Кредитование юридических лиц что нужно знать
Бизнес-кредиты
Бизнес – это в первую очередь вложения, причем как временные, так и финансовые. Деньги нужны и тем, кто хочет расширить производство, и тем, кто только планирует начало собственной предпринимательской деятельности. Помощь и поддержку малому и среднему бизнесу готовы оказать банки. Какие программы доступны для оформления? Как получить средства на развитие бизнеса? Разбираемся в статье.
Виды кредитов для ООО и ИП
Разнообразие кредитных программ для бизнеса велико. Среди продуктов, которые банки предлагают предпринимателям, можно выделить следующие:
Требования к заемщикам
Жесткие критерии обусловлены желанием банков свести к минимуму возможные риски, так как выдаваемая сумма обычно велика. Требования могут отличаться в зависимости от конкретного банка, однако чаще всего они совпадают:
Отдельные требования существуют для индивидуальных предпринимателей. В частности, возраст заемщика – от 21 до 65 лет на момент полного погашения задолженности. Если же в банк обращается предприниматель старше 60 лет, его прямые наследники выступают поручителями по договору.
Условия кредитования
Кредитно-финансовые организации предлагают различные займы для ИП или ООО. Стандартные условия кредитования выглядят так:
Важно! Залоговое имущество должно быть застраховано. Сумма займа зависит в том числе от рыночной стоимости залога, установленной оценщиками. В течение срока кредитования сумма может изменяться в зависимости от состояния рынка.
Этапы оформления кредита для бизнеса
Оформление кредита для бизнеса происходит в несколько этапов:
Важно! При выборе программы лучше руководствоваться не только быстротой оформления, но и величиной процентной ставки. Экспресс-кредиты обычно отличаются повышенными процентами.
Условия банков по кредитованию
Рассмотрим подробно условия наиболее популярных банков.
Название банка
Максимальная сумма (в руб.)
Важные моменты кредитования организаций
Трудно назвать компанию, которая за все время существования не прибегала к финансовой помощи: от участников общества, инвесторов, сторонних заимодавцев или банков. Причем каждый вид денежных вливаний отличается особенностями учета и оформлением. Сегодня поговорим о кредитовании, связанных с ним действиях бухгалтера, документации и ответственности перед банком.
Отличия кредита от займа
Первое, что необходимо запомнить, – кредитованием занимаются исключительно банки, все остальные организации и частные лица могут только предоставить заем. В отличие от кредита, в качестве предмета займа могут выступать не только деньги, но и ценные бумаги или вещи.
Есть и другие важные различия:
Валютой займа и кредита выступает не только рубль, допускается их выдача в иностранной валюте. Такую сделку допускает законодательство (см. пп. 1 п. 3 статьи 9 ФЗ №173 «О валютном регулировании…»). В учете отражаются суммы в рублевом эквиваленте.
Виды кредитования
Можно взять у банка крупную сумму и платить проценты в течение нескольких лет или выбрать другие варианты получения денег на время. Начнем с традиционного.
Обычный кредит получают по индивидуальному предложению, или подавая заявку. В первом случае банк сам присылает оферту, в которой указаны основные параметры, максимальная сумма и условия использования средств. Если организация давно обслуживается, имеет неплохие обороты, регулярно отправляет копии отчетов, то дополнительно, скорее всего, ничего предоставлять не придется. Разве что залог или поручителя при крупном размере кредитования.
Обратите внимание! Индивидуального предпринимателя попросят предоставить согласие супруги/супруга на получение кредита, поскольку имуществу у супругов общее, а ИП в сделке выступает как физическое лицо, отвечающее по ней всем своим имуществом.
Сервис онлайн- или интернет-банкинга позволяет оформить документы, подписать их без визита в отделение, средства банк зачислит на выбранный клиентом расчетный счет. При обращении в банк с заявкой придется собрать более весомый пакет документов. В общем случае в него входят:
Иногда представитель банка выезжает в офис, на склад или производство для оценки состояния деятельности, так проверяют, ведется ли реально бизнес, соответствуют ли заявленные в документах складские остатки фактическим, проводится опрос сотрудников.
Кстати! Бенефициарный владелец – это физическое лицо, которое прямо или косвенно может влиять на организацию, в частности владеет 25% (напрямую или нет) капитала. Точное определение дано в статье 3 Федерального закона №115-ФЗ.
Ограничения по направлению использования полученного кредита:
Что банк не станет рассматривать и не захочет финансировать (без специальной договоренности), не относится к случаям, когда кредитным договором вообще не обозначены цели:
Кстати! При кредитовании на покупку основных средств, недвижимости и транспорта в 9 случаях из 10 потребуется залог на это имущество, что означает запрет его продажи, вложения в качестве вклада в уставный капитал, передачи в качестве залога по другой сделке и т.п.
Кредитная линия
В отличие от привычного кредита этот вариант предполагает, что денежные средства используются не сразу (получил – потратил), а по необходимости. Соответственно и проценты уплачиваются только на фактически потраченную сумму. Банк устанавливает лимит, который может пересматриваться в большую или меньшую сторону, а клиент тратит средства и пополняет счет не позднее определенной даты.
Есть два варианта кредитной линии: невозобновляемая и возобновляемая. В принципе, из названий уже ясно, в чем отличие. Невозобновляемая ограничена определенным лимитом, средства, возвращаемые заемщиком, не могут использоваться повторно, происходит просто погашение задолженности перед банком. Возобновляемая линия позволяет пользоваться средствами в пределах лимита неограниченное количество раз. Подобный подход знаком пользователям кредиток.
С кредитной линией банку проще мониторить направления денежного потока. Срок возврата короче, можно в любой момент прекратить кредитование в одностороннем порядке или сократить лимит. Для организации открытая линия также имеет плюсы:
Предоставление кредитной линии оформить проще, чем получение обычного кредита, особенно если речь о небольшой сумме «для подстраховки».
Овердрафт
Некоторые путают его с кредитной линией, но для предоставления овердрафта не всегда нужно собирать пакет документов или обращаться непосредственно в отделение. Иногда достаточно обозначить свое желание в онлайн-банке, и овердрафт будет подключен, просто как дополнительная услуга по счету.
Чем же он отличается от предыдущих видов кредитования?
Полезно пользоваться овердрафтом, если нужно срочно оплатить счет, вам не успели поступить денежные средства от клиентов, но не сегодня-завтра будут. С другой стороны свобода ограничена: нельзя перевести деньги на спецсчет, например, или снять наличные.
Залог и поручительство
Залогом, как выше уже упоминалось, обычно выступает имущество, приобретаемое на кредитные средства. В течение срока действия договора с банком его нельзя перепродавать или вложить, а также заложить повторно, могут быть и другие ограничения или обязательства. Например, недвижимость или автомобиль придется застраховать.
В качестве залога допустимо использовать активы, которые уже есть у организации. К наиболее ликвидным, а значит, привлекательным для банка, относятся:
Важно! Нельзя заложить арендованное, находящееся в лизинге или имеющее обременение имущество. Если сделка относится к крупной в соответствии с уставом, организации потребуется ее одобрение участниками.
Учет заложенного имущества должен вестись на забалансовом счете 009 (по стоимости, указанной в договоре о залоге), а также в аналитическом учете по соответствующему счету учета имущества необходимо обособить его на отдельном субсчете.
Если залог передан залогодержателю (автомобиль, например, отправляется на стоянку банка), то его перемещение отражается в инвентарных карточках и опять же в аналитике счета бухгалтерского учета. Составляется акт передачи.
Расходы по страхованию предмета залога, которые несет залогодатель, можно включить в расходы по налогу на прибыль согласно статье 263 НК РФ. В то же время по УСН отразить в составе затрат для расчета единого налога по мнению ФНС страховку нельзя, ведь она не является обязательной в силу закона.
Поручительство применяется, когда собственных ресурсов недостаточно для залога или компания недавно существует. Начинающему бизнесу кредиты выдают неохотно. В качестве поручителей могут привлекаться:
Поручителю нельзя предлагать вознаграждение (фактически это подкуп), нельзя связывать обязательством, которое заставит оформить поручительство или угрожать (это касается в первую очередь давления, исходя из служебного положения). Проще говоря, принуждать к поручительству нельзя.
Бухучет и налогообложение
Кредиты делятся на два типа: краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные выдаются на срок до года, долгосрочные соответственно на период, превышающий 12 месяцев. Разницы в учете между ними немного:
Аналитика должна отражать вид кредитов (в том числе отдельно не уплаченные по сроку) и каждого кредитора. Получение (возврат) основного долга по кредитному договору не является доходом (расходом) и не отражается в налоговом учете.
Долгосрочный кредит может переводиться в краткосрочный, когда до конца срока его выплаты останется менее 365 дней. Т.е. со счета 67 его необходимо будет перекинуть на 66-ой. Это необязательное решение, и его необходимо закрепить в учетной политике.
Расходы по получению и обслуживанию кредита учитываются обособленно. К ним в частности относятся (п. 3 ПБУ 15/2008):
Учет процентов ведется на субсчетах, отдельно от основной задолженности, они списываются на разные счета в зависимости от цели кредитования и направления расхода средств:
В налоговом учете проценты также учитываются как внереализационные расходы (см. пп 2 п. 1 статьи 265 НК РФ). При этом включаются они в затраты в целях налогообложения на последний день месяца, а если полное погашение обязательства произошло раньше, то на дату погашения. Организациям на упрощенке нужно учитывать дату фактической уплаты процентов.
Важно! Для НУ учитываются проценты, рассчитанные исходя из фактической ставки по кредиту, за исключением контролируемой сделки. В этом случае возникают временные разницы между НУ и БУ. Организации, пользующиеся ПБУ 18/02, обязаны их учесть.
В бухучете каждый месяц необходимо рассчитывать сумму процентов для включения в расходы, причем она может не совпадать с суммой, указанной в графике платежей. Для ежемесячного подсчета используем простую формулу: сумма кредита х ставка / 365 (366) х количество дней в месяце.
Пример: Организация получила кредитные средства 01 апреля 2020 года в сумме 1 000 000 рублей, под ставку 10% годовых, сроком на 1 год. Сумма процентов, начисляемая в БУ:
Можно включать в БУ в затраты фактически рассчитанные в графике к договору проценты, но только если они незначительно отклоняются от рассчитанных по формуле.
Аналогичного подхода ФНС требует и от налогового учета, т.е. принимаем в расходы проценты в пределах этого расчета: если сумма процентов по графику равна или менее этой суммы, то включаем в затраты в размере, указанном в договоре; если больше, то максимум – это размер, рассчитанный по формуле. В итоге, конечно, в расходы все равно войдет одна и та же сумма.
Погашение задолженности третьим лицом
Погасить долг за организацию может иное физическое или юридическое лицо. Тут возможны несколько вариантов:
Главное – банк должен принять оплату как надлежащее исполнение обязательства. Если договор содержит ограничения или даже запреты, то денежные средства могут быть возвращены плательщику. Поступления от поручителя обычно проблем не вызывают, как и оплата залога, в других случаях согласуйте с кредитором процедуру оплаты.
Взыскание залога при невозможности выплаты кредита
Очень много споров вызывает процедура взыскания залогового имущества. Когда заемщик не в состоянии рассчитаться с долгом, на счетах нет средств или они арестованы, например, приставами или налоговой службой по другим задолженностям, или вообще происходит процедура банкротства, то взыскание залога – единственный вариант для банка вернуть себе хотя бы часть кредита.
Банк самостоятельно или через службу приставов (в случае отказа заемщика добровольно передать имущество) забирает залог и реализует его с торгов. При этом сумма продажи может оказаться больше или меньше той, в которую имущество изначально оценивалось. Превышение следует вернуть залогодателю.
Для организации-должника продажа залога относится к операции реализации и отражается в учете соответственно, а значит, возникнет доход по основной деятельности (если реализуется товар) или внереализационный (при продаже ОС, материалов или другого имущества). Необходимо рассчитать налог на прибыль и НДС или единый налог и уплатить его в бюджет.
Важно! Если имущество реализуется с торгов по решению суда, то НДС уплачивается налоговым агентом-организатором торгов (пункт 4 статьи 161 НК РФ).
По соглашению с банком организация может сама провести реализацию имущества, с условием, что сумма, необходимая для погашения задолженности, будет перечислена непосредственно кредитору. Как правило, при этом составляется тройственное соглашение между банком, должником и покупателем залога.
Подводя итоги
Выбирая форму кредитования, ориентируйтесь на сумму, цель и свободу распоряжения средствами. Возможно, простого овердрафта будет достаточно. Соблюдайте ключевые правила кредитования:
Рекомендуется составить хотя бы общий бизнес-план на период кредитования (для организации, не для банка), в котором определить возможные форс-мажоры (задержка поступлений от клиентов, например) и способы погашения платежей на этот случай. Можно на собрании участников предусмотреть экстренный сценарий нахождения средств: краткосрочные займы для предотвращения просрочки, отвлечение денег от маловажных проектов (приостановление ремонта, отказ от покупки дорогостоящего автотранспорта и т.д.), использование депозитов и другие и закрепить их решением собрания участников.
Что выбрать для бизнеса — кредит на физлицо или на юрлицо?
Пообщались с предпринимателями и выяснили, по какой схеме выгоднее кредитовать бизнес
Николай Максименко
Маркетолог направления кредитования в Тинькофф Бизнесе
Предприниматели иногда берут обычный потребительский кредит на физлицо и вкладывают эти деньги в бизнес. Кажется, что так проще: деньги можно получить быстрее, не понадобится залог и куча документов. Так ли это на самом деле? Мы пообщались с предпринимателями, которые берут кредиты, и выяснили особенности разных схем привлечения денег.
Откуда бизнес может взять заемные деньги
Для компаний и индивидуальных предпринимателей есть два основных способа кредитования бизнеса.
Кредит, оформленный на юрлицо или ИП. Его еще называют бизнес-кредитом. Суть в том, что банки предлагают специальные условия под разные цели компании: например, для закрытия кассовых разрывов, пополнения оборотного или основного капитала.
Например, предпринимателю нужны деньги под новый контракт, оплата придет только через четыре месяца — значит, ему нужно нарастить оборотные средства, для этого лучше всего подойдет оборотный кредит. А если нужно перехватить 100 тысяч рублей до пятницы, потому что не хватает на налоги, идеально подойдет овердрафт.
Кредит, оформленный на физлицо. Такой кредит называют потребительским. Человек может потратить деньги на что угодно — бытовую технику, отпуск, лечение — или вложить деньги в бизнес.
У каждого способа кредитования — на физлицо или на юрлицо — есть свои особенности.
Чтобы принять решение, какой кредит лучше взять, нужно знать ответы на вопросы:
Дальше подробно рассмотрим каждый из пунктов.
Кредиты до 15 000 000 ₽ от 8,9% годовых
Как банк принимает решение о выдаче кредита
ИП или компания берет бизнес-кредит. На решение, сумму и ставку влияет надежность бизнеса в глазах банка:
При выдаче бизнес-кредита банк не оценивает личный доход предпринимателя или учредителя, он смотрит только на то, как работает бизнес.
ИП или учредитель берет кредит как физлицо. На решение и условия по кредиту влияет надежность заемщика как физлица. Банк оценивает уже доход и кредитную историю человека, а не компании.
