Краткое народное изречение в котором отражается народная мудрость жизненный опыт что это
Дорога ложка к обеду.
Волка бояться в лес не ходить.
Рыбак рыбака видит издалека.
Без труда не вытащишь рыбу из пруда.
У страха глаза велики.
Глаза боятся, а руки делают.
Под лежачий камень вода не течёт.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Старый друг лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.
Знал бы, где упадёшь, — соломки бы подстелил.
Мягко стелешь, да жёстко спать.
Родина — мать, умей за неё постоять.
Семеро одного не ждут.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь
Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт:
ПРИМЕРЫ: «Сидит дед во 100 шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает»(лук). «Сухой клин, мокрый блин» (зонт). «Без окон, без дверей полна горница людей» (огурец).
«Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Мим
Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.
Загадки могут быть на любые темы: Природа, растения, животный мир, природные явления, бытовые и др.
Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает, например:
«Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор. Он на сивой на телеге, На скрипучем на коне, Топорищем подпоясан, Ремень за пояс заткнут….»
Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!
Играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. В детской среде песня бытует с незапамятных времен. В детский фольклор вошли и песни из взрослого народного творчества — обычно дети приноравливали их к своим играм. Есть песни обрядовые («А мы просо сеяли, сеяли. », «Во поле береза стояла»), исторические (например, о Степане Разине и Пугачеве), лирические. В наше время ребята чаше распевают песни не столько фольклорные, сколько авторские. Есть в современном репертуаре и песни, давно свое авторство потерявшие и естественно втянутые в стихию устного народного творчества.
Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным. Именно поэтому читать сказкилюбят и дети, и взрослые. У каждого народа есть свои сказки с их особенностями – национальными героями, бытом.
Фольклорная сказка имеет внутрижанровые разновидности. В науке о сказке существует проблема классификации сказочных жанров. Так Э. В. Померанцева подразделяет фольклорные сказки:
1. сказки о животных;
2. волшебные сказки;
3. авантюрно-новеллистические сказки;
В то время как В. Я. Пропп делит сказки на:
1. волшебные сказки;
2. кумулятивные сказки;
3. сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах;
4. бытовые или новеллистические сказки;
В сказочном фольклоре не всегда можно провести чёткую границу между сказочными жанрами.
Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение на основе нефольклорных сюжетов.
Детский фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, сочиненные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного творчества взрослых. То есть структура детского фольклора ничем не отличается от структуры детской литературы. Многие жанры связаны с игрой, в которой воспроизводятся жизнь и труд старших, поэтому здесь находят отражение моральные установки народа, его национальные черты, особенности хозяйственной деятельности. В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Так же сюда относятся:
· сказки и песни, созданные для самых маленьких.
Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир,
развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время.
Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.
Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
В чем отличается пословица от поговорки?
Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа.
Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт.
Пословица всегда поучительна, но не всегда назидательна. Однако из каждой следует вывод, который полезно принять к сведенью.
Менялась жизнь, появлялись новые поговорки, забывались старые, но оседало бесспорно ценное, имеющее значение и для последующих эпох.
Широкому распространению и долголетию пословиц способствовало то, что часть их, теряя свой прямой смысл, приобретала смысл переносный.
Своеобразна и форма пословиц. Ей свойственна ритмическая организация, особое звуковое оформление. Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно.
Поговорка это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление
В речи пословица часто становится поговоркой и наоборот. Например, пословица Легко чужими руками жар загребать часто употребляется как поговорка Чужими руками жар загребать, то есть образное изображение любителя чужого труда.
Поговорки в силу своей особенности образных выражений чаще, чем пословицы, сближаются с языковыми явлениями. В поговорках больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах.
Поговоркам часто присущи все свойства языковых явлений.
Таково выражение свинью подложить, то есть устроить кому-нибудь неприятность.
Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облеченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщенную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
Пословица — это целое предложение со смыслом, а поговорка — лишь красивая фраза или словосочетание. Это главный признак, отличающий пословицы от поговорок.
Пословица содержит нравоучение, примету, предостережение или наставление. Поговорка — просто красноречивое выражение, которое можно легко заменить другими словами. Чтобы запомнить понятия пословицы и поговорки и не путать их друг с другом, воспользуйтесь следующими советами.
1. Существует фраза «Пословицы и поговорки».
Слово «пословицы» всегда стоит на первом месте, поскольку пословица — это целое законченное предложение, с моралью и глубоким смыслом.
А слово «поговорки всегда на втором месте, поскольку это просто красивая и символичная фраза, не способная выступить в роли самостоятельного предложения. Пословица — короткое предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом.
Примеры:
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Пустая бочка громче гремит.
Не зная броду, не суйся в воду.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Краткость — сестра таланта.
Мал золотник, да дорог.
Пословицы и поговорки. Отличия и сходства:
1. Пословица и поговорка – малые формы фольклора, выраженные простым народным языком.
2. Пословица может быть использована как самостоятельная форма выражения основной мысли, поговорка служит лишь украшением или ёмким дополнением речи.
3. Смысл пословицы всегда остаётся неизменным и выражает неоспоримый факт. Смысл поговорки может меняться в зависимости от контекста.
4. Пословицы обладают чётким ритмом, а чаще всего и рифмой. Поговорки слишком малы, чтобы быть рифмованными.
Пословицы всегда относятся к формам народного творчества, авторская пословица называется афоризмом. Поговорки могут быть как народными, так и вышедшими из авторского произведения.
Иносказательная манера передачи позволяет малым фольклорным формам, пройдя через толщу веков, сохранять актуальность по сей день. Именно поэтому пословицы и поговорки объединяют поколения, помогая им лучше понять друг друга. А значит, не так важно, есть ли между ними какие-нибудь границы и отличия. Главное, что малые фольклорные формы, несмотря ни на что, сохраняют культуру.
Что такое пословица?
Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облеченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщеную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
Пословица относится к фольклорному жанру и представляет собой краткое народное изречение назидательного характера. Пример пословицы: «Сколько волка ни корми, всё равно в лес смотрит».
Поговорка — это складная короткая речь, ходячее выражение, обычно образное, рифмованное, недоразвившееся до полной пословицы; новый образ, замещающий обычное слово, который определяет какое-либо явление.
Некоторые поговорки могут иметь схожее звучание, но разный смысл. Так, например, наравне с общеизвестной поговоркой «Бьёт — значит любит» существует и поговорка, отражающая народную мудрость «Гладит — значит любит».
Различие между поговоркой и пословицей
Поговорка — это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как снег на голову, бить баклуши — все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.
Пословица — это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт.
Своеобразна и форма пословиц. Ей свойственна ритмическая организация, особое звуковое оформление. Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно.
Поговорки в силу своей особенности образных выражений чаще, чем пословицы, сближаются с языковыми явлениями. В поговорках больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах. Поговоркам часто присущи все свойства языковых явлений. Таково выражение «свинью подложить», то есть устроить кому-нибудь неприятность. Происхождение этой поговорки связывают с военным строем древних славян. Дружина становилась «клином», наподобие кабаньей головы, или «свиньей», как называли этот строй русские летописи. Со временем был утрачен смысл, вкладываемый в это выражение в древности.
Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облеченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщеную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облеченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщеную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облеченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщеную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
Пословица относится к фольклорному жанру и представляет собой краткое народное изречение назидательного характера. Пример пословицы: «Сколько волка ни корми, всё равно в лес смотрит».
Да, у древних славян накопилось за многие века немало поговорок и пословиц. В них аккумулировались важные знания о сути жизни, ее законах и сложных явлениях (правда, любовь, мудрость). Пословицы выполняли воспитательную и образовательную функцию.
Про лень все помнят, а вот про вторую половину пословицы (про страх) подзабыли.
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВладислав Швыдкин
Похожие презентации
Презентация на тему: » Притча- это… 1 )… это краткое народное изречение,в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт. 2) … стихотворное или прозаическое литературное.» — Транскрипт:
2 Притча- это… 1 )… это краткое народное изречение,в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт. 2) … стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце содержится краткое нравоучительное заключение так называемая мораль. 3)… это малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость). 4)… это эпическая песня-сказание у славян, распространенная в основном в северных русских областях. Возникла, по разным источникам, в 9 – 13 веках.
4 Однажды Добро пришло ко Злу в гости. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положила соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало:…
5 «Что-то сахар у вас не очень сладкий, нате вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло перекрестилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так добро отплатило Злу добром за зло.
7 Делай добро и жди добра. Жизнь дана на добрые дела. Следовать добру взбираться на гору, следовать злу скользить в пропасть. Не делай другим того, что себе не желаешь. Доброе дело два века живёт. Доброе дело без награды не остаётся. Учись доброму худое на ум не пойдёт
Презентация к уроку литературы в 5классе на тему «Устное народное творчество: пословицы».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Презентация к уроку литературы в 5классе на тему «Устное народное творчество: пословицы».
Рассматриваемые вопросы Что такое пословица? Известные составители сборников русских пословиц. Художественные особенности пословиц. Тематика пословиц.
Составители сборников русских пословиц В.М.Ломоносов А.Н.Афанасьев В.И.Даль Л.Н.Толстой
Снег глубок – год хорош Вешний день целый год кормит Увидел грача – весну встречай
Повторенье – мать ученья Век живи – век учись Сытое брюхо к ученью глухо
Насильно мил не будешь Без солнышка нельзя пробыть, без милого нельзя прожить
Не обманешь – не продашь Деньги отпирают все двери Злато не говорит, да много творит
Тощ как хвощ У страха глаза велики День меркнет ночью, а человек печалью
Счастье – вольная птица, где захотело, там и село Счастье придёт и на печи найдёт Не в деньгах счастье
Где умному горе, там дураку веселье Око видит далеко, а мысль ещё дальше Сколько голов, столько умов
От овцы волк не родится Каков сад, таковы и яблоки Цыплят по осени считают
Презентация выполнена учителем русского языка и литературы школы-интерната №13 VI вида г. Уфы Юмагуловой Венерой Гамилевной
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-034479
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.