Крестится треугольником что значит
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Музыкальный плеер
—Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
Крестное знамение = пентаграмма. А вы понимаете что делаете, когда креститесь.
Крестное знамение = пентаграмма. А вы понимаете что делаете, когда креститесь.
Символика мирового господства, заключённая в Маген-Довиде, сводится к следующему:
иудеев на земле мало, но разум их высок, а материи и энергии количественно мало:
у гоев очень велика масса материи и энергии, но разум низок (они ведь всего лишь двуногий скот);
вывод: необходимо так соединить оба треугольника, чтобы иудейский разум управлял не только собственной энергией и материей, но и всем гойским треугольником, т.е. превратить иудеев в международный класс эксплуататоров.
По эстетическим воззрениям иудеев они составляли светлое триединство, в то время как гои – тёмное. Все гои мира по плану-трёхтысячелетке Соломона должны быть осёдланы иудейским триединством. Гойский разум принижается, как бы загоняется в землю, хоронится и постепенно погребается в ней. Однако, пусть в приниженном состоянии, но в общей массе у гоев ещё хоть плохенький, но ещё остается разум.
Масоны и каббалисты называют Маген-Довид гексаграммой.
Масоны и каббалисты называют его также пентаграммой. Разум гоев в ней отсутствует.
Каждый, символ имеет по Каббале 77 значений, из которых 76 ложных и только одно – истинное. Правда, эти ложные значения, в той или иной мере также в итоге работают на международный Сион.
В иудейской каббалистике почитаема книга Гершеля Шанкса «Иудаизм в камне», Вашингтонское библейское археологическое общество, 1979. Вся книга – яркое свидетельство отсутствия самобытности иудеев в архитектуре. Все иудейские синагоги и дворцы – либо перестройка и просто переделка древних арийских храмов и дворцов, либо они строились для иудеев арийцами-эллинами и другими.
Только вклиненные в арийские архитектурные формы звёзды Давида и Соломона и меноры-семисвечники опошляют строгий арийский стиль.
[реконструкция синагоги в Капернауме] Вот рисунок реконструкции синагоги в Капернауме (на северном берегу Тивериадского озера).
Согласно евангельской традиции, в этой синагоге проповедовал сам Иисус Христос.
Вот уж действительно – на воре шапка горит! Остаётся лишь спросить, какое же из 76 ложных каббалистических значений имели эти звёзды, когда на них взирал иудейский националист-«интернационалист» Иисус Христос, проповедуя, что в его интернационале «нет ни эллина, ни иудея»? Но ведь он знал, что выполняет заказ по формированию массовой масонской ложи для гоев, которые будут заслонять иудеев своей грудью ради трёхтысячелетки.
Нa самом деле, связь Маген-Довида с печатью Соломона – это связь иудейского всадника со своей масонской лошадью. Арийский интерьер синагоги в Капернауме (по-арабски – Кафр Нахум) в свою очередь осёдлан этой мелкой по форме, но ядовитой по содержанию иудо-масонской символикой, которая, будучи включена в книгу под таким красноречивым названием, как «Иудаизм в камне», ещё и ещё раз подчёркивает неразрывную связь каменщиков-масонов со своими иудейскими хозяевами, связь, цель которой – выполнение плана-трёхтысячелетки царя Соломона.
Точно таким же Маген-Довидом сионисты пытались загадить наш юбилейный рубль («Правда», 20.Х.77 г.)
Сионская провокация, своевременно разоблачённая В Емельяновым, с треском провалилась: два вагона уже готового рубля переплавили и заменили другими – без Маген-Довида.
Идея неразъёмного сплетения всего гойского с целью заставить гоев работать на мировой Сион веками и тысячелетиями вкладывается в разного рода иудейско-сионские каббалистические символы. Так 26 сентября 1978 года израильская газета «Джерусалем пост» поместила на целую полосу рекламу памятной медали, выпущенной в золотом, серебряном, золочёном и серебряном исполнениях в честь кэмп-дэвидских соглашений. При этом в официальном описании медали говорится, что лицевой стороной являются не лица Бегина, Картера и Садата, как это можно было бы естественно предположить, а та сторона медали, на которой – неразъемлемое сплетение с иудейским Маген-Довидом и мусульманского полумесяца, и христианского креста.
Характерно, что левый (энергетический) угол Маген-Довида подобно вампиру высасывает и из христиан и из мусульман их энергию. Правый угол шестиконечника (плотская масса иудеев) ни с какой другой плотью не смешан и блюдёт расовую чистоту иудеев, как бы выдвигает её на первый план. Верхний угол Маген-Довида (иудейский разум), как и положено по иудейской и сионистской доктрине, выше и креста и полумесяца. В то же время разум гоев превращен на символике медали в некое подобие канализационного стояка, который одновременно является нижней частью креста. Этим ещё раз подчеркивается, что итогом христианского иудофильства является их полное отупление и потеря собственного духа и разума, который постоянно спускается в отходы.
Конечно, в официальном описании говорится, что внутрипроникающее переплетение трёх религиозных символов является символом сосуществования. Однако это не более, чем одно из 76 ложных значений, предусмотренных Каббалой. На самом деле это лишь ещё раз подтверждает ту истину, что любое сотрудничество с Сионом заканчивается союзом всадника и лошади, при котором Сион всегда становится всадником, осёдлывающим всё и вся.
И та же газета «Джерусалем пост», спустя всего лишь десять дней – 6 октября 1978 года, опубликовала на 3-й странице статью своего специального корреспондента из Тель-Авива, в которой сообщалось, что довольно известный в Израиле архитектор Цви Лиссар, вдохновлённый результатами Кэмп-Дэвида, забросил все дела и за четыре дня разработал модель комбинации синагоги, мечети и церкви, которые должны быть сооружены на высшей точке Синайского полуострова – горе св. Екатерины, называемой также горой Моисея, на которой, согласно Ветхому Завету, он беседовал с богом и получил от него скрижали завета, т.е. 10 заповедей, легших в основу иудаизма, а от него, в свою очередь, и в основу христианства и ислама.
Газета сообщила, что 5 октября Цви Лиссар отослал фотографии своей модели Менахему Бегину и другим израильским руководителям, а также Садату и Джими Картеру. При этом никто иной, как Садат выразил желание такого строительства на «исторической синайской горе», на которой в назидание для будущих поколений он требовал подписать и мирный договор с Израилем.
Как видно на публикуемой газетой фотографии, в символику экуменического единства заложены те же символы, что и на медали в честь Кэмп-Дэвида; синагога увенчана Маген-Довидом, церковь – крестом, а мечеть – полумесяцем. В центре – соединяющая три храма площадь, на которой – минарет, увенчанный Маген-Шломо (звездой Соломона). Мечеть должна быть обращена к Мекке, а ковчег завета синагоги – к Иерусалиму. Одно из 76 ложных значений этой архитектурной символики, т.е., согласно официальному толкованию автора проекта, – это идея кооперирования и братства, которая подкрепляется взаимосообщающимися ходами между тремя зданиями под общей площадью. Однако Израиль – государство жёстко теоретическое: без решения главного раввина там не действуют ни президент, ни кнессет. Лиссар сказал, что ныне его архитектурная модель соответствует инструкции главного раввина Израиля Шломо Горена, чтобы синагога не соединялась с двумя другими секциями, т.е. ни с мечетью, ни с церковью. Таким образом, идея «кооперирования и братства» и здесь отгораживает «богоизбранных» от трефиных (нечистых гоев). Стало быть, экуменизм, с идеей которого так усиленно носятся ныне и иудеи, и христиане, выгоден только для иудеев
Иудеи оседлали и извратили не только ипостась Яви. Они взяли на вооружение также венедское представление о человеке (народе) как о триединстве разума, энергии и материи. В два взаимопереплетающихся неразъёмных треугольника, образовавших известную звезду Давида или Маген-Довид, была заложена идея мирового господства евреев над всеми гоями мира: своего рода абстрактный символ «союза» всадника (иудеев) и лошади (эксплуатируемых гоев).
Крестится треугольником что значит
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Протоиерей Андрей Ткачев написал о вербовке в масонскую ложу
Рассказ ведется от лица бизнесмена, который в конце концов пришел во власть. Он, по словам протоиерея Андрея, дошел до холодного цинизма и до мысли «А не бросить ли все?» И тут к этому бизнесмену-политику в ресторане подсаживается дьявол в человеческом обличии и говорит, что давно за ним наблюдает. Дьявол предлагает вступить в масонскую ложу, сообщает, что все друзья этого человека уже давно там, и объясняет, «куда и когда прийти, как одеться, к чему приготовиться».
Бизнесмен-политик дальше говорит: «Был где надо, пришел вовремя. Только рассказывать ничего не буду. Это строго запрещено. С тех пор пошел наверх быстрее и увереннее. Оказалось, что вокруг очень много таких, как я, то есть прошедших определенную процедуру. Мы друг друга по выражению лиц узнаем и еще по некоторым знакам. Счастлив ли я? Еще бы! Я знаю то, что почти никто не знает, и влияю почти на все, что вокруг происходит. Иногда, правда, наедине бывает холодно и жутковато. Но это быстро проходит, стоит только окунуться в работу».
Это реклама масонства. Здесь говорится, как влиятельны масоны, как могущественны, какая у них молниеносная карьера, и даже счастье есть. Скорее всего, слова рассказчика о том, что масонов очень много, – это правда. Потому что совершенно очевидно, что наша страна насквозь погрязла в грехе. И этот грех сочится из Кремля и из разных властных кабинетов. Ведь развращение страны пошло не снизу вверх, а сверху вниз – с телевидения, за которым стоит государство. И евгенические аборты, и изъятие детей из приличных семей, и мордобои на митингах, и постоянная ложь, которая сочится из СМИ, и сфабрикованные уголовные дела на невиновных людей тоже идут сверху вниз. Это все увеличивает тяжкий греховный фон над страной, навлекая на нее гнев Божий. А масоны больше всех заинтересованы в увеличении общей греховности, потому что знают, что из нее-то и должен выйти их повелитель – антихрист.
Известный старец, архимандрит Кирилл (Павлов), говорил: «Много запущено такого, что будет массово уничтожать человека. Это прежде всего СМИ, компьютер, интернет, рок, футбольные беснования, блуд, спаивание людей и наркотики. Все это контролируется масонами, и все население будет зомбироваться социальными сетями. Если в России будет покаяние, то Россия поднимется с колен, а если нет, то она сама себя отдаст на порабощение». Я взяла эту цитату из книги «Батюшка» священника Виктора Кузнецова.
Когда в прошлом году мировые масоны начали изгаляться над людьми, вводя иудейский покой ради зарождения антихриста на земле, рссийские власти также включились в это дело. До сих пор россиян заставляют носить перчатки – символ масонов, а на лица заставляют надевать маски. В прививках от коронавируса, которые сейчас стали навязывать россиянам, есть поделенные клетки абортированного младенца, а это уже сатанизм (сатанизм и масонство – это почти одно и тоже).
Я уже писала, что прощание с масоном Децлом, который принес себя в жертву сатане, происходило в здании больницы администрации президента России. На его могиле долго стоял венок от масонской ложи. В той же статье я рассказала, что видела вечером в сатанинский праздник у ворот Пятницкого кладбища, где похоронен Децл, машину с пропуском администрации президента России на лобовом стекле.
Также я называла фамилии священников и архиереев РПЦ, которые являются масонами. Один из этих людей – протоиерей Андрей Ткачев. Я думаю, что вычислила лишь мизерную часть масонов в РПЦ. Истинная картина, как мне кажется, просто ужасна. Но, тем не менее, наша Церковь по милости Божией еще не превратилась в лжецерковь. Благодать действует и через этих людей – как через бездушные предметы, освящая нас и попаляя их.
Причем, сатанисты-масоны настолько обнаглели, что уже не желают скрывать своей религиозной принадлежности. Одни тащат в свою больницу гроб с самоубийцей-масоном, который перед смертью написал в соцсетях фразу «коллекция конспирологических теорий». Другой крестится треугольником, а не крестом. Третий пишет рассказ о вербовке в масонскую ложу. Четвертый называет свое издательство «Вольный странник» (слово «вольный» используют в своих названиях масоны). Пятый перед смертью фотографируется с радостным лицом в капище Шойгу, построенном к рождению антихриста. А шестой тебе такую картинку ткнет прямо в нос, что ты под этой картинкой так и рухнешь.
Кстати говоря, в том абзаце из рассказа, который я тут привела, есть еще один любопытный момент – о том, что масоны узнают друг друга по выражению лиц. Возможно, только те, кто прошел через инициацию при приеме в ложу, могут по выражению лица вычислить любого масона в любое время. Для тех же, кто не знает глубин сатанинских, визуально членство в ложе лишь некоторых людей приоткрывается лишь иногда. В иные моменты посмотришь на такого человека, и понимаешь, что он уже не человек. Вот, например, фотография масона – протоиерея Владимира Воробьева:
Алла Тучкова, журналист
Для тех, кто хочет поддержать меня материально, вот номер моей карточки Сбербанка: 5336 6902 3961 1645 Зарабатывать деньги в пропагандистские и пустословные светские СМИ или в православные модернистские СМИ я не пойду.
Крест и крестное знамение: как использовать без заблуждений и суеверий
Третья неделя Великого поста – Крестопоклонная. В воскресенье на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие.
Почему крест сопутствует человеку всю жизнь? И от чего никак нельзя откреститься, разъясняет митрополит Антоний (Паканич).
– Владыко, как и что можно крестить в быту?
– Тертуллиан в трактате «О венце воина» (около 211 г.) пишет: «Мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие».
«С большою ревностью мы начертываем крест на жилище, на стенах, на окнах, на челе и в уме. Это знамение нашего спасения, всеобщей свободы и милосердия Господня», – учит святитель Иоанн Златоуст. Можно осенять крестным знамением и пищу перед вкушением, и постель перед сном, и вообще все, что связано с нашими повседневными делами и заботами. Главное, чтобы это было уместно и не нарушало благоговейного отношения к святыне.
– Первые христиане делали начертание креста на лбу, груди и плечах одним перстом. Почему мы крестимся тремя? Когда была установлена такая традиция?
– О крестном знамении одним перстом говорили святитель Епифаний Кипрский, блаженный Иероним Стридонский, блаженный Феодорит Кирский, церковный историк Созомен, святитель Григорий Двоеслов, преподобный Иоанн Мосх и в первой четверти VIII века преподобный Андрей Критский. Согласно выводам большинства современных исследователей, осенение лба (или лица) крестом возникло еще во времена апостолов и их преемников.
Приблизительно к IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, т. е. появился известный нам «широкий крест». Однако наложение крестного знамения в это время все еще было единоперстным. Более того, к IV веку христиане начали осенять крестом не только себя, но и окружающие предметы. Так, современник этой эпохи преподобный Ефрем Сирин пишет: «Животворящим крестом осеняются наши дома, наши двери, наши уста, наша грудь, все наши члены. Этот крест вы, христиане, не оставляйте ни в какое время, ни в какой час; пусть он с вами будет во всех местах. Без креста ничего не предпринимайте; ложитесь ли спать или встаете, работаете или отдыхаете, едите или пьете, путешествуете на суше или плаваете по морю – постоянно украшайте все ваши члены этим живоносным крестом».
В IX веке единоперстие постепенно стало заменяться двуперстием, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства, которая воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения – единоперстием для пропаганды своего учения, так как видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда православные, вопреки монофизитам, стали использовать в крестном знамении двуперстие как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе.
Приблизительно к XII веку в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двуперстие было заменено троеперстием. Причина тому виделась в следующем: поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двуперстие утратило свой демонстративный и полемический характер, однако оно роднило православных христиан с несторианами, которые также использовали двуперстие. Желая внести изменение во внешнюю форму своего богопочитания, православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, тем самым подчеркивая почитание Пресвятой Троицы. На Руси троеперстие было утверждено в XVII веке, во время реформ Патриарха Никона.
– Если условия позволяют, то лучше перчатки снимать, перед тем как осенять себя крестным знамением.
– Как относиться к крестам на одежде: на подошве обуви, сумках, платках… Крест и череп сегодня – одни из самых распространенных изображений на мировых брендах.
— Святитель Иоанн Златоуст учит: «Крест – символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, который невозможно отнять, основание святости».
Почитание креста связано с той великой Жертвой, которую принес Спаситель за род человеческий. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Поскольку Крест сделался как бы жертвенником Страшной Жертвы, ибо на Кресте умер Сын Божий за падение людей, то справедливо мы и чтим Крест, и поклоняемся ему, и изображаем его, как знамение общего спасения всех людей, чтобы поклоняющиеся древу Креста освобождались от клятвы Адамовой и получали благословение и благодать Божию на исполнение всякой добродетели. Для христиан Крест – величайшая слава и сила».
Поэтому весьма печальным является использование образа Креста в неподобающем виде, в качестве модных украшений или отвлеченных символических изображений. Необходимо очень внимательно относиться к символам, сходным с изображением креста, но не имеющим к христианству никакого отношения.
При этом не стоит к любому графическому изображению с пересечением двух линий относиться как к Кресту. Пересечение двух перекладин, или перекресток двух дорог, орнамент или некая геометрическая фигура в виде креста – не являются предметом почитания. Крест Христов имеет четкое каноническое изображение, которое является для нас священным знаком и святыней. Все остальное не есть таковым.
– Что делать, если найдешь крест?
– Поцеловать его и носить с благоговением. Часто приходится слышать, что нельзя поднимать, а тем более носить потерянный кем-то нательный крест, так как на того, кто его наденет, переходят все невзгоды потерявшего. Это не более чем предрассудок. Наоборот, обязанность каждого православного человека поднять крест с земли, чтобы он не подвергся попранию или осквернению. Если же человек смущается носить этот крест или подарить его другому, то следует отнести его в церковь и отдать священнику.
– В каких случаях можно обменяться нательными крестиками?
– Со времен язычества с крестом связано множество суеверий и предрассудков. Они возникают или из-за незнания, или из-за неправильной трактовки канонов Церкви. Считается, что нельзя дарить крест, так как это приносит несчастье тому, кому его дарят. В свете значения креста для православных людей последнее утверждение нельзя рассматривать иначе как хулу на Крест Христов. Хотя свой нательный крест дарить действительно не стоит, если сам даритель при этом остается без креста. В то же время бывают ситуации, когда дарение креста является если не обязательным, то, как минимум, традиционным. Например, на Руси по традиции крестный отец дарил крест мальчику, а крестная мать – девочке. Нет ничего предосудительного и в дарении креста родственнику, другу или подруге, если дар совершается от чистого сердца. Он как бы символизирует пожелание спасения в Вечной Жизни во Христе.
Кроме того, в древности на Руси существовал обычай братания, при котором было положено меняться с побратимом нательными крестами. Обмен крестами символизировал готовность крестного брата или сестры помогать нести крест побратиму. В народе крестное родство ставилось зачастую выше кровного.
– Можно мысленно крестить другого человека? И в каких случаях?
Не нужно стыдиться крестного знамения. Если мы хотим кого-то осенить крестом, то ничего плохого в этом нет. Главное, чтобы мы были движимы чувством любви к человеку и глубокой верой в силу Животворящего Креста Господня.
– Чувство благоговения к святыне является важным аспектом христианской жизни. Храм – особое место благодатного присутствия Божия, где совершаются спасительные Таинства, где верующие собираются для молитвы. Вполне естественно выражать знаки почтительного отношения к Дому Божьему, и, конечно, христиане осеняют себя крестом и кланяются храму каждый раз, когда проходят или проезжают рядом.
– Можно ли входить в храм и участвовать в Таинствах без нательного крестика?
– В жизни православного христианина нательный крест играет особую роль. Нательный крест – это атрибут принадлежности к Христовой Церкви. Крест – наша защита и ограждение от воздействий нечистых духов. По словам праведного Иоанна Кронштадтского: «Крест всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов».
– Если потерял крестик – это какой-то знак? Что-то может плохое произойти?
– Святитель Иоанн Златоуст учит: «Если есть суеверия у язычников, это нисколько не удивительно. А когда поклоняющиеся Кресту, приобщающиеся неизреченных таинств и достигшие мудрости держатся языческих обычаев, это достойно слез. Суеверия – смешное и забавное внушение сатаны, впрочем, только не смеху, но и геенне подвергающее обольщающихся». Поэтому мы должны строго избегать различных суеверий, которые возникают от недостатка веры и являются человеческими заблуждениями. Не случайно святитель Тихон Задонский говорил, что суеверие наступает, когда оскудевает и исчезает вера.
Евангелие учит нас: «Познаете Истину, и Истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Знание истинного учения Христова, которое может дать только Православная Церковь, делает человека свободным от рабства греха, человеческих заблуждений и нелепых суеверий.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
При входе в храм и выходе из него, после молитвы, во время богослужения христиане совершают крестное знамение – движением руки воспроизводят крест. Обычно при этом соединяют три пальца – большой, указательный и средний, это – принятый у православных христиан способ перстосложения. Но он не единственный – и на протяжении многих столетий ведутся споры о том, как креститься правильно. На первый взгляд, проблема кажется надуманной, но в действительности за двоеперстием, троеперстием и другими способами перстосложения стоят, ни много ни мало, догмы христианства.
Что символизирует положение пальцев при крестном знамении и почему все-таки вопросы двоеперстия и троеперстия стали в свое время камнем преткновения?
Крестное знамение двумя перстами
Крестное знамение связано с главным символом христианства
Крест – символ, который находится в самом центре христианской философии, а потому и ритуалы, касающиеся креста, имеют огромное значение для верующих. Считается, что обычай осенять себя крестным знамением ведет свою историю еще с апостольских времен, то есть зародился он на самой заре христианства. Никаких документальных подтверждений этому нет, но по косвенным свидетельствам можно предположить, что в первые века новой эры было принято изображать движением руки крест на отдельных частях тела – на челе, на устах, на очах и т.д.
Христос Пантократор, икона VI в. Пальцы изображены сложенными двуперстно
Большой крест, когда пальцы касаются лба, затем живота, потом правого и левого плеча, стали применять не раньше IX века. Крестились двумя пальцами, вытянутым указательным и чуть согнутым средним, остальные пальцы оставались в согнутом положении. Таким образом подчеркивалась двойная природа Христа – человеческая и божественная. Это положение было закреплено Четвертым Вселенским собором в V веке. Двоеперстие как способ складывать пальцы при осуществлении христианских обрядов можно увидеть уже на мозаиках римских храмов. Судя по всему, этот обычай перстосложения долгие века никак не оспаривался, не требовал обоснования и подтверждения, во всяком случае, до XVI века никаких дискуссий на эту тему не велось.
Мощи прп. Илии Муромца в Киево-Печерской лавре
После крещения Руси был перенят греческий обычай – двоеперстие. Когда возникло троеперстие – вопрос достаточно дискуссионный, поскольку каждая из сторон в споре, длящемся уже больше трех веков, по-своему смотрит на историю каждого из способов перстосложения. По-видимому, греки могли складывать три пальца при крестном знамении уже в XIII веке. Папа Иннокентий III утверждал в своем сочинении, что «креститься следует тремя перстами, ибо это делается с призыванием Троицы».
Тем не менее, со временем церковь, когда-то толерантно относившаяся к любым вариантам осуществления крестного знамения, стала считать единственно верным двоеперстие, в итоге по решению Стоглавого собора 1551 года все остальные оказались под запретом; «да будет проклят» — было решено отношении того, кто не принимает двоеперстие.
Двоеперстие до XVII века не оспаривалось и признавалось единственно верным способом креститься и благословлять
Реформа Никона и троеперстие
А потому предпосылки к будущему расколу церкви возникли задолго до никоновской реформы середины XVII века. Интересно, что запретами вытравить троеперстие из обихода верующих не удалось: значительная часть верующих по-прежнему, разве что не так открыто, продолжали его применять, пусть даже и официально разрешенным оставалось двоеперстие.
О троеперстии — Псалтирь
Было ли дело лишь во внешней, эстетической стороне ритуала? Разумеется, нет. Если первые – сторонники двоеперстия – привязывали крестное знамение к обозначению двойственной природы Христа, то те, кто считал единственно правильным и разумным троеперстие, оправдывали его обращением к Святой Троице – Богу-Отцу, Богу-Сыну и Святому Духу. Яростные споры о догматах церкви в связи с этим развернутся в период реформ 1653 года.
В. Суриков. Боярыня Морозова
Уже при царе Алексее Михайловиче Романове, а вернее, при патриархе Никоне, по всей Руси была разослана так называемая «Память», предписывавшая креститься тремя пальцами и никак иначе. Это сразу же вызвало бурный протест у части духовенства, прежде всего – протопопов Аввакума и Даниила. Основным аргументом противников реформ стало то, что казнь претерпел один Христос – в двух своих ипостасях – а не вся Троица в целом. Если же отталкиваться от последнего, то получится, что человеческое в Христе отвергается, а с таким приверженцы старых правил были категорически не согласны, поскольку видели в этом отрицание самой сути христианства.
Скульптуры XIII века из собора в Страсбурге, символизируют Искусителя и Деву
Свое решение Никон объяснял тем, что троеперстие – более древний христианский обычай, вытесненный позже еретическими настроениями и влиянием иноземцев. Даже то, что на большинстве старинных икон можно было увидеть, как святой благословляет двуперстно, получило объяснение – якобы такое положение пальцев – лишь ораторский жест, привлекающий внимание к словам говорящего, но никак не способ, каким надлежало благословлять и креститься. Действительно, никаких старинных изображений собственно крестного знамения не существовало, а потому противникам в споре оставалось прибегать лишь к отвлеченным рассуждениям и попыткой толкования фрагментов церковных книг. Правда, довольно быстро перевес в споре оказался на стороне Никона: его реформы были поддержаны Большим Московским собором 1666-1667 годов, и сам царь одобрил их.
Другие варианты перстосложения
Если старообрядцы – те, кто не принял новых порядков – признавали лишь двуперстное крестное знамение, то «новообрядцы» говорили еще о нескольких, помимо признаваемого ими как правильное. Например, о единоперстии, которое якобы практиковалось на заре христианства. И об именословном перстосложении – что применяется лишь священниками для благословения. Пальцы в этом случае складываются так, что образуют нечто похожее на буквы греческого алфавита – IC XC, то есть «Иисус Христос». До середины XVII века такое перстосложение, по всей видимости, не практиковалось.
Об именословном перстосложении. Wikipedia.ru
В 1971 году Поместным собором Русской православной церкви все способы перстосложения признаны «равноспасительными», а вот у старообрядцев такая терпимость к иным, чем признают они, способам совершать крестное знамение, наблюдается не всегда.
Католическая же церковь избежала подобных конфликтов, она издавна допускала все вышеперечисленные варианты, а самым распространенным был и является до сих пор способ креститься пятью пальцами – при этом они символизируют пять ран на теле Христа.
Католическая церковь ни реформ, ни конфликтов относительно перстосложения не знала