Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что

Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что

Кривая спроса демонстрирует готовность потребителя купить некоторые количества продукта при разном уровне рыночных цен, т.е. выявляет, насколько мы расцениваем данный продукт, насколько считаем его полезным для нас. По мере продвижения вправо по оси Х, т.е. по мере увеличения потребления одноименного продукта в заданное время, мы все меньше ценим данный продукт, а при его изобилии и доступности (например, вода) вообще не ценим, не бережем и не собираемся платить за приобретение еще одной дополнительной единицы продукта. Поэтому кривая спроса будет все больше склоняться к оси X.

Вместе с тем, если продукт является редким и в силу этого его потребление сильно ограничено (например, бриллиант или вода в пустыне), люди склонны очень высоко оценивать полезность такого продукта и готовы платить большие деньги за приобретение единицы этого товара.

Эффект дохода и эффект замещения

Изменения цен неоднозначно влияют на поведение домохозяйств как потребителей. Экономисты различают два следствия от ценовых изменений, известных как эффект дохода и эффект замещения.

Эффект дохода. При прочих равных условиях понижение цены товара X ведет к росту благосостояния домохозяйства-потребителя. Понижение цены равнозначно увеличению дохода, который можно истратить на приобретение большего, чем ранее, количества товара X, равно как и любого другого товара (услуги). При этом произойдет перемещение вниз по кривой спроса на товар X и параллельный сдвиг вправо кривой спроса на другие товары (например, на товар Y) (рис. 1).

Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что

Рис. 1. Эффект дохода и кривая спроса

Эффект дохода от понижения цены товара X состоит в увеличении потребления товара X в связи с ростом благосостояния. Это равнозначно повышению реального дохода, т.е. бюджетная линия может быть передвинута параллельно вправо.

Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что

Рис. 2. Эффект дохода от понижения цены товара X и бюджетная кривая

На рис. 2 эффект дохода проявляется в перемещении из точки А в точку В. Это увеличит поле возможностей потребителя. При прежнем номинальном доходе потребитель, находясь в точке В, сможет потреблять больше как товара X, так и товара Y.

Эффект замещения. При падении цены товара X он становится относительно дешевле прочих, а потому более привлекательным для потребителей. В результате может принципиально измениться структура потребления домохозяйства, а именно увеличиться потребление товара X за счет сокращения потребления других товаров, в первую очередь товаров-заменителей. Это явление получило название эффекта замещения. Графически его можно продемонстрировать в виде параллельного смещения кривой спроса на товар Y влево (рис. 10.9). Например, если цена на масло понижается, люди отдадут предпочтение маслу и будут меньше покупать маргарина, какова бы ни была цена последнего. Кривая спроса на маргарин переместится параллельно влево.

Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что

Рис. 3. Эффект замещения и кривая спроса

С понижением цены товара X изменится ценовое соотношение в товарной паре X — У, соответственно, изменится угол наклона бюджетной линии (рис. 4).

Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что

Рис. 4. Эффект замещения и бюджетная линия

Парадокс Гиффена. Зададимся вопросом, всегда ли эффект дохода и эффект замещения действуют в одном направлении? Тщательный анализ показывает, что это не так. Оба эффекта имеют отрицательный знак только в случае нормального товара. Иное дело, когда речь идет о товарах второго порядка, товарах низшего класса, например, о маргарине, который, каким бы качественным сам по себе ни был, всегда останется товаром низшей категории по сравнению с натуральным сливочным маслом.

Когда повышается цена на товар низшего класса, то, как и в случае с нормальными товарами, он становится относительно более дорогим и его потребление сокращается в пользу товаров-заменителей. Эффект замещения будет отрицательным.

Но повышение цены снижает благосостояние потребителя. Чем ниже доход, тем больше потребление товаров низшего класса. Эффект дохода имеет положительный знак.

На практике эффект замещения чаще всего бывает больше, чем эффект дохода, а кривая спроса имеет отрицательный наклон: чем выше цена, тем меньшее количество товара готов купить потребитель, даже если это товар низшего класса.

Однако, по крайней мере теоретически, возможна ситуация, при которой эффект дохода у некоторых товаров самого низшего класса может оказаться больше эффекта замещения. В этом случае при повышении цен на такие товары люди будут покупать их в большем количестве, поскольку нормальные товары им станут совсем не по карману. Практически это означает, что кривая спроса будет восходить от начала координат вверх и вправо. На возможность такой ситуации указал сэр Роберт Гиффен, чьим именем и стал называться данный парадокс. Товар Гиффена — это товар, кривая спроса на который имеет восходящий характер (положительный наклон) (рис. 5).

Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что

Рис. 5. Кривая спроса на товар Гиффена

Многие экономисты оспаривают возможность существования товара Гиффена в действительности. Однако сам Гиффен обосновывал свою гипотезу на примере конкретной исторической ситуации, а именно голода в Ирландии, когда картофель был основным продуктом питания и его покупали во все больших количествах, несмотря на повышение его цены.

Источник

Спрос, предложение и рыночное равновесие

Индивидуальный и рыночный спрос

В экономической теории принято различать индивидуальный спрос, как спрос отдельного покупателя на определенный товар, и рыночный спрос, т.е. суммарный спрос всех покупателей для каждой цены товара. Если обозначить через Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому чтоиндивидуальный спрос на i-й товар j-го покупателя, то рыночный спрос можно выразить как

Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что

где Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что— рыночный спрос,
n — число покупателей на рынке.

Кривая индивидуального спроса, имея, как и кривая рыночного спроса, отрицательный наклон, т.е. отражая уже описанную обратную зависимость между спросом и ценой, не является плавной, а имеет, скорее, ступенчатый вид.

Чтобы побудить человека, скажем, купить две пачки масла вместо одной, недостаточно небольшого снижения цены по сравнению с обычным уровнем. То есть если вместо 10 руб. (московская цена начала 1999 г.) она будет стоить 9 руб. 80 коп., затем 9 руб. 60 коп., далее 9 руб. 40 коп., то все эти изменения, скорее всего, не заставят одного конкретного покупателя удвоить объем покупки. Но в какой-то момент (допустим, при цене 8 руб.) он отреагирует повышением закупаемого количества продукта. На графике возникнет скачок спроса, «ступенька». Поскольку же «порог чувствительности» у потребителей разный, то, суммируясь, ступенчатые кривые индивидуального спроса сгладят друг друга и в итоге создадут плавную кривую рыночного спроса.

Неценовые факторы спроса

С учетом всех этих факторов общую функцию спроса можно представить в следующем виде:

Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что

Отразить такое множество переменных на обычном двумерном графике невозможно. Однако их влияние может быть учтено иным образом. Если изменение цены в графической интерпретации спроса означало движение вдоль кривой спроса, то изменение неценовых факторов спроса ведет к сдвигу кривой спроса вправо или влево.

Допустим, вследствие уменьшения дохода произошло уменьшение потребительского бюджета и обусловленного им спроса. В нашем примере из-за этого кривая спроса на рис. 4.2 сместится из положения D в положение Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому чтои при прежней цене колбасы станут покупать меньше ( Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому чтовместо Q).

Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что

Действие неценовых факторов спроса (детерминант спроса) зачастую может нейтрализовать влияние цены, т.е. изменение количества покупаемых товаров может происходить внешне независимо от движения цен. Например, если повышение цен и увеличение дохода будут происходить одновременно, то на графике вполне может возникнуть траектория, обозначенная нами точками A, B и С. При первом взгляде на нее может складывается впечатление, что нарушен закон спроса: ведь несмотря на рост цен (от Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому чтодо Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что) физический объем спроса растет (от Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому чтодо Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что). В действительности негативное влияние роста цен здесь просто маскируется ростом доходов. Рост цен сократил бы размеры спроса, но из-за роста дохода кривая спроса последовательно перемещалась из положения Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому чтов положение D, а затем и Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что, что вызвало увеличение спроса. Легко видеть, что не будь этого смещения и продолжай действовать кривая спроса Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что, даже подъем цен от Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому чтодо Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому чтонеминуемо вызвал бы резкое снижение спроса.

Для выявления влияния того или иного фактора на размер спроса следует абстрагироваться от влияния всех других факторов, т.е. воспользоваться принципом «при прочих равных условиях». Для этого надо, чтобы все параметры, кроме анализируемого, оставались неизменными.

Рассмотрим некоторые из перечисленных неценовых факторов спроса.

Спрос и доходы

Доходы населения и размеры накопленного имущества обычно связаны со спросом прямой зависимостью, т.е. чем богаче население, тем больше спрос; а чем оно беднее, тем меньше.

Так, ситуация со спросом на большинство потребительских товаров на российском рынке после девальвации рубля в августе 1998 г. и последовавшего за ней падения уровня реальных доходов населения соответствует именно этому случаю. В результате кризиса произошло снижение потребительских расходов или уменьшение спроса на товары. На графике (см. рис. 4.2) это выглядит как сдвиг кривой спроса из положения D в положение Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что.

На рис. 4.3 представлен реальный пример реакции спроса на нормальные и аномальные товары в условиях падения доходов населения в начальный период реформ в России. С понижением достатка люди стали потреблять больше хлеба (на 10%) и картофеля (на 19%), т.е. увеличили спрос на аномальные товары. Одновременно они сократили потребления мяса (на 19%) и фруктов (на 16%), уменьшив спрос на нормальные товары. Да это и понятно: стараясь сэкономить на еде, люди вынужденно увеличивают потребление дешевых (и менее качественных) продуктов.

Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что

Кстати, динамика потребления нормальных и аномальных продуктов питания в силу описанной закономерности может служить надежным критерием уровня жизни в стране. Чем большую долю в питании населения занимают хлеб, картофель, макароны, тем беднее страна. Напротив, чем больше доля мяса, молока, фруктов, тем она богаче.

Спрос и цены на другие товары

Конкретнее, если мы анализируем спрос на уголь в связи с забастовками шахтеров в России, а нам известно, что цены на товар-субститут угля нефть снижаются, то, как это ни печально, следует ожидать дальнейшего уменьшения спроса на уголь. А значит, государство должно своевременно начать подготовку к смягчению новой волны социальных трудностей в шахтерских регионах. Зато при росте цен на нефть обстановка в шахтерских регионах разрядится, поскольку спрос на уголь возрастет.

Так, рост цен на сахар в сезоны приготовления варенья ведет к уменьшению спроса на ягоды. Не случайно в российских женских журналах в таких случаях резко увеличивается количество рецептов по приготовлению варенья без сахара. Как говорится, голь на выдумки хитра: не имея возможности отменить экономическую закономерность, рачительные хозяйки пытаются ее обойти, вообще отказавшись от комплиментарного товара.

Спрос и ожидания

Сезонные, предпраздничные колебания продаж также можно отнести к изменениям спроса под влиянием потребительских ожиданий.

Спрос и потребительские предпочтения

Достаточно динамично изменяет объем спроса и такой фактор, как вкусы и предпочтения потребителей. Стоит в моду войти мини-юбкам, и кривая спроса на ткани смещается вниз: чего другого, а материи на эти наряды практически не нужно. На потребительские предпочтения и их изменения в свою очередь оказывают влияние семейное и социальное положение потребителей, возраст, пол, устойчивость национальных традиций и пр.

Но не только мода меняет предпочтения. Куда более масштабной причиной их изменений является технический прогресс. На глазах нынешнего поколения российской молодежи спрос на пластинки был практически «убит» распространением компакт-дисков.

Источник

Раздел 1. Исходные основы микроэкономики

Практическая работа 2

Целью данного практикума является усвоение действия рыночного механизма, закрепление понимания рыночного равновесия, освоение методики расчета.

Задачами практикума являются:

Оглавление

Задачи на построение кривых спроса и предложения товара

Задача 1

Постановка задачи: Зависимость объема спроса товара Х от его цены представлена в таблице.

Цена (Р) (долл.)

Объем спроса (Qd) (кг)

Нарисуйте кривую спроса данного товара и покажите, как она изменится, если покупатели будут предпочитать приобретать на 20 кг больше при каждом уровне цен?

Цена (Р) (долл.)

Объем спроса (Qd1) (кг)

Объем спроса (Qd2) (кг)

В результате сдвинется и кривая спроса, она разместится правее d1.

Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что

Задача 2

Постановка задачи: Зависимость объема спроса товара Х от его цены представлена в таблице.

Цена (Р) (тыс. руб.)

Объем спроса (Qd) (шт.)

Нарисуйте кривую спроса данного товара.

Технология решения задачи: Сначала нарисуем систему координат и выберем масштаб, затем поставим точки, соответствующие значениям объема спроса при определенной цене. Соединив точки, получим кривую спроса.

Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что

Задача 3

Постановка задачи: Дана кривая спроса d1 на услуги химчистки. Покажите, как изменится спрос, если химчистка объявит об увеличении тарифа на свои услуги.

Технология решения задачи: Сначала нарисуем систему координат и изобразим кривую спроса (при этом кривая не должна быть очень пологой, т. к. заменителей у данного производства мало).

Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что

Повышение тарифов приводит к уменьшению спроса на услуги, что изображается перемещением точки А в В по кривой спроса, поскольку меняется ценовой фактор. Объем спроса при этом уменьшится с Q1 до Q2.

Задача 4

Постановка задачи: Дана кривая спроса d1 на товар Х. Покажите изменение спроса, если товар станет более модным.

Технология решения задачи: Сначала нарисуем систему координат и изобразим кривую спроса (при этом вид кривой не имеет значения). Возьмем любую цену и отметим на кривой спроса точку А, которая характерна для этой цены, при этом объем спроса будет Q1.

Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что

Если товар Х станет модным, то кривая спроса сдвинется вправо в положение d2, что приведет к увеличению спроса на товар. Это можно изобразить перемещением точки А в точку B на новой кривой спроса при той же цене Р1. Объем спроса при этом увеличится с Q1 до Q2.

Задача 5

Постановка задачи: Первоначально кривая спроса на товар Х находилась в положении d1. Покажите изменение спроса, если на товар У увеличится цена (товар Х и У – заменители).

Технология решения задачи: Сначала нарисуем систему координат и изобразим кривую спроса на товар Х (при этом вид кривой не имеет значения). Возьмем любую цену и отметим на кривой спроса точку А, которая характерна для этой цены, при этом объем спроса будет Q1.

Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что

Если цена товара У увеличится, то спрос на него упадет и часть потребителей перейдет на потребление товаров-заменителей, в том числе товара Х. При этом кривая спроса на товар Х сдвинется вправо в положение d2, что приводит к увеличению спроса на товар. Это можно изобразить перемещением точки А в точку B на новой кривой спроса при той же цене Р1. Объем спроса при этом увеличится с Q1 до Q2.

Задача 6

Постановка задачи: Изобразите произвольную кривую спроса на товар А. Покажите изменение спроса, если на рынок пришли новые покупатели.

Технология решения задачи: Сначала нарисуем систему координат и изобразим кривую спроса (при этом вид кривой не имеет значения). Возьмем любую цену и отметим на кривой спроса точку A, которая характерна для этой цены, при этом объем спроса будет Q1.

Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что

Если на рынок товара А пришли новые покупатели, то кривая спроса сдвинется вправо в положение d2, что приводит к увеличению спроса на товар. Это можно изобразить перемещением точки A в точку B на новой кривой спроса при той же цене Р1. Объем спроса при этом увеличится с Q1 до Q2.

Задача 7

Постановка задачи: Цены на видеомагнитофоны снизились. Покажите на графиках, что произойдет на рынке видеомагнитофонов и рынке видеокассет.

Технология решения задачи: Сначала нарисуем систему координат и изобразим кривую спроса на видеомагнитофоны.

Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что

Понижение цен приведет к увеличению спроса на видеомагнитофоны, что изображается перемещением точки А в В по кривой спроса, поскольку меняется ценовой фактор. Объем спроса при этом увеличивается с Q1 до Q2.

Так как видеомагнитофоны и видеокассеты – товары комплиментарные (взаимодополняющие друг друга), то на рынке видеокассет тоже произойдут изменения. Поскольку спрос на видеомагнитофоны вырос, то и на видеокассеты он тоже увеличится.

Рассмотрим это на графике:

Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что

Кривая спроса на видеокассеты сдвигается вправо, поскольку изменяется неценовой фактор, и при той же цене Р1 объем спроса увеличится с Q1 до Q2.

Задача 8

Постановка задачи: Дана кривая спроса d1 на товар А. Покажите, как изменится положение этой кривой, если сезон на потребление товара закончится.

Технология решения задачи: Сначала нарисуем систему координат и изобразим кривую спроса d 1. Если сезон потребления товара закончился, то спрос на него упадет и кривая спроса сдвинется влево (вниз), при этом объем спроса при той же цене Р1 уменьшится с Q1 до Q2.

Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что

Задача 9

Постановка задачи: Функция спроса задана формулой Qd = 7-Р. Постройте кривую спроса.

Технология решения задачи:

1-й способ. Нарисуем систему координат и выберем масштаб, затем поставим точки, соответствующие значениям объема спроса при определенной цене. (Например, Р=1, Qd=6; Р=2, Qd=5 и т. д.) Соединив точки, получим кривую спроса.

Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что

2-й способ. Сначала нарисуем систему координат и выберем масштаб. Затем определим точки, соответствующие значениям объема спроса при нулевой цене и цене при объеме, равном нулю. Соединив точки, получим кривую спроса.

Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что

Задача 10

Постановка задачи: Зависимость объема предложения товара А от его цены представлена в таблице:

Цена (Р) (тыс. руб.)

Объем предложения (Qs) (шт.)

Нарисуйте кривую предложения данного товара.

Технология решения задачи: Сначала нарисуем систему координат и выберем масштаб, затем поставим точки, соответствующие значениям объема предложения при определенной цене. Соединив точки, получим кривую предложения.

Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что

Задача 11

Постановка задачи: Зависимость объема предложения товара А от его цены представлена в таблице:

Цена (Р) (тыс. руб.)

Объем предложения (Qs) (шт.)

Покажите на графике, что произойдет с кривой предложения данного товара, если производители увеличат предложение товара А на 10 единиц при каждом уровне цен.

Технология решения задачи: Сначала нарисуем новую таблицу, чтобы показать изменения в предложении товара.

Цена (Р)
(тыс. руб.)

Объем предложения (Qs1)
(шт.)

Объем предложения (Qs2)
(шт.)

Теперь нарисуем систему координат и выберем масштаб, затем поставим точки, соответствующие значениям объема предложения при определенной цене. Соединив точки, получим кривую предложения s1. Затем построим новую кривую предложения s2, соответствующую новым значениям предложения при разных ценах.

Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что

Задача 12

Постановка задачи: Функция предложения товара У задана формулой Qs = –100 + 20Р. Нарисуйте кривую предложения.

Технология решения задачи:

1-й способ. Нарисуем систему координат и выберем масштаб, затем поставим точки, соответствующие значениям объема предложения при определенной цене (например, Р=5, Qs=0; Р=10, Qs=100 и т. д.). Соединив точки, получим кривую предложения.

Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что

2-й способ. Сначала нарисуем систему координат и выберем масштаб. Затем определим точки, соответствующие значениям объема предложения при нулевой цене (Qs = –100 + 20*0= –100) и цене при объеме предложения, равном нулю (0= –100 + 20*Р, Р=5). Соединив точки, получим кривую предложения.

Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что

Задача 13

Постановка задачи: Дана кривая предложения на товар Х. Покажите изменение предложения, если в производстве будет применяться более дорогое сырье.

Технология решения задачи: Сначала нарисуем систему координат и изобразим кривую предложения (при этом вид кривой не имеет значения). Возьмем любую цену и отметим на кривой предложения точку А, которая характерна для этой цены, при этом объем предложения будет Q1. Применение более дорогого сырья приведет к росту издержек производства, объем производства сократится, а следовательно уменьшится, и объем предложения товара на рынке. Кривая предложения сдвинется влево (вверх), и при той же цене объем предложения уменьшится до Q2.

Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что

Задача 14

Постановка задачи: Цена товара А выросла. Покажите на графике, что произойдет с предложением этого товара.

Технология решения задачи: Сначала нарисуем систему координат и изобразим кривую предложения (при этом вид кривой не имеет значения). Возьмем любую цену Р1 и отметим на кривой предложения точку А, которая характерна для этой цены, при этом объем предложения будет Q1. Повышение цены приведет к росту дохода, поэтому производитель будет увеличивать производство этого товара, следовательно, и объем предложения товара на рынке увеличится. Кривая предложения при этом не изменяется, т. к. происходит изменение ценового фактора, что отразится на самой кривой. Точка переместится в положение B, объем предложения увеличится до Q2.

Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что

Задача 15

Постановка задачи: Государство ввело налог на товар А. Покажите на графике, какие изменения произойдут в предложении товара.

Технология решения задачи: Сначала нарисуем систему координат и изобразим кривую предложения (при этом вид кривой не имеет значения). Возьмем любую цену Р1 и отметим на кривой предложения s1 точку а, которая характерна для этой цены, при этом объем предложения будет Qa. Введение налога приведет к снижению дохода, поэтому производитель будет уменьшать производство этого товара, следовательно, и объем предложения товара на рынке уменьшится. Кривая предложения при этом сдвинется влево в положение s2, т. к. происходит изменение неценового фактора. Точка переместится в положение в, объем предложения уменьшится до Qв.

Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что

Задача 16

Постановка задачи: Государство ввело дотацию на производство товара Х. Как изменится положение кривой предложения этого товара?

Технология решения задачи: Сначала нарисуем систему координат и изобразим кривую предложения s1 (при этом вид кривой не имеет значения). Возьмем любую цену и отметим на кривой предложения точку а, которая характерна для этой цены, при этом объем предложения будет Qa. Получение дотации снизит издержки предприятия, а доход вырастет, поэтому производство продукции увеличится, возрастет и объем предложения товара на рынке. Кривая предложения при этом сдвинется вправо в положение s2. Точка переместится в положение в, объем предложения увеличится до Qв.

Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что

Задача 17

Постановка задачи: Изобразите произвольную кривую предложения на товар А. Покажите изменение предложения, если на рынок пришли новые продавцы.

Технология решения задачи: Сначала нарисуем систему координат и изобразим кривую предложения (при этом вид кривой не имеет значения). Возьмем любую цену и отметим на кривой предложения точку а, которая характерна для этой цены, при этом объем предложения будет Qa. Появление на рынке новых продавцов приведет к увеличению объема предложения товара на рынке. Кривая предложения при этом сдвинется вправо в положение s2, т. к. происходит изменение неценового фактора. Точка переместится в положение в, объем предложения увеличится до Qв.

Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что

Задачи на графическое определение рыночного равновесия

Задача 18

Постановка задачи: В таблице представлены данные о ценах, объемах спроса и предложения товара Х. Начертите кривые спроса и предложения и определите равновесную точку.

Цена (Р) (долл.)

Объем спроса (Qd) (шт.)

Объем предложения (Qs) (шт.)

Технология решения задачи: Рисуем систему координат. По оси х откладываем значения объема спроса и предложения, по оси у – цены товара.

Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что

В точке равновесия (Е) устанавливаются равновесная цена 18 долл. и равновесный объем продаж 6 штук.

Ответ: Цена 18 долл., объем продаж 6 штук.

Задача 19

Постановка задачи: В таблице представлены данные о ценах, объемах спроса и предложения товара Х. Начертите кривые спроса и предложения и на графике определите, что произойдет на рынке, если цена установится на уровне 14 долл.

Цена (Р)
(долл.)

Объем спроса (Qd)
(тыс. шт.)

Объем предложения (Qs)
(тыс. шт.)

Технология решения задачи: Рисуем систему координат. По оси х откладываем значения объема спроса и предложения, по оси у – цены товара.

Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что

В точке равновесия (Е) устанавливаются равновесная цена 18 долл. и равновесный объем продаж 16 штук. Так как цена установилась на уровне 14 долл., то равновесие нарушено. Объем спроса равен 15, а объем предложения 18 единицам. Разница в 3 единицы – это дефицит товара Х.

Ответ: дефицит в размере 3 тыс. штук товара Х.

Задача 20

Постановка задачи: Объемы спроса и предложения товара А представлены в таблице. Начертите кривые спроса и предложения и определите равновесную точку. Что произойдет на рынке, если цена установится на уровне 30 долл.?

Цена (Р)
(долл.)

Объем спроса (Qd)
(тыс. шт.)

Объем предложения (Qs)
(тыс. шт.)

Технология решения задачи: Рисуем систему координат. По оси х откладываем значения объема спроса и предложения, по оси у – цены товара.

Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что

Ответ: излишек в размере 2 тыс. штук товара А.

Задача 21

Постановка задачи: В таблице представлены данные о ценах, объемах спроса и предложения товара Х. Начертите кривые спроса и предложения и определите равновесную точку. Как изменится равновесие, если объем спроса увеличится на 2 единицы при каждом уровне цен.

Цена (Р) (долл.)

Объем спроса (Qd) (шт.)

Объем предложения (Qs) (шт.)

Технология решения задачи: Рисуем систему координат. По оси х откладываем значения объема спроса и предложения, по оси у – цены товара.

Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что

В точке равновесия (Е) устанавливаются равновесная цена 18 долл. и равновесный объем продаж 26 штук. Если спрос увеличится, то кривая сдвинется вправо на две единицы. Новое равновесие установится при цене 20 долл. и объеме продаж 27 штук.

Ответ: Равновесная цена 20 долл., объем продаж 27 штук.

Задача 22

Постановка задачи: В таблице представлены данные о ценах, объемах спроса и предложения товара У. Начертите кривые спроса и предложения и определите равновесную точку. Найдите, каким будет равновесие, если предложение вырастет.

Цена (Р)
(долл.)

Объем спроса (Qd)
(тыс. л.)

Объем предложения (Qs)
(тыс. л.)

Технология решения задачи: Рисуем систему координат. По оси х откладываем значения объема спроса и предложения, по оси у – цены товара.

Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Смотреть картинку Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Картинка про Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что. Фото Кривая спроса потребителя на продукцию имеет отрицательный наклон потому что

В точке равновесия (Е) устанавливаются равновесная цена 180 долл. и равновесный объем продаж 6 тыс. л. Изменение предложения рассмотрим в таблице:

Цена (долл.)

Объем спроса (Qd)

Объем предложения (Qs1)

Объем предложения (Qs2)

Построим новую кривую предложения s2. Равновесной ценой теперь будет 140 долл., а равновесный объем продаж равен 8 тыс. л.

Ответ: Новая равновесная цена 140 долл., объем продаж 8 тыс. л.

Задачи на применение формул расчета равновесной цены и равновесного объема продаж

Задача 23

Постановка задачи: Объем спроса на товар А на данном рынке определяется формулой Qd = 9 – Р, объем предложения – формулой Qs = –6 + 2Р, где Р – цена товара А. Найдите равновесную цену и равновесный объем продаж.

Технология решения задачи: В условиях равновесия объем спроса и объем предложения равны, следовательно, надо приравнять их формулы: 9 – Р = –6 + 2Р, отсюда равновесная цена равна 5. Чтобы определить равновесный объем продаж, надо подставить равновесную цену в любую формулу: Qd = 9 – 5 = 4 или: Qs = –6 + 2*5 = 4.

Ответ: равновесная цена равна 5 ден. ед., объем продаж – 4 у. е.

Задача 24

Постановка задачи: Функция спроса на благо Qd = 15 – Р, функция предложения Qs = –9 + 3Р. Определите равновесие на рынке данного блага. Что произойдет с равновесием, если объем спроса уменьшится на 1 единицу при любом уровне цен?

Технология решения задачи: В условиях равновесия объем спроса и объем предложения равны, следовательно, надо приравнять их формулы: 15 – Р = –9 + 3Р, отсюда, равновесная цена равна 6. Чтобы определить равновесный объем продаж, надо подставить равновесную цену в любую формулу: Qd = 15 – 6 = 9 или: Qs = – 9 + 3 * 6 = 9. Если спрос уменьшится на 1 единицу, то изменится функция спроса: Qd1 = (15 – 1) – Р = 14 – Р. Чтобы найти новую равновесную цену, надо приравнять новый объем спроса и объем предложения 14 – Р= –9+3Р, Р=5,75, объем продаж равен 8,25.

Ответ: равновесная цена 5,75, равновесный объем продаж 8,25.

Задача 25

Постановка задачи: Функция спроса на товар Х: Qd = 16 – 4Р, функция предложения Qs = –2 + 2Р. Определите равновесие на рынке данного блага. Что произойдет с равновесием, если объем предложения увеличится на 2 единицы при любом уровне цен?

Технология решения задачи: В условиях равновесия объем спроса и объем предложения равны, следовательно, надо приравнять их формулы: 16 – 4Р = –2 + 2Р, отсюда, равновесная цена равна 3. Чтобы определить равновесный объем продаж, надо подставить равновесную цену в любую формулу: Qd = 16 – 4 * 3 = 4 или: Qs = –2 + 3 * 2 = 4. Если предложение увеличится на 2 единицы, то изменится функция предложение: Qs1 = (–2 + 2) + 2Р = 2Р. Чтобы найти новую равновесную цену, надо приравнять новый объем спроса и объем предложения 16 – 4Р=–2+2Р, Р=2,33, объем продаж равен 6,68.

Ответ: равновесная цена 2,33, равновесный объем продаж 6,68.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *