Краудфандинговой кампании что это

Что такое краудфандинг простыми словами и как это работает

Вы давно хотели открыть свое дело, но оттягивали с реализацией планов из-за нехватки денежных средств? Самое время воспользоваться помощью коллективного финансирования.

Игорь и Василий – студенты 2-го курса инженерного университета. Они долго трудились над разного рода изобретениями, желая создать что-то уникальное и полезное для общества. Недавно они придумали робота, который помогал бы слабовидящим людям хорошо ориентироваться в пространстве. Но на реализацию этого проекта у студентов не хватает средств. Как быть в такой ситуации? Неужели эта задумка так и останется на бумаге?

Удобный способ привлечь финансирование – это воспользоваться краудфандингом. Что это за новое понятие и как оно работает?

Что такое краудфандинг

Это метод сбора денег на реализацию и поддержание научных, творческих, социальных, экологических и других идей. То есть желающие вкладывают средства или привлекают спонсоров, которые затем могут получить прибыль с финансируемых проектов. Но это также осуществляется и на безвозмездной основе, когда добровольно отдают средства для поддержки понравившегося стартапа или на благотворительность.

Для начала обратимся немного к истории. Само понятие «краудфандинг» в 2006 году придумал журналист Джефф Хау. С английского языка оно переводится как «общественное финансирование». Этим термином начали оперировать совсем недавно, но метод сбора средств существовал уже в прошлом столетии.

В начале XX века жители села Турнаева и соседних поселений объединили деньги для строительства Серафимовской церкви, первой на тот момент в Сибири. Всего им удалось собрать примерно 12 тысяч царских рублей.

В настоящее время краудфандинг реализуется чаще всего через интернет, то есть средства собираются через специальные онлайн-платформы. Первым в истории примером такой операции считается «спонсирование» гастролей рок-группы Marillion в 1997 году. Американские поклонники осуществляли акцию по всей стране и собрали более 60 тысяч долларов.

Где применяют краудфандинг и как он работает

Средства собирают для абсолютно разных целей. Можно помочь в реализации художественных, образовательных, технических проектов. Например, в открытии языковой школы, создании настольной игры, изобретении уникального чистящего средства для окон и многого другого.

Большая часть краудфандинга осуществляется на специальных интернет-платформах, но сбор денег происходит с помощью СМИ или даже через социальные сети. В новостях по телевидению показывают репортажи про детей, нуждающихся в лечении, или людей, находящихся в сложной жизненной ситуации и с финансовыми трудностями. Обычно просят отправить СМС с суммой пожертвования. Средства перечисляются в фонд, который сам их распределяет. В данном случае речь идет о о безвозмездном пожертвовании, фандрайзинге. Этот термин означает привлечение денежных ресурсов на социальные и благотворительные цели.

Также люди могут воспользоваться краудфандингом и для личных целей. Например, студент не может себе позволить оплатить учебу в университете; человеку не хватает для путешествия или на покупку машины. В таких социальных сетях, как Инстаграм или Вконтакте, в группах или на личных страницах иногда размещают объявления о помощи для поддержания творчества. Владелец страницы указывает данные карты, куда перечислять средства, или ссылку на краудфандинговую площадку.

Чтобы собрать денежные средства, автору краудфандингового проекта нужно указать точный срок окончания инвестирования и саму сумму.

Василию и Игорю необходимо 2 млн рублей, чтобы создать робота для помощи слабовидящим. Срок они определили в 6 месяцев.

Преимущество данного метода – это прозрачность денежных перемещений. То есть инвестор (бэкер) должен быть уверен, что его деньги не потеряются, а пойдут на реализацию задуманного.

Если говорить про благотворительность, то это безвозмездное вложение денег. Человек протягивает руку помощи и не ждет от этого прибыли. Чего нельзя сказать о стартапах. Если человек решил инвестировать в бизнес, то он в дальнейшем может получить прибыль. При условии, что проект окажется успешным и принесет много денег, инвестору полагается часть внесенных средств или их полная сумма.

Покупая акции в стартапе, вы, с одной стороны, рискуете, потому что не знаете, начнет ли процветать бизнес. Но с другой стороны, можете рассчитывать на увеличение вложений, если акции вырастут в цене.

Виды краудфандинга

Самые известные платформы для краудфандинга

Существуют специальные платформы для регистрации краудфандинга. Чтобы начать сбор денег, необходимо выбрать площадку, которая подходит для реализации именно данного проекта. Все действия инвесторов и авторов регулирует 259 Федеральный закон РФ.

Важно: чтобы основать краудфандинговую платформу, нужно зарегистрировать юридическое лицо и получить разрешение на такую деятельность. Что можно сделать, если вам еще нет 18 лет, можно прочитать в статье.

Перед тем как опубликовать проект на площадках, подумайте, будет ли он востребован и принесет ли прибыль. Это необходимо учесть в первую очередь, если бэкерам обещают вознаграждение или проценты.

Также ознакомьтесь с требованиями и условиями платформы. Некоторые из них ставят жесткие правила: если автор не сможет собрать необходимую сумму к указанному сроку, то он ничего не получает. С одной стороны, это мотивация придумывать заранее выгодные проекты, но с другой – огромный риск остаться с нереализованной задумкой.

Поэтому сначала стоит прочитать отзывы о площадке, узнать о ее репутации и собрать информацию у тех, кто уже имел опыт работы с ней.

Как разместить проект? Для начала расскажите о задумке так, чтобы убедить: этот проект принесет пользу. Чтобы привлечь больше внимания и подробнее продемонстрировать задуманное, можете записать видео.

Затем установите срок для окончания взносов и укажите нужную сумму. Напишите о вознаграждениях для спонсоров. И дайте рекламу в печатных, онлайн-СМИ, опубликуйте новость в социальных сетях. То есть воспользуйтесь всеми каналами для распространения.

В России

В России официально действуют 26 краудфандинговых платформ. В 2020 году с помощью данных интернет-ресурсов провели сделок на более чем 7 млрд рублей.

Рассмотрим некоторые популярные действующие российские площадки.

Boomstarter

Одна из первых в стране – основана в 2012 году. Действует принцип «все или ничего». Если автор вовремя не соберет финансы для проекта, то теряет все средства. Самым прибыльным вложением площадки является художественный фильм «28 панфиловцев» – собрали 1 063% от нужной суммы.

Planeta.ru

Крупнейшая в России. Осуществляет сбор средств для коммерческих, творческих и политических проектов. Также работает и с благотворительностью. Устанавливает такие правила: если автору удается получить половину необходимой суммы, то он платит 15% комиссии, а если всю сумму – то 10%. Платформа знаменита благодаря первому успешному проекту – сбору финансов для альбома российской группы «Би-2».

Василий и Игорь воспользовались данным онлайн-ресурсом. У них получилось собрать только половину суммы1 млн рублей. Согласно правилам Planeta.ru они заплатят 15% комиссии, то есть 150 тысяч. Но как поступить и откуда взять недостающие средства?

С помощью новой акции от Совкомбанка «0% по Халве+0% по кредиту» возможно взять в кредит до 30 млн рублей. Необходимо заполнить заявку на сайте и получить одобрение.

«Город денег»

Платформа удобна для инвесторов, которые финансируют малый и средний бизнес. Действуют электронные торги, благодаря которым фаундеры выбирают выгодные предложения. Комиссия – от 3 до 6%.

«Поток»

Функционирует в сфере p2b-кредитования (когда бэкер является физлицом, а заемщик – юридическим лицом). Здесь делать вложения имеют право как физлица, так и какие-либо организации. Представители малого бизнеса могут получить поддержку бэкеров.

В мире

На иностранных платформах действуют зарубежные платежные системы, что может вызвать сложности у пользователей из России. Поэтому зарегистрироваться там и реализовывать задуманное, скорее всего, не получится. Но если интернет-ресурс позволяет осуществить валютный перевод, ознакомьтесь с подробностями этой операции.

Kickstarter

Ее создатели популяризировали само понятие «краудфандинг». Инвестирование доступно для всех видов проектов, но опубликовано все должно быть на английском языке. Если фаундеру не удалось собрать всю сумму – вложения отдают обратно инвесторам. Известен нашумевшим проектом «умные часы», финансирование которого составило 10 266%. Однако российским пользователям там зарегистрироваться нельзя: площадка доступна для жителей США, Австралии, Новой Зеландии, Канады и некоторых стран Европы.

Indiegogo

Краудфандинговая платформа, где реализуется сбор денег для художественных, благотворительных проектов и для личных задумок. Осуществлено уже более 200 000 проектов. Устанавливает следующие правила: в случае неудачи или если автор передумал он вправе забрать полную сумму, но при этом заплатит 9% комиссии.

Patreon

Довольно известная площадка, которой активно пользуются блогеры для сбора финансовой помощи (донатов). Иными словами: поклонники платят за подписку на канал, тем самым поддерживают кумира. Сайт забирает 5% с вложений.

Чем краудфандинг отличается от краудсорсинга

Оба являются методами привлечения помощи для реализации задуманного проекта. Различаются они тем, что краудфандинг позволяет собрать необходимые финансовые средства, а благодаря краудсорсингу вы найдете именно исполнителей.

Анна решила открыть магазин одежды. Уже нашла помещение, заключила договор с поставщиком, выбрала бренды для сотрудничества, наняла часть штата, но еще не определилась с дизайном вывески. Подумав, она разместила объявление на краудсорсинговой платформе, обозначив вознаграждение за услугу – скидку на ассортимент в шоуруме.

Существует два варианта для «коллективного труда».

Опубликованное объявление о проекте должно привлекать как можно больше желающих. Для этого опишите конкретно само задание и что вы желаете увидеть в конечном итоге. Установите срок выполнения задачи и укажите, какое вознаграждение получит исполнитель. Чем детальнее вы продумаете эти моменты, тем больше мотивации будет у работников.

Преимуществом такой системы по поиску человеческих ресурсов является экономия времени и денег. То есть работодателю, если речь идет о разовых задачах, не надо нанимать в штат специальных людей и ежемесячно им платить.

Подводя итоги, отметим: на средства, собранные коллективным финансированием, распространяется налог в размере 13%. Как физлицо, так и фирма платят проценты за доход.

Источник

Ликбез по краудфандингу в России: как начать, что нужно знать и где бесплатно научиться собирать средства на важные проекты

Краудфандинг — удобный способ реализовать проект, который принесет радость и пользу вам и другим людям. Чтобы собрать средства и осуществить задуманное, нужно знать тонкости этого процесса. Рассказать о них читателям «Ножа» мы попросили экспертов крупнейшей краудфандинговой платформы России Planeta.ru. Материал приурочен к старту «Летней школы краудфандинга» — онлайн-марафону платформы, который пройдет с 20 июля по 7 августа и научит всех желающих создавать и продвигать проекты.

Участие бесплатное, присоединиться можно до 19 июля по ссылке.

Чем краудфандинг отличается от благотворительности?

Краудфандингом можно собирать деньги и на благотворительные проекты, но не только. Благотворительность — это безвозмездная поддержка, а в краудфандинге участник проекта получает вознаграждение: экземпляр книги, на печать которой скидываются всем миром, упоминание в титрах фильма, сертификат в кафе, футболку с логотипом фестиваля и т. д.

Если, собирая средства, вы взываете к состраданию, ваш проект благотворительный. Если же вы взываете к созиданию, предлагаете людям сделать что-то необязательное, но полезное, нужное или просто приятное, что можно реализовать только совместными усилиями многих участников, — это краудфандинговый проект.

Краудфандинговые платформы нужны, чтобы обо мне узнали больше людей и мне дали больше денег, да?

Не совсем. Простейший способ быстро собрать много денег — попросить их у знакомых. Краудфандинговые платформы же ценны прежде всего удобством сервиса, они — как Uber для проектов.

Вся информация о том, что вы хотите сделать, размещается на одной странице, перечисление средств происходит любым удобным способом, безопасно и без необходимости афишировать платежные данные, а адреса людей, которым нужно будет выслать вознаграждение, собираются автоматически. Это сильно экономит время и позволяет создателю сосредоточиться на самом проекте, не думая о технических деталях.

Краудфандинговой кампании что это. Смотреть фото Краудфандинговой кампании что это. Смотреть картинку Краудфандинговой кампании что это. Картинка про Краудфандинговой кампании что это. Фото Краудфандинговой кампании что это

Кроме того, площадка гарантирует прозрачность: документы авторов проекта проверяются, а динамика сбора средств видна всем. Люди знают, что это не мошенничество и в случае недобора до финансовой цели деньги вернутся обратно.

А еще вам не придется объяснять банку и налоговой, откуда на вашем счету взялась солидная сумма: инициаторы сбора средств заключают договор с платформой, спонсоры получают электронные чеки — всё по закону.

Как всё происходит — я создаю проект, его сразу видит вся аудитория краудфандингового сайта и донатит мне?

Успешность вашего проекта в первую очередь зависит от вас самих, вашей находчивости и активности, преданности делу, на которое вы решили собрать деньги. Вам понадобится участие и близких, и друзей, и поклонников, именно они сделают первые взносы и разнесут весть о проекте с помощью сарафанного радио.

Уже после того, как приличная часть суммы — обычно это 20–25% — будет собрана (и этим вы подтвердите серьезность намерений), в дело может вступить платформа со своими мощностями: ее сотрудники начинают рассказывать о проекте в соцсетях, делают рассылку по базе участников, подключают инфоподдержку в СМИ и продвигают проект на главной странице сервиса.

Как показывает практика, чем полезнее с точки зрения общественности дело, которое вы затеяли, и чем качественнее оформлен проект, тем больше в сборах вам поможет платформа.

Но я не умею продвигать свои инициативы, мне как-то неудобно просить денег у незнакомых людей… Как это делается-то вообще?

Вкратце — краудфандинг не похож на хождение с протянутой рукой, скорее это поиск друзей и единомышленников, которые разделяют ваши интересы и которым вы будете готовы продать плоды своего труда по минимально возможной цене.

До старта проекта нужно придумать разные оригинальные активности и инфоповоды, собрать базу блогеров и СМИ, которым будет интересно о вас рассказать, освоить азы SMM и email-маркетинга, подумать, какие близкие по духу проекты могут поделиться с вами своей лояльной аудиторией. Регистрируйтесь в «Летней школе краудфандинга» — и вас всему этому бесплатно научат.

Что нужно, чтобы запустить мой проект?

Основных элементов четыре:

Теперь о каждом по порядку.

1. Финансовая цель: как мне рассчитать, сколько денег нужно собрать?

Посчитайте себестоимость проекта по минимуму. Учитывайте, что краудфандинговые проекты существуют не как способ заработка, они — средство реализовать хорошую инициативу, не влезая в кредиты.

К этой минимальной сумме добавьте комиссию платформы и платежных систем, расходы на доставку вознаграждений и налог (он зависит от того, выступаете ли вы как физлицо, ИП или юрлицо).

Помните: чем меньше итоговая сумма, тем больше шансов ее собрать. Если вам нужно много денег — разбивайте свою инициативу на несколько проектов и параллельно ищите другие источники финансирования.

Кстати, во сколько мне обойдется участие крауд-платформы?

Из крупных многопрофильных платформ, помимо Planeta.ru, в России работают Boomstarter и CrowdRepublic. У каждой площадки свои правила, с ними важно ознакомиться до запуска. Кто-то берет фиксированную плату за запуск проекта. Кто-то работает по принципу «всё или ничего» и переводит деньги, только если автор достигает заявленной финансовой цели в полном объеме.

На Planeta.ru действует система «50%+»: если автор собирает не менее половины от заявленной финансовой цели и гарантирует, что этих денег хватит на реализацию идеи и выполнение обязательств перед участниками (а в России краудфандинг часто работает как краудсорсинг: за время кампании могут найтись люди, готовые участвовать не финансово, а ресурсно, тем самым уменьшая расходы), комиссия платформы и платежных систем составляет 15%.

Если автор собирает всё и даже пересобирает, то общая комиссия площадки и платежных систем составит 10%. Если автор не собрал и половины, деньги в полном объеме возвращаются аудитории, а автор не платит ничего.

Краудфандинговой кампании что это. Смотреть фото Краудфандинговой кампании что это. Смотреть картинку Краудфандинговой кампании что это. Картинка про Краудфандинговой кампании что это. Фото Краудфандинговой кампании что это

Если я не успел собрать всю сумму, могу я продлить сбор? И что происходит, если собрать получилось больше ожидаемого?

Внимательно читайте правила площадки. На Planeta.ru автор может продлить кампанию один раз на срок, не превышающий изначально заявленный. Максимальный срок размещения — 100 дней. Авторы благотворительных проектов могут продлевать их несколько раз.

Если проект собрал больше ожидаемого, отлично. Соблюдайте договоренности с участниками, оперативно отправляйте им вознаграждения, иной отчетности о средствах сверх запрошенной суммы от вас не потребуют — только возьмут комиссию.

Для благотворительных проектов условия лучше?

Да, но и требования к ним строже. Например, на Planeta.ru благотворительные проекты могут запускать только верифицированные фонды, которые проходят специальную проверку у юристов платформы.

2. Видеообращение к аудитории: обязательно ли оно? У меня нет оборудования, я не умею снимать и вообще стесняюсь

Не обязательно, но желательно: люди больше верят тем, кого узнают в лицо, посты с видео получают больше откликов и быстрее расходятся в соцсетях. Для ролика достаточно рассказа о вашей идее хронометражем полторы-две минуты, снять его можно на мобильный телефон.

Есть авторы, которым без видеоролика удалось собрать восьмизначные суммы. Например, вместо видео в проекте-рекордсмене литературного краудфандинга «Гарри Поттер и методы рационального мышления» стоит фотозаглушка — но тут стоит учитывать популярность этого фанфика и то, что идея некоммерческой печати книги понятна без особых пояснений.

3. Каким должно быть текстовое описание проекта?

Расскажите об идее, стараясь не дублировать видеообращение, а дополнить его. Чем подробнее вы распишете, на что пойдут деньги, тем больше будет доверия и лучше эффект. Хорошо работают инфографика и макеты будущих продуктов.

Например, ребята из компании по производству протезов для кистей «Моторика» достигли своей финансовой цели всего за неделю. Поскольку проект завершать досрочно нельзя, они добавили яркую инфографику, где подробно рассказали о новых целях проекта, и смогли пересобрать заявленную сумму почти в четыре раза.

4. Вознаграждения: какие лоты будут интересны людям?

Это зависит от аудитории конкретного проекта. До старта постарайтесь честно ответить себе на вопрос — кому и почему было бы интересно поддержать проект, каков возраст целевой аудитории, какие у нее интересы, где она живет и т. д.

Часто финальная цель проекта — календарь, книга, гаджет — и есть главное вознаграждение. Но лоты в проекте необязательно должны быть материальными: пользуются популярностью цифровые бонусы (электронная книга, имя в титрах, цифровая копия альбома), а также вознаграждения-эмоции (приглашение на спектакль, мастер-класс, фотосессию, прогулку, чаепитие).

Некоторые вознаграждения могут быть подарком не для потенциального участника, а для кого-то другого: например, в проекте «Документальный театр в женской колонии № 7» можно было предзаказать букет цветов актрисе, а в проекте по созданию инклюзивного кафе «Огурцы» — подарить кафе стол или стул.

Полезно добавлять новые вознаграждения по ходу кампании — это хороший инфоповод, работающий на расширение аудитории.

Я могу использовать крауд-сервис вместо собственного онлайн-магазина, чтобы собирать предзаказы на свои товары?

Вполне, так делают многие — например, независимое издательство Common place недавно собрало на Planeta.ru средства на выпуск десяти новых книг, а фотограф Иван Хафизов каждый год объявляет там краудфандинг на выпуск календарей с наличниками. Когда сбор завершен, люди всё еще могут купить лоты вознаграждений в онлайн-магазине платформы, если они остались у создателей.

Главное — не забывайте: на крауд-платформах поддерживают уникальные проекты, созданные творческим трудом конкретных людей, продавать там ширпотреб не получится.

Я не особо понимаю в финансах. Я точно справлюсь с краудфандинговым проектом?

По опыту людей, которые собирали средства, главное — не финансовая грамотность (тут как раз помогут специалисты платформы), а организованность, внимательность, коммуникабельность и ответственность.

Краудфандинговой кампании что это. Смотреть фото Краудфандинговой кампании что это. Смотреть картинку Краудфандинговой кампании что это. Картинка про Краудфандинговой кампании что это. Фото Краудфандинговой кампании что это

Вам придется не только очень активно распространять информацию о своем проекте везде, где только можно, но и после успешного сбора средств поддерживать связь с теми, кто откликнулся на вашу просьбу о поддержке: отчитываться о прогрессе проекта, договариваться о сроках производства, доставке и других деталях. Раз вы распоряжаетесь чужими деньгами, вам придется убедить людей, что они получат то, за что заплатили.

Что мне еще нужно знать, чтобы запустить свой проект?

Похожие проекты могут по-разному завершаться у разных людей, потому что в краудфандинге очень многое зависит как раз от лидера проекта, его умения зажигать толпу и вдохновлять своей идеей.

Краудфандинговые платформы отклоняют кампании, организованные с личными целями. Модерация проекта длится до трех рабочих дней, каждому проекту назначается менеджер (он не будет собирать деньги за автора, но с ним всегда можно посоветоваться). Финансовую цель проекта запрещено менять после запуска. Запуск проекта осуществляется по сканам документов, но денежные средства площадка перечисляет на расчетный счет автора только после получения оригиналов подписанных документов.

Источник

Что такое краудфандинг: обзор платформ и советы начинающим

Краудфандинговой кампании что это. Смотреть фото Краудфандинговой кампании что это. Смотреть картинку Краудфандинговой кампании что это. Картинка про Краудфандинговой кампании что это. Фото Краудфандинговой кампании что это

Краудфандинг позволяет собирать необходимые денежные средства, привлекая инвесторов, которые хотят получить доступ к проекту. Они добровольно объединяют деньги или другие ресурсы, чтобы поддержать авторов интересующей идеи.

Как правило, для краудфандингового проекта устанавливается конкретный срок окончания инвестирования. Автор или фаундер также указывает сумму, которую ему нужно собрать за это время. Принципом краудфандинга является прозрачность всех денежных потоков. Инвестор (бэкер) должен понимать, куда и в каком размере ушли его деньги. Взамен он получает либо часть будущей прибыли проекта, либо внесенные средства в полном размере. Некоторые проекты предусматривают безвозмездное пожертвование.

Обычно краудфандинг используют, когда речь идет о запуске стартапа. Этот метод сбора средств также подходит для благотворительных, образовательных, экологических проектов и интернет-площадок разного спектра, к примеру, онлайн-СМИ. В последние годы авторы проектов активно собирают деньги и на личные цели.

С чего все началось

Несмотря на то, что краудфандинг как метод сбора средств сейчас популярен в интернет-среде, его начали использовать еще 100 лет назад. Интересно, что один из первых известных примеров связан с российской историей. В 1912 году жители села Турнаево начали строить первую в Сибири Серафимовскую церковь, объединив свои деньги и средства жителей соседних деревень. Всего на церковь собрали около 12 тыс. царских рублей или около ₽7,2 млн в современных ценах.

Однако термин «краудфандинг» появился лишь в 2006 году, и его автором стал журналист Джефф Хау.

Лидерами по объемам рынка краудфандинга являются Китай, Япония, Южная Корея и США, где доля таких вложений на инвестиционном рынке составляет от 2% до 5%. В России она пока достигла только 0,15%.

Краудфандинговой кампании что это. Смотреть фото Краудфандинговой кампании что это. Смотреть картинку Краудфандинговой кампании что это. Картинка про Краудфандинговой кампании что это. Фото Краудфандинговой кампании что это

Как работает краудфандинг

Бэкеры проекта могут рассчитывать на получение той или иной выгоды, либо вкладываться в него безвозмездно. В зависимости от того, как будет расплачиваться с ними фаундер, выделяют несколько основных видов краудфандинга:

Банк России выделяет четыре типа краудфандинга:

Краудфандинговой кампании что это. Смотреть фото Краудфандинговой кампании что это. Смотреть картинку Краудфандинговой кампании что это. Картинка про Краудфандинговой кампании что это. Фото Краудфандинговой кампании что это

Что такое платформа для краудфандинга

Краудфандинг осуществляется на специальных платформах. Чтобы начать сбор денег, нужно выбрать подходящую площадку, которая будет отвечать особенностям проекта. При этом все действия фаундеров и бэкеров должны соответствовать нормам действующего законодательства, в случае с Россией 259 ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Кроме того, нужно внимательно прочитать правила платформы, чтобы не остаться без денег. Дело в том, что некоторые из них следуют политике «все или ничего». Это означает, что, если фаундер проекта выставил цель собрать определенную сумму к конкретной дате, но не смог выполнить ее, он может и не получить никаких денег.

Есть также площадки, где нужно собрать минимум 50% заявленных средств. Однако в этом случае комиссия для фаундера проекта будет выше, чем при 100%.

Даже если проект размещается на платформе, которая не выставляет подобных ограничений, необходимо самостоятельно оценить шансы на успех заявленной цели. Речь идет о тех проектах, которые предполагают вознаграждение или возврат денег бэкерам.

Полезно также узнать, как долго существует выбранная площадка, какая у нее репутация и сколько успешных проектов уже было реализовано. Можно попробовать связаться с другими фаундерами, которые размещали там свои проекты.

Краудфандинговой кампании что это. Смотреть фото Краудфандинговой кампании что это. Смотреть картинку Краудфандинговой кампании что это. Картинка про Краудфандинговой кампании что это. Фото Краудфандинговой кампании что это

Краудфандинг в России

В нашей стране насчитывается 26 официальных краудфандинговых платформ. С 2019 года в нашей стране действует вышеупомянутый закон, регулирующий сферу. Неквалифицированные инвесторы могут вкладывать в проекте от ₽5 тыс. до ₽600 тыс., а профессиональные — неограниченные суммы.

В 2020 году общий объем сделок с использованием таких платформ составил более ₽7 млрд. При этом более 60% средств привлекли путем краудлендинга, когда бэкеры предоставляют краткосрочные займы юридическим и физическим лицам.

Вот несколько известных российских платформ

Planeta.ru (2012 год) — самая крупная краудфандинговая платформа в стране. Она не занимается сбором средств для коммерческих проектов и на политическую деятельность. Обычно на Planeta.ru ищут финансирование для творческих и благотворительных проектов. Кстати, ее первым проектом стал сбор средств на запись новой студийной пластинки «Би-2». Площадка работает по принципу «минимум 50%». Если фаудер собирает половину заявленной суммы и гарантирует выполнение обязательств, площадка берет комиссию 15%, если же сбор средств достигает 100% и выше, — то 10%. При работе же с проверенными благотворительными фондами площадка работает по принципу «оставить всё собранное». У Planeta.ru также есть собственный интернет-магазин.

Boomstarter (2012 год) — крупнейшая в стране платформа для финансирования бизнес-проектов, технологических, творческих и социальных инициатив. Считается отечественным аналогом Kickstarter. Площадка работает по схеме «все или ничего». В этом случае автор получает деньги, только если его проект достигает цели. На платформе работают кураторы, которые помогают потенциально успешным проектам. Самым популярным проектом площадки, который собрал 1063% от заявленной суммы, стал фильм «28 панфиловцев».

Kroogi (2007 год) — самая старая краудфандинговая площадка, которая подходит для размещения творческих проектов, если уже есть контент. Работает по схеме «заплати, сколько считаешь нужным» с комиссией в размере 15%. На площадке размещали альбомы Борис Гребенщиков и «Аквариум», другие музыканты. Есть возможность запретить скачивать свой материал бесплатно, либо, наоборот, полностью отказаться от возможности получать вознаграждение. Неактивна с 2018 года.

Поток (2015 год) — крупнейшая платформа p2b-кредитования в стране. Представители малого бизнеса могут получить заем на развитие от инвесторов. Возможность инвестировать есть не только у физлиц, но и у ИП и компаний. Платформу запустил Альфа-банк.

Город денег (2014 год) — площадка кредитования малого и среднего бизнеса частными инвесторами. Бэкеры выбирают интересные проекты и предлагают получить у них заем. Фаундеры могут выбрать самые лучшие предложения от инвесторов по результатам электронных торгов. Комиссия площадки составляет от 3% до 6%.

Зарубежные платформы для краудфандинга

Для продвижения своего проекта можно использовать как российские, так и зарубежные площадки. Вот несколько самых крупных:

Kickstarter (2009 год) —первая популярная краудфандинговая площадка, чьи создатели сделали популярным термин «краудфандинг». Подходит для коммерческих проектов в творческой, научной и производственной областях. Это крупнейшая площадка с большой аудиторией, где относительно легко собрать деньги. Однако не все проекты подходят под условия платформы, а описывать их нужно на английском языке, либо делать под англоязычную аудиторию. Кроме того, если проект не собрал нужную сумму, то деньги возвращаются бэкерам.

Indiegogo (2008 год) — площадка, которая подходит для творческих, благотворительных проектов и даже личных целей. Фаундер может забрать всю сумму, которую он привлек. Однако платформа берет серьезную комиссию до 9%. Все проекты также должны быть представлены на английском языке.

Patreon (2013 год) — платформа, которая позволяет подписчикам финансово поддержать своих любимых блогеров, музыкантов, подкастеров и артистов путем платной подписки на их каналы. 5% комиссии идет на поддержку самого сайта.

AngelList (2010 год) — самая известная платформа для стартапов и бизнес-ангелов. Подходит для ИТ-проектов. Она также предоставляет информацию о вакансиях и общую информацию об учредителях. Можно использовать как модель долевого капитала, так и акционерный краудфандинг. Одним из известных пользователей площадки была Uber.

Сrowdfunder (2011) — платформа, которая работает по системе вознаграждений. Подходит для творческих и увлекательных бизнес-идей, а также стартапов, которые не имеют поставленных целей. Комиссия с успешного сбора составляет 5%.

Краудфандинг: секреты успеха

Нужно помнить о том, что собранные путем краудфандинга средства тоже считаются доходом. Физическое лицо платит подоходный налог от всей суммы привлеченных денег, а ИП или компания выплачивают налог на доход согласно выбранной системе налогообложения. НКО может оформить сбор денег как пожертвование.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *