Кредо убийцы это что
Почти «попкорн». Рецензия на фильм «Кредо убийцы»
Достоверно известно: снимать фильмы по мотивам игр — неблагодарное занятие. С момента выхода первопроходцев «Супербратьев Марио» многое изменилось. Примеры качественных, интересных экранизаций есть, но их не так много. Одним из успешных проектов можно назвать картину «Принц Персии: Пески времени», которая в определенной мере походит на очередную попытку Голливуда доказать: «Мы можем!» К худшим (маэстро Уве Болла не трогаем) отнесем каких-нибудь «Пикселей» да «Need for Speed: Жажда скорости». Впрочем, у всех вкусы разные.
Ленты, подобные перечисленным выше, как и «Кредо убийцы», ориентированы на широкую аудиторию. Но, конечно, геймер и негеймер увидят все по-своему. Цель режиссеров, сценаристов, продюсеров и иже с ними — найти золотую середину, чтобы происходящее на экране было понятно (или хотя бы интересно) всем: персонажи, образы, отсылки к каким-то событиям, многозначительные намеки…
Еще одна преграда, которая может все испортить, — правообладатель, не готовый к тому, чтобы с его интеллектуальной собственностью обращались «неправильно». Как этого избежать? Контролировать весь процесс, взять молодого сценариста и малоизвестного режиссера.
Главного героя (или героев) — Каллума Линча в современном мире и ассасина Агилара в далеком прошлом — играет Майкл Фассбендер. Он отлично вписался в образ. Вероятно, потому, что персонаж немногословен, в меру психопатичен, обладает харизмой и не пытается выглядеть актером драмкружка, как, например, вечно хмурый Вин Дизель или забавный Николас Кейдж. Линча и его предка нельзя назвать ни хорошим, ни плохим, хотя, как следует из пары флешбэков в самом начале фильма, к ангелам его отнести тоже не выйдет.
Линч оказался в трудной жизненной ситуации, выглядит озлобленным на весь мир одиночкой. Нормального детства у него, судя по всему, не было, а во взрослой жизни… Чего он добился? Сделал что-то нехорошее и оказался в камере смертников.
Попытку изменить его предпринимает София (Марион Котийяр), но есть у нее и собственные цели — вполне научные, гуманистические и в целом высокие. Она является высокопоставленным сотрудником кому-то знакомой корпорации «Абстерго», во главе которой стоит ее отец (Джереми Айронс). «Анимус» — это детище Софии, с его помощью необходимо найти яблоко Эдема с «генетическим кодом доброй воли» (стоит отметить, что сложности перевода изменяют смысл, заложенный в «плод» разработчиками игр серии). Здесь же, в научном центре в Мадриде, оказывается и Линч.
Желание написать собственный сценарий, а не следовать одной из игр, сыграло против создателей фильма. Но не факт, что в другом случае экранизация оказалась бы лучше. Первая четверть или даже треть картины заставляет зевать и постоянно задаваться вопросом «что вообще происходит?». «Как начать, как ввести зрителя в курс дела?» — думает, в свою очередь, сценарист и неуклюже справляется с заданием.
Все персонажи, за исключением сыгранных Котийяр и Фассбендером, оказываются, как правило, статистами — малозаметными и потому незапоминающимися. Впрочем, некоторые лица и моменты все же остаются в памяти благодаря немногочисленным эмоциональным событиям.
Авторы сценария вовсю используют заезженное голливудское клише с участием «отцов и детей», вернее конфликта между ними. С его помощью можно понятным языком описать, почему герой ведет себя так, а не иначе. Злобный убийца? Наверное, в детстве были проблемы с родителями. Уверенный в себе человек? Вероятно, получал поддержку отца и матери.
Откровенных злодеев нет. Точнее, зритель может сам решить, кого к какой стороне причислить: ассасины и тамплиеры имеют собственные цели, а насколько они отвечают интересам общества, дело второстепенное. По большому счету и те, и другие заслуживают порицания.
