Криптохвост в маркировке что это
Криптохвост в ИС Маркировка: актуальные новости
Регулятор закона в последнее время уделяет большое внимание маркировке фармацевтической продукции. Внедрение криптохвоста направлено на достижение прозрачности движения ЛП и надлежащего учета медпрепаратов, а также на усиление надзора в сфере оборота фармацевтической продукции. Нанесение криптографического кода по мнению законодателя позволит избежать появления фальсификата.
В прошлом криптохвост в ИС Маркировка содержал 92 символа. Однако в ходе тестовых операций возникли значительные проблемы при считывании кодовой информации, что в итоге привело к сокращению символов. Минпромторг принял вердикт оставить 44 символа. При этом производители рассчитывали на то, что криптокод будет содержать всего 32 символа. По мнению экспертов 44 символа – идеальный размер, так как удастся разместить 85 знаков, достаточное количество информации для идентификации товара.
Что такое криптохвост в маркировке фармпродукции?
Весной 2019 года регулятор закона утвердил иную модель функционирования программы маркировки фармацевтической продукции. Был утвержден криптохвост. Он представляет собой криптографический код, который наносят на упаковку ЛП. По сути, это централизация генерации кода по российским стандартам. Ранее сами производители генерировали код, однако нельзя было быть уверенным в том, что он действительно уникальный и неповторяемый, что не давало полной защиты от контрафакта.
Формирование криптохвоста с использованием российских криптографических технологий по мнению законодателя обеспечит легальный оборот и поможет защитить продукцию от злоумышленников. Шифрование кода при помощи единой системы позволит защитить интересы добросовестных производителей. Отличительной особенностью новой модели маркировки с использованием криптографического кода позволит надлежащим образом защитить зашифрованные данные. Подпольные производители, действующие на фармрынке, не смогут их подделать, благодаря чему движение фармпродукции будет более прозрачным.
В настоящий момент гарантией подлинности фармацевтической продукции является наличие зарегистрированного кода SGTIN. Зашифрованная информация генерируется производственными холдингами случайным образом. Однако это не позволяет гарантировать надежную защиту от подделки.
Когда был введен крипто хвост?
В марте 2019 года были внесены корректировки в правовую документацию, которая затрагивает основные положения системы мониторинга движения ЛП. Именно в этот период было утверждено, что зашифрованная информация будет состоять из 44 символов, а не из 92, при этом общий размер будет составлять 85 знаков. Благодаря этому производители смогут использовать размер модуля 32х32.
Цель внедрения криптохвоста в систему маркировки лекарственных средств
По мнению регулятора закона зашифрованные данные, криптокод в маркировке, достаточно сложно будет скорректировать, предсказать и уж тем более подделать. Единственное, что беспокоит производителя, это то, что зашифрованные данные будут платными. Это как следствие отразится на стоимости лекарственных препаратов и приведет к уменьшению прибыли. Однако законодатель считает, что внедрение криптозащиты не приведет к большому удорожанию фармацевтической продукции.
Результаты тестирования внедрения криптокода
В отдельных случаях погрешность достигала 20-30%. В связи с чем видно, что увеличение длины криптокода приводит к большому браку. Наиболее оптимальным размером по мнению компаний, которые провели тестирование, является код в 24 символа с количеством знаков не более 64. В данном случае погрешность была незначительной.
Увеличение размера криптохвоста имеет и другие сложности. Например, если упаковка фармацевтической продукции была высотой 12 мм, необходимо будет увеличить ее до 20 мм, что ведет к значительным издержкам. По некоторым независимым оценкам, рост стоимости затрат, в том числе и на обновление укладочного оборудования, может составить более 25%.
При этом многим производственным концернам, которые используют криптокод в сфере фарма, до конца не ясно, как печатать зашифрованную информацию, чтобы не потерять качество. Ведь необходимо добиться того, чтобы закодированную информацию можно было с легкостью отсканировать в любой аптеке в течение последующих 3-5 лет.
Новости в сфере внедрения криптохвоста в системе ИС Маркировка
По мнению экспертов в программное обеспечение, разработанное и используемое в пилотном проекте, придется вносить соответствующие корректировки. При этом следует отметить, что, стремясь снизить процент брака при печати, производственное объединение в сфере фармацевтики вряд ли будет увеличивать количество символов за счет включения серии и срока годности препарата.
Последствия централизации и генерации кода в фармасфере
Представители фармацевтических объединений считают, что все эти правовые преобразования в сфере внедрения криптографического кода приведут к значительным издержкам. Все это как следствие может вылиться в удвоение брака на финальной стадии производства. В настоящий момент до конца не проработана нормативно-правовая база, отсутствуют ясные и понятные правила для субъектов фармрынка, в частности, касающиеся правовой ответственности. Регулятор закона говорит о том, что в ближайшее время будут утверждены соответствующие положения, благодаря которым производители получат общую картину того, как им действовать.
Непроработанная программа может привести не только к убыткам для фармкомпаний. Это как следствие может привести к тому, что граждане останутся без лекарств. Потому что код где-то непросканировался из-за плохого качества печати и других технических причин. Все это может иметь большие негативные последствия и представлять серьезную угрозу для населения. Возможно в законодательную базу необходимо еще вносить корректировки.
Из всего этого можно сделать один важный вывод, что централизация и генерация кода необходима, однако она должна быть выполнена с учетом разумных предложений фармпроизводителей и экспертов.
Что такое крипто хвост в коде маркировки?
Глобальная маркировка отдельных видов товаров началась еще в 2016 году, тогда ее начали наносить на шубы. К 2024 году предполагается, что процесс коснется большинства потребительской продукции. Это означает, что все производители товаров, отнесенных к категории нуждающихся в маркировке, должны буду приобрести оборудование, которое может печатать сгенерированные оператором коды и считывать их. Частью такого маркировочного кода является крипто хвост.
Обязательная маркировка товаров — что это, для чего нужна
Если товар относится к категории, для которой закон требует обязательного нанесения маркировки, производитель должен прикрепить марку с уникальным идентификационным кодом или наклеить ее на этикетку. Назначение такого кода — отслеживание всего пути товара — от производства, ввоза в страну, продажи. С помощью цифрового кода можно проверить тот путь, который уже проделал товар или узнать на какой стадии реализации он находится в данный момент.
Первоначально марку должны проставить на заводе-изготовителе или этим занимается импортер до того, как ввезти товар в страну. В дальнейшем код будет считываться другими участниками цепочки, данные об этом будут отправляться в единую систему.
Требования об обязательной маркировке распространяется на 9 категорий товаров. Начался процесс еще два года назад, в 2021 маркировку должны начать наносить на молочную продукцию, домашнего текстиль и одежду, велосипеды.
Код маркировки — из чего состоит
Ключ проверки + Код проверки = Крипто хвост
Маркировка представляет собой двухмерный код Data Matrix. Наносить сформированный оператором код необходимо на дополнительный ярлык или сам товар. Четких правил нет. Причем марка потребуется для каждой единицы. Если выпущено 2000 пар одинаковых кроссовок, наклеить кодированную информацию нужно будет на каждую единицу. Получение идентификационного кода — услуга платная (около 60 копеек за одну штуку). Исключение составляют лекарственные препараты.
Сам код внешне схож с QR и состоит из двух частей (четкого наглядного разделения не имеют):
Сканирование кодовой информации позволяет узнать когда и где произведена единица продукции, срок годности, этапы передачи между промежуточными собственниками, дата окончательной реализации.
Наличие кода на товаре должно защитить покупателей от приобретения некачественных (поддельных) вещей, обуви, лекарств, продуктов питания. Товар, на который не нанесен подобный код считается контрафактным.
Крипто хвост
Вторая часть маркировочного кода — крипто хвост. Благодаря хвосту по симметричному ключу можно проверить подлинность серийного номера товара. Он есть только в конкретном штрих-коде, в систему он не заносится и там не хранится. Это делается с целью обезопасить полные данные от взломов и подделок штрих-кодов.
Фактически, крипто хвост представляет собой электронную подпись. Все серийные номера сводятся в единую базу, по которой можно проверить подлинность информации. Проверка всегда проводится в режиме онлайн, при падении интернета она становится недоступной. Как результат — блокировка работы складов и магазинов. Именно крипто хвост и решает эту проблему.
Другое название крипто хвоста — код проверки. Вводился он для того, чтобы централизовать процессы генерации. Если бы этим занимался сам производитель, никакой гарантии уникальности и неповторяемости данных быть не могло.
Ответственность за отсутствие маркировки
Отсутствие обязательной маркировки, в состав которой входит и крипто хвост, означает, что обязанное лицо пытается вывести на рынок контрафактную продукцию. За такие действия предусмотрено наложение штрафа и конфискация товаров. Самые высокие штрафы предусмотрены за продажу продукции без нанесенной марки.
Крипто хвост — вторая часть идентификационного кода марки. Он не заносится в единую систему и не хранится в ней. Позволяет проверить уникальность серийного номера.
FAQ: 10 главных вопросов о маркировке ЦРПТ
В июле 2018 года Минпромторг РФ подготовил проект постановления Правительства «О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов молочной продукции на территории Российской Федерации» и опубликовал его для публичного обсуждения.
Планировалось, что эксперимент по маркировке отдельных видов молочной продукции начнется с 1 сентября 2018 года и будет проходить до 31 декабря 219 года. Пока сроки начала перенесены, отрасль ожидает постановления правительства в ближайшее время.
Пилотный проект будет проводиться в национальной системе маркировки и прослеживаемости Честный ЗНАК, оператором которой является Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
В отличии от 10 групп товаров, которые в соответствии с поручением Правительства от 28 апреля 2018 года подлежат обязательной маркировке, инициатором добровольного пилота по маркировке готовой молочной продукции стал бизнес. Проект поддержали крупные переработчики российского рынка — Danone, Московский завод плавленых сыров «Карат» и «Галактика».
В качестве целей эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов молочной продукции провозглашены, в частности: апробация полноты и достаточности маркировки для противодействия незаконному ввозу, производству и обороту отдельных видов молочной продукции, в том числе контрафактных, а также повышение собираемости таможенных и налоговых платежей, определение технических возможностей интеграции информационной системы, необходимой для проведения эксперимента, с Федеральной государственной информационной системой в области ветеринарии «Меркурий».
Пилот позволит отработать техническое решение маркировки молочных продуктов цифровым двухмерным кодом с криптозащитой, оценить его влияние на текущие бизнес-процессы и оптимизировать затраты на внедрение проекта для отрасли.
Milknews задал оператору 10 главных вопросов, которые волнуют молочную отрасль, и приводит для вас ответы оператора по самым важным темам.
1. Какая именно молочная продукция будет маркироваться криптозащитным кодом в рамках эксперимента?
На сегодня в эксперимент по маркировке молочной продукции включены следующие виды товаров: пастеризованное, ультрапастеризованное, стерилизованное, ультравысокотемпературнообработанное молоко или пастеризованные, ультрапастеризованные, стерилизованные, ультравысокотемпературнообработанные молочные продукты, изготовленные промышленным способом и упакованные в потребительскую тару. Окончательный перечень товаров будет зафиксирован в постановлении Правительства о проведении эксперимента.
2. Планируется ли интеграция системы маркировки с системой «Меркурий»? Требует ли интеграция дополнительных ресурсов молокоперерабатывающих предприятий? Поможет ли это справиться с фальсификатом?
Предполагается, что национальная система маркировки и прослеживаемости Честный ЗНАК будет сопряжена с системой электронной ветеринарной сертификации «Меркурий». «Меркурий» будет прослеживать молоко от коровы до завода, а Честный ЗНАК— от завода, когда молоко окажется в упаковке, до покупателя. Интеграция двух систем не потребует дополнительных ресурсов от предприятий. ЦРПТ проводит консультационные работы с представителями Россельхознадзора, отвечающие за техническое сопровождение системы «Меркурий», для поиска наиболее комфортного для всех участников решения.
3. Коды каких форматов можно использовать для маркировки? Как и где будут генерироваться коды? Какая информация должна содержаться в кодах, наносимых на продукцию?
Принятая Правительством РФ модель функционирования национальной системы маркировки и прослеживаемости Честный ЗНАК подразумевает для всех видов товаров маркировку каждой единицы товара путем присвоения уникальных цифровых кодов, защищенных криптографией.
Код маркировки состоит из 2 частей: код идентификации, который определяет позицию товара в системе и едином каталоге товаров, и код проверки (криптохвост), который генерирует оператор системы. В системе Честный ЗНАК будут отражены ряд атрибутов продукции как, например, номер производственной партии, место производства товара. Относительно молочной продукции важно отдельно обсуждать с отраслью возможность включения в код маркировки данных о сроке годности продукции. Решение о наличии дополнительной информации будет учтено в методических рекомендациях к эксперименту.
Криптография подразумевает создание кода ЦЕНТРАЛИЗОВАННО единым доверенным участником оборота — оператором системы. Только такой подход к работе, по словам оператора, позволяет достигнуть некорректируемости информации в системе и полноты отчетности по выпуску и выбытию кодов. Для возможности заказать криптозащищенные коды производителю необходимо иметь специальное оборудование в виде черного ящика- регистратор эмиссии. Его ЦРПТ предоставляет всем производителям за свой счет.
В совокупности с реализованным в России методом контроля за продажей товаров с применением онлайн-касс, осуществляющих передачу данных в режиме реального времени, применение криптографической защиты кодов маркировки позволит создать уникальный и наиболее эффективный механизм противодействия незаконному обороту промышленной продукции.
Окончательное понимание всех технических деталей по нанесению кодов и по их информационному наполнению возможно только в ходе проведения научно-исследовательских работ и тестирования на производственных площадках игроков отрасли. Адаптация системы под конкретную торговую группу с учетом ее специфики производства и с целью поиска наиболее эффективного для бизнес-процессов решения является ключевой задачей пилотного проекта.
4. Как будут маркироваться очень маленькие продукты?
На сегодняшний день размер кода маркировки планируется около 10 мм, что позволяет маркировать практически все форм-факторы готовой и упакованной молочной продукции. Решения для форм-факторов конкретных видов товаров будут вырабатываться вместе с бизнесом в ходе эксперимента.
5. Какое оборудование для этого может потребоваться? Какие первоначальные инвестиции производителей?
Для внедрения системы маркировки производителям необходимо иметь:
∙ Оборудование и ПО для сериализации и агрегации (если ранее не приобреталось)
∙ Подключение к оператору электронного документооборота (если в ЭДО ранее не работали)
В случае отсутствия необходимого принтера и ПО, производителям будет необходимо закупить оборудование.
Регистратор эмиссии предоставляет оператор за свой счет. Услуги оператора по предоставлению кодов маркировки на этапе добровольного эксперимента бесплатные.
6. Способна ли система маркировки работать на большой скорости и с большими объемами данных, как будет осуществляться непрерывная работа в случае возможных сбоев или неполадок?
Для цифровой маркировки используются технологии, максимально адаптированные под высокоскоростные линии и не требующие капитального переоборудования фабрик для работы системы.
На случай перебоев с интернетом сам регистратор эмиссии способен зарезервировать и хранить до 200 миллионов кодов маркировки. Участники оборота могут самостоятельно планировать наполнение регистратора эмиссии кодами маркировки.
7. Какие цели преследует система маркировки, какие выгоды получит потребитель, производитель, ритейл и государство?
Национальная система маркировки Честный ЗНАК позволяет эффективно бороться с контрафактом и контрабандой̆, защищает легальный бизнес, бренд добросовестного производителя, жизнь и здоровье потребителей̆, позволяет государству повысить прозрачность рынков и собираемость налогов. Честный ЗНАК помогает гарантировать подлинность и заявленное качество продукции.
Выгоды для производителя:
✓ Легальный производитель увеличит долю рынка и объемы выручки благодаря снижению размера теневого сектора. В результате, бизнес сможет снизить себестоимость, а розничная цена продукции в среднем сократится на 5-10% от первоначальной стоимости товара.
✓ Система позволяет работать по принципам Just in Time. Бизнес, получая в режиме онлайн из системы маркировки данные о движении продукции, сможет оптимально планировать производство, снижать запасы и повышать оборачиваемость продукции. Это приведет к снижению себестоимости и позволит уменьшить цену на товар для конечного потребителя на 1-2%.
✓ Система предоставляет аналитику, которая позволит стимулировать розничные продажи на основе информации об объемах и динамике реализуемой продукции в различных точках по всей стране.
✓ В логистике создается экономия на операционных затратах, связанных с процессом обработки грузов. Она составит минимум 20%, а сокращение затрат, связанных с ошибками персонала при сборке заказов клиента или подготовкой сопроводительной документации — до 90-95%.
✓ Контроль ФАС уровней потенциальной монополизации и манипулирования ценами в конкретном регионе/отрасли также будет способствовать снижению цен на товары.
✓ Система прослеживаемости позволит отследить изменение цены товара на всех этапах его жизненного цикла, выявить звенья товарной цепи, в которых возникают высокие наценки, и информировать контрольно-надзорные органы для принятия мер.
✓ Система позволит снизить административную и регуляторную нагрузку на предприятия благодаря способности хранить всю необходимую информацию о товародвижении для предоставления в контролирующие органы.
Выгоды для государства:
✓ Повышение прозрачности рынков: государство получает реальный инструмент для повышения собираемости налогов и борьбы с коррупцией на всех уровнях.
✓ Интеграция с «единым кассовым чеком» автоматизированных систем контроля ФНС, таможенными базами данных, позволит государственным органам анализировать большинство товарных сделок в режиме реального времени.
✓ Внедрение системы позволит достичь существенного роста производительности труда благодаря цифровизации и автоматизации основных операционных процессов.
✓ Общественный контроль (возможность каждому покупателю проверять подлинность товара через приложение): государство получит мощный инструмент повышения вовлеченности общества в процесс контроля качества продукции.
✓ В части внедрения маркировки для молочной продукции: выявление фальсифицированных товаров; звеньев товарной цепи с неоправданно завышенной наценкой для принятия надзорных мер, просроченной продукции.
Выгода для потребителей:
✓ Покупатель получает уверенность в приобретении легального и качественного товара.
✓ Покупатель получает инструмент общественного контроля.
✓ Защита здоровья и жизни покупателя.
8. Какие изменения в законодательстве планируются в связи с внедрением системы маркировки? Если будет внедрена обязательная система, то возникнет ли обязательное требование к торговым сетям и всем участникам товаропроводящей цепи принимать молочную продукцию только с кодами маркировки? Какие штрафы грозят за отсутствие маркировки?
На текущий момент эксперимент по маркировке молока проходит на добровольной основе. На этапе эксперимента штрафы не предусмотрены. В случае принятия правительством РФ решения о внесении молочной продукции в список товаров, обязательных к маркировке, в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 N 487-ФЗ (ред. от 03.07.2018) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, в результате которых нарушаются требования об обязательной маркировке средствами идентификации, на территории Российской Федерации не будет допускаться. Соответственно, за нарушение правил могут применяться штрафные санкции. Пока говорить об их размере преждевременно.
9. Каким образом будет осуществляться защита передаваемых и получаемых данных? И кто должен отвечать за это?
Оператор национальной системы маркировки Честный ЗНАК — ЦРПТ — аттестован и лицензирован профильными службами РФ на все виды деятельности, связанные с защитой информации по российским стандартам. Данные по сериализации защищены на всей длине их жизненного цикла по классу защиты КС-3.
10. Что подразумевается под «уведомительным» характером системы маркировки?
Уведомительный режим системы маркировки позволяет не останавливать товаропроводящую цепь в случае обнаружения нарушения статуса маркировки продукции. Факт обнаружения товара, информация о котором не отражена в системе маркировки, тем не менее, будет передан в отраслевой контролирующий орган и может служить основанием последующего разбирательства с нарушением.
Маркировка сигарет. Хотели как лучше, а получилось как всегда
Этот лозунг лучше всего подходит для внедряемого в России проекта маркировки.
Сразу договоримся, что я не буду писать о банальных вещах, о которых рассказывают на всякого рода конференциях, официально проводимых ЦРПТ, производителями ККМ или операторами ЭДО. Об этом вы и сами можете посмотреть на сайте Честный знак.
На всех форумах говорят одну и туже мантру: «Внедрение маркировки проходит легко и сама маркировка защитит покупателя от контрафакта».
Но это, мягко говоря, неправда.
Я расскажу о том, о чем вам никогда не расскажут на официальных мероприятиях. О проблемах, возникающих при внедрении маркировки.
Введение
Я работаю руководителем отдела ИТ и отвечаю за внедрение маркировки в учетных системах 1С в группе табачных компаний (от производителя до розничной торговли).
Сегодня я хочу поделиться опытом моей команды и особенностями внедрения маркировки сигарет.
Всё, что я буду писать ниже, относится только к табачной продукции. Опыта для обувной продукции у меня нет, но, возможно, там аналогичные проблемы.
Для дальнейшего понимания вас нужно погрузить в некоторую техническую часть
Маркированными являются те сигареты, на потребительской упаковке которой нанесен код в соответствии с требованиями оператора(эмитента) кодов маркировки.
Надо помнить, что в течение переходного периода для производителей (2018-07.2019) состав маркировки менялся. Производители сигарет совместно с оператором ЦРПТ пытались найти приемлемые решения. Выявляли ошибки работы оборудования, как при нанесении маркировки, так и при их регистрации в самом ЦРПТ. В это время производилась наладка оборудования, выявлялись ошибки в программных средствах производителя при бесконечно меняющихся правилах от ЦРПТ. Исправлялись ошибки в работе СУЗ от ЦРПТ, которых тоже было много.
Давайте быстро разберем строение кода маркировки сигарет, действующего сегодня.
Для кодирования серийного номера сигарет, МРЦ используется 80 символов:
Алгоритм кодирования-декодирования МРЦ основан на переводе МРЦ в копейках в 80-чную систему счисления, используя следующий алфавит:
Результирующая строка изначально пустая
Результирующее значение изначально равно 0.
1. Берём первый символ МРЦ: “A”
2. Индекс символа “A”: 0
3. Возводим 80 в степень 3 (позиция текущего символа, считая от конца строки из 4 символов) и умножаем на 0, получаем 0
4. Прибавляем 0 к результирующему значению строке: 0
5. Берём второй символ МРЦ: “C”
6. Индекс символа “C”: 2
7. Возводим 80 в степень 2 и умножаем на 2, получаем 12800
8. Прибавляем 12800 к результирующей строке: 12800
9. Берём третий символ МРЦ: “W”
10. Индекс символа “W”: 22
11. Возводим 80 в степень 1 и умножаем на 22, получаем 1760
12. Прибавляем 1760 к результирующему значению: 14560
13. Берём четвёртый символ МРЦ: “.”
14. Индекс символа “.”: 70
15. Возводим 80 в степень 0 и умножаем на 70, получаем 70
16. Прибавляем 70 к результирующему значению: 14630
17. Итоговое значение МРЦ = 14360к или 146р30к
Поскольку на практике МРЦ(максимальная розничная цена) округляется до рублей и имеет диапазон от 60 до 500 рублей, можно сделать вывод: МРЦ в 80-ричной кодировке всегда начинается с «A», а заканчивается на один из четырех символов «A»,«U»,«o,»8″. Можно использовать это для проверки валидности МРЦ в коде маркировки пачки.
Рассмотрим маркировку на примере Сигарет с фильтром «T&W» ОРИДЖИНАЛ КОМПАКТ МРЦ 106″
Вот как выглядит маркировка на пачках и блоках:
Извините, я не нашел блок с МРЦ 106, для фото брал 115.
04610030141527 00000Hd AB0o OnE1
Строка длиной 29 символов, содержит:
(01)04610030141534 (21)00000!& (8005)106000 (93)yikZ
Строка длиной не менее 41 символов и содержит код в формате GS1. Скобочки добавлены для наглядности. Содержит символы GS1
(01)14610030141524 (21)0011986 (8005)106000 (37)50
Строка длиной не менее 25 символов. Содержит обязательные коды 01 и 21 в формате GS1. Каждый производитель сам определяет состав кода маркировки для транспортной упаковки. Не имеет криптохвоста. Может быть нанесен как GS-1 DataMatrix код.
Часто производители дублируют GS-1 (CODE-128) и GS-1 DataMatrix, вот пример:
Другие производителя иногда не указывают МРЦ, а некоторые добавляют элемент 240 для указания внутреннего кода номенклатуры производителя.
Разберем наш пример кода маркировки транспортной упаковки «короб»:
Строка длиной 20 символов. Содержит префикс 00 и обязательный логистический код паллеты (контейнера) SSCC.
На все упаковокb, кроме пачек, наносится как машиночитаемый код, так и его человекочитаемый эквивалент. Это позволяет набрать код маркировки вручную, если по какой-то причине код не сканируется сканером.
Агрегации и дезагрегации.
В маркировке от ЦРПТ заложены такие возможности как агрегация и дезагригация упаковок.
До недавнего времени агрегация производилась только на заводе изготовителе. С завода информация передается в ЦРПТ. Не только о нанесенных кодах маркировки, но и об ее агрегации. JSON файл, передаваемый с завода в СУЗ ЦРПТ, содержит структуру, в которой нельзя отправить данные о маркировке без данных о заводской агрегации. На заводе, агрегация блоков/коробов/паллет производится при повторном сканировании маркировки с каждого вложенного элемента и кодов упаковки. Этим обеспечивается проверка читаемости кода и гарантия соответствия кодов, входящих в состав упаковки, коду самой упаковки.
Поэтому старайтесь сохранять заводскую упаковку до последнего момента. Вскрыв заводскую коробку, уже нельзя гарантировать, что все блоки относятся именно к этому коробу. Привет всем торговым сетям, которые проверяют вложенные блоки и вскрывают короба для этого 😉
Недавно функция агрегации сигарет появилась в API для торговых организаций. Видим большую перспективу здесь для отгрузки паллетами с логистических складов.
Дезагрегация производится автоматически, как только вложенная в упаковку единица была использована в документах выбытия или смены собственника. Другими словами, если продать пачку сигарет, то блок, в котором она находилась, автоматически дезагрегируется на пачки, а короб, в котором находился этот блок, дезагрегируется на блоки и т.д. Использовать в дальнейшем дезагрегированные коды блока, короба, паллет будет невозможно. Это, кстати, «ахиллесова пята» маркировки сигарет, создающая наибольшие проблемы в обороте сигарет. Но об этом ниже.
Теперь разберем проблемы, с которыми мы столкнулись при внедрении прослеживаемости движения сигарет
Криптохвост на сигаретах никому не нужен и нигде не проверяется
«… фабрика наносит код, который генерирует единая система, а защищает его криптография, поэтому подделать или скопировать его невозможно… То есть система замкнутая и ни у кого нет возможности на каком-либо этапе добавить в партию нелегальный товар».
Вот только он забыл добавить, что на всех участках криптохвосты обрезаются, и никуда не передаются, и нигде не запоминаются. Криптохвост существует только на упаковке и в недрах баз данных органов власти (я на это искренне надеюсь). Доказать задним числом, что ты продал подделку или оригинал невозможно, если ты ранее приобретал аналогичную продукцию.
Нет, наверное, можно проверить криптохвост, пока сохранена сама упаковка у покупателя, но при продаже, узнать та ли конкретная упаковка продавалась или другая с подменным криптохвостом невозможно. Злоумышленнику все, что нужно, это попасть на существующий в природе серийный номер (благо он нумеруется по порядку у всех, кроме у ФилипМорис)
Обратите внимание на последние четыре символа — это для теста подмененный «криптохвост».
Когда мы эту картинку показали ЦРПТ, они признались, что у них нет технической возможности проверять криптохвосты. Более того, у них нет информации о том, по какому алгоритму генерируются криптохвосты. И, что они сделали после нашего обращения? Они обновили приложение «честный знак» и теперь обрезают криптохвосты и не показывают его на экране. Наверное, чтобы никто не мог тыкать их носом. Но мы-то снимок экрана сохранили 🙂
К чему приводит отказ от проверки криптохвостов ЦРПТ?
Первая и самая главная проблема, это возможность выводить из оборота сигарет продукцию, которая вам не принадлежит. Вы можете даже не иметь под рукой настоящую пачку сигарет. Для вывода из оборота сигарет вам нужны только ЕАН13 и серийный номер, который у большинства производителей идет по порядку в 80-ричном исчислении (см. выше).
В частности, в ККМ и оператору ЭДО через УПД передается только первые 21 символ кода маркировки с пачек или 25 символов с блоков сигарет. И даже если вы каким-то чудом отправите более длинную строку, в ЦРПТ поступят исключительно первые 21/25 символов на выбытие сигарет или смены собственника.
Вы можете самостоятельно провести эксперимент: сосканируйте код с пачки сигарет в notepad, замените криптохвост (последние 4 символа) на любые другие 4 символа и из полученного результата обратно сгенерируйте DataMatrix. Программа для проверки подлинности продукции «честный знак» покажет, что этот код подлинный.
Другими словами, никто в цепочке от предпринимателя до оператора ЦРПТ, не проверяет соответствие серийного номера пачки сигарет его криптохвосту. Я даже больше скажу, ЦРПТ не проверяет даже соответствие серийного номера к указанному МРЦ в коде. Программа честный знак показывает размер МРЦ, динамически рассчитывая его из кода, ограничивая верхнюю и нижнюю планку, после которой МРЦ просто не выводится.
Вы можете сказать: «Ну и что, ну не проверяет криптохвост, нам же лучше». А вот и не лучше! Сейчас объясню почему в следующем пункте с проблемами.
Бесконтрольная дезагрегация транспортных упаковок
Впервые мы столкнулись с этой проблемой, когда ЦРПТ стал отказывать в отражении смены собственников по некоторым нашим ЭУПД. Это было еще в 2019 году, когда использовать ЭДО обязаны были только производители и первые покупатели.
Причина отказа — дезагрегация транспортной упаковки (короба).
На каждый такой случай ЦРПТ писал: «короб дезагрегирован, потому что из короба была продана одна пачка или блок».
ЦРПТ обвинял всех, кроме себя. Мы тоже полагали, что это внутренний пересорт. Но однажды подвернулся случай. В день, когда мы узнали об очередной такой дезагрегации, дезагрегированный короб еще не покинул наш склад. Конечно, мы его тут же вскрыли и увидели, что пачка, которая по данным ЦРПТ была выведена из оборота через розницу, лежит целая и нетронутая в коробке.
Посмотрели в личном кабинете, кто и когда продал эту пачку. Договорились с розничным продавцом и получили все его logи из POS систем по нашим сигаретам.
Увидели, что была продажа пачки сигарет с совпадающим серийным номером, но с совершенно кривым МРЦ и другим киптохвостом. Связались с производителем POS, а он пояснил, что у этих продавцов 2D сканеры воткнуты «в разрыв клавиатуры» и на результат их сканирования влияют: текущий вид OS (там был линукс), кодировка раскладки клавиатуры, CapsLock и SHIFT.
Если ЦРПТ находил похожий серийный номер сигарет и вне зависимости от того, кто собственник, он проводил выбытие этой пачки/блока, попутно дезагрегировав все вышестоящие упаковки.
Когда стал доступен TrueAPI мы провели инвентаризацию на складах, и обнаружили еще не проданных от производителя, но уже дезагрегированных 63 короба на одном центральном складе и 23 короба на другом центральном складе.
И, отгружая через неделю из проверенных остатков, мы вдруг обнаруживаем, что появились еще несколько дезагрегированных коробов по той же причине.
При просмотре состава дезагрегированного блока видно, что одна пачка продана неким индивидуальным предпринимателем, несмотря на то что все остальные пачки этого блока еще не проданы от производителя ООО «УСМ»
По этому поводу мы написали в ЦРПТ официальную заявку. Более того, мы поднимали этот вопрос на собрании совместно с другими производителями и министром промышленности. Заявленная проблема была занесена в протокол собрания, но так и не была решена до сих пор. Любой участник оборота может продать ваши сигареты, просто случайно попав на ваш серийный номер.
Последнее заявление, которое мы получили от ЦРПТ примерно такое:
мы разработали систему маркировки для гос.органов, в которой у нас самих нет технической возможности проверять валидность эмитируемых нами кодов маркировки. Мы опознаем сигареты и отражаем их движение ориентируясь исключительно на серийные номера.
Трудно представить, как такая маркировка будет применяться на лекарствах.
И даже, если мы будем проверять статусы маркировки перед каждой отгрузкой, а мы это уже делаем, нет гарантии того, что пока машина едет до покупателя, все короба останутся недезагрегированными на момент приемки.
Я уже молчу о том, что при продаже в рознице у вас будут пачки, которые по данным ЦРПТ уже выведены из оборота кем-то другим.
Напоминаю, что ЦРПТ говорит:
это не наши проблемы и ничего пока исправлять не будем».
Рекомендации ЦРПТ проверять статус и собственника маркированного товара перед подписанием документов о покупке или продаже
Действительно, с появлением TRUE_API.pdf, у участников оборота появилась возможность получить данные о кодах маркировки, их вложенность в агрегаты, текущих собственниках и др. информацию.
Многие сети решили с помощью данного API внедрить проверку собственника перед покупкой и сделали это одним из условий договоров.
Да что там греха таить, некоторые производители ККМ и операторы ЭДО решили обезопасить своих клиентов, и не дают им продавать или подписывать документы, пока данные о собственнике маркированного товара не будут соответствовать участникам сделки. Не будем во всех тыкать пальцем, по хочу передать привет особенно компании 1С, СБИС и АТОЛ.
Как всегда хорошие задумки этих компаний разбиваются об айсберг действительности.
Особо пытливые умы могут проверить на примере:
Верхняя пачка в приложении «Честный знак» не проходит проверку (слева), а нижняя проходит (справа):
Что бы не дезинформировать потребителей в ЦРПТ обещали исправить свое приложение уже на следующей неделе. Но вот когда они поправят ГИС МТ для предпринимателей?
Что касается проверки информации о текущем собственнике, в реальности, дела обстоят так: сегодня, когда я пишу эту статью 26.06.2020, в ЦРПТ отражена смена собственников только до 15.06.2020. Ни один документ после 15.06.2020 еще не отражен в базе данных ЦРПТ. У нас были случаи, когда ЭУПД появлялась в личном кабинете ЦРПТ спустя месяц, и только после обращения в службу поддержки ЦРПТ.
Как это обычно происходит. Мы видим, что наши документы не появляются в ЦРПТ слишком долго (более недели). Пишем в поддержку ЦРПТ обращение. Поддержка ЦРПТ пишет, что они не получали наших ЭУПД. Пишем оператору ЭДО. Оператор ЭДО пишет, что все ЭУПД давно направлены в ЦРПТ. Вот так и бегаем от одних к другим.
А покупатели, наслушавшись невыполнимых рекомендаций ЦРПТ об обязательной проверке, бегают и мучают нас вопросами: «Почему у меня не отразилось в личном кабинете?», «Почему ваши сигареты не проходит проверку в ЭДО?», «Почему ККМ не дает продать ваши сигареты?»
На практике за один день собственник может смениться несколько раз (производитель-первый покупатель-торговая сеть).
И не забываем, что маркированные сигареты вы могли совершенно законно приобрести на бумажном носителе до 01.07.2020. Но их собственник в ГИС МТ будет отражен неверно.
Помножим проблему несвоевременного отражения в ЦРПТ информации о смене собственников на проблему о бесконтрольной дезагрегации и получим недостоверность данных, отраженных в ГИС МТ.
Подытожим. Внедрение проверки статусов и собственников при приемке товаров и при продаже товаров пока дает лишь головную боль участникам оборота, а не защищает вас от штрафов.
Согласие на передачу информации в ГИС МТ третьим лицам
ЦРПТ ввел сбор «согласия» тогда, когда мы продемонстрировали в поддержку ЦРПТ, как можно по кодам маркировки смотреть всю историю движения сигарет, в том числе, не принадлежавших нам, и скачивать все ЭУПД по всей цепочке продаж с вложенными кодами маркировки и ценами.
Вы не представляете, какое было желание продать все блоки конкурента по цене 0.01 коп. Это бы привело к выводу из оборота и дезагрегации всех заводских коробов конкурента. Однако удержались и написали об этой уязвимости в поддержку ЦРПТ.
Как справили эту уязвимость в ЦРПТ? Придумали брать согласие от поставщиков на передачу данных своим покупателям. Даешь согласие, снимаешь с ЦРПТ ответственность за утечку информации.
И в чем проблема? Да в том, что ЦРПТ, приучив всех участников рынка сигарет пользоваться TrueAPI, вдруг объявляет, что будет закрывать доступ к данным, если поставщик маркированной продукции не будет давать «согласие на предоставление данных из ГИС МТ». Соответственно все сети поголовно стали требовать от своих поставщиков такого «согласия». Но давая его, поставщик дарит покупателю возможность в личном кабинете скачать все свои ЭУПД и смотреть, по каким ценам он покупает или продает сигареты конкурентам.
Мы уже написали об этой уязвимости в поддержку ЦРПТ, ждем их реакции.
Ниже приведен пример копии экрана из личного кабинета покупателя, отраженного заштрихованного в самой последней строке внизу. Как видите, он может просматривать ЭУПД вышестоящих участников в цепочке продаж.
Скачивать их и смотреть цены.
P.S.: В день, когда я закончил писать статью, ЦРПТ временно сделал запрет на скачивания всех документов и теперь показывает заглушку вместо списка документов.
ЭДО, материальная ответственность и COVID-19
Для запуска ЭДО, все участники оборота должны иметь цифровую квалифицированную подпись для подписания ЭУПД. На каждом собрании (семинаре) от ЦРПТ нам заявляют, что практически все предприниматели и организации уже имеют такой ключ ЭЦП, полученный на директора компании или на индивидуального предпринимателя. Также заявляется, что ЭДО позволит избавится от лишних бумаг.
Про бумаги мы сразу скажем: для перевозки сигарет автотранспортом все еще нужны бумажные ТТН. Но я не об этом.
Сигареты, это высоколиквидные материальные ценности, которые все время воруют из транспорта, со складов, магазинов. В случае обнаружения недостачи, с материально ответственных лиц нужно удержать выявленную недостачу, и не всегда добровольно — через в суд. Как раз суду-то и плевать на ваш электронный документооборот, он просит предоставить документы с личной подписью материально ответственного лица. Если у вас все отгрузки и поступления подписаны только цифровой подписью директора, то в суд вам нести нечего.
Сегодня есть два нормальных решения:
В варианте, где всё подписывается директорской подписью есть проблемы: сложно доказать отсутствие фиктивности сделок перед налоговой инспекцией. Например, когда документы подписываются директорской цифровой подписью, а тот при этом он находился за границей.
Для другого варианта, нужно отправить всех материально ответственных лиц за квалифицированной электронной подписью. Каждая бабушка — продавец, из каждого магазина с сигаретами, должна ехать в период пандемии в город за ЭЦП? Минпромторг вы в своем уме?
Сейчас мы склоняемся к гибридному варианту, когда будет и на бумаге, и электронных подписей будет несколько — генерального директора и нескольких региональных руководителей.
Корректировочный ЭУКД
Даже не хочу об этом писать. Если вы не программист и не специалист в маркировке, вы вряд ли сможете оформить электронную корректировку.
Потому что коды маркировки там нужно указывать особым способом и вперемешку.
Да и заявленное ЦРПТ ранее уведомление об уточнении счет фактуры также не стандартизировано, и все претензии в нем пишут просто текстом, кто во что горазд.
Лучшее решение сегодня — не подписывать покупателем входящий ЭУПД, если есть претензии. А выслать ТОРГ-2 и коды маркировки поставщику, которые нужно убрать или добавить в УПД. На основании их поставщик аннулирует ЭУПД и выпишет новый, уже правильный. Но если покупатель успел продать дальше или дезагрегировать транспортные упаковки, ваша дорога только одна, через ЭУКД.
Учитывайте всегда, что могут быть ошибки в указании МРЦ в кодах маркировки
В код маркировки встроен параметр «МРЦ» и первое что приходит в голову разработчикам POS систем — будет классно, если POS система сама будет определять цену, по которой нужно продавать сигареты в рознице.
Так делают, например, кассы «ЭВАТОР».
Не буду расписывать — вот примеры:
Нам известна пока только одна POS система, которая правильно работает с такими ошибками.
Непечатаемые символы в маркировке
Позвонил клиент с жалобой, что 1С не пропускает наш код маркировки, так как он имеет нестандартные символы… сразу вспомнил о еще одной проблеме. Раз клиент не может загрузить такую маркировку в 1С, то видать компания 1С не в курсе.
ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789!”%&’*+-./_,:;=<>?» это не все символы, используемые в маркировке.
При выдачи кодов маркировки оператором эмиссии — ЦРПТ, коды могут содержат непечатаемые символы в криптохвосте.
Когда мы с этим столкнулись в начале 2020 года, мы добавили новый алгоритм в оборудование, работающее на производстве с СУЗ. Теперь мы получаем гораздо более большой пул кодов, чем нам нужно для производства, и отбрасываем те коды, которые имеют непечатаемые символы, чтобы защитить наших покупателей.
Конечно, это произошло не сразу и мы успели выпустить много продукции с такими криптохвостами. Такая продукция все еще ходит в обороте. Как решают этот вопрос другие производители мы не знаем.
Мифы о маркировке, которые мне приходится каждый день развеивать
если сигареты куплены по бумажному УПД, то 01.07.2020 придется их все сканировать и подавать остатки в ЦРПТ;
поскольку немаркированные сигареты с 01.07.2020 уже нельзя продавать, то их можно только выбросить (утилизировать);
в каждом УПД содержится информация обо всех вложенных пачках сигарет (информация об агрегации);
если Честный знак показывает, что такой пачки в ГИС МТ не числится или такой блок уже дезагрегирован, то продать эту пачку будет невозможно;
ЦРПТ ведет остатки табачной продукции за каждым предприятием также, как ЕГАИС;
продать в розницу один и тот же код маркировки много раз невозможно;
код маркировки не проходит проверку в Честном знаке, потому что он является контрафактным;
на коробах/паллетах коды маркировки должны быть в виде datamatrix, как на блоках и пачках;
можно использовать бесплатный ЭДО Лайт от ЦРПТ для оптовой торговли с другими операторами, настроив роуминг (пока это неправда);
Пока это только реклама. Еще не один клиент не смог настроить роуминг с ЭДО Лайт. Надеемся что скоро изменится ситуация.
На остальные вопросы буду отвечать в комментариях.
Для тех кто дочитал до конца подарок:
XML. Образец ЭУПД от Мегаполис.
XML. Образец ЭУПД c разными видами упаковок.
XML. Образец уведомления об уточнении счет фактуры.