Крауд что это такое
Что такое краудфандинг: обзор платформ и советы начинающим
Краудфандинг позволяет собирать необходимые денежные средства, привлекая инвесторов, которые хотят получить доступ к проекту. Они добровольно объединяют деньги или другие ресурсы, чтобы поддержать авторов интересующей идеи.
Как правило, для краудфандингового проекта устанавливается конкретный срок окончания инвестирования. Автор или фаундер также указывает сумму, которую ему нужно собрать за это время. Принципом краудфандинга является прозрачность всех денежных потоков. Инвестор (бэкер) должен понимать, куда и в каком размере ушли его деньги. Взамен он получает либо часть будущей прибыли проекта, либо внесенные средства в полном размере. Некоторые проекты предусматривают безвозмездное пожертвование.
Обычно краудфандинг используют, когда речь идет о запуске стартапа. Этот метод сбора средств также подходит для благотворительных, образовательных, экологических проектов и интернет-площадок разного спектра, к примеру, онлайн-СМИ. В последние годы авторы проектов активно собирают деньги и на личные цели.
С чего все началось
Несмотря на то, что краудфандинг как метод сбора средств сейчас популярен в интернет-среде, его начали использовать еще 100 лет назад. Интересно, что один из первых известных примеров связан с российской историей. В 1912 году жители села Турнаево начали строить первую в Сибири Серафимовскую церковь, объединив свои деньги и средства жителей соседних деревень. Всего на церковь собрали около 12 тыс. царских рублей или около ₽7,2 млн в современных ценах.
Однако термин «краудфандинг» появился лишь в 2006 году, и его автором стал журналист Джефф Хау.
Лидерами по объемам рынка краудфандинга являются Китай, Япония, Южная Корея и США, где доля таких вложений на инвестиционном рынке составляет от 2% до 5%. В России она пока достигла только 0,15%.
Как работает краудфандинг
Бэкеры проекта могут рассчитывать на получение той или иной выгоды, либо вкладываться в него безвозмездно. В зависимости от того, как будет расплачиваться с ними фаундер, выделяют несколько основных видов краудфандинга:
Банк России выделяет четыре типа краудфандинга:
Что такое платформа для краудфандинга
Краудфандинг осуществляется на специальных платформах. Чтобы начать сбор денег, нужно выбрать подходящую площадку, которая будет отвечать особенностям проекта. При этом все действия фаундеров и бэкеров должны соответствовать нормам действующего законодательства, в случае с Россией 259 ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Кроме того, нужно внимательно прочитать правила платформы, чтобы не остаться без денег. Дело в том, что некоторые из них следуют политике «все или ничего». Это означает, что, если фаундер проекта выставил цель собрать определенную сумму к конкретной дате, но не смог выполнить ее, он может и не получить никаких денег.
Есть также площадки, где нужно собрать минимум 50% заявленных средств. Однако в этом случае комиссия для фаундера проекта будет выше, чем при 100%.
Даже если проект размещается на платформе, которая не выставляет подобных ограничений, необходимо самостоятельно оценить шансы на успех заявленной цели. Речь идет о тех проектах, которые предполагают вознаграждение или возврат денег бэкерам.
Полезно также узнать, как долго существует выбранная площадка, какая у нее репутация и сколько успешных проектов уже было реализовано. Можно попробовать связаться с другими фаундерами, которые размещали там свои проекты.
Краудфандинг в России
В нашей стране насчитывается 26 официальных краудфандинговых платформ. С 2019 года в нашей стране действует вышеупомянутый закон, регулирующий сферу. Неквалифицированные инвесторы могут вкладывать в проекте от ₽5 тыс. до ₽600 тыс., а профессиональные — неограниченные суммы.
В 2020 году общий объем сделок с использованием таких платформ составил более ₽7 млрд. При этом более 60% средств привлекли путем краудлендинга, когда бэкеры предоставляют краткосрочные займы юридическим и физическим лицам.
Вот несколько известных российских платформ
Planeta.ru (2012 год) — самая крупная краудфандинговая платформа в стране. Она не занимается сбором средств для коммерческих проектов и на политическую деятельность. Обычно на Planeta.ru ищут финансирование для творческих и благотворительных проектов. Кстати, ее первым проектом стал сбор средств на запись новой студийной пластинки «Би-2». Площадка работает по принципу «минимум 50%». Если фаудер собирает половину заявленной суммы и гарантирует выполнение обязательств, площадка берет комиссию 15%, если же сбор средств достигает 100% и выше, — то 10%. При работе же с проверенными благотворительными фондами площадка работает по принципу «оставить всё собранное». У Planeta.ru также есть собственный интернет-магазин.
Boomstarter (2012 год) — крупнейшая в стране платформа для финансирования бизнес-проектов, технологических, творческих и социальных инициатив. Считается отечественным аналогом Kickstarter. Площадка работает по схеме «все или ничего». В этом случае автор получает деньги, только если его проект достигает цели. На платформе работают кураторы, которые помогают потенциально успешным проектам. Самым популярным проектом площадки, который собрал 1063% от заявленной суммы, стал фильм «28 панфиловцев».
Kroogi (2007 год) — самая старая краудфандинговая площадка, которая подходит для размещения творческих проектов, если уже есть контент. Работает по схеме «заплати, сколько считаешь нужным» с комиссией в размере 15%. На площадке размещали альбомы Борис Гребенщиков и «Аквариум», другие музыканты. Есть возможность запретить скачивать свой материал бесплатно, либо, наоборот, полностью отказаться от возможности получать вознаграждение. Неактивна с 2018 года.
Поток (2015 год) — крупнейшая платформа p2b-кредитования в стране. Представители малого бизнеса могут получить заем на развитие от инвесторов. Возможность инвестировать есть не только у физлиц, но и у ИП и компаний. Платформу запустил Альфа-банк.
Город денег (2014 год) — площадка кредитования малого и среднего бизнеса частными инвесторами. Бэкеры выбирают интересные проекты и предлагают получить у них заем. Фаундеры могут выбрать самые лучшие предложения от инвесторов по результатам электронных торгов. Комиссия площадки составляет от 3% до 6%.
Зарубежные платформы для краудфандинга
Для продвижения своего проекта можно использовать как российские, так и зарубежные площадки. Вот несколько самых крупных:
Kickstarter (2009 год) —первая популярная краудфандинговая площадка, чьи создатели сделали популярным термин «краудфандинг». Подходит для коммерческих проектов в творческой, научной и производственной областях. Это крупнейшая площадка с большой аудиторией, где относительно легко собрать деньги. Однако не все проекты подходят под условия платформы, а описывать их нужно на английском языке, либо делать под англоязычную аудиторию. Кроме того, если проект не собрал нужную сумму, то деньги возвращаются бэкерам.
Indiegogo (2008 год) — площадка, которая подходит для творческих, благотворительных проектов и даже личных целей. Фаундер может забрать всю сумму, которую он привлек. Однако платформа берет серьезную комиссию до 9%. Все проекты также должны быть представлены на английском языке.
Patreon (2013 год) — платформа, которая позволяет подписчикам финансово поддержать своих любимых блогеров, музыкантов, подкастеров и артистов путем платной подписки на их каналы. 5% комиссии идет на поддержку самого сайта.
AngelList (2010 год) — самая известная платформа для стартапов и бизнес-ангелов. Подходит для ИТ-проектов. Она также предоставляет информацию о вакансиях и общую информацию об учредителях. Можно использовать как модель долевого капитала, так и акционерный краудфандинг. Одним из известных пользователей площадки была Uber.
Сrowdfunder (2011) — платформа, которая работает по системе вознаграждений. Подходит для творческих и увлекательных бизнес-идей, а также стартапов, которые не имеют поставленных целей. Комиссия с успешного сбора составляет 5%.
Краудфандинг: секреты успеха
Нужно помнить о том, что собранные путем краудфандинга средства тоже считаются доходом. Физическое лицо платит подоходный налог от всей суммы привлеченных денег, а ИП или компания выплачивают налог на доход согласно выбранной системе налогообложения. НКО может оформить сбор денег как пожертвование.
Что такое крауд-маркетинг?
Крауд-маркетинг – это тщательный анализ целевой аудитории для любого объекта маркетинга, позиционирующийся в социальных сетях, блогах, форумах определенной тематики, а также в опросниках и сервисах ответов. То есть, это работа с целью популяризации товара или услуги в разнообразных сообществах интернета.
Основной целью данного вида маркетинга является стимулирование роста продаж посредством удовлетворения потребностей ЦА. Давайте поговорим о крауд-маркетинге подробнее!
Как работает крауд-маркетинг?
Фактически, цель крауд маркетинга – массовая популяризация нужного объекта, путем формирования общественного мнения о нем. Маркетологи группы генерируют и управляют особыми инструментами: отзывами, рекомендациями о бренде, услуге, ресурсе и так далее. Размещение нужной информации происходит очень мягко (только на тематических форумах и других сообществах, которых изначально интересовала заданная тема). Техника крауд-маркетинга не предполагает размещение прямых гиперссылок (хотя это тоже возможно). Агитация идет посредством создания мотивации, упоминания объекта маркетинга и так далее.
Какие задачи ставит перед собой крауд-маркетолог?
Ссылочная система в крауд-маркетинге
Следует отметить, что часто приходиться разбавлять покупной трафик с ссылок, а также поисковый поток клиентов при помощи специальных умений маркетолога.
Одним из важных моментов в раскрутке сайта является большой ресурс ссылочной массы. Нагнать “ресурс” в сжатые сроки и поможет крауд-маркетинг. Он поможет сгенерировать качественные, запоминающиеся поисковикам ссылки. Таким образом уменьшается заспамленность и увеличивается масса качественного контента, ведущего на продвигающийся сайт.
Отличный инструмент маркетинга
Самая главная задача современного маркетинга – это максимальная популяризация целевого объекта (компания, бренд, личность и т.п.). В случае использования крауд-маркетинга популярность повышается естественным путем: наращивается количество упоминаний ресурса, его цитируемость и другие полезные факторы.
Однако такой вид маркетинга подходит только для определенных площадок, подходящих под такие требования, как:
Несколько полезных советов по крауд-маркетингу
Итак, при низкой популярности компании, бренда или товара можно смело использовать крауд-маркетинг. Он поможет исправить ситуацию и привлечь аудиторию.
Но все ли могут воспользоваться крауд-маркетингом? Дело в том, что у крауд-маркетинга существует несколько ограничений, а также способов повышения популярности. Их мы и рассмотрим подробнее.
Даже большое количество отзывов, ответов и комментариев может не помочь запустить цепную реакцию популяризации. Потребители должны вступить в живой разговор, дискуссию. Только после этого можно сказать, что план сработал.
Отличным примером работающего крауд-маркетинга являются беседы о новом бренде или товаре, создаваемые PR-специалистами. После этого грамотно составленные отзывы начинают комментировать и другие покупатели/клиенты.
В случае работы маркетологов с уже известной компанией, имеющей определенную репутацию, нужно направлять разговоры пользователей в правильное русло.
Также методика привлечения толпы поможет обрести целевую аудиторию при помощи посещения различных тематических сайтов, форумов, социальных сетей и так далее.
Кому не следует пользоваться крауд-маркетингом?
Эффекта не получится добиться, если:
Типы крауд-маркетинговых площадок
Сайты-отзовики
Ресурсы сильно напоминают электронный вариант официальных книг жалоб, а также предложений, которые можно встретить в каждой компании, магазине, организации. Большое количество пользователей постоянно ищет там актуальную информацию.
Самых известных представителей таких сайтов можно найти на первой же странице поисковика. Обычно они не имеют конкретной тематики, ведь обсуждается абсолютно все. Но можно поискать и более узконаправленные отзовики (например, конкретно о косметике, различных развлекательных заведениях, туризме и так далее).
У каждого ресурса будут иметься и недостатки. У отзовиков их несколько:
Тематические форумы
Форумы – это кладезь заинтересованных пользователей. Тут делятся своими проблемами, спрашивают совета и просто находят единомышленников. Именно поэтому грамотный крауд-маркетинг поможет получить приличный прирост трафика именно с этих площадок. Чтобы быстро найти форум нужной тематики нужно набрать в поиске самый популярный ключ и фразу inurl:forum.
Социальные сети
Крупные сообщества всегда наполнены разнообразной информацией. Здесь можно найти абсолютно все.
Все просто: вбиваем в поиск нужный вопрос и получаем подобные комментарии, отзывы и ответы. В таких обсуждениях и нужно оставлять информацию о себе, своем товаре или компании.
Вторым действенным инструментом в работе с соцсетями является специальная программа или онлайн сервис, подбирающий нужную тематику, город и ключевые фразы. Это называется парсингом. Один из самых известных сервисов называется Лидсканер.
Сайты вопросов
Площадки ответов и вопросов являются отличной почвой для крауд-маркетинга. Найти их просто через обычный поиск. Самыми популярными на данный момент являются такие ресурсы, как: Тостер, Mail-ответы и другие.
Лучше начинать свой пост с наводящего вопроса. Например, «Что выбрать…», «Что лучше…», «Какое мнение о …».
Различные справочники
Не стоит забывать и о сборниках всех компаний, магазинов и других организаций. В электронном виде можно не только найти интересующую тематику, но и почитать отзывы, или их написать. Упоминание своего объекта – это отличный шанс получить нужный результат.
Общие маркеты
Существуют ресурсы, которые собирают с сайтов прайс-листы с ценами и наименованиями, предоставляя пользователям отличную сравнительную картину стоимостей разнообразных товаров в их городе и в разных магазинах. Самым популярным таким сайтом является Яндекс.Маркет.
Удобство заключается в первых местах поисковой выдачи, а также возможности размещать подробные отзывы. Особенно выгодными такие площадки будут, конечно же, для интернет-магазинов различных товаров.
Финальные рекомендации
Прежде чем начинать постинг, обязательно составьте график своих публикаций на выбранных площадках. Каждый отзыв или комментарий должен писаться именно под выбранный сайт, а публикации не должны появляться на ресурсах в один и тот же день.
Чтобы достигнуть хороших результатов и действительно увеличить популярность бренда или товара, а также привлечь целевую аудиторию, заниматься крауд-маркетингом нужно постоянно. Чтобы поддерживать высокую репутацию, интерес публики должен подогреваться регулярно. При ответственном подходе крауд-маркетинг дает поразительные результаты.
Материал подготовлен: greebn9k (Сергей Грибняк), awedov (Евгений Аведов), silmarilion (Андрей Хахарев)
Крауд-маркетинг — что это такое и как он работает
В этой статье мы расскажем о самом противоречивом, но от этого не менее эффективном методе продвижения — крауд-маркетинге (crowd-marketing).
Крауд-маркетинг — это ход коммуникации с целевой аудиторией на просторах Интернета для повышения интереса к определенному продукту, бренду.
Проще говоря — это посев ненавязчивых рекомендаций-отзывов о компании на тех сайтах, где обитает ее целевая аудитория.
Крауд маркетинг для SEO играет большую роль – начиная от разбавления ссылочной массы и заканчивая местом в ТОП-3.
После размещения ссылки ее проверяют боты поисковых систем, после индексации размещения пост появляется в выдаче.
Главными задачами являются:
90−95 процентов целевой аудитории не будут брать малоизвестный или вовсе неизвестный продукт. Благодаря крауд-маркетингу значительно увеличивается узнаваемость, так как у людей появляется доверие к бренду, когда они читают, что многие уже этот товар покупали и остались довольны.
Размещение ссылок на трастовых сайтах с хорошим трафиком передает акцептору часть своего трафика. Будьте внимательны — эффект можно получить только от тематических доноров!
Если размещать естественные посты, потенциальным клиентам будет интересно узнать больше о бренде/товаре и они будут изучать Ваш сайт. Снижение процента отказов — один из важных факторов ранжирования.
Разбавление профиля также немаловажно для максимально естественного продвижения сайта. Без разбавления ссылочного профиля поисковые системы могут посчитать, что Вы только покупаете SEO, а органики нет, впоследствии наградить Ваш сайт фильтром.
Крауд-маркетинг сформировался 6 лет назад и уже стал очень популярен.
Размещение комментариев с кликабельной (активной) ссылкой на сайт заказчика на форумах, на сайтах вопросов-ответов, в соцсетях и блогах;
Представляет собой постинг отзывов на сайтах-отзовиках. К примеру, у только что появившейся компании еще нет отзывов или на нее заказывают лавину отрицательных комментариев, нужно срочно исправлять эту ситуацию. Для этого существуют сайты-отзовики на которых публикуются положительные отклики о данной компании/продукте/бренде.
Написание упоминаний (без ссылок на сайт) о компании в профильных сообществах, блогах, форумах. Этот вид постинга напоминает размещение отзывов, но размещаются они в тех местах, где обитает целевая аудитория этого продукта. Мы упоминаем в комментариях название фирмы/продукта/бренда, адрес, контактный номер менеджера. В некоторых случаях это намного эффективнее, чем проставление ссылок, поскольку не выглядит как спам и вызывает больше доверия.
Это сайты, где пользователи могут поделиться своим мнением об обращении в компанию. Негативные отзывы на таких сайтах могут привести к потерям продаж, а позитивные — повышают продажи и привлекают новых клиентов. Зарегистрировав свою компанию на всех популярных отзовиках, можно получить объективную обратную связь от реальных клиентов и улучшить качество работы.
В виде комментариев в существующих тредах; создания новых тем в тематических разделах; инициирования обсуждений из 4−5 сообщений, один из которых — со ссылкой на сайт клиента.
Это платформы, предназначенные для построения социальных взаимоотношений в Интернете. Пользователи оставляют комментарии к постам других аккаунтов либо комментируют обсуждения в профильных сообществах. Порой удачно оставленный комментарий с рекомендацией дает сотни лидов, не пренебрегайте этим видом продвижения!
Это сайты, где пользователи задают интересующий их вопрос (например, Где купить гипоаллергенный шампунь?). Ваша задача — помочь пользователям найти товар/компанию/услугу, в которой они действительно нуждаются здесь и сейчас. Если Вы продаете розовых слонов и ими еще никто не интересовался — не отчаивайтесь! Инициируйте обсуждение сами: задайте вопрос «Где бы мне купить розового слона в подарок любимой жене на День рождения?» и через некоторое время (2−3 дня) от лица другого пользователя напишите ответ со ссылкой на свой сайт. А вдруг Ваша идея подарка станет новым трендом?:)
Это структурированный перечень ссылок на сайты компаний с кратким описанием. На данных площадках обязательно зарегистрируйте карточку компании с активной ссылкой на сайт, особенно если работаете в узкой тематике.
Это всем известные порталы приложений, на которых также можно оставлять отзывы и тем самым формировать их рейтинг.
Это сайты, на которых ленту новостей ведет один человек (либо компания). Крауд-маркетинг реализовывается в виде комментариев под статьями или самостоятельных статей, в которых можно рассказать о пользе того или иного продукта и намекнуть, где его можно приобрести.
Это позволит достичь наибольшей заинтересованности целевой аудитории, потому что Вы знаете ее потребности как никто другой. Но предупреждаем сразу — на лавину трафика от своих комментариев не рассчитывайте. Максимум, чего Вы сможете достичь работая лично — это небольшое количество натуральных ссылок и маленький рост посещаемости. Этот метод идеально подходит для малого бизнеса.
Поручить размещение постов фрилансеру — не сложно, но есть вероятность, что человек «с улицы» плохо разбирается в тематике, а значит на его обучение/введение в курс дела может уйти немало времени.
Нанимая удаленного сотрудника, Вы берете на себя риски того, что он пропадет с предоплатой; просто пропадет; сделает халтуру; не изучит продукт; благородно откажется от выполнения проекта (равно потеря времени).
Конечно, в этом сотрудничестве есть свои преимущества и положительные аспекты:
Крауд-маркетинг
Крауд-маркетинг, что это простыми словами? Начнем с классического определения, а точнее перевода самого термина с английского на русский язык. Итак, crowd – толпа и marketing – продвижение товара, услуги или бренда. Оперируя только дословным переводом, получаем такое значение, крауд-маркетинг – это технология массового привлечения целевой аудитории к продуктам компании. Делается это посредством рекомендаций и комментариев на тематическом ресурсе. В контенте поста, статьи или обсуждения размещается ссылка на обсуждаемый сайт. Самые популярные площадки для крауд-маркетинга – это различные форумы, соц-сети, сайты с рекомендациями и отзывами.
В среде интернет-маркетологов зачастую можно встретить такое определение crowd-marketing – это нативная (естественная, ненавязчивая) реклама о бренде и продуктах компании на сайтах, где находится целевая аудитория. По сути, те же отзывы и рекомендации, но «замаскированные» под естественное общение.
Преимущества и недостатки технологии
Как любой инструмент интернет-маркетинга, крауд-технология имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим основные преимущества:
Однако умный подход к крауд-маркетингу, конечно, позволит свести все риски к минимуму. Так что бояться не нужно, но действовать следует осторожно.
Какие задачи решает крауд-маркетинг?
Основных направлений в этой технологии четыре:
Кому крауд-маркетинг не «зайдет»?
Эта технология в России появилась не так давно – 6-8 лет назад. Пользу от массового привлечения покупателей уже получают интернет-магазины, различные стартапы, вебмастера и SEO-агентства, интернет-маркетологи, владельцы раскрученных блогов, порталов и групп в соцсетях.
Однако существуют направления, которым crowd-marketing не подходит:
Как работает технология?
Алгоритм запуска крауд-маркетинга достаточно прост, но не стоит забывать о нюансах, указанных в недостатках технологии. Итак, как работает:
Когда ждать результат от крауд-маркетинга? Здесь всё индивидуально. Средний период, когда можно анализировать результаты кампании – это 2-3 месяца. Объемы трафика и рост продаж также зависят от выбранной ниши и количества публикуемых ссылок.
Пример крауд-маркетинга: чтобы онлайн-магазину бытовой техники получить заметный эффект от технологии, следует размещать на тематической площадке от 200 ссылок только по одной группе товаров. Обратный пример, для продажи садового инвентаря достаточно публиковать 40-50 ссылок.
Стратегии крауд-маркетинга
В практике крауд-маркетолог использует три основные схемы:
Как правильно внедрять крауд-технологии?
Маркетингом можно заниматься самостоятельно или доверить работу специалистам. В любом случае нужно понимать, как оценивать правильность подхода. Рассмотрим основные критерии:
Главные ошибки в крауд-маркетинге – это завышенные ожидания от технологии, неправильное определение тематики/типа площадки, перебор с рекламными текстами. Не стоит ждать, что только один crowd-marketing поднимет продажи или позиции сайта в поиске. Это один из способов, но не панацея. Размещая только рекламные посты на доверие пользователей можно не рассчитывать.
Ещё одна ошибка – это выбор площадки только по SEO-показателям. Обратные ссылки могут говорить о трасте донора, а могут и ничего не говорить. Например, пользователи ссылаются на другие сайты без какой-либо системы. Выбрав такую площадку, вы не получите ожидаемого трафика.
Типы площадок для крауд-маркетинга
Перечислим основные виды:
Как реализовать крауд-технологию?
Рассмотрим наиболее популярные пути реализации:
Крауд-маркетинг своими руками. Самостоятельно работать с массовым трафиком сложно, но можно. Придется подключать различные автоматические сервисы и системы. И даже в этом случае рассчитывать на «бум трафика» на свой проект не приходится. Самому можно немного поднять посещаемость и получить некоторое количество ссылочной массы. Для микробизнеса – это идеальное решение.
Фриланс. По сути, то же самое, что и выше. Разница в том, что созданием и размещением постов занимается человек с биржи «свободных художников». Удаленный сотрудник/исполнитель позволит сэкономить время и в какой-то мере деньги. На биржах можно найти специалистов-профессионалов, которые берут за свои услуги меньше, чем агентства продвижения. Недостаток в том, что в коммерческую тайну посвящается третье лицо. Кроме того, можно получить явную халтуру от недобросовестного исполнителя. Нюансов в работе с фрилансерами хватает.
Крауд-маркетолог в офисе. Штатный специалист – эту роскошь могут себе позволить крупные компании. Однако часто маркетолог берет на себя обязанности крауд-продвижения. Зачастую нанимается команда удаленных помощников для написания и размещения постов. Плюсы очевидны – штатный маркетолог профессионально вникает во все тонкости продвижения. За это ему платится зарплата. Кроме того, руководитель может контролировать работу сотрудника и процесс выполнения задачи.
Популярные сервисы крауд-маркетинга
Резюме
Мы изучили, что такое крауд-маркетинг. Подробно разобрали преимущества и недостатки технологии, алгоритм работы и стратегию реализации. Познакомились с основными площадками и сервисами для крауд-маркетолога.