В итоге начало фильма «проваливается», а происходящее потом состоит из набора эпизодов — местами зрелищных, отчасти захватывающих, но не образующих единого произведения. И если в оригинальной игровой серии разбиение на эпизоды обосновано, то в киноадаптации режиссера Джастина Курзеля — нет.
Масштабности в «Кредо убийцы» столь же мало, как крема в трубочках из гастронома. Несколько панорам, пару раз покажут один и тот же горный хребет, а потом — добро пожаловать на узкие улицы города, в лабиринты коридоров и тесные помещения. Походит на театральную постановку. Или видеоигру. Последнее впечатление усиливается, когда в кадре показывается 200-й по счету орел или как бы случайно появляется кадр а-ля «игра Assassin’s Creed». К счастью, падения в телеги с соломой можно сосчитать на пальцах одной руки. Это все — своеобразный реверанс в сторону знатоков серии, ничего не говорящий остальным. Несколько настоящих «ассасинов», кстати, присутствовали в кинозале и во весь голос обсуждали происходящее.
«Нагнетаем, нагнетаем», — подумал режиссер и сопроводил все действо оглушающим саундтреком. Настолько громким, что он превращается в звуковую кашу, из-за которой не слышно голосов героев! Потом внезапно наступает тишина, за ней следует нарастающая мелодия и снова скрежет и визг оркестра из преисподней. Нет, это не «фича», это «баг». Сами композиции подобраны вроде как в тему, под стать временным промежуткам и происходящему на экране. Только оценить это невозможно (не исключено, что проблема носит технический характер и связана с конкретным кинотеатром).
Спасает фильм брутальный Фассбендер, очень технически крутой «Анимус» с эпидуральной анестезией и дополненной реальностью, местами — большие глаза Котийяр, а также неплохо поставленные драки (начиная примерно с середины ленты наблюдается почти не прекращающийся экшен). И Линч, и Агилар дерутся красиво, болезненно и почти по-настоящему.
Так же поступают противники, если это не охранники из современного мира — последних, судя по всему, набирают из числа уволенных секьюрити из супермаркетов. Паркур? Его в разы меньше, чем в «Районе №13» или даже «G. I. Joe: Бросок кобры 2». Если зритель не заснет в перерывах между разборками, у него есть все шансы увидеть «прыжок веры». «Вау, прыжок веры!» — на всякий случай подскажут вам с экрана. Даже «Анимус» такого не ожидал.
Иногда картина атмосферой напоминает киберпанк или антиутопию с путешествиями во времени. В этот момент приходит мысль: «Отдали бы „Кредо“ какому-нибудь британскому режиссеру, уменьшили бы бюджет раз в пять, и тогда получился бы отличный фильм».
«Кредо убийцы». Что нужно знать перед просмотром фильма
Формула, выведенная сценаристами Ubisoft, прекрасно работает не только в играх, но и в кинематографе, то есть тень на плетень здесь наведена мастерки, прямо как в книгах Дэна Брауна. Что заточение преступника Каллума Линча в корпорации «Абстерго», где он при помощи чудо-машины пошагово вспоминает похождения своего предка Агилара, — это фантастика, понятно сразу. Но сами его воспоминания — Испания XV века, инквизиция, правители Фердинанд и Изабелла, наблюдающие за казнью еретиков, — метят в экскурсию по местам и событиям прошлого. Могли ли там оказаться ассасины с тамплиерами? И при чём здесь вообще они?
На многовековом противостоянии обоих обществ держится фабула Assassin’s Creed, а важные исторические события, от крестовых походов до возникновения тоталитарных режимов XX века, объясняются успехами либо неудачами одной из сторон. Авторы этой концепции вовсе не сотрудники Ubisoft — игра 2007 года использует конспирологический миф, по которому настоящие ассасины с тамплиерами дожили до наших дней и тайно соперничают за контроль над человечеством. Известные историкам факты, конечно же, противоречат подобным домыслам, хотя в «Кредо убийцы» и есть доля истины.
Кто такие тамплиеры?
«В бою важны три условия: чтобы рыцарь стремительно атаковал, проворно оборонялся и крепко держался в седле».
Даже после взятия крестоносцами Иерусалима путешествие из Европы в Святую землю было чертовски опасным: если паломник удачно миновал море, он мог погибнуть от голода, жажды, болезней, пасть от рук разбойников или сарацин. А феодалы рисковали угодить в тюрьму Алеппо, где они годами дожидались выкупа. Видя столь плачевную ситуацию, пожилой и, кстати, бедный рыцарь Гуго де Пейен поклялся дать паломникам защиту. При помощи девятерых соратников он собрал деньги, а через преподобного Бернарда Клервоского выбил из Ватикана добро на рыцарско-монашеский орден тамплиеров с резиденцией магистра в иерусалимском храме Соломона — так крестоносцы назвали мечеть Аль-Акса. Бернард же разработал теорию того, чем Гуго намеревался заняться на практике.
Мечеть Аль-Акса – здесь был главный штаб тамплиеров. Фото: © wikipedia.org
Мечеть Аль-Акса – здесь был главный штаб тамплиеров.
Как сейчас, так и в Средние века лучших воинов создают трудности да лишения. По уставу рыцарь-монах должен был либо работать, либо молиться, а когда призовут к оружию — сражаться. Храмовнику нельзя без разрешения отдыхать, петь песни, пускать коня в галоп и расчёсывать бороду, запрещено играть в шахматы или шашки, носить кожаные перчатки и туфли с загнутыми носами, охотится на любых зверей, кроме львов. Если к тамплиеру в поисках еды подходит собака, он не имеет права её отогнать. Всё по регламенту, от починки белья и заточки меча до того, какими ломтиками следует нарезать сыр (статья устава № 371). С другой стороны, неслучайно во Франции говорили «ругается как тамплиер» — быть образцом во всём вряд ли кому по силам.
Но самое главное — Бернард обеспечил тамплиерам финансовую независимость. Они сказочно разбогатели благодаря доходам от монастырей, рынков, дорог, крепостей, банковских операций. Но при этом, как монахи, не платили никаких налогов. У тамплиеров был свой флот, свои банки, войска, пути сообщения и вообще всё необходимое для международной корпорации. Конечно, по бумаге они подчинялись понтифику, однако могли пойти наперекор. Скажем, папа Александр III винил орден в том, что он за вознаграждение прощает отлучённых от церкви, но дальше переписки дело не зашло, поскольку папа задолжал тамплиерам кругленькую сумму.
Рыцарь-тамплиер (реконструкция). Фото: © Flickr/Contando Estrelas
Кто такие ассасины?
«Если ещё в каком углу и остался ассасин, он занимается женским ремеслом».
Ата Малик Джувейни
Руины Аламута, Хасан ибн Саббах. Коллаж © L!FE. Фото: © wikipedia.org, © wikipedia.org
Руины Аламута, Хасан ибн Саббах. Коллаж © L!FE.
Хотя ибн Саббах отменил суд шариата, жизнь ассасинов это не упростило. Поскольку все их крепости, включая Аламут и знакомый фанатам Assassin’s Creed Масьяф, стояли на голых скалах, гарнизоны то и дело страдали от нехватки пищи и воды. Воины ибн Саббаха отказались от денег, собственности, роскоши и каких бы то ни было увеселений. Вместо этого их лидер дал им изнурительные тренировки пополам с уроками в школе — а как иначе? Ведь ассасин должен знать язык, историю и географию той земли, куда его пошлют с заданием. Задания же были одного свойства: убивать султанов, визирей, шейхов, успешных полководцев — по мелочам Хасан ибн Саббах или, как его прозвали крестоносцы, Старец Горы не разменивался. Чтобы показать серьёзность предприятия, старик даже казнил собственных сыновей за нарушение дисциплины.
По роду деятельности киллеры-низариты, естественно, столкнулись с христианами, пришедшими с Запада. Но столкнулись не как враги. Если мусульманские правители, боясь убийц с отравленными ножами, привыкли днём и ночью носить кольчуги, то главы рыцарских орденов спали спокойно. «К чему убивать их магистра, — говорили ассасины, — если рыцари тут же заменят его другим?». Так что вместо войны они предложили крестоносцам ежегодную дань в 2000 золотых динаров и время от времени выполняли для них заказы. Например, султана Саладина, воевавшего с европейцами за Святую землю, люди Старца Горы пытались уничтожить несколько раз подряд.
Ассасины в представлении авторов сериала Assassin’s Creed. Фото: © Flickr/Joshua Livingston
Ассасины в представлении авторов сериала Assassin’s Creed.
Когда закончилось время ассасинов и тамплиеров?
И тех и других сгубила та же сила, что вознесла их на вершину могущества, — война. На XIII век пришлись завоевательные походы монголов: в битве при Легнице с ними впервые столкнулись тамплиеры, а в 1256 году армия хана Хулагу взяла до того неприступный Аламут. По словам летописца, «монголы срубили для катапульт деревья, которые ассасины оберегали и поливали много лет, не ведая, для чего они растут и какие плоды принесут в будущем». Последнему лидеру секты убийц Рукн ад-Дину сломали кости конечностей и перерезали горло саблей — так закончилась история ассасинов. Хотя уцелевшие бежали кто куда, а современные наследники ибн Саббаха преспокойно проживают в Швейцарии, они уже не оказывают на политику того влияния, что сотни лет назад.
Агония тамплиеров затянулась на полвека, но в целом была предрешена теми же походами монголов. Конкретно против хана Хулагу, который симпатизировал христианам, крестоносцы ничего не имели и даже действовали с ним сообща. Но эта деятельность вызвала ответ из Египта и превратила Ближний Восток в фабрику по переработке тамплиеров. Будучи главной военной силой Европы на Святой земле, они приняли на себя и основные удары сарацин, заодно потеряв всё, от Иерусалима до последнего оазиса на пути к нему. Без паломников и храма Соломона орден утратил смысл существования, поэтому его последний магистр Жак де Моле забил тревогу и принялся в срочном порядке собирать средства на новый крестовый поход.
Жак де Моле (слева) в представлении художников Ubisoft – кадр из Assassin’s Creed: Unity. Фото: © assassinscreed.wikia.com
Жак де Моле (слева) в представлении художников Ubisoft – кадр из Assassin’s Creed: Unity.
Всё бы ничего, но этим бюджетом заинтересовался весьма опасный интриган — советник короля Франции Филиппа IV Гийом Ногаре. Проблемы страны он решал радикальными методами. Сперва предложил королю ограбить евреев (сказано — сделано!), а затем положил глаз на кассу крестового похода, которая хранилась там же, где и французская казна, — в Тампле, парижской резиденции ордена. В пятницу 13 октября 1307 года всех тамплиеров Франции, включая Жака де Моле, арестовали. Обвинив их в ереси, гомосексуализме и других грехах, власти отправили последнего магистра ордена и его товарищей на костёр. Это дало начало судебным процессам по всей Европе, а заодно вагону с тележкой мифов. Говорили о проклятии де Моле, которое тот наложил на папу, Ногаре и Филиппа IV, о невесть куда пропавших реликвиях христиан — Граале и кресте Иисуса, о тайных обрядах тамплиеров, якобы сохранённых масонами. Но в XIV веке орден бедных рыцарей перестал существовать.
Добро пожаловать в мир испанской инквизиции
Иными словами, ни о каких ассасинах с тамплиерами в Испании XV века, когда разворачивается действие фильма «Кредо убийцы», не может быть и речи. Но обратите внимание на корабли Христофора Колумба — «Нинья», «Пинта» и «Санта Мария» — их паруса украшены тем же крестом, который носили на плащах рыцари ордена. Что это, совпадение? Заговор? Разгадка проще, чем кажется: в средние века крестовые походы совершались не только на Восток, но и на Запад, где христиане сражались с маврами в ходе «реконкисты» — войны, затянувшейся почти на 800 лет. Без тамплиеров дело, понятно, не обошлось.
В борьбе с маврами они действовали настолько дерзко и эффективно, что фактически контролировали пограничные крепости. Король Арагона Альфонс I даже подумывал завещать рыцарям треть своих владений, но тамплиеры благоразумно отказались, глядя, как зловеще шевелят бровями законные наследники. Вот почему во Франции, Италии и Англии орден искоренили, зато власти Испании ограничились только конфискацией имущества, а потомки тамплиеров стали почтенными идальго и продолжили заниматься прежним делом — войной. В XV веке реконкиста как раз подошла к завершению: король Кастилии Фердинанд и королева Арагона Изабелла объединили страну путём брака, разрешив инквизиторам разобраться с потенциальной угрозой в лице крещёных евреев и арабов.
Ассасин вмешивается в казнь еретиков. Фото: © Кинопоиск/Кредо убийцы
Ассасин вмешивается в казнь еретиков.
Раз в «Кредо убийцы» показано сожжение людей, время действия фильма можно установить более-менее точно — первый костёр испанской инквизиции запылал в 1481 году. Преследованием «еретиков» здесь занимался Томас Торквемада: наравне с Фердинандом и Изабеллой он один из персонажей ленты Джастина Курзеля. В Торквемаде воплощены все черты кинозлодея: фанатик, садист, истребитель евреев и мавров, распространитель слухов о распятых христианских мальчиках… История XV века подбрасывает и сюжеты с убийствами в стиле ниндзя. Например, гибель инквизитора Педро де Арбуэса от рук народных мстителей: его ударили ножом в спину во время молитвы — знакомый почерк. Впрочем, не будем об этом — вдруг спойлер?
«Кредо убийцы». Что нужно знать перед просмотром фильма
Формула, выведенная сценаристами Ubisoft, прекрасно работает не только в играх, но и в кинематографе, то есть тень на плетень здесь наведена мастерки, прямо как в книгах Дэна Брауна. Что заточение преступника Каллума Линча в корпорации «Абстерго», где он при помощи чудо-машины пошагово вспоминает похождения своего предка Агилара, — это фантастика, понятно сразу. Но сами его воспоминания — Испания XV века, инквизиция, правители Фердинанд и Изабелла, наблюдающие за казнью еретиков, — метят в экскурсию по местам и событиям прошлого. Могли ли там оказаться ассасины с тамплиерами? И при чём здесь вообще они?
На многовековом противостоянии обоих обществ держится фабула Assassin’s Creed, а важные исторические события, от крестовых походов до возникновения тоталитарных режимов XX века, объясняются успехами либо неудачами одной из сторон. Авторы этой концепции вовсе не сотрудники Ubisoft — игра 2007 года использует конспирологический миф, по которому настоящие ассасины с тамплиерами дожили до наших дней и тайно соперничают за контроль над человечеством. Известные историкам факты, конечно же, противоречат подобным домыслам, хотя в «Кредо убийцы» и есть доля истины.
Кто такие тамплиеры?
«В бою важны три условия: чтобы рыцарь стремительно атаковал, проворно оборонялся и крепко держался в седле».
Даже после взятия крестоносцами Иерусалима путешествие из Европы в Святую землю было чертовски опасным: если паломник удачно миновал море, он мог погибнуть от голода, жажды, болезней, пасть от рук разбойников или сарацин. А феодалы рисковали угодить в тюрьму Алеппо, где они годами дожидались выкупа. Видя столь плачевную ситуацию, пожилой и, кстати, бедный рыцарь Гуго де Пейен поклялся дать паломникам защиту. При помощи девятерых соратников он собрал деньги, а через преподобного Бернарда Клервоского выбил из Ватикана добро на рыцарско-монашеский орден тамплиеров с резиденцией магистра в иерусалимском храме Соломона — так крестоносцы назвали мечеть Аль-Акса. Бернард же разработал теорию того, чем Гуго намеревался заняться на практике.
Мечеть Аль-Акса – здесь был главный штаб тамплиеров. Фото: © wikipedia.org
Как сейчас, так и в Средние века лучших воинов создают трудности да лишения. По уставу рыцарь-монах должен был либо работать, либо молиться, а когда призовут к оружию — сражаться. Храмовнику нельзя без разрешения отдыхать, петь песни, пускать коня в галоп и расчёсывать бороду, запрещено играть в шахматы или шашки, носить кожаные перчатки и туфли с загнутыми носами, охотится на любых зверей, кроме львов. Если к тамплиеру в поисках еды подходит собака, он не имеет права её отогнать. Всё по регламенту, от починки белья и заточки меча до того, какими ломтиками следует нарезать сыр (статья устава № 371). С другой стороны, неслучайно во Франции говорили «ругается как тамплиер» — быть образцом во всём вряд ли кому по силам.
Но самое главное — Бернард обеспечил тамплиерам финансовую независимость. Они сказочно разбогатели благодаря доходам от монастырей, рынков, дорог, крепостей, банковских операций. Но при этом, как монахи, не платили никаких налогов. У тамплиеров был свой флот, свои банки, войска, пути сообщения и вообще всё необходимое для международной корпорации. Конечно, по бумаге они подчинялись понтифику, однако могли пойти наперекор. Скажем, папа Александр III винил орден в том, что он за вознаграждение прощает отлучённых от церкви, но дальше переписки дело не зашло, поскольку папа задолжал тамплиерам кругленькую сумму.
Рыцарь-тамплиер (реконструкция). Фото: © Flickr/ Contando Estrelas
Кто такие ассасины?
«Если ещё в каком углу и остался ассасин, он занимается женским ремеслом».
Ата Малик Джувейни
Руины Аламута, Хасан ибн Саббах. Коллаж © L!FE. Фото: © wikipedia.org, © wikipedia.org
Хотя ибн Саббах отменил суд шариата, жизнь ассасинов это не упростило. Поскольку все их крепости, включая Аламут и знакомый фанатам Assassin’s Creed Масьяф, стояли на голых скалах, гарнизоны то и дело страдали от нехватки пищи и воды. Воины ибн Саббаха отказались от денег, собственности, роскоши и каких бы то ни было увеселений. Вместо этого их лидер дал им изнурительные тренировки пополам с уроками в школе — а как иначе? Ведь ассасин должен знать язык, историю и географию той земли, куда его пошлют с заданием. Задания же были одного свойства: убивать султанов, визирей, шейхов, успешных полководцев — по мелочам Хасан ибн Саббах или, как его прозвали крестоносцы, Старец Горы не разменивался. Чтобы показать серьёзность предприятия, старик даже казнил собственных сыновей за нарушение дисциплины.
По роду деятельности киллеры-низариты, естественно, столкнулись с христианами, пришедшими с Запада. Но столкнулись не как враги. Если мусульманские правители, боясь убийц с отравленными ножами, привыкли днём и ночью носить кольчуги, то главы рыцарских орденов спали спокойно. «К чему убивать их магистра, — говорили ассасины, — если рыцари тут же заменят его другим?». Так что вместо войны они предложили крестоносцам ежегодную дань в 2000 золотых динаров и время от времени выполняли для них заказы. Например, султана Саладина, воевавшего с европейцами за Святую землю, люди Старца Горы пытались уничтожить несколько раз подряд.
Ассасины в представлении авторов сериала Assassin’s Creed. Фото: © Flickr/ Joshua Livingston
Когда закончилось время ассасинов и тамплиеров?
И тех и других сгубила та же сила, что вознесла их на вершину могущества, — война. На XIII век пришлись завоевательные походы монголов: в битве при Легнице с ними впервые столкнулись тамплиеры, а в 1256 году армия хана Хулагу взяла до того неприступный Аламут. По словам летописца, «монголы срубили для катапульт деревья, которые ассасины оберегали и поливали много лет, не ведая, для чего они растут и какие плоды принесут в будущем». Последнему лидеру секты убийц Рукн ад-Дину сломали кости конечностей и перерезали горло саблей — так закончилась история ассасинов. Хотя уцелевшие бежали кто куда, а современные наследники ибн Саббаха преспокойно проживают в Швейцарии, они уже не оказывают на политику того влияния, что сотни лет назад.
Агония тамплиеров затянулась на полвека, но в целом была предрешена теми же походами монголов. Конкретно против хана Хулагу, который симпатизировал христианам, крестоносцы ничего не имели и даже действовали с ним сообща. Но эта деятельность вызвала ответ из Египта и превратила Ближний Восток в фабрику по переработке тамплиеров. Будучи главной военной силой Европы на Святой земле, они приняли на себя и основные удары сарацин, заодно потеряв всё, от Иерусалима до последнего оазиса на пути к нему. Без паломников и храма Соломона орден утратил смысл существования, поэтому его последний магистр Жак де Моле забил тревогу и принялся в срочном порядке собирать средства на новый крестовый поход.
Жак де Моле (слева) в представлении художников Ubisoft – кадр из Assassin’s Creed: Unity. Фото: © assassinscreed.wikia.com
Всё бы ничего, но этим бюджетом заинтересовался весьма опасный интриган — советник короля Франции Филиппа IV Гийом Ногаре. Проблемы страны он решал радикальными методами. Сперва предложил королю ограбить евреев (сказано — сделано!), а затем положил глаз на кассу крестового похода, которая хранилась там же, где и французская казна, — в Тампле, парижской резиденции ордена. В пятницу 13 октября 1307 года всех тамплиеров Франции, включая Жака де Моле, арестовали. Обвинив их в ереси, гомосексуализме и других грехах, власти отправили последнего магистра ордена и его товарищей на костёр. Это дало начало судебным процессам по всей Европе, а заодно вагону с тележкой мифов. Говорили о проклятии де Моле, которое тот наложил на папу, Ногаре и Филиппа IV, о невесть куда пропавших реликвиях христиан — Граале и кресте Иисуса, о тайных обрядах тамплиеров, якобы сохранённых масонами. Но в XIV веке орден бедных рыцарей перестал существовать.
Добро пожаловать в мир испанской инквизиции
Иными словами, ни о каких ассасинах с тамплиерами в Испании XV века, когда разворачивается действие фильма «Кредо убийцы», не может быть и речи. Но обратите внимание на корабли Христофора Колумба — «Нинья», «Пинта» и «Санта Мария» — их паруса украшены тем же крестом, который носили на плащах рыцари ордена. Что это, совпадение? Заговор? Разгадка проще, чем кажется: в средние века крестовые походы совершались не только на Восток, но и на Запад, где христиане сражались с маврами в ходе «реконкисты» — войны, затянувшейся почти на 800 лет. Без тамплиеров дело, понятно, не обошлось.
В борьбе с маврами они действовали настолько дерзко и эффективно, что фактически контролировали пограничные крепости. Король Арагона Альфонс I даже подумывал завещать рыцарям треть своих владений, но тамплиеры благоразумно отказались, глядя, как зловеще шевелят бровями законные наследники. Вот почему во Франции, Италии и Англии орден искоренили, зато власти Испании ограничились только конфискацией имущества, а потомки тамплиеров стали почтенными идальго и продолжили заниматься прежним делом — войной. В XV веке реконкиста как раз подошла к завершению: король Кастилии Фердинанд и королева Арагона Изабелла объединили страну путём брака, разрешив инквизиторам разобраться с потенциальной угрозой в лице крещёных евреев и арабов.
Ассасин вмешивается в казнь еретиков. Фото: © Кинопоиск/Кредо убийцы
Раз в «Кредо убийцы» показано сожжение людей, время действия фильма можно установить более-менее точно — первый костёр испанской инквизиции запылал в 1481 году. Преследованием «еретиков» здесь занимался Томас Торквемада: наравне с Фердинандом и Изабеллой он один из персонажей ленты Джастина Курзеля. В Торквемаде воплощены все черты кинозлодея: фанатик, садист, истребитель евреев и мавров, распространитель слухов о распятых христианских мальчиках… История XV века подбрасывает и сюжеты с убийствами в стиле ниндзя. Например, гибель инквизитора Педро де Арбуэса от рук народных мстителей: его ударили ножом в спину во время молитвы — знакомый почерк. Впрочем, не будем об этом — вдруг спойлер?