Криминальное чтиво про что
Новая классика: рецензия на фильм «Криминальное чтиво»
Три пятилетки назад Тарантино взял на понт Каннский кинофестиваль и следом попытался подчистую обнести американскую киноакадемию – но уже без особого успеха: ему достался лишь утешительный «Оскар» за сценарий. Хотя кто знает, как все могло повернуться, не встань несокрушимой дылдой на пути «Чтива…» «Форрест Гамп» Роберта Земекиса. Обстоятельства сложились так, что назвать этот фильм режиссера-самоучки «новой классикой» можно было буквально через месяц после выхода на экран; сегодня подбираться к нетленке даже как-то боязно. Хит хитов, краеугольный камень, пример для всех.
Ни до, ни после в постмодернистских наборах цитат не было столько воздуха и жизни. Каким-то чудом «Криминальное чтиво» преодолело концентрированное тарантиновское желание взять лучшее из лучшего. Твист и Джон Траволта, Вьетнам и Кристофер Уокен, пушка и проповедь, боксерские перчатки и чоппер, треп и еще раз треп. Показательна в этом смысле сцена, в которой сбежавший от извращенцев Бутч (Брюс Уиллис) выбирает, чем бы отделать обидчиков: молоток? бейсбольная бита? бензопила? самурайский меч! Широта возможностей Тарантино завораживает. Поэтому и «Чтиво…» не занюханная коллекция кинематографических курьезов, а само мясо кино, плоть, разорванная и сшитая для новой жизни. Палп. Драматургически рассортированное «Криминальное чтиво» существует по законам роуд-муви.
От дорожной забегаловки в начале до той же забегаловки в финале – вроде бы кружа волчком на месте, это кино все же проделывает гигантский путь. Анекдот о семье помидоров и циничный рассказ о вьетнамских ветеранах засланы на территорию религиозной притчи о божественном вмешательстве. Не зря Бутч выезжает из кадра на мотоцикле по кличке Grace, то есть «Благодать». Это путешествие сквозь пространство и время. В далекий путь отправляется таинственный чемоданчик Марселаса Уоллеса, счастливые часы боксера Бутча, кокаиновая доза, занюханная брюнеткой Мией.
Занятно, но до ужаса логично, что в Каннах «Чтиво…» предпочли, среди прочего, «Красному» Кшиштофа Кесьлевского, который так же, как и Тарантино, настаивал на том, что все связано. Но Кесьлевский-то говорил о связях большого мира. Тарантино взял намного уже, и вышло правдивее. Зная, что идеальное движение совершается кругообразно и без цели, Тарантино мохнатым шмелем облетает свои кинематографические угодья от одного вкусного цветка к другому: Годар, самураи, хичкоковские макгаффины, боксеры, большие пушки, лучшая музыка 70-х, гангстеры в белых рубашках. Физика этого полета науке до конца не ясна, но что физические законы детям видеотеки? Возможно, лет через пятьдесят какойнибудь читатель спросит: да кто он такой, этот Тарантино?
Ответ на этот вопрос в фильме тоже есть. Он рачительный домохозяин в затрапезном халате с кружкой пахучей американы в руке. Он тот, кто знает, какие тряпки можно найти в гараже, если хорошенько покопаться. Он может подолгу торговаться с Харви Кейтелем из-за подаренного на свадьбу покрывала – потому что каждая вещь в этом хозяйстве на месте. Да, и было бы неплохо спальню дубовой мебелью обставить.
Криминальное чтиво
Нелинейный сюжет в Криминальном Чтиве
Квентин Тарантино сам отмечал, что, по его мнению, у хорошей истории должна присутствовать завязка, основная часть и развязка, но не обязательно в такой последовательности. Конечно, сюжет фильма »Криминальное чтиво» вдохновлялся примерами мастеров прошлого, которыми Тарантино восхищался многие годы, как киноман. Фильм состоит из целого ряда сцен, тесно связанных между собой. Но даже у людей, которые выдели Pulp fiction не раз, полная картинка происходящего может формироваться с трудом, так как порядок сцен перемешан и хронологическая последовательность не соблюдена. Сколько длятся события фильма? Основные всего два дня – от поездки Джулса с Винсентом на авто на дело, до отъезда Бутча и Фабиан из города на чоппере Зеда. Полная хронология стартует даже не со встречи маленького Бутча и капитана Кунса, а с событий еще до Первой Мировой Войны, которые начинают историю тех самых золотых часов. Существует даже перемонтированная, в правильном хронологическом порядке, версия Криминального чтива. Стоит выстроить сцены, которые показаны в фильме, в линейной последовательности, опуская события, о которых только говорится (история семейства Кулиджей и самоанца Антвана, которого Марселлас выбросил из окна).
Случайности и влияние на сюжет
Квентин Тарантино наполняет свою историю целым рядом мелочей, случайных и незапланированных событий, или последствий других решений в прошлом, или не самого продуманного плана. Но эти повороты сюжета оказывают прямое воздействие на поведение или, что еще более важно, на мировоззрение своих главных героев. То есть, непредусмотренные ситуации, решения второстепенных персонажей, обнажают личности Джулса, Бутча, Винсента и заставляют их пересмотреть свое отношение не только к конкретной ситуации, но к другим людям и даже своему собственному будущему. Давайте вспомним эти самые случайности в произвольном порядке.
Насилие, как повествовательный элемент
Пока общественное порицание некорректных вещей склоняет нас серьезно относится к преступлениям, Тарантино показывает, на примере своих героев, как все относительно. Винсент Вега и Джулс ведут непринужденный разговор, обсуждая майонез, название бургеров и наркотики в Европе. Кто кому делал массаж стоп, и каким образом на телевидение запускаются сериалы. Они лишь парой фраз оговариваются о том, что сейчас хладнокровно убьют несколько человек, а дилемма сводится лишь к тому, что нужно было брать дробовики и не прийти слишком рано. Эти несколько минут, что мужчины задержаться у двери, не имеют никакого принципиального значения и не решат судьбу парней по ту сторону. Винсент и Лэнс ведут спонтанный малосодержательный диалог о том, зачем царапать чужие машины, пока нарушают закон. Речь идет о продаже наркотиков, об их употреблении, что разрушает жизнь и тело Винса.
Символизм в Криминальном чтиве
Квентин Тарантино намеренно и не всегда заостряет наше внимание на предметах, местах действия и даже отрывках из Библии, к которым мы, на протяжении просмотра фильма «Криминальное чтиво», возвращаемся вновь и вновь. Давайте рассмотрим шесть этих элементов символизма, которые играют важную роль в развитии героев или просто в движении сюжета Pulp fiction вперед.
Чемодан Марселласа Уоллеса. Один из самых обсуждаемых предметов в мировом кино, за четверть столетия оброс самыми невероятными теориями и трактовками желтого свечения. Самые простые говорят, что внутри золотые слитки (что не подтверждается весом дипломата), бриллианты из ограбления в “Бешеных псах”, золотой костюм из фильма “Настоящая любовь”, к которому Тарантино написал сценарий ранее. Самая известная теория твердит, что внутри душа Марселласа Уоллеса, запертая на комбинацию 666, которую он продал дьяволу, а тот извлек ее, по легенде, из затылка, на котором у Марселласа теперь маленький пластырь. Правда, какое отношение пара молодых парней, якобы партнеров, может иметь к столь мистическому предмету и почему тогда Ринго, в кафе, говорит, что это прекрасное зрелище.
На самом деле, содержание дипломата не столь важно. Куда более определяющую роль для сюжета Криминального чтива играет его судьба и необходимость сохранить любой ценой. Винс и Джулс убивают ради него троих людей, затем случайно погибает Марвин, завязывается ситуация с Бонни, а после опасность потерять ценный груз в кафе, отдав его грабителям. Словно по заветам самого Хичкока, этот предмет просто двигает историю вперед, руками главных персонажей и несет скорее символическое, чем практическое значение. Как неоднократно говорил в интервью сам Тарантино, внутри находится именно то, что каждый зритель хочет домыслить самостоятельно.
Золотые часы Бутча. Как и в случае с дипломатом, эти золотые часы, которые маленький Бутч получает от персонажа Кристофера Уокена, носят символический характер и являются двигающей силой сюжета. В данном случае для Бутча – этот маленький предмет двигает его историю вперед, сталкивает сначала с Винсентом в туалете квартиры, затем с Марселласом на улице, а после с извращенцами в подвале магазина. Кроме прочего, золотые часы придают жизни Бутча определенный смысл. Да, он хочет попивать коктейли где-нибудь на тропическом острове вместо со своей девушкой Фабиен. Но он и так бы получил хорошие деньги за подтасовку боя и сотрудничество с мафией. Но вот как раз от этой связи Бутч хочет избавиться. Золотые часы напоминают ему о прошлых поколениях его семьи – о мужчинах, которые с честью воевали на фронтах Первой и Второй Мировой, об его отце, который с честью погиб в плену, спасая своих подчиненных во Вьетнаме. Позже Бутч вернется на путь чести, когда решит спасти от издевательств Марселласа.
Самурайский меч. В сцене, где Бутч (Брюс Уиллис) вырывается из заключения насильников, он останавливается. Еще недавно он готов был прострелить голову Марселласу, но теперь решает не оставить того на расправу извращенцам. Сначала выбор персонажа Уиллиса падает на вполне обыденный, для хозяйственного магазина, молоток. Затем на бейсбольную пилу – традиционный атрибут в кино под прилавком в американских магазинах. Бензопила оказывается уже менее заурядным предметом, но вот самурайская катана здесь кажется чужой. Мейнард и Зед издевались здесь над людьми, убивали их, что вполне вероятно. Но сегодня здесь оказался необычный человек, который взял в руки такой же незаурядный предмет. Для Бутча же это решение спасти Марселласа, и сам меч – связь с его предками, которые жили и погибали с честью, как японские самураи за столетия до того.
Флаг Конфедерации. Хотя события фильма Криминальное чтиво разворачиваются на улицах Лос-Анджелеса, мы видим конфедеративный флаг – один из печальных символов Гражданской войны в США в 1861-1865 годах. Видим мы этот предмет все в той же лавке Мейнарда. Существует популярная трактовка этого символизма в Криминальном чтиве. Фактически, кода Бутч спасает Марселласа от ужасной участи, он освобождает чернокожего мужчину, над которым решили надругаться двое белых, с южным акцентом и флагом Конфедерации, висящим рядом с национальным. И хотя Зед определяет судьбу первой жертвы считалочкой, определенный символизм и отсылку к расовым проблемам в США здесь найти можно.
Цитаты из Библии, книги пророка Изекиля. Это уже не просто элемент символизма в фильме, а один из самых известных символов самого »Криминального чтива». Отрывок касается, в наибольшей степени, именно развития персонажа Джулса. Раньше фраза не значила для него ничего библейского. Он просто считал ее пафосным дополнением к хладнокровному убийству человека, на которого ему ткнули пальцем. После же случая с избеганием смерти от пуль, герой Джексона начинает искать смысл и применять строки из Библии к себе и своей жизни, а после к ситуациям. В сцене в кафе и диалоге с Гринго (Тим Рот) Джулс рассуждает, кто пастырь — кто слаб, а кто тирания зла.
Место действие – Лос-Анджелес
Примечательно, что на протяжении двух с половиной часов фильма »Криминальное чтиво» Квентина Тарантино, только единожды мы слышим подтверждение, что события разворачиваются в Лос-Анджелесе. Марселлас Уоллес говорит Бутчу, что тот потерял все привилегии в городе и должен сегодня же убраться. Как и в “Бешеных псах”, Квентин Тарантино уделяет больше внимания раскрытию своих персонажей, чем раскрытию локаций. Вне всяких сомнений, Лос-Анджелес полон интересных мест, культовых, но фильм не эксплуатирует их. Мы не увидим в кадре букв HOLLYWOOD или других символов города. Большая часть событий и диалогов происходит внутри помещений, с акцентом на людей и их истории. Более того, из-за множества культурных отсылок, антуража ресторана “Jack Rabbit Slim’s”, кафетерия, можно подумать, что мы попали в середину ХХ века. Но на дворе все же 1990-е и это еще одна невероятная особенность Pulp Fiction. В кадре лето, хотя Джулс и Винс Вега отмечают, что по утрам здесь бывает прохладно без одежды. Большая часть событий происходит днем, но есть и вечерние сцены, опять же, чаще интерьерные, а не на открытых локациях, как того можно было ждать.
Бешеные псы и Криминальное чтиво
Тарантино не случайно поместил в свой новый фильм немало отсылок не только к поп-культуре, своим любимым фильмам прошлого, но и к своему первому успешному проекту »Бешеные псы». Фактически, две истории разворачиваются в одной киновселенной и также в Лос-Анджелесе. Помимо того, что они похожи по повествовательному духу, события разворачиваются в одном городе, в летнее время, в помещениях и на улице, в »Криминальном чтиве» можно обнаружить целый ряд прямых отсылок и намеков на Reservoir dogs.
Самой известной отсылкой к »Бешеным псам» служит один из главных персонажей. Винсент Вега и Вик Вега (Мистер Блондин из »Reservoir dogs») являются не просто однофамильцами, но родными братьями. Квентин Тарантино сам подтвердил этот факт, а также то, что изначально думал пригласить на роль Майкла Мэдсена, в качестве предыстории его прошлых похождений, но тот предпочел участие в другом проекте, о чем потом, явно, имел время пожалеть. А во-вторых, Тарантино несколько лет вынашивал идею снять картину о двух братьях Вега, события которой, по понятным причинам (их обоих убили), предшествовали бы и »Бешеным псам», и »Криминальному чтиву».
Тарантино исполнил не просто камео, а полноценную роль Джимми – человека, который соглашается, на свой страх и риск, выручить Джулса с напарником. Так вот интересно, что в титрах этот персонаж указан просто как Jimmy, но, если задаться целью, можно найти информацию, что фамилия героя Dimmick. Ларри, он же Мистер Белый, Из »Бешеных псов», носил эту же фамилию, что намекает на родственную связь между двумя персонажами.
Появление Стива Бушеми в маленьком камео официанта в заведении “Jack Rabbit Slim’s”, уже является жирной отсылкой к прошлой работе Тарантино. И стоить отметить, что в Reservoir dogs его персонаж, Мистер Розовый, долго рассуждает о работе официанток и вспоминает, что сам работал за минимальную заработную плату.
Тарантино придумал фаст-фуд сеть заведений Big Kahuna Burger, и она не существовала в реальности в Лос-Анджелесе, хотя с приходом популярности к его фильмам, выдуманная марка стала эксплуатироваться разными заведениями. Джулс отмечает, что этот гавайский бургер, который он берет со стола у Брэда, очень вкусный и советует Винсу его попробовать в будущем. Интересно, что торговая марка появилась в первый раз в фильме »Бешеные псы». Персонаж Майкла Мэдсэна, Вик Вега приносит на склад газированный напиток, на стаканчике которого красуется Big Kahuna Burger. В будущем придуманная торговая марка засветиться мельком еще в ‘’Четыре комнаты’’, ‘’От заката до рассвета’’ (в первом фильме и новом сериале), в ‘’Доказательстве смерти’’ и даже в фильме Роберта Родригеса ‘’Приключения Шаркбоя и Лавы’’.
Можно еще раз упомянуть таинственное содержимое дипломата, которым должны завладеть Винс и Джулс, по важному поручению Марселласа. Одна из теорий и Тарантино подтвердил, что изначально он вкладывал такой смысл, говорит, что внутри дипломата находятся бриллианты из ограбления в »Бешеных псах». Отсюда и свечение, и задумчивые взгляды сначала Винса, а после и Ринго, на содержимое.
В одной из удаленных сцен к фильму »Бешеные псы» персонажи Эдди, Мистер Белый и Мистер Розовый упоминают некую медсестру по имени Бонни, и даже в контексте слов “ситуация с Бонни”. В »Криминальном чтиве» это название целого раздела фильма, а медсестра Бонни является женой Джимми и мелькает в кадре, где герои визуализируют ее приход домой в неподходящий момент.
Джулс (Сэмюэль Л. Джексон)
Винсент Вега (Джон Траволта)
Три похода в туалет Винсента
Каждый раз, когда герой Джона Траволты идет проведать уборную комнату, случается что-то непредвиденное для него, для зрителя, и несущее серьезные последствия. Таким образом, важные для сюжета события происходят на контрасте с совершенно обыденным, сведенным до шуток, процессом, как поход в туалет. В двух сценах Винсент Вега выступает второстепенным героев в разворачивающихся событиях и в одной – протагонистом, который должен разрешить сложившуюся ситуацию.
Бутч (Брюс Уиллис)
Персонаж, флэшбек из жизни которого начинает историю Криминального чтива, если выстроить сцены pulp fiction в правильной хронологической последовательности. Мы видим маленького мальчика, к которому приходит незнакомец. Мужчина в военной форме (Кристофер Уокен) служил с отцом Бутча во Вьетнаме. Он передает семейную ценность семейства Кулиджей, которая прошла три войны, и дает ребенку несколько наставлений. В этом конкретном моменте, мальчик молчит, и мы не можем сделать какие-либо выводы о его личности и отношении к смерти отца и всему этому разговору на полу в гостиной. Однако Тарантино оставляет здесь мощный сюжетный якорь, который позже будет раскрываться через отношение Бутча к золотым часам отца и прошлому своей семьи.
Еще более интересно предположить, почему же Бутч Кулдиж рискнул бросить вызов боссу организованной преступности, рискнуть жизнями своей и Фабиан, чтобы заработать на несколько десятков тысяч долларов больше. Ведь сотрудничество с Марселласом могло сулить еще большие дивиденды в будущем. Сюжет Криминального чтива не раскрывает нам природу их отношений и обстоятельства встречи в прошлом. Вместе с этим, Бутч явно не в восторге от того, что ему приходится иметь дело с преступниками, отбросами общества. Что лысый чернокожий босс мафии указывает ему что делать, низводит его боксерскую карьеру и личность в целом, велит засунуть свою гордость куда подальше и продаться, показать себя слабаком на ринге и лишиться чести за пару пачек банкнот.
Когда Бутч (Брюс Уиллис) пересекается с Винсом Вегой (Джон Траволта), в том же баре, после разговора с Марселласом, его ждет еще один акт унижения. Винсент знает, что Бутч боксер и, видимо, тот факт, что его нахождение здесь и разговор с боссом не случайны. Он называет Бутча сначала »Palooka», а затем “Punchy”, оскорбляя его как спортсмена, обзывая боксерской грушей и человеком, фактически, с отбитыми мозгами. Бутч держит себя в узде, но он также видит, с каким расположением Марселлас относится к этому самому неуважительному грубияну, в то время как Бутчу, всего пару минут назад, он предлагал продать свою честь и засунуть гордость в пятую точку. В одном из интервью Квентин Тарантино намекнул, что это именно Бутч поцарапал автомобиль Винсента – правда не совсем ясно, где он его нашел у заведения Уоллеса, если Винс Вега и Джулс приехали на такси. Бутч, в одной из сцен, говорит себе, что именно так он и одолеет всех этих подонков, ведь они его постоянно недооценивают. Он хладнокровно убивает Винсента в туалете, завершая их заочное знакомство.
Содержание фильма «Криминальное чтиво». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
14 октября 1994 года на экраны вышел фильм «Криминальное чтиво».
Криминальная гангстерская сага от режиссера Квентина Тарантино.
Сюжет фильма нелинеен, как и почти во всех остальных работах Тарантино. Сочетание жестокого насилия и оригинальные диалоги, необычная хронология повествования делают этот фильм очень зрелищным. Картина состоит из трех новелл. В кафе сидит парочка, которая болтает о том, о сем, чтобы через какое-то время вскочить из за стола с криком «Никому не двигаться! Это ограбление!». Несколько ранее киллеры Винсент и Джулс, состоящие на службе мафиозного босса Уоллеса, устраивают разборку с молодыми парнями, которые решили работать сами на себя. С ними же будет связана история боксера Бутча Кулиджа, нанятого Уоллесом, чтобы сдать бой, но обманувшим его.
Фильм постоянно находится в первой десятке списка 250 лучших фильмов на сайте IMDb. Обладатель премии «Оскар», «BAFTA» и «Золотой глобус» в категории «Лучший оригинальный сценарий», «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля 1994 года и ещё более сорока кинематографических наград. Картина также имела большой успех у публики и считается важной вехой в истории кинематографа, давшей ощутимый толчок развитию независимого американского кино. В 2013 году внесён в Национальный реестр фильмов Соединённых Штатов Америки как имеющий культурное, историческое и эстетическое значение.
Сюжет фильма «Криминальное чтиво»
Вслед за предыдущим фильмом Тарантино «Бешеные псы», части сюжета «Криминального чтива» были разделены, перемешаны и показаны в «неправильном» порядке; техника, до этого использовавшаяся режиссёрами французской «Новой волны», в частности Жан-Люком Годаром и Франсуа Трюффо, а также Стэнли Кубриком в «Убийстве».
Всего в сценарии можно насчитать шесть частей, при этом авторские названия имеют три из них: «Винсент Вега и жена Марселласа Уоллеса» (Vincent Vega and Marsellus Wallace’s Wife), «Золотые часы» (The Gold Watch) и «Ситуация с Бонни» (The Bonnie Situation).
Первая и последняя части (Ограбление) пересекаются во времени и происходят в одном и том же месте. Две хронологически последовательные части («Винсент Вега и жена Марселласа Уоллеса» и «Золотые часы») показаны также одна за другой.
Винсент и Джулс
Винсент Вега (Джон Траволта) и Джулс Уиннфилд (Сэмюэл Л. Джексон), бандиты на службе у Марселласа Уоллеса (Винг Рэймс), должны забрать принадлежащий их боссу чемодан у Бретта и его компаньонов, предположительно вследствие нарушения последними договорённости. По дороге они обсуждают данное Уоллесом Винсенту поручение «вывести в свет» вечером того же дня Мию Уоллес (Ума Турман), жену босса. Винсент рассказывает о своей недавней поездке в Европу. Идёт известный диалог о «Quarter Pounder» («Четвертьфунтовый»), сэндвиче из McDonald’s, который в Европе из-за метрической системы называют «Royal with Cheese» («Королевский с сыром»). Добравшись до квартиры, после непродолжительного диалога и цитирования искажённого отрывка (Иез. 25:17) из проповедей пророка Иезекииля, Джулс и Винсент убивают Бретта и одного из его компаньонов.
В эпизоде упоминается вымышленная сеть гавайских ресторанов быстрого питания Big Kahuna Burger, встречающаяся в целом ряде фильмов Тарантино.
«Ситуация с Бонни»
Неожиданно из-за закрытой двери выскакивает ещё один компаньон Бретта и практически в упор разряжает свой револьвер в Джулса и Винсента; но ни одна из шести пуль не достигает цели. Бандиты убивают неудачливого стрелка, затем вместе с Марвином (одним из приятелей Бретта, который остался жив), забрав чемодан Уоллеса, покидают место преступления.
Ограбление
(На этом месте начинается фильм) Пара мелких грабителей, Ринго (Тим Рот) и Иоланда (Аманда Пламмер) за чашкой кофе размышляют о разнообразных превратностях своего дела, заканчивая обсуждением возможности ограбить посетителей и кассу забегаловки, в которой они находятся. Решившись, они выхватывают пистолеты. (В фильме на этом месте начинаются вступительные титры, и действие покидает данную забегаловку до самого конца фильма)
«Винсент Вега и жена Марселласа Уоллеса»
Джулс и Винсент возвращаются к Уоллесу. Перед тем, как принять Винсента, Уоллес обсуждает с боксёром Бутчем (Брюс Уиллис) детали предстоящего договорного боя, который Бутч должен будет проиграть, и передаёт ему деньги. Между Винсентом и Бутчем происходит стычка.
В ужасе от возможных последствий Винсент отвозит Мию к Лэнсу, где пытается возвратить бездыханную девушку к жизни с помощью прямой инъекции адреналина в сердце. Мия приходит в себя, после чего Винсент отвозит её домой. Договорившись, что Марселлас ничего не узнаёт об этой ситуации, они расстаются.
«Золотые часы»
Очнувшись, Бутч обнаруживает себя поставленным перед необходимостью участвовать в договорном матче, за проигрыш в котором ему заплатил Марселас Уоллес. Однако Бутч нарушает договорённость, поставив через доверенного букмекера полученные от Уоллеса деньги на себя, нокаутирует соперника (впоследствии выясняется, что насмерть; сам бой не показан) и сбегает на такси.
Возвратившись в мотель, не захватив с собой никаких вещей, Бутч и Фабиан спешно уезжают на чоппере Зеда.
кадры из фильма «Криминальное чтиво»