Кризис двух лет у ребенка как проявляется и что делать
Кризис двухлетнего возраста
Анна Хрусталева редактор
В один прекрасный день мама полутора-двухлетнего малыша вдруг понимает, что ее чадо достигло переходного возраста. Чудесный, послушный малыш вдруг превратился в маленького монстра. С ним невозможно договориться, капризы возникают несколько раз в день по поводу и без повода, переключить внимание и отвлечь, как прежде, уже не удается.
Эта тема постоянно всплывает в конференции «Ребенок от 1 до 3». Мамы жалуются на своих неуправляемых чад:
Проявления кризиса
Его нельзя ничем отвлечь, любые попытки переключить на какие-то другие занятия приводят к ужасной истерике, валянию по полу и разбрасыванию всего, что под руку попадется. (ЧерниКа)
Бьет всех, капризничает, ложится на пол, чуть что не так. Стараюсь не обращать внимания, приласкать его лишний раз, но бить никого не позволяю, шлепаю легонько по ручкам, а он смеется и продолжает в том же духе. (Нюша)
Без истерик не проходит ни дня. Домой с прогулки почти всегда возвращаемся волоком, валяясь по полу в подъезде. Очень неприятно, но после 10 минут уговоров приходится тащить. (Эхомама)
Проявления истерики могут быть самые разные. От демонстративного лежания на полу, криков, топанья ногами до битья окружающих, швыряния вещей и ломания игрушек. Поводов для них тоже масса, причем взрослым они часто кажутся ничтожными или абсурдными. Например, ребенку вдруг хочется молока, которого в доме нет, поздним вечером; или он хочет ехать именно на грузовом лифте, а пришел пассажирский. Подчас требования ребенка совершенно невыполнимы.
Причины изменения поведения ребенка
Мамы начинают ломать голову: что же послужило причиной дурного поведения? Что было упущено в воспитании?
Похоже, накапливается какое-то напряжение, которое выплескивается наружу таким вот образом. (Эхомама)
Некоторые «истерики», на мой непрофессиональный взгляд, вызваны тем, что ребенку некуда сбросить свою энергию, просто «побеситься». (Irkin)
Может быть, мы уделяли старшей слишком много внимания, если такое бывает. (Натали)
Как правило, мамы напрасно казнят себя. Причина ухудшения поведения в другом: малыш вступает в переходный возраст, осваивает новую для себя систему отношений с внешним миром. В этом возрасте усиливается стремление к самостоятельности, желание справляться с простыми задачами без помощи родителей. Безусловно, такое желание надо приветствовать. Но издержкой этого периода являются истерики, когда ребенку кажется, что его личность ущемляют.
Опасения этой мамы не беспочвенны. Психологи утверждают, что в возрасте полутора-двух лет ребенок начинает исследовать границы дозволенного. И эти границы ему нужны, без них он перестает чувствовать себя в безопасности. Приведу фрагмент из статьи «Этот ужасный манипулятор» из журнала «Эго».
«Младенец пробует взаимодействовать с миром и наблюдает результаты. Если реакция внешней среды повторяется несколько раз, она фиксируется памятью как нормальная. В дальнейшем, пытаясь убедиться в собственной безопасности, малыш тянет за привычные веревочки и ждет привычных результатов. Это и есть для него знак того, что все в порядке. Со временем ребенок ДОЛЖЕН сталкиваться с сопротивлением окружающей среды. Не получая сопротивления, он подсознательно чувствует, что что-то не так. В конце концов, воспринимает это как своего рода опасность. Важно понять, что малыш, бьющийся в истерике и чего-то требующий, вовсе не нацелен на результат. Его проблема в том, что он нуждается в сопротивлении окружающих, чтобы испытать чувство безопасности, но не способен осознать и самостоятельно решить эту проблему».
Сознательно или несознательно родители ищут пути выхода из кризисной ситуации. Рецепты у каждого свои. Одни закрывают ребенка в детской с рекомендацией подумать своим поведением, или просто уходят в другую комнату, давая ему понять, что аудитории у него нет. Некоторым детям, чтобы успокоиться, нужен строгий родительский окрик. Очень действенным бывает объяснение того, что чувствует ребенок, но еще не умеет выразить словами: «Я понимаю, ты устал, сердишься. «
Пока дело не дошло до истерики и ребенок хоть как-то реагирует на слова, я говорю: «Ты плачешь, а я никак не могу понять, что ты хочешь. И от этого расстраиваюсь. Успокойся и скажи, и мы подумаем вместе, что можно сделать». (Irkin)
Как помочь ребенку справиться с истерикой
А если истерика все-таки началась? Что предпринять, чтобы помочь ребенку с ней справиться?
Многим мамам не удается ничего придумать, и они предпочитают уступить, лишь бы он замолчал. Это самый опасный путь. Он ведет к тому, что ребенок постепенно становится неуправляемым, привыкая всего добиваться криком. Родителям следует четко определить список разрешенных и запрещенных вещей, и всегда придерживаться однажды установленного запрета. Приведу еще одну цитату из вышеупомянутой статьи:
«Один раз уступив незаконному требованию, поддавшись чувству жалости, вины или просто потому, что так проще, вы даете вашему малышу впервые почувствовать реальную власть над вами. Нормальный человеческий контакт возможен только «по горизонтали», между равными, уважающими друг друга людьми».
Очень часто в конфликтной ситуации мама старается отвлечь внимание ребенка на что-то другое. Однако такой способ с подросшим ребенком становится все менее эффективным, а психологи считают его не самым удачным:
«Не пытайтесь отвлечь и «уболтать» ребенка, устроившего истерику. Этим вы лишь откладываете проблему, но не решаете ее. Ваш малыш должен испытать «момент истины», поняв, что такой способ взаимодействия с окружающим миром не годится».
Но как же все-таки поступать родителям маленького тирана? Прежде всего нужно взять себя в руки и постараться не раздражаться. Ваш голос должен быть спокойным и убедительным. Не стоит в момент разыгравшихся страстей пускаться в длинные объяснения, пытаясь достучаться до сознания и совести малыша. Даже взрослый в раздражении не способен действовать сознательно. Твердо и простыми словами объясните ребенку, почему вы не будете выполнять его требование. Но если вы видите, что истерика усиливается, просто выйдите из комнаты, не вступая в дальнейшие разговоры. Через некоторое время ребенок успокоится и возобновит общение с вами. Лучше дождаться, пока он сделает это сам. Некоторые дети в особо запущенных случаях воспринимают то, что взрослый начал общение первым, как капитуляцию, и истерика может начаться сначала. Но и выглядеть неприступными тоже не стоит.
Кризис двух лет у ребенка.
По мнению детских психологов, один из важнейших этапов это кризис двухлетнего возраста.
Многие родители, проходя через этот этап, приходят в отчаяние. В редких случаях взросление малыша проходит спокойной. Примерно в возрасте двух лет дети начинают по- новому смотреть на собственное «Я». Руки хорошо слушаются, ноги ходят, зачастую уже и речь развита, дети начинают тестировать окружающую действительность. Это абсолютно нормальная стадия развития ребенка, растет стремление к независимости.
Ваш малыш, за короткий срок из ангела может превратиться в неуправляемого чертёнка. Настроение может кардинально меняться за короткий промежуток времени и вы ничего не сможете с этим поделать.
Мой опыт: старший сын, до 2 лет был настоящим ангелом, дружил со всеми на площадке, играл во все, что предлагали. Исполнилось нам 2 года и он начал бить своих недавних друзей. Мы все объясняли, учились, но остановить это не могли. В конечном итоге, 2 месяца мама гуляла с ним на площадке в то время, когда там не было других детей.
У младшего сына примерно в этом же возрасте, даже чуть раньше появилось «Я САМ. ». Если со старшим мы ничего даже не прятали в доме, бытовая химия, вилки, ножи и прочее, он никогда их не брал и не проявлял интерес. Но младший у нас попробовал таблетку для посудомоечной машины на вкус. Резал руки, вовремя не убранным ножом, набивал шишки всеми возможными способами и демонстрировал полное непослушание.
Дети могут начать кусаться, драться, абсолютно перестать слушаться, убегать от вас, кричать и т.д.
К сожалению, мы с женой тоже делали ошибки на данном этапе, поэтому понимание этого важного вопроса поможет лучше справится с ним без агрессии и наказаний.
Понимание кризиса двухлеток
Родители, которые пытаются подготовиться к этому моменту, часто не ожидают, что он может начаться раньше. Все зависит от конкретного ребенка, развитости его нервной системы и физиологических особенностей. Иногда приступы гнева и агрессии у ребенка могут начаться даже с годовалого возраста. В тоже время этот кризис может перенестись на более поздний период.
Когда вы столкнетесь с данными проблемами в поведении, вы всегда должны помнить, что маленький ребенок не делает это только для неповиновения или с целью навредить вам и окружающим. Просто у него отсутствуют необходимые навыки общения, и он не знает как выразить свою независимость, вы должны научить его этому.
Длительность данного периода также может быть разной и зависит от ребенка и ваших действий.
Неосведомленность и психологическая неподготовленность родителей к кризису двухлетнего возраста у ребенка может привести к серьезным проблемам в семье и в дальнейшем формировании личности человека. Это происходит потому, что многие семьи «решают» проблему через агрессию и наказание. Для кого-то этот путь кажется наиболее простым, но это не так.
Ваша реакция в данной форме, например, озлобленностью или криками, только показывает ребенку, что агрессия и есть приемлемое средство общения. Это укрепляет и продлевает негативное поведение, а не помогает ребенку расширить словарный запас, в котором он нуждается, чтобы лучше справляться с эмоциями.
Как найти общий язык при кризисе двухлетки
«Укрощение» малыша начинается с укрощения собственных эмоций. Если вы сталкиваетесь с истериками вашего ребенка, вам необходимо сохранять спокойствие. В отличие от детей более старшего возраста, которые могут использовать истерики с другими целями, двухлетний ребенок просто демонстрирует поведение чтобы получить определенные ответы.
Вот некоторые варианты поведения для родителей, которые помогут остановить истерику:
Попытайтесь переключить внимание ребенка на другой объект. С улыбкой расскажите ему о чем-то интересном за окном, в книге и т.д. В тоже время не поощряйте поведение малыша и не давайте то, что он требует в истеричной форме. Приучайте и объясняйте с раннего возраста, что малыш получит то, что он просит только, если он сделает это в спокойной форме.
Если вы не можете отвлечь ребенка, игнорируйте такое поведение. Для малышей очень важно видеть ответную реакцию и, если они понимают, что истерика не достигает никаких результатов, то интерес к данному «инструменту» будет угасать. Вам нужно проявлять стойкость, чем более последовательными вы будете, тем больший результат принесет воспитание.
Если вы находитесь на публике, отведите ребенка в сторону без обсуждения и суеты и подождите, пока он или она не успокоятся. Если ребенок увидит, что на публике вы ведете себя иначе чем дома, то он может воспользоваться этим.
Если ребенок успокаивается и поведение улучшается, не стоит рассказывать о плохом поведении или подробно обсуждать проблему. (В конце концов, ребенку всего два года.) Вместо этого, хвалите хорошее поведение, и не подарками, а словами и привязанностью, обнимите, поцелуйте, улыбнитесь.
Другие советы, которые могут помочь
Необходимо учитывать состояние ребенка. Для малышей существуют несколько аспектов, которые могут сильно влиять на его поведение независимо от кризисных явлений:
— ребенок устал и хочет спать
— испытал сильную эмоциональную нагрузку, при этом необязательно негативную, хороший день, насыщенный интересными событиями также может перегрузить нервную систему малыша
— возможно он начинает заболевать, но внешне это еще сложно определить
Все эти состояния могут сделать абсолютно бесполезными уроки воспитания и вам необходимо лишь быть чуткими и помогать малышу.
Часто малыши чувствуют себя гораздо лучше, когда есть распорядок дня. Дети привыкают к питанию, сну, играм в определенное время и это хорошо. Однако по мере роста малыша вы не всегда сможете укладываться в этот распорядок. Необходимо учитывать и этот аспект.
Используйте «тайм-ауты», когда вы говорите ребенку – нам нужно 5 минут тишины и в течение этого времени не реагируйте на «провокации». Если вы находитесь на публике, то нужно отвести ребенка в тихое место без посторонних. Постарайтесь делать это без злобы. Если негативное поведение сохраняется, скажите, что отмените какие-то привилегии или используйте другие методы дисциплины с учетом возраста малыша.
В любом случае помните, что необходимо проявлять любовь и уважение к малышу. Таким образом, вы сможете помочь вашему ребенку пройти этот, зачастую, ложный этап в жизни и укрепить его уверенность в себе.
Особенности кризиса 2 лет у ребенка: советы психолога родителям, как правильно вести себя с “капризулей”
У детей, начиная с двухлетнего возраста, обычно происходит так называемый кризис двух лет. Поведение малышей с этого момента резко меняется, они становятся более капризными, устраивают истерики по каждому, даже незначительному поводу, стремятся делать все самостоятельно, и любая просьба или пожелание встречается ими отрицательно. Продлиться этот период может вплоть до трех лет. В это время к ребенку приходит осознания себя как отдельной личности, и он пытается выражать собственную волю, именно с этим и связаны проявления у него негативизма и упрямства.
В каждом возрасте малыши переживают тот или иной вид кризиса. Что же ждет родителей двухлетнего ребенка?
Перед родителями стоит не простая задача: оказать поддержку крохе и не подавить в нем желание быть самостоятельным, но одновременно с этим не потерять свой авторитет в его глазах. Важно в таком возрасте донести до малыша, в каких случаях он уже может принимать решения сам, а когда еще нет.
Причины постоянных отказов ребенка
Научившись отказывать, кроха определенный период времени не может прекратить это делать и продолжает постоянно говорить нет. Для него это подобно новой игрушке, с которой он не в состоянии расстаться, пока не наиграется. Единственный выход из ситуации для родственников – набраться как можно больше терпения. Нужно суметь передать ребенку то, что считаются с его мнением, и тогда со временем весь его негативизм сойдет на нет. Обычно, когда проходит кризис 2 лет, у детей наступает период спокойного развития (рекомендуем прочитать: полезные книги по воспитанию детей и об их психологии).
Правильная реакция на истерику
Часто неверная реакция родителя на истерические припадки ребенка провоцирует еще больший протест с его стороны. Основной метод, с помощью которого кроха пытается повлиять на взрослого и добиться желаемого – истерика. Она может сопровождаться не только криками и плачем, но и выбрасыванием игрушек и предметов, укусами, плеванием, а в некоторых случаях даже приступами удушья. Не проявив твердость однажды, родители тем самым дадут понять ребенку, что такой подход эффективен, и он начнет устраивать их все чаще. В будущем это опасно тем, что кроха станет манипулировать и использовать любовь родителей и их жалость в своих целях.
Истерика – часто сопровождает ребенка в период кризиса. Но, несмотря на это, если вы приняли решение отказать малышке, то стойте до конца, хотя так трудно устоять перед слезками
Важно понимать, что в период кризиса бурные припадки и чрезмерное упрямство вполне естественны для ребенка, и бывают они в той или иной степени у всех деток. Бить тревогу по этому поводу раньше времени не стоит. Обеспокоиться данным вопросом следует только тогда, когда кроха закатывает истерики по несколько раз в день, то есть истерическое поведение начинает носить уже постоянный характер.
Как бороться с истериками?
Истерики лучше научиться предотвращать, тем более сделать это намного проще, чем прекратить их. Ниже приведено несколько дельных советов:
Однако стремиться к абсолютному послушанию, только для того, чтобы ребенок был послушным, вряд ли стоит. В тех случаях, когда предупредить истерику не удалось, и она все же началась, необходимо дать ребенку успокоится, при этом самим оставаться спокойными. Лучше всего не трогать кроху и на время оставить его в одиночестве. Таким образом, можно показать своему чаду, что такой метод не будет иметь успеха и ни к чему не приведет. Оставшись один, малыш быстрее прекратит крики и займется чем-то более увлекательным, а может сам выйдет на контакт с родителями.
Если ребенок продолжает истерить достаточно долго, стоит снова попробовать успокоить и пожалеть его или отвлечь внимание. Важно из-за припадка не уступить малышу и не сделать так, как он хочет. Надо оставаться последовательными, мудрыми и справедливыми при принятии решений – это верный способ справиться с истерическим крохой.
Должна ли быть у ребенка свобода выбора?
Как и любой взрослый человек, ребенок должен иметь право выбора. В период кризиса 2-3 лет формируются волевые качества малыша, и для нормального их становления, ему нужно осознавать свою самостоятельность в моменты принятия решений. Отказ в возможности выбирать может подорвать развитие уверенной и целеустремленной личности.
Все дети сталкиваются с кризисом 2 лет или нет?
С подобным кризисом сталкиваются практически все дети, просто протекать он может совершенно по-разному, а его выраженность и интенсивность зависят от индивидуальных особенностей. Иногда кризисные проявления у ребенка могут быть настолько несущественными и кратковременными, что просто останутся незамеченными родителями.
Поведение в период кризиса полностью зависит от психологических изменений, становления личности как самостоятельной, проявлений своеволия и гордости за собственные достижения. Единственный случай, когда требуется помощь специалистов, это если у крохи, которому больше трех, отсутствуют перечисленные качества.
Рекомендации для родителей и родственников
Мамам и папам в период кризиса у ребенка могут быть очень полезны следующие советы, сделанные из каждодневных наблюдений:
Достаточно полезным будет, если:
Итоговые общие методы преодоления детского упрямства
Ниже перечислены варианты того, что может помочь справиться с упрямым малышом:
Как говорит доктор Комаровский, кризисное время просто нужно пережить, набравшись сил и терпения. Важно понимать и уважать потребности и желания своего карапуза и быть для него достойным примером.
Кризис 2-х лет
Этот возраст находится на стыке двух важнейших этапов формирования ребенка: кризиса развития речи и кризиса сепарации.
В 14-18 месяцев наступает первый критический период, когда у малыша наиболее интенсивно развиваются корковые речевые зоны. Примерно в период с 1 г 9 мес. по 2 г. 3 мес. Вы можете заметить появление словосочетаний и первых предложений в речи ребенка. К 3 годам уже развивается связанная, контекстная речь.
В то же самое время примерно с 1,5 лет начинается кризис сепарации или кризис отделения личности. Длится он может вплоть до 3-4 лет. В это время ребенку приходит осознание себя, как отдельной личности. Он пытается выражать собственную волю. Как правило, это происходит у малыша через негативизм и упрямство.
Перед родителями стоит непростая задача! Необходимо оказать поддержку малышу, не подавляя его стремление быть самостоятельным и, одновременно с этим, не потерять свой авторитет в глазах ребенка. В этом возрасте важно донести до малыша, в каких случаях он уже может принимать решения сам, а когда еще нет. Где-то можно уступить ребенку, а где-то поддержать и объяснить, почему его желание не осуществимо. В первую очередь, мы говорим о безопасности для здоровья малыша как днем, так и ночью.
В непростой кризисный период развития малыша мы можем наблюдать такие проявления:
Негативизм — ребенок не делает что-то только потому, что это предложил определенный взрослый. При этом, с другим взрослым это спокойно сделает. Главный мотив — не делать то, что ему сказали, а сделать наоборот.
Упрямство — способ настоять на своем. При этом, ребенок настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого изначально и отказаться от собственного решения не может, даже при изменении обстоятельств. Важно не путать упрямство с настойчивостью в достижении какой-то определенной цели.
Строптивость и деспотизм со стороны малыша. Причина, как мы уже описали выше, в стремлении проявить свою волю.
Что можно сделать?
При возникновении конфликтной ситуации принимайте решение исходя из того, насколько можно ребенку позволить осуществить его желание. Либо разрешайте то, что он хочет, либо, объясняйте, почему это небезопасно/недопустимо в принципе или в данный момент.
Контейнерируйте чувства и поддерживайте малыша. Проговаривайте то, что на Ваш взгляд чувствует малыш. Помогайте ему пережить эмоции, оказывая максимальную поддержку. Будьте последовательны. Если не разрешаете что-либо, то истерика не должна стать причиной изменения Вашего решения. Так малыш лишь поймет, что ОНА является способом достижения желаемого.
Общность решений. Обсудите со всеми членами семьи, что ни при каких обстоятельствах не разрешено ребенку. Например, играть с мобильным телефоном. Если кто-то дает, а другой нет, у малыша появляется неоднозначность и непонимание, почему в одних случаях можно, а в других нет, и как понять эту закономерность?
Не наказывайте ребенка за его эмоции и уж, тем более, не проявляйте физических воздействий. Это естественный этап развития и ребенок капризничает не на зло Вам. Он лишь учится справляться с новыми ощущениями.
Сон малышей в этом возрасте
В первую очередь, мы хотим напомнить родителям, что вопрос организации сна является зоной компетентности и ответственности родителей. Полноценный и достаточный сон — это физическое и психологическое здоровье ребенка.
В контексте сна даже при идеальном режиме может отмечаться следующее:
🔹 нежелание идти спать;
🔹 сопротивление сну, сложные засыпания;
🔹 резкий и громкий плач при уходе мамы, даже если ребенок до этого засыпал самостоятельно и спокойно в кроватке.
Какие действия можно предпринять?
▶ В первую очередь, проверьте распорядок дня. Не влияет ли усталость на сон малыша.
▶ Уделяйте больше времени ритуалу и расслаблению ребенка.
▶ Обратите внимание на достаточность активности днем.
▶ С охраняйте привычный и последовательный ритуал перед сном как днем, так и на ночь.
Если малыш засыпает сам в кроватке, но начал кричать перед или во время выхода за дверь, то есть несколько вариантов действий:
🔹 Вы можете выйти из комнаты и вернуться к нему через 1-2 минуты. Спокойно возьмите малыша на руки и посидите с ним, помогая успокоиться. При этом, избегайте начала игры, чрезмерного общения и стимуляции к активности. Сохраняйте обстановку сна. Показывайте своим поведением, что не намерены играть. Когда малыш успокоится, снова верните его в кроватку и выйдите. При необходимости, повторите все вышеуказанные действия и заранее проговорите, что уснуть ему нужно самому в кроватке. Как правило, при таком спокойном и последовательном поведении мамы, через 1-1,5 недели малыш снова начинает засыпать спокойно.
🔹 Вы можете остаться рядом с малышом на время засыпания. Однако, стоит понимать, что после «утихшей бури» Вам придется снова проделать работу, чтобы вернуть все обратно.
🔹 После 2-х лет во время дневного бодрствования проговаривайте и мотивируйте своего малыша к спокойному засыпанию. Например, если ты сегодня спокойно уснешь, мы завтра пойдем кормить уточек в парк (выберете то, что будет действительно интересно именно Вашему ребёнку) Лучше, если мотивация будет не через еду и покупки.
🔹 Утром обязательно благодарите малыша за его спокойное засыпание, если у него получилось.