Красный кафтан в османской империи что означал
Закон, которого ужасно боялась Хюррем-султан
Для поддержания порядка и безопасной смены власти в Османской империи был придуман закон Фатиха, чтобы каждый новый падишах не сталкивался с восстаниями, бунтами и заговорщиками, и братья не боролись друг с другом за власть.
История закона Фатиха
Когда Османская империя была только образована, в своде законов не существовало правил престолонаследия и правил того, кто из всех наследников будет главным претендентом на трон. Тогда считалось, что все шехзаде имели равное право стать правителями, и только Бог (или судьба) решали, кто из них будет падишахом.
Все наследники были достойны трона. С юношества их учили, как управлять своей территорией, как воевать и как принимать верные решения. Однако все понимали, что если один брат сядет на трон, то другие захотят заполучить его место. В результате в государстве начнется смута, которая приведет к разрухе в империи.
Применение закона
Закон Фатиха вступил в силу в 15 веке. Самым печально известным в этом отношении стал Мехмед III, погубивший 19 своих братьев и беременных наложниц своего отца. Позднее этот же султан отменил обычай для шехзаде управлять санджаками, опять-таки опасаясь возможных бунтов и смещения себя с престола.
Отказ от закона
Первый серьезный шаг к отмене закона сделала Ахмед I, сын того самого Мехмеда III. Ахмед, когда стал султаном, пощадил своего младшего брата. Историки объясняли этот поступок тем, что у молодого падишаха еще не было собственных наследников. Только вот даже после рождения сыновей Ахмед не изменил своего решения. Однако он сделал еще более страшную вещь. Придумал для Мустафы новый «дом», так называемый «кафес» или «золотую клетку». С тех пор несколько столетий все младшие шехзаде вынуждены были жить в этих «клетках» (закрытых павильонах, оторванными от любого общества, своих родителей, братьев и сестер, за исключением небольшого количества слуг).
А еще, вышел закон, который регулировал престолонаследие. Престол занимал самый старший член османской династии. Необязательно сын правителя, султаном мог стать и его брат.
Фактически закон Фатиха существовал вплоть до 1922 года.
10 «темных» секретов Османской империи, о которых не любят вспоминать в Турции
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Братоубийство
Ранние Османские султаны не практиковали первородство, при котором старший сын наследует все. В результате, зачастую на трон претендовали ряд братьев. В первые десятилетия нередкими были ситуации, при которых некоторые из потенциальных наследников укрывались во вражеских государствах и доставляли массу проблем в течение многих лет.
2. Клетки для шехзаде
Политика братоубийства никогда не была популярной у народа и духовенства, и когда Ахмед I внезапно умер в 1617 году, от неё отказались. Вместо того чтобы убивать всех потенциальных наследников престола, их начали заключать в дворец Топкапы в Стамбуле в специальные помещения, известны как Kafes ( «клетки»). Принц Османской империи мог провести всю свою жизнь в заключении в Kafes, под постоянным охранников. И хотя наследников содержали, как правило, в роскоши, многие шехзаде (сыновья султанов) сошли с ума от скуки либо стали развратниками-пьяницами. И это понятно, ведь они понимали, что в любой момент их могут казнить.
3. Дворец как тихий ад
Даже для султана жизнь в дворце Топкапы могла быть крайне мрачной. В то время бытовало мнение о том, что султану неприлично говорить слишком много, поэтому была введена специальная форма языка жестов, и правитель проводил большую часть своего времени в полной тишине.
Мустафа I посчитал, что это просто невозможно вынести и попытался упразднить подобное правило, но его визири отказались утвердить этот запрет. В итоге Мустафа вскоре сошел с ума. Он часто приходил на берег моря и бросал в воду монеты, чтобы «хотя бы рыбы куда-то тратили их».
Атмосфера во дворце была буквально пропитана интригами — за власть боролись все: визири, придворные и евнухи. Женщины гарема приобрели большое влияние и в итоге этот период империи стал известен как «султанат женщин». Ахмет III как-то писал своему великому визирю: » Если перехожу из одной комнаты в другую, то в коридоре при этом выстраивается 40 человек, когда я одеваюсь, то за мной наблюдает охрана. Я никогда не могу побыть один «.
4. Садовник с обязанностями палача
Правители османов имели полную власть над жизнью и смертью своих подданных, и они пользовались ею без стеснения. Дворец Топкапы, в котором принимали просителей и гостей, был ужасающим местом. В нем были две колонны, на которых размещали отрубленные головы, а также специальный фонтан исключительно для палачей, чтобы те могли вымыть руки. Во время периодических чисток дворца от неугодных или провинившихся во внутреннем дворике складывали целые курганы из языков жертв.
Для провинившихся чиновников существовал единственный способ избежать гнева султана. Начиная с конца 18-го века, появился обычай, когда осужденный великий визирь мог избежать своей судьбы, победив главного садовника в гонке через дворцовые сады. Визиря вызывали на встречу с главным садовником и после обмена приветствиями ему вручали кубок замороженного шербета. Если шербет был белым, то султан предоставлял визирю отсрочку, а если он был красным, он визиря должны были казнить. Как только осужденный на казнь видел красный шербет, то он немедленно должен был бежать через дворцовые сады между тенистых кипарисов и рядов тюльпанов. Цель состояла в том, чтобы добраться до ворот на другой стороне сада, которые вели к рыбному рынку.
Проблема была в одном: визиря при этом преследовал главный садовник (который всегда был моложе и сильнее) с шелковым шнуром. Тем не менее, несколько визирей сумели сделать это, в том числе Хачи Салих-паша, последний визирь, который последним участвовал в такой смертельной гонке. В итоге он стал санджак-беем (губернатором) одной из провинций.
6. Козлы отпущения
Несмотря на то что во власти великие визири теоретически уступали во власти только султану, их, как правило, казнили или бросали в толпу на растерзание в качестве «козла отпущения» всякий раз, когда что-то шло не так. За время Селима Грозного сменилось столько великих визирей, что они начали всегда носить с собой свои завещания. Один визирь как-то попросил Селима дать ему знать заранее, если его вскоре казнят, на что султан ответить, что на замену ему уже выстроилась целая очередь желающих. Визири также должны были успокаивать народ Стамбула, который всегда, когда ему что-то не нравилось, приходил толпой к дворцу и требовал казни.
7. Гарем
Пожалуй, самой главной достопримечательностью дворца Топкапы был султанский гарем. В нем состояло до 2000 женщин, большинство из которых были купленными или похищенными рабынями. Этих жен и наложниц султана держали взаперти, а любого постороннего человека, который увидел их, казнили на месте.
Сам гарем охранялся и управлялся главным евнухом, который из-за обладал огромной властью. Об условиях жизни в гареме информации сегодня немного. Известно, что наложниц было так много, что некоторые из них почти никогда не попадались на глаза на султану. Другие же сумели получить на него такое огромное влияние, что принимали участие в решении политических вопросов.
Так, Сулейман Великолепный безумно влюбился в украинскую красавицу Роксолану (1505-1558), женился на ней и сделал ее своим главным советником. Влияние Роксоланы на политику империи было таково, что великий визирь послал пирата Барбароссу на отчаянную миссию, чтобы похитить итальянскую красавицу Джулию Гонзага (графиню Фонди и герцогиню Траетто) в надежде, что Сулейман обратит на нее внимание, когда ее привезут в гарем. План в итоге провалился, Джулию так и похитить так и не смогли.
8. Кровная дань
Набранных мальчиков османские чиновники собирали вместе и отвозили в Стамбул, где их заносили в реестр (с подробным описанием, на случай, если кто-то убежит), обрезали и насильственно обращали в ислам. Самых красивых или умных отправляли во дворец, где их обучали. Эти ребята могли добиться очень высоких чинов и многие из них в итоге становились пашами или визирями. Остальных мальчиков изначально отправляли на работы на фермах в течение восьми лет, где дети параллельно учили турецкий язык и развивались физически.
К двадцати годам они официально становились янычарами, элитными солдатами империи, которые славились железной дисциплиной и верностью. Система кровной дани изжила себя в начале 18 века, когда детям янычар было позволено вступать в корпус, который таким образом стал самоокупаемым.
9. Рабство как традиция
Хотя от девширме (рабства) постепенно отказывались в течение 17 столетия, это явление продолжало оставаться ключевой особенностью Османской системы до конца 19 века. Большинство рабов завозили из Африки или с Кавказа (особенно ценились адыгейцы), в то время как крымскотатарские набеги обеспечивали постоянный приток русских, украинцев и поляков.
Изначально было запрещено порабощать мусульман, но об этом правиле тихо забыли, когда начал иссякать приток немусульман. Исламское рабство в значительной степени развилось независимо от западного рабства и, следовательно, имело ряд существенных отличий. Например, османским рабам несколько легче было получить свободу или достичь какого-то влияния в обществе. Но при этом нет никаких сомнений в том, что османское рабство было невероятно жестоким.
Миллионы людей погибли во время набегов за рабами или от изнурительной работы. И это даже не говоря о процессе кастрации, который применялся, чтобы пополнить ряды евнухов. О том, какой была смертность среди рабов, свидетельствует тот факт, что османы завозили миллионы рабов из Африки, тогда как в современной Турции осталось очень мало людей африканского происхождения.
10. Массовые убийства
При всём перечисленном, можно сказать, что османы были довольно лояльной империей. Помимо девширме, они не делали никаких реальных попыток обратить в свою веру немусульманских подданных. Они принимали евреев, после того, как те были изгнаны из Испании. Они никогда не подвергали дискриминации своих подданных, а империей зачастую управляли (речь идет о чиновниках) албанцы и греки. Но когда турки чувствовали угрозу, то они поступали очень жестоко.
Селим Грозный, к примеру, был очень встревожен шиитами, которые отрицали его авторитет в качестве защитника ислама и могли быть «двойными агентами» Персии. В результате, он вырезал почти весь восток империи (погибли, по меньшей мере, 40 000 шиитов, а их деревни сровняли с землей). Когда греки впервые стали добиваться независимости, османы прибегли к помощи албанских партизан, которые совершили ряд страшных погромов.
По мере того, как влияние империи снижалось, она утратила большую часть своей былой терпимости к меньшинствам. К 19 веку массовые убийства стали намного более распространенным явлением. Это достигло своего апогея в 1915 году, когда в империи, всего за два года до ее распада, вырезали 75 процентов от всего армянского населения (около 1,5 миллиона человек).
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Турецкий костюм в Османской империи
В середине XV в., когда турецкий султан Мехмед II завоевал Константинополь, Византийская империя окончательно пала. Турки-османы не воспринимали культуры покоренных народов, так как религия не допускала никакого изменения внешности. Однако у более развитых арабов и персов турки переняли внешнюю роскошь, а огромные богатства, награбленные в войнах, способствовали тому, что турецкий двор стал необычайно великолепным и пышным.
Турецкая одежда изготовлялась из самых разнообразных тканей: льняных, бумажных, шерстяных, суконных, а также из тафты, атласа, муслина, батиста и даже меха и сафьяна. Костюмы были белого, черного, зеленого, иногда красного цветов (одежды такого цвета носил сам пророк Мухаммед). Турецкие султаны одевались только в белые одежды; военные — в белые и зеленые. У великого визиря парадный костюм был из белого шелка, у муфтия — из белого сукна, духовные лица носили зеленое сукно.
Мужской костюм
Мужчины всех сословий носили штаны, рубашку, камзол, куртку или кафтан, верхний кафтан, кушак.
Штаны («дзагшин») шили из тонкого шелка или полотна. Мужчины надевали их на голое тело и стягивали вокруг пояса шнурком с вышитыми концами. Вначале штаны были широкие и длинные, они складками спускались на ступню. Затем появился еще один их фасон: они укоротились до колен. Такие широкие укороченные штаны носили воины-янычары. Под эти штаны надевали чулки.
Поверх штанов турки носили длинную рубашку («каис») с длинными широкими рукавами, доходившую до середины икр или до лодыжек. Рубашки шили из тонкой полосатой полушелковой ткани, из муслина, шелка и полотна.
Длинные кафтаны с широкими и очень длинными рукавами шили из одноцветной или полосатой ткани — полубумажной или полушелковой, застегивали их на пуговицы или запахивали. Полы кафтана можно было заворачивать и прикреплять к поясу. Янычары собирали их сзади в широкие складки. У военных были кафтаны с короткими, до локтя, рукавами или вообще без рукавов.
В конце XVI в. кафтан сменился камзолом («субун») и курткой («суджери»). Распашной камзол шился из синего или красного сукна, украшался вышивкой, а по бортам пуговицами, и доходил длиной до бедер. Более длинная куртка надевалась поверх камзола.
Кафтан и камзол (но не куртку) турки подпоясывали кушаком, который сворачивали из шали или из большого куска узорчатого шелка и обшивали его концы кистями и бахромой. Военные вместо кушака носили ремень или окованный металлом кожаный пояс.
Верхней одеждой у турок было «фередже». Его надевали поверх остального платья. Это была длинная широкая одежда с длинными широкими, иногда разрезными рукавами. На каждый день его шили из толстой шерстяной ткани синего или зеленого цвета. А на выход — из шелка, дорогого сукна, подбивали и оторачивали дорогим мехом. У него также мог быть отложной воротник, а впереди — шнуры и пуговицы. Цвет и отделка фередже зависели от звания и должности носившего. В XVI в. появились фередже с узкими декоративными рукавами.
В холодную погоду турки носили также плащи из верблюжьего сукна.
Женский костюм
Костюм турецких женщин был похож на мужской. Так же, как и мужчины, они носили штаны, которые шились из кисеи, шелка, полотна желтого цвета или в полоску. Полотняная рубашка походила на мужскую, но короче. Сверху надевали: шелковый узорчатый полукафтан с широкими рукавами, из-под которых выглядывали рукава рубашки, и еще один шелковый кафтан. Оба кафтана имели глубокий вырез ворота. Верхний был длинным, с разрезами на боках до самых колен, завязывался шелковым кушаком или поясом, украшенным серебром и золотом.
Выходя на улицу, турчанки надевали черный шелковый плащ с большим четырехугольным отложным воротником зеленого цвета. Женщины средних сословий носили полосатые шерстяные плащи и очень длинные покрывала.
Считалось, что по повелению самого пророка Мухаммеда женщины, кроме старух, не должны никому, кроме ближайших родных, показывать свое лицо и ноги. Ноги турчанки закрывали штанами, а голову и лицо — покрывалом («марама»), состоявшим из двух больших полос кисеи. Одна полоса завязывалась под подбородком, а другой закрывалось лицо до самых глаз. Женщины также носили шапочки с прикрепленной к ним черной вуалью, закрывавшей все лицо до подбородка.
Обувь
Мужчины носили башмаки с загнутыми носками и широкие полусапоги. Их шили из толстого красного сафьяна. Дома мужчины носили легкие туфли из желтого сафьяна.
Женская обувь была похожа на мужскую. Дома турчанки также носили мягкие туфли из желтого сафьяна или деревянные подошвы с завязками. Выходя на улицу, надевали красные сафьяновые башмаки или полусапожки на высоких каблуках с металлической отделкой.
Прически и головные уборы
Самой примечательной частью турецкого костюма был головной убор — «тюрбан».
Тюрбан состоял из двух частей — колпака различной величины и формы и длинного куска тонкого мягкого шелка или муслина. Колпак, как предписано у мусульман, был красным, а сам тюрбан — белым. Только эмир носил зеленый тюрбан (цвет знамени Магомета).
Тюрбан украшали драгоценными камнями, жемчугом, перьями. Количество перьев было строго определено. В XVI в. султан носил на своем тюрбане три пера, усыпанные бриллиантами; у великого визиря было два пера, а у других сановников — по одному.
Во время правления Мехмеда II стал модным тюрбан, обвернутый белым муслином. В 1583 г. был издан указ, по которому устанавливались его различные виды в зависимости от сословной принадлежности и звания.
Еще с XIV в., со времен Османа I, мусульмане брили голову так, чтобы на макушке оставалась небольшая прядь. Поэтому под тюрбан надевали небольшую шапочку — «фес». Когда дома тюрбан снимали, фес оставляли на голове: ходить с непокрытой головой было не принято.
Кроме тюрбанов было много других головных уборов, различавшихся по форме, отделке, цвету.
Янычары носили разнообразные перьевые папахи, а также высокие головные уборы с султаном из перьев или высокие шапки, верхняя часть которых падала на спину в виде рукава. Последние имели символическое значение: память о том, как однажды святой дервиш благословил начальника янычар, учредившего это войско, возложив ему на голову свой рукав.
Головные покрывала защищали турок от насекомых.
Борода считалась лучшим украшением мужчины, и потому за ней тщательно ухаживали. Существовали строгие предписания, определявшие ее форму.
В XVI в. женский головной убор был похож на мужской тюрбан, но уже к концу столетия появились небольшие шапочки из бархата, шелка, парчи. Выглядели они очень нарядно: их украшали лентами, бантами, а богатые женщины — драгоценными камнями, золотом, жемчугом, перьями. Женщины также носили на голове шали.
Дома турчанки ходили с распущенным волосами, перехватывая их лентой, а выходя на улицу, заплетали их в косы и надевали сверху головной убор. В косы вплетались различные украшения.
Украшения и косметика
Вся султанская мода от трусов Роксоланы до тюрбана Сулеймана
Османский двор был огромной сложной структурой, содержать которую без бюрократии было невозможно. Благодаря составленным тогда документам, теперь можно изучать и крупнейшие события в истории государства, и бытовые мелочи. Об одежде султанов и султан рассказывает автор книг «Роксолана: мифы и реалии», «Письма Роксоланы: любовь и дипломатия» и романа «Хатидже Турхан» Александра Шутко.
Важный источник информации по теме — описания гардероба правителей, сделанные султанскими евнухами накануне путешествий и походов. Венценосные османы были завоевателями, поэтому могли по несколько месяцев и даже лет не возвращаться во дворец. Одежды с собой брали много, она была дорогой, и список помогал ничего не потерять в дороге.
Население Османской империи. Название происходит от имени основателя турецкой династии, правившей Османской империей все время ее существования (1299–1922)
Красивее мамки
Отец Сулеймана, Селим I Грозный, все время правления провел в военных походах и был довольно скромен в быту. По преданию, однажды встретив своего пышно одетого наследника, он пошутил: «Сын мой! Ты оставил мать без одежды».
Традиционная верхняя одежда. По крою похожа на халат
Великолепный и еще великолепнее
Достигнув вершины власти, Сулейман стал по нескольку раз в год отправлять послов в Московию за мехом. Яркие, дорогие одежды он носил до самой смерти. Ученый Кутбеддин аль-Мекки после личной встречи рассказал, что видел на 64-летнем правителе зеленый кафтан. В конце концов, именно из-за любви к моде и искусству европейцы назвали султана «Великолепным».
Манеры отца перенял его сын от Роксоланы. Кафтаны Селима II были сшиты из синего, желтого, красного, белого шелка, украшены цветочными и геометрическими узорами, и подбиты мехом. Он имел более изящный вкус, чем отец, экспериментировал не только с цветом, но и с формой.
Превзойти предков из 16 века в 17-м смог Мурад IV. На портретах видно, как сильно он любил сочетать кричащие цвета: изумрудный, ярко-красный, синий, сиреневый и золотой.
Сохранился список одежды Мурада IV, взятой в поход 1638 года на захваченный персами Багдад. 1600 километров от Стамбула османская армия прошла за 197 дней, 40 дней длилась осада, потом ждала дорога домой.
Неудивительно, что за султаном везли 110 кафтанов: разной длины, с длинным и коротким рукавом, летние из атласа и шелка, зимние хлопчатобумажные с меховой подкладкой.
Трусов было 112: короткие, длинные, узкие, широкие, с золотыми пуговицами и вышивкой, из атласа и бархата сиреневого, фиолетового, пурпурного, красного, голубого, черного, оливкового цветов.
Золотое белье Роксоланы
Описания 17 века рассказывают, что скрывали под верхней одеждой женщины гарема.
Так, мать Мехмеда IV, Хатидже Турхан как исподнее надевала шерстяные шаровары с вышитым поясом. Таких шаровар у украинки было 30 и еще 22 шелковые ночные рубашки. Шелк для белья привозили из Дамаска, шерсть — из Лондона, а шили ее греческие мастера.
Невестка Хатидже, гречанка Гюльнуш, любила белье с богатым декором. В ее гардеробе насчитали 40 шелковых шароваров с цветочными узорами, кружевом, золотым и серебряным шитьем.
Когда-то неправильный цвет одежды вас могли причислить к слугам дьявола и сжечь. Свою способность выжить проверьте в тесте «Сможете ли вы ответить за средневековый шмот?»
К сожалению, пожар в Старом дворце уничтожил документы гарема 16 века вместе со сведениями об одежде Роксоланы. Но османская мода не менялась до 19 века, и по реальным образцам женской одежды можно сделать приблизительную реконструкцию.
Вероятно, бельем для Роксоланы тоже служили шаровары. Сверху она надевала длинную шелковую рубашку энтари, потом платье елек с узорами, вышитыми золотом. Немного ниже талии, почти на бедрах, носила кушак — широкий ремень, украшенный драгоценными металлами, рубинами и изумрудами.
После брака с Сулейманом украинка стала носить пурпурные и фиолетовые одежды. Эти цвета в Риме были символом статуса, а в Византии их могли надевать только члены императорской семьи. Очень дорогое удовольствие, но зарплата Хюррем-Роксоланы позволяла такие траты.
Выходя из гарема, женщины обычно прикрывали себя широким плащом с большим капюшоном — ферадже, а на торжественные события надевали кафтаны, похожие на султанские. У валиде Хатидже Турхан было 111 расшитых кафтанов с мехом и золотыми пуговицами, в которых она прятала противоядие.
Статус матери султана
Тюрбан всему голова
До 19 века султаны носили тюрбаны, в которых длинный отрезок белого шелка или муслина наматывался на красный колпак.
В 15 веке доминировала цилиндрическая модель мюджевезе. В начале 16 века ее вытеснил большой высокий селими, названный в честь Селима I. Его сын Сулейман Великолепный ввел моду на юсуфи — тюрбан с широким верхом и с четко очерченными наслоениями ткани.
К тюрбану крепили драгоценные эгреты из перьев цапли или павлина. Количество перьев жестко регламентировалось. Султан носил три. Если на тюрбане было два, значит одно перо он передал великому визирю, который возглавил османское войско в походе.
На предположительно прижизненном портрете 1550 года Матео Пагани изобразил Роксолану в хотозе. Высокий головной убор среднеазиатского происхождения предназначался для больших праздников и знаменательных событий, вроде свадьбы или обрезания сына султана. В остальные дни носили тюрбаны.
25 своих тюрбанов украинка Хатидже Турхан декорировала макраме, добавляя украшения с алмазами и жемчугом. Они не сохранились, в отличие от 12-сантиметрового золотого эгрета в виде факела, который положили в гробницу Хюррем-Роксоланы.
Дипломатические украшения
В своей страсти к земным богатствам элита исламской империи не отличалась от аристократии христианской Европы. Кроме денежной стоимости, драгоценности имели символическое статусное значение. Как иллюстрация — международные скандалы, которые умела создать вокруг украшений албанка Сафие, жена Мурада III и мать Мехмеда ІІІ.
Как-то для своих эгретов она заказала в Венеции «перья» из муранского стекла. Это было произведение искусства. Желая быть их единственной владелицей в Стамбуле, Сафие выдвинула ультиматум послу Морозини: «С последними судами, прибывшими из Венеции, к нам были привезены эгреты, которые здесь в диковинку. Мы их все купили, чтобы они не попали в руки других людей. Вы напишете палате лордов Венеции, чтобы они запретили изделия, которые напоминают эгрет, и сюда их больше не завозили. Иначе возмущение, которое я переживаю, положит конец нашей дружбе, и я буду против наших переговоров… »
Позже валиде спровоцировала напряженность в отношениях с Англией. Королеве Елизавете I должны были прислать в подарок истефан — золотую персидскую диадему с рубинами. Но украшение, якобы украденное служанкой, исчезло где-то на пути между Сафие и английским послом в Стамбуле. Пришлось срочно искать и покупать для королевы похожее.
История становится еще более удивительной, если знать, что Елизавета получила в посылке из Османской империи две диадемы. Служанка, передавая от Сафие второе украшение, вернула и первый истефан.