Красный сарафан варламов о чем

Девушка-царевна. Красный сарафан. Сергей Есенин

«Красный сарафан» — известная русская песня, визитная карточка России. Музыку, столь пленившую иностранцев и покорившую не одно сердце, написал Александр Егорович Варламов (1801-1848), ученик Дмитрия Степановича Бортнянского (1751-1825), директора Придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге.

Наряду с Александром Алябьевым и Александром Гурилёвым составил основную тройку композиторов русского романса доглинковского периода.

Предположительно музыка для «Красного сарафана» была написана в 1832 г., в Москве. Уже после того, как Варламов сюда переехал из Санкт-Петербурга и получил должность помощника капельмейстера, а затем и «композитора музыки» при Императорских московских театрах.

Первая публикация — в песенном сборнике А.Варламова «Музыкальный альбом на 1833 год», куда вошло девять песен и романсов. Полное название — «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан». Автор слов — русский драматический актёр и поэт Николай Григорьевич Цыганов (1797-1832).

Эта песня получила, по словам академика АН СССР Б.В.Асафьева, «мировую известность». Композитор Николай Титов, которого М.И.Глинка и А.С.Даргомыжский называли «дедушкой русского романса», в своих воспоминаниях отмечал, что «Красный сарафан» произвел фурор, по своей популярности с ним мог сравниться только «Соловей» А.А.Дельвига — А.А.Алябьева.

Полный текст: http://a-pesni.org/popular20/nechej.htm

Впоследствии мелодия «Красного сарафана» была использована другими музыкантами: польским скрипачом и композитором Генриком Венявским (1835-1880) в вариациях для скрипки с оркестром «Souvenir de Moscou» (вместе с другой песней Варламова — «Оседлаю коня»), австрийским композитором Сигизмундом Тальбергом (1812-1871) в фортепианной «Фантазии на русские темы», а также русским композитором и виолончелистом, директором Санкт-Петербургской консерватории Карлом Юльевичем Давыдовым (1838-1889) — в переложении для виолончели.


В ноябре 2018 г. решил создать свою версию «Красного сарафана», заменив старинный текст Н.Г.Цыганова на слова Сергея Есенина. Используя свой метод поэтической инкрустации, создал новый вариант, который стилистически и драматургически отличается от оригинала, но сохраняет и раскрывает глубину и красоту русской музыки и слова.

Текст составлен из несколько переработанных фрагментов двух стихотворений Сергея Есенина: «Кручина» (1914) и «Троица» (1914). Они были опубликованы в первом прижизненном сборнике Есенина «Радуница», который вышел в Петрограде в январе 1916 г. в издательстве М.В.Аверьянова. И размещены там на соседних страницах.

Причём в моём варианте мистически оказались в перекрёстном виде: 1-я строфа «Кручины» и 1-я строфа «Троицы», 2-я строфа «Кручины» и 2-я строфа «Троицы», затем изменённая финальная строфа «Кручины».

Новому произведению дал название «Девушка-царевна».

ДЕВУШКА-ЦАРЕВНА
муз. Александр Варламов, сл. Сергей Есенин

Зашумели над затоном тихо тростники.
Плачет девушка-царевна у лесной реки.

Троицыно утро, утренний канон,
В роще по берёзкам белый перезвон.


Погадала красна девица в Троицын семик.
Расплела волна венок из белых повилик.

Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.

В перезвоне буйна ветра хмельная весна.


Девушка-царевна ходит вся грустна,
И играет пеной быстрая волна.
И играет нежной пеной быстрая волна.

Музыкальную основу составил самый известный и популярный инструментальный вариант (Der Rote Sarafan) из альбома «Russland» (1972), созданный Оркестром под управлением знаменитого немецкого дирижёра Джеймса Ласта (1929-2015).

Источник

Красный сарафан варламов о чем

А. Варламов «Красный сарафан»

Красный сарафан варламов о чем. Смотреть фото Красный сарафан варламов о чем. Смотреть картинку Красный сарафан варламов о чем. Картинка про Красный сарафан варламов о чем. Фото Красный сарафан варламов о чемАлександр Варламов. Имя этого выдающегося композитора хорошо известно любителям классической музыки не только в нашем отечестве, но и за его пределами. Его называют блистательным мастером и основоположником русского романса . Вокальные миниатюры талантливого музыканта, созданные в позапрошлом веке, обладают такой искренностью и чарующей прелестью, что с необычайной силой притягивают слушателей и в настоящее время. Все знаменитые романсы талантливого маэстро перечислить невозможно, но список его популярных произведений по праву должен возглавить «Красный сарафан», который называют жемчужиной вокальной лирики.

Историю создания романса «Красный сарафан», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.

Краткая история

В нынешнее время никто не может назвать точную дату, когда из-под пера Александра Варламова вышел знаменитый романс «Красный сарафан». Искусствоведы только предположительно указывают на творческий период, который охватывает 1832-1833 годы.

Красный сарафан варламов о чем. Смотреть фото Красный сарафан варламов о чем. Смотреть картинку Красный сарафан варламов о чем. Картинка про Красный сарафан варламов о чем. Фото Красный сарафан варламов о чем

К тому времени композитор, пересёкший свой тридцатилетний рубеж, успел пройти обучение в Придворной капелле в Санкт-Петербурге, где своими незаурядными вокальными данными и яркой музыкальной одарённостью поразил директора учреждения, выдающегося композитора Дмитрия Степановича Бортнянского. Затем по рекомендации своего любимого наставника он уехал в Нидерланды, на работу в должности регента хора в русской посольской церкви, а по истечении четырёх лет, в силу определённых обстоятельств, вернулся в Санкт-Петербург, который принял его не очень радушно.

Красный сарафан варламов о чем. Смотреть фото Красный сарафан варламов о чем. Смотреть картинку Красный сарафан варламов о чем. Картинка про Красный сарафан варламов о чем. Фото Красный сарафан варламов о чем

Чтобы зарабатывать на жизнь Александру Егоровичу с большим трудом удалось устроиться преподавателем пения в Театральную школу, но помимо того давать частные уроки в домах аристократов и подрабатывать обучением певчих Семёновского и Преображенского полка. Постоянное места работы в Придворной певческой капелле, в качестве преподавателя пения, Варламову удалось получить лишь спустя шесть лет после возвращения на родину, то есть в начале 1829 года. Впрочем, данная работа, в основном основанная на духовной музыке, уже не вполне устраивала Александра Егоровича. Он в своём творчестве стал склоняться в сторону светского музыкального искусства, и как результат такого стремления талантливый музыкант дал первый на родине концерт, прошедший в Филармоническом обществе, на котором выступил, дирижируя симфоническими и хоровыми произведениями.

И всё же вскоре по совету друзей Варламов принял важное решение: оставить Петербург и переехать в Москву для работы помощником капельмейстера в Императорской театральной труппе. Новая обстановка Варламову сразу пришлась по душе. Он познакомился с такими ярко одарёнными людьми как Михаил Щепкин, Павел Мочалов, Александр Гурилев и Алексей Верстовский. Среди новых приятелей Александр Егорович особенно выделял актёра и поэта Николая Цыганова – человека откровенного, добродушного и чрезвычайно талантливого. Николай Григорьевич писал стихи, сочинял к ним мелодии и сам душевно их исполнял под гитарный аккомпанемент. Между композитором и актёром поэтом завязались тёплые дружеские отношения, и результатом такого творческого товарищества в 1832 или же 1833 году явился знаменитый романс «Красный сарафан». Данная вокальная миниатюра после премьерного исполнения очень быстро облетела всю Россию. Её запели и в великосветских салонах, и в крестьянских избах. Великая Полина Виардо «Красный сарафан» исполняла на каждом своём концерте, а Николай Васильевич Гоголь заставил напевать его мотив своего «приглуповатого» Хлестакова. Популярность композиции стала такова, что через год её напечатали, а впоследствии знаменитый романс стал входить практически во все издаваемые сборники песен.

Красный сарафан варламов о чем. Смотреть фото Красный сарафан варламов о чем. Смотреть картинку Красный сарафан варламов о чем. Картинка про Красный сарафан варламов о чем. Фото Красный сарафан варламов о чем Красный сарафан варламов о чем. Смотреть фото Красный сарафан варламов о чем. Смотреть картинку Красный сарафан варламов о чем. Картинка про Красный сарафан варламов о чем. Фото Красный сарафан варламов о чем

Красный сарафан варламов о чем. Смотреть фото Красный сарафан варламов о чем. Смотреть картинку Красный сарафан варламов о чем. Картинка про Красный сарафан варламов о чем. Фото Красный сарафан варламов о чем Красный сарафан варламов о чем. Смотреть фото Красный сарафан варламов о чем. Смотреть картинку Красный сарафан варламов о чем. Картинка про Красный сарафан варламов о чем. Фото Красный сарафан варламов о чем

Интересные факты

Содержание и текст романса «Красный сарафан»

«Красный сарафан». Этот романс, написанный в стиле русской народной песни, можно с уверенностью отнести к композициям, в которых повествуется о женской доле. Положенный в её основу поэтический текст, построен в виде диалога матери и её дочери, которую собираются выдать замуж. Девушка просит «родимушку» не лишать её воли, не шить красный сарафан (одежду, которую одевали на невесту после венчания), а также не торопиться одну косу делить на две (на Руси замужние женщины заплетали две косы и затем укладывали их вокруг головы). Дочь умоляет матушку не торопиться с её замужеством, так как свободная вольная жизнь девушке милей всего. Тем не менее мать старается уговорить свою дочь и объясняет ей, что в замужней жизни есть свои счастливые моменты, например, появятся детки, которые будут приносить большую радость.

Красный сарафан варламов о чем. Смотреть фото Красный сарафан варламов о чем. Смотреть картинку Красный сарафан варламов о чем. Картинка про Красный сарафан варламов о чем. Фото Красный сарафан варламов о чем

Наполненная искренностью композиция, близкая по настроению к народной песне и отличающаяся особой выразительностью, написана в тональности Соль мажор и двухдольном тактовом размере. Она заключена в своеобразную куплетную форму и начинается с неторопливого лирического вступления. Далее следуют пять строф, в которых повествование следует от лица доченьки. Каждый такой куплет представляет собой восьмитактовый период, мелодическая линия которого начинается со скачка на сексту, а затем плавно опускается вниз. В шестой и седьмой строфе мотив и характер композиции меняется, так как в диалог вступает мать девушки. Тональность меняется на параллельный ми минор, а в мелодии появляются скачки на септиму, сексту, квинту и кварту. Восьмой и девятые куплеты можно обозначить в композиции, как кульминационные. Мелодия здесь вновь меняется, однако тематический материал продолжает звучать в ми миноре. В десятом куплете вновь возвращается первоначальная тема, а вместе с ней и мажорная тональность. Далее следует мелодия вступления, которая придаёт всей композиции определённую завершённость.

«Красный сарафан». Эта вокальная миниатюра, созданная Александром Варламовым почти двести лет назад, и сегодня пленяет слушателей выразительностью своей мелодии и искренностью переданного в нём чувства. Как и в былые времена, она пользуется редкостной популярностью и потому часто звучит в концертных залах в исполнении именитых певцов.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

А. Варламов «Красный сарафан»

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Цитатник

Моему лучшему другу Сандро-Поздравление в День его Рождения! &nbs.

В зимний день рождения для Саши (Сандро5) стихи Ирины Самариной в подарок С днем рождения тебя, С.

Музыкальный плеер

Стена

Поиск по дневнику

Статистика

Красный сарафан (романс)

Красный сарафан (романс)

«Красный сарафан»

— известная русская песня; автор стихов — Н. Г. Цыганов, композитор А. Е. Варламов.

Предположительный год создания и стихотворного текста, и музыки — 1832 г., первая публикация — в первом же песенном сборнике А. Варламова «Музыкальный альбом на 1833 год», куда вошло девять песен и романсов; по другим источникам, музыка была написала 1833 году; первая публикация — 1834 г..

Место рождения песни: Москва.

Хотя песня имеет авторство, она очень часто позиционируется как народная, а исполнители используют различные ее варианты; некоторые устаревшие слова постепенно заменились на более современные литературные (родимушка — родимая и т. д.).

Автор стихов

Поэт Николай Григорьевич Цыганов (1797—1832 или ).1800 −1833, возможно 1797—1831 своим современникам был более известен как драматический актер.

Поначалу он был актером в Саратове, затем поступил в московскую императорскую группу. Одновременно с актерской деятельностью Николай Цыганов писал и издавал свои стихи.

А кроме того, часто и сочинял мелодию к своим стихам. Обычно он сам был и первым исполнителем их, аккомпанируя себе на гитаре.

Николай Григорьевич Цыганов был участником кружка любителей пения при Малом театре.

Многие тексты Цыганова не сохранились: возможно, среди песен, чье авторство не установлено, есть песни Цыганова.

Композитор

В 1831 или 1932 году А.Варламов был переведен из Петербурга на службу в Москву — он поступил в Московскую императорскую театральную труппу помощником капельмейстера и «композитором музыки».

Очень часто он становился сам первым исполнителем собственных произведений.

Песня

Песня «Красный сарафан» написана в стиле русских народных песен. Такая стилистика была свойственна этому времени — шло становление русского искусства, и народные мотивы плавно и органично входили в структуру общей европейской культуры.

Это было время, когда стала активно развиваться русская национальная культура. Россия к 19 веку прочно вошла в европейский культурный мир, развивая собственные науки и искусства: литературу, театр, музыку, живопись…

Московская императорская труппа в те годы стала уделять много внимания национальному реальному колориту — это были первые шаги реализма в искусстве, и настоящие, живые народные мотивы — не только русские, но и вообще реальные — занимали всё большее место в творчестве.

Это относилось и к музыкальной культуре. Если Петербургская императорская труппа как приближенная к императорскому двору и свите больше соответствовала официозу, то Московская труппа, хоть и принадлежала той же императорской казне, все более отвечала народным устремлениям.

Работать в Петербургской императорской труппе, в приближении к императорскому дому, считалось престижнее.

Зато удаленная от официоза Московская труппа, имея те же льготы и государственные финансы (только финансов Московская труппа получала значительно меньше, чем Петербургская; правда, она и сама была значительно меньше, располагаясь лишь в двух театра – Большом и Малом), развивала песню задушевную, русскую лирическую песню.

Московская труппа в те годы стала генератором популярных песен; песни сочинялись и для концертов, и для постановок на сценах Большого и Малого театров (и драматические произведения и концерты шли тогда и на сцене Малого театра и Большого) — среди этих песен «Вниз по Волге-реке» А. Шаховского (1832) и «Когда-то жил в Англии царь удалой» Ф. Кони (1838).

Множество песен написал и артист Николай Цыганов. Среди этих песен был и «Красный сарафан», созданный предположительно в 1832 году. В это время А. Варламов начал активную работу в Московской труппе и положил стихи Н. Цыганова на музыку. Была ли эта песня сочинена к спектаклю или к концерту, а также кто стал первым ее исполнителем, — увы, неизвестно.

Песня соответствует русским народным мотивам о женской доле. Построена как разговор дочери-невесты, которой предстоит идти замуж в чужую семью, с матерью.

Первая публикация относится к 1834 году, издание «Русские песни Н. Цыганова», М. 1834 г., № 16. Заглавия не значилось, стихотворение называлось по первой строчке, а вот песня стала именоваться «Красный сарафан».

Песня сразу запомнилась московским зрителям, и те запели ее — как запомнили.
Вскоре песня «Красный сарафон» приобрела немалую известность и вышла за пределы Москвы, ее стали распевать по городам и весям и она стала одной из самых популярных русских песен.

