Краситель для мыла немигрирующий что такое
Секреты мигрирующих красителей в мыле ручной работы
Если для придания цвета мылу ручной работы Вы когда-нибудь использовали красители, то наверняка для Вас не будет открытием миграция красителей в изделии. Для неискушенных в мыловарении читателей поясним, что миграцией называется процесс перемещения красителей в мыле, что приводит к смешиванию цветов между собой.
Какие красители мигрируют, а какие нет?
Мигрируют в мыле следующие виды красителей:
Эти виды красителей не подойдут для изготовления мыла с четким рисунком, зато будут незаменимы для создания размытых линий и плавного перехода от одного цвета к другому.
Немигрирующие красители – это жидкие или сухие пигменты, они используются для создания прорисованных границ оттенков. Мыло, окрашенное пигментом, со временем не меняет свой цвет.
Правильное использование миграции
По достоинству оценят миграцию красителей только те мыловары, кто умеет правильно использовать этот эффект.
Миграция в мыле происходит постепенно, но следует понимать, что чем выше концентрация красителя, тем быстрее произойдет смешивание цветов.
Миграцию часто используют в многослойном мыле, которому хотят придать эффект «омбре», т.е. плавный переход цвета между границами слоев.
Также часто миграция помогает при создании мыла в виде фрукта в разрезе, для придания ему реалистичности. У фруктов мякоть бледнее корочки, и здесь сделать мягкий переход цвета от темного к светлому помогает миграция.
Не стоит опасаться миграции в одноцветном мыле, там ее попросту не будет независимо от того, какой краситель Вы использовали. В одноцветном мыле иногда даже предпочтительнее использовать пищевые красители, которые дают одновременно яркий и прозрачный цвет.
Наслаждайтесь творчеством, мыловарением и совершайте новые мыльные открытия вместе с «Выдумщиками»!
Мыловарение: красители для мыла
Выбор действительно большой и чтобы не разочароваться результатом, надо знать об основных свойствах красителей.
Разделим красители на две группы:
Мигрирующие крастели:
К мигрирующим красителям относятся пищевые красители, которые так же можно применять при изготовлении мыла своими руками.
Пищевые красители (жидкие водорастворимые, жирорастворимые, гелевые, порошковые) – безопасные красители, придавая цвет, они не «замутняют» прозрачную мыльную основу, достаточно экономичны. Такие красители используют для окрашивания однотонного мыла из готовой мыльной основы. Но пищевые красители не устойчивы к щёлочи и свету, поэтому для мыла с нуля их лучше не использовать.
Так же к мигрирующим красителям относятся и некоторые синтетические красители, но в этом случае производители сразу предупреждают, что краситель в мыле мигрирует. Такие красители дают яркий цвет, хорошо растворяются в мыльной основе и не требуют никакой предварительной подготовки.
На фото очень хорошо видно как происходит миграция красителя между слоями:
Вид спустя месяц после изготовления
Немигрирующие красители:
Пигменты (пигмент в глицерине, пигментные пасты, пигмент сухой (в порошке), неоновые пигменты) – самое главное пигменты не мигрируют, поэтому их используют для создания многоцветного мыла с четкими границами между разными цветами. Пигменты устойчивы к pH, температуре, светостойкие, дают стабильный, яркий цвет как в мыле с нуля, так в мыле из готовой мыльной основы, но пигменты «замутняют» прозрачную мыльную основу.
Можно приобрести сухие пигменты (в порошке), но перед использованием их надо развести в глицерине или воде (в зависимости от того какой пигмент) и тщательно растереть, чтобы не осталось ни одного комочка. Иногда сухие пигменты хорошо растворяются и в самой основе, но, чтобы не было неприятных сюрпризов в уже готовом мыле, стоит сначала испытать пигмент на небольшом количестве основы.
Во многих магазинах продают уже подготовленные для использования пигменты (диспергированные в глицерине, масле или воде), которые не требуют подготовки и Вы можете сразу использовать их для окрашивания своего мыла.
Неоновые пигменты в прозрачной мыльной основе дают насыщенные, яркие цвета, но вот в мыле с нуля такого эффекта не будет, т.к. в мыле с нуля неоновые пигменты теряют свои яркие цвета.
Стоит отдельно выделить перламутры:
Перламутры лучше добавлять в прозрачную мыльную основу, потому что в белой основе их блеск не так заметен.
Перламутры можно добавлять не только в мыльную основу, но и декорировать ими поверхность готового мыла. Можно наносить перламутр на выступающую поверхность, подчеркивая тем самым отдельные элементы, придавая им мерцание.
Дозировка примерно 1/3 ч.л. на 100 г основы, для более интенсивного цвета можете добивать и больше. При намыливании, мики для мыла не остаются на коже, а смываются.
Для окрашивания его необходимо развести в масле или глицерине и тщательно растереть, чтобы не осталось комочков, иначе в готовом изделии будут некрасивые белые вкрапления. Полученную смесь затем добавьте в расплавленную мыльную основу и тщательно перемешайте.
Я развожу диоксид титана в глицерине и переношу в мыльную основу с помощью пипетки Пастера, не соскребая осадок со дна емкости, таким образом, предотвращая появление белых вкраплений пигмента в мыле.
Есть еще и натуральные (природные) красители:
Некоторые базовые масла также могут давать цвет, но это будут не яркие цвета, а спокойные природные оттенки. Так например, масло лавра дает мылу зеленый цвет, масло ромашки, облепихи придают желтый оттенок, масло бурити дает желто-оранжевый оттенок, тертое какао дает прекрасный шоколадный оттенок, а при приготовлении мыла с нуля горячим способом еще и шоколадный аромат. Цвет мылу также можно придать с помощью косметической глины.
Натуральные красители порой ведут себя непредсказуемо, поэтому если Вы начинающий мыловар стоит пока отложить эксперименты с натуральными красителями.
Надеюсь, немного помогла разобраться в красителях для мыла.
Буду рада, если поделитесь опытом работы с красителями в комментариях.
Что значит краситель мигрирует в мыле?
Вместо предисловия сразу дам ответ на вопрос «Что значит краситель мигрирует в мыле?». Если вы окрашиваете мыло пищевыми красителями (именно пищевыми красителями, а не пигментами!) в несколько разных цветов, то с течением времени оттенок окрашенных деталей будет меняться. Краска будет проникать в соседние слои, тем самым меняя их цвет. Белый рядом с красным приобретет красный оттенок, граница синего и желтого цвета станет зеленоватой. Для лучшего понимания читайте внимательно текст ниже. Примеры, пояснения, советы – все для правильного использования миграции, а то многие ее боятся.
Когда мигрирует мыло ручной работы
Уточню, что я описываю подробно о том, как мигрирует мыло из мыльной основы, не с нуля. В «нулевке» пищевые красители очень не стойки, используйте пигменты.
Когда мыловарение как хобби только начало проникать в мир творчества, мы окрашивали мыло ручной работы чаще всего обычными пищевыми красителями. После экспериментов с природными красителями (чай, уголь, марганцовка…, они также мигрируют) яркие цвета пищевых добавок приводили в восторг! Однако не все было так гладко и хорошо. С течением времени многоцветное мыло превращалось в нечто непонятного цвета.
Почему мигрирует мыло? В физике этот процесс называется «диффузия», а мыловары остановились на понятии «миграция». Частички натуральных или пищевых красителей проникают в соседние слои, мигрируют в мыле, постепенно смешиваясь друг с другом, тем самым меняя исходный цвет мыла.
Примеры миграции мыла
Так называемый «Синий блестящий» предназначен для создания голубого цвета. Но если его добавить очень много, то мыло вы получите насыщенного синего цвета. Правда и пена ваша будет голубой, помните об этом. И соседние слои окрасятся в голубой.
Таким же свойством обладает и зеленый краситель. Нежную зелень вам даст «Изумрудный зеленый» или «Тархун«, но при добавлении его в большом количестве он придаст мылу яркий насыщенный цвет, постепенно меняя соседний белый на зеленый. Хорошо видна миграция на фотографиях ниже. Мы теряем белый!
Если в однотонном мыле высокая концентрация краски вполне «прокатит», то многоцветном нет. Зеленый или синий (или другой насыщенный) цвет очень быстро начнет мигрировать на соседний слой, окрашенный другим цветом.
Еще один наглядный пример миграции в слоях мыла. Для окрашивания были использованы (сверху вниз):
На фотографии четко видно, как мигрировал (проник) в белый слой синий пищевой краситель.
И тот же белый (диоксид титана) остается белоснежным в соседстве с другим пигментом — красным матовым.
Мылу на момент фотографирования ровно один месяц.
Мигрирует мыло – это плохо или нет
Так ли плоха миграция и нужно ли из-за этого отказываться от пищевых красок в мыловарении? Я считаю, что проблема слишком преувеличена. Так когда же миграция не страшна мыловарам? Если мыло мигрирует, что делать?
Используйте пищевые красители для одноцветного мыла
Если вы делаете мыло одного цвета, то миграция вообще никакого места здесь не имеет, согласитесь. Мигрирует только многоцветное мыло. Зато, в отличие от пигментов, краситель дает яркий и, главное преимущество, прозрачный цвет.
Не добавляйте много краски
Очень быстро, буквально за пару дней, мигрирует мыло от высокой концентрации пищевого красителя. Беда начинающих мыловаров в том, что для окрашивания они используют очень большой объем краски. Как правило, в бутылочках продается концентрат и достаточно иногда малюсенькой капельки, чтобы получить нужный цвет.
Мыльные разводы и миграция
Миграция не страшна особо и мыльным разводам, свирлам. Нет ничего страшного в том, что белые когда-то «волны» приобретут оттенок основного цвета. Не используйте много разных оттенков, чтобы не получить неопрятный непонятный цвет.
Где миграция красителя в мыле даже полезна
Также в некоторых формах переходы цвета даже приветствуются! Обычно это фрукты. где мякоть не совсем белого цвета или внутри плодов цвет плавно меняется от светлого к темному.
Вот, к примеру, в мыле-киви. если в центре был ранее белый цвет, то он постепенно стал светло-зеленым.
Или в цитрусовых дольках белая прослойка между корочкой и мякотью также становится не идеально белой от соседнего слоя, окрашенного пищевым красителем.
Цвета бутылочного стекла из синего и желтого красителя — не миграция!
Ошибка в данном случае следующая: в мыльную массу желтого цвета еще НЕ ОСТЫВШУЮ я влила СЛИШКОМ ГОРЯЧИЙ синий раствор. Мгновенная реакция — и красивый цвет бутылочного стекла. Но это не миграция, это простое смешивание еще горячей расплавленной основы.
Красиво, но хотелось не того :))))
Советы и рекомендации
Про мыло с нуля. Часть 4 «Красители для мыла»
Хочу продолжить тему о натуральном мыле ручной работы с нуля. И поделиться с вами о том, какие красители используются для украшения мыла. Мыло ручной работы является не только косметическим и гигиеническим средством, но и продуктом творчества, поэтому в процессе изготовления много внимания уделяется его внешнему виду. Для большей привлекательности и оригинальности в мыло обычно добавляют различные красители, которые придают ему законченный вид. Можно даже сказать, что краситель является одним из самых главных компонентов мыла. Ведь человека, в первую очередь (к сожалению), привлекает именно цвет мыла, потом его запах, а затем, и другие свойства. Когда изготавливаешь мыло из основы, тут все просто, сразу можно видеть конечный результат, т.е. каким цветом будет ваше мыло. Можно корректировать, меньше или чуть больше добавить красителя. Но с мылом с нуля все намного сложнее. Щелочь очень агрессивная среда и предсказать конечный результат цвета мыла очень трудно. Иногда получаешь совсем иной цвет, чем рассчитывал. Когда изготавливаешь мыло с нуля, иногда приходиться выбирать между красотой и большей полезностью. Когда делаю мыло на отварах трав, добавляю пудры цветов и растений, аюрведические пудры, или с серой, березовым дегтем, ну никак не получается мыло ярких цветов. И ещё раз повторюсь, одни и те же красители могут по-разному отреагировать в мыле с нуля, в зависимости от состава масел, различных добавок. Реакция щелочи на красители не предсказуема. И еще позвольте дать совет, не увлекайтесь большим количеством красителей. Я в самом начале своего творчества, увидела на одном ролике, как красиво делают свирлы из 12 видов пигментов. Рецепт был на испанском, я с трудом перевела на русский. С усердием сделала свирлы в мыле, с применением 10 видов пигментов. Свирлы получились, но вид мыла был, как разноцветный пластилин. Я выставила фото этого мыла в начале статьи, но там оно уже переделано, и оформлено в белую рамку. Так чтоб не разочаровываться, имейте меру и в количестве самого красителя, и в их разнообразии. Лучше не доложить, мыло будет намного нежнее.
Существует несколько видов красителей: косметические пигменты, жидкие пигменты, жиро- и водорастворимые пищевые красители. Натуральные красители для мыла.
Масляные (жирорастворимые). Такая смесь красящих органических продуктов и веществ получается химическим путем. Масляные красители используются при окрашивании «мыла с нуля», мыльной основы и твердых масел (в процессе изготовления пралине для ванн, массажных плиточек и проч.) и позволяют получить очень красивые и яркие цвета.
Осторожность необходимо проявить только при дозировке красящего вещества (на кончике ножа на 500 г жира/масла), слишком много красителя окрашивает вместе с мылом и пену, что выглядит не очень красиво.
Глиттеры представляют собой мелко нарезанные из разноцветной пленки блестки различного размера и формы (сердечки, звездочки и др.) Такие декоративные элементы используют в мыле из прозрачной основы, они придают мылу блеск, не меняя цвета основы. Для мыла с нуля тоже не вижу необходимости их использования. Хотя фантазии и творчеству нет придела, и кто-то может их использовать. Например, присыпать верх мыла.
Перламутры (мики). Такой краситель представляет собой стойкий, немигрирующий блестящий порошок, который используется для украшения прозрачного мыла. На одном сайте, я увидела очень светлое, нежное мыло с нуля. Автор этого мыла пишет, что для белизны мыла, она использует именно белый перламутр. А так же, она перешла на окрашивание мыла по технике «свирлы», именно перламутрами. Надо будет попробовать. Я их иногда использую для украшения верха мыла и для оттисков для мыла.
Растительные пигменты. Сейчас можно приобрести растворимые в воде растительные пигменты. Они хорошо получаются, если мыло проходит гелиевую фазу. Не экономьте на растительных пигментах: 1 чайную ложку с горкой и больше на 500 гр. базового масла. Хорошо размешайте, иначе пигменты слипаются в комочки (чисто оптическая проблема, так как растительные пигменты хорошо переносятся кожей).
Для мыла с нуля лучше брать жирорастворимые пигментные пасты т.к. они растворятся в маслах и не выплывут на поверхность как водорастворимые. Или, если вы делаете глицериновое мыло с нуля, то тогда возможно использование глицериновых дисперсий. Не вступают в реакцию со щелочью и стабильны.
Натуральные пищевые красители для мыла производят из природных и синтетических веществ, пригодных для употребления в пищу. Они безвредны как для нашего организма, так и для нашего тела, кожи. Покупая пищевые красители помните, что они мигрирует в мыле из основы и не пригодны для многослойного и разноцветного мыла. Пищевые красители отличаются яркостью красок. В мыле с нуля, вступая в реакцию со щелочью, не все пищевые красители сохраняют цвет. Они обычно выцветают со временем, а также часто окрашивают воду или пену.
Гелиевые красители. Не всегда являются пищевыми. Гелиевые красители концентрированы и иногда нуждаются в дополнительном разбавлении водой, потому что водорастворимы. Разбавлять их нужно немного, лишь капнув геля в ложечку с водой и окрасить мыло. Для мыльной основы можно добавлять в чистом виде, а можно разбавить для получения более нежных оттенков. И хоть считается, что для мыла с нуля не пойдут, так как могут всплыть на поверхность и часто вступают в реакцию со щелочью и приобретают не те цвета, я пользуюсь гелевыми пищевыми красителями производства США. Но не всегда получается тот цвет, который задумываешь. Чтобы цвет не менялся, лучше всего не вводить мыло в гель.
Теперь поговорим о натуральном окрашивании мыла. Вообще, цвет основной массы мыла определяется цветом используемых жирных и эфирных масел и жиров, чем они светлее, тем белее получится готовое мыло. Масло кокоса, подсолнечное масло, масло лесного ореха и рапса создают белое мыло. Пальмовое масло делает мыло желтоватым, нерафинированное пальмовое масло оранжевого цвета – желтым или темно-оранжевым. Из желтого или зеленого масла не получится чистого белого цвета. БЕЛЫМ мыло становится, при добавлении в него двуокиси титана. Этот порошок является составляющим компонентом зубных паст. Натуральными и абсолютно безвредными красителями являются некоторые природные компоненты.
Натуральные красители : Получают эти красители из натуральных компонентов, глин, соков, специй, растений, хны, кофе, какао и т. д. Со временем в мыле натуральные красители могут поменять цвет, выцвести, но они придадут не только цвет, но и добавят полезные свойства готовому мылу. Кофе и какао дадут насыщенный коричневый цвет. Хлорофилипт – зеленый, а облепиховое масло – оранжевый.
Разноцветная лечебная грязь (глины ) С помощью глины можно получить очень симпатичные цветовые эффекты. Бывает глина розового, зеленого, желтого, черного и красного цветов. Желтая глина, даст желтый цвет, розовая – розовый. Однако, краски получаются слегка приглушенными, так как натуральные. Для этих же целей (окраски мыла) можно использовать коричневую лечебную грязь Мертвого Моря. В черный цвет мыло можно окрасить активированным углем.
Травы. Лучше всего получается красить травами и цветками – размолотыми так мелко насколько это возможно. Для лучшего эффекта помол можно пропустить сквозь сито. Результаты могут отличаться раз от раза и, кроме того, интенсивность цвета зависит также от состава используемых масел.
Индиго. Большее количество индиго делают в Египте. Он имеет замечательный синий цвет. Цвет хорошо сохраняется в мыле и не выцветает.
Морковный сок Можно использовать вместе с водой для замешивания щелочного раствора. Можно взять 1/3 воды и 2/3 морковного сока. Получается и с другими пропорциями. Мыло получается чудесно оранжевым, однако, краска держится не долго и выцветает. Такое мыло нужно или быстро израсходовать или хранить в темном месте. Зато, бетакаротин хорошо воздействует на кожу.
Алканна Из корней алканны можно сделать масляную вытяжку. Для этого возьмите 200 мл. масла лесного ореха (лещины), оливковое, миндалевое или рапсовое масло. Подогрейте масло в горячей бане и добавьте в него 1 столовую ложку (25 гр) корней алканны. Корни имеют коричневый цвет, но окрашивают масло в красный. Оставьте смесь масла и корней, по крайней мере, на 24 часа, чтобы растение отдало больше цвета. Чем дольше смесь будет стоять, тем темнее и интенсивнее будет красный. В промежутки слегка подогревать. Такие масляные вытяжки, называют мацератами, и их можно делать из разных видов растений и на разных маслах.
Это общая информация. А вообще окрашивание мыла с нуля, это индивидуальный поиск и выбор мастера. Экспериментируем. Тут большой выбор. Что приемлемо для одного мастера, другой мыловар не признает.
Разновидности красителей
Каждому начинающему мыловару предстоит нелегкий выбор – подобрать нужные красители для будущих мыльных шедевров. Сегодня в продаже существует большое разнообразие красителей, представленных в виде натуральных пигментов, глиттеров, перламутров, пигментных паст и др.
Как же определиться с выбором? Как подобрать необходимый тип красителя, чтобы потом не разочароваться результатом?
Самое главное – разбираться в свойствах красителей, отличать мигрирующие¹ от немигрирующих², знать, что некоторые необходимо разводить водой и глицерином.
В этой статье, я помогу Вам разобраться среди многообразия красителей, а также поделюсь некоторыми хитростями, как добиться того или иного цвета, если под рукой не оказалось нужного красителя.
Итак, все красители подразделяются на:
Пигментные пасты — устойчивы к температуре, изменению pH, светостойки, не мигрируют, оставляя четкие границы в многоцветном мыле. Подходят для мыла из мыльной основы и для мыла с нуля. Дают естественные натуральные цвета. Могут «замутнять» мыльную основу. Необходимо хорошо взбалтывать флакончик с пастой перед применением до достижения однородности. Неразведенные пигментные пасты перед применением нужно разводить водой или глицерином в пропорции 1:3 или 1:4.
Перламутры в виде порошка, состоящие изнеорганического вещества, предают готовому мылу изысканные перламутровые переливы. Не мигрируют. Удобнее всего добавлять перламутры в расплавленную мыльную основу на кончике палочки или чайной ложки.
Глиттеры (блестки) — это мелкие частицы переливающейся пленки, их можно отнести к красителям условно, т.к. они не изменяют цвет основы. Добавив щепотку глиттера в чуть остывшую расплавленную основу и размешав ее, вы получите мыло с блестками внутри.
На этом, по свойствам красителей – все. Теперь, вооружившись полученными знаниями, можете смело идти в магазин и покупать именно тот краситель, который нужен.
Но, что же делать, если Вы уже приступили к созданию мыло, а под рукой не оказалось нужного Вам красителя или сразу нескольких? Не расстраивайтесь, нужный цвет всегда можно получить путем смешивания других цветов! Чтобы Вам было проще и удобнее ориентироваться, я составила таблицу смешивания цветов.
Желаю Вам удачи в экспериментах с цветом!
¹ Мигрирующие красители смешиваются («мигрируют») в одном многоцветном мыле, проникая друг в друга через границу основы даже в готовом (застывшем) мыле. Мигрирующие красители желательно использовать только в одноцветном мыле.
² Немигрирующие красители не смешиваются (не «мигрируют») в одном мыле. Такие красители используются в многоцветном мыле.