Крещение покаяния что значит
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мк. 1:4
Свт. Иоанн Златоуст
Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов
Как могло совершиться прощение, когда еще не была принесена жертва, и Дух не сошел, и грех не разрешился, и вражда не устранилась, и проклятие еще не уничтожилось? Взгляни, как точно апостол это выразил. Ибо, сказав, что Иоанн «пришел, проповедуя крещение покаяния в пустыне иудейской», он добавил: …для прощения, будто бы говоря: «Он убеждал их исповедаться и покаяться в согрешениях не для того, чтобы они были наказаны, но чтобы легче восприняли прощение». Ведь если бы они не осудили себя самих, то не попросили бы и благодати, а не попросив, не получили бы и прощения.
Гомилии на Евангелие от Матфея.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов
Иоанн избрал для проповеди пустыню. Вдали от обычных занятий, от тленных предметов привязанности и пристрастия, человеки удобнее возносятся мыслью к Богу, к вечности, удобнее внимают духовному учению о богоугодных добродетелях, вход к которым — истинное покаяние. Пустыня таинственно изображала нравственное состояние человечества, предавшегося суетности, утратившего существенное достояние и достоинство.
Аскетическая проповедь.
Сщмч. Киприан Карфагенский
Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов
Господь принимает крещение от раба. Дарующий отпущение грехов не считает недостойным омыть Свое тело в купели возрождения (ср. Мф. 3:13-17, Лк. 3:21-23).
О добром терпении.
Свщисп. Василий Кинешемский
Евангелие наметило новый путь: самоотречение.
Уже первая крупная фигура, появляющаяся в евангельской истории по Марку, фигура Иоанна Крестителя, овеяна этим новым духом.
«Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. …Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.
Всем своим видом он как бы говорил слушателям: «Не в богатстве, не в роскоши, не в человеческой славе, не в земном могуществе надо искать пути к Богу и к счастью. Все это ложь, обман, призрак! Пустыня лучше царских чертогов, ибо ее вечная тишина и однообразие не развлекают ум и позволяют всецело погрузиться в созерцание дел Божиих и Божия величия. Власяница лучше тонких тканей и дорогих одежд, ибо она не разнеживает тела, но, изнуряя его, делает покорным рабом духа. Скудная пища пустыни лучше изысканных яств, ибо она не будит в человеке сладострастия и похоти. Суровая жизнь среди природы лучше праздного, ленивого существования богачей, ибо она закаляет волю для подвига. Отречение от мира лучше привязанности к миру, ибо ничем не связанный, свободный духом человек может служить Богу всем существом своим».
Беседы на Евангелие от Марка.
Тертуллиан
Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов
Блж. Феофилакт Болгарский
Ст. 4-5 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои
Иоанново крещение не имело отпущения грехов, а вводило для людей одно покаяние. Но как же Марк говорит здесь: «для прощения грехов»? На это отвечаем, что Иоанн проповедовал крещение покаяния. А эта проповедь к чему вела? К отпущению грехов, то есть ко крещению Христову, которое заключало уже в себе и отпущение грехов. Когда мы говорим, например, что такой-то пришел пред царем, повелевая приготовить пищу для царя, то разумеем, что исполняющие это повеление бывают облагодетельствованы царем. Так и здесь. Предтеча проповедовал крещение покаяния для того, чтобы люди, покаявшись и приняв Христа, получили оставление грехов.
Лопухин А.П.
Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов
Крещение Иоанново и его значение для покаяния человека
Какое значение крещение Иоанново имеет для покаяния человека? Недавно мы говорили об этом с моим другом. Я спросил, какой был характер метанойи (покаяния), как результат изменения мышления и отношения у древних евреев? Он понимает это так, что Иоанн крестил людей, потому что они отвернулись от своих грехов.
Я смущен, так как изучал Иоанново крещение и обнаружил, что крещение Иоанна происходило для прощения грехов. Как Иоанн смог прощать грехи? Или, наоборот, мог ли Иоанн распознавать состояние прощения? Луки 3:3 говорит о крещении Иоанна; это было крещение покаяния для прощения грехов. Это, кажется, говорит о том, что грехи этих евреев были прощены, когда Иоанн крестил их, и он смог крестить их, потому что они изменили свои мысли и взгляды.
Наша метанойя, наша смена мышления и отношения, это разворот от мира к Богу в ответ на жертву и любовь Христа. Эти евреи, крещенные Иоанном, предшествовали служению Иисуса и Его жертве; итак, чем же была их метанойя, чем было их изменение мышления и отношения, которого было достаточно для Иоанна, чтобы распознать состоявшееся в них прощение? Что побудило их изменить мышление и отношение?
Крещение Иоанново и его роль в покаянии человека
Я думаю, что мы должны принять заявление о Иоанновом крещении на веру. Те, кто искренне раскаялись и крестились у Иоанна, получили прощение грехов. Мы можем предположить, что характер их покаяния, по существу такой же, как и наше покаяние сегодня. Это фундаментальное изменение в сознании людей, приводящее к принципиальному изменению жизни. Причина, которая мотивировала их, это причина, которая мотивирует и нас: любовь к Богу и признание своей абсолютной греховности. Я не вижу большой разницы между причиной или характером покаяния во времена до и после служения Иисуса Христа. Возможно, мы можем сказать, что после Христа мы имеем более четкое представление о последствиях наших грехов для Христа, но покаяние остается покаянием. Иоанн Креститель не дал им прощение, очевидно, потому что прощает Бог. Я считаю, что вор на кресте получил прощение грехов. Кроме того, паралитик получил прощение грехов (Матфея 9:1).
Чего ни один из этих людей не получил, так это обещание спасения и получения дара Святого Духа. Это было зарезервировано для тех, кто покается и крестится во Христа после его смерти, воскресения и вознесения. Пожалуйста, вспомните, что некоторым из учеников Иоанна (которые получили крещение от Иоанна) нужно было креститься во Христа, чтобы получить Святого Духа. Я считаю, что отрывок Деяния 19:1-7 очень полезен в этом отношении.
Остается один вопрос. А те, кто покаялся и кому были прощены их грехи через крещение Иоанново, попали на небеса? А вор на кресте или расслабленный достигли небес? Будут ли ученики Иоанна из Ефеса (Деяния 19) на небесах, если они не были «крещены заново» во Христа? Мне кажется да, но Библия не говорит об этом, поэтому я признаю, что я не уверен.
В какой-то степени это действительно просто теоретический вопрос. Насколько я знаю, сегодня в живых не осталось никого, кто бы относился к этой категории. Мы никогда, вероятно, не узнаем ничего важного для решения этого вопроса, что точно означало принять крещение у Иоанна. Это интересный вопрос, и чтобы попытаться ответить на него, стоит потратить несколько минут, но что я знаю, так это то, что он никак не влияет на нас сегодня.
Что я знаю наверняка, так это то, что мы, кто был крещен, имеем гораздо больше оснований для уверенности. У нас есть что-то гораздо лучшее, чем у других людей. У нас есть живущий в нас Святой Дух. Этого вполне достаточно для меня.
Как крещение Иоанна Крестителя может прощать грехи?
Похожий вопрос пришел еще от одного из наших читателей. Вот, что он спрашивает.
Разве может Иоанново крещение прощать грехи, ведь Иисус Христос в то время еще не умер? В Евангелии от Луки говорится о том, Иоанн Креститель проповедовал крещение для прощения грехов.
И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, (От Луки 3:3)
В Библии так же говорится, что для прощения грехов необходимо пролитие крови:
Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения. (К Евреям 9:22)
Хороший вопрос. Конечно, в послании Евреям 9:22 все верно. И все же Иисус Христос был в состоянии простить грех человека, спущенного через крышу (Евангелие от Луки 5:20). Самый распространенный и самый разумный способ думать о том, что прощение умышленного греха доступно только через кровь Иисуса Христа. Но по Божьему провидению прощение может быть применено к людям, не спасенным по вере, еще не покаявшимся и не крестившимся во Христа. Если бы это было не так, то и Моисей, и Авраам, и Давид — все они были бы потеряны из-за своих грехов. Откровение 13:8 описывает Иисуса как «агнца, закланного от основания мира». С точки зрения Бога, это выглядит, как если бы Иисус всегда был убитым за грехи наши.
Есть ощущение, что это не очень актуально для нас. То, что Бог сделал до Иисуса и что Бог сделает для тех, кто даже сегодня никогда не слышал об Иисусе (сегодня их ничтожное меньшинство!) на самом деле не наше дело, и эта ситуация нас не касается. Мы знаем об Иисусе и можем быть спасены через кровь Иисуса Христа. Иоанново крещение, как «исключение», не проводится сейчас и не влияет на нас, поэтому мы можем позволить себе просто оставить это. Давайте помогать людям прийти к вере и покаянию. Давайте крестить их во Христа. Позже мы сможем объяснить интересное «исключение» из крещения Иоанна.
Крещение в христианстве: мифы и библейское учение
Мы предлагаем вам посмотреть библейский семинар о крещении, из которого вы узнаете: о ложных учениях крещения Святым Духом, крещении огнем, крещении младенцев, крещении для мертвых и т.д. Вы узнаете о важности водного крещения — полного погружения под воду и раскаяния в своих грехах перед крещением. Автор семинара — Даглас Джакоби, известный христианский учитель, ученый и автор десятков книг.
Крещение покаяния
Размещено 26 Май, 2014
Как известно, христианская жизнь человека начинается с принятия Таинства Крещения, которое установил Господь наш Иисус Христос. Однако, как мы знаем из Евангелия, еще до Христа крещение совершал Иоанн Предтеча. И более того – Сам Спаситель крестился у него. Существует ли разница между крещением Иоанна Крестителя и тем Таинством, которое совершается по сей день в Церкви?
Действительно, в христианском Таинстве Крещения, человек через троекратное погружение в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа — рождается для духовной жизни, для Жизни Вечной. Оно служит дверью, вводящей человека в благодатное Царство Христово — Православную Церковь, дает ему доступ ко всем ее духовным сокровищам. Таинством Крещение называется потому, что через него таинственным, непостижимым для нас образом на крещаемого действует незримая спасительная сила Божия – благодать Святого Духа.
Крещение необходимо человеку для спасения. Христос говорит в Евангелии: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16), «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3, 5-6). Иными словами, в обычном своем состоянии человек неспособен к духовной христианской жизни — для этого ему необходимо родиться духовно. В крещении человек облекается во Христа, т.е. соединяется с Богом во всей полноте, по словам апостола Павла: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3,27).
Это великое Таинство установил Сам Господь наш Иисус Христос, Который освятил Его Своим собственным примером, приняв крещение у Иоанна Предтечи на реке Иордан. Однако, крещение Иоанново – не являлось тем спасительным Таинством, которое стало совершаться после воскресения Христова в основанной Им Церкви.
Крещение, по-гречески «баптисма», означает — «погружение в воду». Сам по себе обычай водных омовений очень древний, и основан на представлениях о том, что вода способна очищать, избавлять от нечистоты и даровать жизнь. Еще в Ветохозаветной Церкви существовала практика водных погружений, хотя имевшая совсем иной, чем в Новом Завете, смысл. По ветхозаветному установлению любой иудей после всякого случившегося с ним осквернения должен был совершить особое водное омовение — «микву».
Согласно закону Моисееву, омовение в воде было частью ритуального очищения (Лев. 13–17; Числ. 19, 12 и др.). Отличительными чертами омовений в ветхозаветную эпоху можно считать то, что они совершались неоднократно и не были связаны с понятиями вины, святости и спасения, но служили приготовлением к участию в жертвоприношениях. Действенность омовения была обусловлена множеством факторов. Так, нередко одного омовения без жертвоприношения было недостаточно, чтобы произвести очищение (Лев. 15, 13–15). В большинстве случаев, встречающихся в Ветхом Завете, требовалось омовение всего тела (Лев. 15, 16), т. е. полное погружение в воду. После омовения предписывалось отправляться в Иерусалим для освидетельствования у священников и принесения жертв. Священники не принимали участия в омовении осквернившихся, но лишь свидетельствовали об их чистоте или нечистоте и совершали дополнительные обряды и жертвоприношения (Лев. 14).
В поздней ветхозаветной традиции появился обычай крещения прозелитов – язычников, т.е. ритуального омовения при обращении в иудаизм. Хотя на бывших язычников заповеди закона Моисеева о чистоте распространялись только с момента обрезания, основанием для их обязательного омовения при обращении являлось то, что они контактировали с идолами и идоложертвенным.
Обычай приема новых членов через инициализацию — ритуальное омовение — существовал и в некоторых религиозных иудейских сектах, например, у ессеев. Ессеи жили сплоченными общинами у берегов Мертвого моря, а также в некоторых городах и селах Иудеи. Большая их часть оставалась безбрачной, хотя полностью брак не отрицался. У ессеев не было рабов, имущество считалось достоянием всех членов общины. Ессеи не приносили жертв в Иерусалимском храме, чуждались мирских обычаев и роскоши.
Как сообщает Иосиф Флавий, омовения совершались не только при посвящении, но и полноправными членами секты регулярно в 5 часов утра, перед дневной трапезой. Это было связано с тем, что ессеи, не участвовавшие в религиозной жизни Иерусалимского храма, но чтили время, назначенное для жертвоприношений, заменяя их совместными молитвами и трапезами.
Святой Иоанн Предтеча также крестил евреев в водах Иордана. Однако, этот обряд не был очистительным, как омовения по закону Моисееву, и не являлся инициацией, как у ессеев. Крещение Иоанна Предтечи подразумевало целый ряд образов, связанных с исходом евреев и их вхождением в прообраз Царства Божия — землю обетованную, границей которой был Иордан. Апостол Павел в 1-ом послании к Корифянам пишет: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1 Кор. 10, 1-2).
Для принятия Иоанного крещения не требовалось от приходящих к нему длительной подготовки. Наоборот, сам обряд был подготовкой к пришествию Сильнейшего, Который будет крестить Духом Святым и огнем. И, вероятно, одним из оснований для «Иоаннова крещения» послужили пророческие слова Исаии: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1, 16-17).
Иоанн Креститель объявил необходимость религиозного обновления. Оно заключалось в серьезной переоценке и коренном изменении всей жизни.«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2 ). Это – первые слова проповеди Иоанна. И чуть позже – первые слова Проповеди Спасителя (Мф. 4, 17). Греческое слово «метанойя» — покаяние – означает «перемена ума», изменение жизни. И омовение водой было знаком такого покаяния. Во время Иоаннова крещения человек, заходя в воду, исповедовал свои грехи, именно поэтому оно и называется «крещением покаяния». Иоанново крещение покаяния представляло собой обряд, который он совершал над теми, кто принимал несомую им весть о приближении Царства Небесного. Через крещение Иоанново человек должен был подготовиться ко встрече со Христом, Который пришел в мир. Иоанн призывал принимавших его крещение сделаться чистыми, потому что среди них уже находился, стоял Тот, Кто пришел их искупить и спасти.
Как известно у Иоанна крестился и Спаситель. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3, 21-22. Но, для чего же безгрешному Господу понадобилось принимать крещение? Ведь даже Иоанн, проповедовавший о пришествии Мессии, увидев идущего к нему Иисуса, был удивлен и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3,14).
Сам Спаситель говорит, что смысл Его крещения от Иоанна в том, чтобы «исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15). Иоанн Златоуст в Толковании на Евангелие от Матфея поясняет: «Так как крещение Иоанново было крещением покаяния, и приводило людей в сознание грехов, то, чтобы кто не подумал, что и Иисус приходит на Иордан с таким же намерением, в предупреждение этого Иоанн называет Его Агнцем и Искупителем мира от греха. Тот, Кто мог истребить грехи всего рода человеческого, сам уже без сомнения был безгрешен. Потому Иоанн и не сказал: вот безгрешный! но, что гораздо важнее: «берет [на Себя] грех мира» — чтобы вместе с этим ты уверился, и уверившись увидел, что он приходит ко крещению с иною какою-то целью. Потому-то Иоанн и говорил пришедшему к нему Христу: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Не сказал: Ты ли хочешь креститься от меня? Он не дерзал сказать и этого. Но что сказал? «И Ты ли приходишь ко мне?» Что же Христос? Он и здесь поступил точно так же, как после с Петром. И этот не давал Ему умыть ног своих, но, когда услышал: «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после»; также: «не имеешь части со Мною» (Ин.13, 7–8), — тотчас оставил упорство и оказал послушание. Подобным образом и Иоанн, услышав: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15), — немедленно повиновался. Оба они — и Петр, и Иоанн — не были упорны, но оказывали и любовь, и послушание, и во всем старались повиноваться Господу. Смотри же, как Иисус, убеждает Иоанна тем самым, чем он особенно затруднялся: не сказал, что того требует справедливость, но: «так надлежит» (так прилично). Тогда как Иоанн почитал весьма неприличным для Него принять крещение от раба, Он напротив, указывает ему на полное приличие этого, как бы говоря: не потому ли ты уклоняешься и отрекаешься от этого, что находишь это неприличным? Напротив, это весьма прилично, и потому оставь это. И не просто сказал: «оставь», но присовокупил: «теперь». Не всегда будет это, говорит Он; напротив, ты увидишь Меня и в том состоянии, в каком желаешь видеть, а теперь пока ожидай его. Далее, Христос показывает и то, почему это прилично. Почему же это прилично? Потому, что нам надлежит исполнить весь закон, — что и означил Он словами: «всякую правду», — так как правда есть исполнение заповедей. Так как мы, говорится, исполнили уже все другие заповеди, и остается только одно это, то должно присовокупить и это. Я пришел разрешить клятву, лежащую на вас за преступление закона; потому должен прежде сам исполнить весь закон и освободить вас от осуждения, и таким образом прекратить действие закона…»
Крещение Господне является не актом частного характера, а составной частью домостроительства спасения, исполнением того Божественного замысла о спасении, который неизменен от начала времен. Таким образом, при участии Иоанна всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Христа. В Евангелии смысл крещения Господня раскрывает и Иоанн Предтеча, говоря о себе, что «для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1, 31). Крещение, свершившееся тогда, рассматривается всеми евангелистами как первое событие в общественной служении Спасителя.
Перед Своим Вознесением на Небо Господь повелел апостолам крестить всех верующих в Него: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28,19). С того времени Крещение христианское крещение есть Таинство, Крещение Духом Святым. Являющиеся следствием уже одержанной Спасителем победы над грехом и смертью, оно дает человеку абсолютно новые дары: воскресение со Христом, новую жизнь, новое духовное рождение.
Подготовил Николай Жидков
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии обязательна
Глава IX. Последование о исповедании
§1. Покаяние есть второе крещение
О исповедании. В последовании об исповедании содержится четвертое таинство – покаяния. Если христианин согрешит после омытия грехов в крещении и после вступления чрез него в завет благодати, то он к исправлению своему не имеет другого средства или таинства кроме сего – покаяния. Симеон Солунский сравнивает крещение с покаянием, и потому (в гл. 50) говорит: «и до ныне Христос совершает дело спасения, и неверных привлекая к вере и даруя им в крещении оставление грехов, хотя бы они совершили их бесчисленное множество, – и верных согрешающих, приходящих к Нему, паки возводит ко спасению чрез исповедь и слезы, сокрушение, милостыни и другие посильные добрые дела». И в другом месте (в гл. 30): «покаянием совершается исправление наше от грехов, вновь нами содеваемых. И поелику после крещения нет другого способа быть воззванным ко спасению, по благодати и дару, кроме подвигов и трудов, обращения и слез, кроме исповедания грехов и удаления от зла: то и дарован этот великий дар». И потому, по его же словам (в 250 главе): «покаяние есть главизна спасения всех верных, согрешающих после крещения, – есть второе крещение, совершаемое посредством смиренного исповедания с посильным сокрушением и слезами. Предвестниками сего покаяния были мытари, грешники и блудницы, приходившие ко Христу с раскаянием и принятые Им благоутробно. Разбойник на кресте, выразив только исповедание и веру и произнесши слова помяни, сподобился Небесного Царствия. Верховный апостол, после падения плакавший горько, помилован, утвержден (в достоинстве апостола) тройственным вопрошением: любиши ли Мя? и возведен в высшую степень пастыря овец Христовых». Намерение и цель покаяния есть та, чтобы преподать совершение душам, исправить нравы, наставить на путь добродетели, утвердить стоящих, восстановить падших, возвратить удалившихся, поддержать колеблющихся, и всем даровать пользу и спасение. Симеон Солунский (в гл. 252) говорит: «посему покаяние, как проповедал Креститель, Владыка Христос и ученики Его, составляет совершенно необходимую и всеобщую потребность и долг, который обязаны исполнять все и ни один не должен отлучать от него самого себя. Так как мы все согрешили и грешим, то все долженствуем и каяться».
Три принадлежности покаяния
Итак, покаяние есть одно из таинств и требует от нас трех главнейших принадлежностей: 1) по признании грехов осудить себя пред Богом и положить твердое намерение впредь не согрешать и вести себя исправнее; 2) вполне быть уверенным, что Спаситель наш Иисус Христос за нас умер и смертию Своею исходатайствовал милосердие Отца Небесного для всех тех, кои имеют веру в Него и возлагают на Него всю надежду спасения; 3) получить прощение от него чрез отца духовного. Все сии принадлежности и составляют предмет сего последования.
§2. Первая принадлежность
И тако вопрошает его прилежно едино по единому. Исполняя первую принадлежность, духовный отец начинает приводить кающегося к сознанию во грехах. При этом он обязан соблюсти во время исповедания кающегося семь следующих обстоятельств: кто, что, где, по какому побуждению, для чего, как и когда. То есть кто кается? человек, христианин православный, старый, юный, женатый, девственник, образованный и т. п. Что сотворил? согрешил, преступил заповедь, какую и в чем именно? – Где? – то есть: на каком месте, тайно или явно, в церкви или в дому, и т. п. По какому побуждению? – советом, повелением, принуждением, примером и проч. Для чего? – естество ли или немощь требовали сего, по нужде ли, или по одному произволению. Как? – то есть каким образом? словом или делом, помышлением или намерением, внезапно, неумышленно или после предварительного размышления и приготовления и проч. Когда? – то есть в какое время? во время голода, нужды и немощи, или в довольстве и богатстве, в обыкновенные дни или в посты и праздники и пр. Соображаясь с сими обстоятельствами, должно налагать и эпитимии, соразмерные с тяжестию грехов.
§3. Вторая принадлежность
Да чтет Символ веры. Вторая принадлежность покаяния состоит в произношении Символа веры. Ибо в Символе веры заключаются все догматы христианской веры и надежды и указуется человеку способ к примирению с Богом чрез ходатайство воплотившегося и пострадавшего за нас Христа Сына Божия. Если же кто упрямо отвергает какой-либо догмат веры, тот не может получить надежды спасения. Вопрошая кающегося о вере, духовный отец требует, чтобы он прочитал сей священный Символ веры для удостоверения в том, что он верует православно и несомненно.
§4. Третья принадлежность
По молитве разрешает кающагося. После сего духовный отец приступает к исполнению третьей принадлежности покаяния, то есть разрешает кающегося, или запрещает. Не приняв таинства священства чрез епископское рукоположение, никто не может совершать таинств; одним иереям принадлежит власть крестить, преподавать причащение, равно как и совершать покаяние. Ибо Сам Спаситель в начале только пастырям церкви даровал власть вязати и решити, или власть ключей, которая состоит в том, что они могут и должны именем Христовым удержать от причащения Святых Таин неисправимого христианина или крайне ожесточенного и явного грешника, если не подействуют на него никакие увещания. Это и значит связать. Но если благодать Божия умягчит сердце подобного грешника, и он престанет от греха и раскается: то его сподобляют прощения и причащения: это значит разрешать.
§5. Увещание
Увещания отца духовного. Все содержание сего увещания главным образом состоит в том, что сказал Христос расслабленному после исцеления его: се здрав еси, ктому не согрешай ( Ин.5:14 ).
§6. Канон есть эпитимия или запрещение
Тогда канон дает ему против согрешения его. Легкие и простительные грехи кающегося духовные отцы разрешают тотчас после исповеди с прочтением разрешительных молитв и с советом некоторого удовлетворения за грехи. Но когда кающийся объявит грехи непростительные, или, как называют их, смертные, тогда подводят эти грехи под правила Номоканона и после основательного рассуждения налагают на кающегося канон или такое запрещение, которое прилично ему и может послужить к исправлению или к наказанию его за грехи. Номоканон, или Законоправильник, есть книга, относящаяся к исповеди, в которой установлены для согрешающих каноны, то есть эпитимии или запрещения; почему эта книга и печатается при Требнике. В особенности же канон или правило есть то самое запрещение, которому подвергается кающийся по известному канону или правилу. Таковые каноны, или запрещения и эпитимии, налагаемые для некоторого удовлетворения за грехи, состоят в запрещении употребления в пищу масла, рыбы и мяса, – в назначении некоторого числа поклонов с молитвою Иисусовою; для богатых эти каноны или запрещения состоят в подаянии милостыни; умеющим читать назначается чтение Псалтири; а за тяжкие грехи удерживают кающихся от святого причащения на один, на два года и более. Исповедь не должна быть совершаема просто, одним признанием во грехах, но как сотворил Спаситель, когда принял Закхея и блудницу. Один с чистосердечием и сокрушением возвестил Христу все, обещал вознаградить за обиды и присоединить другие подвиги благочестия, сказав: Господи, се пол имения моего дам нищим и, аще кого чим обидех, воздам четверицею; а другая, вземши алавастр мира и ставши при ногу Его позади, – ибо не дерзала предстать пред лице, – плачущи, нача умывати ноги Его слезами, и власы главы своея отираше, и облобызаше ноги Его и мазаше миром. Посему и сказал ей Иисус: оставляются тебе греси мнози, яко возлюби много; а Закхею сказал: днесь спасение дому сему бысть. Если же явится кто пред судилищем церкви хладным и равнодушным и начнет показывать обращение свое только на одних словах, а на самом деле обнаружит намерение остаться в прежних грехах: тот пусть отойдет от тебя (священник!), дабы не быть тебе сообщником в чужих грехах; в скверный сосуд не должно вливать мира и драгоценные бисеры не следует повергать пред свиниями или давать псам, каковы суть все вольнодумцы, нечистые, кровопийцы и хищники. Впрочем, и во спасении подобных грешников не должно отвращаться от кого-либо из них, но принимать и вопрошать, припоминать их грехи и страшный суд Христов; возбуждать к покаянию и употреблять все меры к исправлению, ожидая непрестанно их обращения. Надежда исправления грешника не должна оставлять тебя до самого конца его жизни. Но прежде исполнения им эпитимии удостоивать Святых Таин значит причащать в суд и осуждение как его, так и себя, неразумно их преподающего.
§7. Непричастившимся даются освященная вода и антидор
Точию да пиеши агиасму великую, си есть святых Богоявлений воду. Агиасма великая, то есть святыня, есть богоявленская вода, освященная великим освящением; а малая агиасма есть также св. вода, только освященная малым освящением. Григорович-Барский именует ту и другую воду агиасмою. Кроме сего агиасма, то есть святыня, означает и антидор. Об этом смотри ниже. И потому запрещенные вместо тела Христова, ради утешения, не лишаются благословенного хлеба или антидора, а вместо Крови могут пить богоявленскую воду.
§8. Запрещения умножаются или умаляются
Оставляет власть или умножити, или умалити запрещения. По четырем причинам кающиеся заслуживают умаления в запрещении:
а) если они как прежде грехопадения жили, так и после ведут жизнь целомудренную. Это согласно с 12 правилом первого Никейского собора: «во всех же сих надлежит приимати в рассуждение расположение и образ покаяния. Ибо, которые со страхом, и слезами, и терпением, и благотворениями обращение являют делом, а не по наружности: тех, по исполнении определенного времени слушания, прилично будет приимати в общение молитв. Даже позволительно епископу и человеколюбнее нечто о сих устроити», – то есть легче назначить им канон; и 5 правило собора Анкирского: «паче всего да испытуется житие, предшествовавшее искушению и последовавшее за оным, и тако да размеряется человеколюбие». Причину такового умаления приводит Василий Великий в ответе своем на вопрос 81 (лист 360): «когда рассмотрим расположение грешника, познаем и образ греха и образ покаяния. Ибо хотя грех представляется один и тот же как у того, кто нерадит о себе, так и у человека внимательного и благоговейного; но между ними великое различие, а именно: благоговейный, подвизающийся и вместе трудящийся в деле угождения Богу, погрешает и падает по некоему случаю и как бы не хотя; а нерадеющий, не имеющий никакого уважения ни к себе самому, ни к Богу, не полагающий никакого различия между грехом и добродетелию, как показывает это самое имя, заражен первым и великим злом, то есть презрением Бога или неверием бытию Божию. А когда это так, то я думаю, что и образ наказания таковых грешников должен быть различен».
б) К умалению запрещения подает повод и то, когда кто согрешил по нужде или по принуждению со стороны других. Это повелевает 5 правило Анкирского собора: «а которые вошли (в идольскую церковь) в одеянии печальном и возлегши ели, плача между тем во все время возлежания, те, аще исполнили трехлетнее время припадания, да приимутся в общение», то есть, да пребудут под запрещением в степени припадающих. Подобно и 6 правило того же собора гласит: «тех, которые только от угрожения муками, или отъятием имений, или изгнанием, поколебались и идоложертвовали. и потом восприяли помысл обращения, рассуждено. пять лет да припадают». То есть принесший жертву идолам вследствие угроз или из боязни прещения приемлет меньшее запрещение, нежели тот, кто отрекся от Христа по своему произволу, и который после обращения сподобляется святого причащения только пред смертию. Об этом смотри ниже (в §78).
в) Если кто раскаивается во грехах волею, а не по обличению других приводится к суду церковному; – что ясно изображается в 61 правиле Василия Великого: «тот, если сам волею покаяся и сам себя осудит, един год да возбранен будет от причащения святынь: если же обличен будет, два».
И г) состоящие в юношеском и несовершенном возрасте, которые, не достигнув ума и совершенного рассудка, согрешают по одному неразумно, разрешаются с кратчайшею эпитимиею. Василий Великий (в послании 227) говорит: «судия праведный не должен за равные преступления определять равное наказание». Выражение умножити означает здесь не более, как долг, налагать запрещение, положенное по правилам, а выражение умалити предоставляет возможность сокращать и налагать меньше, нежели сколько определено в правилах.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»