Креативная грамотность что такое
Лаборатория функциональной грамотности
Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. А в процессе можно получить удовольствие — ведь учиться для жизни всегда приятно. И неважно, какой предмет вы преподаете — встроить задачи по развитию функциональной грамотности можно практически в любой урок!
«Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений».
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность
2. Естественно-научная грамотность
3. Математическая грамотность
Читательская грамотность
Оцените данные графиков, сравнивающих результаты исследований PISA разных лет по читательской грамотности, и проведите эксперимент!
В 2018 году появились тексты в формате «переговоры» и «рассуждение». В том же году результаты читательской грамотности в ситуации делового общения были самыми низкими. Еще один новый формат, который был введен только в 2018 году, — множественное общение. Обратите внимание на три последние позиции: «просмотр и поиск», «поиск и выбор», «оценка качества и надежности». Несмотря на то, что современные школьники живут в цифровую эпоху, показатели у этих позиций совсем невысокие.
Эксперимент № 1
В августе будут проходить встречи с учениками и родителями. Ознакомьтесь с результатами, которые оценивают читательские умения учеников, и подготовьте короткое (3-5 минут) мотивирующее выступление — разное для каждой аудитории — перед коллегами, самими учениками и родителями ребят.
Предоставьте возможность тем, кто будет вас слушать, самостоятельно оценить результаты. И, конечно, помните про мотивацию — вы должны настроить аудиторию! Не забывайте о том, что не все родители, как и сами дети, в курсе исследований, поэтому наверняка нужно будет подготовиться к тому, чтобы рассказать им об этом подробнее.
Эксперимент № 2
Опыт читательской грамотности
Рассмотрите диаграмму со списком городов. Основываясь на данных диаграммы, запишите примеры двух городов, в которых больший процент жителей имеют возможности для раздельного сбора мусора, чем в Первоуральске.
Помните о том, как важно верно истолковать смысл задания и обратить внимание на нюансы. Здесь, например, есть важное уточнение: нас просят записать примеры двух городов. Значит, одного будет недостаточно, а перечислять больше будет излишне.
Опыт креативного мышления
Парты есть в каждой школе. Но они не всегда были такими. И, конечно, будут еще меняться. Как вы думаете, какой может стать школьная парта в будущем? Как можно усовершенствовать парту, чтобы появились новые функции, дополнительные возможности ее использования? Проявите свое воображение. Желаем удачи!
Предложите три различных изменения, при помощи которых можно было бы усовершенствовать школьную парту и расширить возможности ее использования в учебных целях. Основное назначение парты как рабочего места ученика должно быть сохранено. Запишите свои предложения.
Усовершенствование 1: __________
Усовершенствование 2: __________
Усовершенствование 3: __________
Выберите среди своих усовершенствований самое полезное, интересное и оригинальное. Оно должно сохранять основное назначение парты как рабочего места ученика, но расширить возможности использования парты в процессе учения. Вы можете предложить и новую, 4-ю идею.
В таких заданиях критерии правильно/неправильно очень эфемерны: можно дать верный ответ, но не прокомментировать его — в таком случае высший балл ожидать не стоит.
Не растолковывайте детям задания: пусть ученики поймут, как важно читать инструкцию. Если они решили преобразить парту, скажем, в качели — пусть это будет опытом их читательской грамотности. Дети сами должны увидеть, как важно правильно понимать смысл задания и внимательно прочитывать тексты.
2. Сценарий. Сюжет
Измените сценарий каким-либо образом:
Опыт глобальных компетенций
В класс пришла новая девочка Наташа. На перемене она пошла вместе с классом в столовую, съела свой завтрак и попросила ещё одну порцию. Затем она достала принесённые из дома конфеты и съела несколько штук. Одноклассница Наташи Полина подумала, что новенькая не следит за своим питанием и может набрать лишний вес.
Опыт функциональной грамотности на уроке
Читательская грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции важны абсолютно всем. И на уроке может быть 5-минутный перерыв для таких нестандартных заданий. Разумеется, не в ущерб важным предметным задачам. Попробуйте наладить взаимодействие с учителями других предметов и провести такое интегрированное занятие.
Посмотреть запись вебинара можно здесь.
Креативное мышление в рамках функциональной грамотности школьников.
КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ Лезина Ольга
КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Лезина Ольга Михайловна
МАОУ «Гимназия №10»
Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач
Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС
Креативное мышление Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения…
Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Особенности заданий для оценки функциональной грамотности
Особенности заданий для оценки функциональной грамотности
Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний.
В каждом из заданий описывается жизненная ситуация, близкая и понятная учащемуся.
Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни.
Ситуация требует осознанного выбора модели поведения.
Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны.
Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области.
Используются иллюстрации: рисунки, таблицы.
Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности
Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности
Наличие ситуационной значимости контекста
Необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка, на язык предметной области
Новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения
Креативное мышление: понятие
Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение:
инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных ) решений, и/или
нового знания, и/или
эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения
Модель оценки креативного мышления в исследовании
Модель оценки креативного мышления в исследовании PISA: оцениваемые тематические области
письменное
или
устное
художественное или символическое
Получение нового знания/ Решение проблем
естественно-научные или математические
социальные или межличностные
Выдвижение и совершенствование идей
Выдвижение и совершенствование идей
Оценка и отбор идей
Получение нового знания/решение проблем:
научных
социальных
Креативное мышление: модель оценки
Оценка креативного мышления – новое направление в оценке функциональной грамотности
Оценка креативного мышления – новое направление в оценке функциональной грамотности. Первые результаты апробации
Основные замечания связаны с двумя обстоятельствами: для большинства экспертов, что приводило к тому, что они высказывали суждения
с новизной концепции оценки, основываясь на собственных представлениях, которые, как правило, отличаются от принятой концепции
заметной недооценкой возможностей учащихся, которые, как показывает апробация, существенно превосходят наши скромные ожидания. Особые опасения были связаны с умением пользоваться графическим редактором.
Иллюстрировать Креативное мышление подразумевает переход от слов к образам, а затем к действиям, и наоборот
Как научить креативному мышлению?
Читать, разговаривать и придумывать
Читать, разговаривать и придумывать
Большой ресурс для развития креативного мышления дают уроки литературного чтения.
Креативное мышление напрямую связано с умением генерировать новые идеи на основе существующей информации — например, текста или изображения. Дети могут практиковаться в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой сказки. Собрав истории всех детей класса, можно сверстать целую книгу. Во время знакомства с : спрашивать, почему герои поступают так или иначе, а в моменты поворотных событий останавливаться и предполагать, как сюжет повернется дальше и какого развития повествования им бы хотелось. Такие обсуждения стимулируют развитие воображения и фантазии, творческую активность детей.
Как научить креативному мышлению?
Хамелеон
Возьмите любое утверждение и придумайте доводы за и против.
Мы возьмём утверждение: «Инопланетян нет».
Доводы в его поддержку: никто их не видел; другие планеты непригодны для жизни.
Доводы против: некоторые утверждают, что видели инопланетян; учёные нашли немало планет, где могут быть условия для возникновения жизни. произведениями важно акцентировать внимание детей на моментах, значимых для понимания авторского замысла
Сочини рассказ по ключевым словам.
Сочините историю, используя слова: «дедушка», «фотоальбом», «почта», «спички».
Играть Игра – самый эффективный способ развития креативного мышления у детей
Играть
Игра – самый эффективный способ развития креативного мышления у детей.
Ребята по очереди придумывают и рассказывают истории на основе картинки, которая им выпадает.
Рассказы по картинкам можно превратить в полезную традицию. Например, каждый четверг устраивать мозговой штурм, выбирая для учеников три картинки и предлагая составить по ним историю, придумать, что было до событий на картинке и после них.
В развитии креативного мышления могут помочь и двигательные активности. Хорошо, если они будут напрямую связаны с наблюдением, анализом и драматизацией.
Как научить креативному мышлению?
Как научить креативному мышлению?
Как научить креативному мышлению?
Решать головоломки и ребусы
Развитию креативного мышления способствует и решение головоломок, ребусов, занимательных задач, друдлов. Однако тут важно быть готовым прийти на помощь ребёнку, подвести его к решению, чтобы не создавать для него ситуацию неуспеха.
Выбирая такие задания, можно вдохновляться, например, подборками нестандартных заданий из Яндекс.Учебника.
Как научить креативному мышлению?
Как научить креативному мышлению?
Подбирать ассоциации
Ассоциативность — или способность видеть связь между совершенно разными предметами и явлениями — придает мышлению ребенка гибкость, оригинальность и продуктивность, позволяет быстро найти нужную информацию.
Простое задание на развитие ассоциативного мышления: дать ребятам сравнить два предмета, найти общие черты и отличия. Сначала это могут быть близкие предметы — например, яблоко и капуста, затем — семантически далекие: допустим, поезд и колибри.
Ассоциативное мышление также развивается при составлении интеллект-карт: схем, раскрывающих понятие или явление с разных сторон. Например, при изучении природных зон можно составить схему связанных понятий вместе с учениками или дать им такую работу на дом.
Как научить креативному мышлению?
Как научить креативному мышлению?
Использовать задачи ТРИЗ
ТРИЗ расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Это комплекс приемов мышления, которые помогают человеку находить самое эффективное и нестандартное решение для проблемы, с которой он не имел дела раньше.
«Не да, а нет»
Им можно предлагать решать глобальные задачи:
Как сократить количество пластика в океане или решить проблему космического мусора?
Сделать кастрюлю, из которой не сбегает молоко.
Придумать примеры: «Шумелка-ходилка-прыгалка».
Статья на тему «Креативное мышление как важнейший компонент функциональной грамотности».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Креативное мышление как важнейший компонент
Из указа Президента России от 7 мая 2018 года:
Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Формирование функциональной грамотности это одна из основных задач ФГОС общего образования, условие становления динамичной, творческой, ответственной и конкурентоспособной личности.
Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе.
В рамках проекта разработаны основные направления формирования функциональной грамотности (сюда входит)
Зачем нужно креативное мышление?
Если разобраться, то креативное мышление – это одно из тех эволюционных приспособлений, которое помогло человеку подняться над всеми другими живыми существами. Пока что, способность креативно мыслить делает человека более конкурентным по сравнению с искусственным интеллектом. Ведь креативное мышление дает возможность принимать решение в обход любым алгоритмам или здравому смыслу. Именно так, чаще всего, совершались судьбоносные открытия.
Изучение проблемы «креативного мышления» началось уже с античных времен (Гераклит, Демокрит, Платон) и не прекращается до настоящего времени. Умы ученых и философов занимал вопрос о том, как развивать креативное мышление человека. За последние десятилетия по данной проблеме накоплен значительный опыт как зарубежными, так и отечественными психологами и педагогами (Р.М. Грановская, Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, В.В. Давыдов, М.В. Кларин, А. Осборн, Я.А. Пономарев, Н.Ю. Посталюк, Р.Л. Солсо, В.А. Якунин и др.).
Впервые понятие креативного мышления выдвинул Дж. Гилфорд как целостного, интуитивного, релятивного. Он указал на принципиальное различие между двумя мыслительными операциями: конвергенцией и дивергенцией. Креативное мышление определяется им как «тип мышления, идущий в различных направлениях». Это мышление допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Креативное мышление опирается на воображение. Оно предполагает, что на один вопрос может быть дано несколько ответов, что и является условием порождения оригинальных идей и самовыражения личности.
Креативное мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию, приводящий к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений и теорий.
Креативное мышление характеризуют четыре основных качества:
-быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени),
-гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей),
-оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи),
-точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям)
В 2021 году в исследование PISA впервые в качестве одного из ведущих компонентов вводится оценка креативного мышления, что повышает значимость этого направления исследования, и имеющийся к нему интерес. Мотивируется такое решение тем, что способность к творческому мышлению, озарению и открытию— это основа развития всех сфер человеческой культуры: науки, технологии, философии, искусства, гуманитарных наук и других областей. Исследования показывают, что способностью к творческому, инновационному, креативному мышлению в большей или меньшей степени обладает каждый человек. Важно также и то, что способность к креативному мышлению базируется на знании и опыте и, следовательно, может быть предметом целенаправленного формирования. Оценка креативного мышления входит составной частью в общероссийский мониторинг функциональной грамотности.
В исследовании PISA-2021, под креативным мышлением будем понимать способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Креативность может стать результатом как индивидуальных, так и совместных усилий.
Так по каким проявлениям можно судить о наличии, либо отсутствии креативности? Широко распространено представление о том, что креативность проявляется как творческий прорыв, великое открытие или шедевр, которые неразрывно связаны как с глубоким знанием предмета, исполнительским мастерством, так и с одаренностью, выдающимися способностями или талантом. Это явление называют «большой креативностью» (Big-C creativity).
Вместе с тем креативность может проявляться и в ежедневных делах, таких, как, например, оформление подарка или фотоальбома, способность приготовить вкусную еду из остатков продуктов или способность найти отличное решение сложной логистической проблемы, встроиться в сложный график и т.п. Это называют малой креативностью.
Учитывая специфику исследования PISA— охват 15-летних учащихся в самых разных странах мира,— в данном исследовании приоритет отдается последнему пониманию креативности («малой креативности»).
Это в свою очередь привело к определенным ограничениям на подбор заданий для оценки креативности— успешность их решения должна зависеть больше от организации мыслительных процессов, нежели от глубины знания того или иного предмета. Описываемое направление оценки нацелено не на выявление одаренных и талантливых детей, а скорее на определение тех границ, в которых учащиеся способны мыслить креативно, а также на выявление того, как эта способность соотносится с особенностями образовательного процесса— с практиками обучения, учебной и внеучебной деятельностью, другими характеристиками современных образовательных систем. Второй важный вопрос, что имеет преобладающее значение в креативности— особенности личности или предметная область? Иначе говоря, талантливый человек— это всегда только талантливый математик, художник, ученый, артист и т.д. или талантливый человек талантлив во всем?
Исследование PISA опирается на достоверно установленные факты, которые подтверждают наличие существенных различий творческих задач по меньшей мере в трех областях: в области вербального выражения, в области художественного выражения и в области решения проблем— социальных, естественнонаучных, математических. Принятие такой позиции определяет состав заданий, среди которых выделяются следующие группы:
• задания, требующие использования художественных средств— словесных и изобразительных (далее используются термины «задания на вербальное самовыражение» и «задания на визуальное самовыражение»),
• задания на разрешение проблем— социальных и научных.
Модель оценки креативного мышления в исследовании PISA-2021 строится на основе описанных выше подходов к определению этого понятия и его основных компонентов, а также учитывает ряд ограничений, связанных как с возрастными возможностями учащихся, так и с технической стороной исследования, проводимого, как известно, в компьютерном варианте. Важнейшими из этих ограничений являются фиксированный объем времени и возможности платформенных решений.
Модель оценки креативного мышления включает два основных компонента: – тематическую модель, в которой выделяются содержательные области, используемые при конструировании измерительных материалов; – компетентностную модель, определяющую мыслительные процессы, используемые при разработке заданий.
Тематическая модель. Представляет собой две широкие содержательные области: (1) креативное самовыражение и (2) получение нового знания / креативное решение проблем. Эти содержательные области, в свою очередь, подразделяются на четыре подобласти: (1a) письменное или устное словесное самовыражение; (1b) изобразительное и символическое самовыражение; (2a) решение естественнонаучных и математических проблем; (2b) решение социальных и межличностных проблем.
Компетентностная модель. Модель предполагает, что процесс креативного мышления включает выдвижение и совершенствование разнообразных и креативных идей, их оценку и отбор тех, которые могут быть впоследствии доработаны и уточнены.
Кратко хотелось бы остановиться на визуальном самовыражении.
Визуальное самовыражение предполагает, что учащиеся исследуют, экспериментируют и выражают различные идеи с помощью разных изобразительно-выразительных средств. В заданиях используются следующие модели:
1) выдвижение идей для своих проектов, основываясь на заданном сценарии и исходных установках (например, на тех деталях, которые должны быть включены в проект, или тех инструментах или способах, которые необходимо использовать) учащийся создает несколько различных визуальных объектов, разными способами комбинируя предоставленные формы;
2) оценка креативности собственных или чужих идей с позиций их ясности, привлекательности или новизны;
3)совершенствование изображений в соответствии с данными инструкциями или дополнительной информацией
4) оценка сильных и слабых сторон идей (учащийся может указать как улучшить например дизайн, предложенный другим учеником)
5) отбор креативных идей (учащийся ранжирует предложенные художественные дизайны, располагая их от наиболее до наименее креативного)
Проведенная апробация показала, что в целом предложенная система заданий посильна и доступна для учащихся.
Развитие и оценка креативного мышления, по мнению специалистов, позволит внести позитивные изменения в практику обучения и образовательную политику, что в перспективе будет способствовать решению стратегических задач социально-экономического развития страны.
Авдеенко Н. А., Денищева Л. О., Краснянская К. А. и др. Креативность для каждого: внедрение развития навыков XXI века в практику российских школ // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 282–304.
Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. Зарубежные исследования психологии творчества: Постгилфордовский период (часть 1) Психологическая наука и образование. –2007. –№3. –C. 97 – 107.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., 1997.
Любарт Т., Муширу К., Торджман С. и др. Психология креативности. М.: Когито-Центр, 2009. 206 с.
Рожкова С.В. Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. Статья «Взгяды отечественных и зарубежных учёных на проблему изучения креативного мышления».
Фрумин И. Д., Добрякова М. С., Баранников К. А. и др. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://publications.hse.ru/books/228988538
Зачем нужно креативное мышление?
Если разобраться, то креативное мышление – это одно из тех эволюционных приспособлений, которое помогло человеку подняться над всеми другими живыми существами. Пока что, способность креативно мыслить делает человека более конкурентным по сравнению с искусственным интеллектом. Ведь креативное мышление – это возможность принимать решение в обход любым алгоритмам или здравому смыслу. Именно так, чаще всего, совершались судьбоносные открытия.
Таким образом креативное мышление – это именно то умение, которое позволило человеку стать венцом природы и, при этом, дает возможность оставаться востребованным в период тотальной роботизации. Но чтобы так было дальше, необходимо уделять внимание развитию креативного мышления, поскольку конкуренты также не стоят на месте, как среди других людей, так и в цифровом мире.
Зачем предлагается начинать оценивать креативное мышление?
В 2021 году в исследование PISA впервые в качестве одного из ведущих компонентов вводится оценка креативного мышления, что многократно повышает как значимость этого направления исследования, так и имеющийся к нему интерес. Чем мотивируется такое решение? Прежде всего необходимо отметить, что способность к творческому мышлению, озарению и открытию— это основа развития всех сфер человеческой культуры: науки, технологии, философии, искусства, гуманитарных наук и других областей. Сегодня как никогда раньше и общественное развитие, и развитие материальной и духовной культуры, и развитие производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и новых технологий [11; 6; 3]. Исследования показывают, что способностью к творческому, инновационному, креативному мышлению в большей или меньшей степени обладает каждый человек. Привычка размышлять и мыслить креативно, соотносимая с вовлеченностью в продуктивную деятельность, привносит неоценимый вклад в развитие всех сторон личности [12]. Креативное мышление проявляется не просто в случайном выплеске новых идей, оно может приносить и реальную весомую отдачу. Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на возникающие вызовы. Важно также и то, что способность к креативному мышлению базируется на знании и опыте и, следовательно, может быть предметом целенаправленного формирования [1]. Оценка креативного мышления входит составной частью в общероссийский мониторинг функциональной грамотности. Включение этого направления, по нашему мнению, позволит внести позитивные изменения в практику обучения и образовательную политику, что в перспективе будет способствовать решению стратегических задач социально-экономического развития страны.
Что мы будем понимать под креативным мышлением?
Вслед за концептуальными рамками, предложенными в исследовании PISA-2021 [8], под креативным мышлением будем понимать способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (Комментарий 1) и эффективных (Комментарий 2) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (Комментарий 3) выражения воображения. На способность мыслить креативно влияют как внутренние факторы [2]— знание предмета, любознательность, уверенность в своих силах, нацеленность на достижение цели, на результат, мотивирующая сила задачи,— так и внешние условия [5]. Креативность может стать результатом как индивидуальных, так и совместных усилий.
Как может проявляться креативность?
В качестве основы для разработки инструментария проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности» приняты концептуальные подходы исследования PISA. В связи с этим считаем целесообразным дать краткое описание этих подходов с комментариями разработчиков. С позиций оценки и прежде всего— ее обоснованности— важно правильно интерпретировать различные реакции учащихся на задаваемые им вопросы. В нашем случае принципиальным является вопрос о том, по каким проявлениям мы может судить о наличии либо отсутствии креативности. Широко распространено представление о том, что креативность проявляется как уникальный творческий прорыв, великое открытие или шедевр, которые неразрывно связаны как с глубоким знанием предмета, исполнительским мастерством, так и с одаренностью, выдающимися способностями или талантом [4]. Это явление называют «большой креативностью» (Big-C creativity). Вместе с тем креативность может проявляться и в ежедневных делах, таких, как, например, оформление подарка или фотоальбома, способность приготовить вкусную еду из остатков продуктов или способность найти отличное решение сложной логистической проблемы, встроиться в сложный график и т.п. Вот типичный пример, с которым наверняка встречались многие родители. В девять вечера ваш малыш вспоминает, что завтра ему надо прийти в школу или детский сад в костюме редиски. Спросите себя: сможете ли вы соорудить из подручных материалов нечто подходящее— оригинальное, привлекательное, по возможности простенькое, но выразительное, или вы способны только сердиться— на ребенка, на идиотские требования учителей, на закрытые магазины, на дороговизну и т.д.? Способность к продуктивному творческому подходу в таком случае будем называть «малой креативностью» (little-c creativity) [9]. Учитывая специфику исследования PISA— охват 15-летних учащихся в самых разных странах мира,— в данном исследовании приоритет отдается последнему пониманию креативности («малой креативности»). Это в свою очередь налагает определенные ограничения на подбор заданий для оценки креативности— успешность их решения должна зависеть больше от организации мыслительных процессов, нежели от глубины знания того или иного предмета. Описываемое направление оценки нацелено не на выявление одаренных и талантливых детей, а скорее на определение тех границ, в которых учащиеся способны мыслить креативно, а также на выявление того, как эта способность соотносится с особенностями образовательного процесса— с практиками обучения, учебной и внеучебной деятельностью, другими характеристиками современных образовательных систем. Второй важный вопрос, связанный с проявлением креативности и влияющий на конструирование измерительных материалов, может быть сформулирован следующим образом: что имеет преобладающее значение в креативности— особенности личности или пред- метная область? Иначе говоря, талантливый человек— это всегда только талантливый математик, художник, ученый, артист и т.д. или талантливый человек талантлив во всем?
Исследование PISA опирается на достоверно установленные факты, подтверждающие наличие существенных различий творческих задач по меньшей мере в трех областях: в области вербального выражения, в области художественного выражения и в области решения проблем— социальных, естественнонаучных, математических [10; 7]. Принятие такой позиции предопределяет состав заданий, среди которых выделяются следующие группы:
• задания, требующие использования художественных средств— словесных и изобразительных (далее используются термины «задания на вербальное самовыражение» и «задания на визуальное самовыражение»),
• задания на разрешение проблем— социальных и научных. Модель креативного мышления, изучаемая в исследовании PISA, таким образом, охватывает внешние и внутренние факторы, влияющие на способность мыслить креативно, и способы проявления креативного мышления в учебном процессе. Схематически она изображена на Рис. 1. 7 Рисунок 1. Стимуляторы и способы демонстрации креативного мышления в учебном процессе
Как строится модель оценки креативного мышления? Модель оценки креативного мышления в исследовании PISA-2021 строится на основе описанных выше подходов к определению этого понятия и его основных компонентов, а также учитывает ряд ограничений, связанных как с возрастными возможностями учащихся, так и с технической стороной исследования, проводимого, как известно, в компьютерном варианте. Внутренние стимуляторы Знание предмета Навыки умственных действий Открытость Мотивация на выполнение задания Подходы в образовани и Климат в школе и классной комнате Разрешение проблем Получение нового знания Творческое выражение Внешние стимуляторы Достижения и прогресс Культурные нормы и ожидания Целеустремленность и уверенность в своих силах Сотрудничество
Рисунок 1. Стимуляторы и способы демонстрации креативного мышления в учебном процессе
Модель оценки креативного мышления в исследовании PISA-2021 строится на основе описанных выше подходов к определению этого понятия и его основных компонентов, а также учитывает ряд ограничений, связанных как с возрастными возможностями учащихся, так и с технической стороной исследования, проводимого, как известно, в компьютерном варианте. Важнейшими из этих ограничений являются фиксированный объем времени и возможности платформенных решений. Так, в качестве предметного материала в тесте возможно использовать только такие задания, способы работы с которыми известны всем учащимся. К ним относятся работа в текстовом редакторе (создание письменных высказываний и текстов) и работа в графическом редакторе (создание изображений). Ограниченное время выполнения теста не позволяет предъявлять в рамках компьютерного тестирования каждому ученику все разнообразие заданий, что означает, что получаемые данные характеризуют выборку в целом, а не каждого отдельного ученика. При разработке моделей заданий учитывались возможности стандартной платформы PISA, которая, как известно, поддерживает следующие типы вопросов и ответов: (a) множественный выбор; (b) ввод текста (свободно конструируемый ответ); (c)«перетаскивание» и заполнение ячейки (словом, текстом, символом, изображением, формулой и др.); (d)«горячие зоны» (активация областей, внутри которых размещены тексты или изображения); (e) области взаимодействия и переговоров (область для чата, e-mail рассылки); (f) интерактивные схемы и графики; (g) инструменты для рисования. Модель оценки креативного мышления включает два основных компонента: – тематическую модель, в которой выделяются содержательные области, используемые при конструировании измерительных материалов; – компетентностную модель, определяющую мыслительные проН.А.Авдеенко, М.Ю.Демидова, Г.С.Ковалева, О.Б.Логинова, А.М. Михайлова, С.Г.Яковлева 130 цессы, используемые при разработке заданий. Тематическая модель. С учетом принятых подходов и имеющихся ограничений в исследовании PISA-2021 выделяются две широкие содержательные области: (1) креативное самовыражение и (2) получение нового знания / креативное решение проблем. Эти содержательные области, в свою очередь, подразделяются на четыре подобласти: (1a) письменное или устное словесное самовыражение; (1b) изобразительное и символическое самовыражение; (2a) решение естественнонаучных и математических проблем; (2b) решение Модель оценки креативного мышления в исследовании PISA-2021 строится на основе описанных выше подходов к определению этого понятия и его основных компонентов, а также учитывает ряд ограничений, связанных как с возрастными возможностями учащихся, так и с технической стороной исследования, проводимого, как известно, в компьютерном варианте. Важнейшими из этих ограничений являются фиксированный объем времени и возможности платформенных решений. Так, в качестве предметного материала в тесте возможно использовать только такие задания, способы работы с которыми известны всем учащимся. К ним относятся работа в текстовом редакторе (создание письменных высказываний и текстов) и работа в графическом редакторе (создание изображений). Ограниченное время выполнения теста не позволяет предъявлять в рамках компьютерного тестирования каждому ученику все разнообразие заданий, что означает, что получаемые данные характеризуют выборку в целом, а не каждого отдельного ученика. При разработке моделей заданий учитывались возможности стандартной платформы PISA, которая, как известно, поддерживает следующие типы вопросов и ответов: (a) множественный выбор; (b) ввод текста (свободно конструируемый ответ); (c)«перетаскивание» и заполнение ячейки (словом, текстом, символом, изображением, формулой и др.); (d)«горячие зоны» (активация областей, внутри которых размещены тексты или изображения); (e) области взаимодействия и переговоров (область для чата, e-mail рассылки); (f) интерактивные схемы и графики; (g) инструменты для рисования. Модель оценки креативного мышления включает два основных компонента: – тематическую модель, в которой выделяются содержательные области, используемые при конструировании измерительных материалов; – компетентностную модель, определяющую мыслительные проН.А.Авдеенко, М.Ю.Демидова, Г.С.Ковалева, О.Б.Логинова, А.М. Михайлова, С.Г.Яковлева 130 цессы, используемые при разработке заданий. Тематическая модель. С учетом принятых подходов и имеющихся ограничений в исследовании PISA-2021 выделяются две широкие содержательные области: (1) креативное самовыражение и (2) получение нового знания / креативное решение проблем. Эти содержательные области, в свою очередь, подразделяются на четыре подобласти: (1a) письменное или устное словесное самовыражение; (1b) изобразительное и символическое самовыражение; (2a) решение естественнонаучных и математических проблем; (2b) решение
Визуальное самовыражение предполагает, что учащиеся исследуют, экспериментируют и выражают различные идеи с помощью разных изобразительно-выразительных средств. В заданиях используются следующие модели: (1) выдвижение идей для своих проектов, основываясь на заданном сценарии и исходных установках (например, на тех деталях, которые должны быть включены в проект, или тех инструментах или способах, которые необходимо использовать); (2) оценка креативности собственных или чужих идей с позиций их ясности, привлекательности или новизны; (3) совершенствование изображений в соответствии с данными инструкциями или дополнительной информацией.
Решение социальных проблем основано на способности учащихся сочувствовать, сопереживать потребностям отдельных социальных групп, а также выявлять и оценивать эти потребности; распознавать образцы и выдвигать идеи, имеющие смысл для данной группы, предлагать инновационные и одновременно функциональные решения. В заданиях используются следующие модели: (1) погружение в проблему, имеющую социальный фокус; (2) выдвижение различных идей для возможных путей решения социальных проблем, отвечающих заданному сценарию; (3) оценка оригинальности, эффективности и осуществимости собственных или чужих решений; (4) вовлечение в непрерывный процесс построения знания и совершенствования решения.
Креативное мышление в области точных наук может проявлять