Красота понятие субъективное что значит

Елена Дробышева: «Красота — понятие субъективное»

Она относится к редкой категории интеллектуальных блондинок. Каждую свою роль тщательно выстраивает‚ продумывая все нюансы. За умение Елены Дробышевой работать тонко‚ «без швов» коллеги прозвали ее «акварельная актриса»‚ а зрители удивляются‚ как одна и та же актриса может играть нежную жену олигарха («Другая жизнь»)‚ уставшую мамашку‚ постоянно пилящую дочь и мужа («Маршрут»)‚ или женщину‚ страдающую болезнью Альцгеймера («Казус Кукоцкого»)…

Красота понятие субъективное что значит. Смотреть фото Красота понятие субъективное что значит. Смотреть картинку Красота понятие субъективное что значит. Картинка про Красота понятие субъективное что значит. Фото Красота понятие субъективное что значит

Наташа ГРИГОРЬЕВА («Красота & здоровье): Вы учились в ГИТИСе на театроведческом факультете, а потом решили стать актрисой. Почему?
Елена ДРОБЫШЕВА:
Через год учебы у меня создалось ощущение, что театральный критик не должен… критиковать. Ему следует быть помощником, хорошо понимающим профессии актера и режиссера, а не отстраненным судьей, который озадачен только проявлением своего «я». Критик должен не разрушать, а созидать.
Конечно, меня мучили сомнения, уходить с театроведческого или нет. В итоге я написала покаянное письмо нашему замечательному педагогу Борису Николаевичу Любимову: «Простите меня, я пойду в артистки!» Спустя несколько лет уже после окончания Щукинского училища я случайно встретила его, и он заметил: «Вы правильно сделали, что ушли от нас».

Н. Г.: Недавно вышел фильм Сергея Соловьева «Одноклассники», где вы играете маму главной героини. Вы уже не первый раз работаете с этим известным режиссером…
Е. Д.:
Наше сотрудничество началось с картины «Анна Каренина». У этого кино непростая судьба — между кинопробами и началом съемок прошло около десяти лет. Однако режиссер снимал фильм с теми же артистами, которые изначально пробовались на роли. С Сергеем Соловьевым интересно работать, он хороший режиссер — ироничный, с чувством юмора, и на площадке у него всегда царит добрая и праздничная атмосфера.
В «Анне Карениной» я играла Долли Облонскую. Помните начало романа: «Все смешалось в доме Облонских…»? Долли — мать кучи детей, жена Стивы Облонского, брата Анны Карениной. Стиву играл Александр Абдулов, Анну Каренину — Татьяна Друбич. Когда, готовясь к роли, я перечитывала роман, то была поражена: в этой книге есть все! Если у человека проблемы в семейной жизни, ему не надо ходить к психологу, а нужно прочесть это великое произведение, и он найдет ответы на любые вопросы.
Что касается фильма «Одноклассники», то его сценарий был написан юной ученицей Соловьева Соней Карпуниной. Впоследствии он был расширен и доработан Сергеем Соловьевым (в частности, появилась линия родителей), а Соня сыграла в картине главную роль. На первый взгляд, это кино про детский любовный треугольник, а на самом деле — про взаимоотношения детей и взрослых. В фильме родители, которые добились определенного положения в обществе, вдруг осознают, что не понимают своих детей. Как с ними общаться? Кем они стали? А у детей уже своя жизнь…
Для меня этот фильм важен тем, что в нем нет конфликта отцов и детей, а есть попытка сказать о том, что, может быть, порой нам, взрослым, стоит прислушаться к ним, а не давить авторитетом и возрастом. Соловьев сказал, что «Одноклассников» он создавал из воздуха, ничего не анализируя, а только чувствуя, но это воздух сегодняшнего дня.
Мой сын Филипп ненамного старше героев картины, и я брала его с собой на съемки. И после премьеры «Одноклассников» мы с ним долго обсуждали фильм. Это кино нужно смотреть родителям вместе с детьми — после просмотра вам наверняка захочется поговорить и постараться понять друг друга.

Красота понятие субъективное что значит. Смотреть фото Красота понятие субъективное что значит. Смотреть картинку Красота понятие субъективное что значит. Картинка про Красота понятие субъективное что значит. Фото Красота понятие субъективное что значит
Н. Г.: Вы часто берете сына с собой на кинофестивали, съемки. Это как-то связано с его будущей профессией актера или режиссера?
Е. Д.:
Нет, Филипп учится в институте по специальности «международный бизнес и менеджмент». Я просто думаю, что ему полезно общаться с умными и интересными людьми. Например, позапрошлым летом я уговорила его поехать со мной на съемки фильма «Наследство», которые проходили в Ялте. Мне было приятно, что сын на съемочной площадке не только общался, но еще и работал вместе с ребятами-постановщиками. Он мог бы отдыхать на пляже, но нет! Филипп вставал строго в шесть утра и занимался делом. На восьмой день работы ему дали рацию для координирования съемочного процесса. И на «шапке» (так называют банкет по случаю завершения картины) я сидела рядом с актерами, а сын — рядом с постановщиками.

Н. Г.: На светском приеме в саду «Эрмитаж», который устраивала известная французская фирма, вы вместе с сыном читали «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери…
Е. Д.:
Да, Филипп тогда меня очень выручил. Он читал «Маленького принца» по-французски, а я по-русски.

Н. Г.: Это правда, что вы владеете тремя языками: французским, английским и японским?
Е. Д.:
На самом деле я хорошо знаю французский. Английский понимаю, когда говорят медленно, а японский изучала давно, так что о владении этим языком говорить несерьезно.

Н. Г.: Вы часто играете мам взрослых дочерей, достаточно вспомнить фильмы «Маршрут», «Репетитор», «Казус Кукоцкого».
Е. Д.:
У меня даже есть любимые «кинодочки». (Смеется.) Это Полина Филоненко (она играла мою дочь в «Терапии любовью» и в новом фильме «Последние римляне», съемки которого недавно проходили на Мальте) и Маша Луговая (моя дочь в картинах «Рыжая» и «В лесах и на горах»).

Н. Г.: В сериале «Рыжая» некоторые юные зрители даже отождествляли вашу героиню с вами.
Е. Д.:
Что ж, многие черты моего персонажа мне близки и понятны. Вообще, сериал — это сюрприз. Потому что выстроенность сценария существовала лишь до 40‑й серии. Потом сюжет начинал «провисать» — герои действовали нелогично и попадали в похожие по прошлым сериям ситуации, а у тебя появлялись мысли, как же из этого выпутаться? И стало понятно, что нужно уходить. Когда я покидала сериал, то попросила продюсеров, чтобы они пожалели мою героиню и не убивали под колесами грузовика.

Н. Г.: Что же с ней сделали?
Е. Д.:
Отправили в монастырь. Конечно, можно работать в сериале по касательной — не «затрачиваясь», не отдавая работе свои душевные силы. Но я — человек другого склада и серьезно отношусь к своей профессии.

Н..Г.: Вы упомянули о новом историческом фильме «В лесах и на горах».
Е. Д.:
Это экранизация двух романов известного русского писателя XIX века П. И. Мельникова-Печерского, превосходно описывающего быт волжских купцов-старообрядцев. В фильме я играю богатую купчиху Аксинию Захаровну — женщину набожную и душевную, строгую и очень хозяйственную. После знакомства с этим интересным материалом я подумала, что зря мы используем в кино «американскую формулу», ведь у нас есть своя уникальная русская история, которая так богата разнообразными сюжетами.

Н. Г.: Как вы чувствовали себя в купеческом костюме?
Е. Д.:
Ужасно! Однажды после дождя у нас были натурные съемки. И я на каблуках, в длинном платье должна была пройти по дорожке. А мне в этом наряде было так неудобно, что я не представляла, как смогу сделать в нем два-три шага, да к тому же по колдобинам! При этом надо было еще играть, а не думать о костюме. Но труднее всего мне давалось сбегать с лестницы: платье постоянно закручивалось и цеплялось за каблуки.

Н. Г.: В актерской работе присутствует некий элемент мистики. Бывает, артист играет роль в фильме, а потом похожие события происходят с ним в реальной жизни.
Е. Д.:
Дело в том, что, изображая других людей, актеры посылают ложные запросы в небо. Утром ты любишь своего мужа, а вечером на сцене играешь героиню, которая мечтает развестись. Но невозможно прервать течение времени на спектакль, и карты смешиваются… И непонятно, что же ты хочешь на самом деле?
Конечно, случаются счастливые истории, когда артисты вначале изображают влюбленных, а потом влюбляются друг в друга по‑настоящему. Но бывают и другие. Что касается меня, то я всегда отказываюсь от ролей, если они трагично заканчиваются.

Н. Г.: Вы играли в фильмах «Террор любовью», «Терапия любовью». Что же такое любовь?
Е. Д.:
Французы к слову «любовь» относятся более игриво, они могут сказать: «Я полюбил суп» или «Я полюбила платье». Мы это понятие воспринимаем слишком серьезно. Мне кажется, если любишь свою профессию, людей, человека, ты сам становишься легким, способным на все! Потому что только любовь может вытащить тебя из самых страшных ситуаций и безнадежных закоулков жизни.

Красота понятие субъективное что значит. Смотреть фото Красота понятие субъективное что значит. Смотреть картинку Красота понятие субъективное что значит. Картинка про Красота понятие субъективное что значит. Фото Красота понятие субъективное что значит
Н. Г.: Вы в прекрасной форме, какой диете следуете?
Е. Д.: Мне сложно худеть просто так. Я должна понимать, для чего это нужно. Для красоты? Красота — понятие субъективное. Другое дело, когда для диеты существуют объективные причины. Вот недавно я была у врача, и он меня предупредил: «Если вы не снизите уровень холестерина, станете обузой для семьи». Поэтому мне пришлось отказаться от жирных продуктов, например сыра, хотя я очень его люблю.

Н. Г.: Актрисы обычно требовательны к косметике, которой пользуются.
Е. Д.: У меня сухая кожа, поэтому не могу обойтись без увлажняющих средств. Предпочитаю, чтобы все кремы были одной марки. Что касается декоративной косметики, то в обычной жизни я практически не крашусь, потому что постоянно делаю это на съемках. На мой взгляд, макияж не должен быть ярким и заметным, его задача — только подчеркнуть черты лица.

Н. Г.: Какие салоны вы посещаете?
Е. Д.: Главное не место, а специалист. И за своим мастером я перехожу из салона в салон. Людям нашей профессии нелегко найти стилиста. Потому что он должен быть готов к тому, что артист может обратиться к нему в любой момент. Завтра назначены съемки, а сегодня мне нужно срочно перекраситься. Или мне надо покрасить волосы в точно такой же цвет, что был раньше, — не светлее и не темнее. Чтобы не получилось так: в кино у моей героини днем один оттенок волос, а вечером — другой.

Н. Г.: Как вы относитесь к пластическим опе­рациям?
Е. Д.: Для меня это не насущная тема. В данный момент я об этом не думаю. Но вовсе не считаю, что пластические операции — нечто плохое. Главное, чтобы человек нравился сам себе. Если женщина, смотрясь в зеркало, себя не воспринимает и хочет изменить свою внешность, что ж, это ее право. И я не понимаю, почему многие это осуждают.

Н. Г.: Вы часто бываете во Франции. Какие косметические процедуры вам запомнились в этой стране?
Е. Д.: Недавно я была на курорте Ле Туке на севере Франции с моей подругой Корин Жак (вице-президент компании «Рив Гош». — Прим. ред.). Для меня она образец красоты и здоровья. Несмотря на плотный график работы, эта успешная женщина всегда находит время, чтобы позаниматься гимнастикой, покататься на роликах и поплавать в бассейне. Она всегда в курсе всех косметических новинок и процедур. Мы с Корин жили в отеле на берегу моря, и она буквально заставила меня сделать несколько спа-уходов, улучшающих кровообращение.

Н. Г.: У вас очень интересные костюмы. У кого вы одеваетесь?
Е. Д.: У модельера Елены Макашовой. Кого-то ее вещи восхищают, кому-то — категорически не нравятся. Я выбрала ее одежду, потому что мне в ней комфортно, а главное, я себя в ней уверенно чувствую. Надев вещь от Макашовой, я могу пойти куда угодно — на переговоры, светский прием, в незнакомое общество.

Н. Г.: Ваша мама — известная актриса Нина Дробышева. Ее спектакль «Эдит Пиаф» в Театре Моссовета стал легендой. Обычно детям знаменитых родителей приходится потратить немало сил, чтобы доказать себе и окружающим, что они имеют право на успех.
Е. Д.:
В юности мне было тяжело, потому что, если у тебя ТАКАЯ мама, тебе тоже надо соответствовать. Потом пришло время, и я поняла, что каждый человек — самостоятельная планета.
Мне повезло, что мы с мамой говорим на одном языке. Я могу с ней обсудить фильм, спектакль. И я ей верю безгранично. Меня до сих пор поражает мамино отношение к жизни, к работе, в ней нет ничего наносного. И когда я хочу поднять планку в актерской профессии и понять, что такое истина, я смотрю запись спектакля «Эдит Пиаф».

Совет от Елены Дробышевой
Не искажайте свою жизнь собственными страхами. Доверяйте себе, слушайте себя и будьте собой! Я Стрелец, поэтому совет для Стрельцов: садитесь в самолет и летите, куда хотите.

Что бы вы предпочли: загородную жизнь или городскую? Я абсолютно городской житель. Однажды на целое лето сняла дачу в Подмосковье, но пробыла там только два дня. Кто для вас авторитет? Мама и сын. Главные слова, которые бы вы сказали сыну? Учись и больше читай. На что бы вы потратили деньги? На путешествия, учебу и бижутерию. Какое косметическое средство вы всегда берете в дорогу? Термальную воду. Чувствуете ли вы себя блондинкой? Временами. Порой я ничего не понимаю. Какую книгу вы бы взяли с собой на необитаемый остров? «Шелест утренних звезд» Вадима Зеланда. Эта книга о том, как обрести гармонию. И что счастье, по сути, заключено в простых истинах и радостных мгновениях: выглянуло солнце, пришла весна, любимая племянница позвонила.

