Кризис менеджер это кто и чем занимается
Антикризисный управляющий
Особенности профессии
Антикризисные управляющие выполняют следующие функции:
— установление и уведомление выявленных кредиторов должника о возбуждении процедуры банкротства;
— проведение анализа финансового состояния должника;
— определение наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;
— получение и рассмотрение установленных требований кредиторов;
— составление и ведение реестра их требований;
— проведение инвентаризации имущества предприятия-должника и анализа его состояния;
— принятие мер по защите имущества предприятия;
— оформление имущественных прав на объекты недвижимости;
— оценка имущества, составление отчета по утвержденной типовой форме;
— оптимизация финансовых потоков;
— управление конфликтными ситуациями;
— выполнение решения арбитражного суда о реализации одной из процедур банкротства со всей полнотой персональной ответственности за его воплощение.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Профессия считается чрезвычайно престижной. Услуги опытного специалиста всегда востребованы. Кредиторы, довольные результатом работы управляющего, советуют обратиться к нему знакомым, попавшим в похожую ситуацию. Владельцы предприятий, испуганные перспективой потерять свой бизнес, на вознаграждение обычно не скупятся. Девизом грамотного антикризисного управляющего является не «всех за ворота», а «спасти любой ценой». Обновленная компания, поправив свои дела, в конечном итоге создаст новые рабочие места. А специалист, спасший не одно предприятие от полного разорения и закрытия, может рассчитывать на продолжение успешной карьеры.
Минусы
Возможные трудности, с которыми может столкнуться успешный кандидат, – это, во-первых, сопротивление среды и активное противодействие его начинаниям и идеям, заведомо ложное истолкование информации и неточная ее подача как внутри предприятия, так и во внешней среде. Во-вторых, возможен саботаж потенциальных подчиненных, отказ от повиновения, что может привести к конфликтам и хаосу.
Место работы
Предприятия и организации любых форм собственности, находящиеся на стадии банкротства.
Студентов специальности «Антикризисное управление» охотно приглашают на практику и стажировки такие компании, как: Государственное учреждение «Московский авиационный центр», ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», ООО «Аудит-Балт», ЗАО НПО «Мобильные Информационные Системы», ЗАО «ВТБ 24», ЗАО «Северсталь-ресурс», ЗАО «Инвестиционная компания ФИНАМ», ЗАО «KPMG», ОАО «Федеральный центр проектного финансирования», Комитет экономики Читинской области, ООО «ЭКСПЕРТ-ФИНАНС» и другие организации.
Важные качества
На должность антикризисного управляющего может претендовать человек, имеющий не только диплом, обширные знания из разных областей, но и определенный жизненный опыт, а также:
— наличие аналитических способностей; умение оперативно ориентироваться в сложной обстановке;
— умение анализировать ситуацию в долгосрочной перспективе, распознать потенциальное воздействие внешних и внутренних факторов, оценить перспективы развития (увидеть слабые, сильные стороны, возможности и риски);
— готовность противостоять внешнему влиянию;
— способность отделить субъективно-эмоциональное отношение от объективной реальности, фактов;
— высокая работоспособность в условиях неопределенности и дефицита времени; умение расставлять приоритеты; продуктивно работать с документами; оперативно решать административные вопросы; работать в условиях сопротивления; владение навыками регуляции эмоционального состояния;
— умение эффективно взаимодействовать на любом организационном уровне, «слушать и слышать», точно без искажений доносить свои идеи и организовать взаимообмен деловой информацией с партнерами (внутри организации и с акционерами);
— управление конфликтами (умение осуществлять контроль за кризисными ситуациями в коллективе, управлять конфликтной ситуацией: нейтрализовать и улаживать возникшие конфликты);
— способность мыслить масштабами всего предприятия и генерировать новые решения по развитию или диверсификации имеющегося бизнеса; видение возможностей, в том числе неочевидных, умение реально оценивать ситуацию и адекватно реагировать при повышении рисков.
Кризис-менеджер
Антикризисное управление считается высшей формой управленческой деятельности. Одно из значений греческого слова «кризис» — «решение». И потому в некотором смысле всякое управление — кризисное. Его цель — не допустить кризиса или выйти из него достойно.
Кто такой кризис-менеджер?
А когда все же не получается, за дело берется кризис-менеджер. Но репутация у антикризисного бизнеса, особенно в глазах банкротящихся предприятий, нередко «грязная». Вот чтобы подправить такую репутацию и вывести предприятие из кризиса (банкротства) и нужен такой человек как кризис-менеджер.
Начало работы кризис-менеджера
Для начала кризис-менеджеру придется выявить проблемы предприятия, в чем бы они ни коренились — во внешних или внутренних факторах, в отношениях с «верхами» (местной властью, например) или «низами» (сотрудниками предприятия самых разных уровней — от топ-менеджеров до простых рабочих), в легальном, юридически «сером» или откровенно криминальном поле.
Причем оценить ситуацию надо не на родном предприятии, а на малознакомом. То есть требуется проанализировать огромный объем информации, которую еще нужно получить. А ею не всегда охотно делятся. И даже если не скрывают, все равно значимые вещи часто не формализованы, коренятся в специфике предприятия, в его истории, в недокументируемых взаимоотношениях с партнерами.
Более того, все эти процессы — диагностика, анализ, выработка стратегии и ее реализация происходят в условиях жесточайшего напряжения, цейтнота, конфликта взаимодействующих сторон. Подчас единственное, что объединяет участников процесса, — подозрительность и антипатия по отношению к антикризисному управляющему, чужому для всех.
История кризис-менеджмента в СНГ
Надо сказать, некоторые основания для подобного отношения созданы и самой историей «спасителей». В начале 90-х годов стать кризис-менеджером мог чуть ли не любой, для этого нужно было только закончить курсы арбитражных управляющих. А в итоге их способностей нередко хватало лишь на то, чтобы хаотично распродать имущество в пользу отдельных кредиторов.
Эра таких «могильщиков» довольно быстро сменилась другой, более организованной, но и более опасной. Банкротство стало инструментом передела собственности. В управлении предприятием особенно важен контроль над тремя составляющими: акциями, долгами и топ-менеджерами. И борьба велась на трех фронтах одновременно: пакеты размывались, эмиссии или их итоги оспаривались, долги увеличивались либо, наоборот, сокращались, топ-менеджеры перекупались. Интересанты разворачивали настоящие войны за назначение «своего» антикризисного управляющего.
Кроме манипуляций с документами в ход шли и мощный «пиар», и прямой захват предприятий, и пожары в арбитражных судах. С разной степенью обоснованности в лоббизме упрекали всех, кто имел отношение к предприятию, — как местные власти, так и всей страны.
Законодательство, в том числе и последние внесенные в него изменения, не очень-то помогает «разруливанию» проблем, оптимизации работы кризис-менеджера и даже повышению его репутации. Зато помогает развитие бизнеса. Все-таки не то чтобы откровенно криминальные методы выходят из моды, но экономически более эффективным становится соблюдение правил игры, даже если они не слишком удачны.
Издержки профессии
Впрочем, и в совсем не скандальных ситуациях положению антикризисного управляющего не позавидуешь. Ведь он по определению работает в условиях кризиса. Но речь идет не только о положении предприятия — потенциального банкрота, есть и масса других факторов.
Мало того что кризис-менеджеру предстоит принимать решения высокой стоимости в условиях дефицита времени и информации — это, в конце концов, вопрос профессионализма. Значимые меры приходится проводить в условиях постоянных эмоционально насыщенных, вплоть до агрессивности, контактов.
Трудовой коллектив кризисной структуры, естественно, еще до прихода нового человека перестал получать прежнюю (а то и вообще какую-либо) зарплату и, что называется, «заведен». Накопившееся раздражение изливается, конечно, на незнакомца. Прежние управленцы воспринимают коллегу-конкурента в штыки: если уж они не смогли спасти родное предприятие, неужели чужой с этим справится, продемонстрировав тем самым несостоятельность прежнего менеджмента?! В ход идут как «отговорки», так и прямой саботаж: неявка на работу, отказ выдавать документы и прочее. Словом, появление нового человека рушит систему отношений, сложившуюся у руководства предприятия с местными властями, с партнерами. Да просто рушится привычная «картина мира». А ведь есть еще и давление бизнес-интересантов и государственных органов (причем не всегда объективное).
Именно поэтому анти-конфликтность считается одной из основных характеристик работы антикризисного управляющего. И именно поэтому все аналитики сходятся во мнении, что в данной профессии важны не cтолько специальные знания как внутренние качества личности. Главное же среди них — уметь добиваться доверия.
Лучшие кризис-менеджеры
Лучшие кризис-менеджеры — это люди уже заслужившие доверие: успешные профессионалы с безупречной репутацией и устойчивыми отношениями с властными структурами и управленцами того же уровня. Правда, их работа бывает действенной только в рамках своего региона или, в лучшем случае, своей отрасли.
Более универсальны профессионалы, умеющие добиваться авторитета, как говорится, с чистого листа. Поэтому в программах профессиональной подготовки антикризисных управленцев все большее внимание уделяется «психологической закалке»: менеджеров учат вести диалог и переговоры, выступать перед большой аудиторией, разрешать кадровые конфликты, достигать компромиссов и противостоять давлению.
Сама профессия тоже накладывает отпечаток на характер. По данным опросов, нестандартность ситуаций, возникающих в процессе управления кризисным предприятием, формирует своеобразную управленческую мудрость.
Необходимость для кризис-менеджера быть одинаково убедительным в переговорах с кредиторами и должниками, с местной властью и федеральными органами, с сотрудниками предприятия и членами собственной команды способствует повышению терпимости к чужому мнению, развивает сдержанность, самоконтроль и в то же время умение оставаться независимым в собственных суждениях.
Таким качествам научить нельзя — они приходят прежде всего с опытом. Впрочем, надеемся со временем позитивная практика Кризис-менеджмента наконец позволит изменить имидж профессии в целом. Возможно, тогда и станут кризис-менеджеров называть старым добрым словом — «попечители».
Кризис-менеджер — кто это
Профессия кризис-менеджера сейчас является достаточно востребованной как в Российской Федерации, так и за её пределами, ведь практически любое предприятие рано или поздно может столкнуться с кризисом. Работа кризис-менеджера заключается прежде всего в том, что именно на него возлагается задача по принятию жестких, иногда непопулярных решений по выведению субъекта хозяйствования из кризиса и сохранению бизнеса в целом. Именно поэтому знать о том, кто такой кризис-менеджер, когда следует обращаться к его услугам, и как работаю эти специалисты необходимо каждому руководителю или собственнику предприятия.
Кто такой кризис-менеджер — краткие сведения о профессии
Профессия кризис-менеджера, как отдельное направление деятельности возникла относительно недавно — в середине 20-го века, однако фактически потребность в ней, равно как и практическая реализация привлечения отдельных специалистов для решения сложных ситуаций, существовали с древних времен. Так, например, очень часто для реконструкции или возведения оборонительных сооружений привлекались специалисты из других стран. Более того, сама история призыва Рюрика на княжение на Руси может считаться примером обращения к постороннему специалисту для решения важных вопросов.
Таким образом, в общем случае кризис-менеджером называется специалист, который призван помочь организации справиться с текущей неблагоприятной ситуацией, возникшей в результате воздействия как внешних, так и внутренних негативных факторов, породивших кризис. Особенности работы этого сотрудника требуют от него наличия широкого спектра личностных качеств и должного уровня профессионализма. И для реализации поставленных перед ним задач кризис-менеджер должен иметь не менее широкий спектр полномочий.
Задачи кризис-менеджера — в чем заключается его работа
Как может быть понятно из самого названия профессии и её описания, основная задача кризис-менеджера — это выведение предприятия или его структурного подразделения из состояния кризиса. Однако, чтобы понять сущность этой работы, необходимо куда более детально рассмотреть деятельность специалистов в данной сфере. Ведь конкретные задачи, которые могут устанавливаться перед кризис-менеджером на практике, могут быть самыми разнообразными и включать в себя поиск и внедрение различных решений. При этом необходимо также понимать, что любые конкретные задачи, равно как и конкретные решения в рамках кризис-менеджмента являются сугубо индивидуальными — ведь каждое предприятие и тем более каждый конкретный кризис имеют свои особенности и нюансы, без учета которых применение общих и универсальных методик будет бесполезным.
Тем не менее, всё же можно выделить самые распространенные задачи, которые устанавливаются перед кризис-менеджером в рамках ведения его профессиональной деятельности. И к ним можно отнести следующие конкретные аспекты работы:
Как подобрать кризис-менеджера — аутсорс или штатный работник
Один из важнейших вопросов, который встает перед руководителями компании, принявшими решение о необходимости поиска антикризисного менеджера для исправления текущего положения или в целом, для защиты от возможного столкновения с кризисом в будущем — это вопрос того, где именно нанимать кризис-менеджера и на каких условиях прибегать к его услугам. Сейчас в большинстве случаев кризис-менеджеры работают как сторонние специалисты на условиях аутсорсинга или в рамках срочного трудового договора.
Тем не менее, в штате некоторых крупных компаний можно найти и сотрудников, работающих по направлению антикризисного менеджмента на постоянной основе — в рамках бессрочного трудового договора. Как же принять правильное решение? Лучше всего рассмотреть преимущества и недостатки каждого из подходов. Так, например, работа со штатным специалистом обладает следующими плюсами:
Однако такой подход имеет и ряд очевидных недостатков, которые тоже следует учитывать работодателям:
Учитывая все вышеприведенные факторы, можно понять, что большинство компаний предпочитают нанимать именно посторонних работников по принципу аутсорсинга и заключения гражданско-правового договора вместо трудового. В таком случае кризис-менеджер действительно будет заинтересован в скорейшем разрешении ситуации, на оплату его услуг придется нести затраты только в течение относительно короткого промежутка времени.
Какими качествами и навыками должен обладать хороший кризис-менеджер
Учитывая важность должности кризис-менеджера в рамках управления компанией и персоналом, следует понимать, что к специалистам в данной сфере устанавливаются крайне высокие требования. Причем эти требования касаются и личностных качеств, и практических навыков, и опыта работника. С точки зрения наличия документальных подтверждений образования или какой-либо квалификации же напротив, официальный диплом не имеет большого значения при трудоустройстве по рассматриваемой профессии.
В целом, каждое конкретное предприятие может устанавливать свои требования к кандидатам на роль кризис-менеджеров, однако обычно они включают в себя следующие составляющие характеристики кандидата:
Конечно же, при подборе специалиста в рамках кризис-менеджмента наибольшее значение имеет именно репутация и практический опыт решения задач по выведению предприятий из кризиса. Однако и специалисты, способные похвастаться значительным портфолио, являются достаточно редкими кадрами, найти которые может быть сложно даже с использование методов хедхантинга.
Насколько выгодна профессия кризис-менеджера — зарплаты в этой сфере
Как можно понять из вышеприведенной информации — профессия кризис-менеджера является крайне высокооплачиваемой. Ведь фактически от этого специалиста может целиком и полностью зависеть судьба целого предприятия и все его дальнейшее существование. Высокие требования к опыту и личным качествам сотрудника еще сильнее сужают количество кандидатов и фактически, поиск эффективного менеджера может стать сложной задачей для работодателя.
Соответственно — и уровень заработной платы этих специалистов является крайне высоким. Конечно, до того, чтобы стать кризис-менеджером, необходимо в обязательном порядке получить опыт работы в сфере управления персоналом, и, конечно же — реальные практические рекомендации или кейсы принятия важных решений в рамках борьбы с какими-либо кризисами.
Гонорары кризис-менеджеров могут достигать нескольких миллионов или даже десятков миллионов рублей за месяц работы. Распространенной практикой является предоставление менеджерам по итогам проведенной ими политики акций как доли предприятия, либо же — процента от прибыли всей компании. Ведь собственник и совет директоров напрямую заинтересованы в как можно более сильной вовлеченности специалиста в свою деятельность и высокой мотивации труда.
Кризисный менеджер: требования и функциональные обязанности
О профессии
Антикризисный менеджер присутствует практически на каждом крупном предприятии. Вся деятельность этого специалиста направлена на проведение качественного анализа деятельности организации. Для чего это необходимо? В первую очередь для выявления слабых сторон. Из-за финансовых дыр, неграмотных решений руководства, различного рода попустительства и т. д. у предприятия могут возникнуть большие проблемы в виде кризиса, банкротства или какого-либо другого вида ухудшения финансового состояния. Именно представитель рассматриваемой профессии должен спасти организацию.
Как правило, многие фирмы заказывают себе антикризисного менеджера в самый последний момент — когда положение дел уже не спасти. Организации же с более грамотным руководством содержат у себя целый блок менеджеров и управляющих, деятельность которых направлена на недопущение ухудшения финансового состояния предприятия.
Наверное, не стоит даже указывать на то, что работа антикризисного менеджера является очень трудной и ответственной. Получить рассматриваемую профессию способна далеко не каждая личность. Только очень грамотный, наделенный рядом определенных качеств человек способен качественно вести свою работу.
Важные качества
На должность антикризисного управляющего может претендовать человек, имеющий не только диплом, обширные знания из разных областей, но и определенный жизненный опыт, а также:
— наличие аналитических способностей; умение оперативно ориентироваться в сложной обстановке;
— умение анализировать ситуацию в долгосрочной перспективе, распознать потенциальное воздействие внешних и внутренних факторов, оценить перспективы развития (увидеть слабые, сильные стороны, возможности и риски);
— готовность противостоять внешнему влиянию;
— способность отделить субъективно-эмоциональное отношение от объективной реальности, фактов;
— высокая работоспособность в условиях неопределенности и дефицита времени; умение расставлять приоритеты; продуктивно работать с документами; оперативно решать административные вопросы; работать в условиях сопротивления; владение навыками регуляции эмоционального состояния;
— умение эффективно взаимодействовать на любом организационном уровне, «слушать и слышать», точно без искажений доносить свои идеи и организовать взаимообмен деловой информацией с партнерами (внутри организации и с акционерами);
— управление конфликтами (умение осуществлять контроль за кризисными ситуациями в коллективе, управлять конфликтной ситуацией: нейтрализовать и улаживать возникшие конфликты);
— способность мыслить масштабами всего предприятия и генерировать новые решения по развитию или диверсификации имеющегося бизнеса; видение возможностей, в том числе неочевидных, умение реально оценивать ситуацию и адекватно реагировать при повышении рисков.
Второе направление в профессии
Следующее ответвление, которое предполагает сфера антикризисного менеджмента — это консультация различного уровня.
Консультант различного уровня обязан не только оценивать возможное восстановление деятельности предприятия, но и:
Основное отличие арбитражного консультанта от рассматриваемого специалиста состоит в том, что последний — по-настоящему заинтересованное лицо. Связанно это, конечно же, с коммерческой составляющей. Тем не менее многие предприятия, даже находящиеся на грани краха, все же предпочитают иметь дело с консультантом различного уровня. Советы антикризисного менеджера, задействованного на разных уровнях управления, гораздо эффективнее и плодотворнее, чем советы не заинтересованного лица.
Организационная ловкость
Установлено, что источниками кризиса бизнеса, часто выступают внутренние причины, связанные с процессами роста и развития организации как самоорганизующейся системы. Для того чтобы классифицировать подобные кризисы некоторые авторы сопоставляют развитие организации с развитием человека и выделяют так называемые жизненные циклы организаций (organisations life cycles). Яркими представителями такого подхода являются Ларри Грейнер (Lary Greiner) и Ицхак Адизес (Ichak Adizes).
Существует и альтернативный подход, завоевавший множество сторонников. Созданный в 1990 году Американский институт кризис-менеджмента (Institute for Crisis Management или ICM) предложил первично разделить все причины кризисов на две категории: внезапные (sudden) и тлеющие (smoldering).
Внезапные кризисы — это непредвиденное и резкое нарушение экономической деятельности предприятия, вызванное обстоятельствами природного или техногенного характера, а также ущербом, нанесенным репутации компании.
Тлеющие кризисы обычно вызваны проблемами, которые скрыто развивались в компании и до момента их проявления были не известны ни внутри компании ни за ее пределами и которые могут привести к серьезным угрозам или убыткам.
В отчете ICM за 2018 год говорится, что на долю внезапных кризисов приходится 33% кризисов предприятий в мире, а на долю тлеющих — оставшиеся 67%, причем наибольший вклад в их число вносят действия самих руководителей в рамках маркетинговой, инвестиционной, финансовой и управленческой деятельности и связанные с некомпетентностью, инертностью и страхом изменений. Кроме того, многочисленные исследования показывают, что внутренние проблемы компании усиливают действия внешних обстоятельств и благополучное ранее предприятие может вдруг оказаться в трудном финансовом положении.
Во время экономической неопределенности компания вынуждена сокращать расходы и формировать “денежную подушку”, но это далеко не единственная мера, приводящая к успеху. Решающим фактором в деле вывода предприятия из кризиса является организационная ловкость (organisational agility) — способность руководителей мыслить нестандартно и оперативно перестраивать процессы внутри компании.
В исследовании, проведенном в 2008-2009 годах группой экономистов “The Economist Intelligence Unit” и озаглавленном “Организационная ловкость: как бизнес может выжить и преуспеть в неспокойные времена” (Organisational agility: how business can survive and thrive in turbulent times), говорится, что сохранить конкурентоспособность в современных условиях смогут только те компании, которые будут «гибкими как Гудди» (Houdini-like twist) и работать на опережение в условиях меняющегося рынка.
Организационная ловкость, по мнению авторов исследования, включает в себя следующие элементы:
Таким образом, в современных условиях предприятие эффективно и конкурентоспособно только в случае нахождения в состоянии постоянного изменения и развития.
Управление современной компании должно строится на принципах стратегического планирования и упреждающего контроля. Это означает, что процессы производства и управления подлежат постоянному улучшению. Руководители, в том числе средний и линейный менеджмент, должны постоянно внедрять инновации — т.е. делать другие вещи и делать вещи по-другому
Иными словами, стратегия компании должна основываться на принципе эффективной адаптации к изменениям окружающей среды — когда быстро меняются условия снаружи, важно также быстро реагировать на эти изменения внутри, ведь упреждающее воздействие гораздо эффективнее, нежели воздействие по устранению последствий катастрофы
Круг обязанностей
Работать приходится в накаленной атмосфере вражды, ведь к помощи кризис-менеджеров чаще всего прибегают только в критических ситуациях. Долги, размолвки между владельцами и управляющим составом, явные и скрытые войны, недовольные сотрудники – все это входит в привычную для консультантов обстановку. При этом необходимо мобилизовать все силы и выполнять обязанности антикризисного менеджера максимально точно.
Антикризисный менеджер проводит следующие мероприятия:
Также важно уметь регулировать конфликтные ситуации. Менеджер является связующим звеном между всеми участниками оформления процесса банкротства
Требования к квалификации
Профессия кризис-менеджера сложная, серьезная и высокооплачиваемая, а потому требования, предъявляемые к такому специалисту, довольно многообразны.
Образование
В настоящее время во многих экономических университетах страны можно обучиться на кризисного менеджера, поступив на одноименную специальность. Закончив бакалавриат, юный специалист уже может приступать к работе. Однако изначально такое обучение обойдется гораздо дороже, чем в случае с другими экономическими специальностями.
Вообще, успешно практикующие управленцы считают, что конкретное образование в данном случае играет неключевую роль. Гораздо важнее, чтобы у менеджера имелись все необходимые экономические и правовые знания, а также наличествовали особые навыки.
Высшее же образование может быть любым другим профильным, к примеру, в сфере управления персоналом, юриспруденции или же финансов.
Навыки и умения
Антикризисный менеджер должен обладать безупречной репутацией, а также уметь налаживать связи как с властными структурами, так и с другими управляющими. Большим плюсом является наличие «психологических» навыков, то есть умение вести диалог, организовывать переговоры, публично выступать, решать конфликтные моменты и не поддаваться давлению.
Еще одним важным навыком, приходящим с течением времени, является умение сохранять самоконтроль и выдержку в любой ситуации. Кризисный менеджер должен быть равно убедительным во время переговоров с кредиторами и должниками, властными структурами и коллективом убыточной организации.
Он должен адекватно воспринимать мнение окружающих, но оставаться независимым в собственных решениях.
Так как кризисный специалист работает в экономической сфере, для него важно хорошо разбираться в финансовых стратегиях и теориях, а также правовом законодательстве. Важным считается знание структуры компании, взаимосвязи отделов и происходящих процессов
Особенности профессии
Найти выход из сложной ситуации может только высокопрофессиональный экономист-управленец. Работать ему часто приходится во враждебной среде, где конфликт накален до предела. Долги, недовольные рабочие, скрытая война с теми, кто довел предприятие до банкротства, — обычная ситуация. Профессия потребует не только глубоких знаний экономики, финансов, менеджмента, но и смелости.
Антикризисные управляющие выполняют следующие функции:
— установление и уведомление выявленных кредиторов должника о возбуждении процедуры банкротства;
— проведение анализа финансового состояния должника;
— определение наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;
— получение и рассмотрение установленных требований кредиторов;
— составление и ведение реестра их требований;
— проведение инвентаризации имущества предприятия-должника и анализа его состояния;
— принятие мер по защите имущества предприятия;
— оформление имущественных прав на объекты недвижимости;
— оценка имущества, составление отчета по утвержденной типовой форме;
— оптимизация финансовых потоков;
— управление конфликтными ситуациями;
— выполнение решения арбитражного суда о реализации одной из процедур банкротства со всей полнотой персональной ответственности за его воплощение.
Обучение профессии
Для получения работы необходимо отучиться по специальности в высшем учебном заведении. Как может быть получена профессия «антикризисный менеджер»? Где учат этой работе? Об этом и будет рассказано далее.
На самом деле, ничего сложного в получении рассматриваемой профессии нет. Громадное количество университетов и институтов в странах СНГ содержит специальность, именующейся «антикрикризисным управлением». На этих факультетах будут даны качественные знания в сфере противостояния кризису. Сюда входит проведение диагностики, политика финансово-экономического оздоровления, основы банкротства с точки зрения права, бизнес-планирование и многие другие дисциплины.
Наверное, стоит перечислить основные учебные учреждения, в которых можно получить качественные знания для получения в дальнейшем рабочего места. Сюда относятся такие российские вузы, как:
В другом крупном государстве СНГ, в Украине, можно отучиться по рассматриваемой специальности в таких ВУЗах, как:
Личные качества
Одним из наиболее важных качеств, необходимых для работы антикризисным менеджером, является стрессоустойчивость.
Работнику необходимо принимать серьезные решения, часто связанные с большими суммами, в условиях дефицита и времени, и информации.
Довольно часто встречается неприкрытая агрессия и нежелание идти на контакт со стороны представителей коллектива, раздражение которых по поводу отсутствия зарплаты или ухудшихся условий «изливается» на чужака. Предыдущие управляющие также не испытывают энтузиазма по поводу прихода антикризисного специалиста, ведь успех его работы будет означать полную некомпетентность служащих в организации руководителей.
В результате если специалист не обладает такими качествами, как антиконфликтность, умение вызывать доверие, оставаться профессионалом в любой ситуации и абстрагироваться от неприятных моментов, долго он в профессии протянуть не сможет.
Основным девизом профессионала должна стать фраза «Цель оправдывает средства».
Он должен вывести компанию из кризиса или банкротства абсолютно любыми средствами, включая увольнения, переустановки и понижения. В этом ему поможет такое качество, как хладнокровие.
Еще одной важной характеристикой является наблюдательность – опытные антикризисные управляющие, благодаря этому качеству, определяют все недостатки компании за пару-тройку недель. Вообще, требования, предъявляемые к антикризисному профессионалу, могут отличаться в зависимости от специфики компании, которой требуется специалист
Однако обычно от работника требуются высшее образование в профильной сфере, опыт работы на руководящих должностях и наличие портфолио с выполненными проектами. Основными личностными качествами, ожидаемыми от менеджера, являются стрессоустойчивость, целеустремленность, ответственность и нестандартный подход
Вообще, требования, предъявляемые к антикризисному профессионалу, могут отличаться в зависимости от специфики компании, которой требуется специалист. Однако обычно от работника требуются высшее образование в профильной сфере, опыт работы на руководящих должностях и наличие портфолио с выполненными проектами. Основными личностными качествами, ожидаемыми от менеджера, являются стрессоустойчивость, целеустремленность, ответственность и нестандартный подход.
Оптимизация затрат
Это мероприятие принять выделять отдельно в рамках кризис-менеджмента. Оптимизация затрат не всегда приравнивается к проведению тотальных экономических мероприятий. В основном такая оптимизация подразумевает под собой сокращение расходов в рамках одних статей, но их увеличения в других, к примеру, для повышения уровня спроса. Такие мероприятия отличаются активным использованием средств и методов в условиях предприятия, которые необходимы для устранения угрожающей функционированию предприятия ситуации.
Стоит учесть, что эффективное использование этих средств является совместным желанием руководства и служащих организации, построенным на основе рекомендаций консультанта, направления объединенных сил на борьбу с кризисом.
Кризис-менеджер – это кто?
Кризис-менеджер являет собой специалиста, приглашенного компанией для ее вывода из кризисной ситуации. На территории Российской Федерации такая профессия довольно редкая, поэтому квалифицированные кадры высоко ценятся в этой области. Основной особенностью кризис-менеджера является то, что он в штате – человек со стороны, который не имеет в компании ни близких ни родственников. Это обусловлено тем, что нередко для оптимизации приходится пользоваться радикальными мерами, например, сокращение штата. Несмотря на это, продуктом его деятельности становится оптимизация ситуации, выведение фирмы из кризисного упадка на положительные рубежи.
Чтобы констатировать кризисное положение, управление компании определяет кризис, а следом заявляет об угрозе фирме. Далее руководство определяется: справится ли оно самостоятельно с кризисом или ей нужен квалифицированный работник в этой области. В России чаще всего происходит самостоятельная оптимизация. При приеме в штат кризис-менеджера ему дается время на изучение работы фирмы. Обычно это занимает 2-3 недели. После этого срока работник озвучивает список рекомендаций.
Очень часто в кризисе виновно руководство фирмы, поэтому на территории России такие кадры приглашаются редко. Исключения составляют акционерные общества, большей частью акций который владеет третья сторона.
Требования к кризис-менеджеру
Целью работы кадра является восстановление фирм. Такой специалист особо необходим компании, когда она запустила в производство какой-либо обновленный или новый товар или заключило сделку крупных масштабов. Такие мероприятия сводят компанию к большому риску, который иногда оказывается сильнее обстоятельств и фирма попадает в осложненное экономическое положение.
В этой ситуации в спектр должностных обязанностей профессионала входит:
Зачастую этот специалист работает совместно с логистом, юристами, аудитором, а также экономистами. Такое совместное производство обуславливается активным повышением эффективности труда вышеперечисленных специалистов в условиях развивающихся кризисных ситуаций, угрожающих работоспособности компании.
Экскурс в историю
Кризисные менеджеры начали пользоваться очень высоким спросом во время кризиса 2006 года, когда страну накрыло массовое банкротство компаний. Однако первым представителем этой профессии можно смело назвать Алексея Орлова, который сумел вывести Российскую империю не из одного кризиса. Конечно же, тогда никто не знал о существовании подобной специальности, но Орлов стал ее ярким представителем.
Он помог царице Екатерине совершить государственный переворот, свергнув с престола ее супруга – царя Петра III. Позже предложил российскому флоту разбить сильнейший в мире и веками господствовавший в Средиземном море турецкий флот в его же водах. После этого Россия на долгие годы обрела морское господство. Это далеко не все заслуги Орлова перед Екатериной и всей страной, которые характеризуют его как нестандартно мыслящего человека, умеющего искать выходы даже из самых сложных ситуаций.
Личные качества
Одним из наиболее важных качеств, необходимых для работы антикризисным менеджером, является стрессоустойчивость.
Довольно часто встречается неприкрытая агрессия и нежелание идти на контакт со стороны представителей коллектива, раздражение которых по поводу отсутствия зарплаты или ухудшихся условий «изливается» на чужака. Предыдущие управляющие также не испытывают энтузиазма по поводу прихода антикризисного специалиста, ведь успех его работы будет означать полную некомпетентность служащих в организации руководителей.
В результате если специалист не обладает такими качествами, как антиконфликтность, умение вызывать доверие, оставаться профессионалом в любой ситуации и абстрагироваться от неприятных моментов, долго он в профессии протянуть не сможет.
Основным девизом профессионала должна стать фраза «Цель оправдывает средства».
Еще одной важной характеристикой является наблюдательность – опытные антикризисные управляющие, благодаря этому качеству, определяют все недостатки компании за пару-тройку недель. Вообще, требования, предъявляемые к антикризисному профессионалу, могут отличаться в зависимости от специфики компании, которой требуется специалист
Однако обычно от работника требуются высшее образование в профильной сфере, опыт работы на руководящих должностях и наличие портфолио с выполненными проектами. Основными личностными качествами, ожидаемыми от менеджера, являются стрессоустойчивость, целеустремленность, ответственность и нестандартный подход
Вообще, требования, предъявляемые к антикризисному профессионалу, могут отличаться в зависимости от специфики компании, которой требуется специалист. Однако обычно от работника требуются высшее образование в профильной сфере, опыт работы на руководящих должностях и наличие портфолио с выполненными проектами. Основными личностными качествами, ожидаемыми от менеджера, являются стрессоустойчивость, целеустремленность, ответственность и нестандартный подход.
Особенности профессии
Современный кризис-менеджер занимается тем же, чем в свое время прославился Алексей Орлов. Он приходит в самый сложный для компании или предприятия момент, оценивает риски, условия работы и другие показатели, влияющие на финансовое здоровье. Далее – разрабатывает и внедряет план по спасению организации и выводу ее из кризисного состояния.
Найти все «проплешины» в финансовом секторе и работе руководства и определить другие слабые места может только очень грамотный специалист. Основными функциями менеджера являются:
Чтобы выстроить грамотную стратегию по выводу компании из сложной ситуации, нужно обладать не только большим багажом знаний, но и психологической устойчивостью. Менеджер работает, как правило, в неблагоприятной моральной среде, потому он должен иметь стойкую нервную систему.