Красная строка что это для 2 класса
Красная строка что это для 2 класса
Во времена до изобретения книгопечатания существовала определенная традиция оформления книг: каждый текстовой и смысловой фрагмент в издании начинался с красиво оформленной буквы. От этой исконно русской традиции украшать начало абзаца и пошло выражение «с красной строки». Заглавную букву писали киноварью — краской минерального происхождения, название которой, по одной из версий, переводится как «кровь дракона». Кроме киновари использовали и другие краски: охру, лазурь, ультрамарин. Фон буквы прокрашивали темперой, акварелью.
Основной текст при этом писали железо-галловыми чернилами. Их делали из орешков дуба, смешанных с железным купоросом. Компоненты смешивали в разных пропорциях, и чернила получались либо совсем черными, либо светлее, с рыжеватым оттенком.
Иногда заглавную букву, которая также называлась инициалом, украшали орнаментом. Узоров было несколько: геометрический, растительный и тератологический — с изображениями диковинных зверей и чудовищ.
Старинные рукописные книги сейчас можно увидеть в государственных хранилищах, например в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Самая ранняя по датировке рукописная книга в наших фондах — Архангельское Евангелие. Оно датируется 1092 годом, и в нем уже есть красная строка.
Во времена до изобретения книгопечатания существовала определенная традиция оформления книг: каждый текстовой и смысловой фрагмент в издании начинался с красиво оформленной буквы. От этой исконно русской традиции украшать начало абзаца и пошло выражение «с красной строки». Заглавную букву писали киноварью — краской минерального происхождения, название которой, по одной из версий, переводится как «кровь дракона». Кроме киновари использовали и другие краски: охру, лазурь, ультрамарин. Фон буквы прокрашивали темперой, акварелью.
Основной текст при этом писали железо-галловыми чернилами. Их делали из орешков дуба, смешанных с железным купоросом. Компоненты смешивали в разных пропорциях, и чернила получались либо совсем черными, либо светлее, с рыжеватым оттенком.
Иногда заглавную букву, которая также называлась инициалом, украшали орнаментом. Узоров было несколько: геометрический, растительный и тератологический — с изображениями диковинных зверей и чудовищ.
Старинные рукописные книги сейчас можно увидеть в государственных хранилищах, например в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Самая ранняя по датировке рукописная книга в наших фондах — Архангельское Евангелие. Оно датируется 1092 годом, и в нем уже есть красная строка.
Презентация по русскому языку на тему » Абзац» ( 2 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Д А И Б В Ж Е З К А Б В Ж З Е К
* * Чтоб на уроке не устать, Чтобы здоровыми оставаться, В игры весёлые будем играть, Будем мы в классе всем улыбаться! Эмоциональный настрой
* Давай подумаем Распредели слова на 2 столбика: в первый выпиши слова, которые можно переносить, во второй- слова, которые переносить нельзя. Олень, станция, оса, метро, горка, летняя, сок, шея, река
* * Проверим : 1 столбик: станция метро горка летняя река 2 столбик: олень оса сок шея
* * Вспомни Что такое текст? Из каких частей состоит текст? Что такое абзац?
* * ЗАПОМНИ! Абзац пишется с красной строки.
* Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазком видеть всё дано- Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг. Физкультминутка
* Расставь абзацы правильно. Озаглавить текст и спиши его. (Варианты заголовков: «На улице», «Доброе дело»). День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо. С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость. Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.
* * Доброе дело День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо. Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день. С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.
* Какие открытия на уроке вы для себя сделали? Итог урока
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-931880
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году
Время чтения: 1 минута
В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
В России будут создавать школьные театры
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок русского языка во 2-м классе. Тема: «Текст. Абзац. Диалог»
I. Организационный момент
Учитель:
Чтоб на уроке не устать,
Чтобы здоровыми оставаться,
В игры весёлые будем играть,
Будем мы в классе всем улыбаться!
Улыбнитесь друг другу, мне, настройтесь на рабочий лад.
II. Сообщение темы и цели урока
Запись в тетрадях: число, классная работа.
1. Минутка каллиграфии.
– Какие слова спрятались? Запишите эти слова в словарик. Обозначьте ударение, подчеркните безударные гласные
– Как вы думаете, какая тема нашего урока?
III. Работа над темой
Учебник стр. 100 №190 коллективный разбор.
– Прочитайте отрывок из рассказа В. Бианки «Кто чем поёт?» Что можете о нём сказать? (Это текст.)
– Определите тему текста.
– Из скольких частей состоит текст? Как вы это узнали?
– Что такое абзац? Сколько абзацев в тексте? Какой вывод можно сделать? Почему строку, с которой начинается каждый абзац, мы называем красной, а не белой или синей. А вот почему. Раньше книги переписывались от руки. Перед писцом стояли баночки с тушью двух цветов – черной и красной. Весь текст писец переписывал черной тушью, а начиная новую страницу, он менял кисточку и рисовал красивый узор, выводя красной краской фигурную первую букву.
Красная строка – значило красивая строка. Цвет, словом красный стали обозначать позже.
– К кому обращена речь в этом тексте? Как называют такую речь?
– Спишите 2 абзац. В словах ПЕСНЯ, ИНСТРУМЕНТ подчеркните мягкие согласные.
– Вы поняли, кто как поёт. Допишите предложения:
Вывод: Абзац – это часть текста от одной красной строки до другой. Сколько в тексте абзацев – столько и частей.
– Любую ли часть текста начинают с красной строки? (Только ту, в которой содержится новая мысль.)
IV. Физкультминутка с использованием гимнастики для глаз
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
V. Работа по учебнику стр. 101 №191
– Какой заголовок подходит? Почему? Сборы на прогулку. Мишкина хитрость.
– Это речь разговорная? Кто её участники? Как называется такой разговор? Как можно прочитать этот текст? Прочитайте. Назовите тему текста.
– Я прочитаю стихи, а вы определите тему текстов.
У стола четыре ножки,
По две с каждой стороны,
Но сапожки
И калошки
Этим ножкам не нужны. (С.Маршак)
Жили-были два кота –
Восемь лапок, два хвоста.
Подрались
Между собой
Серые коты.
Поднялись
У них трубой
Серые хвосты.
Бились днем и ночью.
Прочь летели клочья,
И остались от котов
Только кончики хвостов. (С.Маршак)
Воробьи по проводам
Скачут и хохочут.
Верно, строчки телеграмм
Ножки им щекочут. (С.Маршак)
VI. Работа по карточкам (дефференцированные задания)
1 уровень: Восстановить деформированный текст. Списать 2 часть. В третьем предложении подчеркнуть главные члены.
_____ Грачонок был черный, носатый. Он не умел летать. Миша кормил его червяками и личинками.
____ Миша нашел под деревом грачонка, который дрожал от холода.
____ У грачонка отросли крылья, и он улетел.
2 уровень: Озаглавить текст. В 1 части подчеркнуть слова, в которых все согласные твердые
(Варианты заголовков: «Миша», «На улице», «Доброе дело», «Скука»).
День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.
Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.
С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.
3 уровень: Расставь предложения по порядку, чтобы получился текст. Озаглавить его. Во втором предложении подчеркнуть главные члены.
______ Вдруг белка испугалась и убежала.
______У зверька был пушистый хвост.
______На пеньке сидел красивый рыжий зверёк.
______Она грызла сосновую шишку.
VII. Тест (дети вписывают в строчку нужные буквы и, если задание выполнено правильно, получается слово.)
у) группа предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу;
б) отдельные предложения;
а) только заглавие;
м) заглавие и части;
в) только части.
3. По заглавию можно определить:
н) то, о ком или о чем говорится в тексте, т.е. тему текста;
б) сколько предложений в тексте;
в) кто автор текста.
4. Части текста должны располагаться в таком порядке:
а) основная, концовка, вводная;
и) вводная, основная, концовка;
в) концовка, вводная, основная.
5. Предложения в тексте должны следовать в строгом порядке:
6. Сколько в тексте абзацев, сколько и частей
7. Разговор 2 или нескольких лиц называется:
VIII. Итог урока
– Какие открытия на уроке вы для себя сделали?
IX. Рефлексия
– С каким настроением заканчиваем наш урок? (Дети вывешивают на доску знаки)
«?» не все понял, нужна помощь;
«+» урок понравился;
«!» все понял, было интересно.
– Я благодарю вас за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой сложной темой.
Что такое текст в русском языке? Красная строка
Каждое предложение высказывает какую-то мысль. Эту мысль можно произнести с нужной интонацией: рассказать, спросить, воскликнуть. В зависимости от этого в конце предложения во время письма мы выбираем нужный знак препинания – точку, вопросительный знак или восклицательный. Знаки препинания показывают границы предложений. Если предложение построено неправильно, то его мысль можно не понять. Сегодня на уроке мы повторим, что такое предложение, узнаем, как из предложений построить связный текст, познакомимся с правилами записи текста.
Прочитайте стихотворение Агнии Львовны Барто «Сильное кино» и подумайте, понравился ли девочке фильм:
У школьников собрание,
Нет, видно, я еще мала:
Я ничего не поняла.
Почему же так получилось, что девочка ничего не поняла? Её брат не смог хорошо рассказать, правильно построить предложения. Хорошо построенные предложения умеют складываться в рассказы, стихи, сказки, песни. Предложения могут многое рассказать обо всём, только надо относиться с уважением к строгим законам предложений.
Давайте выполним задание.
Найдите границы предложений.
наступила весна тепло начал таять снег
С чего начнем выполнять задание? Прочитаем предложенные слова: наступила весна тепло начал таять снег.
Теперь прочитаем с остановками – паузами.
наступила весна / тепло / начал таять снег
Найдём первую мысль: наступила весна. В конце предложения надо поставить точку. Исправим первую букву – начало предложения надо писать с заглавной буквы.
Наступила весна.
Найдём вторую мысль: тепло. Исправим первую букву предложения на заглавную, в конце поставим точку.
Тепло.
Третье предложение: начал таять снег. Исправим его.
Начал таять снег.
Мы выделили три предложения. В конце второго предложения можно поставить восклицательный знак. Тогда прочитаем это предложение с другой интонацией.
Итак, предложение – это одно или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Все слова в предложении связаны по смыслу.
Будьте внимательны: даже если только два слова поменять местами, мысль предложения может поменяться.
Даже Никита не смог сосчитать пример.
Никита даже не смог сосчитать пример.
В первом предложении речь шла о том, что пример был трудный, и даже умный Никита не смог его сосчитать. Во втором предложении мысль была совсем другой. В предложении сказано, что Никита плохо считает.
А теперь попробуйте к каждому из этих предложений найти продолжение – второе предложение, которое подтверждает мысль первого предложения.
Очень трудное было задание.
Попробуем соединить предложения. Прочитаем, что получилось:
Даже Никита не смог сосчитать пример. Очень трудное было задание.
Никита даже не смог сосчитать пример. Он плохо считает.
У нас получилось два высказывания, научно говорят – два текста.
Что же такое текст? Текст – латинское слово. Переводится оно как «ткань, сочетание слов, словесное единство». Если вы внимательно рассмотрите любую ткань, то заметите, что состоит она из ниточек, которые переплетены между собой так, что составляют единое, крепкое целое.
Так и в тексте – все предложения переплетены одной главной мыслью и все рассказывают об одной теме.
Тексты бывают разные. В них может быть всего два предложения и больше.
Найдите среди двух записей текст.
1. У Саши жил пёс. Саша любит сказки. Оля ест яблоко.
2. У Саши есть собака. Её зовут Жулька. Мальчик любит с ней играть.
3. Когда? Разве? Гуляю.
Будем рассуждать так. Первая запись не является текстом. Это разные предложения. Они не связаны по смыслу между собой.
Третья запись – ответы на чьи-то вопросы, не связанные между собой по смыслу. Она также не является текстом.
Вторая запись – это текст. Все предложения связаны общим смыслом, они рассказывают про собаку, которая была у Саши.
К тексту можно придумать ещё предложение-продолжение. Например: Каждый день Саша выходит с Жулькой на прогулку.
Вы, наверное, замечали, что у стихов, рассказов, сказок, которые вы читали, бывает заголовок. Он записывается посередине перед текстом. Давайте попробуем придумать заголовок к нашему тексту. Для этого определим, о ком был текст. О Саше и Жульке. Вот и заголовок готов: «Саша и Жулька». Часто по заголовку можно сразу догадаться, о ком или о чём будет говориться в тексте.
В книгах, журналах, учебниках вы тоже читаете тексты. В большом тексте может быть не одна важная мысль, а несколько. Чтобы их показать, текст делят на части. Каждая часть имеет свою важную мысль. Но чтобы легче было найти каждую часть, её начинают писать с красной строки. Я думаю, вы слышали такое выражение, «красная строка», но что оно означает? Почему именно красная, а не синяя или зелёная?
Когда-то в древние времена, когда ещё не были изобретены машины, которые умеют печатать, книги переписывали от руки. Был даже такой специальный человек – писарь.
Перед ним стояли две баночки с краской. Чёрной краской писарь переписывал весь текст, а вот новую страницу начинал с рисования красивой красной буквы. Наши предки слово «красный» употребляли в значении «очень красивый»: красна девица, красноречие, красное словцо, прекрасный. А вот цвет словом «красный» стали называть позже. В наши дни красивых букв никто не рисует, а название «красная строка» осталось.
Давайте прочитаем отрывок из рассказа Николая Сладкова. Это тоже текст. Понаблюдаем, как он записан.
Простаки эти голуби!
Голуби честно ищут корм, а воробьи-хитрюги за ними подглядывают. Как увидят, что голуби на подоконник слетелись, толкаться начали, так и мчат сразу, но не на подоконник, а под окно.
Наверху толкотня, драка: зёрна и крошки сыплются вниз. Воробьи внизу не зевают: клюют себе с выбором. Вот пройдохи!
Красная строка – это небольшой отступ от края строки. С красной строки начинают писать не любую часть текста, а такую, в которой содержится новая мысль. Сколько раз начинал Н. Сладков писать с красной строки? Четыре раза. Часть текста от одного отступа (красной строки) до другого называется абзац. Абзац может состоять только из одного предложения, но может быть и большим. Зависит это от той мысли, которую он выражает.
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Мы рекомендуем:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Русский язык с репетиторами онлайн
Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:
Проект по теме «Почему строка называется «красная»?» ( 2 класс)
Выбранный для просмотра документ АННОТАЦИЯ.docx
ПОЧЕМУ СТРОКА НАЗЫВАЕТСЯ «КРАСНАЯ»?
Каждый из нас, кто писал школьный диктант, слышал и помнит обращение-сигнал преподавателя словесности «С красной строки начинаем писать». Откуда пошел термин «красная строка»?
Со школьной скамьи обученные грамоте россияне знают, что каждый новый абзац при письме начинают с красной строки. Так называют отступ от края бумаги, который обычно равен полутора сантиметрам.
Любой нормальный школьник способен ответить на вопрос, что такое красная строка. Это первая строка абзаца, начинающаяся небольшим отступом от левого края поля тетради или книги. Размер отступа определить довольно просто – приложив два пальца. Используется такой приём для логического разделения текста на части. Но почему строку называют красной? По своему цвету она ничем от остальных строк текста обычно не отличается.
Педагоги начальной школы с удовольствием рассказывают забавные истории о том, как малыши, не понимая значение выражения «красная строка», рисуют на строчках цветным карандашом линии, от которых начинают писать. Однако красная строка отнюдь не имеет цвета, более того, она ничем и не приметна, это всего лишь отступ от края бумаги, обозначающий новое предложение, первое в абзаце.
В первом классе на уроках русского языка учительница рассказала нам о соблюдении красной строки на письме при оформлении текстов, начала нового вида работы. Она учила нас делать отступ на строке вправо не менее 2 см (два пальца). Я заинтересовалась, что такое красная строка, почему она так называется и зачем нужна?
Выбранный для просмотра документ Введение.docx
Лексикой называют набор слов, которые чаще употребляются человеком. Ее богатство позволяет судить о внутреннем мире, интересах и предпочтениях человека. Конечно у человека, который часто читает книги в речи много литературных слов, его речь разнообразна, в ней редко повторяются одни и те же слова. В речи присутствуют изобразительно-выразительные средства, например, метафоры, эпитеты, сравнения.
Грамматика позволяет грамотно составлять предложения, согласовывать в нем слова.
Актуальность проблемы заключается прежде всего в том, что обучающиеся хоть и знают, что такое красная строка, но не соблюдают её при письме. Вследствие чего и возникает необходимость уметь правильно оформлять письменные работы, основы которых закладываются в начальной школе.
Объектом нашего исследования является структура письменного текста.
Предметом работы является прием, которые позволяют научиться соблюдать абзац.
В основу исследования положена гипотеза о том, что если раньше строку действительно красили в красный цвет, чтобы предупредить о чём-либо.
Из гипотезы вытекает цель. Целью исследования является: выяснить, откуда пришло понятие «красная строка», что оно обозначает, как употребляется в русском языке.
Для достижения указанной цели и доказательства выдвинутой гипотезы нами решались следующие задачи:
-изучить литературу по данному вопросу;
-провести исследование о том, что знают ученики моего класса о красной строке;
-произвести анализ полученных данных;
-создать демонстрационный материал для «красной строки»;
При реализации цели и выдвинутых задач нами были использованы следующие методы: анкетирование обучающихся, исследование, изучение литературных и интернет-источников, беседа, анализ полученных данных.
Теоретическая значимость работы заключается в углубленном исследовании данной проблемы.
Практическая значимость состоит в том, что в работе представлен наглядный пример того, как можно помнить о написании нового вида работы или предложения с красной строки.
ГЛАВА 1. ПОЧЕМУ СТРОКА НАЗЫВАЕТСЯ «КРАСНАЯ?»
1.1 ДВЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КРАСНОЙ СТРОКИ
Давным-давно, еще до изобретения книгопечатания знаменитым Гутенбергом, уже существовал способ обозначить в тексте, где заканчивается одна мысль автора и начинается другая. Способ этот не имел ничего общего с тем, как сейчас выделяют абзацы в книгах. Никакого отступа в начале строки не существовало, также как не существовало и переноса на новую строку в принципе. Текст шел сплошной стеной, а разрыв показывался специальным символом, который, пожалуй, видели все, кто когда-либо пользовался программой Микрософт Ворд. Перенос строки, возврат каретки, знак параграфа, алинея — странноватый значок Pilcrow (Unicode 0x00B6) называют сейчас по-всякому, и мало кому в голову приходит, что это вовсе не изобретение Ворда, а знак с почти тысячелетней историей. Форма знака берет свое начало от буквы C, первой буквы латинского слова capitulum — chapter, или глава. Насколько известно автору, знак окончательно сформировался в 1400—1450 годах, а трансформировался примерно следующим образом:
Современный знак параграфа § является вырожденной версией этого первоначального значка, который ставился внутри строки и выделялся цветом, обозначая начало новой смысловой группы предложений. До изобретения книгопечатания знак вписывался в книги вручную отдельным человеком — рубрикатором.
Существуют две теории, которые по-разному объясняют происхождение этого словосочетания. Согласно первой теории, красной называют отдельную строку в тексте. Начинается эта строка с упомянутого отступа. Появление такого выражения связано с историей. Считается, что впервые красную строку использовали в Египте. Именно ей писчие начинали новый абзац и действительно выделяли ее красным цветом, тогда как весь остальной текст писали черной краской.
Однако на Руси родилась своя красная строка. Известно, что первый алфавит был весьма красив с точки зрения каллиграфии. Написание буквиц представляло собою узорчатые фигуры, которые расписывались с использованием художественных элементов. Однако выводить каждую буквицу текста было чрезвычайно долго, это послужило поводом к упрощению письма. Появились тильды, которые сокращали слова (они до сих пор используются в церковных текстах), а сами буквы стали лаконичными, число их элементов свелось к минимуму, первая же буква абзаца, а позже и каждой новой страницы традиционно оставалась красивой, или как говорили, красной. Ее выписывали, соблюдая каноны, делали цветной, отличалась эта буквица и размерами, порой занимая до трех строчек в высоту. Написать красную буквицу доверяли только мастерам. Рисовали ее долго и красиво после того, как основной текст был записан на страницу, а потому писчие просто оставляли некоторое пространство для нее в начале строки. Таким образом, большая красная буква в начале абзаца попросту отодвигала остальной текст на пару сантиметров от края бумаги. Отступ стал привычным, и даже после унификации алфавита и его упрощения до современного вида, отказа от красных буквиц, отступ остался, приобретя название «красная строка».
У представителей немецкой типографики краской красного цвета выделяется заголовок, расположенный по центру и находящийся на самом низком уровне, на html-страницах нередко так оформляют теги.
Аналогичное значение красная строка имеет и у представителей новой русской типографики, тогда как приверженцы старой школы под красной строкой все же понимают строку с буквицей.
Вторая теория схожа с первой. Заглавные буквы не всегда были красными, но почти всегда были красивыми, узорными, интересными. От слова красивый и пошло красный. Помните в сказках говорили «красна девица»? Это не от того что лица у девушек были красными, а из-за того что девушки были красивыми. От этого и получается, красивая буква — «красная строка». Тоже всё логично и правдоподобно.[5]
1.2 МНЕНИЯ О КРАСНОЙ СТРОКЕ
Н. С. Валгина, утверждавшая, что «функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста»[3, с.580]. Границы абзаца и сложного синтаксического могут не совпадать: в абзац может быть вынесено одно предложение (и даже часть предложения; например в официально- деловом тексте: в тексте законов, уставов, дипломатических документов и др.). В одном абзаце может быть два и более сложных синтаксических целых, когда отдельные микро- темы связываются друг с другом.
Эти фразы я понимаю так, в каждом тексте, кроме основной темы, есть микротемы, вокруг которых группируются предложения, составляющие часть темы – абзац. Абзац — отрезок письменной речи, имеющий композиционное, сюжетно-тематическое, ритмическое значение и связанный со стилем автора.
«Ярославские Епархиальные Ведомости» приводят любопытные сведения о значении этих обоих слов, рассказывая о том, как у нас в старину переписывали книги.
Приступая к переписыванию, писец возносил к Богу молитву о благополучном окончании предпринятого труда. Некоторые книги писались в течение 2–3 лет. Летопись, около 180 листов, написана монахом Лаврентием, в 1377 году, в 76 дней, т. е. по 21 /2 листа в день. Еще медленнее писалось Остромирово Евангелие, хранящееся теперь в Петербурге, в Императорской публичной библиотеке: оно писано на пергаменте 203 дня, т. е. по 100 строк в день. Принимаясь за переписывание книги, писец, для ведения строк в равном одна от другой расстоянии, проводил на бумаге прямые параллельные линии. Писали крупно — уставом, или мельче — полууставом, и буквы ставили прямо. Каждую букву писали в несколько приемов. На каждой странице оставляли широкие «берега» во все стороны, т. е. поля. Чернила употреблялись железистые, сильного раствора, глубоко проникавшие в пергамент. Удивительно, что цвет чернил большинства старинных рукописей сохранился до сих пор: они не выцвели. Смотря по уменью и усердию, книги писались весьма различно. Заглавные буквы писались красными чернилами, киноварью; отсюда — название «красной строки». Иногда заглавные буквы затейливо украшались золотом, серебром, разными красками, узорами и цветами. В орнаментации русских рукописей, преимущественно заглавных букв, входили разные фантастические существа: чудовища, змеи, птицы, рыбы, звери и т. п. В начале каждой главы или в конце помещалась заставка, нарисованная сложным узором. [2]
Сейчас, современный школьник знает, что красная строка- это небольшой отступ от левого поля, а переписчик поступал наоборот- красная строка немного заезжает за поля. [4, т.9 с.124]
В Большом Энциклопедическом словаре я нашла ответ на вопрос, что такое абзац. АБЗАЦ (нем. Absatz), 1) отступ в начальной строке текста. 2) Часть текста (сложное синтаксическое целое), представляющая собой смысловое единство и выделяемая отступом в 1-й строке. [3, с. 6]
КРАСНАЯ СТРОКА – отдельная строка, расположенная точно по центральной оси формата набора. Ранее красной строкой называли первую строку абзаца. [3, с. 79]