Источник

Красота субъективна, и это нужно понять

Красота понятие субъективное что значит. Смотреть фото Красота понятие субъективное что значит. Смотреть картинку Красота понятие субъективное что значит. Картинка про Красота понятие субъективное что значит. Фото Красота понятие субъективное что значит

Мифы о красоте, которым не стоит верить

Каждая дама хотя бы в глубине души, но желает быть самой красивой. Все девушки и женщины хотят, чтобы ими восхищались, но мы забываем о том, что красота сугубо субъективна.

Для кого-то «мисс Вселенная» действительно является таковой, но многие люди скажут, увидев такую девушку, что она не дотягивает даже до титула просто симпатичной девушки.

Проблема в том, что красоту и тенденции в этом мире навязывают нам СМИ, журналы, мода. Так было и так будет. Вы не будете красивой для всех. Единственное, что вы можете сделать — это стать красивой для себя. В этом плане лучше, конечно же, родиться нарциссичной натурой.

Миф первый: притягательное лицо важнее всего

Абсолютно точно это высказывание можно считать ошибочным, потому что у каждого свои критерии оценки человека по шкале красоты. Если мыслить максимально рационально, без субъективности, то мужчины, например, начинают смотреть на женщину с ног, а точнее, с бедер.

После этого взгляд переходит на грудь, а потом только на лицо. Это не значит, что следить за кожей лица не нужно. Просто существует распространенное мнение о том, что лицо важнее фигуры. Даже если вам не повезло родиться с модельной внешностью, всегда можно подобрать красивый мейкап.

Миф второй: чем больше седых волос вы выдергиваете, тем их больше становится

Это чистейшей воды ложь и выдумка. Появление седых волос никак не зависит от того, сколько из них вы выдергиваете. Неизвестно, откуда пошло такое мнение, но оно абсолютно смешное и является выдумкой. Волосы теряют пигмент — вот почему цвет уходит. Даже минимальный здравый смысл поможет вам понять, что это враньё.

Миф третий: крем от морщин работает

Нет, не работает. Это уловка, маркетинговый ход, направленный на то, чтобы вы тратили свои деньги. Многие верят в то, что морщины разглаживаются, но это самовнушение, ведь вы потратили пару тысяч на крем, поэтому он должен помочь.

Это вселенское надувательство, великий обман в отношении женщин. Вы покупаете себе ночные, дневные, утренние крема, но смысла в них ноль. Маркетологи дарят вам надежду, а вы пользуетесь этим.

Конечно, в дорогих и дешевых кремах есть наличие веществ, которые могут помочь создать видимость улучшения кожного покрова. Но морщины разгладить сейчас можно только хирургическим методом. Больше, к сожалению, никак.

Миф четвертый: питье воды помогает в борьбе с морщинами

Это актуально только в том случае, если вы всю жизнь пьете идеально чистую воду из артезианских скважин и живете в идеальном месте. По большому счету вода не способна на оздоровление кожи, но чистая вода не влияет на нас негативно, поэтому кожа сохраняет свой блеск дольше.

Миф пятый: бритье ног делает волосы грубее и темнее

Это лишь визуальный обман. Дело в том, что сам по себе волос похож на конус — внизу он толстый, а наверху тонкий. Когда вы срезаете его под корень бритвой, то остается толстая часть, поэтому кажется, что волосы стали толще и темнее. Не бойтесь брить ноги, ведь никаких негативных сторон у этого типа удаления волос нет. Ну разве что вы можете порезаться.

Миф шестой: целлюлит бывает только у женщин

Это приятный миф, потому что у мужчин тоже бывает целлюлит. Зависит это только от количества тестостерона. Если мужской гормон у представителя сильного пола имеется в весьма маленьком запасе, то есть риск появления целлюлита при избыточном весе.

Миф седьмой: шампунь необходимо менять

Это выдумка, которую тоже придумали, скорее всего, маркетологи. Нет никакой необходимости менять шампунь, потому что волосы не привыкают к шампуням и не отвыкают от них. Вот кожа головы может страдать от шампуней определенного типа, из-за чего может появиться перхоть.

Миф восьмой: если у вас прыщи, чаще бывайте на солнце

Конечно, бывайте, но только не забывайте о том, что вызывает прыщи. Кожа подсушивается, но потом начинает выделять еще больше жира, который забивает поры, вызывая новые высыпания угрей. Дело в том, что иногда кажется, будто прыщи ушли, потому что появляется загар.

Миф девятый: чем чаще мыть волосы, тем быстрее они будут пачкаться

Неизвестно, кто это придумал, но это действительно выдумка чистой воды. Если вы моете пол каждый день, он не становится от этого грязнее. Такая же ситуация и с волосами. Вам может казаться, что они становятся грязными быстрее, но это лишь кажется.

Миф десятый: кондиционеры и бальзамы восстанавливают секущиеся кончики

Еще один миф о волосах. Ничто не восстановит поврежденный волос, потому что такова его структура. Он растет от корня, поэтому на концах ничто не может исправить структуру волоса. Можно подрезать секущиеся кончики, но восстановить их можно только в фантастическом фильме.

Миф одиннадцатый: если краску для волос не смывать дольше, то волосы лучше покрасятся

Нет, они не покрасятся лучше, потому что тот результат, который должен получиться, основывается на чисто химическом взаимодействии. Если вы бросите ложку соды в кислоту, то реакция пройдет сразу. От того, что вы подождете лишние минут 15, ничего не изменится. С волосами ситуация аналогична. Нужно ждать ровно столько, сколько написано в инструкции.

Миф двенадцатый: солярий безвреден

Всё хорошо в меру. Избыток солярия приводит к появлению меланом. Наиболее сильным негативное влияние оказывается для девушек со светлой кожей. Таким дамам лучше ходить загорать не чаще одного раза в месяц.

Научитесь любить себя такими, какие вы есть. Не зря об этом твердят психологи и другие специалисты по красоте внешней и внутренней.

Дело в том, что нас с самого детства пичкают стереотипами, приводящими к появлению предрассудков по отношению к себе.

Не тратьте время на никому не нужные мифы, от которых всё становится только хуже. Счастье кроется в вас, внутри вашего сознания. Вы красивы настолько, насколько можете себе это представить.

Повторяем еще раз — понравиться всем невозможно. Красота субъективна, и это нужно понять, причем чем раньше, тем лучше. Удачи вам, и всегда будьте первоклассной версией самих себя, а не второсортной версией кого-то другого.

Источник

Красота – это Бог. Бог – это любовь.
Через красоту мы познаём Бога и учимся любить его.
А если я не верю в Бога? Способен ли я увидеть красоту, способен ли любить?
В это цепочке для меня остаётся: красота – это любовь.
Красота – понятие субъективное. Она для каждого своя. Любовь – тоже. Вот и получается, что нет абсолютного стандарта, эталона, а есть вкусы.
Что такое хороший вкус? Это вкус, который нравится другим. Если другим нравится то, что нравится тебе – у тебя хороший вкус, если нет – у тебя нет никакого вкуса. Почему существует большинство и откуда оно берётся. Вернее, откуда оно берётся это понятно, но почему? Кто решает, что будет считаться красивым, а что нет? Кто принимает это решение?
Самому не раз доводилось учиться эталонам красоты. Здесь всё: и музыка и культура и внешние её проявления и нормы поведения и мораль.
«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» По-моему, как-то так говорил писатель. И вот я возвращаюсь к Богу – к утраченному звену цепи утверждений. Бог един. Может ли он быть у каждого своим? Или же люди по-разному воспринимают божественное? По-разному молятся, по-разному понимают закон Божий? Но всё же Он один, и, может быть, поэтому существуют эталоны красоты, понятия о том, что называется любовью?
Каждый день я вижу то, что мне нравится, вижу и то, что не очень. И стараюсь не замечать того, что совсем не нравится. Но вне зависимости от моего внимания к различного рода вещам и явлениям они существовали и будут продолжать существовать вокруг меня и вокруг каждого из нас. И не только вокруг, но и внутри тоже. Из-за своего выборочного восприятия и внимания ко всему красивому мир кажется мне лучше, чем он есть на самом деле. Кто-то, напротив, пристально смотрит на что-то неприглядное – для такого человека мир кажется хуже, чем он есть.
Возможно ли беспристрастно смотреть на мир? В равной степени видеть и чёрное и белое? Воспринимать гармонию этих цветов? Некий средний серый цвет. Пепельный. Как пасмурное небо. Вдумайтесь – там за облаками Солнце, с другой стороны – тень. На грани облаков – образец среднего серого цвета. Просто подними голову и посмотри.
Один раз, наблюдая облака из иллюминатора летящего самолёта, задумался. Нет и здесь усреднённости, даже в мировом воздушном океане. Вот – облако, а вот между облаками просвет, и я вижу кусочек земли внизу. А те, что стоят на ней в этот момент – видят кусочек солнечного неба, которое я вижу целиком чистым с высоты своего полёта. Так же и человек, должно быть, каждую секунду разный и неоднородный внутри себя самого, как это самое небо.
Красота не перестаёт удивлять. А если перестаёт, то субъективно переходит в разряд обыкновенного, чего-то прозаического. С кем не бывало такого? Это не разочарование. Это привыкание. Восторг, порождаемый красотой – лишь импульс, который рано или поздно неизбежно угаснет. Это движение и непостоянство около того, что называется гармонией.
Ощутить красоту снова, вновь полюбить, для того, чтобы понять, что жизнь продолжается. В этом движении, в этом течении.
Приду ли я к Богу, через красоту и любовь, чувствуя восторг и удовлетворение, ощущая трепет и восхищение? Или же, напротив, утвержу себя в мысли о том, что Его нет? На этом пути было много остановок и курс совершенно непредсказуем. Будто бы плутаю в лесу, не зная дороги, будто бы незрячим ищу выход из огромной тёмной залы.
Когда я слышу эти слова: красота, Бог и любовь, я всякий раз представляю разные образы.
А что видишь ты?

Источник

КРАСОТА

КРАСОТА – наряду с благом (добром) и истиной – важнейшая человеческая ценность. Критерием красоты является особое, эстетическое чувство, переживание. Это субъективный критерий, но в нем два составляющих компонента: общезначимый и индивидуально – личностный. Общезначимость не распространяется на все человечество. Красота не является общечеловеческой ценностью. То, что считают красивым одни поколения, одни народы и различные социальные группы (например, возрастные), другие поколения, народы и группы могут не считать. В этом смысле красота – относительна. Нет абсолютных эстетических ценностей. Но есть абсолютная общечеловеческая способность отличать красивое от некрасивого, безобразного. Она называется эстетическим вкусом. Вкус может быть более или менее развит. Отсутствие эстетического вкуса обедняет человеческую личность, делает ее не до конца полноценной.

Тот факт, что критерием красоты выступает чувство, делает невозможным логическое, рациональное определение понятия красоты. Красота переживается, но логически не определяется, не «схватывается» в абстрактных понятиях. Все попытки в этом направлении оканчивались неудачей. В иррациональности красоты нет ничего мистического, как нет мистического в иррациональности любого чувства или такого понятия как «мнимое число» (квадратный корень из минус единицы) в математике. Иррациональное так же объективно существует и функционирует, как и рациональное.

Невозможность дать исчерпывающее логическое определение красоты не означает, что нельзя указать на целый ряд признаков, объективно присущих способности переживать. Одним из таких существенных признаков оказывается способность «схватить» в воспринимаемом (или представляемом) единство в многообразии. Такое единство вносит порядок в многообразие, делает сложное относительно простым. Свой вклад в единство вносят такие объективные качества как органическая целостность, целесообразность, симметрия, пропорциональность, ритм и др. Указанные свойства сами по себе, независимо от человека, не являются красотой. Они выступают как объективные предпосылки, условия для формирования в сознании (и бессознательном) воспринимающего (или представляющего) человека феномена красоты. В той мере, в какой красота не может возникнуть на «пустом» месте без объективных предпосылок, она объективна. Одновременно следует признать ее субъективной, ибо она требует от человека определенных усилий, действий, которые не могут не быть творческими актами. Любая красота – и не только в искусстве – продукт творчества. Описывая красоту цветка, В.Брюсов писал: Есть тонкие властительные связи / Меж контуром и запахом цветка. Чтобы выявить такие связи, требуются от любого, кто чувствует красоту этого цветка, творческие усилия. Конечный результат этих усилий переживается как гармония, гармоническое состояние души.

Различия между людьми в оценке (и одновременно в творчестве) красоты объясняются тем, что на основе одних и тех же объективных предпосылок создаются разные гармонии, разные единства многообразного, разные симметрии, разные гармонии, разные единства многообразного, разные симметрии, разные ритмы, разные пропорции. Наиболее отчетливо это видно в искусстве, в его многообразных эстетических качествах на различных ступенях истории, у разных народов и у отдельных авторов.

Почему люди по разному оценивают (и творят) красоту? Чувство красоты – чувство приятного, положительно действующего на органы зрения и слуха. Неприятной красоты не бывает. Неприятно – безобразное. Различение чувственно-приятного от неприятного – одна из функций эстетического вкуса.

Вкус бывает не только эстетический. Люди различают «на вкус» приятную и неприятную пищу (напитки, запахи и др.). У разных народов и отдельных индивидов имеются врожденные, физиологические реакции в отношении приятного. Поэтому справедливо говорят, что о вкусах не спорят. В этом физиологическом аспекте это верно и в отношении эстетического вкуса. Разные народы и отдельные люди эстетически предпочитают разные цвета и звуки.

Своеобразие и сущность эстетического вкуса состоит не в физиологической, но в культурно-исторической природе. Чувство красоты – сравнительно поздний продукт культурного развития. То, что сегодня оценивается как красивое, на ранних стадиях развития культуры оценивалось как целесообразное и полезное (утилитарное). Например, в человеке негативно оценивалось прежде всего нарушения (отступления) от физической и психической нормы, ибо это отрицательно сказывалось на исполнении социальных ролей (работника, воина, матери и т.п.). Позже негативная оценка нарушения нормы ляжет в основу формирования эстетического феномена безобразного и комического. Напротив, соответствие норме и в особенности высокая степень совершенства положительных полезных качеств (и физических и психических) генетически восходит к феномену эталона красивого, к эстетическому идеалу.

Свидетельством этому может быть сегодняшняя речевая практика. Красота внешности человека часто обозначается такими словами, эпитетами, которые говорят о норме, цельности, здоровье человека: породистый, холеный, осанистый, гвардейский, широкоплечий, мощный, богатырский и т.п. Признаки болезни (исхудавший, истощенный, бледный и т.п.) часто выступают как синонимы «некрасивого».

Понятие нормы и эстетического идеала относительно. Высокий рост для европейца часто служит одной из характеристик внешней красоты человека, но такой же рост для низкорослых племен (например, пигмеев) – уродство. У каждого человеческого коллектива (социума) – своя мера, свой идеал. Знаменитый тезис греческого философа Протагора о том, что человек есть мера всех вещей (ср. у М.Волошина: Мир отвечал размерам человека, / И человек был мерой всех вещей) полностью относится к красоте.

Меру нормального, целесообразного и полезного для человека, человек переносит на весь окружающий мир, в том числе и на природу. В мире неодушевленной и живой природы нет сознательной цели, целеполагания, а значит и целесообразности. Там есть приспособленность к среде, соответствие структуры и функций (поведения). Но человек по аналогии с собой и своим поведением переносит на природу представление о целесообразности и соответственно о красоте. Природа для человека – неиссякаемый источник для формирования эстетических гармонических представлений, благодатная почва для формирования и осуществления чувства красоты. Твой взгляд – да будет тверд и ясен: / Сотри случайные черты / И ты увидишь: мир прекрасен. (А.Блок).

Осмысляя и обобщая в процессе многовековой общественной практики факт удовлетворения, удовольствия от целесообразности, полезности как своих действий и их результатов (предметов культуры), так и «целесообразности» в природе, человек стремился выявить общий источник такого удовольствия. Выявить не просто саму целесообразность, а форму целесообразности. Эта форма, или как ее охарактеризовал И.Кант, целесообразность без цели и есть красота, чувство гармонической формы, бессознательно, интуитивно формируемое в каждодневном опыте.

Независимо от конкретного содержания, с которым форма всегда связана и которую всегда выражает, эту форму, или красоту, отличают те же признаки, что свойственны объективным предпосылкам чувства красоты – органическая целостность, пропорциональность, симметрия, ритм, динамическая напряженность и др.

С формой целесообразности (красотой) мы встречаемся не только в мире вещей и процессов действительности, но и в мире понятий и представлений. Все, что непосредственно воспринимаемо (и представляемо) зрением и слухом, может быть предметом эстетического созерцания, вызывать чувство красоты. Так, математические и физико-математические понятия, когда они выражены в наглядной формулировке, четко фиксирующей определенный комплекс идей, могут быть предметом – для посвященных – эстетического восхищения. Л.Больцман испытывал эстетический восторг от «изящества» уравнений Д.Максвелла, выражающих основные законы электромагнетизма. Формулы Максвелла чрезвычайно целесообразны, им присущ ритм и емкость, выразительность и краткость, благодаря ритму их удобно схватывает глаз. Не случайно известный современный математик Г.Харди считает красоту высшей целесообразностью с математической точки зрения. Еще Пифагор и Платон усматривали красоту в числовых соотношениях. Согласно Платону «мера» и симметрия есть первооснова красоты. Для эстетического впечатления важен не только момент наглядности формы, но и преодоление сложности, сведение сложности к простоте как в области алгебраических знаков, так и в области геометрических конструктивных понятий. Характерны некоторые названия кривых аналитической геометрии – «трехлепестковая роза», «локон» и другие, указывающие на их эстетическую выразительность, красоту. В описании сложных химических соединений мы найдем разнообразные геометрические схемы, поражающие причудливой гармонией. Например, структурная формула черного анилина (краски) напоминает красоту орнамента, но только не декоративного, а выражающего взаимодействие, соотношение атомов.

Красота, будучи формой, объективно связанной с содержанием, субъективно совершенно свободна от какого бы то ни было интереса, от понятия о предмете, от соображений о цели или пользе. Она непосредственно своим чувственным обнаружением возбуждает в нас чувство удовольствия. Это удовольствие, наслаждение носит абсолютно бескорыстный характер. Мы любуемся предметом (объектом) созерцания и никакой другой цели, кроме этого любования, нет.

Если в самом предмете эстетического любования, в красоте нет цели, пользы, то сам процесс бескорыстного созерцания чрезвычайно духовно полезен. Бескорыстие придает ему высоконравственный характер. Мы любуемся предметом (объектом) созерцания и никакой другой цели, кроме этого любования, нет. Общение с красотой духовно полезно обществу и индивиду, ибо вносит свой вклад в формирование нравственных качеств личности. Не поэтому ли Достоевский считал, что красота спасет мир?

И.Кант различал свободную и «связанную», «обусловленную» красоту. Свободной красота бывает лишь в «поле» эстетического созерцания (и творчества), но это «поле» неизбежно вплетено в контекст реальной жизнедеятельности. Поэтому, обособившись, красота снова вступает в связь (и никогда ее не теряет) с различными видами целесообразной и полезной деятельности.

Начиная с древности, человек в трудовой деятельности не только создавал изделия, которые удовлетворяли насущные утилитарные потребности, но и творил их по законам красоты, в частности, украшая различными орнаментами. В свою очередь эти орнаменты были связаны с религиозно-магическими обрядами и действами. Связь красоты с полезными предметами нашла свое продолжение и развитие в народном декоративно-прикладном искусстве, в художественном ремесле и художественной промышленности. В структуре последнего формируется дизайн, который с точки зрения красоты (и разумеется пользы, целесообразности) осмысливает и оформляет предметы, учитывая особенности не только его внешнего вида, но и необходимое функциональное и композиционное единство.

Обратимся к игре. Красота как чувственно-приятное связана с врожденным игровым началом, которое старше культуры. Игре как факту культуры красота внутренне не присуща, но игра обладает склонностью вступать в контакт с различными видами красоты. Более примитивным формам игры с самого начала присущи радость и изящество. Красота движений человеческого тела находит свое высшее выражение в игре, в частности и в особенности – в спортивной. Здесь и в более высокоразвитых формах игры мы находим ритм и гармонию. Связь игры и красоты несомненна и многообразна.

Теснейшая связь красоты с религией прослеживается, начиная от древнейших магических обрядов и вплоть до современных религиозных культовых действий, обрядов и празднеств. При этом роль красоты не ограничивается декоративной функцией. Существует глубокая внутренняя связь красоты и религиозных идей, в особенности с нравственным аспектом религиозного сознания.

Красота связана тесными узами не только с добром, но и с такой интеллектуальной ценностью как истина. Как и в сфере религиозного сознания, красота не ограничивается декоративной функцией и в области философских и научных идей. Красота научных формул, о которых шла речь ранее, неразрывно обусловлена истинностью этих формул. Известный физик П.Дирак считал, что красивая теория, красивая формула не может не быть верной. Другой ученый-физик Р.Фейнман полагал, что истину можно узнать по ее красоте. Математик А.Пуанкаре писал о том, что полезными комбинациями являются как раз наиболее изящные комбинации. Знаменитый авиаконструктор А.С.Яковлев утверждал: «некрасивый самолет не полетит, не знаю почему, но не полетит». Опыт убеждал его в том, что некрасивые образцы надо отсеивать: все равно в эксплуатации они себя не оправдают. Все эти и подобные им высказывания восходят к Платону, считавшему, что «красота – сияние истины».

В концентрированном виде связь красоты с другими духовными ценностями и прежде всего с нравственностью проявляет себя в искусстве: музыке, театре, литературе, в изобразительном искусстве и др. – во всех «изящных» искусствах. По утверждению замечательного русского мыслителя М.Бахтина, все ценности здесь выступают под «эстетическим интегралом». Сердцевина этого «интеграла» – красота, которая выступает здесь в своей наивысшей форме – в форме прекрасного. Искусство всегда прекрасно, что бы оно ни изображало в своем содержании: красивое или некрасивое, даже безобразное. О.Роден писал, что «стоит великому артисту или великому писателю коснуться до какого-нибудь безобразия, чтобы оно мгновенно преобразилось: ударом волшебного жезла безобразное превращается в красоту: это алхимия, это колдовство!».

Художник двояким образом преодолевает безобразное, негативное. Во-первых, он достигает этого, представляя безобразное, негативное как общественный феномен. С позиций положительного нравственного идеала художник занимает по отношению к нему отрицательную позицию, произносит над ним приговор, тем самым способствуя утверждению эстетического идеала. Во-вторых, с помощью своего мастерства он создает красивую художественную форму. Основа этой формы – композиция с присущими ей объективными предпосылками красоты: целостностью, органичностью, ритмом, пропорциональностью (в частности и в особенности – «золотым сечением») и другими чертами. Кроме того, художественная форма в истинном искусстве находится в гармоническом соответствии с идеей произведения, с позиций которой художник оценивает изображаемое. В этом случае принято говорить об единстве формы и содержания. Художественная форма придает красоте в искусстве особое качество – художественность.

В современном искусстве модернизма и постмодернизма красота часто отходит на второй план. Место прекрасного занимают другие ценности, которые П.Валери назвал шок-ценностями – новизна, интенсивность, необычность. Подобное «искусство» в отличие от традиционного искусства не выполняет эстетической функции как главной и определяющей, оно осуществляет другие социальные функции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *