Крестовые походы для чего
Крестовые походы
Кресто́вые похо́ды — военные походы периода XI–XV вв., осуществлявшиеся под эгидой Римско-Католической церкви, формально имевшие целью освобождение христиан из-под владычества мусульман, защиту христианских святынь от поругания и осквернения (первые походы), распространение и утверждение католической веры (последующие походы).
Идея священной войны, в той форме, в какой её реализовывала Римская церковь, противоречит Божественным Заповедям, учению о Церкви и Царстве Божием. Несколько Римских пап позднее приносили извинения за грехи католиков-крестоносцев.
Какова предыстория крестовых походов?
Ко времени начала крестовых походов над многими областями некогда Православного Востока, с его древнейшими христианскими святынями, в том числе Гробом Господним, установилось господство мусульман.
Серьезная угроза со стороны иноверцев нависла над Константинополем. Он был сплошь обложен полчищами врагов. Не находя возможности противостоять опасности собственными силами, Византийский император Алексей Комнин стал слать письма на Запад, полагаясь на него едва ли не как на последнюю земную надежду.
Запад в то время и сам подвергался набегам иноверцев. Среди европейцев, как сверху, так и снизу, всё чаще раздавались призывы объединить усилия и идти на помощь Востоку, на священную битву с неверными. Все это не могло не отражаться на общем политическом фоне и настроении.
Одну из важнейших ролей в деле религиозного воодушевления народных масс сыграл Петр Пустынник (Амьенский). Обходя города и селения, он проповедовал так ревностно и так проникновенно, что многие почитали его за пророка. Тем временем, воинственный дух зрел и среди рыцарских кругов. Папа Урбан II поддержал идею крестового похода в своей речи в Клермоне. Успех был огромным. Многие тут же давали обеты идти и сражаться.
Каковы цели крестовых походов, помимо главной, заявленной?
Многие представители крестовых походов искренне верили, что отправляясь в поход, исполняют Божественную волю и являются орудиями Промысла Божия. Освободить (защитить) Иерусалим, Гроб Господень — всё это выглядело очень благородно и возвышенно.
Наряду с официально заявленными богоугодными целями существовали менее афишированные политические и экономические задачи, среди которых, конечно же, значились: демонстрация и усиление папской власти, желание распространить её на восточные области; подчинение европейскому влиянию восточных территорий; образование новых княжеств; контроль над торговыми путями; подавление могущества Византии.
Для огромной массы людей существовали и особые, частные причины отправляться в поход; строго религиозные мотивы отступали здесь на второй план: кто-то искал авантюры, грезил приключениями, а для кого-то главным стимулом служила банальная алчность, жажда наживы. Не в последнюю очередь именно это служило причиной того, что двигаясь по маршруту, участники ополчения грабили и убивали местное население, возбуждая в нём ужас (впрочем, иногда они встречали достойный организованный отпор).
Немалая часть крестового воинства представляла собой плохо дисциплинированный сброд: беглых крестьян и преступников, монахов, не ужившихся в монастырях, лихих праздных людей. Уже первые непосредственные знакомства Православных с крестоносцами сопровождались всплеском негодавания и разочарования в них как (якобы) в братьях по вере.
Крестовые походы: причины, история и последствия
Крестовые походы: причины
Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год. Они проходили под лозунгом борьбы за освобождение Святой земли от мусульман.
В 677 году Иерусалим оказался под властью арабов. Город был священным местом не только для христиан, но и для иудеев и мусульман. И, если сначала арабы не препятствовали тому, чтобы христианские паломники посещали Святой город, то с приходом к власти турков-сельджуков ситуация изменилась коренным образом. В 1071 году они закрыли доступ в Иерсуалим «неверным», то есть христианам.
В то время Европа переживала глубокий кризис. Засуха и неурожай на протяжении нескольких лет привели к тому, что феодалы не могли платить рыцарям за их службу. Кроме того, в конце XI века в Европе остро стояла проблема перенаселения. Неудивительно, что появилось огромное количество рыцарей, объединившихся в настоящие банды. Эти банды занимались грабежом, обкладывали поборами деревни. Назрела необходимость направить их воинственную энергию в нужное русло. Тем более, Римско-католическая Церковь стремилась распространить свое влияние на восточное Средиземноморье.
В 1095 году византийский император Алексей I Комнин обратился к странам Западной Европы с просьбой о помощи. Он опасался, что турки-сельджуки могут захватить Константинополь. В ноябре 1095 года на Клермонском соборе Папа Урбан II произнес свою знаменитую речь, призвав всех королей, сеньоров, рыцарей и простых людей отправиться в Святую землю, освободить ее от «ненавистных бусурман» и отвоевать Гроб Господень. Речь Папы Урбана II вызвала большое воодушевление. Тем более, что паломники, которые возвращались из Иерусалима, рассказывали о сказочно богатом Востоке.
Люди, пожелавшие отправиться в поход нашивали на свою одежду Кресты. Их стали называть «крестоносцами», а походы, в которые они отправлялись — «Крестовыми походами».
Крестовые походы были вызваны:
Крестовый поход «бедноты»
Первому Крестовому походу предшествовал так называемый «Крестовый поход бедноты», так как в него отправились в основном бедные крестьяне и рыцари. Папа Римский обещал участникам похода отпущение всех прошлых и будущих грехов, вероятно, поэтому на пути в Святую землю крестоносцы занимались грабежами и разбоем. Тем более, что обеспечить продовольствием и всем необходимым 80-тысячную армию не представлялось возможным.
До Константинополя дошло лишь около 40 тысяч человек. Византийский император Алексей I Комнин остался не в восторге от неорганизованной толпы, понимая, что она не сможет противостоять туркам-сельджукам. Видя, как крестоносцы занимаются грабежами в городе, он переправила их через Босфор. Вскоре крестоносцы были разгромлены напавшими на них турками-сельджуками. По некоторым данным спаслось только около тысячи человек, в том числе и французский священник Петр Пустынник, чьи проповеди перед Крестовым походом воодушевили многих людей.
Первый Крестовый поход (1096-1099 гг.)
Если первые крестоносцы представляли собой стихийную толпу, то следующий поход, начавшийся в 1096 году, был подготовлен гораздо лучше.
Около Константинополя силы этих армии объединились. Крестоносцы Первого Крестового похода были хорошо вооружены и организованы. На этот раз умелые воины смогли отбить большую часть Паслестины. В 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим.
В ходе Первого Крестового похода удалось достигнуть главную цель — отвоевать Святую землю и освободить Гроб Господень. Крестоносцы создали Иерусалимское королевство. Кроме этого королевства существовали и другие государства, в которых воины насаждали те же порядки, что и в европейском средневековом обществе. Этому подверглись:
Турки-сельджуки вынашивали планы возврата потерянных территорий. В 1144 году они отвоевали графство Эдесское. В связи с этим в Европе начал готовиться Второй Крестовый поход.
Второй Крестовый поход (1147-1149 гг.)
Второй Крестовый поход возглавили:
Еще по пути к Иерсуалимскому королевству воинство сильно поредело. Этому способствовали:
Поход оказался на редкость неудачным. Крестоносцы потерпели ряд поражений от арабов и были вынуждены вернуться домой.
В 1173 году на территории Египта появилось новое государство, правителем которого стал талантливый полководец и дипломат султан Салах ад-Дин (Саладин). Он начал войну против Иерсуалимского королевства и в битве при Хаттине разбил войско крестоносцев. После этого армия Саладина взяла в осаду Иерусалим, который вскоре капитулировал. Иерсуалимское королевство перестало существовать.
Третий Крестовый поход (1189-1192 гг.)
В 1189 году начался Третий Крестовый поход. Его главной целью было повторное отвоевывание Святой земли.
Третий Крестовый поход тоже оказался неудачным. Немецкие рыцари по пути лишились своего предводителя. Во время переправы через речку Селиф в Малой Азии, Фридрих Барбаросса, облаченный в тяжелые доспехи, упал с коня и утонул. После этого большая часть немецких крестоносцев повернула домой.
Английские и французские рыцари добрались до территории, где еще недавно было Иерусалимское королевство, но не пошли сразу освобождать Иерусалим, а решили осадить крепость Акру. Осада продолжалась два года. Французский король не дождался окончания осады и отбыл домой со своими рыцарями. Ричард «Львиное сердце» остался под Акрой в окружении войск Саладина.
Несмотря на то, что английский король все-таки взял Акру и даже одержал победу над войсками Саладина в битве при Арсуфе, дело закончилось мирными переговорами. Ричарду нужно было срочно вернуться домой, так как французский король Филипп воспользовался отсутствием английского короля и захватил почти все владения Англии на материке.
Результаты Третьего Крестового похода были весьма скромны. Христианским паломникам разрешили свободно посещать Иерусалим, но он по-прежнему принадлежал мусульманам. Акра и часть прибрежной полосы от Тира до Яффо оставались в руках крестоносцев.
Четвертый Крестовый поход (1202-1204 гг.)
В 1202 году начался Четвертый Крестовый поход. Он очень отличался от предыдущих. На этот раз крестоносцы решили предпринять морской поход. Однако не смогли расплатиться с венецианскими торговцами за корабли. Купцы уговорили рыцарей вместо Святой земли отправиться в столицу Византии.
Крестоносцы осадили Константинополь и выдвинули требование заплатить деньги за «защиту от неверных». Получив отказ, рыцари захватили город и жестоко разграбили его.
Четвертый Крестовый поход показал, что главной целью крестоносцев было не освобождение Иерусалима, а обогащение. На захваченной территории создали Латинскую империю. Ее жителям пришлось платить непосильные налоги.
Другие Крестовые походы
В 1212 году состоялся так называемый «Детский крестовый поход. Так как люди объясняли неудачные попытки освободить Иерусалим многочисленными грехами крестоносцев, решено было отправить в Святую землю детей из Франции и Германии. Дети были вооружены одной лишь молитвой. Участь малолетних крестоносцев оказалась печальной. Вместо того, чтобы доставить их в Палестину, купцы продали детей в египетское рабство.
Остальные четыре Крестовых похода прошли неудачно. Лишь в ходе Шестого похода (1228-1229 гг.) в результате мирных переговоров удалось вернуть христианам Иерусалим и часть земель, захваченных ранее Саладином.
Однако уже в 1244 году Иерусалим вновь заняли турки.
Седьмой Крестовый поход (1248-1254 гг.) и Восьмой Крестовый поход (1270 г.) под предводительством французского короля Людовика IX Святого закончились неудачно, а для самого короля трагично — он погиб.
Последствия Крестовых походов
Европейцы так и не отвоевали Святую землю. Несмотря на то, что Керстовые походы принесли много бедствий, они позволили Европе ознакомиться с достижениями Востока во многих областях:
В Средиземном море по итогам Крестовых походов господствующее положение заняли итальянские купцы. Это привело к росту европейской торговли. В целом можно сказать, что привнесение достижений Востока в области медицины, математики, географии подготовили благодатную почву для начала европейской эпохи Возрождения.
Читайте также:
Немного о крестовых походах
Введение
Крестовые походы XI–XV веков стали одним из определяющих событий Cредневековья, как в Европе, так и на Ближнем Востоке. Кампании крестоносцев принесли значительные последствия, где бы они ни происходили, но также подтолкнули к изменениям внутри тех государств, которые организовали их и боролись с ними. Даже когда крестовые походы закончились, их влияние продолжалось через литературу и другие культурные средства.
Влияние крестовых походов в общих чертах можно охарактеризовать следующим образом:
– увеличение присутствия христиан в Леванте в Средние века;
– разработка военных заказов;
– поляризация Востока и Запада, основанная на религиозных различиях;
– особое применение религиозных целей к ведению войны в Леванте, на Пиренейском полуострове и в Прибалтике;
– возросший престиж пап и активизация роли католической церкви в светских делах;
– ухудшение отношений между Западом и Византией привело, в конечном счете, к ее разрушению;
– усиление могущества королевских домов Европы;
– появление более сильной коллективной культурной идентичности в Европе;
– всплеск ксенофобии и нетерпимости между христианами и мусульманами, между христианами и иудеями, еретиками и язычниками;
– рост международной торговли и обмена идеями и технологиями;
– повышение могущества таких итальянских государств, как Венеция, Генуя и Пиза;
– использование религиозного исторического прецедента для оправдания колониализма, войны и терроризма.
Ближний Восток и мусульманский мир
Непосредственным геополитическим результатом крестовых походов стало возвращение Иерусалима 15 июля 1099 года, но для того, чтобы город оставался в руках христиан, необходимо было основать в Леванте различные поселения (все вместе известные как Латинский Восток, государства крестоносцев или Утремер).
Для их защиты потребуются постоянные поставки новых крестоносцев и создания военных орденов профессиональных рыцарей, таких как рыцари-тамплиеры и рыцари-госпитальеры. Это вдохновило формирование рыцарских орденов, таких как Орден Подвязки в Англии (основан в 1348 году), который пропагандировал преимущества крестовых походов для своих членов.
Несмотря на милитаризованное присутствие на Святой Земле, продолжающуюся вербовку в Европе и растущее участие королей и императоров, оказалось невозможным удержать завоевания Первого крестового похода и потребовалось больше кампаний, чтобы вернуть такие города, как Эдесса и сам Иерусалим после его падения в 1187 году.
В XII и XIII веках было восемь официальных Крестовых походов и еще несколько неофициальных, но все они закончились скорее неудачей, чем успехом.
Расширение крестовых походов
Движение крестоносцев распространилось на Испанию, где в XI–XIII веках была начата так называемая реконкиста – возвращение земель Испании от мусульман.
Пруссия и Прибалтика (Северные крестовые походы), Северная Африка и Польша среди многих других мест также стали местами появления крестоносных армий с XII по XV век, так как идеалы крестоносцев, несмотря на сомнительные военные успехи, продолжали привлекать королей, солдат и простых людей на Западе.
Византийская империя
Крестовые походы вызвали разрыв западно-византийских отношений.
Во-первых, византийцы испытывали ужас перед неуправляемыми группами воинов, сеющими хаос на их территории. Вспышки боевых действий между крестоносцами и византийскими войсками были обычным делом.
Это вскоре только ухудшилось, когда посыпались обвинения в том, что ни одна из сторон не пытается изо всех сил защищать интересы другой.
Кульминацией ситуации стало шокирующее разграбление Константинополя в 1204 году н. э. во время Четвертого крестового похода.
Европа
Завоевание мусульманских территорий в Южной Италии, Сицилии и на Пиренейском полуострове открыло доступ к новым знаниям, так называемой «Новой логике». Возникло более сильное ощущение того, что они «европейцы», что, несмотря на различия между государствами, народы Европы имеют общую идентичность и культурное наследие.
Другой стороной монеты был рост ксенофобии. Религиозная нетерпимость проявлялась во многих отношениях, но наиболее жестоко – в погромах против евреев (особенно в Северной Франции и Рейнской Области в 1096–1097 годах н. э.) и жестоких нападениях на язычников, раскольников и еретиков по всей Европе.
Значительно возросла торговля между Востоком и Западом. В Европу поступало больше экзотических товаров, чем когда-либо прежде, таких как: специи (особенно перец и корица), сахар, финики, фисташки, арбузы и лимоны, хлопчатобумажная ткань, персидские ковры и восточная одежда.
Итальянские государства Венеция, Генуя и Пиза разбогатели, благодаря своему контролю над ближневосточными и византийскими торговыми путями, что было дополнением к деньгам, которые они зарабатывали на транспортировке армий крестоносцев. Крестовые походы, вероятно, ускорили процесс международной торговли через Средиземное море.
Кому были нужны крестовые походы?
Эта статья посвящена одной из самых любопытных эпох мировой истории – крестовым походам. Зачастую крестоносцев изображают однобоко, исходя из представлений самого автора. Поэтому мнения о них и меняются от настоящих рыцарей Чести и Добра в белых одеждах до безжалостных убийц, чудовищ и грабителей. А что если попытаться представить движение крестоносцев с позиции «того» времени.
Конец X-го века подвел черту под эпохой, которую теперь принято называть Великим переселением народов. Безжалостные норманны остепенились, превратившись в вассалов французского престола. Нашествие венгров было остановлено на реке Лех. Заканчивалось время непрерывных сражений и набегов варварских племен готов, гуннов, аваров, мадьяров. Наступление 1000-ного года было объявлено годом конца света и Страшного Суда, причем абсолютное большинство людей верили, что так и будет. Целые толпы шли в монастыри замаливать свои грехи. Развелось бесчисленное количество блаженных и юродивых. Крестьяне бросали обрабатывать землю, что привело к голоду во многих областях. Рождаемость стремительно падала.
Единственным занятием рыцарей являлась война. Когда прекратились набеги, затихли венгры и норманны, защищать стало некого. Воины перестали гибнуть в больших количествах, а поскольку сыновья рыцарей обязаны быть только рыцарями, то это сословие стало быстро разрастаться. Вскоре на всех рыцарей перестало хватать земель и крестьян.
Былое классовое единство начало давать серьезную трещину. К тому же в Европе за неполные сто лет с 1000-го года случился настоящий демографический бум. По разным оценкам население крупных европейских держав выросло от 30 до 40%. Необходим был новый общий враг, новая объединяющая людей идея, оправдывающая само существование рыцарского и феодального класса. Задачу не допустить социального взрыва взяла на свои плечи католическая церковь, могучая сила того времени, занимающая положение между народом и властью.
26 ноября 1095 года возле небольшого французского города Клермон в провинции Овернь, произошло событие, которое сыграло роль того первого камня, с которого начинается лавина. За неделю до этого дня был распространен слух, что после закрытия церковного собора римский папа молвит перед народом речь. Всю неделю сюда стекались толпы людей. Их вела надежда воочию увидеть и услышать главу апостольского престола, так редко покидавшего Рим.
На равнине перед городом собралась огромная масса людей: рыцарей, сеньоров, монахов, священников, простолюдинов. Что точно говорил Урбан II доподлинно неизвестно. Сохранилось несколько вариантов речи, но вряд ли они достоверны. Пожилого папу слышали только первые ряды, а далее во время пауз его слова с комментариями пересказывались стоящим позади. Урбан II говорил о страданиях христиан в Святой Земле, о притеснениях благочестивых пилигримов, об осквернении христианских святынь. Тысячи людей плакали и посылали проклятия. Далее папа призвал взять в руки меч, копье и освободить Гроб Господень. Взамен он милостиво обещал отпустить все грехи, освободить от мук чистилища и взять под церковную охрану семьи паломников. Знаком стал крест из красной материи, нашитый на одежду. Клятвенное обещание отправиться в поход на Иерусалим тут же произнесли тысячи человек.
Почему слова папы вызвали такой отклик среди столь неодинаковых социальных слоев? Во-первых, это все-таки поистине огромная власть католической церкви в те времена. Страх перед гневом Господа, желание замолить грехи и избежать кары за них на том свете явилось сильнейшим стимулом. Но были и другие причины. Стоит только вспомнить о самом страшном бедствии XI века. Им являлся голод. Даже в нормальные годы крестьяне жили впроголодь, с трудом дотягивая до следующего. А если год наступал неурожайный…
Слова римского папы об истекающей молоком и медом Палестинской земле произвели глубокое впечатление. Восток представлялся простонародью местом, где не будет голодных и обиженных, где не будет господ и хозяев. Совсем другие причины расшевелили рыцарство и знать. В наступившие времена простой феодал больше не хотел довольствовался только тем, что могло изготовить его поместье. Он желал носить удобные и красивые одежды из дорогих тканей, пить отменные вина, кушать только из серебряной и золотой посуды. На все это требовались деньги, а выдавить что-нибудь еще из умирающих от голода крестьян было невозможно. В этих условиях призыв Урбана II идти в крестовый поход, означал возможность завоевать несметные сокровища и новые земли. А какой это был прекрасный шанс продемонстрировать свою воинскую доблесть и боевое мастерство. Таким образом, речь папы, выстроенная по всем правилам ораторского искусства, задела струну в душах представителей самых разных социальных слоев и групп.
После Клермонского собора папа Урбан II отправился в путешествие по Франции, останавливаясь в каждом городе и замке, повторяя свой призыв освободить Святую Землю. По дорогам Европы, словно круги по воде, разошлись тысячи проповедников. Их слова нашли отклик. Тысячи и тысячи крестьян, рыцарей, даже разбойников приняли крест и поклялись освободить Иерусалим. Рыцари потянулись к своим владыкам, давшим согласие на участие в походе. Крестьяне бросили поля и дома, собираясь в громадные орды вместе с безземельными рыцарями и обычными бандитами. Уже к весне 1096 года вся Европа кипела, подобно гигантскому котлу. Так начался первый Крестовый поход…
Тут необходимо отметить, что в XI веке мусульманский мир простирался от Атлантического океана до верховьев Ганга, от земель Африки до половецких степей. На этой территории жили сотни народов, тысячи городов и сел, миллионы людей, последователей пророка Мухаммеда. Их священный фолиант, Коран, замечателен во всех отношениях. Однако цельное по существу произведение, в результате наложения на экономическое, географическое и культурное различие мусульманских народов, привело к тому, что идеологическое толкование книги в разных уголках Востока отличается редкостным разнообразием и даже экстравагантностью форм.
Всего на Восток было совершено восемь Крестовых походов. Все они закончились неудачно, не достигнув своей цели (или достигнув, но временно) и не решив ни одной из главных проблем, стоявших перед Европой в средние века, позволив лишь ослабить общую напряженность, что способствовало упрочению королевской власти. Война принесла огромные беды и страдания народам Ближнего Востока, сопровождаясь уничтожением культурных и материальных ценностей. Зато католическая церковь значительно укрепила свое финансовое положение и создала новые институты – ордена, сыгравшие в дальнейшем важную роль. Но неудачи и крах стремлений и надежд европейцев подорвали авторитет церкви. Участники походов близко познакомились с культурой Востока, с мусульманскими нравами и обычаями, религией. Крестоносцы увидели людей, подобных себе. Своей храбростью и военным искусством противник вызвал у них уважение и признание. Крестовые походы познакомили запад с арабской и греческой наукой. Получили значительное развитие математика, медицина, астрономия, языкознание. Духовная жизнь, культура и искусства стали вырываться из тисков, в которых их держала католическая церковь. Таким образом, крестовые походы подготовили почву для наступления эпохи Возрождения. Итальянские купцы из Генуи, Венеции и других городов начали вести активные торговые отношения с Востоком, привозя много различных вещей и продуктов, вовсе не известных в Европе или очень редких. Можно сказать, что крестовые походы способствовали повышению мобильности европейцев. Ведь ранее для большинства из них самым крупным путешествием являлась поездка в соседний город. Преодоление страха перед неизвестным стало основой для наступающего периода Великих географических открытий.
К сожалению, у Крестовых походов были и отрицательные последствия. Длительная конфронтация Востока и Запада привела к появлению джихада – ответной агрессивно-враждебной реакции всему западному миру со стороны восточных стран. После жуткого террористического акта 11 сентября бывший американский президент Джордж Буш, случайно или намеренно употребил в своем выступлении слово «Крестовый поход». Было высказано соображение, что мусульманский мир имеет все поводы обижаться на Запад и сегодняшние террористические нападения уходят своими корнями в безжалостные и кровопролитные Крестовые походы, обратившие в руины многие восточные страны, отличавшиеся среди прочего высокой культурой и терпимостью к чужакам. Другими словами, в сегодняшних террористических угрозах виноваты исключительно крестоносцы. Усама бен Ладен в своих записанных на пленку выступлениях постоянно называл войну западных стран с терроризмом новым Крестовым походом против ислама.