Край наш ставрополье или что изучает краеведение

Конспект занятия по краеведению «Край родной мой, Ставропольский»

Край наш ставрополье или что изучает краеведение. Смотреть фото Край наш ставрополье или что изучает краеведение. Смотреть картинку Край наш ставрополье или что изучает краеведение. Картинка про Край наш ставрополье или что изучает краеведение. Фото Край наш ставрополье или что изучает краеведение Маргарита Якуба
Конспект занятия по краеведению «Край родной мой, Ставропольский»

Конспект занятияв подготовительной группе: “Край родной мой, Ставропольский”

Задачи образовательных областей:

Познание: закрепить и систематизировать знания детей о Ставропольском крае. Углублять и формировать представления детей о родном крае как части большой страны- России. Развивать логическое мышление.

Коммуникация: развивать связную речь детей; развивать навык чтения у читающих детей. Обогащать словарь детей по теме. Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Социализация: формировать любовь к родному городу, Ставропольскому краю, интерес к прошлому и настоящему. Развивать бережное отношение к достопримечательностям края, природе.

Физическая культура: обогащать двигательную активность детей, умение ориентироваться в пространстве.

Чтение художественной литературы: приобщать детей к словесному искусству, развивать интонационную выразительность речи.

Материал: иллюстрации-ландшафты Ставропольского края, животноводство и сельское хозяйство Ставропольского края, символы г. Ставрополь (флаг и герб, картины П. М. Гречишкина; детские книги А. Е. Екимцева, портреты знаменитых людей Ставропольского края, цветок «Цветик-семицветик», изображения полевых культур (пшеница, кукуруза, подсолнечник, рис, гречиха, горох, ячмень,овёс, пшеничные колосья (в вазе, бумага для печатания, карандаши простые, памятные открытки гостям и медальоны детям, хлебобулочные изделия (каравай хлеба, булочки).

Предварительная работа:беседа: «Я живу на Ставрополье», рассматривание иллюстраций о крае, карты Ставропольского края; знакомство с творчеством ставропольского художника Гречишкина П. М. и детского поэта-А. Е. Екимцева.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Нам радостно, нам весело,

Но вот пришло мгновение

Серьёзней быть пора.

Глазки хорошо открыли,

Будем думать, рассуждать

И немного удивлять.

-Нашим дорогим гостям очень интересно узнать, чем же мы их будем удивлять и радовать. А удивим мы всех сегодня своими знаниями о родном крае. (рассаживаются на стулья)

-Ребята, место, где мы родились и сейчас живём, как называется? (малая родина)

-Для нас с вами наша малая родина-это город Ставрополь. Назовите адрес нашего проживания в России. (г. Ставрополь, Ставропольский край, Россия)

-Итак, в каком крае мы живём. (Добиваться полных ответов)

-А как называется главный город края?

-Почему он назван именно так? (в пер. с греч. Ставрополь- город креста. При закладке крепости (защита от врагов)-Ставропольская крепость- более 200 лет назад был сооружён каменный крест. Во время войн крепость была разрушена. Прошло время,в тех местах стали селиться люди: казаки, русские крестьяне. Крепость положила начало строительству города Ставрополь. Позднее каменный крест восстановили. Каменный крест является символом города.

Ребята, а у меня есть такой необычный цветок, давайте-ка вместе его рассмотрим! (сердцевина-очертания территории ставропольского края, вокруг- семь лепестков (богатства края)

-Это необычный цветок, цветик-семицветик. А что в нём необычного? Обратите внимание на середину цветка, что она вам напоминает? (очертания территории Ставропольского края. Если дети затрудняются можно поднести к карте и сравнить)

-Сердцевина цветка-это наш СК, а лепестки –богатства края.

-Сейчас мы рассмотрим все лепестки цветка и расскажем чем славен и богат наш край.

2. Сельское хозяйство

4. Подземные богатсва

5. Знаменитые люди края.

7. Обычаи ставропольцев.

-Почему путешествие по ставропольскому краю сравнивают с поездкой по всей России? (п. ч. на Ставрополье можно увидеть все природные ландшафты (поверхности, места): полупустыни, пустыни, степи, леса, реки, озёра, горы и даже мерзлота.

-Назовите основные реки Ставрополья. (Кубань,Терек, Егорлык)

-Какие озёра вы знаете (Солёное озеро, Тамбуканское озеро, Провал)

-Назовите водохранилища СК. (Новотроицкое, Сенгилеевское)

-Названия каких гор СК вы запомнили.

2) сельское хозяйство

-Дети, что изображено на следующем лепестке (колос пшеничный)

-Как по-другому ещё называют наш край? Почему? (Житницей, край хлеборобов)

-Пшеничный колос можно по праву считать символом Ставропольского края. (вносится вазу с пшеничными колосьями, ставится на видное место). Основная злаковая культура, которую выращивают на Ставрополье-это пшеница, но на полях края растут и другие полевые культуры. Какие именно сейчас вы нам расскажите.

Дидактическая игра «Определи полевую культуру»

(на столе баночки с семенами злаков, дети берут, рассматривают и говорят название)

-Для чего выращивают эти культуры? (для приготовления еды человеку, корм животным)

Экологическая игра «Что изменилось»

Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.

Игровое действие. Поиск похожего предмета.

Правила. Показывать узнанное животное можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.

Оборудование. Одинаковые изображения животных (по 3—4) расставлены на двух столах.

Ход игры. Воспитатель показывает какое-нибудь животных на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти таких же животные среди игрушек в групповой комнате.)

Игру повторяют с каждым из изображений животных, находящихся на столах.

4) полезные ископаемые

Что такое полезные ископаемые? (Это то, что хранится под землёй и приносит человеку пользу). На территории Ставропольского края очень много полезных ископаемых. Давайте расскажем нашим гостям о них!

Пальчиковая гимнастика о полезных ископаемых края

Мы расскажем вам сейчас,что хранит земля от нас: (большие пальчики «здороваются» с остальными

Нефть, песок, природный газ, гравий, глину, известняк, грязь лечебную и соль,

И живительный источник-минеральная вода (загибаем пальцы по одному, начиная с большого)

Вот что прячет Ставропольская земля. (удары попеременно ладонями и кулачками)

5) знаменитые люди края

— А сейчас я прочту вам и нашим гостям стихотворение замечательного детского ставропольского поэта, с творчеством которого мы с вами начали знакомиться. Стихотворение «Дедушка Туман»

Спрятал Дедушка Туман,

Спрятал копны и стога,

Даже солнышко в карман

Спрятал Дедушка Туман.

Только он совсем забыл,

Что карман дырявым был.

За рекою в гору лез,

Потерял поля и лес,

Потерял потом луга,

Копны сена и стога.

У высокого кургана,

Где дремал костра дымок,

Из дырявого кармана

Солнце вылезло само.

Кто же автор этого стихотворения? (Александр Ефимович Екимцев). Он тоже родом из Ставрополья и радует нас такими чудесными стихотворениями.

Три-в ладоши три хлопка,

На четыре-руки шире.

Шесть- на место сесть опять.

-Отличительными символами СК являются.? (показываю герб и флаг)

-Как вы считаете, почему в верхней части щита на гербе изображена крепость? (п. ч. сначала была построена Ставропольская крепость, а спустя некоторое время-губерния, город)

-Что означает венок из листьев дуба и пшеничных колосьев? (хлеборобный и сильный, могучий край)

-Почему всю композицию венчает двуглавый орёл? (это означает, что наш край входит в состав РФ)

-Почему полотнище флага СК золотого цвета? (цвет пшеничных колосьев)

-Что означает белый крест на флаге? (г. Ставрополь-краевой центр).

7) Обычаи Ставропольцев

-Наш край многонациональный край. В нём проживают люди разных национальностей. Каких, подскажите. (русские, украинцы, армяне, грузины, греки, дагестанские народы-чеченцы,даргинцы,карачаевцы)

-Но всех нас, людей проживающих в СК объединяет то, что мы очень гостеприимные люди, чтим обычаи наших предков. Обычаи-этодействия, правила, которые выполняют люди и передают их друг другу, из поколения в поколение. Как сегодня мы встречали наших гостей? (хлебом, солью, низким поклоном). –Почему именно с солью встречали гостей? (п. ч. соль в те времена была роскошью, подавалась только по особым случаям)

-Какие ещё обычаи гостеприимства вы знаете? (если хозяева уважительно относились к гостю, заваривали ему крепкий чай)

-Гостеприимные хозяева угощали самым дорогими кушаньями и дарили небольшие подарки гостям.Мы с вами и этот обычай выполним: так как наш край хлеборобный край, то и угощать будем наших гостей самым дорогим-хлебобулочными изделиями, ну и, конечно же,подарки-открытки: самые красивые места СК. (дети угощают гостей и дарят открытки, рассаживаются на свои места)

-Мы рассмотрели все лепестки-богатства Ставропольского края. Давайте прикрепим их обратно к центру. Я креплю, а вы ещё раз вспоминаете чем же славен и богат наш Ставропольский край.

-Вот наш цветик-семицветик, все богатства СК.

-Вот и закончилось наше удивительное и поучительное путешествие по родному краю. Вы, действительно, порадовали нас и удивили своими знаниями о СК. Всё, что вы видите, всё, что вы знаете о СК-запомните и сохраните в своих сердцах.

Конспект занятия «Моя малая Родина — Ставропольский край» «Познавательное развитие» в средней группе «Моя малая Родина- Ставропольский край.» Интеграция образовательных областей: познавательное.

Конспект интегрированного занятия «Мой родной край-Южный Урал» Конспект интегрированного занятия «Мой родной край – Южный Урал» Старшая группа Цель. Систематизировать и обобщать знания детей о Южном.

Конспект коррекционного занятия «Мой край родной», посвященный 80-летию образования Саратовской области Конспект коррекционного занятия на тему «Мой край родной» Цель: Воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего.

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Мой родной Ивановский край» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 108» Конспект занятия для детей подготовительной группы на тему: «Мой родной Ивановский край».

Конспект занятия «Люблю тебя, мой край родной» Воспитатель МБДОУ Д/С№82 г. Рязани (пос. Солотча) Лукашина Т. В. Конспект занятия «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ,МОЙ КРАЙ РОДНОЙ» ЦЕЛИ: Расширить и углубить знание.

Презентация к занятию по краеведению в средней группе «По страницам книги «Мое село, мой край родной» Применение компьютерной техники позволяет мне разнообразить образовательную деятельность, сделать её яркой, насыщенной, помогает использовать.

Конспект занятия в старшей группе «Осетия — мой край родной» Конспект занятия в старшей группе Тема: «Осетия – мой край родной» Цель: Уточнить и расширить знания детей о малой Родине. Задачи: Образовательные:.

План работы по самообразованию «Кружок по краеведению «Мой край родной Башкортостан» на 2017–2018 учебный год Цель: 1. Воспитывать у детей любовь и уважение к родному краю; 2. Приобщать к культуре и традициям родного края; 3. Формировать у детей.

Программа по реализации регионального компонента «Родной Ставропольский край» ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Основой общеобразовательной Программы в части, формируемой участниками образовательного процесса,.

Конспект занятия по составлению рассказа на тему «Мой край родной» Цель: учить составлять короткий рассказ на заданную тему; употреблять в речи сложноподчиненные предложения, упражнять в согласовании прилагательных.

Источник

Программа по краеведческому курсу для начальной школы «Мой любимый край. Ставрополье».

МКОУ « СОШ №7 » ст. Ессентукской Ставропольского края

по краеведческому курсу

для начальной школы

«Мой любимый край. Ставрополье.»

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Наименование программы: Мой любимый край. Ставрополье.

Основание для разработки.

Цель программы: формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интереса к истории, воспитанию патриотических чувств, формирование патриотического сознания учащихся, пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям родного края, воспитание любви к природе.

Структура программы позволяет познакомить ребят с

· Многонациональным составом населения Ставропольского края;

· Историей возникновения и развития малой Родины;

· Историей своей семьи;

· Горами и водоёмами края;

· Людьми, прославившими наш край.

· Самостоятельность и инициативу;

· Способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки.

Воспитывать такие личностные качества как

Воспитывать у детей

· Культуру труда и этику общения;

· Бережное отношение к природе, родному краю.

Срок реализации программы: 4 года (1-4 класс).

Учащиеся к концу 4 класса должны знать:

· Что изучает краеведение;

· Историю возникновения края, своего города, и его развитие;

· Семейные традиции, профессии членов семьи;

· Особенности природы края;

· Писателей, поэтов, художников и основные этапы их творчества;

· Имена земляков, вошедших в историю края;

· Заповедные места нашего края;

· Символику страны, края, города.

Учащиеся должны уметь:

· Составлять рассказы о семье, её традициях, составлять родословную;

· Принимать самостоятельно несложные решения и предлагать свои версии, варианты;

· Пользоваться дополнительной литературой, расширяя свои знании о краеведческих понятиях;

· Составлять «паспорт» реки, растения, животных кра;

· Готовить доклады, рефераты по темам курса.

Программа «Мой любимый край. Ставрополье» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, даёт возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путём открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.

Программа обучения рассчитана на школьников 1-4 классов. В её основе развитие личности ребёнка посредством знакомства с историей семьи, родного края, родной страны.

Основные принципы, положенные в основу программы:

· Принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка, создание благоприятных условий для их развития;

· Принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

· Принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

· Принцип систематичности и последовательности – знание в программе даются в определённой системе. Накапливая запас знаний, дети могут применить их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является её культурная значимость в жизни края, актуальность, воспитательная ценность.

Словесные методы: рассказ, беседа, сообщение – эти метод способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

Наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей.

Практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.

Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность её форм.

Занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, водоём, пришкольный участок, музей, улица, дом, предприятие и т.д.). наряду с традиционными в программе используются технологии и методики:

· Технология развивающего воспитания и обучения;

· Краеведческие и туристические технологии;

Программа предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: отчёты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.

Занятия кружка проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа.

Краеведение своими корнями уходит в далёкое прошлое.

У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа даёт ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своём крае, прививаться соответственно отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа и народов, которые живут в крае.

Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством.

«Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». Эти слова принадлежат Михаилу Пришвину, большому знатоку родного края. Они могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы.

Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живее, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим.

Существует выражение: «Моя Малая Родина». Что оно обозначает?

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, деревня или город, улица, дом, где он родился. Это и есть его Малая Родина. Она у каждого своя. Она одна-единственная, как мама.

Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Мой любимый край. Ставрополье» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.

Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага других людей грамотно взаимодействовать

С окружающим микромиром.

Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (например, умение определить свой адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, даёт понятие родственных отношений в семье, знакомит с историей своей школы. Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесённые иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.

Первоклассники углубляют свои знания о собаках разных пород, сравнивают особенности их внешнего вида. Они узнают, в какого рода деятельности в служебных целях человек может использовать собак разной породы.

Учащиеся знакомятся с фольклором своего края, творчеством своего знаменитого земляка – С.Михалкова.

Вместе с родителями первоклассники готовят информацию о своих родных, которые воевали в годы Великой Отечественной войны.

При подготовке к каждому уроку учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, какие праздники отмечают дома.

Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный приём способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.

На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю.

Программа второго класса представляет собой разделы «Природа края» и «Население края. Народы.»

Любой уголок нашей необъятной страны по-своему интересен и привлекателен. Каждое местечко, будь оно в самой глухой провинции, наверняка чем-то мило и дорого его жителям. Одной из самых главных достопримечательностей Ставрополья является его природа. Данная программа раскрывает перед ребёнком неповторимой природы края. Темы, включённые в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников. Это позволяет заложить у детей устойчивый интерес к родной природе, стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию её тайн.

Второклассники знакомятся с символикой страны, своего края и города; с кайнозойской эрой на Северном Кавказе; с географическим положением, климатом. Учащиеся узнают о животном и растительном мире, о заповедниках и памятниках природы. Дети знакомятся с полезными ископаемыми, горами-лакколитами. Второклассники знакомятся с реками и озёрами края; населением СК, национальностями.

Тема ВОВ протянулась на все 4 года курса. В этом учебном году учащиеся знакомятся с героями-земляками.

На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю.

Программа 3 класса имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребёнка об истории малой родины.

Учащиеся знакомятся с кочевыми народами, казаками; находят различия между деревней, селом, городом.

Третьеклассники знакомятся с городами края, их достопримечательностями; говорят на уроках о людях, прославивших наш край.

Дети знакомятся с тем, как освобождали наш край от фашистов во время ВОВ.

На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю.

Программа 4 класса включает в себя творчество А.Головко, С.Рыбалко, А.Губина; знакомит с братьями Бернардацци, которые внесли немалый вклад в развитие курортов КМВ; знакомит с жизнью и творчеством Шаляпина и Ярошенкою

Учащиеся познакомятся с нашим земляком Г.М.Шубниковым – основателем космодрома «Байконур»; узнают о работе гидроэлектростанции «Белый Уголь».

Учащиеся познакомятся с республиками, которые граничат с нашим краем, и узнают о самых необычных, удивительных местах этих мест.

Источник

Рабочая программа по Истории Ставрополья

Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы учебного курса «История Ставрополья» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, составляют следующие документы:

v Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

v приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее — ФГОС ООО);

v Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, в редакции протокола № 1/20 от 4 февраля 2020 г.) (далее — ПООП ООО).

Рабочая программа учебного курса «История Ставрополья» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (далее — программа), разработана на основе требований ФГОС ООО и ПООП ООО к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, а также Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные обще- образовательные программы, включающей Историко-культурный стандарт.

v пояснительную записку, в которой определяются цели и задачи обучения, дается общая характеристика и определяется место учебного курса « История Ставрополья » в учебном плане;

v планируемые результаты освоения учебного курса «История Ставрополья»;

v содержание учебного курса «История Ставрополья» (5–9 классы);

v тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

На основе программы учитель может самостоятельно разработать рабочую программу учебного курса, ориентируясь на особенности образовательного процесса в конкретной образовательной организации, степень подготовленности класса.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

v Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации обучающегося, осмысление им опыта истории Ставропольского края как части российской истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

v овладение базовыми знаниями по истории Ставропольского края, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

v формирование умения применять знания по истории Ставропольского края для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном регионе;

v формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонима ния и познания современного общества на основе изучения исторического опыта Ставрополья и России;

v развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;

v воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ СТАВРОПОЛЬЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа отражает основные идеи Историко-культурного стандарта, в том числе положение о том, что «курс отечествен ной истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социаль ной идентичности в широком спектре — как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей опреде ленной этнонациональной и религиозной общности, храните лей традиций рода и семьи».

В соответствии с требованиями ФГОС ООО «учебный план организации, осуществляющей образовательную деятельность, должен предусматривать возможность введения учеб ных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные».

Кроме того, в ПООП ООО указывается на необходимость изучения региональной истории, а также на то, что часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет количество часов, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации.

Количество часов, отводимое на данную часть примерного учебного плана, может быть использовано в том числе на введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Курс «История Ставрополья» в соответствии с вышеизло женным положением Концепции является продолжением учебного курса «История России ». Особенность содержания учебного курса «История Ставрополья» для 5 класса заключается в соединении двух его взаимосвязанных частей — истории России и региональной истории. Обращение к материалу по региональной истории, который богат наглядной и яркой информацией, вызывающей большой интерес и имеющей личностную значимость для обучающихся, позволяет увязать исторические представления о прошлом Ставро польского края с историей России соответствующих периодов. Многоуровневое рассмотрение истории государства и населяющих его народов, истории региона, города, села, семьи способствует развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, своего края, осознанию своей гражданской и социальной идентичности, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма.

Многоаспектный (многофакторный) характер истории предполагает признание наличия нескольких одинаково важ ных факторов исторического развития: природно-климатического, политического, экономического, религиозного и т. п. С учетом этих факторов в программе рассматриваются ключевые явления и процессы истории Ставрополья. Характеристика многообразия и опыта культурного взаимодействия различных народов на территории Ставропольского края способствует формированию у обучающихся гражданской идентичности и умения вести межкультурный диалог, что особенно актуально для современного общества.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ СТАВРОПОЛЬЯ»

Личностные

v Формирование российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, Ставропольскому краю, к прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности к судьбе российского народа);

v осознание этнической принадлежности, знание истории Ставропольского края, основ культурного наследия народов Ставропольского края (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов, находившихся на территории современной России);

v формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов Ставропольского края.

Метапредметные

v Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

v самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

v соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

v оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

v владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

v определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

v создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

v организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе (находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов); формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

v осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью, моноло гической контекстной речью;

v использовать информационно-коммуникационные техно логии.

Предметные

v Определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век до нашей эры, век нашей эры);

v использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности, Древнего мира, Средневековья на территории Ставропольского края; соотносить хронологию истории Ставропольского края и Руси;

v проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках;

v описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

v раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних и средневековых обществ; б) основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности; ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

v объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней и средневековой культуры на территории Ставропольского края: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

v давать оценку наиболее значительным событиям истории Ставрополья древнего и средневекового периода;

v локализовать хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы региональной и отечественной истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и истории Ставропольского края в Новое время;

v использовать историческую карту как источник информации о границах России и Ставрополья в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;

v анализировать информацию различных источников по региональной истории Нового времени;

v составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп Ставрополья в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях региональной истории Нового времени;

v систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по региональной истории Нового времени;

v раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития Ставрополья в Новое время; б) представлений о мире и общественных ценностях; в) быта и художественной культуры Ставрополья в Новое время;

v объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов региональной истории Нового времени;

v сопоставлять развитие Ставрополья и России в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

v давать оценку событиям и личностям региональной истории Нового времени.

Выпускник научится:

v определять место исторических событий во времени, объяс нять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);

v использовать историческую карту как источник информации;

v проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Ставропольского края;

v рассказывать о событиях древней истории Ставрополья;

v объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства.

Выпускник получит возможность научиться:

v сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

v высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия Ставрополья этого периода в российской истории.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

«ИСТОРИЯ СТАВРОПОЛЬЯ» 5 КЛАСС

ВВЕДЕНИЕ

КРАЙ НАШ — СТАВРОПОЛЬЕ, ИЛИ ЧТО ИЗУЧАЕТ КРАЕВЕДЕНИЕ

Региональная и локальная история, краеведение. Предмет истории Ставропольского края. История Ставрополья как неотъемлемая часть истории России. Факторы самобытности региональной истории. Природный фактор в региональной истории. Источники по истории Ставрополья. Особенности работы с учебником.

РАЗДЕЛ I. ТЕРРИТОРИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ПРЕДКАВКАЗЬЯ В ДРЕВНОСТИ

ТЕРРИТОРИЯ И ПРИРОДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ПРЕДКАВКАЗЬЯ

Географические границы Ставропольского края. Ставропольская возвышенность. Рельеф Ставропольской возвышенности. Разнообразие природных и климатических условий Ставропольской возвышенности. Растительность края. Животный мир региона. Северный Кавказ — один из древнейших очагов зарождения земледелия и скотоводства. Роль региона в торговых и культурных связях между Европой и Азией. Складывание основных черт современной этнической картины региона. Основные источники по древней истории народов России и Ставрополья. Начало изучения Северного Кавказа государственными и общественными деятелями во второй половине XVIII — начале XIX вв. Складывание школы историков-краеведов во второй половине XIX в. Деятельность краеведческих обществ по охране памятников истории и культуры края в первой половине XX в. Деятельность краеведов в послевоенный период.

ЗАСЕЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ПРЕДКАВКАЗЬЯ В КАМЕННОМ ВЕКЕ

Проблема происхождения человека. Продолжительность и периоды каменного века. Основные достижения первобытных людей. Памятники палеолита на Кавказе. Развитие древнего населения Северного Кавказа в эпоху мезолита. Характеристика процесса «неолитической революции» на Северном Кавказе. Особенности материальной культуры и форм хозяйства древних жителей Северного Кавказа в эпоху энеолита.

ДРЕВНЕЙШИЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО ПРЕДКАВКАЗЬЯ

Временны рамки и периодизация бронзового века. Значе ние бронзового века в истории человечества. Складывание майкопской археологической культуры в конце IV — первой половине III тыс. до н. э. Характеристика основных форм хо зяйствования майкопцев. Земледелие. Скотоводство. Обработ ка металлов представителями майкопской культуры. Гончарное ремесло. Ключевые поселения майкопской культуры. Галюгаевское поселение. Ташлянское поселение. Курганы майкопской культуры на территории Ставропольского края. Скотоводческие племена ямной культуры. Формирование Северокавказской культуры во II тыс. до н. э. Смена ямной культуры катакомбной. Приход на Северный Кавказ с Поволжья племен срубной культуры.

ДРЕВНЕЙШИЕ ОЧАГИ МЕТАЛЛУРГИИ НА ТЕРРИТОРИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ПРЕДКАВКАЗЬЯ

Начало использования меди в хозяйственной жизни и в военных целях. Переход к использованию металлических орудий как одна из причин роста производительности труда. Кавказ как один из основных центров древней металлургии. Освоение выплавки бронзы жителями горных районов Северного Кавказа. Очаги металл производства на территории Ставрополья. Освоение производства железа. Переход в начале I тыс. до н. э. к изготовлению орудий труда и предметов вооружения из железа в Европе, на Северном Кавказе и в Закавказье. Сдвиги в хозяйстве и общественных отношениях, связанные с освоением железа.

КИММЕРИЙЦЫ, СКИФЫ И САРМАТЫ. ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ

Ухудшение климата и переход населения степных районов края к кочевому образу жизни. Появление первых государственных образований и мощных объединений кочевых племен. Киммерийцы в степных районах Северного Причерноморья и Предкавказья. Вытеснение киммерийцев скифами с территории их обитания. Формирование скифской культуры в VII в. до н. э. Основные особенности скифской культуры. Перемещение кочевников-скифов Центрального Предкавказья в причерноморские степи к V в. до н. э. Скифские племена на территории Ставрополья в период V–IV вв. до н. э. Начало эпохи греческой колонизации Причерноморья и прибрежных районов Северо-Западного Кавказа с IV в. до н. э. Основные свидетельства распространения влияния древнегреческой культуры на территории Ставропольского края. Появление племен сарматов в степях Предкавказья. Влияние сарматов на земледельческие народы Северного Кавказа и Предкавказья. Поселения сарматской эпохи на территории Ставрополья. Завершение господства сарматов в южнорусских степях в IV в. Следы пребывания сарматов в других регионах.

РАЗДЕЛ II. ТЕРРИТОРИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ПРЕДКАВКАЗЬЯ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ТЕРРИТОРИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ПРЕДКАВКАЗЬЯ В ЭПОХУ ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ

Понятие, хронологические и территориальные рамки Великого переселения народов. Появление в I в. аланов на Северном Кавказе. Походы аланов через Кавказ. Происхождение кочевых племен гуннов. Движение гуннов на запад начиная со второй половины II в. Появление гуннов на Боспоре. Приближение гуннов к границам Римской империи в 376 г. Влияние гуннов на города Боспора. Гунны на Северном Кавказе. Поход гуннов в Закавказье в конце IV в. н. э. Влияние гуннов на этническую картину Северного Кавказа в эпоху раннего Средневековья.

ТЕРРИТОРИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ПРЕДКАВКАЗЬЯ В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ

Появление Тюркского каганата. Поход тюрок на Волгу и Северный Кавказ в 552 г. Распад Тюркского каганата на Западный и Восточный в 603 г. Северный Кавказ в составе Западного Тюркского каганата. Влияние жителей среднеазиат ских городов на территории каганата в этот период. Объедине ние в V в. оногуров и уйгуров в булгарский союз племен. Основные занятия и культура булгар. Создание в 632 г. Великой Булгарии со столицей в Фанагории. Влияние тюрок и булгар на хозяйственную жизнь региона. Складывание к середине VI в. Аланского царства. Географические рамки Аланского царства и его влияние на территории Ставропольского края. Значение Великого шелкового пути для международной торговли периода раннего Средневековья. Роль Северного Кавказа в возобновлении торговли на шелковом пути. Маршруты Великого шелкового пути на территории Ставрополья.

ПОХОДЫ РУСОВ НА СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ. ТМУТАРАКАНСКОЕ КНЯЖЕСТВО

Северный Кавказ и бассейн Каспийского моря — часть сферы интересов государства Русь. Транскавказский торговый путь через Дон, Нижнюю Волгу и Каспийское море. Транскавказский торговый путь — часть территории Хазарского каганата. Проблема определения термина «русы». Действия русов на транскавказском торговом пути. Походы русов на Каспий в IX–X вв. Восточный поход русского князя Святослава Игоревича в 965 г. Победа Святослава над аланами и адыгами. Роль похода Святослава в судьбах народов Северного Кавказа. Возникновение Тмутараканского княжества и время его существования. Роль Тмутараканского княжества в торговой активности на Северном Кавказе. Расширение территории Тмутараканского княжества. Причины и последствия перехода Тмутаракани под власть Византии в XII в.

АЛАНИЯ В X–XIII ВВ.

Ослабление влияния хазар на аланов в IX — начале X вв. Принятие христианства в Алании, роль Византии. Становление независимого государства Алания к 965 г. Развитие алан ского государства в XI в. Развитие земледелия в Алании,

«хлебная страна». Роль и место скотоводства в экономике Ала нии. Совершенствование ремесла. Влияние транзитной торгов ли на экономику Алании. Духовная культура в X–XIII вв., роль христианства в регионе. Феодальная раздробленность второй половины XII в. Археологические памятники аланской культуры X–XIII вв. на Ставрополье. Появление половцев в северокавказских степях в конце XI в. Влияние половецкой экспансии на аланов. Роль монголов в упадке Алании.

ХАЗАРЫ И ПОЛОВЦЫ В ПРЕДКАВКАЗСКИХ СТЕПЯХ

Междоусобная война в Западно-тюркском каганате в середине VII в. Укрепление хазар на восточном побережье Азов ского моря и в низовьях р. Кубани. Переселение хазарами части аланов на р. Северский Донец в XI в. Хазарская держа ва — первое централизованное государство Восточной Европы. Война хазарского государства с Арабским халифатом. Сосредоточение власти в руках узкого круга правящей элиты ха зар. Уничтожение Хазарского каганата киевским князем Святославом в 965 г. Влияние хазарской культуры на терри тории Ставропольской возвышенности. Складывание этниче ской общности половцев на Южнорусской равнине в IX в. Взаимоотношения половцев с Русью. Половцы на Северном Кавказе. Культурное влияние половцев на территории совре менного Ставрополья.

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПРЕДКАВКАЗЬЕ В СОСТАВЕ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ. ЗОЛОТООРДЫНСКИЙ ГОРОД МАДЖАР

Вторжение монголов на Северный Кавказ и покорение ими черкесов. Начало завоевания Алании. Взаимоотношения монголов с половецким населением. Возникновение Золотой

Орды. Роль Золотой Орды в развитии торговых отношений и путей сообщения. Культурное влияние Золотой Орды на территории Ставрополья. Территория Северного Кавказа в соста ве ханских владений. Кочевое население на территории Северного Кавказа в ордынское время. Взаимоотношения кочевников с ордынскими органами управления. Первые упоминания о г. Маджаре в начале XIV в. Социальный и этнический состав населения и материальная культура г. Маджара. Основные занятия жителей. Другие поселения золотоордынской эпохи на территории Ставрополья. Упадок Золотой Орды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *