Красный рубиновый коралловый кумачовый что лишнее
Тест по русскому языку на тему «Лексика» 7 класс
Лексика и фразеология
1. Что такое лексика?
2. Назовите группы слов с точки зрения исторического формирования лекси-
3. Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются …..
4. Слова, вышедшие из активного употребления, называются……………….
5. Из данных слов исключите лишнее:
красный, рубиновый коралловый, кумачовый
6. Необщеупотребительные слова объединены в группу:
а) кочет, гутарить, зараз;
б) петух, говорить, сейчас;
в) щелочь, сонорные, вокализ
7. Приведите примеры имён существительных современного русского язы
ка, содержащих заимствованные корни, запишите их значение:
фоне (греч. – _________:
теле (греч.) – _________:
8. Замените заимствованные слова русскими:
9. Найдите соответствие данным словам в современном языке
10. Объясните разницу в значении слов:
болотный – болотистый; доброта – добротность.
11. Исправьте ошибки в употреблении паронимов:
Почва в этом районе тяжёлая, глиняная
Водяные ресурсы нашей страны велики, но не вечны.
Он оказался завистливым, жадным, двуликим человеком.
12. Подберите синоним к фразеологизмам:
Лексика и фразеология
1. Что такое лексическое значение слова?
2. Что такое жаргон?
3. Вторичное значение слова, возникшее на основе прямого …………
4. Слова одой и той же части речи с противоположным лексическим значе
5. Из данных слов исключите лишнее:
вороной, коричневый, каурый, буланый
6. Устаревшие слова объединены в группу:
а) компьютер, аквариум, тираж;
б) златой, десница, очи;
7. Приведите примеры имён существительных современного русского язы
ка, содержащих заимствованные корни:
1) био (греч.) –____________:
2) авто (греч.) – __________:
8. Замените заимствованные слова русскими:
9. Найдите соответствие данным словам в современном языке
10. Объясните разницу в значении слов:
11. Исправьте ошибки в употреблении паронимов:
Мама сварила рыбий суп.
Порежьте, пожалуйста, сыр.
Сегодня обратно идёт дождь.
12. Подберите синоним к фразеологизмам:
тютелька в тютельку –
Лексика и фразеология
1. Назовите основные виды переносного значения слов.
2. Что изучает лексикология?
3. Слова, являющиеся новыми лексическими единицами в определённый ис-
торический период, называются ……………
4. Основное лексическое значение слова называется ……………….
5. Из данных слов исключите лишнее:
кошелёк, мошна, капитал
6. Устаревшие слова объединены в группу:
а) жакет, альбом, интервью;
б) ветрило, пиит, очи
в) забрало, горлан, глоток
7. Приведите примеры имён существительных современного русского язы
ка, содержащих заимствованные корни:
актив (лат. ) – ___________:
метр (греч.) – ___________:
8. Замените заимствованные слова русскими:
9. Найдите соответствие данным словам в современном языке
10. Объясните разницу в значении слов:
11. Исправьте ошибки в употреблении паронимов:
Такова наша генеральская линия.
Её внешность очень эффективная.
Брошенные животные вызывают жалкое отношение у добрых
12. Подберите синоним к фразеологизмам:
Лексика и фразеология
1. Назовите группы слов по употреблению их в речи.
2. Что такое лексикография?
3. Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специаль-
4. Слова, вышедшие из активного употребления вследствие замены их новы
5. Из данных слов исключите лишнее:
позвоночное, растение, эмбрион, тычинка,
6. Заимствованные слова объединены в группу:
а) брокер, ваучер, факс;
б) дефект, патруль, фойе
в) продавец, золотой, память.
7. Приведите примеры имён существительных современного русского язы
ка, содержащих заимствованные корни:
био (греч.) – ___________:
аква (лат.) – __________:
8. Замените заимствованные слова русскими:
9. Найдите соответствие данным словам в современном языке
10. Объясните разницу в значении слов:
11. Исправьте ошибки в употреблении паронимов:
Командированное удостоверение лежало в кармане пиджака.
Мы приобрели туристическое снаряжение.
Изменения в планировке квартиры утверждала жилая комиссия.
12. Подберите синоним к фразеологизмам:
яблоку негде упасть –
Лексика и фразеология
1. Назовите группы слов с точки зрения их происхождения.
2. Что такое фразеология?
3. Новые слова, возникающие в языке, называются……………………
4. Слова, употребляемые жителями той или иной местности, называются …
5. Из данных сочетаний слов исключите лишнее:
от чистого сердца, из-за больного сердца, капля в море
6. Профессионализмы объединены в группу:
а) вёрстка, втулка, вокализ;
б) гривна, колчан, урядник;
в) фонарь, караул, сарафан.
7. Приведите примеры имён существительных современного русского язы
ка, содержащих заимствованные корни:
1) логос (греч.) –________:
2) моно (греч.) – ________:
8. Замените заимствованные слова русскими:
9. Найдите соответствие данным словам в современном языке
10. Объясните разницу в значении слов:
представить – предоставить; песчаный песочный.
11. Исправьте ошибки в употреблении паронимов:
Нездоровье выдавал больной цвет лица.
Нельзя жить только материалистическими интересами.
Доходчивый бизнес сделал его состоятельным человеком.
12. Подберите синоним к фразеологизмам:
Лексика и фразеология
1.Что означает понятие «словарный состав языка»?
2. Что такое лексикон?
3. Слова, обозначающие названия предметов и явлений, прекративших суще
ствование в результате развития общества, называются …..
4. Речь жителей той или иной местности называется ………………..
5. Из данных слов исключите лишнее:
желтый, золотой, лимонный
6.Заимствованные слова объединены в группу:
а) глоток, защита, дерзость;
б) дистанция, шкала, синоним;
в) курсор, кутюрье, ксерокс.
7. Приведите примеры имён существительных современного русского язы
ка, содержащих заимствованные корни:
… графия (греч.) – _______:
аэро (греч. ) – __________:
8. Замените заимствованные слова русскими:
9. Найдите соответствие данным словам в современном языке
10. Объясните разницу в значении слов:
великий – величественный; ничей – ничейный.
11. Исправьте ошибки в употреблении паронимов:
Старинные песчаные часы стояли на камине.
Музейные экспонаты требуют бережливого хранения.
Следовало прислушаться к советам практической подруги.
12. Подберите синоним к фразеологизмам:
1.словарный запас языка
7. «звук»: фонетика, фонить, фонограф, микрофон, граммофон,фонотека
«далеко»: телефон, телевизор, телеграф, телеграмма
8. нападение; подарок; расстояние; переселение (перемещение); защитник
9. чело-лоб; зело— очень; длань-ладонь
10. болотный цвет, болотистая местность; доброта взгляда, добротность дела
11. глинистая, водные, двуличным
12.втирать очки— кривить душой, водить за нос, заговаривать зубы;
наломать дров— заварить кашу
витать в облаках— строить воздушные замки,
1. то, что обозначает слово
2. речь людей определённой социальной или возрастной среды
7. «жизнь»: биография, биология, биоток, антибиотик
«сам»: автограф, авторитет, автомобиль, авторучка, автономия, авторитет
8. перерыв, разорение, подражание (подделка), окончание (конец), начальник
9. вотще-напрасно; раченье— старанье; длань— ладонь
10. соседний –находящийся рядом; соседский- относящийся к соседу
11. надеть кого-то, одеть что-то
12.попасть в переплёт— попасть в ловушку, попасть впросак, попасть в лапы;
тютелька в тютельку— слово в слово, комар носа не подточит;
строить воздушные замки— витать в облаках
1. метафора, метонимия, синекдоха
2. слово и лексическое значение
7. «деятельный»: активист, активность, активизация
«мера, измерение»: сантиметр, милиметр
8. расстояние, великий (громадный), древний, похвала, отправитель
9. перст— палец; раченье— старанье, ланита— щека
10. рыбий-принадлежность к рыбе; рыбный – из рыбы; искусный— мастерский, искусст-
11.генеральная, эффектная, жалостное
12. сесть в лужу— попасть впросак,
хоть пруд пруди— яблоку негде упасть, куры не клюют, тьма-тьмущая
перемывать косточки— чесать языки
1. общеупотребительные, ограниченные в употреблении
2.наука о составлении словарей
«вода»: аквариум, акванавт
8. получатель, восстановление, отрицательный, соединять, почин
9. пиит— поэт, десница – рука, перст— палец
10. больной человек, болезненный взгляд
11.командировочное, туристское, жилищная комиссия
12. сломя голову— во всю прыть, в мгновенье ока, во все лопатки
яблоку негде упасть— тьма-тьмущая, хоть пруд пруди,
черепашьим шагом— в час по чайной ложке
2. наука, изучающая устойчивые сочетания слов
5. из-за больного сердца
7. «учение»: морфология,
«один»: монолог, монография, монополия
8. отражение, великан, благоухание, воспитатель (учитель), послесловие
9. перст— палец, очи— глаза, денница— утренняя заря
10. представить- показать, предоставить- выделить; песчаный (из песка), песочный ( по ви
11. болезненный, материальными, доходный
12. рукой подать— бок о бок
со всех ног— сломя голову,
в мгновенье ока— глазом не моргнув
1. все слова, лексика
2. запас слов одного человека
7. « пишу»: биография, пиктография
«воздух»: аэрогенный, аэробика
8. запасы, преобразование, сочетание, местный, соединение
10. великий чеовек, величественное здание; ничей дом, ничейный счет
11. песочные часы, бережного, практичной подруги
12. прикусить язык – держать язык за зубами,
как рыба в воде- свой среди своих, чужой среди чужих
куры не клюют- хоть пруд пруди, тьма-тьмущая
Карточка №1
Лексикология как раздел науки о языке:
Дайте определение понятиям «лексика» и «лексикон».
Для чего нужно изучать лексикологию в школе?
Карточка №2
Лексическое значение слова
Что такое лексическое значение слова?
Назовите способы объяснения лексического значения слова (смотри справочный материал). Приведите свои примеры.
Где и как можно узнать значение слова?
лев снеговик светофор кресло лягушка танк
Сауна – финская баня с горячим сухим воздухом и холодным бассейном
Актуальный – современный, животрепещущий, злободневный, наболев
Грубый – вежливый, учтивый, любезный деликатный
Сожаление – жалость, жалеть, жалостливый, безжалостный, пожалеть
Карточка №3
Лингвистические словари
Как называется лингвистический словарь, в котором содержится объяснение лексического значения слова?
Кто был первым автором такого словаря? Как он назывался?
Используя форзац и справочный материал, расскажите о существующих словарях.
Подсчитать количество слов в языке, конечно же, невозможно, и в толковые словари попадают далеко не все слова русского языка. И тем не менее объёмы существующих словарей поражают. Так, в «Толковом словаре» С.И. Ожегова описано значение 80 ты- сяч слов. В «Большом толковом сло варе русского языка» под редакцией С.А.Кузнецо- ва описано значение 130 тысяч слов, а в «Словарь современного русского литератур- ного языка», состоящего из 17 томов, включено 400 тысяч слов.
В перечисленных словарях собраны слова литературного языка, языка художествен- ных, публицистических произведений, печати, радио, науки и т.д.
Попытку собрать все слова русского языка предпринял В.И.Даль. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Даль работал над ним 47 лет!
В разговорном языке культурных людей, писателей и поэтов – от 15 000 до 18 000
слов. А тут 200 тысяч! Александр Сергеевич Пушкин, имевший словарь около 20 000
слов, мог выражать самые тонкие душевные переживания. Какую же гамму, какую радугу человеческих чувств, настроений, мыслей может нарисовать народ, обладая несметным сокровищем в 200 тысяч слов!
Карточка №4
Языковые средства, их стилистическая окраска
Расскажите о строении словарной статьи толкового словаря.
Как в ней отражается богатство русского языка?
Как отражается стилистическая принадлежность слова.
Рассмотрите таблицу, объясните её содержание.
В каждой группе слов одно лишнее?
В каждой группе слов одно лишнее.
По какому признаку можно объединить другие слова?
Красный, рубиновый, коралловый, кумачовый
жаловаться, сетовать, хныкать, роптать.
Составить рассказ из набора слов : красный, алый, пунцовый, рдяный, кровавый, кумачовый, карминный, киноварный, рубиновый, гранатовый, червонный?
Составить рассказ из набора слов : красный, алый, пунцовый, рдяный, кровавый, кумачовый, карминный, киноварный, рубиновый, гранатовый, червонный.
Перед вами две группы слов, где в каждой есть одно лишнее?
Перед вами две группы слов, где в каждой есть одно лишнее.
Исходя из лексического значения.
Найдите варианты с лишними словами.
1)жаловаться, жульничать, хныкать, роптать.
2)изумрудный, малахитовый, рубиновый, зелёный.
А)роптать, зелёный б)жаловаться, малахитовый в)жульничать, рубиновый г)хныкать, изумрудный Помогите пожалуйста!
Перед вами две группы слов, где в каждой есть одно лишнее, исходя из лексического значения?
Перед вами две группы слов, где в каждой есть одно лишнее, исходя из лексического значения.
Найдите варианты с лишними словами : 1.
Жаловаться, жульничать, хныкать, роптать.
2. изумрудный, малахитовый, рубиновый, зелёный.
Варианты ответа : А.
Прочитайте слова?
Определи, по какому признаку они объединены в эту группу.
В каждой группе слов найди лишнее?
В каждой группе слов найди лишнее.
Объясни почему Г) хныкать, жаловаться, сетовать, роптать Это 4 класс.
Прочитай слова?
В каждой группе слов одно слово лишнее.
Спиши без «лишних» слов.
КАК ЭТО ДЕЛАТЬ?
. В каждой группе слов найди «лишнее».
А) горошинка, изюминка, снежинка, соломинка ; Б) четырехугольник, четыре, четверка, четверть ; В) тюль, бюллетень, рояль, гроздь ; Г) хныкать, жаловаться, сетовать, роптать.
В каждой группе одно слово лишнее, какое?
В каждой группе одно слово лишнее, какое?
В ДАННОЙ ГРУППЕ СЛОВ НАЙДИТЕ ЛИШНЕЕ СЛОВО?
В ДАННОЙ ГРУППЕ СЛОВ НАЙДИТЕ ЛИШНЕЕ СЛОВО.
УКАЖИТЕ ПРИЗНАК, ПО КОТОРОМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ ЭТО СЛОВО ЛИШНИМ.
НАЙДИТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ВАРИАНТОВ ОТВЕТА.
СИНИЙ, ГОЛУБЕНЬКИЙ, СИНЕВА, СИНЕНЬКИЙ.
Какое слово лишнее в каждой группе слов и почему?
Какое слово лишнее в каждой группе слов и почему.
Вводные слова могут быть выражены наречием и именем сущ. Теперь подумай, какие вопросы.
И неважно, речь идет о технологиях или о домашних предметах. Удачи).
Свита тир тис сват / сватья тварь свая ива.
Очивидно(обстоятельство), можно выделить(сказуемое) три причины (дополнение), побуждающие(определение) людей к чтению(дополнение). Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, распространенное, неосложненное.
Однажды я собирался в школу. У меня была вторая сменка в тот день. Когда я шёл в школу, я увидел как мои друзья играют в футбол. Я смотрел на них смотрел, а потом побежал к ним. Я спросил можно ли мне поиграть с ними, они ответили хорошо. Я поду..
помогите ответить на вопросы по русскому языку
помогите ответить на вопросы:
Лексика и этимология:
1. Всем вам известна басня И.А.Крылова «Квартет». А как бы она называлась, если бы музыкантов было три, пять, шесть?
2. Басня И.А.Крылова «Осёл и соловей» заканчивается словами:
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и улетел за тридевять полей.
Какую лингвистическую и математическую информацию несёт архаичное числительное тридевять?
3. Назовите ставшее общеупотребительным в русском языке слово французского происхождения, которое имеет буквальное значение «вода из Кёльна».
4. В сказках часто говорится о лазоревом цветке. Какого он цвета?
5. Найдите лишнее слово в группе слов: красный, рубиновый, коралловый, кумачовый.
1. Укажите предложения, в которых есть диалектные слова:
а) Мужики на пригорке ладят мельницу.
б) Биосфера – это область распространения жизни на Земле.
в) Слово «география» взято из греческого языка.
г) После дождя в лощинах грязь, жеделяга.
д) Стрелы лежали в колчане.
2. Сколько слов в предложении имеют переносное значение: «Перо его местию дышит»?
3. Подберите синонимы к устаревшим словам вития, вериги, ветрило, шуйца, куртина, седмица, вертоград.
4. Найдите в данном выражении слова–символы. Какие понятия стоят за ними? «Перекуём мечи на орала»?
5. Подберите русские синонимы к словам иноязычного происхождения: ажиотаж, адаптация, эксклюзивный, рефлексия.
1. Что такое анаграмма? Напишите определение, приведите пример. Составьте на основе пяти данных слов – пять новых: адрес, майка, актёр, апельсин, мошкара.
2. Отгадайте загадки:
А) Ходит весь век, а не человек.
Б) Лежит доска на болоте, не мокнет, не сохнет, не гниет и не ржавеет.
В) Неграмотный, а весь век пишет.
3. Кто говорит на всех языках?
4. В календаре русской природы для характеристики месяцев нередко используются перифразы. Назовите месяцы по данным перифразам:
А) утро года;
Б) макушка лета;
В) шапка зимы.
5. Что это за трава, которую слепые знают?
Пословицы и поговорки:
пословицы и поговорки.
в. Рыбу ловят удочкой, а человека – словом
Рыба ищет где глубже, а человек где лучше
Рыба рыбою сыта, а человек человеком
2. а. Волка бояться, так и в лес не ходить
б. Кто хочет много знать, тому надо мало спать
в. Других не суди, на себя погляди!
г. Чем дальше в лес, тем больше дров
4. а. Хороша дочь Аннушка, хвалят мать да бабушка
б. Варвара мне тетка, а правда сестра
в. У всякого Гришки свои делишки
г. У растяпы Дарьи каждый день аварьи
д. Мели, Емеля, твоя неделя
Раз задали вопрос про слово МАЙКА и про ЭТИМОЛОГИЮ вообще, то давайте разберём слово МАЙКА.
Итоговый тест по теме «Лексика и фразеология»
7 класс Контрольная работа: тестирование по теме «Лексика и фразеология»
1. Слова, вышедшие из активного употребления, называются…
2. Из данных слов выпишите лишнее: красный, рубиновый коралловый, кумачовый
3. Найдите соответствия:
а) кочет, гутарить, зараз; 1. Профессионализмы.
б) кольчуга, армяк, будёновец. 2. Диалектизмы
в) щелочь, сонорные, вокализ. 3. Историзмы.
4. Слова одой и той же части речи с противоположным лексическим значением называются…
5. Омонимы делятся на 3 группы. Укажите, на какие и приведите примеры.
6. Замените заимствованные слова русскими:
7. Объясните разницу в значении слов, запишите их в словосочетаниях:
8. Исправьте ошибки в употреблении паронимов, запишите правильные:
Мама сварила рыбий суп. У моего дедушки генеральные погоны. Старинные песчаные часы стояли на камине.
9. Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, называются… Приведите примеры.
10. Подберите синонимы к фразеологизмам (3), запишите:
Слова для справок: сесть в лужу, яблоку негде упасть, перемывать косточки, куры не клюют, тьма-тьмущая.
11. Укажите ряд, в котором все прилагательные употреблены в переносном значении:
а) Старые туфли, золотое сердце, чистое небо
б) Тёплые отношения, старый друг, горький перец
в) Каменное сердце, громкая слава, лёгкий характер
12. Найдите профессиональное слово и выпишите его:
Для изготовления этой детали надо использовать фрезу.
7 класс Контрольная работа: тестирование по теме «Лексика и фразеология»
1. Слова, употребляемые жителями той или иной местности, называются …
2. Из данных слов исключите лишнее: вороной, коричневый, каурый, буланый.
3. Найдите соответствия:
а) буряк, кочет, векша; 1. Архаизмы.
б) златой, десница, очи; 2. Профессионализмы.
в) гомеопатия, генезис, синтез. 3. Диалектизмы.
4. Слова одой и той же части речи со схожим лексическим значением, но разным написанием, называются…
5. Омонимы делятся на 3 группы. Укажите, на какие и приведите примеры.
6. Замените заимствованные слова русскими:
7. Объясните разницу в значении слов, запишите их в словосочетаниях:
8. Исправьте ошибки в употреблении паронимов:
В домике был землистый пол. Её внешность очень эффективная. Следовало прислушаться к советам практической подруги.
9. Слова, являющиеся новыми в определённый исторический период, называются…
10. Подберите синонимы к фразеологизмам (3), запишите:
Слова для справок: наломать дров, витать в облаках, кривить душой, водить за нос, заварить кашу, заговаривать зубы.
11. Укажите ряд, в котором все прилагательные употреблены в переносном значении:
а) Светлый ум, железная бочка, горячий чай
б) Горькая судьба, общий язык, чистая скатерть
в) Золотые руки, холодный ум, горячее сердце
12. Найдите профессиональное слово и выпишите его:
Суппорт-это часть металлорежущего станка.
Омофоны (лук- луг), омоформы (русская печь – печь пирог), омографы (мУка- мукА)
Конец, начальник, ремонт, великан.
Эффектный вид – эффективный рецепт; надеть платье – одеть малыша; каменный дом – каменистая почва.
Рыбный, генеральские погоны, песочные
яблоку негде упасть, куры не клюют, тьма-тьмущая.
Омофоны (лук- луг), омоформы (русская печь – печь пирог), омографы (мУка- мукА)
подарок, злость, плохой, запах
соседний дом – соседский мальчик; надеть пальто – одеть малыша; глиняный кувшин – глинистая почва.
земляной, эффектная, практичной
кривить душой, водить за нос, заговаривать зубы.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-962510
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году
Время чтения: 1 минута
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.