Красота духовная что это

В чем заключается духовная красота человека?

Я часто задумываюсь над вопросом:«Для чего я пришел в этот мир,в чем смысл моего существования? Что полезного могу сделать людям? Чем украсить родную землю?» Именно так: украсить,а не безразлично пройти ею! Но,чтобы быть полезным,создавать добро и красоту,следует,по моему мнению,иметь искреннюю и красивую душу,быть высоконравственным человеком.А это,прежде всего,- чистые мысли,стремление,поступки и совесть.Это и глубокое уважение к людям,к родной земле с ее славной историей.Это и умение горячо откликнуться на чужую боль,стремление помочь,защитить кого-нибудь:то ли птенца,или старика,родную мать или незнакомца.Это и любование красотой природы,и желание самому создавать прекрасное.И над всем этим высится суровая требовательность к себе,к собственным поступкам.

Я очень признателен своим родителям,которые воспитали во мне стремление жить по совести, не стыдясь своих мыслей и поступков.И все равно каждый день я сталкиваюсь с ситуациями, когда тяжело устоять перед каким-то соблазном.Помните,что было написано изнутри на кольце царя Соломона? «И это пройдет».Это выражение мне очень помогает- я часто вспоминаю его в минуты соблазна.Он,этот соблазн,пройдет,но ошибочный поступок будет сделан.Но как потом быть с собственной совестью,с душой.

Такой я изобрел способ борьбы с собственными недостатками.И как же тяжело сознавать свое бессилие перед недостатками в общественной жизни! Иногда хочется закрыть глаза,чтобы не видеть нищих,злодеев,заткнуть уши,чтобы не слышать бранного слова,спрятаться,чтобы не сталкиваться с несправедливостью,не быть надутым собственными идеалами! Вот,наверное,когда впервые с удивлением сопоставляешь гармонию духовной красоты человека и проявления недостатков общества.Конечно,в своем,еще юном возрасте,я не могу вмешиваться в решение «взрослых» дел,так как не достаточно в них понимаю.Но разве все так хрустально прекрасно в жизни моих ровесников? Разве нет у нас,старшеклассников начала XXI столетия,недостатков,которые мы сами можем исправить? Ни я,ни мои ровесники уже сейчас не должны,просто не имеем права быть равнодушными наблюдателями общественных недостатков (пусть пока что на уровне своего возраста).А как настанет время,нам не будет стыдно за свою пассивность,бездеятельность.Это будет,я уверен,время воплощения наших наилучших мечтаний в жизнь.Я допускаю,что для многих,возможно,это будут сугубо личные мечты.Но главное-это то,ради чего ты пришел в этот мир:усовершенствование человечества, улучшение его жизни.Собственными поступками тебе нужно довести,что твоя звезда загорелась недаром (я верю в легенду, по которой рождение человека знаменуется рождением звезды).И пусть это лишь красивая легенда,но твоя звезда,как сердце Данко,должна светить людям,излучая добро.

…А пока мы еще просто школьники,ученики.Со своими увлечениями,вкусами,со своими любимыми (и не очень) делами и обязанностями.Я,например,очень люблю поэзию и музыку,уже много лет посещаю поэтические кружки.Когда ты сидишь и слушаешь,как другие читают свои собственные стихи и поэмы,то чувствуешь,как твоя душа начинает петь от счастья.от радости.И эта радость сливается с моими мечтами о творении собственной поэзии.

И я верю,что смогу воплотить эту мечту в жизнь.Для этого я стараюсь хорошо учиться, совершенствовать свои знания,чтобы в будущем стать опытным специалистом,приносить пользу обществу.А если осуществится моя мечта стать поэтом,я буду стараться своим поэтическим словом возбуждать у людей наилучшие чувства,призывая их к добрым поступкам

Источник

Красота духовная что это

Ну, молчи, молчи, любимая,

Просто вспомнил минуты счастья,

Когда встретил тебя.

И знаешь, мы такие разные.

Но я был один, и ты была одна

И все так повернулось,

Повстречал я вот тебя,

В то утро на рассвете

Я понял, что один,В большом пустынном замке

Так каждый день и без оглядки,

Я чудовище, урод для всех,

В душе я одинокий очень,

Никто меня не понимает,

Для всех, убог и страшен,

Но не равнодушна ты, я знаю…..

Казалось бы, все люди должны одинаково видеть и воспринимать красоту, но как же мы заблуждаемся. Когда кто-нибудь из нас, начав увлекаться искусством, наверное, замечал, что и мир вокруг них словно преображается, становится необыкновенным. Мы сами создаем вокруг себя тот мир, в котором желаем находиться. Мало кто знает, но благодаря внешнему виду, мы можем круто изменить свою жизнь. Лично для меня вопрос духовной красоты актуален уже давно, поменяв свой круг общения, мы тут же заметим, что меняемся и мы сами. Люди, которые обладают духовной красотой, превосходны, начав общаться с ними, нас мало интересует их внешность, мы просто счастливы, проводить каждую минуту с ними. Ведь они не способны лгать, предавать, сплетничать. Они своими поступками показывают и учат нас большему, это ведь куда лучше, чем общаться с «крутыми», но совершенно бестолковыми для нас людьми.

Также, к примеру, я отнесла бы роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Роман, который по-настоящему сможет удивить. Грей-главный герой произведения, который вначале представлен, хрупким, смышленым мальчишкой, в котором вскоре пробудится желание власти, и он станет способен даже на грубое преступление. Проблема в том, что он не видит себя в старости, он по-прежнему молод, а внешность для него- сплошной обман, что собственно вскоре и отражает на картине талантливый художник. После чего, увидев картину, Грей скончался. Правда, немного странно? Финал произведения говорит, конечно, о том, что внешняя красота без духовной, возможна, но она эгоистична. «Встречают по одёжке, провожают по уму»…

Лично меня замечать духовное превосходство в людях, заставляет только наблюдательность:

Я слежу украдкой за тобой,

За чем-то нежным, трепетным, живым.

Я наблюдаю за тобой,

Чтобы душа моя проснулась.

Я буду молча подходить,

Пока я не пойму, что это ты.

Тот, с кем я разделю печаль свою.

И в том саду прекрасном

Где повстречала я тебя,

Забуду все ненастья,

И нежный плод из рук твоих,

Я не забуду никогда.

Ведь он прекрасен, как и ты.

Любовь и красота вечны.

Будьте аккуратны в выборе людей. Знайте, многие из нас носят маски. Помните:

«Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. Красота души разливается подобно таинственному свету по телесной красоте»- Виктор Мари Гюго.

Вокруг февральские сугробы,

Стужа, холод, глыбы льда.

Буран, несущий грезы

Разыгрался вот вчера.

Девственный снег окутал сосны, ели,

Кристаллический иней сверкает опять

Искрятся, мерцают разноцветные сети,

Бушует и тлеет слепящая мать.

Февральский снегопад предвидится снова,

Свинцовый, палящий, седой.

Томится голая босая стужа,

Хладнокровно и с тоской

Околдован лес прозрачный

Неугомонная душа просит безудержных страстей,

В стылом воздухе вязком.

Звезды кристальные кружат,

Искрятся серебром снега

Белизна ослепляет снова мое лицо, мои глаза.

В жемчуга облачены деревья, в алмазные цвета листва

Источник

В чём заключается духовная красота человека? Материал к эссе

Велик наш мир, а еще более велико и разнообразно поведение в нем людей. Так уж сложилось тысячелетиями, что мы рождаемся красивыми и некрасивыми – как телом, так и душой.

Допустим, что понятно, что значит быть красивым человеком снаружи. Это значит, например, что он имеет правильные черты лица, оно лишено каких-либо физических изъянов и в целом приятно для созерцания.

Но что представляет собой красота внутренняя или, как принято называть ее, духовная?

Духовная красота заключена в душе человека, в особенностях его поведения, образе мыслей.Мы говорим о духовной красоте такого человека, который может быть умен, никогда не позволит себе противоправного или недостойного поведения. Он в ответе за младших и проявляет заботу о старших. Чтит традиции и совершает благородные поступки во имя благополучия окружающей действительности и комфорта людей вокруг. Такой человек также бескорыстен, ему чуждо стремление к личной наживе за счет других. И он всегда открыт для диалога.

Конечно, духовная красота человека – это глубокое философское понятие и с трудом поддается объяснению, но каждый, понимая его по-своему, все же отмечает, что это наиболее высшая субстанция развития внутреннего состояния человека, которое, скорее всего, не передается из поколения в поколение, а приобретается человеком в процессе его становления и знакомства с жизнью.

Другие сочинения: ← Истинная красота человека↑ ЧеловекВнутреняя и внешняя красота человека →

Женская красота глазами мужчины

Это такие качества, как:

Представительной женщиной считают ту, которая ухаживает за своей внешностью. В ней должно быть все прекрасно: душа и мысли, ум, манеры, такт, стильная одежда и неброский макияж. Женщины, которые знают себе цену, целостные личности, они красивые.

Её красота – это также душевная теплота, уверенность, надежда и любовь. Ее нежная забота и улыбка, прекрасный позитивный настрой вдохновляет на преодоление трудностей на жизненном пути.

Ей хочется быть любимой и любить, иметь семью и детей. «Женщину нужно любить, а не понимать» — сказал мудрец Ошо. Именно любовь к представительнице слабого пола делает ее счастливой, а значит и привлекательной (красивой).

И как же привлечь единственного мужчину, который сможет осуществить эту женскую мечту.

Эстетика образа

Многие ученые уверяют, что потребность в прекрасном заложена на подсознательном уровне. Люди, которые по тем или иным причинам ассоциируются у других с красотой, будут пользоваться большей популярностью. Они сразу же попадут в круг доверия к человеку, даже не произнося слов. Но если у эталона окажется жуткий нрав, недостаток интеллекта или проблемы с самоконтролем, образ прекрасного тут же испарится, и на него будут смотреть совсем по-другому.

Одно неудачно сказанное слово может разрушить образ. Подсознательная тяга к красивому человеку сменяется разочарованием.ы

Негативные качества, способные перечеркнуть первое впечатление от внешности:

нетерпимость к другим.

Постепенно, глядя на красивого человека с такими недостатками, его собеседник перестает замечать эстетическую составляющую внешнего вида, находит изъяны.

Как привлечь мужчину

Женщина, ведущая активный образ жизни заряжает своей энергией, она азартна и полна идей, с ней комфортно и интересно. Она живая и привлекательная, значит красивая.

Любите себя, окружающий вас мир, людей, дарите радость и улыбки, теплоту и нежность миру. Будьте счастливы, здоровы и красивы.

Всем пока. С уважением, Вячеслав.

Красота женщины — это триада качеств, которая имеет безграничную власть женщины над противоположным полом.

Женская красота мужчину потрясает, вдохновляет, заставляет трепетать, даже покорять. Но почему тогда ослепительные красавицы так часто одиноки?

Какие женские качества привлекают мужчин и почему с одними встречаются, а на других женятся?

Первое качество — эстетическая привлекательность: приятные черты лица, пропорциональная фигура, здоровые волосы и зубы, нежная кожа.

Второе качество — сексапильность. Это врожденное свойство, которое невозможно купить либо нарастить ни за какие деньги, потому что в его основе — масса биологических факторов: гормональный фон, темперамент, отношение к жизни.

Она либо есть от рождения, либо нет. Ее можно пытаться симулировать с разной степенью успеха, и множество женщин сегодня озабочено построением собственной сексапильности из скопированных жестов, откровенной одежды, заимствованной манеры поведения.

Но искусственная — всего лишь муляж. А мужчины легко распознают искусственное и натуральное.

Третье качество — это материнский инстинкт в широком понимании: личностная зрелость женщины, ее готовность и умение заботиться о близком человеке.

Даже супермен всегда будет нуждаться в заботе и нежности, чтобы его гладили по голове и приносили ему чашку горячего молока.

Вот это третье качество очень важно для длительных отношений между мужчиной и женщиной. Ведь поначалу можно восхититься внешними данными, потерять голову от мощной женственности, провести вместе несколько чудных недель, а потом понять: женщина — инфантильная, капризная, эгоцентричная Барби.

Иногда мужчины, увидев, что их возлюбленная — лишь красивая игрушка, разрывают отношения и обращают внимание на «сереньких мышек», которые станут о них заботиться, интересоваться их проблемами.

А некоторые переводят своих Барби в разряд престижных вещей вроде новой модели Ауди. Красивые, но личностно незрелые женщины — объект, которым можно хвастать перед другими мужчинами, но строить близкие, доверительные отношения с такой дамочкой неинтересно.

Почему мужчины боятся красивых женщин

Судьба каждой по-настоящему красивой женщины трагична.

Кроме того, что ее ждет стресс от осознания недолговечности своей власти, ее еще и боятся мужчины. А все потому, что красивых людей мы склонны наделять супервозможностями, суперкачествами, и мужчины, глядя на красавицу, опасаются оплошать, не соответствовать ее требованиям.

Женская красота мужчину потрясает, вдохновляет, заставляет трепетать, даже покорять, но желание обладать вызывает чрезвычайно редко.

Страшит сам факт, что не удержишь эту красоту в руках. Поэтому сильный пол красивой женщиной любуется, как статуей на пъедестале, а мысль о том, что ее можно увидеть дома на кухне с поварешкой в руках, кажется крамольной как мужчинам, так и красивым женщинам.

Впрочем, есть еще одна реакция мужчин на женскую красоту: желание унизить, разрушить, обесценить, чтобы она стала доступной. Вот почему ослепительные красавицы так часто одиноки.

Внешняя красота женщины

Прелестные девичьи образы — любимый предмет описания для писателей, художников, скульпторов, поэтов.

Для каждого из них красота девушки сугубо индивидуальна. Одним нравится маленький нос, другим его вздернутый кончик, третьи предпочитает орлиный профиль.

Кто-то любит худышек, кому-то по душе пышнотелые женщины.

Существуют и общие эстетические нормы: симметричное лицо, правильные черты и тому подобное.

Красота духовная что это. Смотреть фото Красота духовная что это. Смотреть картинку Красота духовная что это. Картинка про Красота духовная что это. Фото Красота духовная что это

Человек не может пройти мимо того, что ассоциируется у него с красотой. Поэтому так популярны картинные галереи, где можно любоваться тем, что вызывает эстетическое наслаждение.

Душа против Природы

Красота снаружи даруется природой, хорошими генами родителей, усиленной работой над внешностью, косметикой или пластическими хирургами. Она меняется в зависимости от моды.

А что такое красота души? Над внутренней составляющей приходится очень долго трудиться, воспитывая и развивая в себе определенные положительные качества.

Внешность поможет завязать знакомство. Душа отвечает за его продолжительность.

Со временем люди понимают, что внешняя оболочка не так важна. Те, кто несет в себе радость, оптимистический настрой, щедрость, как правило, задерживаются надолго в жизни других.

Своим положительным примером они пробуждают в остальных способности, о которых раньше те и не догадывались. В ответ человек тоже хочет делать добро. Положительный настрой передается.

Суть душевности

Люди, знаменитые в творческих кругах, постоянно акцентировали великолепие внутреннего мира человека. Они утверждали, что душа незаменима, тогда как эстетический внешний облик со временем меняется, страдает.

Такая красота состоит из основных качеств, выявляющихся только в общении с людьми, ведь внешне они незаметны. Главные черты, определяющие характер нравственной красоты:

Красота духовная что это. Смотреть фото Красота духовная что это. Смотреть картинку Красота духовная что это. Картинка про Красота духовная что это. Фото Красота духовная что это

Каждый человек имеет собственные требования к обладателю идеального внутреннего мира. Все по-разному определяют необходимый уровень, ведь его можно только ощутить и невозможно увидеть.

Важно ли быть душевно красивым?

Потребность в красоте – врождённое качество, которое появилось ещё в древние времена. Люди занимались различными видами и искусства и развитием физических данных. Они понимали, что эстетическое развитие – составляющая, которая много значит для высокого качества жизни.

Важную роль для человечества всегда играло не только внешнее проявление прекрасного, но и красота внутренняя, которая идёт рука об руку с гармоничным развитием личности. Часто случается, что встретив людей, непривлекательных внешне, через некоторое время мы отмечаем, что они вызывают симпатию благодаря душевным качествам и степени внутреннего развития.

Случаются и обратные ситуации, когда люди, создавшие себе яркий образ, ухаживающие за собой и уделяющие большое внимание внешней эстетике, оказываются неинтересными и пустыми внутри. Иногда их поступки говорят об их бедном внутреннем мире или об уродливом – в моральном плане – наполнении. Обвинять таких людей не стоит, часто они — жертвы неправильного воспитания или имеют душевные травмы, не позволяющие развивать внутреннюю красоту. Тем не менее, такие личности производят отталкивающее впечатление на окружающих.

Таким образом, внутренняя красота занимает много места в жизни людей. Она более значима, чем внешние данные, поскольку именно душевное наполнение стимулирует совершение достойных поступков и врезается в память окружающих людей. Внутренняя красота определяет отношение к человеку, особенно если речь идёт о длительном общении.

Источник

Духовность и красота

Красота духовная что это. Смотреть фото Красота духовная что это. Смотреть картинку Красота духовная что это. Картинка про Красота духовная что это. Фото Красота духовная что это

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Введение

Предложeнная мне тема “Духовность и красота” вначале смутила меня своим размахом, а также несколько абстрактным и философским характером. Не чувствуя вдохновения рассматривать ее под таким углом, попытаюсь говорить о том, что мне наиболее близко и привычно, другими словами, я буду говорить о духовности с точки зрения православной аскетической традиции. Что касается красоты, то я буду говорить о той красоте, которая вытекает из богослужения, то есть о литургической красоте, что, естественно, приведет к разговору об иконе. Я слегка коснусь богословского обоснования иконы, после чего представлю и кратко опишу несколько наиболее чтимых икон.

Разговор о монашеской духовности и богословии иконы в среде, вышедшей из протестантской Реформации, кому-то может показаться дерзким и даже провокационным. Поэтому я заранее прошу прощения, если каким-нибудь неудачным выражением задену чье-либо религиозное чувство, но я считаю, что мы должны вести беседу искренне и открыто.

Возвращение к духовности

Перед тем как перейти к существу вопроса, я хотел бы уточнить, что я подразумеваю под “духовностью”.

Лет 25 или 30 тому назад — в 60-е годы, ставшие переходными во многих областях — в наших странах стала развиваться специфически западная форма материализма, “общество потребления”, глубоко изменившее наш образ жизни и мышления. В то же время некое богословское течение — скорее нашумевшее, чем обоснованное, — провозгласило “смерть Бога”. В восточно-европейских странах диалектический материализм навязывал свой закон, гонение на Церковь ожесточилось, используя более скрытые, но не менее эффективные методы. Можно было с полным правом задать вопрос — какое еще будущее может быть у религии, когда общая ориентация общества и статистика свидетельствовали о возрастающем и, очевидно, необратимом отходе от Бога и от религии? Это было время, когда монастыри Афона постепенно пустели из-за недостатка насельников, и уже обсуждалась возможность превратить их в центры туризма.

Здесь мы сталкиваемся не только с одним, но с несколькими течениями, каждое из которых имеет свою идеологию, свои теоретические основы. И если во внешних проявлениях они имеют нечто общее, например: пост, медитацию, молитву и даже дела милосердия, — эти духовные делания могут приобретать совершенно разное значение в зависимости от того учения, которым они вдохновляются. Великие религии (индуизм, буддизм, дзен, ислам), так же как и христианство, имеют свое собственное представление о мире, об Абсолюте, о тех отношениях, в которые человек вступает с ними, и о последней участи человека.

Для меня нет сомнений: абсолютный критерий — это Христос. Это Он говорит: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин 14:6). О Нем апостол Петр говорит: Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян 4:12).

В отличие от всех других основателей религий или духовных учителей человечества, Христос не просто человек, Он Богочеловек, и нет другого, подобного Ему. Воплотившийся Бог — вот тот краеугольный камень, на котором построена Церковь (Мф 16:16). Богочеловечество (теоантропия) — фундамент нашей веры и нашей духовности. Христианство абсолютно уникально, и невозможно его слияние ни с какой другой религией или духовностью, какими бы возвышенными они ни казались. В Откровении Христа воплощена вся полнота богопознания, и мы не должны искать “приправ” в другом месте для того, чтобы приспособить христианство к нашему вкусу.

Хотя в Никейском Символе веры верующие исповедуют: “Верую во Единаго Господа Иисуса Христа Бога истинна Имже вся быша”, они недостаточно осознают, что Иисус Христос — не только Бог-Спаситель, но и Бог-Творец. Пролог Евангелия от Иоанна также говорит нам: В начале было Слово и Слово было Бог Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин 1:1–3). И апостол Павел в Послании к Евреям также подчеркивает, что через Сына Бог …и веки сотворил (Евр 1:2).

Христиане часто думают, что Бог, Который открывается в Ветхом Завете, есть Отец или Бог “вообще”, и что Сын открывается только через домостроительство Своего Воплощения, только во Иисусе Христе. Однако согласно святоотеческой традиции явление Бога в Ветхом Завете есть на самом деле явление Логоса, Слова Божия. В Ветхом Завете Отец остается невидимым и неслышимым. Когда пророк получает откровение, то это Слово, Которое ему говорит, обращается к нему через Святого Духа, “является” ему: Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий Иегова послал меня к вам (Исх 3:14).

Тождественность Бога Ветхого Завета и Богочеловека Иисуса Христа составляет центральную тему литургических текстов праздника Сретения Господня (Принесения младенца Христа во храм, 2/15 февраля). Эту идею подтверждает и иконографическая традиция. Так, например, в Капелле Палатина в Палермо (Сицилия) можно видеть великолепную мозаику XII века, представляющую шесть дней творения по рассказу из первой главы Бытия. Каждый раз, когда в библейском тексте упоминается: “И сказал Бог”, этот Бог изображен с характерными чертами Христа, каким мы видим Его на иконах. Это верно не только для сотворения мира, но и для других изображений “встреч” Бога с человеком, например, явления Яхве Аврааму у Мамврийского дуба (Быт 18).

Все вышесказанное объясняет мою сдержанность по отношению к “благой вести” о возвращении религиозности, если в центре ее не стоит Богочеловек Иисус Христос, но, напротив, если она удаляется от Него или же совершенно искажает, приспосабливая к себе.

Все, что называется духовным, не обязательно исходит от Святого Духа. На самом деле много духов действуют под небесами, и мы обязательно должны пользоваться даром различения духов: Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста (1 Ин 4:2–3).

Спасет ли красота мир?

Когда человек соединен с Богом и его сердце исполнено Святым Духом, тогда Божественная благодать бывает в его душе, в теле и даже передается тем, кто его окружает, и он становится неуязвим, недоступен для внешних воздействий, и именно тогда он изменяет окружающий его мир своим благотворным влиянием. И, наоборот, если человек лишен этого света, происходит обратный процесс: все внешние влияния сильно воздействуют на наши чувства и через образы, которые они порождают в нас, питают болезни нашей души, страсти. Красота, если она не свята, может стать силой, уводящей нас от Бога. Искусство на службе у такой красоты следует эстетическому идеалу, порожденному падшим миром; оно становится самоцелью и питает человеческие страсти, которые порабощают человека и удаляют его от Бога.

В конце второго тысячелетия все виды искусства, и особенно религиозное, переживают кризис. Последнее неспособно объединить — как это делает икона — временное и вечное, конечное и бесконечное, тварное и Божественное. Этот кризис прежде всего духовный, а не эстетический. То же самое происходит и в других областях: политической, экономической, социальной. Человек отвернулся от Бога. И теперь мы живем в мире секуляризованном, не только отошедшем от Христа, но и охваченном глубокой демонизацией. Экологической угрозе подвергнуто не только благосостояние человека, но и само его существование, нам практически угрожает коллективное самоубийство. Может быть, глубина этого кризиса заставит нас выйти из оцепенения и вызовет подлинное духовное пробуждение, ибо в настоящее время перед нами стоит действительно последний выбор.

Куда мы идем?

В настоящее время человечество, кажется, пришло к тому, что, живя без Бога, исследовав все, что возможно, включая ад, опошлив все, что можно было опошлить, оно больше не знает, куда двигаться дальше. Идолы пали — впереди пустыня! И вот, достигнув в своем падении врат ада, современный человек, кажется, пробуждается, как от долгой зимней спячки, и начинает в ностальгии искать путь, ведущий в тот “райский сад, посаженный посреди мира”, которым является Церковь. Эту разительную перемену мы видим в восточно-европейских странах, особенно в России. Тот, кто следил за развитием религиозной жизни бывшего СССР в последние годы, мог наблюдать, как там Церковь восстает из пепла после беспрецедентных в истории христианства гонений, длившихся 70 лет — срок Вавилонского пленения. Сейчас, когда религиозная свобода ничем не связана, все больше и больше обратившихся к вере людей приходит в храмы, ставшие действующими. Повсюду реставрируются храмы и монастыри. Подобное происходит и на Западе, конечно, в значительно меньшей степени, но тем не менее ощутимой.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Истина — это Личность

Из всего вышесказанного становится понятным то расстояние, которое разделяет христианство и гностическую духовность. Последняя стремится к Абсолюту, но этот Абсолют в конце концов оказывается безличной абстракцией (особенно я имею в виду индуизм и буддизм). Стремление всей сущностью к безличному Абсолюту для отождествления с ним (в двойном смысле: “познать” и “исполнить”) является по сути метафизическим самоубийством.

Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом

Святоотеческое изречение: “Бог стал человеком, чтобы человек мог стать богом” является той формулировкой, которая лучше всего выражает все христианское благовестие. Подобные этому высказывания мы встречаем у священномученика Иринея Лионского, у святителя Афанасия Александрийского, у блаженного Августина Иппонского и у многих других восточных и западных Отцов.

Образ и подобие

От смерти к воскресению

1. отречение от сатаны;

3. принятие печати дара Духа Святого через миропомазание, то есть подлинная личная Пятидесятница;

4. и, наконец, все завершающее и венчающее все: приобщение Телу и Крови Христовых.

Аскеза

После сотворения по Образу Божию именно таинство крещения создает основу, на которой будет развиваться вся духовная жизнь новообращенного и которая определит его мировоззрение и деятельность. В конце крещения священник молится за крещенного им и просит: “Сохрани его подвижником непобедимым пребывати от всуе вражду носящих на него и на ны, и удостой его нетленного венца победителя”. Таинства не действуют автоматически, как бы магическим образом; чтобы стать “подвижником непобедимым”, человек должен проявить свое свободное волеизъявление при содействии благодати, полученной им в крещении. Это сочетание с благодатью выразится в более или менее аскетическом образе его жизни.

Аскеза необходима, если мы хотим успешно продвигаться по пути спасения. Она имеет положительное и отрицательное измерения. Положительное состоит в том, чтобы поставить себя в обязательное послушание всеблагим заповедям Христовым. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим и возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф 22:37,38).

Заповедь возлюбить ближнего, как самого себя, указывает нам на то, что мы принадлежим к единому человечеству. В Божественном плане человечество едино; грех ввел разделение, превратившее нас в эгоистичных и эгоцентричных индивидов. Разве я сторож брату моему? — с иронией спрашивает Каин, убив Авеля (Быт 4:9).

Заповедь возлюбить ближнего, как самого себя, ведет к исцелению от разделения и восстановлению единства; она не столько указует нам на силу любви, сколько дает понять, что “брат наш есть наша жизнь” (преподобный Силуан Афонский). Именно Церковь призвана осуществить это единство “по образу Пресвятой Троицы”, собрать во едином теле, Теле Христовом, рассеянных по земле детей Божиих. Чтобы это совершилось, мы должны из самовлюбленных эгоистов стать сопричастными друг другу людьми, что совершенно изменит всю нашу жизнь.

Покаяние — путь к спасению

Когда говорят о призвании человека во всем уподобиться Богу, об обожении, это часто пугает, может показаться непомерным тщеславием и проявлением гордыни, поистине сатанинской. На самом же деле это указание на цель, к которой должны направляться наши усилия, наши стремления, подобно тому, как указывает нам путь Полярная звезда, созерцаемая нами в глубокой ночи и находящаяся от нас на огромном, совершенно непостижимом расстоянии. Невозможное человекам возможно Богу, — говорит Господь (Лк 18:27).

Зная конечную цель, мы с доверием следуем по страшному и сладкому пути покаяния, по пути кенозиса вслед за Христом, Который уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп 2:7–8). Человек спускается в ад покаяния, обвиняя самого себя, и там, в этом крайнем смирении, Сам Бог приходит за ним, чтобы вознести его и вдохнуть в него новую жизнь — дар Духа Святого.

Молитва

Человек вступает в духовную связь с Богом через молитву. Молитва сопровождает его на протяжении всей жизни; человек молится в любых обстоятельствах, в любой нужде. Молитва может быть личной, возносимой в одиночестве, в тайне сердца. Она может быть и общественной, когда верующие собираются для совместной молитвы (Деян 2:44).

Книга “Откровенные рассказы странника духовному своему отцу” познакомила Запад с тем способом молитвы, который очень распространен в православном мире — с Иисусовой молитвой. Она заключается в словах: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного. Это личная молитва, сосредоточенная на призывании имени Иисуса Христа, Богочеловека. Обычно ее повторяют в течение более или менее продолжительного времени, часто с помощью четок. Между Божественной Личностью и Ее Именем существует настолько тесная связь, что в Имени есть некое “присутствие” Личности. Именно этим можно объяснить ветхозаветный запрет: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно (Исх 20:7). Кроме того, эта молитва в высшей степени выражает покаяние молящегося. Кто понимает важность покаяния в православной духовности, того не удивляет особое значение, которое придается этой молитве.

Кроме личной молитвы у нас есть общественная: мы молимся вместе на Литургии. Если мы не обособленные индивиды (принадлежащие к падшему миру), а личности-сопричастники (искупленный мир Церкви), мы легко понимаем необходимость выразить эту сопричастность в общей молитве, которая достигает своего наивысшего развития в Евхаристии. Именно на Евхаристии основана Церковь, в этом таинстве она становится конкретной реальностью. Задачей Церкви является восстановление онтологического единства человеческого рода, раздробленного грехом. В Церкви мы становимся членами единого Тела. Тот, кто говорит: “Я верующий, но в церковь не хожу” или “Я не хожу в церковь, я могу молиться один, мне не нужны другие”, не понимает, что он отрезает себя от Источника Жизни и закосневает в жизни, унаследованной от грехопадения.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Красота неземная

Своей всеобъемлющей красотой Литургия обращена к сердцу и к разуму, но именно сердце является истинным духовным центром человека. Во времена гонений в России простые пожилые женщины, зачастую малообразованные, спасли веру; возможно, не всё они понимали в Богослужении, но его красота трогала их сердца. И эта красота, помимо языка понятий, целиком передает истину христианства. Это особенно подтверждается воздействием икон.

Ради выживания земли

Но есть и другая сторона этого вопроса. Земля была дана человеку не для того, чтобы он эксплуатировал ее безжалостно и неразумно. Будучи сотворенной, Земля и вся природа не содержат в себе принципа безграничного существования: было начало, будет и конец. Она умрет. Именно поэтому Бог дал человеку Землю, чтобы через него она смогла принадлежать Вечной жизни, которая не умирает. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим 8:19–21).

Только человек как дитя Божие может совершить это служение, и через него вся тварь, которая совокупно стенает имучаетсядоныне (Рим 8:22), будет участвовать в Славе Божией. Рассказ о Преображении Христа на горе Фавор позволяет нам представить, как это совершится. Вся традиция иконописи стремится посвятить нас в эту тайну.

Христиане ранней Церкви остро сознавали свою ответственность по отношению к тварному миру, свою обязанность привести его к Богу. Я уже упоминал о приношении хлеба и вина, об анафоре — имени, данном одной из частей Литургии святителя Иоанна Златоуста; подобных примеров множество.

Чтобы наши современники (как христиане, так и неверующие) вновь обрели такое сознание, нужна настоящая революция в мышлении, подобно той, которую совершил Коперник в области астрономии. Все более очевидно то, что отношение человека к природе должно глубоко измениться, если мы не хотим стать жертвами экологической катастрофы. Но очень важно, чтобы это новое отношение не привело к пантеистическому обожествлению Космоса. Некоторые признаки говорят о том, что это опасение небезосновательно. Единственно правильным решением будет то, о котором мы сказали выше: человек должен вновь открыть для себя ту истину, что природа дана ему для приношения в дар Творцу; иными словами, предназначение человека на земле — быть Священником творения.

Перевод с французского

1Цит. по: Basile de Stavronikita. Chant d’entr№e. Gen – ve, Labor et Fides, 1980. P. 130 (“Notes de l’Editeur”).

2 Lipovetsky G. L’Ere du vide, Essais sur l’individualisme contemporain. Paris, Gallimard, 1983. P. 169.

3 Ср. Frithjof Schuon. De l’Uniti transcendante des religions. Paris, Gallimard, 1948.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *