Красная черепаха в чем смысл
Рецензия на фильм «Красная черепаха»
Простая, но при этом необыкновенно красивая анимационная картина о слиянии человека с природой достойна стоять в одном ряду как с шедеврами студии Ghibli, так и с кассовыми хитами Disney/Pixar
Безымянный мужчина, обессилевший в битве со штормом, выброшен волной на берег небольшого тропического острова. Первые отчаяние и страх преодолены, мужчина начинает обживать скромный клочок суши и даже подумывает о скором отплытии на большую землю. Однако несколько его попыток выйти в море на самодельном плотике заканчиваются провалом – огромная красная черепаха не дает робинзону покинуть остров. Однажды мужчина обнаруживает свою обидчицу черепаху выброшенной на берег, теперь ему нужно всего лишь дождаться гибели хозяйки острова, и можно спокойно покидать временную обитель, но под мощным панцирем морской обитательницы внезапно обнаруживается прекрасная девушка с пышной копной рыжих волос. Теперь жизнь на острове обретает для мужчины больший смысл, чем вне его.
Кадр из мультфильма «Красная черепаха»
В современном мире нередко случается так, что рассказ о создании какой-то картины оказывается много интереснее самого фильма. Борьба за права на экранизацию, подбор актеров и смена постановщика, трагедии на съемочных площадках и протесты против демонстрации ленты в кинотеатрах – порой вокруг весьма посредственного зрелища закручиваются реальные детективные сюжеты и самые настоящие триллеры. «Красная черепаха», совместный франко-бельгийско-японский анимационный проект, – тот случай, когда история создания картины по красоте и глубине не уступает самой ленте. Гармоничное сочетание вложенного труда и достигнутого результата, внешней красоты и внутреннего содержания, сотрудничества двух континентов и двух разных культур.
Кадр из мультфильма «Красная черепаха»
В рассказе о «Красной черепахе» невозможно избежать нескольких важных этапов создания картины и фактов, сопровождавших появление фильма, все-таки 9 лет – срок весьма внушительный даже по кинематографическим меркам, вместить в себя эти годы могут многое. «Красная черепаха» – первый фильм, который создан при поддержке знаменитой анимационной студии Ghibli за пределами Японии, впервые лента этого бренда производилась «без присмотра» Хаяо Миядзаки, хотя и с его «благословления», у руля проекта встал человек, ранее полнометражных мультфильмов не делавший. Но смелость берет города, эксперимент не только не провалился, но и вполне очевидно оказался достоин места рядом с «Принцессой Мононоке» и «Моим соседом Тоторо».
Кадр из мультфильма «Красная черепаха»
В то же время «Красную черепаху» с классическими лентами Ghibli разделяет пропасть ничуть не меньшая, чем лежит между азиатской анимацией и продукцией Pixar. Лента бельгийца Михаэля Дюдюка де Вита не содержит диалогов, его рисунки лаконичны при всем богатстве красок, а число персонажей сведено к минимуму. В фильме нет мистических, религиозных или фольклорных слоев, за исключением редких красочных снов или галлюцинаций героя. В конце концов даже само изображение героев в «Черепахе» совершенно индивидуальное: рисунок подкупает простотой и живостью, той, которой в Голливуде добиваются тысячами часов компьютерного рендеринга.
Кадр из мультфильма «Красная черепаха»
Что до сюжета, то он прост и безграничен до неприличия. Конечно, на поверхности здесь лежит противостояние человека и природы, которое неизбежно должно закончиться гармоничным сосуществованием и даже любовью. Но это лишь самая вершина острова, ищущий зритель найдет в картине десятки различных поводов посмотреть на приключения героя под разными углами, каждый отыщет детали, которые тронут его больше остальных, у всех будет возможность подискутировать о финале ленты. «Красная черепаха» – это действительно большая, взрослая анимация, тонкими штрихами карандаша взрезающая толстую кожу даже самого скептически настроенного зрителя и проникающая глубоко в душу.
Кадр из мультфильма «Красная черепаха»
Технически лента произведена на уровне выше всяких похвал. Фотографически насыщенные пейзажи и грациозные движения черепах сочетаются в картине с яростью штормов и карикатурностью мелких крабов, неизменно сопровождающих главного героя. Трогательная музыка переполнена звуками природы, едва различимыми криками чаек и даже человеческой речью. Отсутствие же диалогов делает картинку лишь более выразительной и универсальной для зрителей самых разных поколений.
Конечно, как и любой другой фильм, рассчитанный на эмоции, а не на холодный рассудок и твердый расчет, «Красная черепаха» несовершенна. В ней много личного, чего-то неуловимо человеческого, требующего определенной гибкости воображения и способности сопереживать чужим проблемам. В современном мире это тоже стало дефицитом, как и рисованные картины, способные отнять приз «Особый взгляд» в Каннах у куда более прагматичных конкурентов. Путешествие Ghibli за пределы острова началось блестяще, важно не упустить волшебный настрой миров Миядзаки и не растранжирить таланты, как это часто случается по другую сторону океана.
«Красная черепаха»: Бессловесная ода жизненному циклу
На прошедшем Каннском кинофестивале в секции «Особый взгляд» была представлена любопытнейшая анимационная картина, получившая в свой адрес настолько продолжительные аплодисменты, что скорее всего, такие и не снились другим представителям данного жанра. «Красная черепаха» давно поселилась в умах продюсеров, которые в 2008 году отправились прямиком к гуру японской анимации, легендарному Хаяо Миядзаки, за советом и с надеждой в сердце, что он в конечном итоге и подхватит производство мультфильма. Однако, выслушав внимательно, он направил продюсеров прямиком к оскароносному голландскому аниматору, автору прославленной короткометражной работы «Отец и дочь» – Майклу Дадок де Уиту. Тот, в свою очередь, обрадовался предложению и, заручившись поддержкой японской студии анимации Ghibli и самого Исао Такахаты, автора «Могилы светлячков» и «Сказания о принцессе Кагуя», приступил к написанию сценария.
«Красная черепаха» очаровывает с первых же кадров. Яркая и разнообразная, выполненная от руки анимация является главным каналом коммуникации со зрителями, ибо диалогов или каких-либо других признаков речи здесь нет. Но как оказалось, для столь трогательной оды цикличности жизни, слова только бы навредили. Де Уит предпочитает живописные кадры вместо слов, он общается с нами на языке метафор и символов, бережно вкраплённых в даже самую, казалось бы, незначительную сцену, вроде спуска на воду или прогулки по берегу. А берег этот принадлежит небольшому необитаемому островку, затерянному в океане и случайно найденного главным героем – молодым человеком, которого подхватило течение. Но он не намерен поддаваться ему и строит плот, чтобы поскорее этот остров покинуть, вот только у него никак это не получается – стоит ему отплыть от берега, как его плот тут же опрокидывает огромных размеров черепаха красного цвета. Чем больше герой старается, тем отчётливее картина приобретает аллегорический характер, усиливающийся вместе с дальнейшими магическими событиями.
Деликатно прорисованная анимация и волшебная музыка создают медитативную атмосферу безмятежности, которая часто противопоставляется трудным испытаниям главного героя и нарастающим ощущением тревоги. После одного магического сюжетного поворота, окончательно уводящего повествование в мир аллюзий и образности, у нашего героя появляется спутница – его ключик к следующему циклу жизни. Причем подтекст мультфильма не ограничивается лишь человеческими жизнями, наоборот больше внимания уделено как раз «перерождению» и «возобновлению» природы. «Красная черепаха» за какие-то 80 минут успевает не просто наглядно обозначить место человека и его амбиций в мире, но и продемонстрировать истинное величие матушки-природы, показывая через поступки и последствия её могущество, сострадание и беззащитность.
Де Уит использует анимацию одновременно как шифровальную машину глубоких смыслов, так и средство, помогающее ему как можно яснее и отчётливее донести мысль до зрителя. Чётко прорисованные линии смешиваются с палитрой цветов: темновато-серые камни противопоставляются бледно-голубому морю, ярко-зелёный бамбуковый лес соседствует с чёрно-белыми ночными действиями. Самодельный плот и могучая черепаха – из этой же череды антитез, являющихся всё теми же аллегориями на противостояние человека и природы. Но что самое любопытное, исследованию поддаётся также и человеческая природа, его натура. В начале фильма поднимаются тема одиночества, остров морально пленяет человека (на это указывают не менее сюрреалистические сны главного героя, в которых он летает), однако затем на первый план выходит тема семьи, наглядная демонстрация способности человека восстанавливать прежние физические и душевные состояния – самому главному нашему родству с природой.
«Красная черепаха» получилась неописуемым по красоте творением, в котором даже ныряние под воду показано с грацией и плавностью балетного представления. У де Уита получилось деликатное размышление на тему мимолётности жизни и о том, что порой нужно довериться течению, а не пытаться идти против него и прикладывать неимоверные усилия к тому, что не имеет никакого значения. Жизнь нужно ценить, ловить каждое её мгновение, и этот аллегорический анимационный шедевр наглядное тому доказательство.
Красная черепаха (La tortue rouge)
Год: 2016
Жанр: мультфильм, фэнтези
Страна: Франция, Япония, Бельгия
Режиссер: Майкл Дадок де Уит
Сценарий: Майкл Дадок де Уит, Паскаль Ферран
Продюсер: Паскаль Кочето, Венсан Мараваль, Грегуар Сорлат
Композитор: Лорен Перез
Мировая премьера: 18 мая 2016
Премьера в РФ: 16 февраля 2017
Продолжительность: 80 мин. / 01:20
Обзор мультфильма «Красная черепаха»
О жизни и смерти, счастье и смирении, красоте и полном отсутствии динамики
16 февраля на экранах кинотеатров появится мультфильм из тех, что редко выбираются за пределы программ престижных кинофестивалей. И тем не менее, «Красная черепаха» будет доступна к просмотру всем любителям серьезной большой анимации. Tlum.Ru расскажет, чего ждать от данного мультфильма и кому он может понравиться (кроме профессиональных критиков).
Режиссер и главный аниматор картины — Майкл Дюдок де Вит, автор нескольких короткометражек, получивших важные номинации и крайне высокие оценки. Возрастной рейтинг «Красной черепахи» 6+, мультфильм является совместным творением аниматоров из Франции, Бельгии и Японии при участии легендарной студии Ghibli.
Картина борется за «Оскар» этого года как «Лучший анимационный мультфильм», а также удостоилась невероятно длительных оваций на Каннском кинофестивале (целых 15 минут, представьте!).
Чем же она так поразила опытных деятелей киноискусства?
Восхитительный стиль анимации
Рассказывая про «Красную черепаху», хочется начать именно с удивительной картинки. Сочетание общей лаконичности стилистики и тщательно прорисованных деталей, огромное внимание к нежной цветовой гамме и живая игра движущихся героев на фоне абсолютно статичных, но прекрасных пейзажей — весомое достоинство картины.
Это фильм про природу, и природа тут прекрасна как никогда: множество животных (одной черепахой дело не ограничится), изумительно нарисованных растений, поразительно живое море — все это складывается в искусное полотно кисти действительно талантливого художника-аниматора.
Тишина
Обычно в подобных обзорах мы говорим о музыке. Здесь нужно говорить о тишине. Музыка в «Красной черепахе» тоже есть, однако «включают» ее только в немногочисленные моменты хоть какого-то действия. А поскольку подавляющую долю хронометража почти ничего не происходит, частого появления саундтрека можете не ждать. Впрочем, сама музыка, когда она есть, очень хороша.
В остальном мультфильм сопровождается стрекотом островных насекомых, и на этом — все. Люди здесь не произносят ни слова, звучат только возгласы. Перевод мультфильму, разумеется, не требуется.
Атмосфера дикого острова
Сюжет (если его можно так назвать) представляет собой классическую робинзонаду. Человек на необитаемом острове, без имени, с минимумом подробностей и полным отсутствием условностей. Как погиб корабль, тоже неизвестно. Это и неважно. Поначалу герой хочет уплыть, многократно строит плоты, но что-то — а точнее, кто-то, ему мешает.
После установления личности мешающего следует довольно драматичный и короткий момент, а после происходящее переходит в плоскость фантастики. Ее тут немного, но без нее объяснить присутствие женщины на необитаемом острове никак не получалось. После появления героини жизнь на острове приносит главному герою очень много радости, и все эти бытовые подробности невольных «робинзонов» показаны с редкой тщательностью.
Отсутствие динамики
Как внешней, так и внутренней. Весь сюжет мультфильма можно пересказать в 20-ти словах (мы считали!). Если ваш ребенок и вы привыкли к активным, наполненным действиями лентам, «Красная черепаха» может показаться вам чрезвычайно скучной.
Если выразиться проще — рядовые зрители наверняка уткнутся в свои смартфоны уже на 5-й минуте просмотра. Про детей и говорить нечего — редкого ребенка можно сегодня усадить за что-то столь же медлительное, как «Красная черепаха». Впрочем, аналоги можно найти разве что в очень старом кинематографе — в нашем время сумбура и суматохи ленты с подобным «черепашьим» темпом повествования создают предельно редко.
Символизм и философичность
Создатели попытались заложить в мультфильм множество высоких и важных идей для обдумывания зрителями. Природа и единение человека с ней, счастье в мелочах и семейной жизни, без стремления куда-то уплыть (тут вам не «Моана»!), отрицание идеи одиночества, принятие смирения, история о времени, жизни, смерти и бытии в целом.
Этот кладезь мудрости — для тех, кто очень любит искать и находить глубоко спрятанные философские смыслы. Для всех остальных — невыносимо медлительная и лишенная действий картина, которую можно посмотреть лишь из любопытства — чему же там аплодировали в Каннах и почему номинировали на «Оскар»?
Кстати, в трейлере собраны фактически все моменты с движением в сюжете, так что может создаться впечатление, что там много действия, однако впечатление обманчивое.
Источник: Киноклипы ТрейлерыКрасная черепаха
The Red Turtle
Гусеница? Отличный герой. Черепаха? Ещё лучше! Вглядитесь в эти чёрные рептильи глаза и скорбный клюв — разве не красавица?
Может, это странновато — с замиранием сердца ждать мультфильмы про живность, которую назовут милой разве что тонкие ценители вроде Химэгими или Ньюта Скамандера. Но когда в деле замешана студия Ghibli, случаются и не такие чудеса. Например, жил-был нидерландский художник-мультипликатор Михаэль Дюдок де Вит, снимал короткометражки, ролики и сериалы, иллюстрировал книги, преподавал, но даже несмотря на полученный в 2001 году «Оскар», оставался для широкого зрителя мистером Это-кто-ещё-такой. Дожил до седин — и вдруг получил письмо, по произведённому эффекту сравнимое с приглашением в Хогвартс: студия Ghibli сообщила, что ей по нраву его творчество, и предложила вместе снять полнометражный фильм. Нет, не по готовому сценарию — можно самому придумать что угодно. Нет, не надо переезжать в Японию — пусть режиссёр-сценарист работает в привычной ему Франции. И вот так на седьмом десятке де Вит дебютировал в полнометражном кино. Причём его не бросили в новую среду по принципу «Выплывай или тони!», а окунулись с ним рука об руку и поделились отличным спасательным жилетом — своим именем, не дутым и при этом непотопляемым.
Во французском кинопрокате выживает ярчайший: еженедельно выходит аж 15–20 фильмов, и если ты не способен выделиться в своей группе, то следующая накроет тебя как волна, разбалованные богатым выбором зрители не пойдут на незаметное старьё недельной давности, и ты тихо, без единого протестующего взбулька, погрузишься на дно Леты. Но если у тебя, малоизвестного дебютанта, на щите изображён геральдический Тоторо великого дома, то ты уже не Это-кто-ещё-такой, а Тот-в-кого-верит-Ghibli. И в кого могут поверить зрители. Однако сперва им надо о тебе узнать. Пресса может рассказать, но ей нужен повод — потому продюсеры посоветовали де Виту доделать фильм к сроку подачи заявок на Каннский фестиваль. Если бы «Красную черепаху» просто отобрали в конкурсную программу, это уже было бы отлично; но результат получился даже лучше — фильм разжился в Каннах двумя номинациями и одной наградой. А теперь вдобавок номинирован на «Оскар», по соседству с «Кубо. Легендой о самурае» и «Моаной», от которых отличается так же, как юг отличается от востока и запада.
Несмотря на франко-японское производство под началом нидерландца, никакого национального колорита в «Красной черепахе» нет. Откуда герой родом? Куда он попал? Хотя бы в каком веке происходит действие? Де Вит намеренно отказался от любых примет — чтобы история получилась по-настоящему универсальной. Даже глаза персонажей не дадут поиграть в Шерлока: они не узкие и не широкие, а просто точечки. Но пусть будет брошен тяжеленный фолиант по пунктуации или контрапункту в того, кто скажет, что точки не могут быть выразительными! По речи персонажей тоже ничего не вычислить — зато любой зритель может щегольнуть тем, что смотрел франко-японский фильм в оригинале без субтитров. Потому что нет слов. В прямом смысле — герои не произносят ни словечка, им вполне хватает эмоциональных междометий и языка тела. Спустя век после своего рождения немое кино так и норовит переродиться, прийти к зрителям в каком-нибудь новом облике — то французским стилизованным под ретро «Артистом», то отечественным «Испытанием», то вот западно-восточной «Красной черепахой».
«Почему они ничего не говорят?» — удивился юный зритель на середине предпремьерного показа пару дней назад, а потом стал жаловаться на скуку. «Ну закрой глаза, поспи», — посоветовал пришедший с ним взрослый. «Красная черепаха» соответствует своему рейтингу 6+ по букве, но не по духу, и родители, думающие: «А, Ghibli? Значит, детская сказка!», рискуют уподобиться косому, похмельному и вдобавок невезучему стрелку — иными словами, сильно промахнуться.
Вообще-то, и у самой Ghibli мультфильмы зачастую ближе взрослым, чем детям. Особенно ленты Исао Такахаты («Могила светлячков», «Сказание о принцессе Кагуе»), который выступил арт-продюсером «Красной черепахи» и помогал де Виту с раскадровкой. А добрый сказочник Хаяо Миядзаки здесь как бы не при делах, хотя с него-то всё и началось: почти десять лет назад, в перерыве между своими уходами на пенсию, он высоко оценил короткометражку де Вита «Отец и дочь» и сказал, что не прочь посотрудничать (де Вит стал первым иностранцем, которому выпала такая честь, — прежде Ghibli делала сугубо японские фильмы). Зато при делах ещё один из трёх столпов Ghibli наравне с Такахатой и Миядзаки — продюсер Тошио Судзуки, чьи мотивирующие пинки заряжены такой энергией, что их хватало даже на контратаки к фирменным приёмам двух мэтров «Сниму то, не знаю что, доделаю тогда, не знаю когда» и «Я устал, я ухожу».
Хотя Миядзаки не принимал прямого участия в создании «Красной черепахи» и вообще сосредоточился на своём мультфильме про гусеницу Боро, связь с ним чувствуется. Причём не внешняя, как у сравнительно молодых птенцов гнезда Ghibli (Горо Миядзаки, Хиромасы Ёнебаяши), а внутренняя. И Миядзаки, и де Вит — «стихийные» авторы. Но если стихией Миядзаки является воздух (прекрасное и такое разное небо, полёты на чём угодно вплоть до мётел и замков, а то и вовсе без транспорта), то стихия де Вита — вода. Точнее, жидкости во всём своём разнообразии: в «Монахе и рыбке», «Отце и дочери», «Красной черепахе» водоёмы играют огромную роль, а «Аромат чая» нарисован титульным напитком. Впрочем, между полётами и плаванием грань порой тонка до прозрачности — так же как между грёзами и явью. Сам де Вит говорил, что в его кинокартине сон и реальность тесно сплетаются. Чего стоят только лунная дорога, ночной квартет и то ли девушка, а то ли виденье.
И повествование здесь в чём-то сновиденческое. Вместо слов говорят тишина, восклицания, музыка. Хотя с музыкой вышла закавыка: в короткометражках де Вит начинал с неё и от неё отталкивался, а тут за долгие месяцы производства так ничего и не сочинил — только понял, что хочет добиться импрессионизма в стиле Дебюсси и категорически не хочет использовать пение. Призванный на подмогу композитор Лоран Перес дель Мар был всем хорош… и подсунул именно пение. Точнее, инструментальный вокал. Де Вит отбрыкивался ожесточённо, но недолго — и изначально нежеланное вдруг оказалось именно тем, что надо, стало одной из ведущих композиций фильма.
Эта композиция — музыкальное отражение героини, ведь она прошла схожий путь. «Красная черепаха» — противоположность традиционной истории про селки, нимфу, кицунэ, царевну-лягушку или ещё какую-нибудь волшебную жену. Она рассказывает об одиночестве, испытаниях, любви, смерти — классических темах, но на иной лад (и совсем не так, как недавние «Пассажиры»). Герой не крадёт магическое одеяние или гибернацию прекрасной девы, не нарушает её запреты. Напротив: он считает героиню вредоносным чудищем, она сама приходит к нему, он желает ей смерти, затем раскаивается и старается искупить, героиня является ему в новом облике — и это только начало их истории.
Синопсис спойлерит половину, трейлер — почти всё оставшееся, рецензенты не отстают: у фильма слов, может, и нет, зато у критиков они находятся в изобилии. Но здесь спойлеры бессильны оправдать своё название — они просмотр не портят. Ведь всё равно каждый увидит и почувствует разное: кто-то будет зевать, кто-то — плакать, кто-то — хрустеть чипсами в ожидании саспенсово-экшеновых сцен (и даже дождётся — их здесь мало, но они есть). Когда де Виту сказали, что у него получился мощный природоохранный посыл (морские черепахи находятся под угрозой вымирания), он удивился, однако возражать не стал — художник создаёт произведение, но восприятие оного зависит уже от зрителя. Равно как и трактовки. Может, героиня спасла героя от губительной затеи, а может, похоронила его надежду на возвращение к прежней жизни; может, она оставила его с собой, а может, сама осталась с ним. Всё может быть. Де Вит, по его словам, хотел показать своё уважение к природе и бесконечному кругу жизни, а их аршином общим не измерить, на добро и зло не разделить. Даже если взять не всю природу, а одних только черепах, рискуешь почувствовать себя агукающим младенцем: черепахи появились ещё в мезозое, 220 миллионов лет назад, а Homo sapiens отделились от других гоминид в миоцене, 6–7 млн лет назад. Легко ли сблизиться с тем, кто в 30 раз старше тебя?
«Что наш язык земной пред дивною природой?», «И лишь молчание понятно говорит» — писал Жуковский; спустя два века это же рисует де Вит. А кто-то это танцует, кто-то играет, кто-то ваяет. В мире более 7000 тысяч языков, но их бывает недостаточно; порой обилие не сплачивает, а разъединяет. Тут-то и приходит на выручку нечто более древнее и до сих пор понимаемое по всему земному шару — если не умом, то сердцем. Язык без слов, полёт без механических крыльев, история без однозначности — как сама жизнь.