — увеличение интенсивности, или открытие потока, может осуществляться посредством их раздвижения. Уменьшение динамики, или закрытие потока, наоборот, осуществляется посредством смыкания составных частей перегородки задвижки.
Главное преимущество задвижки — в возможности относительно оперативно и при сравнительно малых энергозатратах осуществить открытие или закрытие потока (либо задать нужную его интенсивность).
Задвижки могут ставиться на трубопроводы с высоким давлением — например, отопительные, водопроводные. Они относятся к самым герметичным запорным элементам.
Задвижка при частом использовании может довольно быстро износиться — это обусловлено во многих случаях довольно большой силой трения между краями перегородки и колодкой, в которой она движется вправо-влево или вверх-вниз.
Еще один недостаток задвижки — в необходимости выделения дополнительного пространства за пределами сечения трубопровода в целях временного размещения выезжающей части перегородки. Монтаж, обслуживание и ремонт рассматриваемого запорного элемента также могут потребовать довольно больших трудозатрат.
Таким образом, задвижка с учетом отмеченных достоинств и недостатков чаще всего используется не как регулировочный, а как запорный элемент, который предполагается размещать в положении «открыто», «закрыто» либо в ином статичном в течение довольно длительного времени. В целях, в свою очередь, частой регулировки потока жидкости или газа на трубопроводах может быть успешно применено другое запорное устройство — кран. Рассмотрим его особенности.
Что представляет собой кран?
Кран — это запорный элемент, основной частью которого является затвор, представленный в форме шара, в виде конуса или же цилиндра. В них проделан канал диаметром, который достаточен для обеспечения прохождения потока, если соответствующий канал расположен параллельно потоку или располагается под небольшим углом к нему. В свою очередь, при размещении канала перпендикулярно потоку (посредством вращения шара, конуса или цилиндра, в котором он проделан) либо под большим углом к потоку перемещение жидкости или газа в трубе прекращается или же снижается его интенсивность.
Изменение положения крана осуществляется за счет вращения шарообразного, конусообразного или же цилиндрообразного затвора вокруг своей оси перпендикулярно или параллельно потоку (это не принципиально, главное — достичь необходимой герметичности).
Кран, как и задвижка, характеризуется высокой степенью герметичности. Поэтому его можно устанавливать на трубопроводах с высоким давлением. Вместе с тем для кранов не характерен главный недостаток задвижек — изнашиваемость. При условии, что рассматриваемое запорное устройство будет качественно смазываться и обслуживаться, оно способно прослужить долго.
Кран, таким образом, отлично подходит для регулирования интенсивности перемещения жидкости или газа в трубе с высоким давлением. Этим обусловлено его частое применение в качестве запорного механизма на конечном участке трубопроводов. Например, как основного элемента бытовых смесителей, которые расположены в ванных комнатах, кухнях, душевых.
Кран, как правило, не требует наличия большого пространства за пределами сечения трубопровода, поскольку основной его элемент — затвор — вращается вокруг своей оси в пределах трубы. Правда, может потребоваться дополнительное место для регулировочного вентиля и иных механизмов, которые его дополняют.
Сравнение
Главное отличие задвижки от крана заключается в том, что основным элементом первого запорного устройства является перегородка, которая движется перпендикулярно потоку жидкости или газа в трубопроводе. Основной элемент крана — затвор с проделанным в нем каналом, который при размещении параллельно потоку или под небольшим углом к нему увеличивает интенсивность перемещения жидкости в трубе, а при размещении перпендикулярно потоку или под большим к нему углом — снижает ее интенсивность.
Разницу между рассматриваемыми видами запорных элементов также можно проследить в аспекте:
Определив,в чем разница между задвижкой и краном, зафиксируем выводы в небольшой таблице.
Что лучше шаровый кран или задвижка?
Запорная арматура нужна для остановки потока вещества по трубе. Используют эти устройства чаще всего – 80% арматуры, установленной на магистралях, относится на запорную. Краны, клапаны, задвижки и затворы – эти приборы отвечают за перекрытие потока с разной степенью герметичности. Но какой тип арматуры лучше справится с поставленной задачей?
В этом обзоре разберемся:
Цена шарового крана на порядок ниже, чем у задвижки. Но установка крана допустима не на все системы. Напротив, задвижку можно эксплуатировать в разных средах, но обслуживание ее рабочих частей трудоемко.
Что лучше шаровый кран или задвижка?
Для перекрытия тока вещества подойдут оба вида арматуры. Но вот работать без поломок и долговременно в одинаковых условиях и режимах краны шаровые и задвижки будут по-разному.
Рассмотрим устройство двух типов арматуры.
Задвижка
Задвижка имеет 3 основные части:
Для остановки тока вещества в трубе, клин (7) перемещают вниз при помощи поворота штурвала (1). При опускании вниз, уплотнители клина (6) соприкасаются с уплотнителями колец (8). Передача движения от штурвала на клин происходит через шпиндель (5). Рабочий орган затвора перемещается перпендикулярно току вещества в трубе.
На рисунке 1 представлена стальная клиновая задвижка 30с41нж с выдвижным шпинделем. Для изоляции внутреннего (рабочего) пространства от внешней среды, в крышке (2) есть сальник с уплотнительной набивкой. Такая конфигурация позволяет шпинделю выдвигаться вверх при открытии затвора с сохранением 100% герметичности.
Затвор находится в корпусе (3), на котором также есть присоединительные патрубки с фланцами (4) для крепления к трубе. Кроме фланцевого соединения выпускают задвижки с разделкой патрубков под приварку.
Задвижки стальные могут быть из углеродистых и легированных сплавов. Размерный ряд представлен моделями с диаметром прохода от 50мм до 1200мм.
Строение крана несколько отличается от задвижки. Здесь в качестве затвора используется шаровая пробка (4). В большом полукорпусе (6) установлены седельные кольца (5). Для перекрытия тока рабочей среды в кране есть рукоятка (1), связанная с пробкой штоком (3). При вращении на 90 градусов рукоятки, шток поворачивает пробку и проход закрывается.
Для соединения с трубой краны шаровые имеют муфту с внутренней резьбой, образованной в малом полукорпусе (7). Фиксация рукоятки на штоке обеспечивается гайкой (2).
Кроме муфтового присоединения к трубе, краны комплектуются:
Кроме латуни в производстве кранов применяют углеродистую и легированную сталь. Также некоторые модели латунных кранов покрывают слоем никеля (например, LD Pride 47.15.H-H.P).
Размерный ряд представлен бытовыми кранами, диаметром прохода от 10 мм, до внушительных магистральных гигантов 800 мм.
Эксплуатационные характеристики
Самый простой способ найти различия между задвижками и шаровыми кранами, сравнить их характеристики.
Задвижка
Задвижки, которые изготавливают из чугуна, применяют в сетях:
Стальные задвижки имеют более широкий диапазон эксплуатации.
Давление среды при эксплуатации (в зависимости от модели) для стальной задвижки составляет от 1 до 4МПа. Применяются для:
Эксплуатация задвижек в химической промышленности допускается только в том случае, если корпусные детали изготовлены из нержавеющей стали.
Шаровые краны можно эксплуатировать при температурах среды от 0 0 С до +150 0 С для латунных и никелированных корпусов, до +200 0 С для стальных. Max давление для среды составляет от 1,6 до 4,0МПа.
Кроме запирающей функции краны, в отличие от задвижек, выполняют:
Регулирующий кран позволяет, благодаря конструкции затвора, изменять характеристики среды (уменьшать или увеличивать скорость потока). За распределение потоков отвечает трехходовой кран. Он имеет один входной и два выходных патрубка. При вращении рукоятки в среднее положение, затвор смешивает два потока в один. Также устройство трехходового крана позволяет распределять поток вещества в каждый патрубок изолированно от другого.
Типы арматуры
Для работы на магистралях с определенными эксплуатационными особенностями, заводы выпускают краны и задвижки разных исполнений.
Они могут различаться по:
Тип привода
Установка механического редуктора снижает требуемое усилие (крутящий момент) на маховик. При установке такого привода снижается скорость перемещения затвора.
Электрический привод позволяет управлять арматурой автоматически и дистанционно. Монтаж пневмо- и гидропривода осуществляется реже, но в этом случае тоже возможно включение арматуры в диспетчерскую централизацию.
Электрический привод также позволяет включать кран в диспетчерскую централизацию. Монтаж редуктора необходим на арматуру, диаметром от 400 и более мм.
Диаметр
Различают диаметр проходного отверстия и присоединительных патрубков. Задвижки по диаметру прохода могут быть:
Первый вариант означает, что при назначении задвижки на трубу, диаметром 200 мм, проход в затворе будет соответствовать проходу в патрубках. При неполнопроходном исполнении внутренний диаметр в затворе меньше, чем внутренний диаметр патрубков.
Шаровые краны бывают:
С полнопроходнойстью уже разобрались. Со стандартнопроходностью у кранов то же самое, что и у неполнопроходных задвижек. Внутренний диаметр затвора на один порядок ниже, чем диаметр патрубков.
Класс герметичности
Класс герметичности определяется на специальных испытательных стендах сразу после выхода арматуры с конвейера на заводе. Классифицируется по ГОСТ 9544-2015. При определении класса учитывается отношение утечки испытательной среды через затвор к диаметру проходного отверстия.
Показатель класса герметичности стандартный для кранов и задвижек. Выпускают арматуру с классами А, АА, В, С, СС, D (указаны в порядке убывания). Для чугунных задвижек требования к герметичности затвора невысокие (к примеру, для сточных вод).
А вот стальные задвижки и краны, в своем большинстве, комплектуются затворами с классом А. Особое отношение к проведению испытаний на классность затвора уделяется газовой арматуре. Для этого разработан определенный порядок (определен ГОСТом 9544-2015).
Тип затвора
Чугунные задвижки комплектуются двумя видами затворов.
1. «Резина по металлу» (А). Этот вариант обеспечивает стабильные показатели работы арматуры в водных средах, температурой до +90 0 С. Модели, укомплектованные таким затвором, называются задвижками с обрезиненным клином.
2. «Металл по металлу» (Б). У задвижек с такими затворами (например, 30ч6бр) клин отлит из чугуна или углеродистой стали. А вот кольца в корпусе изготавливают отдельно из латуни марки ЛС59-1. Кольца запрессованы в корпус методом натяга.
У стальных задвижек конструкция затвора несколько отличается. У моделей из углеродистой стали клин отливают из сплава 25Л. Из этого же сплава делают и кольца корпуса. А вот уплотнительные поверхности наплавляют проволокой из нержавеющей стали (например, 20Х13).
Рис. 5 Типы затвора
В задвижках из легированной нержавеющей стали наплавки на клине и кольцах выполнены из жаростойкой или жаропрочной проволоки. Данная конструкция позволяет работать арматуре в сильноагрессивных средах, при высоких температурах и давлении системы.
В кранах пробка затвора изготавливается из:
Уплотнительные кольца корпуса изготавливают из упругих составов фторопласта. Используются марки FPM, фторопласт-4, PTFE+C.
Уплотнитель в шаровом кране, благодаря своей упругости и отличным фрикционным свойствам, способен выдерживать нагрузки трения от пробки на протяжении до 25000 циклов. При этом заявленный класс герметичности выдерживается на всем протяжении эксплуатации.
У задвижек, особенно с металлическими уплотнителями затвора, износ клина и колец происходит намного быстрее. Отсюда следует меньшая продолжительность работы задвижки с заявленным заводом классом герметичности.
Показатели надежности
Производители в технической документации указывают следующую продолжительность работы запорной арматуры.
Для чугунных задвижек с обрезиненным клином средний срок службы составляет 16 лет или 4500 циклов. Показатель выше, чем у стальных, за счет отсутствия усиленного трения в уплотнителях затвора и сальниковом узле.
У кранов значительно большее количество циклов работы за счет сниженного трения в затворе и сальнике.
Заключение
Итак, рассмотрев все эксплуатационные и технические параметры клиновых задвижек и шаровых кранов, выделим их достоинства и недостатки.
1. Работает с высокими температурами среды.
2. Стальные модели имеют класс герметичности А.
3. Разборный корпус позволяет ремонтировать изделие.
4. Простая конструкция – надежность в работе.
Недостатки – быстрое истирание уплотнителей затвора (2500 циклов), необходимость оставлять свободное пространство над изделием (для моделей с выдвижным шпинделем), а также необходимость плановой замены сальниковой набивки.
1. Высокая степень герметичности.
2. Скорость перекрытия затвора.
3. Долго работают без ремонта (до 25000 циклов).
4. Малые габаритные размеры.
5. Практически полное отсутствие гидравлических сопротивлений.
К недостатку кранов можно отнести невысокие температурные режимы работы. Но это скорее особенность конструкции.
Выбор между задвижкой и шаровым краном зависит от характера работы трубопровода и параметров транспортируемого вещества. На магистралях, с их высокими объемами перемещения среды, задвижка покажет себя лучше за счет более толстого корпуса.
Наоборот, шаровой кран, за счет компактности, скорости перекрытия затвора и долговечности для коммунальных систем ЖКХ подойдет идеально. А вот для химической промышленности (транспортировка аммиака, щелочи) не обойтись без стальной задвижки из нержавеющей стали.
Что лучше задвижки и шаровые краны?
Задвижки
Задвижка – простое и надежное запорное устройство, рассчитанное на работу в энергетических магистралях с различными рабочими средами. По конструктивному исполнению и примененному материалу, этот элемент выдерживает давление в системе до 25 МПа.
Конструктивно задвижка состоит из следующих частей:
Виды задвижек
В клиновой арматуре рабочий поток перекрывает клин, плотно прилегающий к наклонным поверхностям седел, с герметичностью срабатывания. Конструкция клина может быть:
У параллельных задвижек затворные элементы расположены параллельно, в виде двух дисков, прижимаемых клином к зеркалам седел.
Шиберные задвижки перекрывают поток рабочей среды перпендикулярно расположенной пластиной. Еще одно название такой арматуры – ножевая, поскольку движение затвора напоминает разрезание, с перекрытием потока.
Шланговые задвижки применяют реже других. Их конструкция в корне отлична от остальных. Поток рабочей среды проходит через шланг, пережимаемый запорным элементом, с перекрытием условного прохода. Эту арматуру устанавливают на магистралях небольшого диаметра, шламовых трубопроводах и прочих сетях, транспортирующих жидкости с примесями.
В запорном элементе с выдвижной конструкцией шпинделя, гайка расположена снаружи крышки корпуса, внутри маховика. При вращении, шток выдвигается, перемещая затвор. Ходовой узел не подвержен воздействию рабочей среды, что увеличивает ресурс арматуры.
Рис. 3. Задвижка с выдвижным шпинделем (30с41нж, 30с64нж, 30ч6бр)
Это устройство проще и надежнее в работе. Свободный доступ к сальниковому узлу упрощает обслуживание. Недостатки – большая масса, с необходимостью свободного пространства вверху элемента, для выхода штока.
В арматуре с невыдвижным шпинделем, резьбовое соединение помещено внутрь корпуса. При вращении маховика, затворный элемент передвигается по шпинделю вместе с гайкой.
Расположение ходового узла в рабочей среде усложняет эксплуатацию. Но такая конструкция выигрывает в весе и габаритах.
Рис. 4. Задвижка с невыдвижным шпинделем
В таблице приведены сравнительные характеристики задвижек с выдвижным и невыдвижным устройством шпинделя:
Диаметр условного прохода, мм
Предельное давление, МПа
Температура рабочей среды, °С
Для каких составов применяют
Чистой холодной и горячей воды, неагрессивных сред
Компонентов любой степени агрессивности
Особенности маркировки, упаковки
К задвижке крепят табличку с указанием:
Изделие упаковывают, согласно государственным стандартам и техническим условиям изготовителя. Отверстия входа и выхода закрывают транспортными заглушками. Контактные поверхности фланцев предохраняют от возможных повреждений при перевозке. Затворные элементы устанавливают в закрытое положение.
Монтаж задвижек
К монтажу задвижек допускают обученный персонал, обладающий необходимыми навыками, после ознакомления с содержанием паспорта и руководства по эксплуатации изделия.
Монтаж выполняют при условии закрытой подачи рабочей среды на участок, где устанавливают запорную арматуру.
При большой массе задвижки, применяют грузоподъемное устройство. Запорный элемент захватывают ленточным стропом, за корпус. Нельзя выполнять подцепку за маховик.
Перед монтажом проверяют правильность установки фланцев на магистрали, с параллельным расположением плоскостей, без перекосов и отклонений.
После установки, запорный элемент не должен испытывать дополнительные нагрузки от трубопровода.
До начала установки необходимо:
Монтаж фланцевой задвижки выполняют в таком порядке:
1) затворный элемент перемещают в место установки;
2) приемные фланцы с патрубками предварительно прикрепляют к задвижке;
3) грузоподъемным механизмом размещают арматуру на трубопроводе, в монтажном проеме;
4) прихватывают электрической или газовой сваркой патрубки внешних фланцев;
5) убирают задвижку, сняв болты с фланцев;
6) выполняют сварку соединений, обеспечив герметичность;
7) устанавливают задвижку, размещая уплотнения и затягивая болты.
При затяжке нельзя применять удлинители для ключей, чтобы увеличить момент. Болты затягивают равномерно, сначала с одной, затем – с другой стороны, в перекрестном порядке.
Рис. 5. Внешний вид установленной задвижки
По окончании монтажа, проверяют работу устройства. Постепенно подают давление на магистраль.
Важно проверить герметичность соединений. После установки систему подвергают опрессовке, с подачей давления на 25 процентов превышающего номинальное.
Давление выдерживают в течение двух минут, проверяя герметичность визуальным методом. При наличии утечек рабочей среды, принимают дополнительные меры, чтобы устранить проблему.
Техническое обслуживание
Чтобы исключить неисправности и опасность аварийного выхода из строя, проводят периодические осмотры арматуры, с проверкой работы устройства. Периодичность осмотров, с проведением технического обслуживания, определяется системой, принятой на предприятии, и условиями изготовителя, приведенными в паспорте.
Обслуживание включает следующие операции, выполняемые, с учетом технического состояния элемента:
При подтяжке и замене сальника отключают подачу рабочей среды, снимая давление с арматуры.
Минимальная периодичность технического обслуживания – каждые полгода.
Рис. 6. Обслуживание задвижки
Для соблюдения мер безопасности, запрещено:
Персонал выполняет техническое обслуживание запорных элементов, используя спецодежду и средства защиты, предусмотренные нормами по охране труда.
Плюсы и минусы задвижек
Задвижки характеризуются положительными качествами:
Задвижки чаще применяют в условиях промышленного производства, устанавливая на энергетических магистралях большого диаметра.
Шаровые краны
Шаровым краном называют запорный элемент с затворным устройством в виде шара со сквозным отверстием, заключенным в корпус, при плотном прилегании к поверхностям седла.
Шаровой кран состоит из следующих узлов:
Принцип работы основан на развороте отверстия затворного элемента, с изменением расположения сквозного отверстия в шаре относительно потока рабочей среды.
Классификация шаровых кранов
Корпус шаровых кранов изготавливают из следующих материалов:
Затворный элемент изготавливают из стального сплава или латуни с напылением из антикоррозийного состава (никеля, хрома). Производят изделия с шарами из пластика, для применения на соответствующих водопроводах. Но такие краны недолговечны и не подойдут для работы на горячей воде.
По способу установки, краны могут быть:
Изделия с муфтовым способом крепежа выполняют с наружной или внутренней резьбой для различных условий установки.
Корпус шаровых кранов может быть:
Расчетная продолжительность эксплуатации – от 15 до 20 лет. Учитывая данное обстоятельство, использование изделий с цельносварными корпусами экономически более оправдано.
Производят краны с такими способами управления:
Рис. 10. Шаровой кран с электроприводом
По исполнению корпуса, с учетом типа прохода, выделяют такие виды кранов:
Последний из кранов проще в изготовлении, при низкой цене, снижает опасность гидроудара.
Достоинства и недостатки
Плюсы шаровых кранов в таких качествах:
Недостатки этой арматуры в необходимости контроля состояния рабочей поверхности, приложении высокого крутящего момента для поворота затвора, опасности гидроудара при быстром включении устройства.
Этот элемент необходимо периодически проверять в работе, чтобы избежать отложений на поверхности шарового элемента. В противном случае затвор может залипнуть, со сложностями при срабатывании.
Как подбирают кран?
При покупке крана, учитывают ряд нюансов:
Изделие подбирают по следующим критериям:
Покупаемый кран внимательно осматривают, чтобы исключить внешние дефекты и повреждения – сколы, зазубрины, трещины на корпусе, деформацию элементов. Проверяют комплектность товара.
Покупая долговечный и дорогой латунный кран, важно исключить подделку – дешевое силуминовое устройство. Настоящее изделие определяют по весу. Необходимо потребовать от продавца сертификаты и паспортную документацию, подтверждающие качество продукции.
Ошибки при покупке приведут к тому, что изделие придется экстренно менять, когда владелец не будет готов к данной ситуации.
Особенности хранения
Устройства хранят в заводской упаковке, размещая в сухих, закрытых помещениях. При наличии на патрубках крана заглушек, их не снимают до момента установки, чтобы исключить попадание внутрь посторонних предметов.
Особенности монтажа
Важно выдержать правила монтажа крана, согласно условиям, предусмотренным изготовителем. При неправильной установке владелец лишается возможности гарантийного обслуживания в отношении изделия.
Кран устанавливают, выдерживая следующие условия:
При установке нельзя применять ключи, не подходящие по размерам, с вставкой дополнительных элементов.
Рис. 12. Установленный шаровой кран с резьбовыми соединениями, «американками»
Перед монтажом арматуру внимательно осматривают, с проверкой:
Элемент осматривают визуально. При выявлении недопустимых дефектов, товар возвращают продавцу, для замены на исправное устройство.
При обращении с изделием не допускают ударов. Такое обращение приводит к повреждению арматуры.
Монтаж крана, на примере латунных кранов LD PRIDE (пример указан для установки элемента на резьбовых соединениях) выполняют в таком порядке:
1) вваривают штуцера, с учетом монтажного расстояния запорного элемента, проверяют качество сварки, отсутствие утечек рабочей среды;
2) изделие извлекают из упаковки, проверяют комплектность, исправность, поворачивают затвор в открытое положение;
3) кран фиксируют гайками, с уплотнением, учитывающим конструкцию элемента – фум-лентой, подмоткой, резиновыми или паронитовыми уплотнениями;
4) затягивают резьбовые соединения, с усилием, не превышающим указанное в паспорте;
5) оценивают герметичность соединений.
При установке проверяют направление потока рабочей среды, согласно стрелке, указанной на корпусе. При отсутствии такого обозначения, кран можно монтировать с любым расположением.
Техническое обслуживание
Учитывая, что краны устанавливают на входе и выходе оборудования, периодичность обслуживания привязывают к срокам проверки этих устройств.
В ходе указанных работ, проверяют функционирование затворного элемента, с проворачиванием в обе стороны. Кран должен полностью перекрывать магистраль, при свободном ходе штока. Арматуру осматривают визуально, на предмет наличия дефектов и повреждений – сколов, трещин, деформаций, утечек рабочей среды.
Проверяют крепление рукояти. При необходимости, поджимают гайку, фиксирующую рычаг или бабочку. Если использовать кран с ослабленным креплением органа управления, это может вызвать разрушение шейки штока.
Если устройство эксплуатируют в уличных условиях, на зиму перекрывают давление на запорный элемент, затвор переводят в открытое положение, чтобы исключить промерзание жидкости внутри корпуса.
Рис. 13. Кран осматривают, на предмет отсутствия внешних утечек
При наличии приводного механизма, редуктор обслуживают, с заменой (добавлением) смазки, обтяжкой крепежных элементов. Периодичность обслуживания привода – не реже, чем через каждые 100 – 120 рабочих циклов.
Арматура нуждается в замене при появлении следующих признаков:
Для замены подбирают аналогичный элемент, по характеристикам эксплуатации и размерам.
При поломке крана в пределах гарантийного срока, изделие подлежит замене на новое, если выход из строя не связан со следующими обстоятельствами:
Решение о замене товара в пределах гарантийного срока принимает изготовитель, при условии предоставления оригинальной паспортной документации.
Что лучше: шаровый кран или задвижка
Сравнивая характеристики шаровых кранов и задвижек, можно сделать следующие выводы, отраженные в таблице:
Поворот затвора, с периодичностью, в зависимости от характеристик рабочей среды
Техническое обслуживание, с заменой сальниковых элементов
Быстро закрывает поток в экстренной ситуации
Высокая, с плотным прилеганием шарового затвора к седельным элементам
Может быть нарушена, при износе деталей
Небольшая масса и габариты
Большой вес и размеры
По приведенным сравнительным характеристикам, шаровые краны предпочтительнее задвижек. Но важно учитывать характеристики магистрали и рабочей среды, при определении вида запорного элемента.
Шаровые краны проще и удобнее, при быстром включении. Они подойдут для установки в бытовых сетях холодного и горячего водоснабжения, системах отопления, на газовых магистралях, при небольшом диаметре условного прохода трубопровода.
Задвижки предпочтительнее в условиях промышленных систем, при большом диаметре труб и давлении рабочей среды.
Запорную арматуру подбирают, с учетом характеристик и условий применения, паспортных параметров и назначения устройства.
В некоторых ситуациях не важны скорость открытия магистрали и массивность изделия. На трубопроводе больших диаметров проблема такого выбора не стоит – в этих условиях устанавливают задвижки с конструктивным устройством, учитывающим характер и параметры рабочей среды.
Но для бытовых сетей подойдет обычный шаровой кран с материалом корпуса, подходящим по характеристикам системы.
При подборе устройства учитывают требования изготовителя, отраженные в паспорте изделия. Этот вопрос должны решать профессионалы, владеющие достаточными знаниями и опытом.