Песня входила в издаваемые сборники-песенники. Ее стали включать в своей репертуар многие именитые певцы.

Из сб.: Антология русской песни / Сост., предисл. и коммент. Виктора Калугина. М.: Изд-во Эксмо, 2005: «Эта песня Цыганова получила, по словам Бориса Асафьева, «мировую известность».

Композитор Николай Титов, которого Глинка и Даргомыжский называли «дедушкой русского романса», в своих воспоминаниях отмечал, что «Красный сарафан» «произвел фурор», по своей популярности с ним мог сравниться только «Соловей» Дельвига — Алябьева».

Музыкальная энциклопедия: «…знаменитый „Красный сарафан“ пелся „всеми сословиями — и в гостиной вельможи, и в курной избе мужика“, и даже был запечатлен в русском лубке».

Песня «Красный сарафан» до сих пор по-прежнему известна и много исполняется новыми поколениями певцов.

Прослушать в разных исполнениях:

Авторский текст

Ныне песня известна в разных текстовых вариантах. Вот первоначальный авторский текст:

«Не шей ты мне, матушка,
Красный сарафан,
Не входи, родимушка,
Попусту в изъян!

Рано мою косыньку
На две расплетать!
Прикажи мне русую
В ленту убирать!

Пущай, не покрытая
Шелковой фатой,
Очи молодецкие
Веселит собой!

То ли житье девичье,
Чтоб его менять,
Торопиться замужем
Охать да вздыхать?

Золотая волюшка
Мне милей всего!
Не хочу я с волюшкой
В свете ничего!»

— «Дитя мое, дитятко,
Дочка милая!
Головка победная,
Неразумная!

Не век тебе пташечкой
Звонко распевать,
Легкокрылой бабочкой
По цветкам порхать!

А мы и при старости
Себя веселим:
Младость вспоминаючи,
На детей глядим;

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Фотоальбом

Поиск по дневнику

Статистика

Красный сарафан (романс)

Красный сарафан (романс)

«Красный сарафан»

— известная русская песня; автор стихов — Н. Г. Цыганов, композитор А. Е. Варламов.

Предположительный год создания и стихотворного текста, и музыки — 1832 г., первая публикация — в первом же песенном сборнике А. Варламова «Музыкальный альбом на 1833 год», куда вошло девять песен и романсов; по другим источникам, музыка была написала 1833 году; первая публикация — 1834 г..

Место рождения песни: Москва.

Хотя песня имеет авторство, она очень часто позиционируется как народная, а исполнители используют различные ее варианты; некоторые устаревшие слова постепенно заменились на более современные литературные (родимушка — родимая и т. д.).

Автор стихов

Поэт Николай Григорьевич Цыганов (1797—1832 или ).1800 −1833, возможно 1797—1831 своим современникам был более известен как драматический актер.

Поначалу он был актером в Саратове, затем поступил в московскую императорскую группу. Одновременно с актерской деятельностью Николай Цыганов писал и издавал свои стихи.

А кроме того, часто и сочинял мелодию к своим стихам. Обычно он сам был и первым исполнителем их, аккомпанируя себе на гитаре.

Николай Григорьевич Цыганов был участником кружка любителей пения при Малом театре.

Многие тексты Цыганова не сохранились: возможно, среди песен, чье авторство не установлено, есть песни Цыганова.

Композитор

В 1831 или 1932 году А.Варламов был переведен из Петербурга на службу в Москву — он поступил в Московскую императорскую театральную труппу помощником капельмейстера и «композитором музыки».

Очень часто он становился сам первым исполнителем собственных произведений.

Песня

Песня «Красный сарафан» написана в стиле русских народных песен. Такая стилистика была свойственна этому времени — шло становление русского искусства, и народные мотивы плавно и органично входили в структуру общей европейской культуры.

Это было время, когда стала активно развиваться русская национальная культура. Россия к 19 веку прочно вошла в европейский культурный мир, развивая собственные науки и искусства: литературу, театр, музыку, живопись…

Московская императорская труппа в те годы стала уделять много внимания национальному реальному колориту — это были первые шаги реализма в искусстве, и настоящие, живые народные мотивы — не только русские, но и вообще реальные — занимали всё большее место в творчестве.

Это относилось и к музыкальной культуре. Если Петербургская императорская труппа как приближенная к императорскому двору и свите больше соответствовала официозу, то Московская труппа, хоть и принадлежала той же императорской казне, все более отвечала народным устремлениям.

Работать в Петербургской императорской труппе, в приближении к императорскому дому, считалось престижнее.

Зато удаленная от официоза Московская труппа, имея те же льготы и государственные финансы (только финансов Московская труппа получала значительно меньше, чем Петербургская; правда, она и сама была значительно меньше, располагаясь лишь в двух театра – Большом и Малом), развивала песню задушевную, русскую лирическую песню.

Московская труппа в те годы стала генератором популярных песен; песни сочинялись и для концертов, и для постановок на сценах Большого и Малого театров (и драматические произведения и концерты шли тогда и на сцене Малого театра и Большого) — среди этих песен «Вниз по Волге-реке» А. Шаховского (1832) и «Когда-то жил в Англии царь удалой» Ф. Кони (1838).

Множество песен написал и артист Николай Цыганов. Среди этих песен был и «Красный сарафан», созданный предположительно в 1832 году. В это время А. Варламов начал активную работу в Московской труппе и положил стихи Н. Цыганова на музыку. Была ли эта песня сочинена к спектаклю или к концерту, а также кто стал первым ее исполнителем, — увы, неизвестно.

Песня соответствует русским народным мотивам о женской доле. Построена как разговор дочери-невесты, которой предстоит идти замуж в чужую семью, с матерью.

Первая публикация относится к 1834 году, издание «Русские песни Н. Цыганова», М. 1834 г., № 16. Заглавия не значилось, стихотворение называлось по первой строчке, а вот песня стала именоваться «Красный сарафан».

Песня сразу запомнилась московским зрителям, и те запели ее — как запомнили.
Вскоре песня «Красный сарафон» приобрела немалую известность и вышла за пределы Москвы, ее стали распевать по городам и весям и она стала одной из самых популярных русских песен.

Песня входила в издаваемые сборники-песенники. Ее стали включать в своей репертуар многие именитые певцы.

Из сб.: Антология русской песни / Сост., предисл. и коммент. Виктора Калугина. М.: Изд-во Эксмо, 2005: «Эта песня Цыганова получила, по словам Бориса Асафьева, «мировую известность».

Композитор Николай Титов, которого Глинка и Даргомыжский называли «дедушкой русского романса», в своих воспоминаниях отмечал, что «Красный сарафан» «произвел фурор», по своей популярности с ним мог сравниться только «Соловей» Дельвига — Алябьева».

Музыкальная энциклопедия: «…знаменитый „Красный сарафан“ пелся „всеми сословиями — и в гостиной вельможи, и в курной избе мужика“, и даже был запечатлен в русском лубке».

Песня «Красный сарафан» до сих пор по-прежнему известна и много исполняется новыми поколениями певцов.

Прослушать в разных исполнениях:

Авторский текст

Ныне песня известна в разных текстовых вариантах. Вот первоначальный авторский текст:

«Не шей ты мне, матушка,
Красный сарафан,
Не входи, родимушка,
Попусту в изъян!

Рано мою косыньку
На две расплетать!
Прикажи мне русую
В ленту убирать!

Пущай, не покрытая
Шелковой фатой,
Очи молодецкие
Веселит собой!

То ли житье девичье,
Чтоб его менять,
Торопиться замужем
Охать да вздыхать?

Золотая волюшка
Мне милей всего!
Не хочу я с волюшкой
В свете ничего!»

— «Дитя мое, дитятко,
Дочка милая!
Головка победная,
Неразумная!

Не век тебе пташечкой
Звонко распевать,
Легкокрылой бабочкой
По цветкам порхать!

А мы и при старости
Себя веселим:
Младость вспоминаючи,
На детей глядим;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *