Крев драгон что за корабль
Российский космонавт полетит на Crew Dragon
Фото: Joe Skipper / Reuters
Первой из российских космонавтов на корабле Crew Dragon может полететь Анна Кикина. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на главу госкорпорации «Роскосмос» Дмитрия Рогозина.
«Исходим из того, что наш космонавт Кикина осуществит космический полет в 2022 году, мы думаем, что она полетит на американском корабле, а мы американского астронавта посадим на свой «Союз» в рамках перекрестных полетов», — заявил Рогозин на пресс-конференции после стыковки корабля «Союз МС-20» с Международной космической станцией (МКС).
Глава «Роскосмоса» подчеркнул, что соответствующее решение уже принято.
Ранее исполнительный директор «Роскосмоса» по пилотируемым космическим программам Сергей Крикалев рассказал о подготовке российских космонавтов к полету на Crew Dragon. Члены российского отряда космонавтов начали ознакомление с операциями на корабле компании SpaceX.
В ноябре глава американской программы МКС Джоэл Монталбано заявил, что НАСА одобрило идею перекрестных полетов с Россией.
В октябре в публикации SpaceNews прокомментировали слова Дмитрия Рогозина о полетах российских экипажей на Crew Dragon. Издание отметило, что российские космонавты могут полететь на американском корабле в рамках миссии Crew 5 во второй половине 2022 года.
Дракон изнутри и снаружи: чем хорош и плох американский Crew Dragon
Давно не было столько разговоров о космонавтике, как в последние майские выходные! Одним из главных героев обсуждений стал Crew Dragon — пилотируемый космический корабль компании SpaceX. Чем же он так хорош и был ли для NASA смысл менять места на привычных « союзах» в пользу новичка?
Давно не было столько разговоров о космонавтике, как в последние майские выходные! Одним из главных героев обсуждений стал Crew Dragon — пилотируемый космический корабль компании SpaceX. Чем же он так хорош и был ли для NASA смысл менять места на привычных « союзах» в пользу новичка?
« Никогда не смейся над живым драконом!» © « Хоббит, или Туда и обратно».
Геометрия
Crew Dragon создали на основе грузового корабля Dragon, и они похожи друг на друга. Сверху находится возвращаемая герметичная капсула, снизу — негерметичный грузовой отсек. Высота вертикально стоящего корабля — 8,1 метра, почти три этажа. К слову, российский « Союз» не сильно ниже — 7,9 метра, но это во многом из-за вынесенного отдельно приборно-агрегатного отсека, в то время как у « Дракона» он интегрирован в сам корабль.
Однако против геометрии не попрёшь. « Союзы», созданные в размерности ракеты, сильно уступают в диаметре корабля ( 2,7 против 3,66 метра у Crew Dragon). Казалось бы, меньше метра, однако у « Союза» площадь в самой широкой части — 5,7 кв. метра, а у Crew Dragon — 10,5.
Вот такая бессердечная геометрия.
В результате у Crew Dragon герметичный отсек имеет 11 кубических метров полезного объёма, которых хватает на четверых астронавтов и ‘ title=>туалет за шторкой ( его пока не показывали, обещают продемонстрировать после приземления). У « Союза» объём по внутренним герметичным обводам обитаемого отсека ( спасательной капсулы) — 3,85 куб. метра, а свободный объём всего 2,5 куба. Увы, этого едва хватает для размещения трёх космонавтов и летящих с ними 300 килограммов багажа.
Ещё у « Союза» есть четыре кубических метра полезного объёма в бытовом отсеке, где устанавливается туалет, а во время полёта космонавты могут переодеться. Но этого всё равно мало: когда китайцы скопировали « Союз», то в первую очередь увеличили линейные размеры, чтобы сделать корабль свободнее. По идее, мы могли бы сделать то же самое, но последние годы « Роскосмос» ждёт корабль нового поколения « Орёл» и не видит смысла в глобальной переделке « Союза».
Грузовой отсек и система САС
Больше всего поражает возможность взять в полёт в негерметичный грузовой отсек 2,5 тонны полезного груза — и это не считая астронавтов. Чёрт, да это просто очень удобно — большой объём, большая масса! Можно считать, что везёшь на орбиту дополнительный грузовой корабль. Российский « грузовик» « Прогресс» несёт как раз примерно те же 2,5 тонны полезного груза.
Поэтому с каждым полётом Crew Dragon можно плюсовать ещё один полёт грузового корабля — а это дополнительные время, деньги, запуски. Правда, на обратном пути, перед входом в плотные слои атмосферы, негерметичный грузовой отсек отделяется от возвращаемой капсулы, так что вернуть столько же не получится.
В грузовом отсеке находятся панели солнечных батарей и радиаторы системы терморегуляции корабля. Для упрощения системы и уменьшения возможностей её отказа панели не разворачиваются, а полностью покрывают половину отсека, развёрнутую к Солнцу.
В отличие от российского « Союза», система аварийного спасения ( САС) Crew Dragon интегрирована в сам корабль. Решение более чем спорное. С одной стороны, дешевле — в российском варианте на каждый запуск нужна новая САС; с другой — лететь в корабле, зная, что у тебя по периметру расположены топливные баки для двигателей SuperDraco, под завязку наполненные монометилгидразином — ощущение не из приятных. Монометилгидразин стабильнее, чем гептил, но гораздо токсичнее, и неизвестно, что будет опаснее ‘ title=>в случае аварии. Впрочем, о правильности или неправильности этого решения можно будет порассуждать после сбора приличной статистики полётов.
Те же самые двигатели SuperDraco должны использоваться для мягкой посадки корабля на финальном этапе полёта, но NASA решило уменьшить риски: по крайней мере в первые полёты садиться Crew Dragon будет только парашютным способом.
Многоразовость
Crew Dragon — многоразовый корабль. Но, понятное дело, повторно используется только герметичный отсек с астронавтами. После приземления его дефектуют, заправляют, заменяют тепловой щит из абляционного материала PICA-X — и могут снова брать в работу. Правда, опять же, NASA пока не сказала, будет ли разрешено повторное использование Crew Dragon с астронавтами на борту.
Ну, тут схема простая. NASA заказывает, оплачивает — а потому может устанавливать любые правила. « Кто платит, тот и музыку заказывает».
Вместо итого
В статье нет ни слова о финансах. На данный момент это немножко бессмысленно. NASA готово на любые траты для восстановления пилотируемой космонавтики — для Национального управления не имеет значения, получилось это дороже, чем место на « Союзе», или нет. Впрочем, такая статья обязательно будет, ведь важно сравнить цену не только с « Союзом», но и с CST-100 Starliner и даже с « Спейс шаттл»: последний из НАСА’ data-src=/system/images/000/133/470/teaser/c870d5ddb98d4727865b2c965c22c02d6259a650.jpg?1579249309 data-lead=’ « Спейс шаттл» — один из главных символов американской космической программы. Его считают вершиной возможностей по освоению космоса, технологическим шедевром, возможно, опередившим своё время. Но всё ли так просто и однозначно?
‘ title=> « Шаттлом».
Crew Dragon — большой и удобный, это факт. Особенную зависть вызывает грузовой отсек пилотируемого корабля, который позволяет сразу с экипажем взять оборудование для экспериментов, а не подгадывать доставку с грузовым. Понятно, что « Союз», изначально создававшийся в прошлом веке, мало может соперничать с новым кораблём в вопросах пространства и эргономики. Да и не хочется сравнивать Crew Dragon с « Союзом», хочется посмотреть его против равного противника — например, разрабатываемого в России « Орла».
Увы, но пока к МКС летают только эти два корабля, а значит, сравнение неизбежно.
И помните, что в своё время написал Шварц: « Единственный способ избавиться от Дракона — это иметь своего собственного». Очень хочется верить, что начало американских пилотируемых полётов ‘ title=>подстегнёт создание российского корабля нового поколения, потому что он нужен не только для перевозки космонавтов на орбитальную станцию, но и для более амбициозных, в том числе и лунных задач.
10 главных фактов об историческом запуске Crew Dragon, который перенесли из-за непогоды
Вчера Илон Маск мог снова войти в историю – его корабль Crew Dragon должен был отправиться на МКС с двумя астронавтами. Вот только за несколько минут до старта запуск отменили из-за погодных условий и перенесли на другой день.
Рассказываем, почему запуск Crew Dragon так важен для США (и Маска).
Что такое Crew Dragon?
Это пилотируемый космический корабль, который был создан компанией Илона Маска SpaceX. Частные фирмы еще никогда не запускали свои корабли в космос. Астронавты, которые полетят на Crew Dragon, займутся техническим обслуживанием МКС. На станции они проведут от 30 до 119 дней.
Почему запуск Crew Dragon так важен?
Дело в том, что космические корабли из США не запускали уже почти десять лет. Все американские астронавты, которые отправляются на МКС, летали на российских «Союзах». Запуск Crew Dragon станет первым случаем с 2011 года, когда на МКС отправится американский корабль.
Почему отменили запуск Crew Dragon?
Всего за 16 минут до запуска полет отменили из-за погодных условий. Синоптики предполагали, что шансы хорошей погоды для запуска будут составлять 50-60%, но, увы, не вышло. Впрочем, перенос полетов из-за плохой погоды случается довольно часто.
Погода во время запуска Crew Dragon / Фото: NASA
Когда следующий запуск Crew Dragon?
Следующая попытка запланирована на 30 мая в 22:22 по московскому времени. Если и в этот день погодные условия будут непригодными, запуск произойдет 31 мая в 22:00. Посмотреть трансляцию можно на сайте SpaceX.
Астронавты были на карантине
Чтобы случайно не занести коронавирус на МКС, астронавтам Дугласу Херли и Роберту Бенкену пришлось несколько недель сидеть на предполетном карантине. Со своими женами и детьми они прощались на расстоянии в 1,5 метра:
Crew Dragon – первый американский корабль с автоматической стыковкой
В российский и европейских космических кораблях такая технология уже давно есть, но для американцев это первый корабль с автоматической стыковкой. Она очень важна, так как позволяет попасть на станцию, если предыдущий экипаж покинул её из-за аварии или если астронавты не могут управлять кораблем. SpaceX даже сделала браузерную игру, в которой вы можете попробовать пристыковать Crew Dragon к МКС.
Туалет за занавеской
Предполагается, что с момента запуска до стыковки с МКС пройдут сутки. Если на российском корабле «Союз» есть отдельный небольшой бытовой отсек с туалетом, то в Crew Dragon над этим не особо заморачивались – там есть маленькая кабинка, где можно уединиться за занавеской.
Новые скафандры от SpaceX
Компания разработала новые скафандры, которые выглядят круто, но у специалистов вызывают вопросы. Илон Маск сначала попросил разработать внешний вид скафандра у дизайнера костюмов для фильмов о супергероях Хосе Фернандесу, а только потом начал думать о безопасности. Конструктор скафандров для NASA Николай Моисеев раскритиковал костюмы Маска, сказав, что они, во-первых, недостаточно безопасны, а во-вторых, астронавт вряд ли сможет надеть такой скафандр самостоятельно.
Скафандры SpaceX / Фото: NASA
Последний прием пищи Дугласа Херли перед полетом
Астронавт решил поужинать простой яичницей со стейком.
Сравнение космических кораблей Crew Dragon и «Союз»
Корабль Crew Dragon в космосе, а что с нашим «Орлом»: космическая конкуренция
NASA и SpaceX есть, что праздновать
Командир Crew Dragon Даг Херли с орбиты уже успел поделиться своими впечатлениями от полета. Со страниц NASA и SpaceX в Twitter не сходят улыбающиеся лица американских астронавтов. Повод для веселья действительно есть, и он очень масштабен. Не зря директор NASA Джим Брайденстайн в своем Twitter сделал заявление не столько даже на тему космоса, сколько политическое по содержанию:
Астронавт Крис Кэссиди, в свою очередь, подчеркнул важность международного сотрудничества в космической сфере.
Долгое время многие люди в мире были убеждены: Илон Маск блефует, однако он оказался не так прост, как о нем думали. Сотрудничество SpaceX и NASA началось еще в далеком 2008 году, и вот оно, спустя двенадцать лет, принесло столь ощутимые результаты.
Первое и самое главное – американцы могут доставлять людей на МКС теперь самостоятельно, российские корабли более для этого не нужны. Для России такое развитие событий – потенциальная потеря под 100 млн долларов с каждого американского «пассажира». Учитывая, что на МКС обычно летало по 5-6 астронавтов, «Роскосмос» потенциально может остаться без дохода в размере 400-500 млн долларов в год.
Второе и не менее важное последствие полета Crew Dragon – в космос отправился частный космический корабль. И для NASA это уже оказалось дешевле, чем самостоятельно заниматься вопросами доставки астронавтов. В самом ближайшем будущем в космос неизбежно полетит и корабль Boeing, которая давно «наступает на пятки» SpaceX. Пока детищу Маска удалось обойти гиганта американского авиапрома, но кто знает, как будут развиваться события в дальнейшем и кто начнет доминировать в конкурентной борьбе за освоение космоса.
Не стоит забывать и о том, что Crew Dragon в итоговом проекте больше и вместительнее «Союзов»: потенциально до семи человек. Пока кресел меньше.
Но поскольку это коммерческий проект, ничего не стоит организовать постоянные рейсы космических туристов, которых будет предостаточно среди состоятельных людей и всевозможных «звезд, рвущихся к звездам». Что может противопоставить такому развитию событий Россия?
Есть ли у России шанс не остаться в проигрыше в космосе?
Космические корабли «Союз» с невероятным потенциалом и надёжностью, но и они устаревают. Главной надеждой остается корабль «Федерация», он же «Орел». В 2013 г. на МАКС впервые показали модель «Федерации» в пластике. С тех пор «воз и ныне там». В «Роскосмосе» обещают, обещают и обещают, но даже по самым оптимистичным прогнозам полетит «Орел» в космос не ранее 2027 года. То есть, ждать семь лет. А Crew Dragon уже в космосе. И Starliner компании Boeing, скорее всего, также полетит в самом обозримом будущем. Космическая конкуренция только усиливается.
Но главное даже не сроки полета «Орла», по которым мы уже сильно отстали от американцев, а отсутствие четкой космической стратегии. Увы, но системный кризис, поразивший почти все отрасли, оставшиеся современной России в наследство от Советского Союза, не обошел стороной и «Роскосмос».
Какое-то время Россия еще лидировала за счет советских разработок, но всему приходит конец, если не развивать технологии, не уделять внимание фундаментальным научным исследованиям, допускать «утечку мозгов» в те же американские корпорации. Уже сейчас, как утверждают эксперты, у России не остается иного выхода, как предлагать партнерские полеты. Это когда один американский астронавт летит на «Союзе», а наш – на Crew Dragon.
Одной из серьезных ошибок в космическом направлении, вероятно, является чересчур милитаризованное понимание космической отрасли. Власть интересует «военный космос», тогда как в США прекрасно понимают значимость и прибыльность и гражданских космических исследований и проектов. Опыт полета Crew Dragon – прекрасный шанс для России кое-что переосмыслить и переформатировать, если, конечно, это действительно нужно.
Правда, американскому «Дракону» свою надёжность ещё предстоит доказать. До МКС долетел, теперь нужно возвращаться. Это не менее сложная задача в техническом плане.
Чем светит Crew Dragon Роскосмосу
Космический корабль Crew Dragon в беспилотном режиме пристыковался к Международной космической станции после суточного полета. Пока на корабле прилетел только манекен Ripley и 180 кг груза, но если испытания пройдут успешно, через полгода на нем должны отправиться первые астронавты. Сегодняшний успех очень важен для США, но и на российскую космонавтику он окажет существенное влияние.
После старта и стыковки, следующий важный этап полета — посадка — ожидается через пять дней. Через несколько недель новый пуск для испытания системы аварийной посадки на этапе полета ракеты в атмосфере. И только потом космический корабль получит сертификат безопасности и первый экипаж. Когда пилотируемый полет Dragon станет реальностью это будет означать, что США вернули себе возможность летать в космос со своей территории, чего у них не было с 2011 года. Тогда завершилась программа Space Shuttle и доставку всех международных экипажей взял на себя Роскосмос.
Российские «Союзы» с 2011 года по настоящее время летают не только на чувстве взаимопомощи и сотрудничества, но и щедро финансируются американской стороной. По программе МКС NASA оплачивает места американским, канадским, европейским и японским астронавтам. Вообще полеты американцев на российских кораблях «Союз» начались еще в 90-е годы, но тогда это были полеты по обмену — взамен российские космонавты летали на шаттлах. С 2006 года начались платные экспедиции. С тех пор слетало семь десятков человек.
Соответственно, если поток американских «союзодолларов» иссякнет, то Роскосмос предстанет перед выбором — сохранять прежние объемы производства пилотируемых кораблей себе в убыток или сокращать серию. Увеличивать российский экипаж не планируется до запуска модуля МЛМ «Наука», и без этого модуля в них не будет большого практического смысла. И есть сомнения, что он вообще полетит и будет штатно использоваться. Поэтому решение Роскосмос видит в кратковременных полетах всех желающих, способных оплатить полет.
Первая группа клиентов уже нашлась — отряд космонавтов Объединенных Арабских Эмиратов (стоимость их билетов не разглашается). Второй источник платежеспособных пассажиров — туризм. Недавно уже объявили идею запуска пилотируемых кораблей «по гагаринскому маршруту», т.е. без стыковки с МКС и длительностью десятки минут или несколько часов. С точки зрения науки такие полеты будут практически бесполезны, в лучшем случае подойдут для каких-нибудь студенческих проектов и тренировки космонавтов. С практической точки зрения это просто программа сохранения рабочих мест на РКК «Энергия» и РКЦ «Прогресс», которые выпускают корабли и ракеты «Союз».
С туристическими посещениями МКС есть и организационная проблема: поскольку корабли летают раз в 4 месяца, то туриста можно только привезти одним кораблем, а вернуть на Землю другим, в это время космонавт уступивший кресло остается на станции до следующего рейса. Так что больше двух туристов в год пожить на станции не отвезешь.
Получается, даже если Роскосмос найдет новых пассажиров на все будущие «Союзы», его ждет сокращение финансирования на 5%, если не найдет, то на все 10%. Уменьшение же количества запускаемых «Союзов» приведет к росту их стоимости для госбюджета за счет накладных расходов.
Впрочем, пилотируемая космонавтика, за редким исключением, это заведомо убыточная деятельность, поэтому в ущерб финансам Роскосмос может сохранить лицо и прежние объемы производства за счет возвращения практики полетов по обмену. Так наши космонавты получат опыт полетов на Dragon SpaceX и Starliner Boeing, а наши чиновники по старой традиции смогут прилюдно подчеркивать «американцы не могут без нас». Правда тут есть опасность «эффекта Tesla», когда автолюбители прокатившись на электромобилях Tesla теряют интерес к вождению бензиновых машин.
В целом же, можно приветствовать успех SpaceX, мир действительно входит в новую эру пилотируемых полетов, но ничего хорошего нынешнему лидеру это не обещает.