Кратос это бог чего

Кратос

Кратос это бог чего. Смотреть фото Кратос это бог чего. Смотреть картинку Кратос это бог чего. Картинка про Кратос это бог чего. Фото Кратос это бог чего

Кратос это бог чего. Смотреть фото Кратос это бог чего. Смотреть картинку Кратос это бог чего. Картинка про Кратос это бог чего. Фото Кратос это бог чего

Содержание

Биография

Раннее детство

Точная дата рождения Кратоса неизвестна, однако имеются данные о том, что родился он в Спарте. Как и все дети, он был подвержен испытаниям, показывающим, достоин ли он жить в городе. Будучи агрессивным и жестоким уже с младенчества, Кратос начал усердно тренироваться с военными офицерами и учителями. Помимо этого Кратос практически ежедневно дрался со своим братом, Деймосом. Оба мечтали попасть в армию Спарты, когда вырастут, но их мечтам не суждено было сбыться.

Поход за Амброзией

Появление Призрака

В течение долгого времени Кратос служил Аресу очень преданно, уничтожая целые деревни и города. Одно имя воина сеяло хаос в рядах противника. Во время уничтожения деревни с последователями Афины Арес решил обмануть солдата. Он затуманил разум спартанца, и тот, подвергнувшись неконтролируемой ярости, перебил всех жрецов Афины в её же храме, в том числе и жену с дочерью. Это событие окончательно уничтожило его связь с миром смертных, сделав Кратоса первоклассным воином. В ужасе от содеянного тот сжёг дворец, навеки прокляв Ареса. За совершённое злодеяние Деревенский Оракул также прокляла Кратоса, наложив на его кожу прах умерших жены и дочери. После этого дня воин получил прозвище Призрак Спарты (англ. Ghost of Sparta), а его кожа стала мертвенно-белой, что отличало Кратоса от других смертных. Это проклятие стало вечным напоминанием того, каким монстром стал воитель. Среди людей он значился, как крайне жестокий и беспощадный.

Наказание и освобождение

Служба богам

— Кратос обращается к богам

Последнее задание

Прибыв в Афины, Кратос пробрался через осаду в город, убив при этом бесчисленное множество подопечных Ареса. Встретив Афродиту в соседнем храме, Кратос обезглавил бесчестную Медузу, королеву горгон. В награду, Кратосу была предоставлена ​​сила, заморозки противников. Позже он также получил молнии Зевса, Кратос использовал их, чтобы ударить по афинской гвардии после того, как те отказались опустить мост, для того чтобы Кратос пересек его. Продвигаясь дальше в город, он столкнулся с афинским Оракулом, которого затем похитили гарпии, прежде чем она смогла поговорить с ним. Преследовав похитителей, Кратос попал ко входу в храм Оракула, где встретил могильщика (позже показанного Зевсом), копавшего могилу. Кратос спросил «для кого ты копаешь могилу?» на что могильщик ответил «для тебя». Призрак Спарты был встревожен этим ответом, но могильщик успокаивает его, говоря что «ты всё поймешь, когда придёт время, и когда будет казаться что всё потеряно, я появлюсь, чтобы помочь».

Продолжая путь в храм, Кратос встречает Оракулу, которая свисает с края утеса и спасает ее. Она тут же почувствовала, что Кратос мотивирован не желанием творить добро, а чем-то иным, и просматривает его воспоминания. Оракула приходит в ужас от поступков Кратоса в прошлом и спрашивает, зачем Афина связалась с таким как он. Кратос в ярости схватил Оракулу за горло и отбросил в сторону, сказав, чтобы она никогда больше не лезла в его прошлое.

Оракула сообщила Кратосу, что ящик Пандоры можно найти в Храме Пандоры, расположенном за пределами пустыни потерянных душ на спине Титана по имени Кронос. Она предупредила Призрака Спарты, что никто из тех кто направлялся в храм Пандоры, не выжил, но Кратос не отступил. Статуя Афины появилась перед Кратосом у входа в пустыню, сказав ему, что он должен следовать за песней сирен и уничтожить всех их, прежде чем он сможет продвинуться дальше. После этого он находит Горн Титана и дует в него для вызова Кроноса. Кратос начинает подниматься на Титана, через три дня прибывая в храм Пандоры. Рядом с входом в храм он замечает Стражника (который, как выяснилось, является духом первого смертного, когда-либо пытавшимся войти в храм Пандоры), ухаживая за костром мертвых тел. В качестве наказания за его неудачу боги заставили его наблюдать за входом всю вечность и сжигать тела любой души, достаточно глупой, чтобы попытаться покорить храм Пандоры. Полагая, что Кратос потерпит неудачу точно так же, как и все остальные, он бескорыстно желает Призраку Спарты удачи, прежде чем открыть ворота. Когда спартанец пробрался через храм, он столкнулся как с Артемидой, так и с Аидом, от которого он получил «Лезвие Артемиды и Души Гадес» соответственно. Попутно он побеждает бесчисленное множество монстров (в том числе гигантского бронированного минотавра), преодолевая невозможно-сложные ловушки и принося в жертву агианского солдата, Кратос и в итоге завладел ящиком Пандоры, став первым человеком, которому удалось это сделать. Однако эта весть не проходит мимо Ареса, который бросил огромную разбитую колонну в сторону Храма Пандоры, поражая Кратоса. Гарпии забрали ящик Пандоры и отдали его Аресу, а Кратос умер и упал в Подземный мир. Падая в реку Стикс, Спартанец ухватился за ногу Капитана, которого он сбросил в пасть гидры, и поднялся по нему до безопасного места, после чего Кратос сталкивает его вниз прямо в реку Стикс.

Хотя прошлое Кратоса было прощено, боги отказались избавить его от кошмаров. последний шанс Кратоса избавится от кошмаров было самоубийство, и он спрыгнул со скалы. Однако у Афины были другие планы на спартанца; она спасла ему жизнь и предложила занять теперь пустой трон Бога войны на Олимпе. Кратос согласился занять престол падшего бога и стать новым Богом войны.

Источник

DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Новости и анонсы

Авторские колонки

Мероприятия

Кратос. История настоящего архигероя и богоборца. Часть первая

Богоборчество, безусловно, самый древний сюжет с момента появления устного и письменного фольклора. Поначалу оно имело самые примитивные и в то же время физически сложные для человека формы, отточило способы его взаимодействия с Природой, тем самым дав толчок появлению и развитию Культуры, а значит, и прогрессу. Со временем художественное отражение борьбы человека с Природой/системой за место под солнцем стало приобретать разные формы. Серия игр «God of War» — одна из ярких представителей подобного сюжета, берущая за основу античную эпоху в качестве золотого века развития наук и искусств. Данная статья имеет цель скорее разбора личности героя, чем серии игр. Для начала мы разберем мифологию, послужившую основой для создания серии игр об убийце богов.

Философский подтекст и мифологическая основа произведения

Конечно, можно задаться вопросом: какое отношение брутальная мочиловка вроде GoW имеет к классической мифологии и философским подтекстам? Но не все так просто, и разберем мы это по порядку, сделав отступление.

Архетип героя не обязательно предполагает наличие у него высоконравственных морально-волевых качеств. А потому человеку современному, живущему в относительном достатке в относительно мирное время, сложно понять, как можно называть «героем» личность, имеющую сомнительную биографию. Однако же по факту герой — это человек именно с большими волевыми качествами, но не обязательно высокодуховными и моральными. Как, например, Кратос или мифологические персонажи, и не только древнегреческой мифологии.

В основе сюжета подобных произведений лежит борьба молодого и дерзкого поколения против поколения архаичного, если угодно — отцов и детей. Это прослеживается в любых мифах, за которыми кроется смена религий, а также общественного строя. То есть мифология не что иное, как гиперболизированное образное отражение действительности. Взять, к примеру, древнегреческую мифологию, раз уж речь идет о франшизе, построенной на ней. Вначале были только божественные аспекты (протогены, демиурги) Вселенной, такие как Эрос-Любовь, Хаос, Мгла, Гея и прочие. Они были слишком величественны, чтобы представлять собой нечто конкретное и строго локальное. Ну, разве что Гея и Уран, персонификации Земли и Неба. Собственно, эти двое, оторвавшись от своего эфемерного бытия, стали первыми правителями. А при любой власти приходит период, когда эту самую власть хотят сменить. Ибо, как водится, старое должно отойти на покой и дать дорогу прогрессорам, полным энергии.

Так и получилось, что верховный бог-отец Уран в какой-то момент перестал быть нужным и решено было отправить его на покой. Причинами послужили бесконечная любвеобильность бога и, как следствие, его плодовитость. От слияния Неба и Земли стали рождаться все новые и новые поколения. И если Небу-Урану это доставляло не особо много неудобств, то на Гее-Земле чрезмерное количество детей (среди которых не только нимфы, великаны, титаны, но и горы и прочие объекты измененного рельефа) сказывалось плохо. Впрочем, это очевидно взято из жизни, где, как мы знаем, неплодовитость — это плохо, а чрезмерная плодовитость губительно сказывается на женщинах, подрывая здоровье. В общем, понять Мать-Гею можно. И решено было Урана остановить — так появился первый конфликт. А так как титаны являлись наиболее разумными и эгоцентричными порождениями первых богов, то именно они и пришли на помощь своей матери. Самым инициативным оказался Кронос (между прочим, младший сын), кастрировавший папашу ради благого дела. После чего сам занял трон, а мать отправил на заслуженный покой.

Кратос это бог чего. Смотреть фото Кратос это бог чего. Смотреть картинку Кратос это бог чего. Картинка про Кратос это бог чего. Фото Кратос это бог чего

Шли годы, Кронос жил и почивал, не зная горя, вместе с женой-сестрой Реей. Он-то, конечно, прекрасно понимал, что это будет продолжаться до тех пор, пока не появится достойный противник. А так как на тот момент он был наиболее могущественным существом, то конкуренцию ему мог составить только прямой наследник. Отчего он наследников, собственно, и употреблял в пищу, как только покинут утробу Реи. Как говорится, яблоко от яблони… Сын оказался чуть ли не хуже своего отца-Урана. Рея уже не знала, куда себя деть, чтобы сохранить хотя бы одного ребенка. Но тут Гея смилостивилась и пришла невестке-дочери на помощь, взяв на воспитание новорожденного внука. А Рее она дала камень и наказала завернуть в пеленки. Видимо, жажда власти Кроноса ослепила его настолько сильно, что он даже не удосужился расчехлить пеленки и проглотил наживку прямо так.

Проходят годы, и ребенок растет на Крите под опекой своей бабки. Его назвали Зевсом. Став юношей, он под тайной личиной устраивается слугой у Кроноса и, улучив момент, отравляет того. Отчего у Кроноса начинается жуткая рвота, и он извергает всех проглоченных детей. А так как детишки все-таки бессмертные, то даже желудок отца им не был помехой. Кстати, в греческой мифологии нередки случаи дважды рожденных детей, в той или иной форме. Кончилось тем, что началась титаномахия, война молодых богов против своих родителей-титанов, и к власти пришел семейный подряд во главе с Зевсом. А титанов и их союзников отправили в Тартар или наказали по-другому. Началась эпоха богов-олимпийцев, по названию горы, откуда они правили.

Тут важно понять, что каждое последующее поколение божеств все сильнее отрывалось от сил природы. И если титаны, несмотря на развитый разум, еще как-то оставались хтоническими божествами, частью матушки-Природы, то олимпийцев сложно даже назвать персонификациями сил природы, это, по сути, были обладатели и управленцы тех или иных сил природы. Правление олимпийцев стало наиболее плодотворным и долгим именно по этой причине, тяга к разумности у них была сильнее. Но рано или поздно всему приходит конец, и олимпийцы не должны были стать исключением.

Кратос это бог чего. Смотреть фото Кратос это бог чего. Смотреть картинку Кратос это бог чего. Картинка про Кратос это бог чего. Фото Кратос это бог чего

Следующим этапом стало появление человека. В Древней Греции было несколько порой противоречащих друг другу антропогонических мифов. По самой распространенной версии, человечество было создано и истреблено несколько раз. Очевидно, результат по тем или иным причинам не устраивал Зевса. Не мог он привязаться к своим созданиям так, чтоб оставить их в живых (возможно, просто хотел удержать власть, как и его предшественники). В очередной раз причиной геноцида послужило желание его кузена Прометея поставить человека на путь прогресса (посредством овладения огнем). Желая наказать человечество и насолить двоюродному брату, Зевс приказывает Гефесту, Афродите и Афине создать женщину по имени Пандора. Пандора была подарена в жены младшему брату Прометея Эпиметею, который, несмотря на запреты старшего брата, подарок от верховного бога был вынужден принять. И, как многие из нас знают, через некоторое время Пандора открыла сокровенный Ящик, вызвав катаклизм.

К тому моменту у Пандоры и Эпиметея уже была повзрослевшая дочь, вышедшая замуж за сына Прометея Девкалиона. Не без помощи Прометея парочка спаслась от Всемирного потопа, став родоначальниками нового человечества. С этим Зевс уже поделать ничего не мог. Кузена он приказал приковать к скале в горах Кавказа, куда каждый день прилетал орел и клевал его печень (но это немножко другая история). А тем временем число людей росло и прогрессировало, нередко подрывая божественные устои. Впрочем, олимпийцы нашли способ подчинить себе человека, в том числе через религию, и такое сосуществование стало выгодным и небожителям, и смертным.

Кратос это бог чего. Смотреть фото Кратос это бог чего. Смотреть картинку Кратос это бог чего. Картинка про Кратос это бог чего. Фото Кратос это бог чего

Не все так уж ясно и с Гераклом, потому как мифологических спекуляций о самом известном герое очень много. Доподлинно известно, что Геракл как раз таки помог предотвратить свержение олимпийцев, когда произошла гигантомахия. Гея, праматерь богов, решила, что власти ее внуков пришел конец. И, как всегда, она была сурова, но справедлива: других ее детей-гигантов олимпийцы позабыли давно и надолго, да и к тому же страдания титанов, низвергнутых в Тартар, мучили Гею (этот сюжет отражен во второй и третьей частях GoW). Гиганты напали на богов, но те отбились, во многом благодаря Гераклу. Последнего можно считать самым сильным существом, но, несмотря на это, покушаться на власть он не собирался, так как не был столь амбициозным. Геракл, кстати, стал одним из прообразов самого Кратоса. Как бы сейчас выразились: Кратос – это Геракл на максималках. И тем интереснее, что столкновение Кратоса и Геракла стало неизбежным в третьей части, ведь должен был остаться лишь один «геракл». К слову, героя озвучил самый лучший кино-Геракл, Кевин Сорбо.

Последний раз Зевс испытал пророчество, когда захотел жениться на богине Фетиде. По одной из версий, Прометей вовремя отговорил кузена. А после долгих интриг Фетида была вынуждена выйти замуж за Пелея, царя мирмидонян, и родить ему Ахилла. Таким образом, очередная угроза Зевсу была предотвращена. Ахилл, как многие из нас знают, стал сильнейшим человеком своего времени (Геракл к тому моменту возвысился до богов), но ему было суждено погибнуть в конце Троянской войны. Так же, как Геракл, Ахилл стал одним из прообразов Кратоса.

Кратос это бог чего. Смотреть фото Кратос это бог чего. Смотреть картинку Кратос это бог чего. Картинка про Кратос это бог чего. Фото Кратос это бог чего

В общем и целом, свято место пустовало: в древнегреческой мифологии так и не случилось сколько-нибудь серьезного апокалипсиса богов. Исключение может составить разве что бегство богов в Египет, согласно «Метаморфозам» Антонина Либерала, но никто всерьез это не воспринимает. Наконец уничтожить олимпийцев и дописать историю богов удалось Зене в конце пятого сезона всеми любимого сериала «Зена — королева воинов», в 2000 году. Однако это не смогло затмить славы Кратоса.

И только спустя пять лет на PlayStation появилась «God of War», в которой разработчики, так сказать, «дописали» темное пророчество о сумерках богов-олимпийцев, представив на свет того самого сына Зевса, появления которого он так активно избегал.

В следующей части мы разберем непосредственно историю создания персонажа и всей серии игр.

Источник

Бог Кратос

Кратос был богом или олицетворенным духом (даймоном) силы, мощи, власти и суверенного правления. Он и три его брата и сестры — Ника (Победа), Бия (Сила) и Зелос (Соперничество) — были крылатыми силовиками бога Зевса, ангелоподобных существ, стоявших на небесном престоле.

ГЕНЕАЛОГИЯ

РОДИТЕЛИ

Паллант и Стикс (Гесиод Теогония 383, Аполлодор 1.9, Гигин)

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гесиод. Теогония. 383. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Стикс, Оке­а­но­ва дочерь, в люб­ви соче­тав­шись с Пал­лан­том,
Зависть [Зел] в двор­це роди­ла и пре­крас­но­ло­дыж­ную Нике.
Силу [Бия] и Мощь [Кратос] роди­ла она так­же, детей зна­ме­ни­тых.
Нет у них дома отдель­но от Зев­са, при­ста­ни­ща нету,
Нет и пути, по кото­ро­му шли бы не сле­дом за богом;
Но неот­ступ­но при Зев­се живут они тяж­ко­гре­мя­щем.
Так это сде­ла­ла Стикс, неру­ши­мая Оке­а­нида,
В день тот, когда на вели­кий Олимп небо­жи­те­лей веч­ных
Созвал к себе мол­не­вер­жец Кро­нид, олим­пий­ский вла­ды­ка,
И объ­явил им, что тот, кто пой­дет вме­сте с ним на Тита­нов,
Поче­стей преж­них не будет лишен и удел сохра­нит свой,
Коим дото­ле вла­дел меж богов, бес­ко­неч­но живу­щих.
Если же кто не имел ни уде­ла, ни чести при Кроне,
Тот и удел и почет подо­баю­щий ныне полу­чит.
Пер­вой тогда неру­ши­мая Стикс на Олимп поспе­ши­ла
Вме­сте с дву­мя сыно­вья­ми, сове­ту отца пови­ну­ясь.
Щед­ро за это ее ода­рил и почтил Гро­мо­вер­жец:
Ей пред­на­зна­чил он быть вели­чай­шею клят­вой бес­смерт­ных,
А сыно­вьям при­ка­зал навсе­гда у него посе­лить­ся».

Эсхил. Орестея. Агамемнон. 244. (Источник: Эсхил. Трагедии /Перевод Вячеслава Иванова. – М.: Наука, 1989. – С. 119) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):

«[Электра обращается к Оресту, когда он готовится отомстить за своего убитого отца]
Над ним ты воца­ришь­ся, витязь доб­лест­ный.
За нас и Мощь [Кратос], и Прав­да [Дике]. Третьим будь за нас
В сою­зе креп­ком сам бла­гий, все­силь­ный Зевс!»

Эсхил. Прометей прикованный. 1. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. 239) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):

«Пустын­ные ска­лы на бере­гу моря, Гефест, Власть [Кратос] и Сила [Бия] вво­дят зако­ван­но­го в цепи Про­ме­тея.

Ну, вот мы и на месте, у кон­ца зем­ли,
В без­люд­ном скиф­ском, даль­нем и глу­хом краю.
Пора, Гефест, испол­нить, что нака­за­но
Тебе отцом, и свя­тотат­ца это­го
К ска­ли­стым здеш­ним кру­чам креп­ко-накреп­ко
Желез­ны­ми цепя­ми при­ко­вать навек.
Твою ведь гор­дость, силу всех ремесл — огонь
Похи­тил он для смерт­ных. За вину свою
Пус­кай теперь с бога­ми рас­счи­та­ет­ся,

Чтоб нако­нец при­знал гла­вен­ство Зев­со­во
И чтоб зарек­ся дер­зост­но людей любить.

Вы, Власть [Кратос] и Сила [Бия], все, что пору­чил вам Зевс,
Уже свер­ши­ли, ваше дело сде­ла­но.
А я — ужель я бога, мне подоб­но­го,
К суро­вым этим ска­лам при­ко­вать решусь?
Увы, решусь. Ведь нет дру­го­го выхо­да:
Все­го опас­ней сло­вом пре­не­бречь отца.
Феми­ды муд­рой сын высо­ко­мыс­ля­щий,
Я про­тив воли и тво­ей и соб­ст­вен­ной

Тебя цепя­ми к голой при­кую ска­ле,
Где голо­сов не слыш­но чело­ве­че­ских
И лиц люд­ских не вид­но. Солн­це жгу­чее
Тебе иссу­шит тело. Будешь ночи рад,
Что звезд­ным пла­тьем жар­кий закры­ва­ет свет.
И солн­цу, что ноч­ную топит измо­розь.
Не будет часа, чтобы мукой новою
Ты не томил­ся. Нет тебе спа­си­те­ля.
Вот чело­ве­ко­лю­бья тво­е­го пло­ды.
Что ж, поде­лом, ты бог, но гне­ва божье­го
Ты не боял­ся, а без­мер­но смерт­ных чтил.
И пото­му на камне этом горест­ном,
Коле­ней не сги­бая, не смы­кая глаз,
Даль огла­шая воп­ля­ми напрас­ны­ми,
Висеть ты будешь веч­но: непре­кло­нен Зевс.
Все­гда суро­вы новые пра­ви­те­ли.
Власть
Что мед­лишь и зачем ты богу это­му,
Вра­гу богов, без­злоб­но собо­лез­ну­ешь?
Ведь он же отдал смерт­ным и твои пра­ва.

Род­ство и друж­бу не могу не чтить, пой­ми.

Я пони­маю. Но отца ослу­шать­ся
Неужто можешь? Это ль не все­го страш­ней?

Ни мяг­ко­сти не зна­ешь, ни сочув­ст­вия.

О нем скор­беть что тол­ку? Где помочь нель­зя,
Там и напрас­но уби­вать­ся нече­го.

О, как мне нена­вист­но ремес­ло мое!

Оно при чем? Ведь разум гово­рит тебе,
Что не твое искус­ство эту боль родит.

По мне б, им луч­ше кто-нибудь дру­гой вла­дел.

Все тяж­ко, толь­ко над бога­ми власт­во­вать

Нетяж­ко, и сво­бо­ден толь­ко Зевс один.

Я знаю. Да и кто не зна­ет это­го?

Пото­ро­пись же при­ко­вать пре­ступ­ни­ка,
Чтоб не увидел вдруг отец, как мед­лишь ты.

Гляди-ка, вот и коль­ца при­готов­ле­ны.

Надень ему их на руки и моло­том
К ска­ле при­бей покреп­че, не жалея сил.

Я не сижу, и дело, видишь, дви­жет­ся.

Сожми поту­же, чтоб зазо­ров не было,
А то искать лазей­ки не его учить.

Ну, этою рукой не шевель­нуть ему.

Так закре­пи ж и эту, чтобы пом­нил впредь,
Что, как он ни иску­сен, Зевс искус­нее.

Лишь Про­ме­тей и впра­ве побра­нить мой труд.

Теперь шипом желез­ным и без­жа­лост­ным
Ему с раз­ма­ху, с силой грудь насквозь про­ткни.

Ах, Про­ме­тей, я пла­чу о беде тво­ей!

Опять жале­ешь Зев­со­вых ты недру­гов
И сто­нешь? Не при­шлось бы пожа­леть себя.

Гла­за боят­ся видеть то, что видишь ты.

Я вижу лишь воз­мез­дье спра­вед­ли­вое.
Теперь коль­цом желез­ным охва­ти бока!

Не нуж­но пону­ка­ний. Все я сде­лаю.

Нет, пону­кать я буду и покри­ки­вать.
Спу­стись теперь и скуй покреп­че голе­ни.

Покон­че­но и с этим. Был недо­лог труд.

Теперь покреп­че гвозди вбей в отвер­стия.
Работу будет стро­гий при­ни­мать судья.

Сло­ва твои ужас­ны, как и облик твой.

Изволь, будь мягок сам. Но не бра­ни меня

За мой суро­вый, твер­дый и жесто­кий нрав.

Уйдем! Желе­зом тело сплошь опу­та­но.

Власть [Кратос] (Про­ме­тею)

Вот здесь теперь и буй­ст­вуй, и пра­ва богов
Букаш­кам одно­днев­ным отда­вай. Но кто
Из смерт­ных смо­жет муки пре­кра­тить твои?
Нет, имя про­зор­лив­ца неза­слу­жен­но
Дано тебе бога­ми: как изба­вишь­ся
От этих пут надеж­ных, пред­ска­жи пой­ди!

Власть [Кратос], Сила [Бия] и Гефест ухо­дят».

Платон. Протагор. 321d / Пер. Т. В. Васильевой. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1 /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 634-635) (греческий философ 4 в. до н. э.):

«Прометею [который пытался украсть огонь с неба для человека] было нельзя, да и страшна была стража Зевса [Кратос и Бия]. Прометею удалось проникнуть украдкой только в общую мастерскую Гефеста и Афины, где они предавались своим искусным занятиям. Украв у Гефеста уменье обращаться с огнем, а у Афины – ее уменье, Прометей дал их человеку для его благополучия»

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 1. 9. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 63) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«От Пал­лан­та и Стикс, доче­ри Оке­а­на, — Ника, Кра­тос, Зел и Биа. Воды Стикс, теку­щие из ска­лы в Аиде, Зевс сде­лал зало­гом клятв22, пре­до­ста­вив ей эту честь за то, что Стикс со сво­и­ми детьми была его союз­ни­ком в борь­бе с тита­на­ми».

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 84):

«От гиганта Палланта и Стикс – Сцилла, Сила [Бия], Зависть [Зел], Власть [Кратос], Победа [Ника]»

Источник

Бог Кратос

Кратос был богом или олицетворенным духом (даймоном) силы, мощи, власти и суверенного правления. Он и три его брата и сестры — Ника (Победа), Бия (Сила) и Зелос (Соперничество) — были крылатыми силовиками бога Зевса, ангелоподобных существ, стоявших на небесном престоле.

ГЕНЕАЛОГИЯ

РОДИТЕЛИ

Паллант и Стикс (Гесиод Теогония 383, Аполлодор 1.9, Гигин)

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гесиод. Теогония. 383. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Стикс, Оке­а­но­ва дочерь, в люб­ви соче­тав­шись с Пал­лан­том,
Зависть [Зел] в двор­це роди­ла и пре­крас­но­ло­дыж­ную Нике.
Силу [Бия] и Мощь [Кратос] роди­ла она так­же, детей зна­ме­ни­тых.
Нет у них дома отдель­но от Зев­са, при­ста­ни­ща нету,
Нет и пути, по кото­ро­му шли бы не сле­дом за богом;
Но неот­ступ­но при Зев­се живут они тяж­ко­гре­мя­щем.
Так это сде­ла­ла Стикс, неру­ши­мая Оке­а­нида,
В день тот, когда на вели­кий Олимп небо­жи­те­лей веч­ных
Созвал к себе мол­не­вер­жец Кро­нид, олим­пий­ский вла­ды­ка,
И объ­явил им, что тот, кто пой­дет вме­сте с ним на Тита­нов,
Поче­стей преж­них не будет лишен и удел сохра­нит свой,
Коим дото­ле вла­дел меж богов, бес­ко­неч­но живу­щих.
Если же кто не имел ни уде­ла, ни чести при Кроне,
Тот и удел и почет подо­баю­щий ныне полу­чит.
Пер­вой тогда неру­ши­мая Стикс на Олимп поспе­ши­ла
Вме­сте с дву­мя сыно­вья­ми, сове­ту отца пови­ну­ясь.
Щед­ро за это ее ода­рил и почтил Гро­мо­вер­жец:
Ей пред­на­зна­чил он быть вели­чай­шею клят­вой бес­смерт­ных,
А сыно­вьям при­ка­зал навсе­гда у него посе­лить­ся».

Эсхил. Орестея. Агамемнон. 244. (Источник: Эсхил. Трагедии /Перевод Вячеслава Иванова. – М.: Наука, 1989. – С. 119) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):

«[Электра обращается к Оресту, когда он готовится отомстить за своего убитого отца]
Над ним ты воца­ришь­ся, витязь доб­лест­ный.
За нас и Мощь [Кратос], и Прав­да [Дике]. Третьим будь за нас
В сою­зе креп­ком сам бла­гий, все­силь­ный Зевс!»

Эсхил. Прометей прикованный. 1. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. 239) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):

«Пустын­ные ска­лы на бере­гу моря, Гефест, Власть [Кратос] и Сила [Бия] вво­дят зако­ван­но­го в цепи Про­ме­тея.

Ну, вот мы и на месте, у кон­ца зем­ли,
В без­люд­ном скиф­ском, даль­нем и глу­хом краю.
Пора, Гефест, испол­нить, что нака­за­но
Тебе отцом, и свя­тотат­ца это­го
К ска­ли­стым здеш­ним кру­чам креп­ко-накреп­ко
Желез­ны­ми цепя­ми при­ко­вать навек.
Твою ведь гор­дость, силу всех ремесл — огонь
Похи­тил он для смерт­ных. За вину свою
Пус­кай теперь с бога­ми рас­счи­та­ет­ся,

Чтоб нако­нец при­знал гла­вен­ство Зев­со­во
И чтоб зарек­ся дер­зост­но людей любить.

Вы, Власть [Кратос] и Сила [Бия], все, что пору­чил вам Зевс,
Уже свер­ши­ли, ваше дело сде­ла­но.
А я — ужель я бога, мне подоб­но­го,
К суро­вым этим ска­лам при­ко­вать решусь?
Увы, решусь. Ведь нет дру­го­го выхо­да:
Все­го опас­ней сло­вом пре­не­бречь отца.
Феми­ды муд­рой сын высо­ко­мыс­ля­щий,
Я про­тив воли и тво­ей и соб­ст­вен­ной

Тебя цепя­ми к голой при­кую ска­ле,
Где голо­сов не слыш­но чело­ве­че­ских
И лиц люд­ских не вид­но. Солн­це жгу­чее
Тебе иссу­шит тело. Будешь ночи рад,
Что звезд­ным пла­тьем жар­кий закры­ва­ет свет.
И солн­цу, что ноч­ную топит измо­розь.
Не будет часа, чтобы мукой новою
Ты не томил­ся. Нет тебе спа­си­те­ля.
Вот чело­ве­ко­лю­бья тво­е­го пло­ды.
Что ж, поде­лом, ты бог, но гне­ва божье­го
Ты не боял­ся, а без­мер­но смерт­ных чтил.
И пото­му на камне этом горест­ном,
Коле­ней не сги­бая, не смы­кая глаз,
Даль огла­шая воп­ля­ми напрас­ны­ми,
Висеть ты будешь веч­но: непре­кло­нен Зевс.
Все­гда суро­вы новые пра­ви­те­ли.
Власть
Что мед­лишь и зачем ты богу это­му,
Вра­гу богов, без­злоб­но собо­лез­ну­ешь?
Ведь он же отдал смерт­ным и твои пра­ва.

Род­ство и друж­бу не могу не чтить, пой­ми.

Я пони­маю. Но отца ослу­шать­ся
Неужто можешь? Это ль не все­го страш­ней?

Ни мяг­ко­сти не зна­ешь, ни сочув­ст­вия.

О нем скор­беть что тол­ку? Где помочь нель­зя,
Там и напрас­но уби­вать­ся нече­го.

О, как мне нена­вист­но ремес­ло мое!

Оно при чем? Ведь разум гово­рит тебе,
Что не твое искус­ство эту боль родит.

По мне б, им луч­ше кто-нибудь дру­гой вла­дел.

Все тяж­ко, толь­ко над бога­ми власт­во­вать

Нетяж­ко, и сво­бо­ден толь­ко Зевс один.

Я знаю. Да и кто не зна­ет это­го?

Пото­ро­пись же при­ко­вать пре­ступ­ни­ка,
Чтоб не увидел вдруг отец, как мед­лишь ты.

Гляди-ка, вот и коль­ца при­готов­ле­ны.

Надень ему их на руки и моло­том
К ска­ле при­бей покреп­че, не жалея сил.

Я не сижу, и дело, видишь, дви­жет­ся.

Сожми поту­же, чтоб зазо­ров не было,
А то искать лазей­ки не его учить.

Ну, этою рукой не шевель­нуть ему.

Так закре­пи ж и эту, чтобы пом­нил впредь,
Что, как он ни иску­сен, Зевс искус­нее.

Лишь Про­ме­тей и впра­ве побра­нить мой труд.

Теперь шипом желез­ным и без­жа­лост­ным
Ему с раз­ма­ху, с силой грудь насквозь про­ткни.

Ах, Про­ме­тей, я пла­чу о беде тво­ей!

Опять жале­ешь Зев­со­вых ты недру­гов
И сто­нешь? Не при­шлось бы пожа­леть себя.

Гла­за боят­ся видеть то, что видишь ты.

Я вижу лишь воз­мез­дье спра­вед­ли­вое.
Теперь коль­цом желез­ным охва­ти бока!

Не нуж­но пону­ка­ний. Все я сде­лаю.

Нет, пону­кать я буду и покри­ки­вать.
Спу­стись теперь и скуй покреп­че голе­ни.

Покон­че­но и с этим. Был недо­лог труд.

Теперь покреп­че гвозди вбей в отвер­стия.
Работу будет стро­гий при­ни­мать судья.

Сло­ва твои ужас­ны, как и облик твой.

Изволь, будь мягок сам. Но не бра­ни меня

За мой суро­вый, твер­дый и жесто­кий нрав.

Уйдем! Желе­зом тело сплошь опу­та­но.

Власть [Кратос] (Про­ме­тею)

Вот здесь теперь и буй­ст­вуй, и пра­ва богов
Букаш­кам одно­днев­ным отда­вай. Но кто
Из смерт­ных смо­жет муки пре­кра­тить твои?
Нет, имя про­зор­лив­ца неза­слу­жен­но
Дано тебе бога­ми: как изба­вишь­ся
От этих пут надеж­ных, пред­ска­жи пой­ди!

Власть [Кратос], Сила [Бия] и Гефест ухо­дят».

Платон. Протагор. 321d / Пер. Т. В. Васильевой. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1 /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 634-635) (греческий философ 4 в. до н. э.):

«Прометею [который пытался украсть огонь с неба для человека] было нельзя, да и страшна была стража Зевса [Кратос и Бия]. Прометею удалось проникнуть украдкой только в общую мастерскую Гефеста и Афины, где они предавались своим искусным занятиям. Украв у Гефеста уменье обращаться с огнем, а у Афины – ее уменье, Прометей дал их человеку для его благополучия»

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 1. 9. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 63) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«От Пал­лан­та и Стикс, доче­ри Оке­а­на, — Ника, Кра­тос, Зел и Биа. Воды Стикс, теку­щие из ска­лы в Аиде, Зевс сде­лал зало­гом клятв22, пре­до­ста­вив ей эту честь за то, что Стикс со сво­и­ми детьми была его союз­ни­ком в борь­бе с тита­на­ми».

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 84):

«От гиганта Палланта и Стикс – Сцилла, Сила [Бия], Зависть [Зел], Власть [Кратос], Победа [Ника]»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *