Кратко сформулируйте основную мысль отрывка в чем проявилось художественное мастерство тургенева
Художественное мастерство Тургенева в раскрытии идейных противоречий эпохи
В чем же состоит художественное мастерство писателя, который сумел раскрыть идейные противоречия эпохи в романе. Для произведения характерны лаконичность, сжатость. Тургенев отбирает небольшое количество эпизодов, но все они необходимы для характеристики главных и второстепенных героев. Например, используя вставной эпизод (рассказ Аркадия о жизни своего дяди), Тургенев сразу решает три задачи: характеризует пустую, бесцельную жизнь Павла Петровича, подмечает непрочность увлечения Аркадия нигилизмом, восхищается прямотой, силой убеждения Базарова.
Меня пленяет в этом произведении все: и стройность композиции, и мастерски обрисованные портреты героев, их язык. А пейзаж. Ведь общепризнанно, что Тургенев — непревзойденный мастер пейзажа. Основным приемом в раскрытии портретов, характеров и убеждений героев у Тургенева является антитеза. Кажется, что этот прием Иван Сергеевич доводит до совершенства.
Как можно забыть высокого Базарова, его “огромный лоб”, “просторный череп”, длинные волосы (признак демократизма в то время), его “красную руку”, не знавшую перчаток! Сразу видно, что это человек большого ума, небогатый, знакомый с трудом. А его противник Павел Петрович, генеральский сын, изнежен, избалован жизнью. Чего стоят его руки, белые, как у женщины, с розовыми ногтями, его тугие воротнички, его породистое лицо. Кирсанов, как и Базаров, умен, но это не отражается в его портрете. Евгений, человек дела, поборник естествознания, мало обращает внимания на свою “одежонку”. Павел Петрович же много времени проводит за своим туалетом. И нас сегодня немного смешат его “фесочка”, “лаковые полусапожки” и прочее, как в свое время они смешили Базарова.
Вообще же писатель тонко пользуется таким приемом, как ирония. Контрастность героев в сочетании с ней проявляется и в манере их речи.
Внутренний мир героев раскрывается больше всего в спорах-диалогах, хотя встречаются и внутренние монологи, в которых автор выступает замечательным психологом (этот прием более характерен для поздней литературы, особенно для Достоевского и Толстого). 10-я глава романа посвящена такому спору. Павел Петрович вышел к вечернему чаю, уже готовый к бою с “господином нигилистом”, весь “горел от нетерпения”, хотя и обещал брату “не позабыться”. Базаров же отвечал ему “ленивым голосом”. Этих деталей достаточно, чтобы понять отношение друг к другу “отцов и детей”. Писатель только отмечает, что победа осталась на стороне более сильного противника, поэтому Павел Петрович не сдержался.
Но, конечно, яснее всего выражаются идейные противоречия эпохи в самих спорах. Лаконично, как это вообще свойственно ему, Тургенев сумел выразить в спорах между Базаровым и другими героями разные точки зрения на волнующее общество вопросы: о русском народе и его судьбе, о путях развития страны, об отношении к существующим порядкам, о семье, о браке, об искусстве. Эти вопросы разделяли тогдашнее мыслящее общество на революционеров-демократов, либералов и консерваторов.
Помогите пожалуйста. Срочно
Творчество Тургенева развивалось в эпоху крепостного права. Так как основным направлением творчества писателя был реализм, тема крепостничества не могла не найти своего отражения в произведениях Тургенева. Писатель был противником крепостного права, на протяжении жизни он боролся с ним, в том числе и при помощи литературных произведений. Так в сборнике рассказов «Записки охотника» повествуется о простых крестьянах, об их взаимоотношениях с помещиками. Сборник состоит из небольших рассказов, в каждом из которых Тургенев рассказывает о людях с разной судьбой. Герои рассказов, крепостные крестьяне, наделены такими качествами характера, как бескорыстие и простодушие, доброта и честность. Например, в рассказе «Хорь и Калиныч» повествуется о дружбе совершенно разных на первый взгляд людей. Калиныч – человек романтического склада характера, он любит природу, умеет наслаждаться радостью жизни. Хорь – реалист, ему не интересны красота природы с ее пейзажами, он живет суровой реальностью. Но, не смотря на это, Хорь и Калиныч хорошо понимают друг друга, их дружба крепка и проверена временем.
Черты реализма нашли свое отражение и в одном из наиболее известных романов И. С. Тургенева «Отцы и дети». В произведении описана жизнь крепостных крестьян, находящихся под гнетом помещиков. Однако тема крепостничества в романе оттеснена на второй план. Главной идей произведения является конфликт поколений. Образ Евгения Базарова является новым для российской действительности, но в тоже время типичным для второй половины 19 века. В нем легко узнаваемы черты революционера-демократа, человека отвергающего старые устои общественной жизни. В романе Тургенев смог отобразить разрушение старой эпохи, разрушение ее идеалов и норм и расцвет новой. Конфликт поколений является жестокой реальностью как для времени, когда жил Тургенев, так и для современности.
Произведения Тургенева повлияли на развитие литературы. В них писатель отобразил жизнь русского народа. Тургенев смог передать наиболее важные явления и события современной ему действительности, которые больше всего волновали людей.
в чем особенности творчества тургенева
Одна из важнейших черт творчества Тургенева желание разобраться во всем, что происходит в стране. Ярким романом, отразившим целый этап в историческом развитии России второй половины XIX века, явился роман «Отцы и дети».
Название произведения наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос противоречия между поколениями, и он поднимается автором, но на самом деле писателя больше волнует другое. Отцы и дети это те, кто живет мыслями уходящего в прошлое поколения, и представители новых идей, направлений, мыслей, новые люди, рожденные новым временем. В романе Тургенев пытается понять, осмыслить цель жизни, мировоззрение этого нового человека, разночинца по происхождению, демократа по политическим взглядам.
Роман «Отцы и дети» показывает борьбу мировоззрений двух политических направлений дворян-либералов и революционеров-демократов. На противопоставлении представителей этих направлений разночинца Базарова и дворянина П. П. Кирсанова построен сюжет романа. Кроме этой, основной проблемы, Тургенев поднимает ряд других вопросов, связанных с нравственным, культурным, социально-экономическим развитием России в 60-е годы XIX века.
Тургенев ставит вопросы, волнующие передовых людей того времени: в чем расхождение между революционерами-демократами и либералами; как надо относиться к народу, к труду, науке, искусству; какие преобразования необходимы в сельском хозяйстве, в экономике
Он продолжал традиции Лермонтова, Пушкина, Гоголя, создав особую форму «персонального» романа, который называют еще «романом одного героя».
В таких книгах в центре внимания Тургенева всегда был характерный для его времени образ, судьба и характер одного конкретного человека.
Женские образы всегда в творчестве писателя занимали особое место, их называют «тургеневские девушки», отличающиеся нежностью, трепетностью, но в то же время у них твердая сила воли.
Такой образ женщины в наше время стал нарицательным. Тургенев очень уважал Гоголя и посвятил ему «некролог», который представлял собой заметку о великом писателя, который был целой эпохой.
Мастерство Тургенева-романиста
Романы занимают особое место в творчестве И.С. Тургенева. Именно в них писатель наиболее полно представил живую картину сложной, напряженной общественной и духовной жизни России.
В многожанровом творчестве И.С.Тургенева (1818-1883) роман занимает центральное место. Всего им было написано шесть романов. Наиболее полно особенности того типа романа, который принято называть «тургеневским», проявились в произведениях конца 1850-х – начала 1860-х годов: «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». Два поздних романа – «Дым» (1867) и «Новь» (1877) отмечены чертами своеобразия, написаны в «новой манере».
Романы И.С.Тургенева «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым», «Новь» называют художественной летописью жизни русского народа на протяжении почти полувека. Романы Тургенева – это жизненные зарисовки, без грубых приключений. В них занимательность сведена к минимуму и максимально усилены элементы социальный и психологический.
1. Романы социально-психологические. Современные Тургеневу критики, признавая в нём психолога, тончайшего лирика, считали, что он не обладал ни юмористическим, ни сатирическим талантом. В предисловию к собранию романов в издании 1880 года Тургенев писал: «Автор «Рудина», написанного в 1855 году, и автор «Нови», написанной в 1876-м, является одним и тем же человеком. В течение всего этого времени я стремился, насколько хватило сил и умения, добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет «the body an dpressure of time» («самый образ и давление времени»), и ту быстро изменявшуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно служил предметом моих наблюдений» Двуединая задача, которую ставил перед собой Тургенев-романист, решалась им так: «самый образ и давление времени» художественно воссоздавались в его романах в первую очередь через фигуры героев времени (через «типы», «физиономию» людей культурного слоя). В этом отношении Тургенев следовал традиции лермонтовского «Героя нашего времени», где время «просвечивает», познается читателем через личность главного героя, а само по себе не является предметом непосредственного изображения.
3. Особенности структуры романов И.С.Тургенева.Существенной особенностью романов Тургенева является моноцентрическое построение, когда в фокусе авторского изображения находится один главный герой, а другие персонажи занимают по отношению к нему подчиненное место. В этом отношении Тургенев тоже следовал тем принципам построения романа, которые были представлены в «Герое нашего времени» Лермонтова.
В сюжетно-композиционном плане тургеневские романы строятся как романы испытания: герой и его идеи проходят проверку на истинность и прочность через столкновение с действительностью и с носителями иных идей. Последнее обстоятельство обусловило особое значение и место в художественной структуре романов Тургенева такого элемента, как диалоги-споры (таковы споры Рудина с Пигасовым, Лаврецкого с Паншиным и Михалевичем, Базарова с Павлом Кирсановым, Одинцовой и Аркадием и т.д.).
Что касается результатов испытания героя и его идей, то они, как правило, драматичны и даже трагичны, о чем свидетельствуют как трагические финалы «Рудина» и «Накануне», «Отцов и детей» и «Нови», так и горестные окончания «Дворянского гнезда» и «Дыма».
«Художественное мастерство И. С. Тургенева в романе «Рудин»»
Роман «Рудин» был написан в 1855 году в течение двух месяцев. Процесс создания произведения совпал с событиями Крымской войны 1853 — 1855 годов.
И. С. Тургенев считал необходимым дать оценку стоявшему у власти господствующему классу. Нужно было ответить на вопрос о том, имеются ли в дворянстве передовые культурные силы, которые могут взять на себя сложную задачу преобразования русской жизни.
Писатель сумел на ста страницах текста охватить сложный материал.
События романа изложены в восьми днях, которые трижды прерываются. Только в первом случае описывается жизнь Рудина за два месяца пребывания у Ласунской. В течение первых дней развертывается история любви Рудина и Натальи. Уже в этом эпизоде рисуются личные отношения героев, проявляются их взгляды. В последующих эпизодах двух дней и в концовке автор показал Рудина в действии. В роман также введены рассказы о молодости Рудина. Тургенев описал и образы других действующих лиц, имеющих какое-либо отношение к герою.
Умение в нескольких эпизодах показать сложное содержание — показатель художественного мастерства писателя.
Через весь роман проходит противопоставление Рудина дворянскому окружению. Герой романа Тургенева выделяется как человек исключительный, хотя и связанный со своей средой. Выше Рудина во многом оказалась лишь Наталья.
В первых главах романа автор представил второстепенных персонажей. Лежнев, Липин, Волынцев, Басистов — порядочные, культурные люди. Ласунская — избалованная барской жизнью дама. Пигасов, Пандалевский — люди с низким моральным уровнем.
В конце второй главы Ласунская и ее гости узнают, что вместо барона Муффеля в имение приехал Рудин.
Этот человек лет тридцати пяти изменил привычный порядок в доме Ласунской, поразив всех красотой, умом, красноречием. Тургенев показал своего героя мечтателем, живущим высокими интересами, видел в нем человека одаренного.
Рудин интересуется экономикой, сельским хозяйством, философией, поэзией, глубоко чувствует музыку. Он прекрасный оратор. Писатель приводит примеры «музыки красноречия» Рудина, показывает его в процессе спора.
В образной, поэтичной форме говорит Рудин Наталье о себе, о своей любви.
Герой Тургенева плохо знает деревню. Он жил в столицах и за границей, вращаясь среди дворянской интеллигенции, поэтому язык, жизнь простого народа для него чужды.
В портрете Рудина автор также подчеркивает исключительность. Выделяется его «неправильное, но выразительное и умное лицо», «блеск в быстрых темно-синих глазах», «красиво очерченные губы». Волынцев шепнул Наталье в первый день знакомства с Рудиным: «Какие у него славные глаза!»
Через два с лишним года «глаза, все еще прекрасные, как будто потускнели».
Художественное мастерство Тургенева проявляется и в раскрытии противоречивого характера героя: то он с энтузиазмом воплощает в жизнь свои планы, то мечтает об отдыхе, то призывает «принести личность в жертву общему благу», то просто болтает
Еще один интересный прием писателя — отзывы о нем окружающих.
Образ Лежнева контрастирует с характером Рудина, но он тоже типичный представитель передового дворянства 50-х годов XIX века.
Эти герои в романе раскрываются параллельно.
Рудин — мечтатель, «лишний человек». Лежнев — хозяин, человек дельный, практик. В конце романа мы видим бесприютность Рудина и счастливую семейную жизнь Лежнева, но симпатии писателя все же на стороне Рудина, потому что «его слова заронили много добрых семян в молодые души».
Роман «Рудин» Тургенев заканчивает лирическим пейзажем в первых изданиях (только в издание 1860 года внесли сцену гибели Рудина на парижских баррикадах).
На самом деле Рудин и Лежнев не удовлетворяли писателя полностью, потому что не отвечали его представлению об общественном деятеле, который был нужен в 50-е годы для разрешения труднейших задач народной жизни.
Рудину противопоставлен и Пегасов, делец, не брезгующий никакими средствами для достижения личных целей.
Роман «Рудин» проникнут лиризмом, оценочным отношением автора к своим героям, которое представляется в форме прямой характеристики, через портрет, через характерную деталь. Посещение Липиной больной крестьянки, например, дается в соответствии с авторской оценкой. Это не барыня-благотворительница, а добрый человек, сочувствующий чужому несчастью. Это показано писателем через такую деталь: «Старуха приподняла голову и потянулась к Александре Павловне.
— Дай, барыня, ручку, — пролепетала она. Александра Павловна не дала ей руки, нагнулась и поцеловала ее в лоб».
Правдивость Тургенева и чувство ответственности, какое он испытывал, решая вопрос о том, какие люди нужны России, помогли ему стать выше личных симпатий. Писатель в лице Рудина создал обобщенный образ передового дворянского интеллигента 50-х годов. Н. Г. Чернышевский говорил о Рудине как о предшественнике и учителе новых людей, которые должны встать во главе исторического движения со свежими силами.