Какую сумму можно получить и на каких условиях
Сумма и условия зависят от того, как выглядит заемщик в глазах банка. Обычно обороты бизнеса больше, чем личный доход человека. Поэтому по бизнес-кредиту почти всегда можно получить большую сумму и на более выгодных условиях, чем по потребительскому.
Например, в Тинькофф в июне 2021 такие условия по кредитам.
Насколько просто оформить кредит
ИП или компания берет бизнес-кредит. Простота и скорость оформления зависят от суммы, типа кредита и от того, есть ли у бизнеса расчетный счет в банке, в котором он получает заем.
Например, если у ИП есть расчетный счет в Тинькофф и он подаст заявку на оборотный кредит, решение может прийти за 2 минуты. Деньгами можно воспользоваться сразу же. Никаких документов не понадобится: они уже есть у банка.
Другая ситуация — у компании нет счета в Тинькофф, она подает заявку на инвестиционный кредит на крупную сумму. В таком случае понадобится пакет документов и банк будет дольше рассматривать заявку, процесс оформления может занять от нескольких дней до пары недель.
Можно ли сэкономить на налогах
ИП или компания берет бизнес-кредит. Иногда бизнес-кредит помогает снизить налоговую нагрузку. Например, платежи по лизингу включают в расходы и уменьшают налогооблагаемую базу.
ИП или учредитель берет кредит как физлицо. Потребительский кредит не получится учесть в расходах бизнеса. Более того, если неправильно оформить внесение личных денег учредителем или их возврат, придется заплатить дополнительные налоги, а в редких случаях даже получить штраф от налоговой.
Какой вид кредита проще использовать в бизнесе
ИП или компания берет бизнес-кредит. Деньги напрямую попадают на расчетный счет компании или предпринимателя. Их можно сразу использовать: на аренду, зарплату или чтобы рассчитаться с поставщиками.
Погасить бизнес-кредит тоже можно с расчетного счета: самостоятельно отправить платеж, или банк спишет долг автоматически.
Схемы возврата денег часто учитывают ситуацию в бизнесе. Например, кредитную линию на исполнение контракта нужно гасить, только когда на счет приходят деньги по договору.
ИП берет деньги как физлицо. У предпринимателей обычно нет сложностей с использованием потребительского кредита. Они получают его наличными или на личную карту и могут внести деньги на свой расчетный счет через банкомат или обычным переводом.
Чтобы вернуть долг, ИП снимает наличные с расчетного счета или переводит со счета на свою карту, с которой погашает кредит.
Директор или учредитель компании берет кредит как физлицо. Такие деньги использовать сложнее, потому что директор или учредитель не может просто прийти в банк и внести деньги на счет через кассу. Есть несколько способов это сделать, самые популярные — когда директор или учредитель:
У каждого варианта есть свои особенности: понадобится помощь бухгалтера, чтобы правильно отразить деньги в отчетности, а после вернуть долг банку.
Схемы погашения потребительского кредита не учитывают ситуацию в бизнесе: обычно это равные платежи каждый месяц. А это не всегда удобно, особенно когда партнеры платят с отсрочкой в несколько месяцев.
Получается, для ИП нет большой разницы — он легко внесет на счет любые деньги. А вот для ООО проще взять бизнес-кредит, чтобы деньги сразу были на расчетном счете.
Кто отвечает за возврат денег перед банком
Компания берет бизнес-кредит. ООО отвечает по своим долгам только своим имуществом и уставным капиталом. Но если учредитель или директор были поручителями ООО, при банкротстве компании им придется погашать долг из собственных денег.
ИП получает бизнес-кредит или берет деньги как физлицо. Предприниматель всегда отвечает по долгам своим имуществом. Поэтому с точки зрения ответственности для него нет разницы, откуда заемные деньги.
Директор или учредитель компании берет кредит как физлицо. Директор или учредитель отвечает по долгам своим имуществом. Если вдруг компания обанкротится, погасить долг за счет имущества компании будет сложно.
Что выбрать: основные отличия бизнес-кредитов от потребительских
Мы подробно рассмотрели особенности кредитования физлиц и юрлиц, теперь сведем эти отличия в таблицу. Галочкой обозначим, какие ситуации выгодны для компании или предпринимателя.
Получили, что бизнес-кредит почти всегда выгоднее и удобнее потребительского как источник вложений в бизнес, особенно для ООО.
В каких случаях бизнес берет потребительский кредит: истории клиентов Тинькофф
Несмотря на выгоды бизнес-кредитов, предприниматели берут кредиты на себя как физлицо. Мы пообщались с клиентами Тинькофф Бизнеса, которые брали потребительские кредиты, и выяснили, какие были у них ситуации.
Сергей, индивидуальный предприниматель.
Занимается съемкой корпоративных фильмов, видеопрезентаций, рекламных роликов
Когда первый раз брал кредит для бизнеса, оформил потребительский. Тогда мне это было удобно по двум причинам.
, это быстро: не понадобилось никаких документов и личного присутствия. Я находился за границей, подал заявку, и деньги через 15 минут упали мне на карту.
, на тот момент я не понимал, как быстро смогу вернуть деньги. У оборотного кредита срок был до полугода, а мне хотелось подстраховаться, чтобы на возврат было больше времени.
Сейчас беру оборотный кредит. Уже налажен процесс съемок и я четко понимаю, на какое время нужны деньги. К тому же важна сумма кредита: обороты у бизнеса большие, поэтому когда беру кредит как индивидуальный предприниматель, получу гораздо больше денег, чем как физлицо.
Алексей, индивидуальный предприниматель.
Занимается пошивом одноразовой одежды
Во время пандемии резко взлетел спрос на одноразовую одежду, поэтому понадобились деньги на закупку материалов. Про оборотный кредит я тогда не знал, поэтому взял потребительский.
Позже узнал про оборотный кредит, условия были для меня выгодными. Подал заявку, документы никакие не предоставлял. Кредит одобрили в тот же день, когда подал заявку, это помогло нарастить обороты производства.
Когда у меня уже был оборотный кредит, снова понадобились деньги. Банк не мог одобрить второй кредит на пополнение оборотных средств, потому что я еще не вернул предыдущий. Поэтому я снова оформил потребительский.
Получается, что потребительский кредит удобно брать в таких случаях:
В других ситуациях почти всегда бизнесу удобнее брать кредит на юрлицо: более гибкие условия, можно взять более крупные суммы.
По какой схеме лучше кредитовать бизнес
Общий алгоритм для принятия решения такой:
Дальше могут быть три ситуации.
Кредит одобрили, условия устраивают. Берите, пользуйтесь. Если вы вовремя погасите долг и сможете развить бизнес, скорее всего, в следующий раз банк одобрит вам кредит на более крупную сумму и на более выгодных условиях. Брать потребительский кредит нет смысла.
Кредит одобрили, но сумма недостаточная. Банк принимает решение по кредиту, оценивая обороты бизнеса, кредитную историю и другие факторы. Бывает, что у вас надежный бизнес и деньги точно помогут вам развиваться, но банк пока этого не видит. Поэтому вы можете дополнительно подать заявку на потребительский кредит как физлицо. Но перед этим нужно очень хорошо все взвесить и рассчитать, точно ли получится вернуть долг и пойдут ли деньги на пользу бизнесу.
Кредит для бизнеса не одобрили. Важны причины, почему вы не смогли получить деньги как юрлицо.
Допустим, банк отказал, потому что вы недавно зарегистрировались или есть другой кредит. При этом бизнес идет хорошо и вы уверены, что сможете вернуть долг. Тогда можно подать заявку на потребительский кредит.
Если же кредит не выдали ограничений налоговой, у компании плохая кредитная история, были раньше просрочки, возможно, не стоит пока брать кредит — лучше наладить бизнес-процессы. Иначе заемные деньги могут навредить бизнесу.
Часть причин можно увидеть в личном кабинете: