Краткосрочный и долгосрочный период чем отличаются в макроэкономике и микроэкономике
Краткосрочный и долгосрочный период чем отличаются в макроэкономике и микроэкономике
Главная » Экономика и финансы » Микроэкономика » Глава 4 Фирма в рыночной экономике: мотивация, издержки, результаты производства » 4.3 Краткосрочный и долгосрочный периоды
4.3. Краткосрочный и долгосрочный периоды
Как показывает практика, в своей деятельности фирма сталкивается с различными ситуациями, которые диктуют ей принятие управленческих решений. Иногда ей приходится решать, как наилучшим образом использовать действующее капитальное оборудование. Промежутки времени, в течение которых фирме приходится делать подобный выбор, относятся к краткосрочным периодам.
Краткосрочный период – это промежуток времени, в течение которого фирма варьирует объемы производства, не изменяя количества некоторых вводимых факторов производства.
Неизменяемые факторы производства называются постоянными; в их число, как правило, включают капитальное оборудование, а также землю; услуги высококвалифицированных специалистов. Факторы производства, которые по мере колебаний выпуска товаров и услуг могут изменяться в краткосрочном периоде, называются переменными. К ним относят услуги наемных рабочих, сырье, вспомогательные материалы, электро- и теплоэнергию и т.п.
Принципиально иное решение должна принимать фирма, когда реальные или ожидаемые изменения рыночной ситуации заставляют ее заменять и капитальное оборудование. Подобные вопросы решаются в течение долгосрочного периода.
Под долгосрочным периодом понимают такой промежуток времени, в течение которого фирма изменяет объемы всех используемых факторов производства.
Особое значение этого периода в экономической теории состоит в том, что в течение него фирма сталкивается с ситуациями, в которых она должна решить, входить или не входить ей в новую отрасль, расширять или сокращать масштабы предприятия, перемещать, модернизировать или реорганизовывать производство.
Отметим, что краткосрочный и долгосрочный периоды не должны ассоциироваться с длительностью периода времени, например, краткосрочный – до полугода, а долгосрочный – свыше этого интервала. Эти периоды различаются только тем, какие факторы производства меняет фирма, выпуская тот или иной объем товаров и услуг. В отдельных отраслях (положим, энергетической) краткосрочный период может длиться свыше 10 лет, а в аэрокосмической промышленности долгосрочный период имеет протяженность 2-3 года.
(Материалы приведены на основании: В.Ф. Максимова, Л.В. Горяинова. Микроэкономика. Учебно-методический комплекс. – М.:Изд. центр ЕАОИ, 2008. ISBN 978-5-374-00064-1)
Темы из «Микроэкономика. Глава 4 Фирма в рыночной экономике: мотивация, издержки, результаты производства»:
Темы из «Микроэкономика. Глава 5 Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах»:
Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе. Позитивная и нормативная экономика. Метод сравнительной статики. Гистерезис
Особое значение в анализе любых экономических процессов (как на макро-, так и на микроуровне) имеет фактор времени. Если физическое время в масштабах человека можно рассматривать как «гладкое», то природа хозяйственной деятельности заставляет воспринимать его как «неровное», «неоднородное», имеющее определенные точки и горизонты.
В экономике «неоднородность» времени можно увязывать с тем, что, во-первых, люди принимают определенные решения и, во-вторых, появляются те или иные результаты. В одних случаях предполагается, что результаты появляются мгновенно, в момент принятия решения. В других случаях, наоборот, предполагается, что результаты появляются через некоторый период времени, т. е. с определенным лагом.
Существует несколько подходов к делению времени на эти краткосрочный и долгосрочный периоды.
• В микроэкономике краткосрочным является временной интервал, в рамках которого хотя бы один фактор производства не является переменной величиной и с постоянством которого экономическим агентам приходится считаться при принятии хозяйственных решений.
• В макроэкономике различие между краткосрочным (как правило, до 2-3 лет) и долгосрочным периодами связывается с динамикой номинальных и реальных переменных. В краткосрочном периоде номинальные величины (цены, номинальная заработная плата, номинальная ставка процента) под воздействием рыночных колебаний изменяются медленно, обычно говорят об их относительной «жесткости». Реальные величины (объем выпуска, уровень занятости, реальная ставка процента) оказываются более подвижными, «гибкими». В долгосрочном периоде, наоборот, номинальные величины в итоге изменяются достаточно сильно – их считают «гибкими», а реальные меняются крайне медленно, так что для удобства анализа их часто рассматривают как постоянные.
• Еще один подход связан с продолжительностью цикла технологического процесса. Все, что вписывается в рамки одного цикла, относится к краткосрочному горизонту, а все, что выходит за его пределы, относится к долгосрочному горизонту. Например, основной капитал служит в течение нескольких, иногда даже очень многих, реализаций технологического процесса, поэтому решения о его обновлении имеют долгосрочный характер, причем различный для разных компонентов этого капитала.
• Наконец, можно выделить подход, который носит статистический характер и связан с вычленением в получаемых данных о наблюдаемых процессах трендов, колебаний и флуктуации. Эти знания (особенно о трендах) позволяют построить предположения о будущем развитии событий, более обоснованно принимать решения в настоящем.
Как и в экономической теории в целом, в макроэкономическом анализе выделяются позитивный и нормативный аспекты.
Позитивная макроэкономика имеет целью объяснение сущности происходящих экономических процессов и явлений и выработку рекомендаций по осуществлению экономической политики на основе анализа реальной хозяйственной практики. Позитивная макроэкономика имеет дело с анализом экономических фактов и ставит целью построение экономической модели, свободной от субъективных суждений. Утверждения позитивной макроэкономики могут быть статистически подтверждены или опровергнуты. Пример типичного позитивного суждения: доходы государственного бюджета находятся в прямой зависимости от ставки подоходного налога.
Нормативная макроэкономика выражает мировоззренческие, идеологические принципы, постулаты и предписания экономического поведения, служащие основой для оценки желательности тех или иных результатов экономической деятельности. Нормативная макроэкономика представляет собой совокупность субъективных суждений о том, как должна функционировать экономика. Например, утверждения типа «бедные не должны платить налоги», «налогообложение должно строиться по прогрессивной шкале» являются нормативными.
Позитивные и нормативные утверждения могут быть связаны. С одной стороны, позитивная теория служит основой для выбора основополагающих нормативных утверждений, с другой — нормативные постулаты при определенных условиях могут послужить основой для создания
новой или специальной макроэкономической концепции. Кроме того, в макроэкономике, в силу специфики ее предмета, позитивный анализ зачастую строится на субъективных оценках исходных постулатов экономического развития и поведения экономических субъектов.
Важное место в макроэкономическом анализе отводится показателям потоков и запасов. Подробнее о них речь пойдет далее, а пока же отметим следующее. Если запасы ресурсов обеспечивают такие потоки благ, которые, в свою очередь, позволяют и дальше обеспечивать те же запасы ресурсов, говорят о равновесном (уравновешенном) состоянии кругооборота.
Гистерезис — это феномен, суть которого состоит в том, что временное изменение одного фактора вызывает длительное изменение другого. При гистерезисе эффект сохраняется даже после исчезновения первопричины. Таким образом, гистерезис наблюдается в тех случаях, когда состояние какого-либо процесса, явления определяется внешними условиями не только в данный конкретный момент времени, но и в предшествующие моменты.
Впервые термин был введен в 1881 г. в физике. Наиболее характерным примером служит магнитный гистерезис. При увеличении силы магнитного поля магнитная индукция ферромагнетика увеличивается до состояния насыщения. Когда магнитное поле уменьшается или полностью исчезает, величина магнитной индукции не падает до нулевой отметки, определенная ее часть, так называемая остаточная индукция, сохраняется.
В 1930-е гг. экономисты стали рассматривать гистерезис как феномен бизнеса. Большинство из них отождествляли гистерезис с устойчивостью привычек и подчеркивали его широкую применимость, утверждая, что социальное поведение не может быть объяснено без понятия гистерезиса.
В макроэкономике термин «гистерезис» используется при рассмотрении естественной нормы безработицы (уровень безработицы, соответствующий постоянному темпу инфляции, т. е. не ускоряющий ее) в ситуации, когда равновесие зависит от пути его достижения (т. е. от фактической истории или траектории безработицы). Экономические исследования показывают, что длительная безработица снижает уровень резервной заработной платы работников, после того как они находят работу (из-за потери квалификации, снижения профессионализма, т. е. «ржавления» человеческого капитала). Безработные, не работающие длительное время, непривлекательны на рынке рабочей силы. В результате при достижении определенного уровня безработицы высока вероятность ее сохранения на этом уровне, что и называется эффектом гистерезиса.
В хозяйственной жизни наличие эффекта гистерезиса в самых разнообразных проявлениях практически неизбежно. Можно, в частности, привести пример действия механизма гистерезиса в маркетинге. В момент времени t возникает положительный маркетинговый стимул, например снижение цены. Объем продаж и доля рынка начинают расти. В момент времени t + 1 действие стимула уменьшается до начального уровня, но объем продаж и доля рынка остаются на более высоком уровне, не падая до первоначального. Сохранение разрыва между уровнями объема
продаж или рыночными долями до начала и после окончания действия стимула, так называемая остаточность, может быть как полной, так и частичной. Действие гистерезиса может быть как положительным, так и отрицательным. Результатом краткосрочного, временного уменьшения
действия маркетингового стимула, к примеру неожиданно разразившегося вокруг имени компании скандала, может стать долгосрочное снижение объема продаж и доли рынка.
Контрольные вопросы
1. Макроэкономика как составная часть экономической науки.
2. Факторы становления макроэкономической теории.
3. Классическая школа, кейнсианство, монетаризм.
4. Предмет макроэкономической теории.
5. Макроэкономическая теория и макроэкономика: соотношение категорий.
6. Микро-, мезо- и макроэкономический уровни хозяйствования.
7. Функции макроэкономики.
8. Макроэкономическая теория и экономическая политика.
9. Позитивная и нормативная макроэкономика.
10. Экономические цели общества.
11. Методы макроэкономики: агрегирование и моделирование.
12. Экзогенные и эндогенные переменные.
13. Экономические агенты (субъекты).
14. Модель кругооборота реальных и денежных потоков.
15. «Ex post» и «ex ante» величины.
16. Статические, адаптивные и рациональные ожидания.
Краткосрочный и долгосрочный периоды в анализе производства
Краткосрочный период производства
На практике с своей деятельности любая компания сталкивается с ситуациями, которые требуют принятия весьма сложных и неоднозначных решений в управлении. Зачастую приходится принимать решения, как наиболее эффективно использовать действующее капитальное оборудование. Временные промежутки, когда приходится принимать подобные решения в компании, называются краткосрочными периодами.
Краткосрочный период – это промежуток времени, на протяжении которого компания варьирует объёмы производства, при этом количество некоторых производственных факторов не изменяется.
Постоянные факторы производства – это факторы, которые не меняются на протяжении всего процесса производства продукции.
К постоянным факторам относятся:
Переменные факторы производства – это такие факторы, которые по мере колебаний выпуска товаров и услуг могут претерпевать изменения в краткосрочном периоде.
К переменным факторам производства относятся:
Долгосрочный период производства
Совсем другие решения принимает компания в той ситуации, когда реальные и ожидаемые изменения рыночной ситуации обязуют её менять капитальное оборудование. Данные вопросы должны быть решены уже в долгосрочном периоде.
Долгосрочный период – это такой промежуток времени, на протяжении которого компания изменяет объёмы всех применяемых факторов производства.
Важное значение данного периода в том, что в экономической теории он характеризуется тем, что во время него компания сталкивается с различными ситуациями, требующими решения о вхождение или нет в новую отрасль или становится вопрос расширения производства или его сокращения, а также перемещении, модернизации или реорганизации его.
Стоит особое внимание уделить тому, что краткосрочный и долгосрочный периоды не могут ассоциироваться с длительностью периода времени. К примеру, краткосрочный – три месяца, долгосрочный – шесть месяцев. Первостепенное отличие данных периодов состоит в том, какие факторы производства меняет компания, выпуская тот или иной объём товаров и услуг.
В отдельных отраслях, таких как энергетическая, длительность краткосрочного периода составляет более 10 лет, в аэрокосмической отрасли долгосрочный период равняется 2-3 годам.
Краткосрочный и долгосрочный период в макроэкономике
Вы будете перенаправлены на Автор24
Краткосрочный и долгосрочный период в макроэкономическом анализе
В макроэкономическом анализе принято выделять периоды, которые имеют качественную природу и не связаны с астрономическим временем:
Краткосрочным является такой период деятельности макроэкономического характера, при котором ключевые номинальные величины достаточно медленно изменяются, а изменение реальных величин происходит с большей скоростью.
В данном случае наблюдается относительная «жесткость» номинальных величин и относительная «гибкость» реальных величин, изменение которых более значительно, поэтому они считаются гибкими.
Долгосрочным является такой период макроэкономической деятельности, за время которого изменение базовых реальных величин происходит достаточно медленно (в большинстве случаев их рассматривают как постоянные), а изменение номинальных величин происходит намного быстрее.
В макроэкономическом анализе отличие краткосрочного периода от долгосрочного определяется особенностями приспособления субъектов макроэкономики к изменениям, которые происходят в национальной экономике. В краткосрочном периоде реакция субъектов макроэкономики на те или иные процессы или явления зависит от изменения реальных параметров (объема выпуска, уровня занятости, реальной ставки процента и др.). Подобная реакция может проявляться в повышении (снижении) эффективности использования ресурсов.
В долгосрочном периоде реакция макроэкономических субъектов на те или иные события, происходящие в национальной экономике, выражается через номинальные параметры (цену, номинальную заработную плату, номинальную ставку процента и т.д.). Адаптируются макроэкономические субъекты к данным событиям в национальной экономике при помощи повышения (снижения) номинальных признаков.
Выделение краткосрочного и долгосрочного периодов в макроэкономическом анализе не похоже на выделение таких же периодов в микроэкономическом анализе.
Готовые работы на аналогичную тему
Краткосрочная и долгосрочная макроэкономическая политика
Как и макроэкономические периода, макроэкономическая политика может быть краткосрочной и долгосрочной.
Долгосрочной макроэкономической политикой является политика роста экономики. Ее цель заключается в обеспечении долговременных условий для максимального экономического роста и развития.
Долгосрочная макроэкономическая политика подразделяется на следующие виды:
Краткосрочной макроэкономической политикой является политика сглаживания циклов экономики, т.е. стимулирования или же сдерживания экономического спроса. К целям такой политики относятся:
Перечисленные цели могут не только дополнять друг друга, но и противоречить.
Видами краткосрочной макроэкономической политики являются:
Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периоде
Продолжительность того или иного макроэкономического периода влияет на кривую совокупного предложения. В экономике существует два типа кривой совокупного предложения, которые отражают зависимости в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Под совокупным предложением понимается весь объем конечной продукции, который производители страны в состоянии изготовить и поставить на рынок за определенный период времени.
Зависимость планов изготовителей от уровня цен можно описать при помощи кривой совокупного предложения.
Данная кривая в долгосрочном периоде имеет вид вертикальной прямой, которая проходит на уровне национального дохода в условиях полной занятости (Рисунок 1).
Гибкие цены на ресурсы объясняют вертикальный вид данной кривой. Предприниматели достигают оптимального объема производимой продукции, а когда их затраты в долгосрочном периоде растут пропорционально уровню цен, то не имеет смысла изменять объемы выпуска. Также гибкие цены на ресурсы, присущие долгосрочному периоду, позволяют предпринимателям выплачивать такую заработную плату своим работникам, которая сохраняет полную занятость.
В краткосрочном макроэкономическом периоде не выполняется предпосылка о гибких ценах на ресурсы, поэтому кривая совокупного предложения имеет отличия от кривой в долгосрочном периоде (Рисунок 2).
При постоянных ценах на ресурсы, а также когда производственная функция дает возможность предпринимателям привлекать новые трудовые ресурсы без изменения производительности, кривая СП будет иметь горизонтальный вид.
В общем виде кривая СП краткосрочного периода является возрастающей функцией от уровня цен (Рисунок 3).
Современная экономическая теория содержит четыре концепции объяснения вида возрастающей кривой СП: первые две акцентируют внимание на несовершенстве трудового рынка, а две других – на несовершенстве рынка продукции.
9.1. долгосрочный и краткосрочный периоды: определение понятий
9.1. долгосрочный и краткосрочный периоды: определение понятий
Экономические явления происходят не только в пространстве, но и во времени. Поскольку в теории фирмы фактор времени играет существенную роль, необходимо дать разъяснение двух понятий, используемых экономистами: долгосрочного и краткосрочного периодов. Впервые эти понятия были введены в экономическую теорию А. Маршаллом. Они не означают какой-либо фиксированный отрезок календарного времени (нельзя сказать заранее и безотносительно к конкретной проблеме, что месяц является краткосрочным, а полгода — долгосрочным периодом). Эти понятия имеют качественный, экономический смысл и определяются в зависимости от характера обязательств фирмы. В течение весьма длительного времени
все действующие на определенный момент контракты фирмы будут выполнены, оборудование придет в негодность или устареет, так что потребуется его замена, и т. д. Это означает, что «по истечении долгосрочного периода фирма полностью освобождается от политики, имущества и обязательств, которыми она связана в данный момент. Продолжительность
Кроме этого долгосрочный период характеризуется также изменением числа функционирующих в отрасли фирм, поскольку в течение этого времени преодолеваются барьеры для входа и выхода из отрасли. Фирмы с высокими издержками производства не смогут продавать свою продукцию по равновесным ценам и вынуждены будут уйти из отрасли. Напротив, преуспевающие фирмы будут расширять выпуск, привлекая тем самым производителей из других отраслей.
Предполагается также, что возможности свободного доступа новых
фирм в отрасль в краткосрочном периоде весьма ограниченны, вследствие чего число фирм на отраслевом рынке остается постоянным.