Красный бюллетень интерпола что это
Международный розыск: виды уведомлений Интерпола
На вебсайте Интерпола для публики доступны «Красные, Жёлтые и Санкционные» уведомления. Остальные — только для внутреннего пользования.
Уведомление Интерпола с синим углом (BLUE NOTICE) издается с целью установления контроля за передвижением и местонахождением лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления.
Уведомление Интерпола с зеленым углом (GREEN NOTICE) может быть издано в отношении лица, проходящего по делу оперативного учета, когда отсутствует процессуальное решение о признании его подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу. Уведомление издается лишь в том случае, если имеются подтвержденные сведения о намерениях лица выехать за рубеж.
Данное уведомление требует от правоохранительных органов государств — членов Интерпола сообщать все имеющиеся сведения, которые могут быть полезны в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Красные уведомления (RED NOTICE): Лица, разыскиваемые по каналам Интерпола по обвинению в совершении преступления с целью ареста и выдачи (экстрадиции или депортации) по ссылке:
https://www.interpol.int/en/How-we-work/Notices/View-Red-Notices
Способы изъятия уведомлений:
Необходимо обращение в Генеральный секретариат Интерпола и Комиссию по контролю файлов, либо через национальное центральное бюро, чтобы изъять данные из розыскной базы относительно:
Основания для удаления сведений о лице предусмотрены Правилами обработки данных Интерпола и включают следующие:
Информация о лице не соответствует условиям размещения персональных данных в базе Интерпола, то есть нарушает (1) Конвенцию о защите прав человека и основных свобод; (2) ст. 2-3 Конституции Интерпола; (3) Правила обработки данных Интерпола.
Бюро, по заявлению которого размещено уведомление, владеет информацией, позволяющей выполнить необходимые действия, но не осуществляет никаких действий по достижению цели ее размещения. Таким образом, основаниями для удаления запроса из розыскной базы может быть несоответствие требованиям к информации, содержащейся в запросе, пассивное поведение национального бюро, достижение цели размещения запроса.
Также размещение персональных данных в розыскной базе Интерпола может нарушать права отдельных лиц на защиту персональных данных от их неправомерной обработки, недостоверной информации и информации, порочащей честь, достоинство и деловую репутацию.
В случае таких нарушений, нормативно-правовыми актами Интерпола предусмотрен механизм исключения данных: обращение лица, чьи права нарушены, в центральные органы Интерпола.
Материал подготовил Алекс Лурье, детектив из Великобритании
Красный бюллетень интерпола что это
Что такое Интер пол?
Интерпол – это международная организация уголовного полиции, необходимость которой возникла в начале XX века. В апреле 1914 года принц Альберт I созвал в Монако первый Международный Конгресс уголовной полиции, который послужил основой для создания Интерпола в 1923 году. В первом Конгрессе приняли участие пятнадцать делегаций из разных стран мира. После 1945 года количество стран-участниц постепенно увеличивалось, и к 1955 году в Интерпол входило уже 55 государств. В 1989 году штаб-квартира Интерпола была перенесена во французский Лион, и для нее в этом городе был построен суперсовременный комплекс Генерального секретариата. На данный момент в него входит 194 страны. Однако некоторые государства не только не входят в его состав, но и отказываются с ним сотрудничать.
Основными критериями для выпуска красной карточки являются обвинение в совершении серьезного уголовного преступления, объявление в уголовный розыск и соответствующий запрос. Только государства-члены Интерпола или международные организации могут предоставлять такие запросы. Они составляются на одном из рабочих языков Интерпола (английский, арабский, французский или испанский). Чтобы иметь более конкретное представление об указанной процедуре, можно обратиться на эту страницу официального сайта Интерпола. Важно, что красная карточка может быть запрошена в любой момент. В нашей практике были случаи, когда граждане вылетали из страны без красной карточки, но к моменту их прибытия в страну назначения на них уже была выдана такая карточка за преступление, в совершении которого они обвинялись в только что оставленной стране.
«Красный циркуляр» как черная метка
Роль Интерпола в политических преследованиях.
Совместный проект «Новой газеты», Международного консорциума журналистов-расследователей (ICIJ) и американской телекомпании CNN.
Когда иранский активист Расул Мазраи бежал в Сирию в поисках убежища и защиты от иранского правительства, власти Ирана направили в Интерпол просьбу объявить его в розыск как беглого преступника. Несмотря на то, что ООН официально признала Мазраи политическим беженцем, правительство Сирии, которое сегодня проводит политику жесткого преследования диссидентов, действуя в соответствии с директивами Интерпола, провело оперативно-розыскные мероприятия и в 2006 году осуществило экстрадицию Мазраи в Иран. Мазраи провел в тюремном заключении два года, где, как сообщала его семья, он был подвергнут пыткам, а позже приговорен к смертной казни. Сирия и Иран организовали преследование Мазраи на основании «красного циркуляра» Интерпола.
Основная задача Интерпола — оказывать содействие национальным правоохранительным органам в поиске и задержании лиц, совершивших тяжкие убийства, военных преступников, людей, совершивших половые преступления против детей. Но, как показало пятимесячное расследование ICIJ, «красные циркуляры» Интерпола служат не только правоохранительным целям, но и используются для расправы с политическими оппонентами правящих режимов в таких странах, как Иран, Россия, Венесуэла и Тунис.
ICIJ тщательно изучил фотокопии картотеки «красных циркуляров» Интерпола, опубликованные 10 декабря 2010 года. Всего по обращениям из 145 государств было выписано 7622 «красных циркуляра», более четверти из которых приходилось на страны, в которых ущемляются политические права и гражданские свободы.
Иран неоднократно использовал Интерпол в своих интересах. Помимо описанного выше случая с Мазраи можно вспомнить дело Шахрама Хумаюна. Хумаюн бежал из Ирана в Лос-Анджелес в 1992 году, где с целью пропаганды идеи гражданского сопротивления среди простых иранцев организовал телевизионный спутниковый канал. По всему Ирану его последователи писали на стенах домов лозунг канала на фарси: Ma Hastim — «Мы существуем».
В декабре 2009 года в Иране его обвинили «в подстрекательстве к терроризму, направленному против исламского политического строя, в частности, в распространении лозунгов (те самые надписи на стенах домов. — Прим. ред.), и неподчинению силам службы безопасности». По запросу Ирана Интерпол выпустил «красный циркуляр» и объявил Хумаюна в международный розыск.
Как эта система работает
Инициаторами «красных циркуляров» выступают национальные правоохранительные органы государств-членов Интерпола или суд, которые обращаются с запросом о розыске бежавшего преступника в бюро Интерпола в своей стране. Интерпол составляет «красные циркуляры» с предписанием и рассылает их в органы полиции разных стран. Эти циркуляры являются официальным основанием для проведения местной полицией действий по поимке подозреваемых и их экстрадиции.
В работе Интерпола принимают участие государства с различными политическими системами. В организацию входят и такие диктатуры, как Иран и Ливия, — их запросы обрабатываются в том же порядке, что и обращения, например, Канады, Великобритании или Франции.
Директор Интерпола по правовым вопросам Джоэль Солльер заявил ICIJ, что организация ведет большую работу по выявлению случаев, когда политические мотивы, а не цели борьбы с международной преступностью ставились во главу угла. «Если мы не будем внимательно за этим следить, — сказал он, — организации придет конец».
Однако выявление случаев участия Интерпола в политических делах и предание их огласке сильно затруднено. Деятельность Интерпола непрозрачна — организация не обязана предоставлять данные никому, кроме национальных полиций стран-участниц и региональных бюро Интерпола. Так как Интерпол не является правительственной организацией, а представляет собой что-то вроде огромного закрытого полицейского клуба, он не подотчетен национальным судам и правоохранительным органам.
Советник правозащитной Хельсинкской комиссии в конгрессе США Кайл Паркер, который исследовал случаи использования Интерпола для политических гонений в России, считает, что «красные циркуляры» могут быть даже более действенными, чем судебная система. «По нему человек подвергается не столько преследованию, сколько наказанию», — говорит Паркер.
Интерпол заявляет, что он непрерывно совершенствует свою работу, однако директор Интерпола по правовым вопросам Джоэль Солльер признает, что риски всегда существуют.
«Когда ты получаешь запрос из страны, в которой нарушаются права человека где независимость судебно-правовой системы под большим вопросом, никогда нельзя быть полностью уверенным, — говорит он. — Мне, конечно, хотелось бы иметь дело исключительно с обращениями из Швейцарии. Но так не бывает. Мир несовершенен».
По результатам расследования ICIJ, добрая половина опубликованных «красных циркуляров» была выпущена по запросам стран, возглавляющих список самых коррумпированных государств в рейтинге Transparency International. Это — Гондурас, Албания, Россия, Белоруссия, Аргентина, Азербайджан, Пакистан, Украина, Иран…
Более 2200 опубликованных «красных циркуляров» были выпущены по обращениям стран, которые, по данным неправительственной организации Freedom House, не обеспечивают никаких политических прав и свобод. В группу таких стран входят Россия и Белоруссия, которые, как выяснил ICIJ, занимают четвертое и пятое места по количеству запрошенных «красных циркуляров» Интерпола.
Итак, какие меры предпринимает Интерпол для того, чтобы предотвратить использование его инструментов в политических целях? И в какой степени он контролирует такие случаи?
Интерпол отказывается сообщать данные
Интерпол отказался предоставить данные о количестве запросов на «красные циркуляры», отклоненных по политическим причинам. Представитель пресс-службы Интерпола Рейчел Биллингтон утверждает, что Интерпол не скрывает фактов. По ее словам, нет возможности с точностью установить количество политических дел, хранящихся в картотеках Интерпола.
Уильям Хоукс возглавляет Совет по внутреннему контролю архивов Интерпола и разбирает апелляции объявленных в розыск беглых преступников, заявляющих, что они подвергаются политическому преследованию. По его утверждению, случаи откровенного злоупотребления малочисленны по сравнению с количеством «красных циркуляров», составляемых Интерполом ежегодно.
Например, Хоукс заявил, что всего лишь в 21 из 215 апелляций, рассмотренных в 2009 году Советом по внутреннему контролю архивов Интерпола, заявители утверждали, что их преследуют по политическим мотивам.
Но заявления составляются не по каждому такому случаю. Например, Хумаюн, создавший иранский спутниковый канал и объявленный в международный розыск, заявил в интервью ICIJ, что не обращался в Интерпол с апелляцией.
Дела против диссидентов
Исследуя базы данных картотеки «красных циркуляров», различные отчеты и материалы судебных дел, ICIJ обнаружил, что за последние пять лет по меньшей мере 17 стран использовали Интерпол для преследования диссидентов и политических оппонентов. Вот некоторые из этих дел:
— Шри-Ланка обратилась в Интерпол с просьбой разыскать владельца сайта, на котором публикуются материалы, критикующие действия правительства. После того как правительство не смогло запретить этот сайт в Шри-Ланке, оно обвинило его создателя в подлоге — причем через несколько лет после того, как он выехал из страны.
— Пакистан просил Интерпол включить в список находящихся в розыске преступников премьер-министра Беназир Бхутто по обвинению в коррупции, а затем ходатайствовал об отмене розыскных мер после того, как она провела политические переговоры с бывшим президентом Пакистана и военным генералом Первезом Мушаррафом.
— На протяжении многих лет Иран использовал Интерпол с целью организации преследования более десятка политических диссидентов в Швеции и других европейских странах, причем все они без исключения имели статус политических беженцев.
— Россия более десяти раз обращалась в Интерпол с просьбой о розыске и выдаче бизнесменов, связанных с Михаилом Ходорковским, либо имевших отношение к его нефтяной компании ЮКОС. Многие из них скрылись от преследования российских властей, получив политическое убежище. По некоторым случаям были приняты судебные решения о том, что в основе дел лежат «политические мотивы», и России было отказано в их экстрадиции.
Одним из фигурантов по делу ЮКОСа был Илья Кацнельсон (сейчас гражданин США), бывший топ-менеджер судоходной компании «Волготанкер», сотрудничавшей с ЮКОСом. Кацнельсон не был акционером ЮКОСа и не имел никакого отношения к бизнесу компании, однако Россия обвинила его в уклонении от уплаты налогов, мошенничестве и легализации доходов. В течение пяти лет Россия преследовала Кацнельсона через Интерпол.
Он был задержан в Германии, и проведя 50 дней в немецкой тюрьме, направил апелляцию в Интерпол. Германия и Дания пересмотрели его дело и заявили России отказ в экстрадиции, после чего Германия освободила Кацнельсона из-под стражи и отправила домой в сопровождении вооруженной охраны. Кацнельсон вспоминает, как немецкие власти сказали ему: «Мы должны защищать тебя от русских».
Политические реверансы Интерпола
Интерпол отказался обсуждать отдельные страны или конкретные запросы. Его официальные представители говорят, что они испытывают трудности в делах, где политика переплетается с обвинениями в преступных действиях.
Истоки многих политических гонений по линии Интерпола кроются и в организационных проблемах международной полиции. Действия Интерпола основываются на аксиоме о том, что национальные правоохранительные органы руководствуются только правовыми принципами и предоставляют достоверные данные.
Ярон Готтлиб, эксперт Интерпола в области уголовного правосудия, разъяснил ICIJ порядок работы с «красными циркулярами»: «Изначально мы предполагаем, что получаемые нами данные точны и существенны. Мы также считаем, что решение о выдаче ордера на арест принимает честный судья, а сами дела не имеют политической подоплеки. Но если впоследствии мы получаем информацию из внешних или внутренних источников о том, что первоначальный смысл обстоятельств дела изменился, мы приступаем к его полному пересмотру».
Другими словами, в Интерполе работает гибкая, полуофициальная система фильтрации политических дел. Тем не менее Интерпол не имеет собственного штата для проведения независимых следственно-розыскных действий. В задачи Интерпола также не входит устанавливать истину по делу. Цель организации — обеспечить взаимодействие правоохранительных органов стран-участниц.
Поэтому представление Интерпола о том, что такое политическое дело, может отличаться от других точек зрения.
Например, когда полиция Швеции хотела допросить основателя Wikileaks Джулиана Ассанжа по обвинению в изнасиловании, она обратилась в Интерпол с просьбой выпустить «красный циркуляр» для его ареста. Адвокаты Ассанжа заявили, что дело носит политический характер и направлено на то, чтобы свернуть деятельность самого Ассанжа и его сайта Wikileaks. В этом случае Интерпол принял позицию Швеции.
В 2005 году правительство США приняло партнеров Михаила Ходорковского — Михаила Брудно и Владимира Дубова, которые участвовали в ежегодном национальном молитвенном завтраке с президентом Джорджем Бушем. Одновременно с этим Брудно и Дубов находились в международном розыске по предписанию Интерпола.
Так как объем работы Интерпола увеличивается, организация передает все больше полномочий национальным правоохранительным органам. И в этом кроется дополнительная опасность.
Два года назад правоохранительные органы должны были отправлять запросы на «красные циркуляры» в Интерпол. А сегодня уже сами сотрудники национальных полиций, а не Интерпола вносят все обращения в систему.
Существует также практика действий в обход системы выдачи «красных циркуляров», когда представители полиции отправляют неофициальную директиву об аресте по электронной почте через информационную систему Интерпола. Такие электронные уведомления Интерпол называет «диффузионными», они получают немедленное распространение и могут быть приведены в исполнение без рассмотрения Интерпола.
По утверждениям критиков Интерпола, страны с диктаторскими режимами и коррумпированными судебными системами широко пользуются этими нововведениями в своих целях.
«Я считаю, что в системе работы заложена несправедливость, — говорит британский адвокат Ананд Дубэй, осуществлявший защиту объявленных Интерполом в розыск обвиняемых. — В ней нет прозрачности. Она служит прежде всего целям правоохранительных органов… В ней практически не заложено механизмов, которые не позволили бы правительствам или даже отдельным коррумпированным прокурорам использовать ее для решения своих задач».
Интерпол парирует критику, заявляя, что существует возможность апелляций в Совет по внутреннему контролю архивов, с помощью которого можно исправить допущенные ошибки.
В прошлом году Совет рекомендовал Интерполу исключить из своих картотек 21 дело и удалить 73 опубликованных циркуляра с сайта. Тем не менее полномочия Совета не безграничны. Совет не может рассматривать дела по собственному усмотрению, а его рекомендации не являются обязательными для Интерпола. Хотя работа Совета носит независимый характер, Интерпол субсидирует его работу и укомплектовывает штат.
Если Совет или офицер Интерпола принимают решение о том, что дело носит политический характер, то в соответствии с внутренними инструкциями Интерпола это решение может быть отменено простым большинством голосов стран-участниц, то есть национальными правоохранительными органами.
Так, например, произошло с бывшим премьер-министром Казахстана: пришедший ему на смену председатель правительства направил в Интерпол запрос на «красный циркуляр» для своего оппонента. Интерпол отклонил заявление, посчитав дело политическим. Но на очередном заседании Генеральной Ассамблеи представители национальных полиций стран-участниц проголосовали за отмену вето на «красный циркуляр», и Интерпол подчинился этому решению. Того требовали правила закрытого полицейского клуба.
6 распространенных красных уведомлений Интерпола и что вы можете с ними сделать
Красный список уведомлений Интерпола
Борьба с преступностью через национальные границы может быть большим делом. К счастью, Интерпол на протяжении многих лет отлично зарекомендовал себя в борьбе с преступлениями, совершаемыми за пределами национальных границ.
Одним нажатием кнопки Интерпол может получить и передать всю информацию и данные, необходимые для временного ареста предполагаемого преступника, дома или за границей. Эта информация и данные обычно передаются государствам-членам в виде уведомлений с цветовой кодировкой.
И из всех семи уведомлений Интерпола, признанных в разных странах, красное уведомление является наиболее серьезным и, к сожалению, наиболее часто используемым. Фактически, организацию обвинили в злоупотреблении этим уведомлением и использовании его для внесения в черный список высокопоставленных лиц без каких-либо оснований.
Должно ли это случиться? В этой статье вы узнаете, что такое красное уведомление и как вы можете защитить себя, если против вас направлено неоправданное красное уведомление.
Что такое красное уведомление?
Интерпол обычно выпускает это уведомление по указанию страны-члена. Эта страна не обязательно должна быть родиной подозреваемого. Однако это должна быть страна, в которой было совершено преступление.
Выдача красных уведомлений имеет первостепенное значение во всех странах. Это подразумевает, что подозреваемый представляет собой угрозу общественной безопасности и с ним следует обращаться как с таковым.
Однако красное уведомление не является международным ордером на арест. Это просто уведомление о разыскиваемом человеке. Это связано с тем, что Интерпол не может заставить правоохранительные органы в любой стране арестовать человека, который является объектом красного уведомления.
Каждое государство-член решает, какое юридическое значение оно придает Красному уведомлению и полномочия своих правоохранительных органов производить аресты.
Выпущено 6 общих красных уведомлений
Среди множества красных уведомлений, выданных физическим лицам, некоторые выделяются. Большинство этих уведомлений были поддержаны политическими мотивами или клеветой на человека, о котором идет речь. Вот некоторые из самых популярных красных уведомлений:
№1. Красный запрос уведомления об аресте Панчо Кампо его партнером в Дубае
Панчо Кампо был профессиональным испанским теннисистом и бизнесменом, имевшим бизнес в Италии и России. Собираясь в поездку, он был задержан в аэропорту США и депортирован на том основании, что ему было выдано красное уведомление из ОАЭ.
Это красное уведомление было выдано из-за спора между ним и бывшим деловым партнером в Дубае.
Деловой партнер обвинил Кампо в закрытии своей компании без ее разрешения. Это привело к судебному разбирательству, проведенному в его отсутствие. В конце концов суд признал его виновным в мошенничестве и через Интерпол выдал ему красное уведомление.
Однако он боролся с этим делом и восстановил свой имидж после 14 лет борьбы.
№2. Задержание Хакима аль-Араиби
Хаким Аль-Араиби был бывшим футболистом Бахрейна и в 2018 году получил красное уведомление от Бахрейна. Однако это красное уведомление противоречило правилам Интерпола.
Согласно его правилам, красное уведомление не может быть выдано беженцам от имени страны, из которой они бежали. Таким образом, неудивительно, что выдача красного уведомления против Аль-Араиби было встречено общественным возмущением, поскольку он был беглецом, бежавшим от правительства Бахрейна.
В конце концов, в 2019 году красное уведомление было снято.
В январе 2021 года иранское правительство выпустило красное уведомление в отношении президента США Дональда Трампа. Это уведомление было выпущено для судебного преследования его за убийство иранского генерала Касема Сулеймани.
Красное уведомление было сначала выпущено, когда он был на своем месте, а затем возобновлено, когда он ушел с должности.
Однако Интерпол отклонил запрос Ирана о выдаче Трампа красного уведомления. Это произошло потому, что его Конституция четко запрещает Интерполу участвовать в решении любых вопросов, вызванных политическими, военными, религиозными или расовыми мотивами.
№4. Запрос правительства России об аресте Уильяма Феликса Браудера
В 2013 году правительство России пыталось заставить Интерпол выдать красное уведомление в отношении генерального директора Hermitage Holding Company Уильяма Феликса Браудера.
До этого Браудер враждовал с российским правительством после того, как возбудил против них дело за нарушение прав человека и бесчеловечное обращение со своим другом и коллегой Сергеем Магнитским.
Магнитский был главой налоговой практики в Fireplace Duncan, фирме, принадлежащей Браудеру. Он подал иск против сотрудников МВД России за незаконное использование названий компаний для мошенничества.
Позже Магнитский был арестован у себя дома, задержан и избит властями. Он умер несколько лет спустя.
Затем Браудер начал свою борьбу с несправедливостью по отношению к своему другу, которая привела к тому, что Россия выгнала его из страны и захватила его компании.
После этого российское правительство предприняло попытку поместить Браудера в красное уведомление по обвинению в уклонении от уплаты налогов. Однако Интерпол отклонил запрос, поскольку его поддержали политические мотивы.
№5. Украинское красное уведомление об аресте бывшего украинского губернатора Виктора Януковича
В 2015 году Интерпол выдал красное уведомление против бывшего президента Украины Виктора Януковича. Это было сделано по запросу правительства Украины по обвинению в хищении и финансовых махинациях.
За год до этого Янукович был изгнан из правительства из-за столкновений между полицией и протестующими, приведших к гибели нескольких граждан. Затем он сбежал в Россию.
А в январе 2019 года его судили и приговорили заочно к тринадцати годам лишения свободы украинский суд.
№6. Красный запрос Турции об аресте Энеса Кантера
В январе 2019 года турецкие власти запросили красное уведомление для Энеса Кантера, центра Portland Trail Blazers, обвинив его в связях с террористической организацией. Власти процитировали его предполагаемую связь с Фетхуллахом Гюленом, изгнанным мусульманским священнослужителем. Далее они обвинили Кантера в предоставлении финансовой помощи группе Гюлена.
Угроза ареста помешала Кантеру выехать из Соединенных Штатов из-за опасений, что он будет арестован. Тем не менее, он отверг утверждения Турции, заявив, что нет никаких доказательств, подтверждающих эти утверждения.
Что делать, если Интерпол выпустил красное уведомление
Если против вас направлено красное уведомление, это может иметь разрушительные последствия для вашей репутации, карьеры и бизнеса. Однако при правильной помощи вам может быть предоставлено распространение красного уведомления. Когда выдается красное уведомление, необходимо предпринять следующие шаги:
Каждый из этих этапов может быть сложным для выполнения без помощи квалифицированного юриста. Итак, мы, в Адвокаты Амаль Хамис, квалифицированы и готовы помочь вам на каждом этапе процесса, пока ваше имя не будет очищено.
Свяжитесь с юристом-международником по уголовным делам в ОАЭ
К судебным делам, связанным с красными уведомлениями в ОАЭ, следует относиться с особой осторожностью и профессионализмом. Им требуются юристы с большим опытом работы в этой области. Обычный адвокат по уголовным делам может не обладать необходимыми навыками и опытом для решения таких вопросов.
К счастью, международные адвокаты по уголовным делам в Адвокаты Амаль Хамис есть именно то, что нужно. Мы стремимся к тому, чтобы права наших клиентов не нарушались ни по какой причине. Мы готовы встать на защиту наших клиентов и защитить их. Мы предоставляем вам лучшее представительство в международных уголовных делах со специализацией в вопросах Красного уведомления.
Наша специализация включает, но не ограничивается: Наша специализация включает: международное уголовное право, экстрадицию, взаимную правовую помощь, судебную помощь и международное право.
Поэтому, если против вас или вашего близкого было выдано красное уведомление, мы можем помочь. Свяжитесь с нами сегодня!