Кришнаизм что это такое простыми словами
Кришнаиты
Господь Кришна сказал («Бхагавад-гита» 12.20):
«Те, кто, обладая непоколебимой верой, идут вечным путем преданного служения,
сделав Меня своей высшей целью, очень и очень дороги Мне».
Термин «бхакта», или «преданный», является традиционным для обозначения верующих в Кришну.
Кроме того, традиционным термином для обозначения верующих в Кришну, является термин «вайшнав», или тот, кто поклоняется Всевышнему. Слово вайшнав происходит от имени Господа Вишну, одной из форм Кришны. Чтобы определить, что верующие поклоняются именно Кришне, а не Его проявлению Вишну, их называют гаудия-вайшнавы, поскольку именно в местности под названием Гауда началось движение по широкому распространению поклонения Кришне.
Кришнаитами, или гаудия-вайшнавами, называют тех, кто поклоняется Кришне, Верховному Господу, Источнику всего сущего, причине всех причин. Бога можно называть многими именами. Как Солнце на разных языках называют по-разному, так и Кришну на разных языках зовут по своему. Но те, кто изучает древние священные тексты Вед, зовут Бога – Кришна. Имя Кришна отражает главное качества Бога: Он – Всепривлекающий. Имя Кришна переводится, как «Всепривлекающий». Бог привлекает всех. Тех, кого привлекает поклонение Самому Кришне зовут кришнаиты, или вайшнавы.
С точки зрения традиции подлинным последователем Кришны является тот, кто получил посвящение у истинного духовного учителя и искренне поклоняется Кришне, используя полученные при посвящении мантры.
При этом нужно понимать, что Господь не принимает в полной мере поклонения тех, кто не способен уважать других верующих, особенно духовно более опытных.
Возвышенные верующие описываются следующими стихами:
йа̄н̇ха̄ра дарш́ане мукхе а̄исе кр̣шн̣а-на̄ма
та̄н̇ха̄ре джа̄ниха туми ‘ваишн̣ава-прадха̄на’
крама кари’ кахе прабху ‘ваишн̣ава’-лакшан̣а
‘ваишн̣ава’, ‘ваишн̣аватара’, а̄ра ‘ваишн̣аватама’
Определение чистого беспримесного служения Кришне:
Преданность Кришне, описанная в этом стихе, есть служение, осуществляемое верующим, достигшим середины духовного пути, его называют мадхьяма-адхикари. Такой вайшнав, следуя строгой духовной практике, достигает стадии любви к Богу. Начинающий преданный, каништха-вайшнав, не имеет ни одного из этих качеств совершенной преданности, уттама-бхакти, а именно: свободы от низших желаний; свободы от стремления к имперсональному знанию и обретению плодов ритуальной религиозности, которые подобны покрытию для чистого сознания души; деятельных искренних усилий, направленных на служение Кришне в благоприятном настроении. Единственное достоинство каништха-бхакты, начинающего верующего, состоит в том, что он служит Божеству Господа в храме с верой. Тем не менее, следует понимать, что когда, упомянутые в этом стихе, признаки мадхьяма-адхикари проявятся в сердце преданного-неофита, его нужно будет считать истинным преданным, мадхйама-адхикари. Таков путь, идя по которому, начинающий бхакта, может стать преданным среднего уровня, абсолютно достойным носить имя вайшнава. Пока каништха-вайшнав не обрел вышеперечисленные качества, он всё ещё пракрита-бхакта, материалистичный преданный. Про него говорят, что он – бхакта-абхаса, тень преданного, или вайшнава-абхаса, тень истинного вайшнава.
Второй характеристикой мадхьяма-вайшнава является дружба с преданными Господа, которые посвятили Ему саму свою жизнь. Тот человек, в чьём сердце пробудилась шуддха-бхакти, чистая преданность, известен как тад-адхина бхакта, “человек, посвятивший себя Господу”. Каништха-вайшнавы не считаются чистыми преданными, целиком отдавшими себя Господу, и кроме того, они не способны оказывать должного почтения и проявлять истинное гостеприимство по отношению к настоящим чистым преданным. Поэтому необходимо устанавливать дружеские отношения только с вайшнавами категории мадхьяма и уттама, т.е. с теми, кто твердо стоит на платформе вайшнавизма, и теми, кто наиболее продвинут на этом пути. В истории известны три отдельных случая, когда преданные Шри Чайтаньи из Кулина-грама, посещая ежегодный фестиваль колесниц в Пури, задавали Шриману Махапрабху один и тот же вопрос: “Кто такой вайшнав, и по каким признакам его можно распознать?” В ответ Господь Чайтанья описал три категории преданных: каништха, мадхьяма и уттама. Тем не менее, называя их, Махапрабху не использовал сами эти термины. Согласно Его описанию, все три категории преданных должны соответствовать уровню мадхьяма или уттама.
Господь Чайтанья не причислил к числу вайшнавов тех, кто способен только на то, чтобы поклоняться Божеству. Он начал описание преданных с человека, который произнес святое имя Кришны (совершенным образом, см. ниже) хотя бы один раз. Однако те, кто поклоняется Божеству и не знают ничего выше этого, кто, не понимая истинного положения вайшнавов, не оказывают им почтения, не способны произнести чистое святое имя, шуддха-кришна-наму. Их повторение намы известно как чхайа-намабхаса, ибо само святое имя никогда не являет себя на устах материалиста. Чхайа-нама-бхаса означает “тень чистого святого имени”, которое скрыто облаком невежества и анартх и потому не являет всего своего могущества, подобно тому, как солнце, скрытое облаками, не являет всего своего сияния. После этого Махапрабху наставил преданных из Кулина-грама, в том, чтобы каждый мадхьяма-адхикари грихастха-вайшнав служил трём категориям преданных, которые описываются следующим образом: тем, кто произнес кришна-наму хотя бы один раз; тем, кто постоянно повторяет кришна-наму; и тем, кого просто увидев, каждый человек немедленно начнёт произносить святое имя.
Итак, искренний преданный должен служить этим трем типам вайшнавов. Тот, кто не произносит шуддха-кришна-наму, но лишь намабхасу, не должен считаться вайшнавом, достойным принимать служение от других. Необходимо служить лишь тем, кто повторяет шуддха-наму, и потому являются истинными вайшнавами.
Правила и предписания
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Каждый может повторять маха-мантру вслух или в уме, а также петь ее тихо или громко.
Духовная практика предназначена, чтобы возродить в сердце живого существа дремлющую любовь к Богу. Никто не будет счастлив вне связи с Богом. Любовь связывает душу и Кришну. Кришна является душой души. Он – центр гармонии и источник всего счастья. Вне связи с душой своей души, вне связи с центром гармонии, вне любви к Кришне, которая наполнена безграничным восторгом, живое существо никогда не будет ни умиротворено, ни счастливо.
Чтобы очистить сердце от всего нежелательного и пробудить любовь к Богу, которая дремлет в сердце, загрязненном материальными представлениями, необходимо заниматься духовной практикой, предписанной священными писаниями и святыми.
Священные тексты рекомендуют просыпаться за полтора-два часа до рассвета и сразу принимать омовение в реке или под душем.
Утро лучше всего посвящать духовной практике. Те, кто получил духовное посвящение, до рассвета повторяют мантры-гаятри и 16 кругов Харе Кришна маха-мантры на четках, а также участвуют в утренних службах в храме или у себя дома.
Днем семейные люди работают или занимаются бизнесом, посвящая свои усилия Богу. Те, кто находится в отреченном статусе монаха, в течение всего дня имеют возможность проводить службы в храме, проповедовать, молится, повторять на четках больше святых имен. Некоторые семейные люди, также как и монахи, полностью посвящают себя духовной практике и живут на пожертвования, которые они получают благодаря их проповеднической и образовательной деятельности. А некоторые совмещают работу и активную проповедь.
Вечером все могут собраться в храме на вечернюю службу, после или до которой обычно проходят вечерние проповеднические лекции.
Конечно, каждый верующий сам выстраивает свою духовную практику в соответствии со своими способностями, предпочтениями и наставлениями тех, кого он видит старшими для себя.
Священные тексты описывают 64 основных вида преданного служения Кришне, но, конечно, возможностей служить Кришне намного больше.
Кришнаиты никогда не едят пищи, которую получили в результате насилия над другими живыми существами. Кришнаиты полные вегетарианцы, они не едят ни только мясо, но и рыбу, и яйца.
Также преданные Кришны не едят пищи, которая содержит невежественные продукты и загрязняет сознание, связывая его с тьмой этого мира. Кроме мяса, рыбы и яиц кришнаиты не едят еще и лук, чеснок, красную чечевицу, морковь. Относительно моркови для людей запада обычно делается послабление в рекомендациях, и многие кришнаиты ее едят.
Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада так определил поведение преданных: «Преданные Кришны – истинные джентльмены».
Это значит, что вайшнавы, или преданные, всегда ведут себя мягко и учтиво, они равнодушны к похвалам и терпят критику и нападки в свой адрес, но когда кто-то оскорбляет других преданных или Кришну, то вайшнавы в полной мере проявляют свой гнев.
Вайшнавы всегда погружены в трансцендентное, и ничего не делают напоказ. Если иногда кто-то, или пусть даже большинство, действуют напоказ, устраивая шоу из своей преданности Богу, то, скорее всего, это начинающие преданные, и к ним нужно относиться со снисхождением.
В начале духовного пути какие-то недостатки в характере и поведении преданных могут становиться виднее, поскольку начало пути характеризуется тем, что под влиянием духовной практики все неблагоприятное начинает уходить из сердца, и эту грязь становится видно; это подобно тому, как вода становится грязной, когда человек стоит под душем.
Более того, под влиянием обстоятельств, пришедших как следствие каких-то давних поступков, верующий человек может оступиться, но он всегда будет сокрушаться и раскаиваться за свой поступок, а также прилагать все усилия к тому, чтобы в будущем никогда больше не оступиться. Поэтому очень важно всем следовать наставлениям Кришны в «Бхагавад-гите»:
Конечно, преданные сознательно придерживаются ненасилия, правдивости, чистоты, милосердия, разумного аскетизма. Они благородны и великодушны.
Преданные видят, что все живые существа – это частички Бога, поэтому выражают почтение каждому, в степени, которая зависит от уровня духовного развития живого существа.
кр̣па̄лу, акр̣та-дроха, сатйа-са̄ра, сама
нидоша, вада̄нйа, мр̣ду, ш́учи, акин̃чана
сарвопака̄рака, ш́а̄нта, кр̣шн̣аика-ш́аран̣а
ака̄ма, анӣха, стхира, виджита-шад̣-гун̣а
мита-бхук, апраматта, ма̄нада, ама̄нӣ
гамбхӣра, карун̣а, маитра, кави, дакша, маунӣ
Традиционно мужчины вайшнавы носят дхоти, курту и чадар. Дхоти – это нижняя часть одежды. Курта – это удлиненная рубаха, а чадар – это своего рода шарф, который носится по-разному, иногда, действительно, как шарф, иногда как широкое полотно ткани, обернутое вокруг тела, монахи носят эту ткань завязанной с одного конца вокруг шеи.
Одежда у разных людей с разным укладом жизни будет выглядеть по-своему. Возможно, у людей с разным достатком одежда тоже будет выглядеть по-разному, но это не относится к сфере вайшнавской традиции и культуры. А вот, разный подход к надеванию одежды у людей с разным укладом жизни – это, действительно, вопрос традиционной ведической и вайшнавской культуры. Монахи и другие отреченные люди должны отличаться от остальных, чтобы члены общества могли правильно себя вести по отношению к ним, помогая монахам поддерживать их отречение. Например, женщины, видя монаха, не сядут рядом с ним в транспорте, не подойдут спрашивать, как найти такую-то улицу, мужчины не будут затевать с монахами праздные разговоры и пр. Кроме того, одежда монахов короче, поэтому ее легче стирать, что практично для монахов, которые отрешены от мирских удобств.
Итак, монахи, саннйаси, носят дхоти, просто обернув небольшой кусок ткани вокруг талии. Спереди оставляется сложенная в несколько раз ткань, визуально она формирует вертикальную полоску от пояса до стоп.
Семейный люди, грихастхи, и те, кто живет в отреченном статусе, не принимая обетов саннйаси, т.е брахмачари и ванапрастхи, носят длинное дхоти, которое позволяет сложить ткань гармошкой не только спереди, но и сзади, так формируются два свободных конца, их называют – кача, спереди конец подворачивается за пояс, сзади продевается под ногами и тоже заворачивается за пояс.
Саннйаси и ванапрастхи носят одежду шафранового цвета. Грихастхи белого. В традиции проповеди Бхактисиддханты Сарасвати Тхакрура Прабхупады все грихастхи носят простую белую одежду. Но в современных сообществах преданных, в основном в ИСККОН, можно видеть, что преданные-грихастхи носят одежду различных цветов, исключая шафран и близкие к нему оттенки. В традиционных Гаудия-Матхах грихастхи носят только белую одежду.
Брахмачари, давшие обет безбрачия на всю жизнь, наиштика-брахмачари, носят одежду шафранового цвета. Те брахмачари, кто занят в управлении храмами и другом менеджменте, не одевают одежду цвета отречения и носят белые одежды. Брахмачари, которые следуют правилам этого статуса на время обучения до женитьбы, носят белую одежду.
Отличие саннйаси: шафрановый цвет одежды, дхоти без задней качи, уттария – накидка монаха (чадар, кусок ткани, завязанный с одного конца вокруг шеи).
Бабаджи (вид саннясы) носят такую же одежду, что и саннйаси, только белого цвета. Иногда их дхоти короче в длину.
Грихастхи могут завязать дхоти без задней качи, но это должно быть дхоти обычной для грихастх длинны, сложенное вдвое. Передняя кача при этом заправляется за пояс, что будет отличать одежду грихасти от одежды саннйаси.
Все грихастхи, ванапрастхи и брахмачари носят чадар – отрез ткани на шее. Обычная длинна чадара 2,5 х 1,2 м, но часто эта ткань складывается в несколько раз.
Для одежды вайшнавов подходит хлопок, лен, ахимса-шелк (шелк, полученный без убийства личинок шелкопряда).
Женщины в вайшнавской культуре носят сари. В присутствии отреченных монахов они покрывают голову платком, которым является свободный конец сари.
Сари может быть разных цветов и оттенков, но исключается чистые красный и синий цвета, поскольку ношение одежды красного и синего цвета воспринимается как апарадха, оскорбление в поклонении (этот принцип описан в священных писаниях).
Сари состоит из ткани длинной около 5 метров. Ахимса-шелк и хлопок лучшим образом подходят для изготовления сари.
Сари – возвышенная и целомудренная одежда.
3. Объяснение одежды вайшнавов
Одежда вайшнавов олицетворяет принцип: Простая жизнь – возвышенное мышление.
Человечество не должно тратить сверхресурсы на создание все более модной одежды. Одежда должна быть простой и доступной. Если вся жизнь человека будет простой, то освободится от бесконечных забот и тревог о выживании, у него высвободится время, и все это даст возможность заняться постижением Бога.
Одежда вайшнавов проста и гармонична, это одежда ангелов, богов, а главное – это одежда обитателей духовного мира.
4. Прическа у мужчин
Саннйаси, брахмачари, ванапрастхи и проповедующие грихастхи бреют голову и бороду в полнолуние, т.е., примерно, раз в месяц. Грихастхи могут бриться реже.
В сезон из четырех месяцев, который называется Чатурмасья, или сезон дождей, преданные не бреются, но могут побриться в середине Чатурмасьи на праздник Вишварупа-махотсава.
На западе привыкли видеть преданных бритыми, но в традиционной культуре вайшнавы обычно выглядят бородатыми.
Что-то из внешнего вида, одежды, причесок и прочего, западные преданные придумали сами и создали соответствующие стереотипы, а что-то вынужденно ввел Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, основатель широкой западной проповеди. Как например, Шрила Прабхупада увидел у своих юных последователей привычки хиппи, той среды откуда они, собственно, вышли. В то время у начинающих преданных была склонность носить длинные бороды и длинные волосы, они выглядели неопрятно и не заботились о своей чистоте так, как следует, поэтом Шрила Прабхупада попросил юных учеников бриться чаще, что отчасти стало причиной создания стереотипа восприятия внешнего вида вайшнавов, как бритых наголо людей. Внутри культуры мы видим преданных бритыми, один или два дня – во время пурнимы, полнолуния. Те, кто бреются в полнолуние, очищают себя от грехов. Говорится, что в полнолуния все грехи входят в волосы. Преданные из смирения считают себя греховными, поэтому бреются.
Можно видеть, что в разных религиозных культурах люди имеют разные прически, и у этого есть объяснения.
Йоги носят длинные волосы, потому что в волосах скапливается шакти, энергия. Та энергия, которую они сохраняют благодаря воздержанному образу жизни, и та энергия, которую собирают благодаря своей практике.
Гйани, буддисты, и другие последователи пути отречения, зная, что в волосах скапливается материальная энергия, бреют волосы, потому что не желают иметь дело с материальной энергией, они хотят постичь чистый дух.
Вайшнавы тоже не желают иметь дело с материей, но они отрекаются только от той материи, которую они не могут использовать в служении Богу. Поэтому они бреются, что символизирует отречение, но на темени оставляют небольшой пучок волос, шикху, который указывает на связь с Богом. Вайшнавы стараются все использовать в служении Богу, поэтому их отречение именуется юкта-вайрагья, совершенное отречение.
5. Прическа у женщин
Женщинам рекомендуется иметь длинные волосы, это позволит им скопить тонкую энергию, подобно йогам, которые тоже скапливают энергию в волосах. Но женщины-вайшнави тратят эту энергию не на обретение мистических способностей и не на путь йоги, а на служение святым, гуру и Кришне. Конечно, женщины тратят силы и на заботу о членах своей семьи, служа старшим ее членам и подавая пример младшим. Святое поведение женщин делает их объектом уважения и почитания в вайшнавском обществе.
6. Внешние атрибуты у отреченных женщин
Женщины не часто принимают отреченных образ жизни, но все же примеров отречения среди женщин-вайшнави весьма не мало. Отреченные женщины не бреют волосы и часто носят обычные сари, но иногда принимают обет носить только сари белого цвета.
У вайшнвов в мешочке лежат четки, на которых они повторяю Харе Кришна-маха-мантру. Четки не показывают другим людям, поэтому они лежат в мешочке.
Кроме того, вайшнавские четки достаточно длинные, они имеют 108 бусин, на которых повторяют мантру, и одну особую бусину между ними; 109 бусин дают четкам большую длину, что тоже является причиной, почему они всегда находятся в мешочке.
Саннйаси носят особый посох – три-данду. Три на санскрите значит – три, данда значит – палки или наказание. Посох состоит из трех связанных между собой палок, эти три палки символизируют преданность Кришне тремя способами: умом, речью и телом. Но поскольку данда значит еще и наказание, саннйаси обязан всегда носить триданду до достижения им совершенства, парамахмсы, но в любом случае, саннйаси должен быть всегда с дандой не менее 15 лет.
Одним из атрибутов вайшнавав является особый знак, который наносится глиной на лоб и другие части тела. Преданные наносят на тело 12 знаков тилака, повторяя особые мантры поклонения воплощениям Кришны. Тилака символизирует храм Кришны, а также Его стопы. Снизу тилака имеет лепесток, он символизирует листочек священного деревца Туласи. Туласи является олицетворенной преданностью Кришне, она – это сама бхакти, сила преданности Богу. Без ее милости служение Кришне невозможно.
Господь приходил на землю Сам, также Он являлся, как Свои воплощения, кроме того, Он проявляет себя, наделяя могуществом святых, которые становятся представителями Бога на земле.
Господь приходит в разных обликах, но очень редко нисходит на землю Сам.
Так Кришна, Бог Богов, Высшее начало всего сущего, Сама Абсолютная истина, Предвечных Господь пожелал низойти на эту землю 5000 лет назад. Он низошел и явил Свои удивительные деяния, но предрек (в «Брахмавайварта Пуране»), что слава этих Его деяний будет в полной мере раскрыта и распространена только через 5000 лет после Его ухода. Поэтому именно в настоящее время началось распространение славы Кришны. Хотя эта слава вечно была проявлена в священных Ведах, и о ней повествовали великие святые, но она была скрыта от масс людей. Поскольку настало время даровать человечеству особую милость, 500 лет назад Господь снова низошел на землю, но принял образ Своего верующего, проповедника. Это нисхождение Господа предсказывалось во многих древних священных текстах, а теперь описано и в трудах святых недавнего прошлого. Господь низошел, как Шри Кришна Чайтанья – Кришна, который великодушно раздает любовь к Богу.
Господь Шри Кришна Чайтанья является главным проповедником сознания Кришны.
Его спутники и последователи продолжили проповедь славы Господа, передавая знание через свои рукописные труды и обучая учеников. От учителя к ученику это передавалось в прошлом и передается сейчас. Линия учителей и их учеников, которые стали учителями для последующих поколений верующих называется гуру-парампара.
Все члены гуру-парампары – величайшие проповедники сознания Кришны. О них можно подробнее прочитать в разделе «Гуру-парампара».
Что касается современной проповеди в Индии и на Западе, то основу для этой проповеди в виде книг, наставлений, традиции и культуры заложил великий святой Шрила Бхактивинода Тхакур.
Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура Прабхупада видел своей миссией дать знание о Кришне людям запада, поэтому он посылал своих учеников проповедовать в западные страны. Несколько выдающихся учеников Шрилы Сарасвати Тхакура побывали на западе с проповедью сознания Кришны, но их проповедь была обращена только к аристократической прослойке западного общества, поэтому не нашла широкого отклика. Много лет позже миссия проповеди на западе была в совершенстве осуществлена Шрилой Бхактиведантой Свами Прабхупадой.
Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж принял наставления Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады как свою жизнь, и когда ему исполнилось 75 лет, начал всемирную проповедь, и в это же время он принял первого ученика.
Кришнаизм что это такое простыми словами
Как вы относитесь к другим религиям?
Так же – с большим уважением. Индуизм вообще отличается терпимостью и широтой взглядов. Мудрецы, стоявшие у истоков индуизма, учили, что истина одна, но разные люди говорят о ней по-разному. Понимание того, что есть единая истина, которая по-разному преломляется в сознании людей, является одной из основополагающих доктрин нашей религии. Мы убеждены, что религии, доказавшие свою жизнеспособность, исходят от Бога и помогают людям возвысить свое сознание. Поэтому мы уважаем все религии и всех людей, которые верят в Бога.
Бхактивинод Тхакур, один из основоположников всемирной проповеди кришнаизма, писал еще в начале XX века: «В зависимости от языка люди по-разному называют Бога и свою религию и читают разные молитвы. Из-за упомянутых различий религии мира, естественно, отличаются одна от другой, но эти различия ни в коем случае не должны становиться предметом споров. Если нам доведется наблюдать, как Богу поклоняются приверженцы другого вероисповедания, нам следует думать: «Здесь проводят богослужение моему Господу, но не так, как это делаю я, а иначе. Бог один для всех. Я почтительно склоняюсь перед представленным здесь символическим изображением Господа. Да усилит Он мою любовь к тому Его образу, который ближе мне и привычнее»».
Вы хотите обратить всех в свою веру?
Нет, конечно. В этом мире всегда будет много разных верований. Бог один. Какой смысл переманивать людей, которые уже идут по какому-то духовному пути? Мы просто хотим дать всем ищущим людям возможность познакомиться с очень древним и глубоким философским учением Вед. Выбор в любом случае остается за человеком.
Мы слышали, что кришнаиты – это секта, что они – преступники и что они всем промывают мозги.
Такого рода заявлений нет никаких оснований. Многие ученые – религиоведы и социологи – внимательно изучали наше Движение. По мнению серьезных и беспристрастных исследователей, кришнаизм – как в России, так и за рубежом – в своей практике и традициях является преемником изначального индийского кришнаизма, который даровал духовный опыт огромному количеству людей, породил великих философов и святых и помог бесчисленному множеству людей изменить свою жизнь к лучшему.
Что касается преступлений, то это – серьезные обвинения, разбираться с которыми должна судебная власть Российской Федерации. За все время, прошедшее с нашей официальной регистрации в 1988 г. у российской прокуратуры не было ни одной претензии к деятельности Общества сознания Кришны. Мы действуем на законных основаниях, и одним из пунктов нашей социальной доктрины является законопослушность.
К сожалению, в средствах массовой информации иногда приводится искаженная информация о кришнаитах. Эти надуманные обвинения исходят от так называемых «сектоведов», или «антикультистов» – предвзятых людей, которые не гнушаются подтасовкой фактов и откровенной ложью. Но мы уверены, что любой разумный человек сможет самостоятельно найти достоверную информацию и убедиться в адекватности и законопослушности последователей нашего Движения.
А чем, по-вашему, религия отличается от секты?
Слова «секта», согласно Большому толковому словарю, есть два значения: 1) религиозная община, отколовшаяся от господствующей церкви; 2) обособленная группа лиц, замкнувшаяся в своих мелких, узких интересах. Ни одно из этих значений не подходит к нашему Движению.
Секта, как правило, ставит в центр какого-либо человека и заставляет своих последователей сосредоточивать все помыслы на нем. Адепты секты свысока смотрят на тех, кто не является членом их конкретной группы. Но по-нашему глубокому убеждению, настоящая религия должна ставить в центр Бога и делать человека смиренным, ибо именно смирение составляет основу отношений между живым существом и Богом.
ВНЕШНИЙ ВИД И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Зачем вы носите индийские одежды?
Строгих требований к одежде у кришнаитов не существует. Разумеется, те, кто живет в наших ашрамах (монастырях) и храмах, должны носить ритуальные одежды – как и священнослужители любой другой религии. А все остальные вольны в выборе – в зависимости от соображений удобства и практичности.
Нетрудно заметить, что любая одежда и любая униформа напоминает человеку о том, кто он такой и к чему стремится. Традиционные вайшнавские одежды служат важной цели – помогают человеку настроиться на духовный лад.
Как вы зарабатываете себе на жизнь? На что живете?
Зачем вы поете на улицах?
Это – очень древняя традиция. Называется она харинама, что в переводе означает святые имена Бога. Традиция повторения и пения святых имен Бога существовала в Индии на протяжении тысячелетий. Эта духовная практика современных кришнаитов была введена Шри Чайтаньей Махапрабху – самим Кришной, который явился на земле Бенгалии в XV в. Опираясь на авторитет Вед, древнейших на земле священных писаний, Шри Чайтанья утверждал, что главным методом духовного совершенствования в нашу эпоху должно стать совместное воспевание святого имени Бога. Мы поем на улицах, поскольку уверены в том, что это очищает атмосферу и что любой человек, услышав святое имя, может стать ближе к Богу.
Увидеть подобные шествия сейчас можно не только в Индии или России, но и на улицах многих крупных городов мира.
Зачем кришнаиты распространяют свои книги на улицах?
Человек, которому открылась истина, всегда хочет поделиться ею с другими. Особенно, если эта истина сделала его жизнь лучше, чище и осмысленнее. Люди, которые выходят на улицы, чтобы распространять книги, убеждены в том, что ведическое знание может помочь любому человеку глубже понять свое предназначение.
Книги, которые мы предлагаем людям, глубоки и практичны. Это – переводы или пересказы священных санскритских текстов с комментариями представителей вайшнавской традиции. Прочитав эти книги, любой неиндиец может проникнуть в тайны ведического наследия.
Благодаря распространению книг кришнаитами, «Бхагавад-гита как она есть» сейчас служит руководством в духовной и материальной жизни для многих миллионов людей самых разных национальностей и культур. В ней даются ясные ответы на фундаментальные вопросы бытия: кто я? в чем смысл моей жизни? что такое счастье? как построить свою жизнь в гармонии с вселенскими законами? как победить страх? в чем заключается настоящий успех в жизни?
Чем вы занимаетесь в свободное время? У вас есть праздники и выходные?
Зачем вы называете друг друга нерусскими именами? Разве недостаточно имени, которое дали родители?
Санскритские имена даются при духовном посвящении. Во многих религиозных традициях есть похожие обряды, во время которых людям, вступившим на духовный путь, даются новые имена. Например, в православии человек, принимающий монашеский обет, получает новое имя, символизирующее начало его новой жизни.
У кришнаитов духовное посвящение может получить только тот, кто уже глубоко изучает ведическую философию и строит свою жизнь на принципах священных писаний. На церемонии посвящения такой человек получает имя, которое напоминает ему о Боге и помогает не забывать о цели, поставленной перед собой.
Правда ли, что кришнаитам нельзя есть мясо, курить, пить вино и играть в карты?
А почему вы стали вегетарианцами?
Есть очень много причин для того, чтобы исключить из своего рациона пищу, связанную с убийством.
Даже по медицинским данным, вегетарианская диета гораздо полезнее, чем мясная. Наш организм плохо приспособлен к перевариванию животной пищи, так как по всем основным параметрам – строению зубов, длине пищеварительного тракта, концентрации соляной кислоты в желудке – мы не относимся к хищникам. Обратите внимание, что люди обычно не едят мясо и рыбу сырыми, а подвергают их термообработке. Все необходимые вещества (включая аминокислоты и белки) нашему организму гораздо легче и естественнее получать из растительной и молочной пищи.
Но существуют и более тонкие преимущества вегетарианства. Даже если человек равнодушен к мучениям животных, которых содержат в ужасных условиях и потом безжалостно забивают, он должен знать, что в плоти убитых остаются негативные последствия страха и боли, которые они испытывали.
Есть и другие доводы в пользу вегетарианского питания, но для нас основным является вердикт ведических писаний: духовный прогресс крайне затруднителен, если человек прямо или косвенно участвует в убийстве живых существ.
Обратите внимание, что практически в любой мировой религии есть те или иные ограничения на употребление в пищу мяса – многочисленные посты, запрет на мясо определенных животных, строгие правила по отношению к очищению мяса и т.д. Можно сказать, что кришнаиты просто доводят ту же самую идею до логического завершения.
ФИЛОСОФИЯ И ТЕОЛОГИЯ
Вы верите в единого Бога или у вас много богов?
Кришнаизм относится к монотеистическим религиям. Мы считаем, что Бог один. В соответствии с нашей философией, Бог является причиной всех причин, изначальным источником всего сущего. Из одного этого определения следует, что у Бога не может быть ни соперников, ни равных.
При этом мы признаем существование сложного механизма управления вселенной. Так же, как в государстве власть президента распространяется через многоуровневую иерархическую систему, власть Бога во Вселенной проявляется через разных личностей, которых Он наделил определенной долей Своей изначальной власти. В ведической космологии эти личности называются дэвами, что иногда переводится как «полубоги» или даже «боги». Вот почему люди, которые не слишком разбираются в Ведах, путаются в терминологии и думают, что кришнаиты поклоняются многим богам. Но если обратиться к ведическим писаниям, то мы найдем множество утверждений о том, что Бог – один, а все остальные живые существа являются Его частицами.
Разве может душа существовать отдельно от тела?
Душа, безусловно, может существовать отдельно от тела. И этот факт подтвержден не только ведическими писаниям, но и множеством научных исследований предсмертных состояниий, воспоминаний о прошлых жизнях и т.п.
С духовной точки зрения, связь души с телом является невыгодной сделкой, ибо такая связь ограничивает душу. Душа – это искра духа и как таковая обладает многими качествами Бога. В своем чистом состоянии душа не испытывает голода и жажды, не стареет и не умирает. Три основных качества души – это вечность (сат), знание (чит) и блаженство (ананда). Всякий человек, так или иначе, ставит перед собой три цели, неразрывно связанные с этими качествами:
— хочет жить вечно, пусть даже опосредованно – в своих детях, научных открытиях или творчестве;
— постоянно расширяет сферу своего знания и опыта – учится, читает книги, ездит в дальние страны, покоряет горные вершины;
— хочет счастья и воспринимает страдания как нечто противоестественное.
Ошибка заключается в том, что этих целей мы пытаемся достичь в рамках обыденного опыта в этом материальном теле. Но в таком теле душа не может находиться вечно и не может испытывать постоянного блаженства. Человек также не в силах полностью реализовать свою потребность в знании, поскольку тело его ограничено органами чувств, сильно сужающими спектр опыта.
Именно поэтому в обществе всегда существовали философия, религия и различные духовные практики, которые с тем или иным успехом позволяли людям ощутить вечность, знание и блаженство – но не во внешнем мире, не в контексте материи, а в контексте духа.
Что такое карма и реинкарнация?
В соответствии с философией Вед, душа вечна. Это значит, что душа не была создана в момент зачатия, а существовала до того и продолжит свое существование после смерти тела. Слово «реинкарнация» переводится как «повторное воплощение». В Бхагавад-гите этот процесс описывается так: «Воплотившаяся в теле душа постепенно меняет тело ребенка на тело юноши, а затем на тело старика. Точно так же после смерти она переходит в другое тело».
Закон, управляющий процессом переселения душ, называется законом кармы. Это – закон причин и следствий, согласно которому все, что с нами происходит сейчас, имеет причину в прошлом. Любое наше действие подобно семени, плоды которого мы пожнем через какое-то время. Какие-то плоды мы получаем уже в этой жизни. Например, если мы занимаемся спортом, мы становимся сильнее, а если употребляем алкоголь – болеем. Какие-то плоды придут к нам в следующей жизни – в частности, только этим можно объяснить врожденные болезни. Ведические писания утверждают, что место нашего рождения, семья, форма нашего тела, склад ума, а также испытания и радости, которые выпадают на нашу долю – все это имеет свою причину в наших прошлых воплощениях.
Если у нас была прошлая жизнь, то почему ее никто не помнит?
Это не совсем так, потому что некоторые ее помнят. Есть много научных исследований, подтверждающих достоверность таких воспоминаний. Например, профессор психиатрии Ян Стивенсон проанализировал более 2500 случаев восстановления памяти о прошлых жизнях. Все эти случаи были тщательно проверены, и подтверждение получили более 62% этих воспоминаний. Кроме того, психологами иногда применяется метод гипнотической регрессии, который позволяет пациенту вспомнить прошлую жизнь и понять, откуда у человека возникли, скажем, те или иные фобии.
В Йога-сутре, знаменитом ведическом трактате, объясняется, что увидеть прошлые жизни может только тот, кто полностью успокоил свой ум. Мы не помним о своей прошлой жизни, потому что слишком поглощены тем, что с нами происходит в этой. Наши органы чувств постоянно передают в мозг всевозможные сигналы, что сосредотачивает наше внимание на внешнем мире. Такое взаимодействие для большинства людей является единственной реальностью. Немногие пытаются проникнуть вглубь себя и своей памяти. Но те, кто делает это, могут вспомнить о своих прошлых жизнях.
Все ли в этом мире предопределено или есть свобода воли?
этом мире, безусловно, есть свобода воли, но степень ее зависит от уровня духовного развития человека. Для человека, который целиком и полностью подчиняется требованиям своих чувств и полностью отождествляется со своим умом, свободы практически нет. Свободу дает человеку разум, а разум – это способность поступать вопреки импульсам, появляющимся как реакция на раздражители внешнего мира. Ровно настолько, насколько человек способен не идти на поводу у своих низменных инстинктов и рефлексов, а руководствоваться в своей жизни разумом и высшими принципами, заложенными в священных писаниях, он свободен. Поэтому говорится, что можно жить «по карме» – т.е. получить ровно то количество радостей и невзгод, которые предопределены поступками в наших прошлых воплощениях, а можно выйти за пределы кармы, приняв руководство священных писаний и духовного учителя.
Что кришнаиты вкладывают в понятие «человек»?
Человек – это особая форма жизни, которая является «перекрестком на дороге эволюции». Человек создает карму, а все остальные формы жизни – как более низкие, так и более высокие – предназначены для отработки кармы. Например, волк не может не есть мясо, поэтому не получает наказания за убийство. Животные действуют, подчиняясь инстинктам, биологической программе. Особая привилегия человека заключается в том, что, наделенный свободой воли и возможностями для духовной практики, он может воспользоваться этими возможностями и выйти из-под власти закона кармы. Если же он злоупотребит дарованной ему свободой воли и разумом, то будет деградировать в низшие формы жизни, лишившись того и другого.
Что вам дает повторение ваших молитв и мантр?
Молитва дает нам умиротворение, укрепляет нас в понимании своей вечной природы и приближает к Богу. Мантра – это своего рода концентрированная форма молитвы, некий код, освобождающий ум от беспокойств. Слово мантра так и переводится: «то, что освобождает ум». В Ведах мы можем найти тысячи мантр – от простого и широко известного Ом до сокровенных гаятри-мантр, которые передавались от учителя к ученику на протяжении всего существования ведической цивилизации. Основной мантрой для кришнаитов является маха-мантра («великая мантра»): Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Мы произносим эту мантру как молитву, а также поем ее на разные мелодии под аккомпанемент музыкальных инструментов. Собственно, из-за многократного повторения этой мантры нас и называют «Движением Харе Кришна». Повторяя эту мантру, состоящую из имен Кришны, мы очищаем сознание и возрождаем свою духовную природу, что приводит нас к высшей цели жизни – любви к Богу.