Красные туфли о чем говорят
О чем говорят красные туфли психология
Как определить характер женщины по обуви, которую она носит
Понять характер другого человека сложно, а понять характер женщины практически невозможно. Но все же можно попытаться определить основные черты, обратив внимание на то, какую обувь она выбирает. Разумеется, у большинства современных девушек ни одна пара обуви, в гардеробе могут быть самые разные варианты туфель и сапог. Но все же стоит присмотреться к тому, какую пару она выбирает чаще всего.
Варианты подошвы
Чтобы определить, какие черты характера присущи девушки, стоит обратить внимание на то, какой каблук имеет её обувь в обычной жизни. На вечеринку большинство девушек наденут каблуки, поэтому нужно обращать внимание именно на выбор повседневных вариантов обуви.
Тип обуви
При оценке черт характера стоит оценить тип обуви, которую она носит.
Разумеется, не стоит относиться к приведенным характеристикам слишком серьезно. Всегда бывают и исключения, которые только подтверждают правило.
А какой тип обуви чаще носите вы? Расскажите в комментариях.
Психология: что говорит о человеке любовь к красному цвету?
Цвета, которые вы притягиваете в свою жизнь, смогут дать подсказку о вашей личности и даже предсказать будущее.
Каждый цвет заключает в себе электромагнитную энергию. Считается, что наш мозг и эндокринная система поглощают ее и вдохновляют на определенные чувства или действия.
Красные, оранжевые и желтые цвета известны как теплые, потому что ассоциируются с пламенем или Солнцем. Они вызывают чувство комфорта и счастья, но могут также производить подавляющие действие, увеличить выброс адреналина, разжечь гнев.
Почти бесконечное количество цветов может быть создано путем смешивания двух или более цветов на цветовом круге друг с другом в различных пропорциях или добавления черного, белого, серого. Так получают оттенки, которые в психологии имеют свое уникальное «звучание», провоцирующее нас на определенные эмоции, ассоциации и реакции. Вот лишь несколько примеров:
Что говорит о человеке красный цвет?
Вы свободно делитесь своими чувствами и мнением. Часто действуете без особой предусмотрительности, но эта решительность исходит из глубокого желания добиться успеха. Вы редко прокрастинируете и ленитесь. Любители красного, как правило, обладают огромной физической силой, безграничным запасом энергии и интересом к жизни. Среди друзей и в семье вы слывете своего рода «пионером»: всегда ищете приключений, не боитесь пробовать новые вещи и выделяться на фоне других.
Поклонники красного добиваются наибольших успехов в сфере финансов, консалтинга или управления недвижимостью.
Характеристики, которые лучше всего описывают «красную личность»: напористый, конкурентоспособный, решительный, экстраверт, нетерпеливый, импульсивный, напряженный, оптимистичный, страстный, спонтанный.
Что говорит о человеке нелюбовь к красному цвету?
Как мы и говорили, красный — высокоэнергетический цвет, и если вы не любите или избегаете, это может означать, что вы находитесь в состоянии стресса или нуждаетесь в спокойствии и мире. Вам может не хватать уверенности в себе, вы боитесь конфронтации, споров или гнева.
Понравилось? Ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь!
Психология одежды: Почему мы хотим надеть красное и что даёт этот цвет
Цвет — это вибрации, которые влияют на психоэмоциональное состояние человека. Происходит это на уровне подсознания: когда, например, Вы надели яркую одежду и настроение становится игривым и радостным. У меня всегда так!
Бывало ли у Вас такое, что Вы никогда не носили ничего красного и, вдруг, Вам захотелось купить себе красные туфли или платье?
С точки зрения психологии, такие «скачки» происходят в переломные моменты нашей жизни. Когда нам хочется что-то поменять, но, не хватает решимости или мы не до конца понимаем с чего начать.
Я убедилась в этом на собственном опыте
Раньше я никогда не носила одежду красного цвета, но, полтора года назад моя жизнь изменилась. Наступил тот самый переломный момент, точка сборки моей новой жизни. И сама не знаю почему, но именно в тот момент я полюбила красный цвет. Мне захотелось купить красное платье, джемпер, брюки, туфли. Много красного!))) Это желание было для меня непонятным тогда.
Но, я увлекаюсь изучением психологии, и когда узнала, почему люди, вдруг, так резко, хотят носить этот яркий цвет, была удивлена и поражена. Всё непонятное — стало ясным!) Да, он действительно добавляет все вышеперечисленные качества личности. Я в нём чувствую себя «амазонкой», готовой к новым свершениям, достижениям и победам!
Поэтому, если хотите изменить свою жизнь, начните со смены тусклой, серой одежды на яркую, красивую, вызывающую у Вас море позитива и желание действовать!)
Но есть нюансы в ношении красной одежды.
Если Вы хотите привлечь внимание мужчин, то, безусловно, Вы добьетесь этого, надев красное платье. Но, не каждый мужчина осмелится подойти к «lady in red». Он может чувствовать себя неуверенно, испугаться этой яркой энергии. любоваться, но так и остаться сидеть на месте.
На первое свидание психологи тоже не рекомендуют приходить в образе «красной воительницы». Мужчина может воспринять это, как призыв, желание, и потом Вам придётся объяснять, что Вы совсем не это имели ввиду))) А вот красные туфли или аксессуары будут очень уместны и станут лишь ярким акцентом Вашего образа.
Желаю Вам быть всегда неотразимой и уверенной себе!
Если статья и мой стиль изложения) Вам понравились, то Благодарю за лайки!
Напишите, пожалуйста, влияет ли на Вас цвет одежды? Поднимают ли Вам настроение яркие цвета и какой цвет Ваш любимый?
О чем расскажет ваша обувь?
Многие женщины питают особую страсть к красивой обуви: яркой и монохромной, неоновой и принтовой, на каблучке и на танкетке.
У каждой из нас свои предпочтения, и они не случайны. Обувь – психологическое отражение нашей индивидуальности.
Психологи утверждают, что по обуви можно распознать характер человека. Понять, какое место вы отводите себе в мире, определить уровень уверенности в своих силах. Какая вы – импульсивная и роковая или, может быть, тихоня и скромница? Какое настроение у вас сегодня? Чего ждете от нового дня? Давайте попробуем отгадать!
Ваша палитра красок
То, что выходная пара может быть индикатором настроения, ни для кого не секрет. Но кроме этого цвет может раскрыть одну из сторон вашей индивидуальности. С кем вы себя ассоциируете? Какого цвета обуви больше всего в вашем арсенале?
Черный цвет – консервативная и целеустремленная. Любовь к черной обуви выдает консервативного человека, который мало приветствует перемены в своей жизни, стремясь к стабильности и проверенным вещам. Но не все так однозначно, некоторые детали декора, разместившиеся на любимой паре, также могут кое-что рассказать. Так, металлическая фурнитура указывает на свободолюбивый характер, вызов обществу и сопровождающий все это драйв. Обувь на каблуке с острым носом говорит о сильной натуре и далеко идущих планах в карьере, которые обязательно претворятся в жизнь.
Белый цвет – добрая и ранимая. Пара обуви белого цвета подчеркивает невинность и непорочность своей обладательницы. Женщина в белых классических лодочках – искренняя и доброжелательная, но ранимая и уязвимая.
Цветная обувь – в ожидании перемен. Женщина, которая носит цветные туфли, стремится к изменениям в какой-то важной для себя области. Так, обувь желтого цвета указывает на то, что ее хозяйке недостает радости и оптимизма, а синего – умиротворения и спокойствия.
Фактура обуви – еще один маркер, по которому можно узнать особенности характера женщины. Но лишь в том случае, если ваш выбор не стандартная гладкая кожа. Почему так строго? Потому как на сегодняшний день гладкая кожа – это эталон, практичный выбор, который подходит всем. Большинство представительниц прекрасного пола склоняются именно к нему. А вот если вашей любимой фактурой является лаковая, змеиная кожа или замша – здесь уже есть о чем поговорить.
Замша – мягкая и изящная. Обладательница пары из замши – утонченная женщина, которая ценит все прекрасное. Она любит искусство, может собирать коллекции полотен, милых предметов, ретро-вещей.
Лаковая кожа – сильная, властная. Женщина в лаковой обуви – властная натура, которая привыкла доминировать и не терпит возражений. Она умело манипулирует окружающими и, как правило, добивается карьерных высот.
Высота имеет значение
Шпилька – страстная, неотразимая. Эффектная женщина, которая не может обойтись и дня без всеобщего восхищения и сладких комплиментов. Кажется, что цель ее жизни – производить впечатление. Ей важно, чтобы ее помнили и о ней говорили.
Тонкая плоская подошва – леди-загадка. Она производит впечатление доброжелательного общительного человека, который не стремится стать центром внимания, но и не боится случайно оказаться им. Ее «настоящую» знают всего несколько человек – особо приближенных, перед которыми она может открыться и снять маску.
Низкий каблук – активная, деловая. Женщина в обуви на низком каблуке – отличный организатор и прекрасный исполнитель. Она успевает везде, хорошо справляется с поставленными задачами. Однако есть один нюанс – порой она переоценивает свои возможности. Ей стоит научиться распределять свои силы и хотя бы иногда давать организму команду «отдых».
Танкетка – романтичная, возвышенная. Обладательница обуви на танкетке – мягкая, романтичная натура, но только в комфортных ей обстоятельствах. Как только вы перейдете «допустимую грань», она станет хищником, которому так просто погасить запал другого человека. Держитесь начеку!
Психология цвета в обуви
Выбор того или иного цвета зависит от психологического состояния человека.
Мы (бессознательно или осознанно) выбираем предметы, которые нас окружают, в определённой цветовой гаммы. Также происходит и при покупке обуви.
Используем две группы цветов: основную и второстепенную. В основную цветовую группу вошли: красный, чёрный, белый, жёлтый, синий, зелёный, серый и коричневый цвета. Второстепенную группу представляют такие цвета, как: фиолетовый, розовый, оранжевый, золотой и серебряный.
Обувь красного цвета говорит о том, что её хозяйка очень активная, полная жизни и коммуникабельная женщина. Если вы предпочитаете обувь такого цвета, значит вы имеете широкий спектр сексуальных желаний (и не скрываете этого). Это цвет страсти, возбуждения. Не зря у полинезийцев слово «красный» означает «возлюбленный». Это очень вспыльчивые и эмоциональные люди.
Любительницы обуви красного цвета отличаются бунтарским, революционным характером. Они способны на активную борьбу во имя своих идеалов и принципов. Это уверенные в себе женщины, которые любят внимание. Их отличает потребность во власти, в контроле.
Если вас раздражает красный цвет и в вашем гардеробе нет обуви такого цвета, значит вы малообщительны, боитесь вступать в конфликты, склонны к уединению.
Обувь чёрного цвета символизирует желание жить по уже установленным правилам. Считается, что это цвет неуверенности, желания спрятаться от мира.
Если вы предпочитаете обувь исключительно в чёрном цвете, тогда у окружающих будет повод задуматься о вашем мрачном восприятии реальности.
Человек, который носит только чёрную обувь, вызывает ощущение несчастья, депрессивности. Постоянный выбор чёрного цвета говорит о наличие кризисного состояния, в котором прибывает человек. Это символ неуверенности в своих силах.
Если, наоборот, у вас нет чёрной обуви, то можно говорить о вашей безответственности, недисциплинированности и отсутствии желания подчиняться общепринятым нормам.
Белый цвет считается символом чистоты, невинности, радости и добродетели (видимо, поэтому невеста обувает туфли именно этого цвета). Белая обувь свидетельствует о духовной простоте, нежности и романтичности.
Отметим, что в христианстве в белом цвете изображаются ангелы, святые и праведники.
Белый цвет считают «идеальным» цветом, так как он является результатом соединения всех цветов. Это самый противоречивый цвет. Он вызывает массу противоположных эмоций, так как обладает и блеском света, и холодом льда.
Этому цвету может отдать предпочтение любой человек, независимо от характера.
Если в вашем гардеробе больше обуви жёлтого цвета, значит вы спокойная и интеллигентная женщина. Отметим, что жёлтый цвет получается в результате синтеза зелёного и красного, то есть в такой женщине присутствуют некоторые элементы и того, и другого цвета.
С одной стороны, если вы в хорошем расположении духа, то вы общительны, открыты, легко приспосабливаетесь к новой ситуации. Получаете удовольствие от возможности понравиться окружающим.
С другой стороны, вы можете быть пессимистично настроены, необщительны и вызывать неприятные ощущения у своего собеседника.
Если вам не нравится обувь жёлтого цвета, значит вы замкнутый человек, который предпочитает общаться только при необходимости.
Выбор обуви синего цвета говорит о том, что вы скромны, немного меланхоличны; быстро устаёте, поэтому часто нуждаетесь в отдыхе. Такой человек нуждается в одобрении со стороны окружающих. Если вы любите синий цвет, значит вы любите покой, уединение.
Человек, который предпочитает синий цвет обуви, стремится произвести впечатление самоуверенного и сильного человека. При этом за внешним образом скрывается неуверенная и замкнутая в себе личность.
Если, наоборот, в вашем гардеробе вообще отсутствует обувь такого цвета (оттенка), есть повод задуматься – вы легкомысленны в области чувств, часто проявляете чёрствость к тем людям, которые вас любят.
Зелёный цвет – символ природы, жизни, весны. Если вам нравится этот цвет и в вашем шкафу много пар обуви зелёных оттенков, значит вы находитесь в постоянном поиске себя, своих новых интересов и идей.
Вы любите проявлять свои способности, самоутверждаться, потому что это для вас смысл жизни.
Человек, предпочитающий зелёный цвет обуви, боится попасть под чужое влияние, пытается решать все проблемы самостоятельно, чтобы не быть никому обязанным.
Это человек, которые не боится жизненных трудностей, смелый и уверенный в себе.
Если вы обожаете обувь серого цвета, значит вы рассудительная и недоверчивая натура, которая живёт по принципу – семь раз отмерь, один раз отрежь. Прежде чем принять решение, вы долго думаете, взвешиваете все «за» и «против».
Такие люди отличаются стеснительностью, поэтому не стремятся заявить о себе во всеуслышание.
Если вам не нравится серый цвет и его оттенки, значит вы импульсивны и легкомысленны. Ответственность и организованность – не наш конёк.
Вы часто принимаете решения, не подумав, потом приходит разочарование и сожаление о случившемся.
Обувь коричневого цвета выбирают люди, которые твёрдо и уверенно стоят на ногах. Любители этого цвета ценят традиции, уважают семейные идеалы.
Такие люди стремятся к простоте в отношениях. Они выступают за примитивные чувственные радости и простые переживания, свойственные каждому человеку.
Люди, которые не любят коричневый цвет, характеризуются сложностью характера, замкнутостью, депрессивность.
Мало общаются, испытываю неуверенность в себе, не ценят дружбу и другие формы взаимоотношений между людьми.
Это были основные цвета. Теперь поговорим о цветовой гамме второй группы.
Итак, выбор обуви фиолетового цвета свидетельствует о том, что человеку присуща инфантильность и внушаемость. Он постоянно нуждается в поддержке, в опоре. Обратите внимание, что фиолетовый цвет образуется как синтез красного и синего (отсюда скрытое возбуждение, тайные желания).
Человек, которые предпочитает обувь фиолетового цвета, отличается чувственностью, идеалистичностью, мечтательностью. В некоторых культурах это символ воздержания (вспомните, например, перстень кардинала в фильме «Три мушкетёра» – он был с фиолетовым камнем).
Несмотря на свои успокоительные свойства, такого цвета не должно быть много, так как это может привести к депрессивным состояниям. Помните, фиолетовый цвет относится к тяжёлым цветам.
Розовый цвет свидетельствует о романтичности женской натуры. Выбрав обувь такого цвета, женщина хочет рассказать о необходимости любить и быть любимой.
Чем бледнее розовый цвет, тем сильнее выражение любви. Обувь розового цвета предпочитают юные леди, которые отличаются своей мечтательностью, которые любят фантазировать и верят в сказочные истории со счастливым концом.
Обувь розового цвета вызывает ощущение комфорта, успокаивает. Такую обувь любят нежные и верные люди, которые открыты для отношений.
Оранжевый цвет – это любимый цвет людей, которые обладают интуицией, это страстные мечтатели. Такие люди с восторгом и усердием занимаются любимым делом.
Этот цвет отвечает за проявление различных способностей, постоянно держит в тонусе. Такие люди не любят сидеть на месте. Они находятся в беспрерывном развитии.
Для человека, который любит обувь оранжевого цвета, характерны черты, присущие красному цвету, но без агрессии.
Любитель оранжевого цвета отличается внутренней силой, неиссякаемой энергией, свободолюбием и терпимостью.
Обувь золотого цвета предпочитают люди, которые стремятся к славе, признанию, победе. Такие люди не способны на самопожертвование ради идеи, ценности.
Они не понимают других людей, которые способны принести себя в жертву (конечно же, в переносном смысле).
Человек, который предпочитает обувь золотого цвета, считает себя самодостаточным. Его отличительные черты: опыт, зрелость, мудрость, богатые ресурсы, множество возможностей и способностей.
Это уверенный в своих силах человек, который постоянно стремится к самореализации.
И ещё один цвет обуви – это серебряный цвет, который выражает стремление к свободе и попытку преодолеть все ограничения.
Человек, который любит обувь такого цвета, отличается стойкостью, напористостью, беспристрастностью.
Также ему свойственны двуличность, иллюзорность восприятия, безумство (особенно в деятельности). На работе буквально «горят». Но при этом не любят ответственности.
Таким образом, прогуливаясь по обувным магазинам в поиске очередной пары обуви, помните – какой бы цвет обуви вы не выбрали, самое главное, чтобы он отображал ваше эмоциональное состояние.
Не бойтесь внести яркие нотки в свой гардероб или, наоборот, сделать его более строгим, классическим. Будьте разными!
А если какой-то из цветов вам надоел,то кожаную обувь всегда можно перекрасить.
Как носить красные туфли: мощный символ и “говорящий” аксессуар
“Красные туфли — и как реальный предмет обуви, и как символ — обладают завораживающей, магической силой, которая воздействует на представителей разных культур самыми разнообразными способами. Эта сила возникла далеко не вчера. Хорошо известна престижная роль красных башмаков на каблуках при европейских дворах XVII-XVII веков. Впоследствии красная обувь нередко брала на себя другие важные функции. ”
Так начинается статья Хилари Дэвидсон “Секс и грех. Магия красных туфелек” в книге Питера Макнила и Джорджио Риелло “Обувь. От сандалий до кроссовок”. Далее автор проводит исторический обзор литературных произведений и фильмов, где красные туфли играют важную роль как в развитии сюжета, так и в характеристике главной героини. Особое внимание Хилари Дэвидсон уделила сказке Ганса Христиана Андерсона «Красные башмаки». Привожу краткое содержание статьи в виде отдельных цитат, дополнив их от себя иллюстрациями.
Ганс Христиан Андерсон и его красные башмачки
“В этом произведении художественной литературы были заложены символические ассоциации, ставшие с тех пор неотъемлемой частью повседневного культурного багажа. Сила андерсеновской сказки в том и состоит, что красные башмаки в ней оказались «дематериализованы»: их буквальное, физическое значение было заменено символическим. Такое «вливание» значения в объект служит важным свидетельством того, что одежда и обувь отнюдь не являются чем-то пошлым или опошляющим. Сказка «Красные башмаки» создала модель для оценки и понимания, особенно женщинами, красной обуви в XX веке.
Ганс Христиан Андерсон, Красные башмачки
Андерсеновская трактовка красных башмаков — не просто плод писательского воображения. Автор сказки руководствовался конкретными идеями и концепциями, которые формировались в период, предшествовавший написанию сказки. Чтобы глубже исследовать особую психологическую напряженность образа красных башмаков, необходимо также рассмотреть жизнь и личность самого Андерсена: невротическая одержимость собой была неотъемлемым признаком его произведений. Многие детали сказки «Красные башмаки» психологически укоренились в современной культуре. В этой главе мы рассмотрим, как развивались представления Андерсена о сексуальности и движении, о магическом и тендерном, проследив путь красных башмачков — с середины XIX века, когда он написал свою знаменитую сказку, и до наших дней. Что такое красные башмаки — просто обувь красного цвета? Выводится ли их символический потенциал непосредственно из материальной сущности красных башмаков или же интерпретации порождаются в контексте их ношения? Мужчины в наши дни редко носят красную обувь; почему же красные туфли продолжают нести такой важный заряд, в особенности для женщин, от писательниц до обычных покупательниц?
Символика красных туфель
Красные туфли соединяют в себе множество неоднозначных социальных кодов. Значения и конфликты, связанные с цветом обуви, — сильно заряженный культурный маркер. В европейской и азиатской традиции красный цвет символизирует жизнь и плодородие, однако при этом ассоциируется также с опасностью, войной, смертью. Красный — цвет человеческих крайностей, сильных эмоций, магического и религиозного опыта. Антрополог Клод Леви-Стросс отмечал, что в этих «диаметрально противоположных» состояниях красный цвет приобретает уникальную амбивалентность, поскольку может рассматриваться как либо позитивный, либо негативный. Красный — это не только цвет одеяний католических иерархов, но и цвет кварталов красных фонарей, цвет блудницы и дьявола. Двойственность между любовью и войной, магией и религией, благородством и плебейством порождает разные векторы напряжения при использовании этого цвета.
Красный цвет ассоциируется также со страстью — культурной концепцией, характеризуемой эротическим желанием, маниакальными порывами, экзальтацией и страданием. Понятие «красная туфелька» сочетает в себе нагруженный значениями цвет и не вполне «невинную» форму. Как замечает в своей главе Джулия Пайн, сама форма туфли порождает ассоциации, связанные с телом, идентичностью и сексуальностью. Туфли сохраняют в себе отпечаток ноги, и пустота, заключенная в них, может означать место для собственного «я». Такая близость телесного и духовного породила множество традиционных суеверий, связанных с обувью. Эта тема подробно рассматривается в главах, написанных Тунде М. Акинвуми, Сью Бланделл и Мартой Чайклин. И в восточной, и в западной культуре туфли — прямо или опосредованно — ассоциируются с женскими гениталиями, в то время как нога, напротив, символизирует фаллос.
Соединяя в себе два мощных и двойственных элемента, красные туфли приобретают сложный символический статус. Традиционно они предполагали власть, богатство, силу, что было связано с высокой (и повышающей статус владельца туфель) ценой на красные красители, такие как крапп, кермес, кошениль, шеллак. Красные туфли были прерогативой римских сенаторов, а позднее — только императора. Папы носили красное с XIII века, а Эдуард IV и Генрих VIII были похоронены в красных туфлях, служивших символом монаршей власти. В XVII веке Людовик XIV носил башмаки на красных каблуках — символ божественной власти короля. Как показывает в своей главе Элизабет Сэммельхэк, этот стиль распространился путем подражания среди аристократии обоих полов и к XVIII веку стал признаком стремления к фешенебельности. Высокая цена и качество туфель из тонкого красного сафьяна сами по себе служили символами высокого статуса. К концу XVIII века благодаря ориентальной романтике из этого материала стали шить «турецкие» туфли, которые вплоть до XX века предпочитали носить в неофициальной обстановке джентльмены, не стесненные в средствах.
Развитие темы: красное, обувь, грех
Ганс Христиан Андерсен был первым писателем, у кого красная обувь превратилась в литературный прием, однако следует признать, что Яков и Вильгельм Гриммы в сборнике сказок (1812-1815), изданном, когда Андерсен был еще ребенком, тоже задействовали эту концепцию, хотя и несколько иным способом. В их версии в конце «Белоснежки» злая мачеха пляшет в докрасна раскаленных железных башмаках. Возможно, Андерсен впитал что-то из датских народных сказок, которые слышал в детстве от бабушки, — в фольклоре часто фигурирует обувь. «Красные башмаки» (De Rode Skoe) были опубликованы в 1845 году в Дании, в третьей и заключительной части книги Андерсена «Новые сказки» (Nye Eventуr). Главной героине сказки — прехорошенькой, но очень бедной девочке по имени Карен — в день похорон ее матери дарят красные башмаки. Старой барыне, которая едет в своем экипаже мимо похоронной процессии, становится жаль сироту, и она берет девочку к себе, дает ей образование, заботится о ней и, помимо всего прочего, сжигает ее неуклюжие красные башмаки. Затем барыня, выбирая Карен одежду для конфирмации, позволяет ей купить блестящие красные башмачки, поскольку из-за слабого зрения просто не видит, что они красные; так в тему башмаков вводится тема обмана. Во время конфирмации Карен «только о них [башмаках] и думала». Она решает надеть их в церковь в следующее воскресенье. Однако около церкви она встречает старого солдата, который говорит: «Ишь, какие славные бальные башмачки! Сидите крепко, когда запляшете!» — и Карен пускается в пляс и не может остановиться, пока не снимет башмаки.
Это — образ оргастического переживания и оргастический момент повествования. Далее Карен, вместо того чтобы заботиться о заболевшей опекунше, отправляется в красных башмаках на бал, и они заставляют ее танцевать, уводя из города в лес. Прекратить танцевать девочка не может, потому что башмаки накрепко приросли к ее ногам. На церковном кладбище Карен встречает ангела, который ее проклинает: в наказание она будет танцевать во веки вечные, «пока не побледнеешь, не похолодеешь, не высохнешь, как мумия».
Андерсен наделил свои красные башмаки физической подвижностью — способностью танцевать — и упорным стремлением карабкаться по социальной лестнице. Они — сами по себе действующие лица, показатели телесных и чувственных перемен, движущая сила карьеризма и, наконец, средство наказания: колодки и кандалы.
Символическое наследие: красные башмаки в 20-м веке
При жизни Андерсена «Красные башмаки» не достигли всемирной славы; их психосексуальная подоплека осталась незамеченной, поскольку красные башмаки все еще были широко распространены — и как обувь для детей из знатных семей, и просто как повседневная взрослая обувь. Куда большую популярность приобрели милые, приятные сказки, не завершавшиеся столь суровой моралью. Андерсеновские красные башмаки как свободный, допускающий множественные толкования символ сделали совсем уж неожиданный вираж. Тема красных башмаков зажила новой жизнью, отдельно от очевидной литературной аллюзии. Развитие психоанализа в конце 19 века привело к появлению новых психосексуальных прочтений этой темы.
Перемены в производстве обуви тоже вели к новым интерпретациям «красных башмаков». В 1868 году были созданы красные синтетические анилиновые красители, и в 1880-1910-х годах цена на них значительно снизилась. В связи с этим красная обувь стала доступнее, перестав быть редким и дорогим артефактом. Появлялись новые, контекстуальные значения красных башмаков. Так, в романе Пруста «У Германтов» (1922), действие которого происходит в самом конце 19 века, герцог корит жену: «Вы надели черные туфли! А платье — красное! Бегите и наденьте красные туфли». Этот потенциальный гаих рае раскрывает подлинную суть супружеской пары, на чем и построена сцена. При разговоре супругов присутствует их друг Сван; он приехал сказать им, что умирает, но их гораздо больше интересуют светские приличия.
В 1920-1930-е годы, время повального увлечения танцами, была популярна обувь ярких цветов, и самым впечатляющим культурным проявлением этого факта стал, несомненно, фильм 1948 года «Красные башмачки» с Мойрой Ширер в главной роли. Ее героиня — Вики, восходящая звезда балета у импресарио по фамилии Лермонтов, исполняет роль Карен в балете по сказке Андерсена. По сюжету балета Карен видит красные башмачки на витрине башмачника, соблазн подталкивает ее примерить их, башмачки волшебным образом оказываются у нее на ногах и сами застегиваются. Она отправляется в них на карнавал и, танцуя, перемещается в некий потусторонний мир, где башмачник предстает перед ней в демонском обличье. В этом мире теней сгущается тьма, и пляска девушки становится все исступленней. На городском балу измученная Карен молит священника о пощаде, но тот отвечает отказом. После дьявольского танца с башмачником девушке удается сбросить башмачки, и она умирает на руках у священника, а зловещие башмачки в нетронутом состоянии возвращаются на витрину башмачника.
Фильм “Красные башмаки (туфли)”, 1948
Балерине Вики приходится делать выбор: стать великой танцовщицей или остаться с мужем. Красные башмачки же символизируют две предположительно несовместимые страсти: любовь и искусство. Красные балетные туфельки, постоянно появляющиеся на экране, подчеркивают эту главную тему. В коллекции сапог и туфель Нортгемтонских музеев и художественной галереи хранится неношеная пара красных балетных туфелек, изготовленных специально для фильма компанией Freed of London, поставляющей обувь для Королевского балета. Сама по себе не слишком примечательная, эта пара обуви ясно свидетельствует, что красные туфли — уже не просто признак статуса или символ исступления. Такое расхождение между множеством пар обуви, шьющихся для съемок, и одной-единственной, на которой будут сосредоточены взгляды зрителей, хорошо показывает, как самый обычный предмет из кожи и атласа становится культовым артефактом. Это уже не просто туфелька балерины, пусть даже ставшая в ходе исторической эволюции кожаной и приобретшая красный цвет и высокий статус; это нечто гораздо большее.
Альбом Кейт Буш «Красные туфли» (The Red Shoes, 1993) подхватывает мотивы культурного наследия Андерсена и развивает их значение акустически, в контексте видеоряда «новой романтики». Буш черпает идеи не напрямую из андерсеновской сказки, а из фильма, и подчеркивает эту кинематографичность для своей аудитории, помещая на обложку альбома красные атласные балетные туфли на пуантах. Эрин Мэки остроумно замечает, что эти туфли напоминают «окровавленные культи» и что после этой визуальной «ампутации» ступней танцовщицы делаются еще стремительней, точно птицы. В текстах песен Буш тоже задействует тему красных туфель, прослеживая путь женского эмоционального опыта: утрата и новое обретение любви, страсти и собственного «я». Эта интерпретация проясняется благодаря сопровождающему альбом фильму «Линия, крест и кривая» (The Line, The Cross and The Curve). Проблемы самостоятельности и независимого жизненного пути женщины соответствуют теме пути и движения красных башмаков в андерсеновской изначальной модели.
Фильм “Красные туфли”, 1948. Туфли балерины
Еще больше, чем красные балетные туфли, прославились культовые «рубиновые туфельки» Дороти из фильма «Волшебник страны Оз» (1939). В этом случае тоже, чтобы обеспечить непрерывность съемочного процесса, было изготовлено сразу много пар туфель, из которых сохранилось пять. На аукционах за них предлагают астрономические суммы: в 2000 году одна пара ушла за 666 000 долларов США. Любителям кино хорошо известно, что изначально эти туфельки не были красными — студия сменила их цвет с серебристого на рубиновый, чтобы опробовать новую дорогую технологию Тесhnicolor. Связь этой замены со сказкой Андерсена не доказана, однако судя по очевидным и поразительным параллелям между «Волшебником страны Оз» и «Красными башмаками», она не может не существовать. Унесенная смерчем из родного Канзаса маленькая Дороти (ее роль в фильме великолепно исполнила Джуди Гарланд), чья душа полна тревог и желаний, получает волшебные красные туфельки, которые не может снять. Возвращаясь домой с помощью высших сил (доброй ведьмы Севера), она помогает по пути Страшиле, Железному Дровосеку и Трусливому Льву, и каждый из этих спутников символизирует какой-то эмоциональный или моральный изъян. В отличие от Карен, Дороти повторяет: «Нет на свете лучше места, чем родной дом», не отказываясь от своей родины, но, напротив, стремясь в самое сердце страны, туда, где родилась и выросла. В этом смысле Дороти — скорее Герда, чем Карен.
Repetto Cinderella Red Ballerina Flats, Bridget Bardot
Красные туфли стали чрезвычайно гибким и цепким символом, который где только не используют. В наши дни красная обувь ассоциируется с танцем и свободой в самых разных сферах, от авангардного искусства до гей-культуры. Дизайнер обуви Маноло Бланик в 1986 году создал красные атласные туфли под названием «Марта» в честь Марты Грэм, создательницы свободного танца модерн. На его эскизах, в числе прочего, изображены скрещенные ленты, как на балетных туфлях, развертывающиеся сами по себе.
Значение красных туфель расширилось, выйдя далеко за фрейдистские рамки одержимостей, связанных с одним из родителей, и сексуального беспокойства. Успех красных туфелек в поп-культуре сам по себе производит смыслы, которые не только более позитивны по своей природе, но и шире укоренены в международной культурной символике. Сайт www.redshoes.com — виртуальная витрина американского магазина танцевальной обуви, и красные балетные туфли по-прежнему «чрезвычайно популярны у любителей танцев»26. Недавний молодежный роман «Танец в красных туфлях убьет тебя» (2005) содержит прямое напоминание о том, что андерсеновский мрачный взгляд сохраняет свою силу. Современная высокая мода тоже играет со смысловой за-ряженностью красных туфель. В 2004 году голландские дизайнеры Victor & Rolf выпустили на подиум моделей в высоких, изогнутых красных туфлях, причем одежда на них была самых разных цветов. Здесь эти туфли играют роль положительно заряженных маркеров женской самостоятельности и независимости; эта пара дизайнеров создает сильную и энергичную, однако женственную одежду, а своими музами называет интеллектуалок и нонконформисток вроде Тильды Суинтон. Австралийский дизайнер Акира Исогава использовал в показе мод красные носки: они напоминают о радости красных туфель, о японских разноцветных носках, а также намекают, что туфли — это излишние расходы, которых начинающему дизайнеру приходится избегать.
Красные туфли главной героини в фильме Шоколад выступают как символ независимости и умения отстаивать свои взгляды. В продолжении романа “Шоколад” под названием “Леденцовые туфельки” главная героиня, решив быть отныне “как все”, отказывается от красной одежды и красных туфель.
Позитивные значения \красных туфелек\
Стремление к «ребрендингу» красной обуви ярко проявилось в учрежденной Вельвой Ли Герати международной фандрайзинговой организации «Клуб красных башмачков». Герати утверждает, что идея ношения красной обуви заново пробудила в ней волю к жизни после трагической гибели дочери. Вот как она описывает членов клуба:
“Вы любите красные туфли, потому что знаете, что даже до Дороти и помимо Мэрилин красные туфли стали и символом, и универсальным знаком… что в них эхом отражаются волшебство, приключения, страсть, уверенность и смелость. Да здравствуют женщины в красных туфлях во всем мире!”
Это упоминание о невероятно добросердечной Дороти связывает рубиновые туфельки с жизнеутверждающими и преобразующими ценностями.
Заключение
Красные башмаки в сказке Андерсена — сложный и противоречивый символ. Явно служа предостережением против эгоизма, гордыни и тщеславия, они в то же время включают в себя и более глубинные значения, связанные с классовыми амбициями, стремлением к престижу, чувством тревоги и небезопасности. Этой сказке было суждено развить и укрепить ту «силу», которой красные башмаки уже и так обладали — из-за своей особой формы и дороговизны красных красителей, а также потому что до XIX века они имели особый статус при дворе и в клерикальных кругах. К этому комплексу значений добавился особый андерсеновский литературный стиль, который мог возникнуть только в XIX веке, в эпоху Бодлера, символистов и сексологии.
Тот факт, что пара красных башмаков вдохновила писателя на яркое повествование о женской необузданности, безудержной сексуальности и стремительности, служит отражением внутренних конфликтов самого автора. Красные башмаки у Андерсена играют негативную роль, связывая женское начало с опасностью, колдовством и обманом, однако при этом он создал мифологию красных башмаков с изначально высоким потенциалом изменчивости. С появлением новых значений — в балете, в женском освободительном движении, в независимом сексуальном поведении — красные туфли стали частью культурного контекста. Проводя опросы для этой главы, мы не получили нейтральных откликов. Широта спектра реакций показывает, что культурная ценность красных туфель остается чрезвычайно высокой. Не знаменательно ли, что в год 200-летнего юбилея Андерсена, в 2005 году, красные башмаки в большей степени, чем любая другая упомянутая в этом сборнике обувь, возбуждают страстные споры, привязанности и желания?”
Как носить красные туфли в повседневных образах
Если после потрясающего анализа символики красных туфель Хилари Дэвидсон в статье “Секс и грех. Магия красных туфелек” вам захочется приобрести свою пару с целью ее носить, а не просто пополнить коллекцию, то стоит поразмыслить, как и с чем вы будете сочетать красные туфли. Благо, красные туфли, помимо культурно-исторической ценности давно стали модным фетишем. Так что, найти удачные примеры в образах героинь стритстайла не составит труда.
На фото ниже вы видите, что хорошим решением будет использовать красные туфли в виде акцента в спокойном нейтральной композиции с джинсами, а также в наряде, обыгрывающем морскую тематику. Эффектным будет ставшим классическим сочетание одежды с леопардовым принтом и красной обуви.
Как носить красные туфли в повседневной жизни
Что касается меня, то у меня есть красные открытые туфли-босоножки с ремешком вокруг щиколотки (похожи на фото справа), красные сапожки с золотыми звездами, и убийственные лаковые шпильки с винно-черным градиентом от задника к мысу. Что же может символизировать такой градиент с точки зрения символизма красного цвета обуви?